Мы кондратьева структура программы

Вторая младшая группа — ХУДОЖНИК, ПРИРОДА И Я — 40 занятий.

Средняя группа — ХУДОЖНИК И ПРИРОДА РОДНОГО СЕ­ЛЕНИЯ — 40 занятий.

Старшая группа — ХУДОЖНИК И ПРИРОДА ТВОЕЙ СТРА­НЫ — 40 занятий.

Подготовительная группа — ХУДОЖНИК И ПРИРОДА ПЯТИ КОНТИНЕНТОВ — 40 занятий.

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Содержание каж­дого года основывается на четырех тематических блоках: «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства». Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог сам решает порядок их прохождения.

1 тематический блок – «МИР ПРИРОДЫ» — 10 занятий (образы природы в жизни, искусстве и детском творчестве).

Изображение различными художественными материалами (гуашь, акварель, уголь, сангина, соус, пластилин, тушь, цветная бумага и т.д.) «одухотворенных образов» неба, земли, деревьев, трав, цветов, овощей, фруктов и т.п. Знакомство с произведениями художников, работающих в жанрах пейзаж и натюрморта, с работами мастеров декоративно-прикладного искусства и др.

Выступление Кондратьева А. А.

2 тематический блок — «МИР ЖИВОТНЫХ» — 10 занятий (образы животных в жизни, искусстве и детском творчестве).

Изображение различными художественными материалами «оду­хотворенных образов» птиц, насекомых, рыб, млекопитающих, диких и домашних животных и т.п. Знакомство с произведени­ями художников, работающих в анималистическом жанре и др.

3 тематический блок — «МИР ЧЕЛОВЕКА» — 10 занятий (образ человека и мир его предметного окружения в жизни, ис­кусстве и детском творчестве).

Изображение различными художественными материалами «одухотворенных образов» людей (членов семьи, людей разных возрастов и т.п.), мир фантазий и увлечений человека, посуду, костюм, транспорт, архитектуру и т.п. Знакомство с произведе­ниями книжных иллюстраторов, художников, работающих в портретном, бытовом и историческом жанрах и др.

4 тематический блок — «МИР ИСКУССТВА» — 10 занятий (образы музыки, литературы, кино и театра в изобразительном искусстве и детском творчестве).

Изображение различными художественными материалами сю­жетов на темы литературных, музыкальных и театральных про­изведений. Знакомство с произведениями живописцев, графиков, [скульпторов, архитекторов, дизайнеров, работами народных мастеров мирового и отечественного искусства.

Система художественно-творческих заданий для каждой возрастной группы рассчитана на одно занятие в неделю, но если педагог ведет с детьми два или три занятия в неделю, то расши­рение программного материала осуществляется за счет выполне­ния заданий по предложенной теме разнообразными художествен­ными материалами (живописными, графическими, скульптурны­ми и т.п.). Таким образом, каждая программная тема, может быть реализована в изобразительных, декоративных и конструктивных 1видах деятельности.

На каждом занятии изобразительного искусства решаются [следующие задачи:

Как мы делали матрицу навыков для дизайнеров. Юлия Кондратьева @ Дизайн-выходные 2022

1. Передача и накопление опыта эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, формирование экологической культуры ребенка, воспитание духовно богатой личности.

2. Передача и приумножение опыта творческой деятельности, формирование «культуры творческой личности» (самореализация личности).

3. Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктив­ных видах творчества, обучение «языку изобразительного искус­ства».

4. Сообщение с учетом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуре.

Осуществляя первую воспитательную задачу, педагог форми­рует в детях такие качества личности, как:

— умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «нежи­вую» природу;

— способность индентифицировать себя с предметами и явле­ниями природы, другим человеком или героем художественного произведения (встать на место другого, быть в чьей-то роли);

— готовность почувствовать «боль» и «радость» живых существ (букашек-таракашек, птиц, зверей, цветов, трав и т.п.), сопереживать им, выражать свое неравнодушное отношение к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам растений и животных, занесенным в Красную книгу;

— стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, пре­пятствовать насилию над природой, по мере сил облагораживать ее (проблемы экологического воспитания);

— умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном — значительное, в неказистом -выразительное, любоваться уголками родной природы;

— способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать свое к ним отношение в пейзажах-на­строениях (утро, день, вечер, ночь, осень, зима, весна, лето);

— готовность эмоционально переживать образную форму про­изведений изобразительного искусства и т.п.

Решая вторую задачу — передачи и приумножения опыта творческой деятельности, педагог способствует самореализации личности ребенка в различных видах художественного творчества, стимулирует в детях стремления:

— быть оригинальным в выборе сюжета;

— использовать адекватные средства художественного выра­жения (цвет, линию, объем и т.п.) для осуществления своего за­мысла;

— давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения;

— проявлять инициативу самостоятельно, в кружке, студии или дома выполнять задания на пройденные или предстоящие темы, посещать выставки, рассматривать книги по искусству;

— реализовать творческую индивидуальность, свое творческое «Я» (я — художник — зритель — критик).

Третья задача — обучение способам деятельности — ориенти­рует работу педагога на формирование в детях системы умений и навыков, необходимых им для осуществления творческого процесса в различных видах художественной деятельности:

— изобразительной (работа с гуашью, акварелью, пастелью, восковыми мелками, сангиной, углем, тушью, пером, палочкой, фломастерами и др.);

— конструктивной (работой с пластилином, глиной, белой и цветной бумагой, природными материалами и т.п.);

— декоративной (создание и украшение предметов декоративно-прикладного значения или их эскизов).

Решая на занятии третью задачу, педагог формирует в детях способность использовать выразительные свойства художественных материалов при реализации своих замыслов.

Четвертая задача — сообщение на доступном ребенку уровне знаний об истории искусств, о способах формотворчества различных национальных культур, приобщение к региональной и мировой художественной культуре — предполагает организацию учебно-воспитательного процесса по принципу «занимательного общения» с использованием эврестических методов преподавания, при этом важны:

— готовность детей включаться в диалог с педагогом и сверстниками по поводу рассматриваемых на занятии проблем;

— способность проявлять свои (пусть еще очень незначительные) познания в области изобразительного искусства, пытаться анализировать произведения различных видов искусства (живо­писи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна), различать их образную специфику, выражать свое к ним отношение;

— умение вести поисковую работу, самостоятельно или вместе родителями коллекционировать открытки, книги, марки, журналы и т.п. по искусству, собирать свои собственные рисунки

или поделки, посещать художественные выставки, делиться сво­ими впечатлениями с товарищами;

— готовность быть активным на занятии, не стесняться спрашивать у педагога разъяснения непонятных слов и выражений и т.п.

Эти задачи находят свое разрешение в программе «Природа и художник» через серию художественно-творческих заданий.

В кратких методических рекомендациях автор раскрывает особенности организации занятий. В программе представлено краткое описание содержания занятий по тематическим блокам.

Программа одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования РФ.

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «ПАУТИНКА»

(Ж.Л. Васякина — Новикова)

«Паутинка» — экологическая программа, разработанная ме­тодистом по дошкольному воспитанию Детского экологического центра Управления образования Северо-Западного округа г.Мос­квы Ж.Л. Васякиной для работы с детьми дошкольного возраста с 3-х до 7 лет.

Цель программы — формирование у детей основ планетар­ного мышления, воспитание разумного отношения к миру и к себе как к жителю планеты Земля.

Читайте также:
Как приобрести квартиру по программе

Программа предлагает оригинальную систему развития эколо­гических представлений, строящихся на принципе центрирова­ния содержания работы на ребенке с широким использованием поисковых методов обучения и игровых действий.

Программа составлена по возрастным группам.. Она охватыва­ет 3 возрастные ступени экологического воспитания и образова­ния детей дошкольного возраста:

— младший дошкольный возраст от 3-4 лет (2-я младшая группа);

— средний дошкольный возраст от 4-5 лет (средняя группа);

— старший дошкольный возраст от 5-7 лет (старшая и под­готовительная к школе группа).

Система занятий, заложенная в программу, представляет со­бой 4 больших блока ответов на основные вопросы, возникаю­щие у детей этого возраста: «Где я живу?», «Когда я живу?», «С кем я живу?», «Как я живу?». Эти вопросы соответствуют представлениям о следующих понятиях:

1. Я житель планеты в Солнечной системе.

2. Уникальное расположение планеты Земля в космосе.

3. Понятие о Луне и ее влиянии на жизнь планеты.

4. Понятие о Солнце и его влиянии на жизнь на Земле.

Первый блок знакомит детей с разными формами взаимодей­ствия двух систем — человека и животных, (внутри них и меж­ду собой), показывая оптимальные пути их взаимопроникнове­ния.

Второй блок посвящен формированию у детей знаний о струк­турах, входящих в понятие биосфера: литосфера (почва), гидро­сфера (вода), атмосфера (воздух) и влияния биогеоценоза на формирование этноса.

Третий блок прослеживает временные изменения, происходя­щие в мире, упорядочивающие образ жизни людей на планете.

Четвертый блок раскрывает взаимосвязи ЖИВОТНОГО мира (фа­уна) и растительного мира (флора) со средой обитания.

В программе используется интегрированный ПОДХОД к воспи­танию и обучению, при котором предусмотрено формирование представлений, умений и навыков не только на занятиях, но и в разных видах и формах деятельности ребенка вне их (игра, творческая деятельность, труд).

Формирование социально-экологического идеала v детей стро­ится на использовании методики кругового обучения, которая распространена в дошкольных учреждениях США. Целесообраз­ность выбора данного метода подтверждается и в разработках наших ведущих психологов-педагогов (П.Я. Гальперина, В.В. Да­выдова), которые показали возможность передачи абстрактных понятий в раннем возрасте.

Формирование экологической культуры в дошкольном возра­сте лишь только начинается. Однако первые крупицы экологи­ческих знаний необходимы уже в дошкольном возрасте, они помогут детям ориентироваться в окружающей действительнос­ти, понимать ее, а главное — положат начало осознанному от­ношению к природе, заложат основы планетарного мышления.

Программа была апробирована и прошла презентацию в я /саду 1197 Северо-западного округа г. Москвы. Рекомендована Министерством образования РФ.

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «МЫ»

(Н.Н. Кондратьева, Т.А. Шиленок, Т.А. Маркова, Т.А. Виноградова)

Цель программы — развитие у дошкольников начал эколо­гической культуры.

Ознакомление дошкольников с природой в современных программах. Структура программ. Общая характеристика содержания знаний дошкольников о природе, его структурные компоненты.

На основе данной программы у детей в старшем дошкольном возрасте формируется большое количество разных обобщений – травы, кустарники, деревья, живое, неживое, сезонные изменения, рыбы, птицы, звери, среда обитания и др.

Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Программа «Наш дом-природа» состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие к детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.) Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе — растениям, животным и экосистеме леса, два — взаимодействию человека с природой.

Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Программа предна значена для работы с детьми старшей и подготовительной к школе групп (5—7 лет). Именно в этом возрасте у детей появляется способность к осмыслению причинно-следственных связей и к абстрактному мышлению, что необхо димо для понимания существующих в природе взаимосвязей. Содержание программы и методика работы учиты вают психологические и физиологи ческие особенности этого возраста. Весь материал дается в доступной и привлекательной для детей форме.

Основные цели подпрограммы: ознакомление детей с окружающим миром: разнообразием растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе; формирование у ребенка осознанного и гуманного отношения к природным явлениям, объектам и живым существам; формирование навыков ухода за обитателями уголков природы.

Экологический подход в ознакомлении детей с природой строится на главной закономерности природы — приспособлении живых организмов к среде обитания. Основные компоненты программы: передача ЗНАНИЙ об окружающем мире, формирование ОТНОШЕНИЯ к природе

Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любимых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как сходство разных живых существ, проживающих в однородной среде.

концептуальный научно обоснованный психолого-педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников;

экологически обоснованный подход к построению содержания и методов обучения, отбор форм работы, как в детском саду, так и в семье;

подготовку персонала, особенно воспитателей и экологов (повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности и эколого-педагогической готовности работе с детьми);

технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах.

Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация природной зоны, той части помещения и участка дошкольного учреждения, на которой произрастают растения, содержатся какие-либо животные.

Программа А. Вересова «Мы земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности. цель программы — создание условий для становления основ экологического сознания у старших дошкольников; в основе сознания — ценностное отношение к миру, система личностных смыслов.

Программа «Мы — земляне» исходит из философской концепции, в основе которой лежит идея: образование есть приобщение растущей личности к культуре.

обеспечение условий для выработки смысловых позиций, важнейшая из которых — позиция землянина;

творческое самовыражение ребенка и педагога;

развитие способностей ребенка;

обогащение детей знаниями.

В основе программы лежат три подхода: естественнонаучный, натуралистический и гуманистический (гуманитарный).

Суть естественнонаучного подхода экология рассматривается как часть биологии, изучающая в специфических аспектах проблемы взаимодействия организма и окружающей среды. Этот подход можно было бы назвать «экологией выживания». И если система экологического воспитания строится на основе такого подхода, то его целью не может быть ни что другое, как защита от разрушительных воздействий среды. Заметим, что естественнонаучный подход в полном смысле становится возможным только в среднем и старшем школьном возрасте, когда дети начинают изучать биологию. Наиболее благоприятным периодом для формирования структур сознания (прежде всего рефлексивных) является старший дошкольный и младший школьный возраст.

Натуралистический подход. Его можно было бы определить как «экологию среды», ибо в его основе — изучение того, как гибнет и разрушается окружающая среда под воздействием результатов деятельности человека. Если экологическое воспитание строить на основе этого, очень популярного и исключительно важного подхода, то цель его не сможет выйти за рамки практической экологии (очистных мероприятий, экологических десантов и т. д.). Конечно, такие программы и мероприятия необходимы.

Читайте также:
В какой программе делать резюме на работу

Принцип воспитывающего и развивающего характера знаний. Так, дети осваивают свойства различных природных объектов: песка, глины, воды, снега, льда, что им помогает в конструктивно-игровой деятельности. Знания о животном организме, его потребностях в определенных условиях среды, о способах удовлетворения потребностей делают труд в природе осознанным, стимулируют активную позицию. Большое значение знания о природе имеют и для развития познавательной деятельности.

Гуманистичность. формирование человека, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. Содержание экологического образования должно способствовать также формированию у ребенка представлений о человеке как части природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на планете.

Прогностичность. в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время игр, труда в природе бытовых условиях.

Деятельностность. Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных ориентированных на природу видах деятельности.

Интеграция. интегрированным характером знаний о природе как таковых, во-вторых, рассмотрением природы как средства всестороннего развития личности ребенка, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении. На дошкольном уровне реализация этого принципа осуществляется в экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности детей.

Конструктивизм. Данный принцип особо важен при отборе содержания знаний о природе именно для дошкольников. в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последняя предполагает, что приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры успешного решения проблем, желательно на примере ближайшего окружения.

Системность. Наиболее эффективным представляется формирование у ребенка системы знаний и организация системы различных видов детской деятельности.

Преемственность. Проблема преемственности в содержании знаний о природе заключается: — в упорядоченности, — в отборе основных компонентов этого содержания, — в соответствии их друг другу, — реализации принципа системности на всех ступенях дошкольного образования и в начальной школе, — отработке системы усложнения знаний по возрастающей, в зависимости от возраста детей.

Общая характеристика программ экологического образования дошкольников

В содержании современных программ экологического образования дошкольников акцент ставится на формировании у детей понимания единства человека и природы, которое способ­ствует психологической включенности личности в мир природы, делает ее экологичной.

В настоящее время программно-методическое обеспечение системы дошкольного образования продолжает совершенствоваться. При выборе образовательных программ необходимо ориентироваться, во-первых, на ребенка, его полноценное развитие как индивида, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям. Во-вторых, на семью, на возможность предоставить ей качественные образовательные услуги, защитив от некомпетентности. В-третьих, на практическое воплощение в детских садах эмоционально-комфортных условий, способствующих развитию личностного потенциала каждого воспитанника, укреплению его здоровья. Наконец, в-четвертых, на сохранение и развитие уникальной дошкольной образовательной системы России – системы, которая в соответствии с Конвенцией о правах ребенка гарантирует права маленьким гражданам.

Файлы: 1 файл

В программе представлено 7 разделов:

  1. Неживая природа Земли и ее значение в жизни живых существ;
  2. и 3. Взаимосвязь растений и животных со средой обитания;

4.Роль взаимосвязей в процессе онтогенеза – роста и развития растений и высших животных;

5. Взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать;

6. Показаны разные формы взаимодействия человека с природой;

7. Общие рекомендации к распределению материала по возрастам.

Основная цель программы — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Предназначена программа для работы с детьми 5 и 6 лет.

Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом. Содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий – эколого-географических, национально-культурных – и ориентирует воспитателя на системный подход в экологическом образовании старших дошкольников.

В программе отражаются первоначальные знания из области трех основных направлений экологии: биоэкология (или общей экологии), социальной и прикладной экологии. Нашли отражение следующие вопросы биологической экологии.

Живая неживая природа. Особенности живых организмов, их разнообразие, распространение. Связь внешнего вида, строения (для животных – и поведения) живых организмов с особенностями среды обитания, их приспособленность к этой среде. Разнообразие сред обитания (водная, наземно-воздушная, воздушная, почвенная).

Место обитания животных, растений. Сообщества (экосистемы), их разнообразие, тесная связь компонентов

В программу включается ряд вопросов социальной экологии:

  • люди и окружающая среда; природа вокруг меня; как я использую природные ресурсы;
  • как я влияю на природу;
  • мое здоровье и окружающая среда;
  • моя экологическая безопасность;
  • что случится со мной, если я буду неграмотно относиться к природе;
  • что я могу сделать, чтобы улучшить состояние окружающей меня среды.

В программе отражаются следующие вопросы из области прикладной экологии:

  • как нужно вести себя в природе;
  • почему нужно бережно относиться к ней;
  • как экономить природные ресурсы;
  • почему живые организмы и их сообщества нуждаются в нашей охране;
  • почему на Земле должны жить все живые организмы без исключения;
  • что такое заповедники; для чего созданы Красные книги.

Большое внимание в программе уделяется совместной со взрослыми практической деятельности детей: проведению наблюдений, опытов, игр. Экологические навыки и знания дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий.

Цель программы: формировать экологическую воспитанность дошкольников.

В программе представлены доступные дошкольнику элементы экологической культуры. Ядром ее содержания являются экологические представления о животных, растениях, людях как живых существах. Особенность программы заключается в том, что природа представлена в ней как ценность, а гуманное отношение к живому – как эстетический принцип поведения человека.

Здесь используется доступная дошкольнику разнообразная деятельность, организованная сначала педагогом, а затем и самостоятельно ребенком с целью приобретения опыта гуманного взаимодействия с природой.

В программе отражены ведущие идеи и понятия современного естествознания. На доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого, понимание которой составляет основу экологической культуры личности. Также раскрыта идея единства человека и природы.

В соответствии с ней человек рассматривается как живое существо, похожее на животных и растения. Здесь же отражено влияние природы на жизнь человека и человека на природное окружение. Поэтому в программу включены знания о самоценности природы и ее многообразном значении для человека – эстетическом, нравственном, познавательном, практическом.

Природа на Земле представляет собой огромную сложную систему, что отражено в программе идеей системного строения природы. Каждый живой организм показан как система, в которой взаимосвязаны органы и их функции; представлены сообщества организмов одного вида (например, сообщества растений или животных) и установлено, что организм – их составная, связанная с другими частями. В свою очередь, сообщества живых организмов включены в процессе жизнедеятельности в еще более широкие системы (экосистема леса, луга), где они также взаимосвязаны.

Читайте также:
Совокупность программ предназначенных для обеспечения работы компьютера это

В программе показаны взаимосвязи, сложившиеся в природе на любом ее уровне: организм, живое – среда, экосистема. Разъясняется, что сохранение сложившихся связей – важное условие жизнеспособности живых систем, а нарушение их целостности влечет за собой негативные экологические последствия для живого.

Программа не разделена по возрастам. Это позволяет педагогу использовать ее в любой группе детского сада, ориентируясь на возрастные показатели и стартовые возможности детей: особенности из познавательного развития, интересов, эмоционального восприятия окружающего.

В программе представлены следующие виды познавательной деятельности: наблюдение, экологическое моделирование, поисковая деятельность, труд в природе. Программа предусматривает также художественно-творческую деятельность, слушание, чтение и рассматривание с детьми книг с рисунками о природе.

Итак, экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно- ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.

Я считаю, что в результате работы по экологическому воспитанию есть положительные результаты:

  • Зачем нужна техническая документация 7 класс технология кратко
  • Основные загрязнители и их классификация кратко
  • Цели и задачи пожарной безопасности в школе
  • Алгебра 7 класс кратко правила и формулы
  • Школа 601 санкт петербург рейтинг

Источник: obrazovanie-gid.ru

Программа экологического образования детей ‘Мы’

программа мы

Авторы: Н.Н. Кондратьева, Т.А. Шиленок, Т.А. Маркова, ТА. Виноградова.

Цель программы: формировать экологическую воспитанность дошкольников.

  • развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;
  • формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
  • помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.

Успех реализации программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:

  • готовностью педагога к осуществлению экологического образования детей;
  • личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения программы;
  • постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
  • построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;
  • активным участием родителей в воспитательном процессе;
  • установлением педагогом ДОУ связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.

Структурно-содержательная характеристика

Ядро содержания программы Н.Н. Кондратьевой составляют «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умении его осуществлять». При этом главное внимание уделяется рассмотрению связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях. В каждом разделе программы представлены знания как основа экологического сознания, умения экологически ориентированной деятельности, опыт гуманного отношения к природе. В программе также раскрыта идея единства человека и природы.

Известно, что рождение экологического миропонимания связано с освоением важной нравственно-философской категории «мы», т.е. единства. Это и определило название программы. Мы — жители планеты. Все, от кого зависит жизнь планеты и каждого живущего на ней; те, кто уже владеет опытом взаимодействия с природой и кто только начинает приобщаться к нему, это коллектив единомышленников: ученых, методистов, воспитателей, родителей, осуществляющих экологическое образование детей с использованием отечественного и зарубежного педагогического опыта.

В настоящей программе представлены доступные дошкольнику элементы экологической культуры. Ядром ее содержания являются экологические представления о животных, растениях, людях как живых существах. Особенность программы заключается в том, что природа представлена в ней как ценность, а гуманное отношение к живому — как этический принцип поведения человека.

В программе используется термин Н.Н. Кондратьевой «экологически ориентированная деятельность», т.е. доступная дошкольнику разнообразная деятельность, организованная сначала педагогом, а затем и самостоятельно ребенком с целью приобретения опыта гуманного взаимодействия с природой.

При отборе содержания авторы придерживались принципа научности. Так, в программе отражены ведущие идеи и понятия современного естествознания. На доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого, понимание которой составляет основу экологической культуры личности. Понимание этой связи обеспечивает развитие у ребенка элементарных представлений о причинности и взаимной обусловленности явлений в природе, создает основу для его экологически целесообразного поведения.

Реализация идеи единства живого и неживого в природе предполагает раскрытие в программе понятия «живой организм».

В программе также раскрыта идея единства человека и природы. В соответствии с ней человек рассматривается как живое существо, похожее на животных и растения. Здесь же отражено влияние природы на жизнь человека и человека на природное окружение.

Реализация идеи разумности и гуманности человека помогает дошкольникам увидеть своеобразие процессов жизнедеятельности человека как социального существа, осознать его отличия от других живых организмов. Гуманность человека проявляется в умении осуществлять взаимодействие с любым живым существом на основе признания его самоценности и права на жизнь, уважении принципов милосердия как нормы отношений, понимания его значения для жизни других природных объектов. Поэтому в программу включены знания о самоценности природы и ее многообразном значении для человека — эстетическом, нравственном, познавательном, практическом.

Природа на Земле представляет собой огромную сложную систему, что отражено в программе идеей системного строения природы. Каждый живой организм показан как система, в которой взаимосвязаны органы и их функции; представлены сообщества (системы) организмов одного вида (например, сообщества растений или животных) и установлено, что организм — их составная, связанная с другими, часть. В свою очередь, сообщества живых организмов включены в процессе жизнедеятельности в еще более широкие системы (например, экосистема леса, луга и др.), где они также взаимосвязаны.

Экологическое сознание человека основывается на понимании целостности природы. Для раскрытия этой идеи, одной из наиболее значимых в экологическом образовании, в программе показаны взаимосвязи, сложившиеся в природе на любом ее уровне: организм, живое — среда, экосистема. Разъясняется, что сохранение сложившихся связей — важное условие жизнеспособности живых систем, а нарушение их целостности влечет за собой негативные экологические последствия для живого.

Программа «Мы» построена системно. В отличие от первого издания, в последнюю редакцию вошли три раздела.

Содержание программы не разделено по возрастам. Это позволяет педагогу использовать ее в любой группе детского сада, ориентируясь на возрастные показатели и стартовые возможности детей: особенности их познавательного развития, интересов, эмоционального восприятия окружающего.

В программе представлены следующие виды познавательной деятельности: наблюдение, экологическое моделирование, поисковая деятельность, труд в природе. Играя с растениями и животными, дошкольник учится распознавать настроение живого существа, его своеобразие. Программа предусматривает также художественно-творческую деятельность, слушание, чтение и рассматривание с детьми книг с рисунками о природе.

Итак, экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.

Результаты апробации программы

Программа успешно внедряется в регионах Севера, Центральной России. Идеи Н.Н. Кондратьевой продолжают развиваться в исследованиях ее учеников.

Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. — М.: Сфера, 2009.

Источник: doshkolniki.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru