Музыкальное телевидение в России уже давно умерло. На смену ему пришли музыкальные стриминговые сервисы и видеохостинги. Однако было время, когда музыкальные шоу были дико популярны и приковывали внимание миллионов зрителей. Этим временем были 90-е.
МузОбоз
Изначально, в 1991 году, это была рубрика о новостях музыки в легендарном «Взгляде». Её создателем и ведущим был Иван Демидов, один из режиссеров передачи.
Спустя некоторое время «МузОбоз» вырос в полноценную телепередачу с высоким рейтингом. Российская рок- и поп-музыка, клипы звезд зарубежной музыки и актуальные новости шоу-бизнеса были отлично скомпилированы в получасовом формате, что являлось заслугой Ивана Демидова. Программа стала стартовой площадкой для многих исполнителей, которые выстрелят — кто раньше, кто позже.
Что отличало «МузОбоз» от всех других телепередач? Это стиль. Во-первых, ведущего; во-вторых оформления телепередачи, которое актуально по сей день — зумеры были бы довольны.
В 1996 году передачу ждал ребрендинг. Иван Демидов ушел в продюсеры, а на его место пришли молодые Отар Кушанашвили и Лера Кудрявцева. Программа организовала концертный тур, который оказался очень популярным и собирал большую аудиторию по всей России. Некоторое время передача записывалась «ГЦКЗ России».
Песня года. Лучшее 1993-2000 (HD 720)
В 1999 году производство программы перешло к вещателю канала «ТВ-6», который в начале 2000 года и принял окончательное решение о закрытии программы.
Акулы пера
Ещё одно детище Ивана Демидова — в 1995 году стартовало музыкальное ток-шоу Акулы Пера на ТВ-6. Ведущим стал Илья Легостаев, работавший в то время обозревателем «Музыкальной дорожки» газеты «Московский комсомолец» и корреспондентом телепередачи «МузОбоз».
Идея программы была в том, что приглашать в эфир звёзд и пытать рвать их на части, с помощью молодой и дерзкой плеяды журналистов. Ничего общего с серьезной музыкальной критикой шоу не имело. Вопросы были не только о музыке, но и о совершенно деликатных деталях жизни музыкальных исполнителей. Это стало причиной ошеломительной популярности ток-шоу.
Капитолина Деловая, Сергей Соседов, Михаил Марголис, Алексей Остудин и Отар Кушанашвили — эти имена тогда знали все. Они ассоциировались и ассоциируются с одним из скандальных шоу 90-х.
Новые собственники ТВ-6 в 1998 году, смена политики телеканала и уход основных журналистов поспособствовали закрытию первого музыкального ток-шоу России.
50×50
Программа берёт своё начало в 1989 году. Именно тогда она появилась в эфире первого Центрального телевидения. С 1989 по 1991 год ведущим был Сергей Минаев. В 1990 к нему присоединился Алексей Весёлкин, с 1991 единолично стал ведущим этого шоу. Чуть позже к нему присоединилась Ксения Стриж, а в 1993 году режиссёр программы Николай Фоменко привёл ей на смену Диану Рубанову (Дина Ди).
Некоторые выпуски Весёлкин вёл один. Несколько выпусков в 1992 году провели Николай Фоменко и Сергей Кальварский.
Название отражало концепцию программы: половина музыки и половина информации, половина уже известных поп-звёзд и половина начинающих. Информационная часть представляла собой новости шоу-бизнеса, обзоры музыкальных мероприятий, интервью у звезд и зрителей либо сцены подводок. Помимо прочего, в программе презентовали новые видеоклипы. Также в программе устраивались конкурсы и викторины от звёзд российской эстрады и спонсоров.
С 1992 программа выходила на первой кнопке — ОРТ. Из-за кризиса в 1998 году телешоу переезжает на канал РТР, но такого успеха как на первом канале уже не имеет. Далее переезжают на канал ТВ-6 Москва, где в начале 2000 года выходит ее последний выпуск и про некогда популярнейшее телешоу благополучно забывают.
Музыкальный ринг
«Музыкальный ринг» — телевизионная передача, придуманная Тамарой и Владимиром Максимовыми. Программа была задумана в 1983 года и сначала выступала в качестве рубрики передачи «Горизонт», вскоре став самостоятельным телевизионным продуктом. Среди участников «Музыкального ринга» в 1980-х годах были такие группы как «Аквариум», «Машина времени»,«Тамбурин», «Браво», «Телевизор», «Секрет», «Звуки Му», «Центр», «Поп-механика» Сергея Курёхина и группа «Алиса». Ближе к 1990 году «Музыкальный ринг» стал попсовее и в его эфирах побывали Валерий Леонтьев, группа «Форум», Виктор Резников, Игорь Корнелюк и другие. К сожалению, в 1990 году программу закрыли.
В 1997 на РТР реанимировали «Музыкальный ринг». Изменения в стране повлияли и на контент: в шоу участвовали только популярные артисты. Однако уже в 1999 программу закрывают, оставляя её в памяти многих россиян.
Программа А
В начала 1989 года советские телезрители стали свидетелями рождения абсолютно новой музыкальной передачи. Именно тогда впервые вышла в эфир знаменитая Программа «А» – один из самых успешных телевизионных проектов конца эпохи Перестройки. Сначала ее можно было увидеть на Первой программе ЦТ, затем РТР и ТВ Центр.
Почему именно Программа «А»? Просто все рубрики передачи начинаются с буквы «А»: «Авангард», «Ассорти», «Альтернатива», «Афиша» и т.д. Это задумка ее создателя Сергея Антипова. Программа быстро стала одной из самых популярных в молодежной среде и уже первый годовой юбилей ознаменовался грандиозным концертом-фестивалем, транслируемом в прямом эфире.
Популярность проекта объясняется тем, что впервые на центральном телевидении группы поют вживую, без «фанеры». Плюс авторам программы хотелось донести до массового зрителя оригинальные идеи от отечественных музыкантов.
Во многом благодаря Программе «А» молодежная аудитория начала знакомиться с творчеством таких исполнителей и музыкальных коллективов как «Агата Кристи», «АукцЫон», «Чайф», «Чиж https://dzen.ru/a/Xz52cSH37AckG32o» target=»_blank»]dzen.ru[/mask_link]
11 музыкальных телепередач 90-х
А идея пришла после того, как мне вспомнилась передача «Земля-Воздух», которую я старался не пропускать, но она выходила уже в 2000-е.
МузОбоз
МУЗыкальное ОБОЗрение от Ивана Демидова. Выходила эта передача с 1991 по 2000 год, она резко стала популярной. Всё благодаря концепции — за 30 минут в передаче старались освещать разные направления музыки, показывая многообразие жанров. Для некоторых групп МузОбоз стал стартовой площадкой для разгона карьеры.
Иван Демидов в чёрных очках был узнаваемым образом в 90-е. Сейчас Демидов является руководителем московского парка «Зарядье».
Передача несколько лет выходила на главном канале страны. В 1992-1993 годах МузОбоз выходила на 2×2, а с 1997-го перебралась на ТВ-6.
Музыкальный ринг
Советская передача, которая выходила в эфир с 1984 по 1990 год. Но попала она в подборку неслучайно. В 1997 году «Музыкальный ринг» небезуспешно возродили (вначале на «Пятом канале», а затем на РТР). На передачу приходили музыканты, исполняли свои хиты и отвечали на вопросы зрителей.
Фишкой передачи было то, что сцена была оформлена в стиле боксерского ринга. То есть зрители толпились вокруг
Акулы пера
Еженедельное музыкальное ТВ-шоу, которое выходило в 1995-1998 годах на канале ТВ-6. Идея принадлежала Ивану Демидову, но ведущим был Илья Легостаев. В студию приглашались различные знаменитости, связанные с музыкой. Журналисты задавали им вопросы, зачастую стараясь спровоцировать музыкантов. Вследствие этого передача часто была замешана в скандалах.
Её критиковали за то, что вопросы от молодых журналистов часто основывались на слухах, а не фактах.
Капиталина Деловая — легендарная личность в рамках передачи «Акулы пера»
Программа А
Эта передача вышла в эфир ещё в СССР в 1989 году по 1 каналу ЦТ. В 90-е передача выходила на РТР до 2000 года, где была популярной. «Программа А» делала упор на альтернативные направления в музыке, русском роке. Название программы обязывало создателей «плясать» вокруг буквы «А»: ведущий Сергей Антипов, рубрика «Автора!», «Афиша», «Авангард» и др.
В «Программе А» однажды появился даже Егор Летов
ДжазоФрения
Еженедельная передача, вышедшая впервые в 1998 году на канале «Культура». Рассказывала о новостях джазовой музыки. Передача была популярна среди интересующихся музыкой и выходила вплоть до 2005 года.
Вёл передачу российский саксофонист Игорь Бутман
Кафе Обломов
Передача Артемия Троицкого (один из главных пропагандистов рок-музыки в нашей стране). В уютной неформальной обстановке Артемий общался с музыкальными (и не только) гостями. В отличие от передачи «Акулы пера» в «Кафе Обломов» ведущий не пытался выведать скандальные подробности жизни музыкантов. Передача стартовала в эфире НТВ в 1994 году. В 1997 году выходила на РТР.
Участники уютно лежали на диванчиках с подушками. Полностью расслабленные они могли рассказать что-нибудь откровенное
Живьём с Максом
С 1995 на «Пятом канале» выходила программа «Живьём с Максом». Передача представляла из себя живые концерты. Позже аудиозаписи выходили на кассетах как альбомы. Например, так был и записан альбом «Травень» группы «Калинов Мост».
Ведущий — Максим Василенко
Два рояля
Музыкальная телевикторина, которая впервые появилась на экране в 1998 году на канале РТР. В передаче участвовали две команды, состоящие из 2 приглашённых звёзд и аккомпаниатора. Команды соревновались друг с другом в угадывании песен по словам и строчкам из них.
Студия передачи в 2000-ом году
Утренняя звезда
Программа, которая выходила на «Первом канале» с 1991 по 2002 год (ещё 1 год на ТВЦ), была заточена на поиск юных талантов. Со своей функцией «Утренняя звезда» успешно справлялась — именно в ней впервые появились Пелагея, группа «Тату», Валерия и другие.
50×50
У данной передачи была прилипчивая мелодия из заставки: «Фифти-фифти, пятьдесят на пятьдесят. Название передачи отражало концепцию: 50 процентов музыки — 50 процентов информации, 50 процентов звёзд — 50 процентов малоизвестных артистов. Ведущими в разные годы были Сергей Минаев, Николай Фоменко, Ксения Стриж и другие.
Сергей Минаев следит за технологиями. Компьютер в передаче 1990 года
Антропология
Авторская передача Дмитрия Диброва, шедшая в Прямом эфире. На передачу приходили известные деятели культуры (в том числе музыканты) и с ними велась беседа (в том числе со зрителями, которые звонили и задавали вопросы). В «Антропологии» побывало множество интересных гостей: Борис Гребенщиков, «Сплин», Константин Кинчев и другие.
Михаил Горшенёв в передаче «Антропология»
Помните эти замечательные передачи?
Источник: podborkiserialov.ru
Смотреть и слушать
Отечественное телевидение в девяностые и первой половине нулевых уделяло особое внимание современной музыке. Когда-то существовали два полноценных музыкальных телеканала — поначалу культовое MTV и более простецкое Муз-ТВ. Кроме этого, у больших федеральных каналов имелись свои музыкальные редакции, регулярно выпускающие интересные программы.
Ныне музыкальные каналы также можно отыскать на кабельном телевидении, но зрителей у них не больше, чем у телеканалов про охоту и рыбалку. Уровень их сомнителен и далёк от того, что выпускалось десять лет назад. Вспомним несколько особо примечательных телепередач, которые формировали вкусы, документировали происходящее и просто очень задорно развлекали.
Программа «А» (ЦТ СССР, РТР, ТВ-Центр; 1989–2000)
Сейчас, спустя уже 15 лет после того, как программа прекратила выходить в эфир, букву «А» можно расшифровать как отсылку к академическому подходу. Настолько тщательно создатель проекта Сергей Антипов, человек со стереотипной внешностью представителя советской научной интеллигенции, относился к рок-музыке. Историю позднесоветского и русского андеграунда можно писать на основе обширного архива программы.
Программа «А» не имела ярко выраженного формата, даже хронометраж постоянно менялся, но неуклонно соблюдались два условия — концертные выступления и интервью с музыкантами. Она предоставляла эфир самым неоднозначным артистам эпохи — Егор Летов рассказывал о «царстве Божьем на земле», Олди играл концерт в лесопарковой зоне, «Свин» из «АУ» устраивал перформанс на сцене. Однако же главными героями для Сергея Антипова были Борис Гребенщиков и Юрий Шевчук. Обозревалась и зарождающаяся в 90‑х альтернативная сцена: были репортажи и выступления артистов фестиваля «Учитесь плавать», с первым телевизионным концертом в эфире программы выступали «Кирпичи».
Музыкальный ринг (Пятый канал, РТР; 1984–2000)
Программа имела две ипостаси. Изначально, в перестроечное время, в названии данной программы «рингом» называлось место выступления артистов. Музыканты — преимущественно выходящие из тени рокеры — выступали на сцене, напоминающей арену цирка. После каждой песни они попадали под обстрел из каверзных вопросов от зрителей разных возрастов и социальных групп. Градус дискуссии был очень высок.
При второй ипостаси уже в 1990‑е годы ринг стал местом противоборства музыкантов. Победителя определяли с помощью голосования. Поп-артисты сменили перестроечных рокеров. Из примечательного: у программы появился клон на НТВ с названием «Музыкальный ринг НТВ».
МузОбоз (Первый канал, 2×2, ТВ‑6; 1991–2000)
Главным вестником отечественной поп-музыки, которая ещё не получила обидного наименования «попса» (помнится, поп-музыку называли просто попсом), был «МузОбоз». Расшифровывается наименование как «Музыкальное Обозрение». Выходец из команды «Взгляда» Иван Демидов решил запустить музыкальную программу новостного характера.
Формат стандартный — клипы, репортажи, интервью. «МузОбоз» устраивал сборные концерты различных поп-звёзд по городам и весям. К слову, он отправился с концертами в Прибалтику, где русские получили статус неграждан; программа была обвинена чуть ли не в том, что являлась имперским знаменем России.
«МузОбоз», кочевавший по разным каналам, но ассоциирующейся с ТВ‑6, стал настоящей академией для молодых журналистов. Именно в этом телепроекте начали работать Отар Кушанашвили и Лера Кудрявцева, настоящие звёзды отечественного ТВ. А сам Иван Демидов, благодаря своему безукоризненному имиджу, стал фигурой культовой.
Рэпер Slim уже в нынешнем десятилетии зачитывал: «невозмутим как Иван Демидов на МузОбозе». И поживший слушатель прекрасно понимал это сравнение. Сейчас Иван Демидов телевидением не занимается, а занимается политикой и является чуть ли не самым приятным лицом «Единой России».
Дрёма (ТВ‑6; 1997–1998)
Подзаголовок проекта, не продержавшегося и полугода на телевидении, но оказавшегося очень влиятельным и запоминающемся, звучал так — «народная программа». Ночное музыкальное шоу, запущенное на ТВ‑6, было каким угодно, но только не народным. На экране чередовались лишённые сюжета безумные действия, отдаленно напоминающие человеческое общение, с клипами андеграундных артистов.
Ведущие «Дрёмы» — Анфиса Чехова и Владимир Епифанцев. Анфиса Чехова, только появившаяся на ТВ, эксплуатировала свою сексуальность, задорно флиртуя с Епифанцевым в стрип-баре. Владимир Епифанцев, тогда ещё длинноволосый музыкант индастриал-коллектива «Собаки Табака» (режиссёром передачи был его коллега по группе Роберт Остролуцкий), выглядел чуть ли не как маньяк. Позже и Епифанцев, и Чехова превратятся в звёзд в выбранных амплуа: Епифанцев — как главный экспериментатор и арт-террорист страны, а Анфиса Чехова станет одной из самых известных секс-див.
Кафе «Обломов» (НТВ, РТР; 1994–1997)
Шоу Артемия Троицкого и шоу имени Артемия Троицкого. На момент запуска передачи «Кафе „Обломов“» Троицкий — главный музыкальный критик России, непререкаемый авторитет, автор бестселлера «Рок в Союзе», распространявшегося в том числе самиздатом и под разными заглавиями. На основе мнения Троицкого, известного не только в России, но и на Западе, составлялись списки выезжающих на заграничные фестивали музыкантов, он дружил с Аллой Борисовной, то есть значение его личности было весьма велико ещё в Советском Союзе.
К середине 90‑х Троицкий мог позволить сделать элитарную программу с вальяжными высоколобыми рассуждениями и передовыми западными артистами. Троицкому давал интервью Дэвид Боуи, в одном из выпусков появился даже Юрий Хой (с Надеждой Бабкиной). Главная функция программы, безусловно, просветительская, иногда Артемий Кивович отжигал, но это случалось редко. Смотреть исключительно музыкальным гикам.
Акулы пера (ТВ‑6. TV Jam; 1995–1998, 2009–2010, 2012)
Звёзды под прицелом. Прообразом телепрограммы послужил, безусловно, «Музыкальный ринг». Именно там зрители задавали самые неприятные вопросы приглашённым артистам. В «Акулах пера» зрителей заменили профессиональные спрашивающие — журналисты, в основном из печатных зданий, а градус вопросов повысился ещё сильнее. Вёл программу музыкальный обозреватель «МК» Илья Легостаев.
Гостями «Акул пера» были как русские рокеры, так и представители так называемой попсы. Одним из самых резонансных выпусков стала программа с участием группы «Мальчишник» и первым выступлением Дельфина в качестве сольного артиста. «Акулы пера» дважды пытались реанимировать на интернет-канале TV Jam, с журналистами общались уже герои новой эры, вроде Смоки Мо и Гуфа. Однако на данный момент программа закрыта.
12 злобных зрителей (MTV; 1999–2009)
Одна из самых важных программ MTV классического периода. Формально «12 злобных зрителей» — это переработанный западный формат. Тем не менее, в отличие от оригинала, российский вариант расцвел яркими красками и просуществовал почти до самого закрытия большого российского MTV.
«12 злобных зрителей» считали самым демократичным шоу. Студенты и школьники, журналисты и музыканты в возрасте от 15 до 25 лет — редко кто был старше — оценивали клипы артистов в диапазоне от главных эмтивишных звёзд до какого-то совершенно запредельного трэша, вроде группы «Ахи-Вздохи» (кто слышал этот хит хоть раз, не забудет его никогда). «12 злобных зрителей» внесли вклад и филологический — слово «отстой» стало общеупотребимым.
Программа выходила с промежутками целых десять лет. Имеет смысл смотреть только выпуски с ноября 1999-го по январь 2002-го, которые вела харизматичная Яна Чурикова. После её ухода программа потускнела и в ней произошли дурацкие преобразования.
Антропология (Телеэкспо, НТВ; 1997–2001)
Слово «Антропология» на рубеже 1990–2000‑х годов ассоциировалось с Дмитрием Дибровым. Улыбчивый ростовчанин, проработавший к моменту запуску программы на телевидении почти 20 лет, мог разговорить любого. Формально «Антропология» не являлась исключительно музыкальной программой.
Это были задушевные полуночные беседы и живые выступления. На «Антропологии» могли выступить такие артисты, как «Я и друг мой грузовик», «Нож для фрау Мюллер» или «Пеп-си». То есть все богемные фавориты. Не обходилось и без Бориса Гребенщикова.
Земля–Воздух (ТВС; 2002–2003)
ТВС наследовал частоту арт-хаусного ТВ‑6, а «Земля–Воздух» — программу «Акулы пера» в немного изменённом варианте. Музыканты выступали перед сотрудниками всех ключевых российских радиостанций (был разброс от «Радио Шансон» до «Эха Москвы»). История программы оказалась лаконичной — фактически один сезон. Впрочем, и сам телеканал просуществовал чуть больше года.
Ведущими были Антон Комолов и — внимание — Василий Уткин. На программу, кроме вечных Бориса Гребенщикова и Андрея Макаревича, не боялись позвать и только появившуюся группу «Каста». Особенно любили группу НАИВ. Чача был участником программы и как эксперт, и как музыкант.
SHIT-парад (Biz-TV, MTV; 1997–2007)
«SHIT-парад» — это хит-парад наоборот, худшие клипы недели. Программа предвосхитила своё время и вполне органично смотрелась бы на телеканале «Перец». Фактически «SHIT-парад» представлял собой первую подборку мемов со смешными комментариями ведущих. Были у программы свои фавориты или мальчики для битья, вроде Крестова или Алексея Вишни, попадало и группе «Психея». В те годы, когда программа шла, был бум всякого рода чартов, на MTV показывали хит-парады каждый день. «SHIT-парад» же воспринимался отрезвляюще.
Показательно, что «SHIT-парад» почти полностью был скопирован на Муз-ТВ под названием «Пип-парад». Любопытно и то, что программа, которая ассоциируется исключительно с MTV начала нулевых, впервые начала выходить ещё в 1997 году на Biz-Tv, предшественнике MTV.
Источник: vatnikstan.ru