- Об институте
- Об институте
- Сведения об образовательной организации
- Новости
Войти
Реализация программ профессионального обучения
Реализация программ профессионального обучения
- лица, ранее не имевшие профессии рабочего или должности служащего;
- лица, уже имеющие профессию рабочего или должность служащего, в целях получения новой профессии;
- лица, имеющие профессию рабочего или должность служащего, в целях совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков без повышения образовательного уровня.
Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, предоставляется бесплатно.
Профессиональное обучение — дистанционно, в формате обучения на производстве
Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; в учебных центрах профессиональной квалификации; на производстве; в форме самообразования.
Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц.
Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения. Программы разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов или установленных квалификационных требований.
Задача программ: предоставление знаний в области профессиональной деятельности; помощь в овладении приемами и методами выполнения работы.
Граждан, которые осваивают программу профессионального обучения, называют слушателями.
Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена, который проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний. Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей.
По завершению обучения лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство о получении профессии рабочего, должности служащего и присвоенном разряде или классе, категории, форма которого определяется самой организацией или лицом, осуществляющим профессиональное обучение.
Источник: irpo-site.ru
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации дистанционно, в формате стажировки
На что направлена программа профессиональной подготовки
Анализируя мнения исследователей относительно дефиниционного толкования понятия «профессиональная подготовка» отметим, что в большинстве случаев речь идет об усвоении знаний, формировании умений и навыков, адекватных сфере профессионального труда, которые и определяют готовность специалиста к профессиональной деятельности и выполнению функций по профессиональному предназначению. По нашему мнению, подобное видение отражает лишь профессионально-функциональный аспект профессиональной подготовки, не уделяя должного внимания развитию самой личности в плане актуализации в процессе профессиональной подготовки ее внутренних ресурсов, которые в достаточной степени влияют на эффективность профессиональной деятельности и обеспечивают готовность специалиста к ее осуществлению. В статье выделяются и анализируются принципы, функции и закономерности профессиональной подготовки курсантов войск национальной гвардии России.
профессиональная подготовка
войска национальной гвардии
закономерности
1. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития / А.Н. Джуринский. – М.: Просвещение, 1993. – 190 с.
2. Бурлакова И.И. Основные подходы к трактовке качества образования в России и за рубежом / И.И. Бурлакова // Инновации в образовании. – 2013. – № 1. – С. 35–39.
3. Абдрахманова Г.С. Качество образования / Г.С. Абдрахманова // Управление качеством образования в условиях инновационного развития экономики. – Набережные Челны, 2003. – С. 253–254.
4. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – М.: Академия, 2001. – 480 с.
5. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273–ФЗ.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт ВПО по направлению подготовки (специальности) 030901 – Правовое обеспечение национальной безопасности (17.01.2011 г., приказ № 39).
7. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии России по военно-учетной специальности 370300 «Служебно-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений внутренних войск». Приказ ГКВНГ России № 220 от 16.06.2011.
Направленность профессиональной подготовки должна соответствовать современным социально-экономическим и политическим вызовам, носить опережающий характер, обеспечивая стабильность государства во всех сферах общественных отношений и личностно-профессиональное развитие будущих специалистов. На наш взгляд, данный постулат получает особую означенность в практике профессиональной подготовки военных кадров для войск национальной гвардии (далее ВНГ) России, относительно содержания и особенностей которой мы продолжим свои исследовательские рассуждения с учетом изложенных выше теоретических позиций.
По нашему мнению, профессиональная подготовка будущих офицеров ВНГ России, являясь органической составляющей системы военно-профессионального образования, представляет целенаправленный, полифункциональный процесс овладения курсантами системой компетенций (общекультурных, профессиональных, специальных (военно-профессиональных)) в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, квалификационных требований к офицерам ВНГ России и спектром выполняемых видов деятельности и профессиональных задач, формирования личности, обладающей готовностью к реализации профессиональных функций в различных условиях служебно-боевой деятельности.
Конечной целью профессиональной подготовки является достижение качества образования, которое, по мнению А.Н. Джуринского [1], определяется с позиций позитивных изменений в процессуальных и результативных аспектах образования. При этом в рамках компетентностного подхода, который нормативно закреплен в качестве базового в ФГОС ВПО, результативный аспект профессиональной подготовки представлен готовностью выпускников к эффективной организации профессиональной деятельности посредством актуализации сформированных ключевых компетенций; в процессуальном аспекте профессиональной подготовки находят отражение требования к ее непосредственной организации в образовательном процессе [2]. В этой связи весьма значимой для нас представляется точка зрения Г.С. Абдрахмановой[3], которая определяет качество профессиональной подготовки (как процесса) в проекции оценки соответствия образовательной системы в ее кадровом, материально-техническом, информационном, научно-методическом потенциале предъявляемым требованиям и ее возможности (в результативном аспекте) обеспечить достижение результата, который детерминирован требованиями к качеству подготовки выпускников.
Учитывая вышеизложенное, полагаем возможным определить грань между процессом и результатом в границах профессиональной подготовки: применительно к процессу мы ведем речь о траектории ее организации в ракурсе обеспечения необходимых условий, которые должны быть созданы для получения результата, который определяется уровнем соответствия личностно-профессиональной готовности выпускников нормативно заданным и социально-обусловленным требованиям. Здесь мы следуем точке зрения В.А. Сластенина [4], который под термином «подготовка» понимает динамический процесс, целью которого является достижение результата, в качестве которого выступает готовность.
При этом основными принципами организации профессиональной подготовки будущих офицеров ВНГ России являются следующие:
— принцип субъектно-прогностической направленности, отражающий необходимость учета социально-профессиональных императивов профессиональной подготовки и интересов курсанта как основного субъекта профессиональной подготовки, возможностей его развития и саморазвития в образовательно-профессиональной среде;
— принцип адаптивности и вариативности, предусматривающий возможность модификации траектории профессиональной подготовки в условиях новых социально-политических реалий, внешних вызовов и внутренних обстоятельств;
— принцип правовой доминантности, закрепляющий в качестве базиса организации профессиональной подготовки будущих офицеров ВНГ России опору на нормативно-правовые основания профессиональной деятельности;
— принцип системности, предполагающий интеграцию усилий всех субъектов образовательного процесса во всех его компонентахи уровнях для достижения целей профессиональной подготовки и получения искомого результата;
— принцип информационной открытости, позволяющий соориентировать процесс профессиональной подготовки на конструктивное восприятие новой информации, поступающей из внешней среды, ее обработку и трансфер в образовательно-профессиональную среду;
— принцип адресной направленности, ориентирующий траекторию профессиональной подготовки на организацию индивидуальных образовательных маршрутов с учетом уровня подготовленности и личностных качеств курсантов;
— принцип содействия, предполагающий реализацию в процессе профессиональной подготовки личностно-профессионального потенциала курсантов в контактно-устанавливающей деятельности и удовлетворение их потребностей в профессиональном развития и саморазвитии;
— принцип ответственности, позволяющий обеспечить ориентацию профессиональной подготовки на соблюдение нравственно-этических постулатов профессиональной деятельности, интериоризацию каждым курсантом социальных и профессионально-нравственных требований, осознание последствий принимаемых решений для себя, других субъектов профессиональной общности и сферы профессионального труда.
В качестве основных закономерностей профессиональной подготовки будущих офицеров ВНГ России нами выделяются:
— обусловленность результата профессиональной подготовки качеством ее организации, спецификой взаимодействия участников образовательных отношений, характером горизонтальных и вертикальных межсубъектных связей;
— зависимость качества процесса и результата профессиональной подготовки курсантов от качества функционирования всех структурных элементов образовательной системы, реализации политики военного вуза ВНГ России в области качества образования.
Профессиональная подготовка будущих офицеров ВНГ России выполняет ряд функций, которые определяются спецификой образовательно-профессиональной среды, особенностями организации и тенденциями развития ведомственной системы образования:
— информационно-правовая, направленная на предоставление курсантам и всем субъектам образовательного процесса информации о тенденциях развития служебно-боевой деятельности офицеров ВНГ России, способах боевого применения частей и подразделений ВНГ России, особенностях правового регулирования профессиональной деятельности;
— прогностическая, ориентирующая вектор профессиональной подготовки на перспективу профессиональной деятельности и выполняемые функции на первичных и последующих должностях с использованием методов профессиографии;
— образовательно-развивающая, обеспечивающая вооружение курсантов системой компетенций, способствующая формированию профессиональной готовности в интересах развития личности будущего офицера, его профессионально-личностного становления и роста;
— регулятивная, позволяющая осуществлять коррекцию когнитивно-поведенческого маршрута личности курсанта, актуализацию его личностных ресурсов для достижения цели деятельности;
— контрольно-оценочная, направленная на оценку личностно-профессиональных достижений курсантов, готовности к модификации своей профессиональной деятельности и поведения, активному управлению процессом собственного развития;
— мотивационно-побуждающая, ориентирующая курсантов на качественную деятельность в рамках профессиональной подготовки, осознание своего профессионального долга и личной ответственности за принимаемые решения;
— нравственно-этическая, состоящая в формировании у курсантов ценностно-смыслового отношения к сфере профессионального труда, обществу в целом, основанному на следовании нравственно-этическим нормам поведения и признании человека высшей ценностью.
Анализируя ФГОС ВПО, отметим, что фактически он представляет собой модель подготовки будущего офицера, закрепляя в своем функциональном поле описание структуры и содержания образовательного процесса, ресурсного и информационного обеспечения, требования к условиям, результату и качеству освоения основных образовательных программ (далее ООП). Поэтому весьма важно остановиться на характеристике ключевых позиций, представленных в стандарте (область, цели и характеристика профессиональной деятельности выпускников, требования к структуре ООП, условиям их реализации, результатам освоения), поскольку именно они задают ориентиры организации и методического сопровождения профессиональной подготовки.
В соответствии с требованиями стандарта выпускник в рамках профессиональной функциональности реализует следующие виды профессиональной деятельности: правотворческая, правоприменительная, экспертно-консультационная, правоохранительная, организационно-управленческая, научно-исследовательская и педагогическая, которые предполагают решение ряда задач при исполнении профессиональных функций [8].
Поэтому организация профессиональной подготовки осуществляется с учетом задач по каждому из указанных видов деятельности и предполагает в качестве ориентиров закрепление требований к результатам освоение ООП в виде общекультурных (16) и профессиональных (30) компетенций, структурирование в организационном и временном аспектах ООП, представленной, в свою очередь, учебными циклами (гуманитарный, социальный, экономический, информационно-правовой, профессиональный), разделами, практикой, государственной итоговой аттестацией. В качестве важного фактора эффективной организации профессиональной подготовки стандартом определены требования к условиям реализации ООП, которые включают разработку нормативно-правовой и учебно-методической документации, регламентирующей правовые основания и образовательную траекторию деятельности образовательной организации высшего образования, реализацию в образовательном процессе активных и интерактивных форм и методов обучения, обеспеченность учебной, научной и специальной литературой, составляющей информационный базис учебного процесса, требования к научному и педагогическому цензу профессорско-преподавательского состава (далее ППС).
Таким образом, ФГОС ВПО задает общую канву профессиональной подготовки курсантов, интегрируя в своем поле требования к различным аспектам организации образовательного процесса в образовательной организации высшего образования, организующей образовательный процесс в рамках вышеназванного стандарта.
Источник: science-pedagogy.ru
Курсы переподготовки и повышения квалификации: в чем отличие
Курсы переподготовки и повышения квалификации: в чем отличие
- Специфика профессиональной подготовки
- Особенности повышения квалификации
- Пример
- Разница между переподготовкой и повышением квалификации
- Кому нужна профессиональная переподготовка, а кому необходимо повысить квалификацию
- Как выбрать образовательное учреждение
Желание изменить жизнь, совершенствоваться в профессии, ускорить карьерный рост или повысить доход толкают людей, уже обладающих образованием и профессией, к дальнейшему обучению.
Сегодня сфера дополнительного образования предлагает желающим множество эффективных программ, направленных на развитие сотрудников и повышение уровня их профессиональных компетенций. Это – курсы профпереподготовки и повышения квалификации.
Какой программе отдать предпочтение, в чем разница и сходства между ними и сколько времени нужно учиться, чтобы получить диплом? На эти и другие популярные вопросы мы сегодня и ответим.
Специфика профессиональной подготовки
Распространено мнение, что программы дополнительного образования схожи. Но это не так, профпереподготовка принципиально отличается от повышения квалификации и имеет свои особенности.
Главной целью таких курсов является обеспечение своих слушателей навыками, необходимыми для карьерного старта в абсолютно новой профессии. Практически, переподготовка – это сжатый ускоренный вариант приобретения дополнительного высшего образования.
Емкость программы перепрофилирования предполагает получение специальных профессиональных компетенций, а базовые дисциплины, в отличие от полноценного высшего образования, даются в сжатом виде или не даются вовсе.
Законодательством установлен минимум длительности обучения на таких курсах, он составляет 250 академических часов.
После благополучной итоговой аттестации выпускникам выдается диплом о завершении обучения, который дает право осуществлять профессиональную деятельность по освоенной специальности.
Особенности повышения квалификации
Для повышения квалификации сотрудников разрабатываются программы, которые призваны помочь уже действующим в данной профессии работникам освежить подзабытую информацию, дать актуальные знания в соответствии с произошедшими нововведениями или навыки в рамках узкой специальности. Такое обучение не предполагает кардинальную смену основной профессии, а лишь дает дополнительные компетенции для выполнения своей работы.
Курсы переподготовки и повышения квалификации: в чем отличие
Повышение квалификации регламентируется на государственном уровне. Существуют специальности, для которых повышать свою квалификацию является обязательным в установленные сроки. Например, по закону педагоги должны обновлять свою базу знаний каждые три года.
В соответствии с федеральным законодательством, самый краткосрочный курс повышения квалификации длится минимум 16 часов. За это время решается конкретная задача – улучшается профессиональный уровень по определенному точечному направлению. Объемные курсы повышения квалификации предполагают полноценное изучение дисциплин для восполнения пробелов в знаниях с учетом всех введенных за последнее время новшеств.
Источник: ncrdo.ru