Программа «Школьный музей» предполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОВГОРТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
629643, Ямало-Ненецкий автономный округ, Шурышкарский район, с. Овгорт, ул. Кооперативная, д.5,
ОКПО 31126025, ОГРН 1028900557498, ИНН/КПП 8907001201/890701001
На заседании Директор
методического совета МБОУ «Овгортская ШИСОО»
«31» августа 2019 г. Приказ № 159 от 31.08.2019 г.
Протокол № 1 от 31.08.2019 г. ________________Рочева Е.Ю.
Дополнительная общеразвивающая программа
Уровень программы: ознакомительный
Возраст участников: 9 — 16 лет
Срок реализации: 1 год (157 час)
Тыликова Олеся Павловна
Программа курса «Школьный музей»
Рабочая программа дополнительного образования детей «Школьный музей» разработана в соответствии с:
Возможности создания виртуальных школьных музеев на базе хронологического подхода
- Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- ФЗ «О МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУЗЕЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ , от 26.06.2007 N 118-ФЗ , от 23.07.2008 N 160-ФЗ , от 08.05.2010 N 83-ФЗ , от 23.02.2011 N 19-ФЗ )
- Письмо МО РФ от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16 «О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»
- Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации №653/19-15 от 7.121998г. «О программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество».
- Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «ОТЕЧЕСТВО».Утверждено Заместителем Министра общего и профессионального образования Российской Федерации 8 декабря 1998 г. и Председателем Союза краеведов России 7 декабря 1998 г.
- Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11 «Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений».
Программа «Школьный музей» предполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.
Курс рассчитан на 1 год обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается во взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.
Попова Л.В., Пикуленко М.М. Музейные образовательные программы как ориентир при выборе профессии
Программа рассчитана на обучающихся 9-16 лет.
Школьный историко-краеведческий музей в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания учащихся. Он развивает чувство причастности к судьбе малой родины, воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций.
Работа школьного музея способствует реализации компетентностного подхода в воспитании и предполагает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:
— ценностно-смысловых : принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;
— общекультурных: духовно- нравственные основы жизни и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно — досуговой сфере, самовыражение личности;
— учебно–познавательных : владение способами анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность;
-информационных: владение современными средствами информации и информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать, отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и критически осмысливать ее.
-коммуникативных: владение различными способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализация в обществе.
— личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения.
— осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.
— образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны на основе знакомства с материалами музея;
— развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры;
— воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции.
Принципы реализации программы :
— деятельностный подход – ребенок развивается в деятельности;
— принцип обеспечения успешности;
— принцип дифференциации;
— компетентностный подход – воспитание направлено на формирование ключевых компетенций личности ребенка.
Работа музея строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:
— метод проекта;
— ученического исследования;
— образовательных путешествий;
— технологии коллективных творческих дел;
— технологии проблемного обучения.
Ведущие направления деятельности:
- Организационная и методическая работа.
- Поисково-исследовательская работа.
- Экспозиционная и учетно-хранительная работа.
- Экскурсионно-массовая работа.
- Учебно-образовательная и воспитательная.
- Работа с фондами.
- Информационно-технологическая работа.
Данные направления реализуются на различных уровнях:
Формы проведения занятий
Занятия по данной программе включают в себя коллективную, групповую и индивидуальные формы организации деятельности детей. Занятия проводятся в виде лекций, дискуссий, практических семинаров.
Самыми разнообразными и многоплановыми по форме проведения являются массовые просветительные мероприятия . К ним относятся вечера, посвященные определенной теме или каким-либо событиям, датам, юбилеям. Встречи с интересными людьми. Викторины, индивидуальные выставки, музейные уроки, интегративные мероприятия, научные экспедиции. В настоящее время в учебной деятельности все больше используется метод проектов. Он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся и позволяет активно развивать основные виды мышления, творческие способности и стремление к созиданию
— игровая (эстафеты, народные игры и пр.);
— познавательная (получение первоначальных представлений о родном крае и пр.)
— проблемно-ценностное общение (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, виртуальных путешествий по историческим и памятным местам и пр.)
— досугово — развлекательная (фестивали, национально-культурные праздники, концерты, викторины и пр.);
— художественное творчество (уроки творчества, индивидуальные выставки и пр.)
— социальное творчество (подготовка и рассылка праздничных открыток для пенсионеров; участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам; совместная деятельность с общественными организациями патриотической и гражданской направленности, детско-юношескими движениями, организациями, сообществами; встречи с тружениками тыла и военнослужащими, с выпускниками, явившими собой достойные примеры гражданственности и патриотизма)
— спортивно-оздоровительная (веселые старты)
— туристско-краеведческая (туристско-краеведческие экспедиции);
Ожидаемые результаты программы
1. Наличие локальной нормативной правовой базы деятельности школьного музея. 2. Систематизация работы школьного музея.
3. Получение целостной картины по истории развития района, поселка, школы и ее традиций. 4. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания. 5. Эффективно действующая система взаимодействия с различными общественными организациями.
6. Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, уроки, индивидуальные посещения, тематические вечера, встречи, передвижные выставки.
7. Повышение уровня мотивации учащихся к изучению истории региона, Шурышкарского района и поселка. 8. Приобщение учащихся к исследовательской работе.
9. Влияние на выбор профессии учащимися.
10.Социализация школьников.
Формы контроля:
- Тесты
- Контрольные вопросы
- Проекты
- Экскурсии .
Нормативно-локальная база деятельности школьного музея :
— Положение о школьном музее;
— Программа развития школы;
— План работы школы на учебный год;
— Программа развития музея;
— План работы музея на учебный год;
— Рабочая программа дополнительного образования детей.
Основные этапы реализации программы
Срок реализации программы 1 год .
Общее количество часов – 157,5. В неделю- 4,5 часа (вторник, пятница)
Документация музея :
— инвентарная книга;
— журнал регистрации посещений.
Управление реализацией программы:
— директор школы;
— руководитель музея;
— заместитель директора школы по воспитательной работе;
Приѐмы и методы
Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая.
Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой и применяется на занятиях.
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно- познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические
Методы обучения : словесные (лекции – беседы),
наглядные методы (просмотр видеофильмов, СД – дисков, слайдов известных экскурсионных объектов, фотографий и их анализ),
практические методы (оформление фотоотч ё тов, составление творческих отч ё тов, проектов, презентаций)
Дополнительной формой работы по данной программе является посещение музея им. Е.И.Тыликовой, тематических выставок, экскурсионных объектов. Дидактический материал, необходимый для проведения занятий: — краткие конспекты материалов для лекций — бесед; — СД – диски с информацией об известных экскурсионных объектах; — книги по истории, архитектуре и искусству; — карточки с индивидуальными заданиями; — презентационные материалы, ранее провед ё нных экскурсий; — словарь терминов, применяемых в исследовательской деятельности; — краткий словарь музейных терминов; — схемы описания музейных предметов .
Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы. Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная.)
Обеспечение программы методическими видами продукции
Условия реализации программы.
Для реализации программы необходимо иметь определенную материально-техническую базу. Это, прежде всего, помещение-музей, отвечающее требованиям СниП, СЭС и пожарной инспекции.
Помещение музея обеспечивает не только хранение и демонстрацию материалов, но имеет возможность проводить экскурсии, выставки, встречи, музейные уроки, интегративные мероприятия с использованием презентаций.
Материально-техническая база : Музейное оборудование: экспозиционные стеллажи, стенды для экспозиций, столы, стулья, шкафы. На окнах жалюзи для создания возможности качественной демонстрации электронных презентаций и фильмов
Технические средства обучения : ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный центр, фотоаппарат.
Учебный тематический план
Источник: nsportal.ru
Музейные программы для школьников примеры
Экскурсия по крепости «Потягнем за Отечество: Печоры»
Интерактивные экскурсии
«День именинника»
Интерактивные программы
«Расследование в музее»
Интерактивные программы
«По платью видно, кто идет»
Интерактивные программы
Экскурсия по городу «Большая история маленького города»
Интерактивные экскурсии
Экскурсия по музею «История города Печоры»
Интерактивные экскурсии
«Звон серебра и песни народа сето»
Интерактивные программы
Мастер-класс по набойке
Интерактивные программы
Сегодня музей открыт с 11.00 до 18.00. График работы музея.
- О музее
- История музея
- Официальная информация
- Достопримечательности
- Структура
- Документы
- Партнеры
- Стоимость услуг
- Противодействие коррупции
- Фонды
- Коллекции
- Общие сведения
- Виртуальные экскурсии
- Статьи
- Посетителю
- Выставки и экспозиции
- Режим работы
- Как добраться
- Музейные программы
- Экскурсии и цены
- Правила посещения
- Гостевая книга
Контактная информация
Экскурсионный отдел:
+7 (8112) 66-33-11
Информационный центр:
+7 (8112) 72-45-74
Приемная: +7 (8112) 66-25-17
Официальное название: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»
Адрес: Россия, 180000, Псковская область, г. Псков, ул. Некрасова, 7
Источник: museumpskov.ru
Музейные программы для школьников примеры
Здравствуй, музей!
Многоуровневая комплексная музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» создана с целью продуктивного взаимодействия художественных музеев России с системой образования на всех ее ступенях – дошкольной, школьной и высшей.
Реализация программы осуществляется на основе лицензии Комитета по образованию Санкт-Петербурга (серия 78П01 № 0007517 от 07.08.2018), а также в соответствии со следующими документами:
• «Основы государственной культурной политики»;
• Федеральный закон «О культуре в Российской Федерации» № 193-ФЗ, редакция от 18.07.2019;
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, редакция от 29.12.2012;
• «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.»
Успех программы подтверждается постоянным стремлением региональных музеев и образовательных учреждений к повышению роли музея в современном образовательном пространстве.
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
— «Мы входим в мир прекрасного» для дошкольного образования
— Образовательные блоки раздела для воспитанников средней, старшей и подготовительной групп
— «Мир музея» для начальной школы
— Образовательные блоки раздела: «Учись смотреть и видеть», «Введение в музей», «Введение в изобразительное, народное искусство и архитектуру», «В мире художественных образов».
— «Личность в изобразительном искусстве»
для школьников 5–11 классов
— Образовательные блоки раздела: «Изобразительное искусство в историческом развитии», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Художник и мир».
— «Путь в изобразительное искусство» для педагогов и музейных сотрудников
— Курсы повышения квалификации: «Язык изобразительного искусства», «Виды и жанры живописи», «Декоративное искусство», «Стили в архитектуре и изобразительном искусстве», «Наука и искусство».
Изучение названных разделов программы развивает интерес детской аудитории к музею и изобразительному искусству, а также профессиональные компетенции педагогов в области художественного образования.
Разработчиками программы являются музейные педагоги, искусствоведы и художники. Научный руководитель и автор концепции – Борис Андреевич Столяров, начальник службы «Российский центр музейной педагогики и творческих инициатив» Русского музея, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза художников России.
Программа «Здравствуй, музей!» удостоена Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества (2003 г.), а также включена в Региональную комплексную программу «Образование и образовательные системы Северо-Запада России».
Сегодня программа реализуется более чем в 100 образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и Ленинградской области при поддержке районной и муниципальной власти Санкт-Петербурга, а также в 48 регионах России на основе договоров о сотрудничестве с Русским музеем в области культуры и образовательной деятельности.
В условиях основного образования программа реализуется в рамках внеурочной деятельности в качестве интегрированных курсов и метапредметных проектов.
В системе дополнительного образования работа по программе осуществляется в следующих формах: клубы творческого развития, художественные студии и курсы повышения квалификации.
Программы повышения квалификации
Занятия проводят специалисты службы, используя разные формы: лекции, семинары, мастер-классы, практикумы, тренинги, консультации. Курсовая подготовка завершается итоговой защитой выпускной квалификационной работы и выдачей свидетельства установленного образца, в соответствии с Лицензией об образовательной деятельности Комитета по образованию Санкт-Петербурга.
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Основы содержания и методики реализации программы «Мир музея»
Аудитория: учителя начальных классов, изобразительного искусства, музыки и художественного труда, педагоги дополнительного образования, сотрудники музейных просветительских и музейно-педагогических служб.
В составе программы четыре модуля, каждый из которых знакомит с частью программы «Мир музея», разработанной для конкретной возрастной группы (1, 2, 3, 4 классы школы). Продолжительность каждого модуля – 36 часов.
Общее количество часов: 144
Экскурсионные занятия для организованных групп
Экскурсионные занятия – интерактивные экскурсии, охватывающие комплекс дворцов и садов Русского музея. Они проводятся в рамках программы «Здравствуй, музей!» и адресованы дошкольникам и учащимся от 4,5 до 16 лет.
Экскурсионные занятия направлены:
— на развитие интереса к изобразительному искусству и музею как средству формирования эстетических и духовно-нравственных основ личности;
— расширение представлений о видах и жанрах изобразительного искусства, специфике его языка;
— развитие художественного восприятия и понимания произведений искусства во взаимосвязи с окружающей средой.
Для образовательных организаций, реализующих программу «Здравствуй, музей!», экскурсионные занятия проводятся в соответствии с учебным планом.
Для образовательных организаций, не работающих по программе «Здравствуй, музей!», возможно однократное посещение или составление абонемента из нескольких экскурсий.
Источник: rusmuseumkids.ru