Кампания по ликвидации безграмотности (с 1919 г. до начала 1940-х гг.) – массовое обучение грамоте взрослых и подростков, не посещавших школу, – была уникальным и самым масштабным социальным и образовательным проектом всей истории России.
Неграмотность, в первую очередь – среди сельского населения, – была вопиющей. Перепись 1897 г. показала, что из 126 млн. зарегистрированных при опросе мужчин и женщин грамотных среди них оказалось только 21,1%. За почти 20 лет после первой переписи уровень грамотности почти не изменился: 73% населения (старше 9 лет) были элементарно неграмотны. В этом аспекте Россия стояла последней в списке европейских держав.
В начале ХХ века вопрос о всеобщем образовании не только активно обсуждался в обществе и прессе, но и стал обязательным пунктом программ почти всех политических партий.
История России. ХХ век. Лекция 11. НЭП. Большевики за прилавком | History Lab
Победившая в октябре 1917 г. партия большевиков вскоре приступила к реализации этой программы: уже в декабре того же года в Наркомате просвещения РСФСР (первым наркомом просвещения стал А.В. Луначарский) был создан внешкольный отдел под руководством Н.К. Крупской (с 1920 г. – Главполитпросвет).
Собственно, сама кампания ликбеза началась позже: 26 декабря 1919 г. Советом Народных Комиссаров (СНК) был принят декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». В первом пункте декрета объявлялось обязательное обучение грамоте на родном или русском языке (по желанию) граждан в возрасте от 8 до 50 лет, – чтобы предоставить им возможность «сознательно участвовать» в политической жизни страны.
Забота об элементарном образовании народа и приоритет этой задачи легко объяснимы – прежде всего, грамотность была не целью, а средством: «массовая неграмотность находилась в вопиющем противоречии с политическим пробуждением граждан и затрудняла осуществление исторических задач преобразования страны на социалистических началах». Новой власти требовался новый человек, полностью понимавший и поддерживающий политические и экономические лозунги, решения и задачи, этой властью ставившиеся. Помимо крестьянства, основной «целевой» аудиторией ликбеза были рабочие (впрочем, здесь ситуация была относительно неплохой: профессиональная перепись 1918 г. показала, что 63% городских рабочих (старше 12 лет) были грамотны).
В декрете с подписью председателя СНК В.И. Ульянова (Ленина) декларировалось следующее: каждый населенный пункт, где количество неграмотных было больше 15, должен был открыть школу грамоты, она же пункт по ликвидации неграмотности – «ликпункт», обучение шло 3-4 месяца. Под ликпункты рекомендовалось приспосабливать всевозможные помещения: заводские, частные дома и церкви. Обучающимся сокращали рабочий день на два часа.
132. Политические партии России начала XX в. Ч.1
Наркомат просвещения и его отделы могли привлекать для работы в ликбезе «в порядке трудовой повинности все грамотное население страны» (не призванное в войска) «с оплатой их труда по нормам работников просвещения». Уклоняющимся от исполнения декретных предписаний грозила уголовная ответственность и другие неприятности.
По всей видимости, за год после принятия декрета никаких заметных действий по его выполнению сделано не было, и через год, 19 июля 1920 г. появился новый декрет – об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК л/б), а также ее отделов «на местах» (их называли «грамчека») – теперь комиссия занималась общим руководством работой. При ВЧК л/б имелся штат разъездных инструкторов, помогавших своим районам в работе и следивших за ее выполнением.
Что же именно имелось в виду под «безграмотностью» в системе ликбезов?
В первую и главную очередь это было самое узкое понимание – азбучная неграмотность: на начальном этапе ликвидации целью было обучить людей технике чтения, письма и простого счета. Окончивший ликпункт (теперь такой человек назывался не безграмотным, а малограмотным) умел читать «ясный печатный и письменный шрифт, делать краткие записи, необходимые в обыденной жизни и в служебных делах», мог «записать целые и дробные числа, проценты, разобраться в диаграммах», а также «в основных вопросах строительства Советского государства», то есть ориентировался в современной общественно-политической жизни на уровне усвоенных лозунгов.
Правда, часто малограмотный, возвратившись к привычной жизни (тяжелее было женщинам), забывал полученные в ликпункте знания и навыки. «Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь!» – грозно, но справедливо предупреждал агитационный плакат: до 40% окончивших ликпункты возвращались туда снова.
Школы для малограмотных стали второй ступенью в системе образования рабочих и крестьян. Цели обучения были более обширны: основы обществоведения, экономической географии и истории (с идеологически «правильной» позиции марксистско-ленинской теории). Кроме того, в деревне предполагалось обучение началам агро- и зоотехники, а в городе – политехнических наук.
В ноябре 1920 г. в 41 губернии Советской России работало примерно 12 тыс. школ грамоты, однако работа их не была полностью налажена, не хватало ни учебников, ни методик: старые азбуки (в основном детские) категорически не годились для новых людей и новых нужд. Не хватало и самих ликвидаторов: от них требовалось не только обучать основам наук, но и разъяснять цели и задачи строительства советского хозяйства и культуры, вести беседы на антирелигиозные темы и пропагандировать – и разъяснять – элементарные правила личной гигиены и правил социального поведения.
Ликвидация безграмотности нередко встречала сопротивление со стороны населения – прежде всего, сельского. Крестьяне, особенно на окраинах и «национальных районах», так и оставались «темнотой» (курьезные причины отказа учиться приписывали народам Севера: те считали, что учить стоит оленя и собаку, а человек и сам разберется).
Кроме того, помимо всяческих поощрений для учащихся: торжественных вечеров, выдачей дефицитных товаров, было немало и карательных мер с «перегибами на местах» – показательные судебные процессы – «агитсуды», штрафы за прогулы уроков, аресты. Тем не менее, работа шла.
Новые буквари начали создавать уже в первые годы Советской власти. По первым учебникам особенно заметна основная цель ликбеза – создание человека с новым сознанием. Буквари были мощнейшим средством политической и социальной пропаганды: читать и писать учили по лозунгам и манифестам.
Среди них были такие: «Заводы наши», «Мы были рабы капитала… Мы строим заводы», «Советы установили 7 часов работы», «У Миши запас дров. Миша купил их в кооперативе», «Малышам нужна прививка оспы», «Среди рабочих много чахоточных. Советы дали рабочим бесплатное лечение». Таким образом, первое, что узнавал прежний «темный» человек, – то, что он всем обязан новой власти: политическим правам, здравоохранению и бытовым радостям.
В 1920–1924 годах вышли два издания первого советского массового букваря для взрослых (авторства Д. Элькиной и др.). Букварь назывался «Долой неграмотность» и открывался известным лозунгом «Мы – не рабы, рабы – не мы».
Кампания по ликбезу активно проводилась и в Красной армии: ряды ее в значительной мере пополнялись за счет крестьян, а те в массе своей были неграмотны. В армии также создавали школы для неграмотных, проводили многочисленные митинги, беседы, чтение вслух газет и книг.
По-видимому, порой у красноармейцев не было выбора: часто у дверей помещения для занятий ставили часового, а по воспоминаниям С.М. Буденного, на спины кавалеристов, отправлявшихся на передовую, комиссар прикалывал листы бумаги с буквами и лозунгами. Шедшие сзади невольно учили буквы и слова по лозунгам «Даешь Врангеля!» и «Бей гада!». Результаты кампании ликбеза в Красной Армии выглядят радужно, однако не очень достоверно: «с января по осень 1920 г. овладело грамотой более 107,5 тыс. бойцов».
Первый год кампании серьезных побед не принес. По данным переписи 1920 г., грамотными были 33 % населения (58 млн. человек) (критерием грамотности было только умение читать), при этом перепись не была всеобщей и не включала районы, где шли военные действия.
В 1922 г. был проведен Первый Всесоюзный съезд по ликвидации неграмотности: там было решено в первую очередь обучать грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов в возрасте 18-30 лет (срок обучения увеличили до 7-8 месяцев). Еще через два года – в январе 1924 г. – XI Всероссийский съезд Советов 29 января 1924 г. принял резолюцию «О ликвидации неграмотности среди взрослого населения РСФСР», и поставил Х годовщину Октября сроком полной ликвидации неграмотности.
В 1923 г. по инициативе ВЧК л/б было создано добровольное общество «Долой неграмотность» (ОДН), которое возглавил председатель Центрального исполкома съезда Советов РСФСР И СССР М.И. Калинин. Общество выпускало газеты и журналы, буквари, пропагандистскую литературу.
По официальным данным, ОДН быстро росло: от 100 тыс. членов к концу 1923 г. до более полумиллиона в 11 тыс. ликпунктов в 1924 г., и около трех млн человек в 200 тыс. пунктов в 1930 г. Но по воспоминаниям никого иной как Н.К. Крупской, истинные успехи общества были далеки от этих цифр. Ни к 10-летию, ни к 15-летию Октября (к 1932 г.) взятые обязательства по искоренению неграмотности выполнить не успели.
На протяжении всего периода кампании по ликбезу официальная пропаганда давала преимущественно оптимистичную информацию о ходе процесса. Однако трудностей было немало, особенно «на местах». Та же Н.К. Крупская, вспоминая свою работу во время кампании, нередко упоминала о помощи В.И.
Ленина: «Чувствуя его сильную руку, мы как-то не замечали трудностей в проведении грандиозной кампании…». Вряд ли эту сильную руку чувствовали местные руководители: не хватало помещений, мебели, учебников и пособий как для учащихся, так и для учителей, письменных принадлежностей. Особенно сильно бедствовали в селах: там приходилось проявлять большую изобретательность – из газетных вырезок и журнальных иллюстраций составляли азбуки, вместо карандашей и перьев использовали древесный уголь, свинцовые палочки, чернила из свеклы, сажи, клюквы и шишек. На масштаб проблемы указывает и специальный раздел в методических руководствах начала 1920-х годов «Как обойтись без бумаги, без перьев и без карандашей».
Перепись 1926 г. показала умеренный прогресс в кампании ликбеза. Грамотных было 40,7%, т.е меньше половины, при этом в городах – 60%, а в селе – 35,4%. Разница между полами была значительна: среди мужчин грамотных было 52,3%, среди женщин – 30,1%.
С конца 1920-х гг. кампания по ликвидации неграмотности вышла на новый уровень: меняются формы и методы работы, увеличивается размах. В 1928 г. по инициативе ВЛКСМ был начат всесоюзный культпоход: требовалось влить свежие силы в движение, его пропаганда и изыскание новых материальных средств для работы. Существовали и другие, необычные формы агитации: например, выставки, а также передвижные агитвагоны и агитпоезда: создавали новые ликпункты, организовывали курсы и конференции, привозили учебники.
В это же время методы и принципы работы становятся более жесткими: все чаще упоминают «чрезвычайные меры» в достижении результатов, а и без того милитаристская риторика ликбеза становится все более агрессивной и «военной». Работа именовалась не иначе как «борьбой», к «наступлению» и «штурмовщине» добавились «культштурм», «культтревога», «культармейцы». Этих культармейцев к середине 1930 г. стало миллион, а официальное число учащихся в школах грамоты достигло 10 млн.
Серьезным событием стало введение в 1930 г. всеобщего начального обучения: это означало, что «армия» безграмотных перестанет пополняться подростками.
К середине 1930-х гг. официальная печать утверждала, что СССР стала страной сплошной грамотности – отчасти поэтому от очередной переписи 1937 г. ожидали стопроцентных показателей в этой сфере. Сплошной грамотности не было, но данные были неплохие: в населении старше 9 лет грамотных мужчин было 86%, а грамотных женщин – 66,2%. Однако в то же время не было ни одной возрастной группы без неграмотных – и это при том, что критерий грамотности в этой переписи (как и предыдущей) был низким: грамотным считался тот, кто умел читать хотя бы по слогам, и написать свою фамилию. По сравнению с предыдущей переписью прогресс был колоссальным: большая часть населения все же стала грамотной, дети и молодежь ходили в школы, техникумы и вузы, женщинам стали доступны все виды и ступени обучения.
Однако результаты этой переписи засекретили, а часть организаторов и исполнителей подверглась репрессиям. Данные следующей, 1939 года, переписи были изначально скорректированы: по ним грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет составляла почти 90%, таким образом получалось, что к концу 1930-х годов в ходе кампании было обучено грамоте около 50 миллионов человек.
Даже с учетом известных «приписок», это свидетельствовало о явном успехе грандиозного проекта. Неграмотность взрослого населения, хоть и не будучи до конца ликвидированной, утратила характер острой социальной проблемы, и кампания по ликбезу в СССР была официально завершена.
Анатолий Васильевич Луначарский
Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933) – первый нарком просвещения РСФСР (с октября 1917 по сентябрь 1929 г.), революционер (в социал-демократических кружках он состоял еще с 1895 г.), один из лидеров большевиков, государственный деятель, с 1930-х гг. – директор Института русской литературы Академии наук СССР, литератор, переводчик, пламенный оратор, носитель и пропагандист противоречивых взлядов. Человек, даже в годы гражданской войны мечтавший о скором воплощении идеала Возрождения – «физического красавца, гармонично развивающегося, широко образованного человека, который знаком с основами и важнейшими выводами в самых различных областях: технике, медицине, гражданском праве, литературе…». Сам он во многом этому идеалу старался соответствовать, занимаясь всевозможными масштабными проектами: ликвидацией неграмотности, политическим просвещением, построением принципов передового пролетарского искусства, теории и основ народного образования и советской школы, а также воспитания детей.
Культурное наследие прошлого, по мнению Луначарского, должно принадлежать пролетариату. Историю, как русской, так и европейской литературы он анализировал с точки зрения классовой борьбы. В своих эмоциональных, ярких и образных статьях он утверждал, что новая литература станет венцом этой борьбы, и ждал появления гениальных пролетарских писателей.
Именно Луначарский был одним из инициаторов попытки перевести русский алфавит на латиницу, для чего в 1929 г. в Наркомпросе образовали специальную комиссию. Помимо этой экзотической попытки интеграции с западным культурным миром, он напрямую лично поддерживал общение с известными иностранными писателями: Р. Ролланом, А. Барбюсом, Б. Шоу, Б. Брехтом, Г. Уэллсом и др.
После ухода с поста наркома просвещения Луначарский продолжал писать статьи, а также беллетристику (драмы). В сентябре 1933 г. он был назначен полпредом СССР в Испании, но по дороге туда умер.
Материалы по теме:
Главная елка страны
Первая елка в Кремле была проведена в 1954 г. Для начала – небольшая предыстория. Появление праздника «Новый год» традиционно связывают с именем секретаря компартии Украины П. П. Постышева.
Новый год – главный советский праздник
Сейчас Новый год можно справлять по-разному, можно даже уехать в теплые страны, однако большинство наших соотечественников празднуют его так, как было принято делать в эпоху развитого.
Квартирный вопрос испортил их. Жилищная политика и повседневная жизнь в СССР 1920-х годов
«Весть о гибели Берлиоза распространилась по всему дому с какою-то сверхъестественною быстротой, и с семи часов утра четверга к Босому начали звонить по телефону, а затем и лично являться.
Источник: lhistory.ru
Ликвидация безграмотности в СССР
Ликвидация безграмотности (Ликбез) — кампания по ликвидации безграмотности (с 1919 г. до начала 1940-х гг.) – массовое обучение грамоте взрослых и подростков — самый масштабный социальный и образовательный проект не только во всей истории России, но и Европы).
Начальный этап Ликвидации безграмотности
В 1913 г. в России, по данным «Статистического Ежегодника России», число грамотных составило 27%, последнее место в Европе по числу грамотных на 1.000 жителей.
26 декабря 1919 был подписан декрет о том, что всё население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке — по желанию.
Грамотность была не целью, а средством: «массовая неграмотность находилась в противоречии с политическим пробуждением граждан и затрудняла осуществление исторических задач преобразования страны на социалистических началах». Новой власти требовался новый человек, полностью понимавший и поддерживающий политические и экономические лозунги, решения и задачи, этой властью ставившиеся.
Что имелось в виду под «безграмотностью» в системе ликбезов?
Это было самое узкое понимание – азбучная неграмотность: на начальном этапе ликвидации целью было обучить людей технике чтения, письма и простого счета. Окончивший ликпункт (теперь такой человек назывался не безграмотным, а малограмотным) умел читать «ясный печатный и письменный шрифт, делать краткие записи, необходимые в обыденной жизни и в служебных делах», мог «записать целые и дробные числа, проценты, разобраться в диаграммах», а также «в основных вопросах строительства Советского государства», то есть ориентировался в современной общественно-политической жизни на базовом уровне. Школы для малограмотных стали второй ступенью в системе образования рабочих и крестьян. Цели обучения были более обширны: основы обществоведения, экономической географии и истории. Кроме того, в деревне предполагалось обучение началам агро- и зоотехники, а в городе – политехнических наук.
Все имеющиеся культурные силы страны были брошены на борьбу с безграмотностью, доставшуюся от царизма. Каждый населенный пункт, где количество неграмотных было больше 15, должен был открыть школу грамоты, обучение вначале шло 3-4 месяца по 6-8 часов в неделю, а с 1922 г. срок обучения увеличили до 7-8 месяцев.
Обучающимся рабочий день сокращался на два часа, предоставлялись различные льготы. Лица, препятствующие неграмотным посещать школу, привлекались к уголовной ответственности. В стране создавалась широкая сеть школ и пунктов по ликвидации безграмотности. Под ликпункты рекомендовалось приспосабливать всевозможные помещения: заводские, частные дома и церкви. Для ликвидации неграмотности привлекались все образованные граждане.
Второй этап Ликвидации безграмотности
Вскоре принимаемые меры тем не менее признаются недостаточными, по данным переписи 1920 г., грамотными были 33% населения (58 млн. человек и в июле 1920 года учреждается Всероссийская Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Ею были созданы курсы учителей для ликвидации безграмотности. В 1922 году был проведен I Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности.
Для координации совместной работы в 1923 г. создаётся добровольное общество «Долой безграмотность» под руководством Калинина.
В ноябре 1920 г. в 41 губернии Советской России работало примерно 12 тыс. школ грамоты, однако работа их не была полностью налажена, не хватало ни учебников, ни методик: старые азбуки (в основном детские) не годились для новых людей и новых нужд. Новые буквари начали создавать уже в первые годы Советской власти. По первым учебникам особенно заметна основная цель ликбеза – создание человека с новым сознанием. Буквари были средством политической и социальной пропаганды.
С конца 1920-х гг. кампания по ликвидации неграмотности вышла на новый уровень: меняются формы и методы работы, увеличивается размах. В 1928 г. по инициативе ВЛКСМ был начат всесоюзный культпоход (всенародное движение за грамотность, грамотные обучают неграмотных). Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где основная часть неграмотных были обучены силами общественности. К середине 1930 года число культ-армейцев достигло 1 млн, а число учащихся только в учтённых школах грамоты — 10 млн.
Следующий этап в борьбе за массовую грамотность населения – культурная революция в 1930 году. В ходе нее в СССР было введено всеобщее начальное обучение. Теперь ликбезом и ликвидацией малограмотности занимались обычные, а не чрезвычайные государственные органы. Введение всеобщего начального обучения в 1930 г. создавало определенные гарантии распространения грамотности.
Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе). Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью.
К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933—1937 годах только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных. По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90%.
Итоги кампании по Ликвидации безграмотности
Уже в 1926 году 56.6% населения страны в возрасте от 9 до 50 лет были грамотными. К 1939 г. число грамотных в возрасте от 9 до 50 лет составило 87.4%. С 1921 по 1940 г. в школах ликбеза и в школах для малограмотных было обучено около 60 млн. человек.
Ликвидация неграмотности — только первый, пусть и крайне необходимый шаг, но для построения социализма, для развития страны необходимо было значительное повышение уровня образования. Только на этой основе можно было преодолеть экономическое отставание от развитых капиталистических стран. Поэтому одновременно с ликвидацией неграмотности шла упорная и трудная работа по созданию разветвлённой сети общеобразовательных школ, рабфаков, техникумов и ВУЗов.
К началу 1940-х СССР население СССР было в массе образованным, грамотным, умеющим пользоваться сложной техникой. Титанические усилия совесткой власти и народа по ликвидации безграмотности в 20-40 гг не прошли даром, и это отлично показала Великая Отечественная Война. Из лапотной неграмотной крестьянской России Страна Советов стала страной ученых, инженеров и победителей, а потом – и покорителей космоса. Этап ликвидации безграмотности можно считать начальным этапом к будущим совестким победам.
Источник: proza.ru
19 июля 1920 года была создана чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности
После Октябрьской революции 1917 проблема всеобщей грамотности населения выдвигается в качестве важнейшей практической политической задачи. Её полное и быстрое решение считалось возможным (помимо организации школьного всеобуча) с помощью фронтального обучения грамоте всего неграмотного населения страны, значительная часть которого на тот момент оставалась неграмотной.
Согласно летней переписи 1917 года, проведённой Временным правительством, даже в европейской части России 25 процентов мужчин были неграмотными; в Сибири и на национальных окраинах число неграмотных достигало 95 процентов. 9 ноября 1917 года была учреждена Государственная комиссия по народному просвещению, преобразованная в 1918 году в Народный комиссариат просвещения РСФСР. Первым наркомом просвещения стал Анатолий Луначарский – политический и государственный деятель, писатель, публицист, критик, искусствовед, академик Академии наук СССР (1930 г.).
В 1919 году в СССР был принят декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» в возрасте от 8 до 50 лет.
19 июля 1920 года Совет народных комиссаров выпустил декрет о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК л/б), которая взяла под свой контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание учебной литературы. Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15 человек должен был иметь школу грамоты (ликпункт, срок обучения в котором составлял 3–4 месяца). К осени 1920 года только силами ВЧК л/б были созданы курсы ликвидаторов безграмотности в 26 губерниях, говорится в Большой российской энциклопедии.
Осенью 1923 года было создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность!», которое к концу года объединяло свыше 100 тыс. членов. В 1924 году в РСФСР было более 11 тыс. ликпунктов (в которых обучалось свыше 500 тыс. человек). Во второй половине 1920-х годов общество перенесло основную работу в деревню. Всего в 1917–1927 годах было обучено грамоте до 10 млн взрослых, в том числе в РСФСР – 5,5 млн человек.
Данные довоенных советских переписей свидетельствуют о быстром росте грамотности: в 1920 г. – 41,7 процента грамотных, в 1926 г. – 51,1 процента, в 1939 г. – 81,2 процента. Однако в послевоенный период данные о грамотности всего населения (с 9 лет) не публикуются – их везде замещает (со ссылкой на декрет 1919 год) выборка возрастов с 9 до 49 лет (в 1897 г. – 28,4 процента грамотных, в 1926 г. – 56,6 процента, в 1939 г. – 84,0 процента, в 1959 г. – 98,5 процента), подчеркивается в БРЭ. При этом послевоенные советские переписи не исключают из общей совокупности, но и не выделяют в качестве самостоятельной категорию лиц, не имеющих законченного начального образования, и лиц без образования, отмечается в БРЭ. Таковых в общем составе населения СССР старше 9 лет было: в 1959 г. – 32,9 процента, в 1970 г. – 22,4 процента, в 1979 г. – 11,3 процента, в 1989 г. – 5,5 процента.
Напомним, что к 100-летию событий октября 1917 года 7 ноября 2017 года в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина была открыта выставка «1917. Революция в языке», организованная при поддержке фонда «История Отечества». Один из разделов выставки был посвящён ликвидации безграмотности.
Сегодня любой желающий может ознакомиться с виртуальной экспозицией, размещённой на портале «Образование на русском». В нём, в частности, отмечается, что в борьбе за всеобщую грамотность одним из самых действенных средств оказался такой жанр изобразительного искусства, как плакат, который рисовался быстро, печатался большими тиражами, на разных национальных языках, и поэтому проникал в самые отдалённые уголки страны. Лаконизм линии, цвета, текста, нарочитый примитивизм языка – всё это способствовало не только быстрому пониманию мысли, но и безоговорочному принятию её.
В 1918 году начался выпуск «Народной библиотеки» – произведений Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Тургенева, Толстого, Лескова, Некрасова. Это были скромные книги, отпечатанные на грубой желтоватой бумаге, но с замечательными иллюстрациями – в изданиях приняли участие многие известные художники: Б. Кустодиев, А. Бенуа, В. Конашевич, Д. Кардовский, В. Лебедев, Н. Купреянов и другие. Например, с иллюстрациями Бориса Кустодиева вышла повесть А.С. Пушкина «Дубровский», с иллюстрациями Александра Бенуа – пушкинский «Медный всадник».
В 1919 году по инициативе Максима Горького организовано издательство «Всемирная литература» с одной главной целью – приобщить советского читателя к произведениям Данте, Шекспира, Мольера и других всемирно известных писателей. Так сложилась школа советского перевода, представленная именами М. Лозинского, Н. Любимова, Т. Щепкиной-Куперник, С. Маршака, К. Чуковского и многих других.
Создатели проекта «1917. Революция в языке» отмечали, что ликвидация безграмотности стала одной из самых успешных инициатив советской власти. В течение всей истории Советского Союза образование, просвещение и наука находились в числе главных приоритетов государственной политики страны.
ВОЗМОЖНО ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
- День в истории
- 19 июля
Источник: historyrussia.org