Музейные программы что это

Содержание

Я поведу тебя в галерею: лучшие детские музейные программы

Времена, когда музей был местом, где в полной тишине люди бродят со скорбными лицами, прошли. Скучнейшие школьные экскурсии, которые воспринимались как неизбежное зло, тоже остались в прошлом. Теперь в музеях работают кружки и программы для детей и взрослых, и в некоторых места заканчиваются еще летом. «Учёба.ру» выбрала самые интересные из них.

24 октября 2016
Одноклассники
Фото: «Семейное путешествие»

Неповоротливая, консервативная музейная система, которая долгие годы существовала за счет принудительных культпоходов служащих и интуристов и организованных экскурсий школьников (которые от скуки часто вели себя так плохо, что происходящее превращалось в мучение и для музея, и для школы), вынуждена сегодня меняться и раздумывать, как привлечь новую аудиторию. Вместо функции архива, которая была первостепенной в советские времена, сегодня на первый план выходит функция развлекательно-познавательная. Нельзя сказать, что система меняется быстро, но дети уже пришли в музеи, и шаг за шагом строгие работники научились терпеть шум и находить форматы, способные сделать поход в музей желанным и увлекательным даже для современного ребенка, избалованного количеством и качеством информации. Оказалось, что этот вид досуга может быть очень востребованным — в большинстве музейных кружков места заканчиваются стремительно. Дети и впрямь готовы отложить планшет и провести несколько часов среди картин, чучел или черепков.

О чём молчат хранители музеев? | Видеоэкскурсия (2022)

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Кружок Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» Возраст от 5 лет Сайт www.arts-museum.ru

Знакомство с грандиозным собранием музея изобразительных искусств начинается с 5 лет в «Семейных группах». Такие занятия проходят один раз в месяц, и дети приходят на них вместе с родителями, которые, как правило, получают не меньше удовольствия, слушая рассказы о древнегреческих мифах или египетских мумиях.

Абонемент рассчитан на два года, после чего наступает следующий этап — «Беседы об искусстве» для детей от 9 до 10 лет. Клуб любителей искусства (КЛИ) организован для учащихся 5–7 классов, тематика кружков соответствует школьному курсу истории: «Древний мир», «Средние века» или «Эпоха Возрождения». В Клубе юных искусствоведов (КЮИ) занимаются уже учащиеся 8–11 классов и студенты. Они изучают основные периоды истории зарубежного искусства, посещают выставки, мастерские художников, ездят на экскурсии в другие города и страны.

Государственный литературный музей

Кружок студия «Сказка выходного дня» Возраст от 5 до 12 лет Сайт goslitmuz.ru

Одна из лучших детских студий Москвы, проект — победитель гранта «Меняющийся музей в меняющемся мире», можно сказать, пионер нового музейного движения. В течение каждого учебного года организуется несколько выставок, посвященных лучшим детским писателям, героям или книгам: здесь были Финдус и Гайдар, Саша Черный и Муми-тролли и многие другие широко известные или, наоборот, незаслуженно забытые. Проходит это знакомство с культурой в «Сказке выходного дня» настолько интересно и ярко, что дети, которые ходят в студию, уверены, что чтение — это действительно увлекательно и весело, а каждая книга открывает огромный увлекательный мир.

Музейные ЭКСПОНАТЫ на передовой! России больше НЕЧЕМ ВОЕВАТЬ? — Гражданская оборона

Каждый блок включает в себя несколько занятий: литературное, художественное и театральное. Дети ставят спектакли и снимают фильмы, делают костюмы и кукол для анимации, пишут сценарии и придумывают декорации. Фантазия кураторов и преподавателей неиссякаема, поэтому каждый урок превращается в азартное приключение.

Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева

Кружок программа «Семья в музее» Возраст с 4 лет Сайт www.gbmt.ru

В Биологическом музее им. Тимирязева нет специальных кружков для детей, зато уже больше 20 лет здесь каждую субботу и воскресенье проходит серия занятий «Семья в музее». Приблизительно три десятка программ, рассчитанные на разный возраст, темперамент, вкусы и пристрастия, повторяются с определенной периодичностью.

Есть сезонные — например, посвященные зимовью или дачным животным, есть вневременные, которые пользуются популярностью всегда — скажем, все занятия, которые связаны с микроскопом. Сейчас проходит цикл под названием «Опыты и микроскопы. Для тех, кто не хочет ждать».

Ведь в школе изучать химию начинают с 7 класса, а работать с микроскопами — с 6 класса, тогда как в музее предлагают уже с 7 лет рассматривать живых существ в капле воды, искать витамин С в соке или разглядывать под микроскопом осенние листья. Кстати, именно в Биологическом музее восемь лет назад родилась идея «Семейного путешествия» — азартной межмузейной игры. В этом году она начнется 1 ноября и охватит 18 московских музеев.

Софья Пантюлина,
организатор программы «Семейное путешествие»

«Межмузейную программу „ Семейное путешествие “ мы с коллегами готовим в этом году уже в девятый раз. Первое московское „ путешествие “ состоялось в 2008 году, а сама идея объединить музеи города с помощью игровых путеводителей родилась в Санкт-Петербурге. Сейчас такие программы есть и в других городах: например, в Перми и Владивостоке.

Мы особенно гордимся тем, что наш девиз: „ Всей семьей в музей! “ — это не просто слова. С первого года московское „ Семейное путешествие “ проводится не только в дни каникул, когда лишь неработающие мамы и бабушки или няни могут ходить с детьми в музеи, но и в выходные, когда есть возможность прийти всей семьей. К нам ходят папы.

Поэтому наша задача — сделать такие программы, чтобы никто не скучал. Чтобы и дети, и взрослые были равноправными участниками этого азартного процесса. Это сложно.

Как правило, у „ Семейного путешествия “ есть сюжетный персонаж, интрига и общая тема. Например, на этот раз это наука. Каждый музей — участник проекта готовит маршрут и игровой путеводитель с вопросами и заданиями, историями и рисунками.

Уже несколько лет у нас есть конкурс между музеями — в этом году заявки подали 40 музеев, а мы выбрали из них 18: музыкальные и художественные, литературные и исторические, технические и естественно-научные. Это те, чьи идеи показались нам самыми интересными. Они подготовили три тематических маршрута, раскрывающих тему научного взгляда на мир для разных возрастных групп: 5-7 лет, 8-11 лет и от 12. Мы стараемся музеи перемешивать и сбивать с привычных возрастных маршрутов: получается очень интересный опыт.

Например, музей Николая Островского „ Преодоление “ . В первые годы казалось, что тема инвалидов для детей слишком сложна, но в результате они сделали интерактивную программу для малышей, дали им возможность почувствовать, как жить, если чего-то не хватает: например, зрения или пальчика. Это прижилось, и теперь музей успешно работают с маленькими детьми.

Читайте также:
Zinio что это за программа и нужна ли она

Всегда очень сложно придумывать программу для подростков — музейные кураторы вообще плохо представляют себе эту аудиторию. Считается, что подростки не ходят в музеи, и сначала все получалось корявенько. Но мы уже пять лет делаем подростковые программы, музеи постепенно учатся работать с этими непростыми посетителями, придумывают интересные проблемные маршруты и путеводители для них, какие-то любопытные визуальные решения, учатся разговаривать, отвечать на вопросы.

Вообще мы видим, как благодаря нашей программе в музеях появляются новые формы работы — те же игровые путеводители прижились в некоторых музеях навсегда. В музейном деле все новое прививается с большим трудом, сломать стереотип, что здесь „ нельзя бегать и прыгать “, очень сложно, с наплывом шумных посетителей справиться непросто. Но московские музеи меняются и начинают понимать, что каждый посетитель достоин того, чтобы получать удовольствие от похода сюда».

Музей Москвы

Кружок цикл «Юный гид Москвы» Возраст от 10 лет Сайт mosmuseum.ru

На волне популярности краеведения в «Музее Москвы» придумали цикл занятий для детей под названием «Юный гид Москвы». Тут ребята могут попробовать себя в роли экскурсовода и исследователя большого города. Они узнают, как появился этот город, как менялся он и его жители, познакомятся с архитектурой и основными достопримечательностями старой и современной Москвы.

На занятиях дети учатся рисовать карты, строить маршруты, вести экскурсии, попробуют себя в роли гида. После уроков в этом кружке ребенок с легкостью сможет рассказать, чем конструктивизм отличается от ампира, а также показать, где это можно увидеть в столице. Ведет кружок Федор Дядичев — автор иллюстрированного детского путеводителя по Москве.

Музей Востока

Кружок «Юный востоковед» Возраст от 6 до 12 лет Сайт www.orientmuseum.ru

Кружок «Юный востоковед» рассчитан на две возрастные группы: 6-9 лет и 10-12 лет, занятия для каждой из них различаются по уровню сложности и продолжительности. Но цель одна — рассказать о волшебном мире Востока, дать представление об истории, культуре и искусстве его народов, открыть богатства самого Музея Востока и рассказать о том, как вещи попадают в музей и «живут» в нем. Программа кружка предусматривает несколько видов занятий: лекционные, экскурсионные, творческие и интерактивные. Занятия проходят с октября по май.

Политехнический музей

Кружок «Россия делает сама» Возраст от 5 лет Сайт polymus.ru

На время реконструкции исторического здания Политехнического музея на территории ВДНХ открыта временная экспозиция музея, которая называется «Россия делает сама». Здесь можно узнать о легендарных российских ученых прошлого и о знаменитых и малоизвестных открытиях разных лет. Кто придумал первый мобильный телефон? Как компьютер может работать на воде?

Что будут есть люди на Марсе? В музее работают лаборатории, где проводятся разнообразные эксперименты. Например, в лаборатории голографии можно создать собственное трехмерное изображение, а в лаборатории биохакинга — научиться «ловить» запахи в пробирку и создавать на их основе духи.

Источник: www.ucheba.ru

Музейно-педагогические программы в отечественных музеях

В отличие от зарубежных коллег отечественные музейные специалисты занимаются созданием долгосрочных музейно-педагогических программ. Иногда их называют музейно-образовательные или музейно-экскурсионные программы. Первые такие программы начали появляться в 1990-е годы в столичных городах – Москве и Петербурге. Их реализация происходила в тесном контакте со школой.

Предыстория создания музейно-педагогических программ начинается с «Музейного всеобуча» Е. Г. Вансловой, осуществленного в 1980-е годы, и с Всероссийского семинара «Музей и подрастающее поколение» (с 1984 года), неофициально называемого «Вансловскими чтениями». Непосредственным толчком к созданию многочисленных музейно-педагогических программ во многих российских музеях послужил экспериментальный курс «Музей и культура» в начальной школе Е. Г. Вансловой. В названиях появившихся впоследствии других авторских программ, разработанных музейными педагогами, также встречается либо слово «музей», либо слово «культура».

Программа «Окружающий мир и музей» предназначена для начальной школы (1–4 классы). Ее авторы – московские музейные педагоги Т. Н. Панкратова и Т. В. Чумалова. Хотя программа прошла апробацию в столичных школах, ее можно использовать в любом регионе, городе или селе. Темы и проблемы, заявленные в ней, могут решаться на базе экспозиций местных музеев любого профиля.

Программа «Предметный мир культуры», ставшая моделью общегородской музейно-экскурсионной программы, предназначена для начальных школ столицы и создана по инициативе Московского института развития образовательных систем (МИРОС) участниками группы «Музей и образование» Н. Г. Макаровой, Е. Б. Медведевой, С. Б. Мининой, М. Ю. Юхневич вместе со специалистами московских музеев. Авторы рассчитывали на то, что специалисты из других городов, изучив московский опыт, могут составить аналогичные программы для регионов России, что и произошло на примере города Ярославля. В Ярославском музее-заповеднике действует программа «Мир вокруг нас». Ее авторы: В. А. Новожилова, С. Д. Тренина, Л. Б. Зайцева.

В Государственном Русском музее Санкт-Петербурга многоуровневая программа «Здравствуй, музей!» нацелена на применение только в художественном музее (научный руководитель и автор концепции Б. А. Столяров). Программу стали осваивать художественные музеи Тулы, Твери, Краснодара, Тольятти, Петрозаводска, Ростова-на-Дону, Саратова, Новосибирска и Перми.

Создание и применение на практике музейно-педагогических, музейно-экскурсионных программ стало кардинально новым этапом в культурно-образовательной деятельности российских музеев. Особенностью отечественного музееведения явилось еще и то, что многие музейные педагоги сами пришли в школы. Они проводят музейные уроки в школьном классе и в музейных залах.

Недостатком является только то, что все существующие в российских музеях долгосрочные программы предназначены для детской и школьной музейной аудитории. По-прежнему мало или не существует совсем программ для юношеской, студенческой и взрослой аудитории музея.

Задание.

Каждая группа студентов создает презентацию одной музейно-педагогической программы с краткой информацией об истории ее создания, об авторах и о содержании. Основная часть презентации должна быть построена с вовлечением однокурсников в качестве воображаемых «учеников» по этой программе. Студенческая аудитория должна выполнить одно-два творческих или иных заданий из выбранной музейно-педагогической программы.

Музейно-педагогическая программа Группы студентов для презентации программы
«Музейный всеобуч» (Е. Г. Ванслова) Группа 1
«Музей и культура» (Е. Г. Ванслова, Москва) Группа 2
Музейные занятия с младшими школьниками (Т. Н. Панкратова, Т. В. Чумалова, Москва) Группа 3
«Мир вокруг нас» (В. А. Новожилова и др.) Группа 4

Темы рефератов

«Музейный всеобуч»: сотрудничество музея и начальной школы.

Образовательная функция российских музеев: музейно-педагогические программы.

Музейно-педагогические программы в музеях города Ярославля.

Вопросы для контроля

— Что такое «музейный всеобуч»? Кто его автор?

— Что заставило сотрудников отечественных музеев активно обратиться к детской аудитории на рубеже 1980–1990-х годов?

— В чем состоит «педагогический суверенитет» музея?

— Какие музейно-педагогические программы Вы знаете?

— В чем специфические особенности музейно-экскурсионной программы «Предметный мир культуры»?

Читайте также:
Tower что за программа

— Как программа «Здравствуй, музей!» отражает мир музейной культуры?

Тема 6.

Источник: studopedya.ru

Музейно-педагогические программы — научно-методическая основа продуктивного взаимодействия музея и системы образования

Развитие музейно-образовательной деятельности на современ­ном этапе связано с переосмыслением содержания традиционных форм работы со зрителем и объединением их в рамках целостного музейно-педагогического процесса. Это делает необходимым созда­ние системы продуктивного взаимодействия музея и народного об­разования для формирования гармонической личности — эстетиче­ски развитой, обогащенной художественным опытом и знаниями, подготовленной к условиям быстрого темпа жизни, смены концеп­ций и ментальности.

Музейно-педагогическая программа, объединяя два рассмот­ренных блока — «школа в образовательном пространстве музея» и «музейная педагогика в школе», — одновременно является также моделью реализации инновационной образовательной практики му­зея. Такая модель открывает возможность наиболее эффективного взаимодействия музея и школы, так как создает предпосылки для формирования музейно-педагогической образовательной области в рамках школьного учебно-педагогического процесса. Внутри этой области выделяются отдельные учебные предметы, рассчитанные на освоение их школьным учителем в сотрудничестве с образова­тельной службой современного музея и в контексте общих целей и содержания школьного образования.

Музейно-педагогические программы предполагают творческое взаимодействие музейного и школьного педагогов. Они реша­ют целый комплекс задач — от формирования у учащихся навыков визуального мышления и межличностного общения до получения

знаний о специфике и истории изобразительного искусства и разви­тия способности его интерпретировать. Соответственно музей-но-педагогическая программа дает ребенку возможность приобрел сти следующие навыки и умения:

— развитого визуального мышления;

— интерпретации и оценки зрительных образов в условиях по­
стоянно возрастающего потока визуальной информации;

— изложения самостоятельных суждений;

— осмысления художественных достижений общества;

— творчески-активного отношения к окружающему миру.

Обеспечивая поэтапное и последовательное развитие личности, музейно-педагогические программы являются основой моделирова­ния системы взаимодействия музея и системы образования. При этом разработка программы определяется:

— целью создания программы и ее задачами;

— адресом программы (на какую аудиторию она рассчитана);

— формами, средствами и методическими приемами, предла­
гаемыми для реализации программы;

— сроками осуществления программы;

— результативностью и оценкой эффективности.

Только в этом случае программы, обеспечивая поэтапное и по­следовательное развитие личности, служат обоснованием иннова­ционной образовательной практики музея.

Рассмотрим две широко используемые в современной образова­тельной практике музейно-педагогические программы, которые име­ют серьезный теоретико-методологический фундамент и снабжены методическими рекомендациями для практической реализации.

§3. Музейно-педагогическая программа «Предметный мир культуры»

Программа ориентирована на познание и практику общения школьников и учителей в основном с музеями нехудожественного профиля. Разработанная авторской группой «Музей и образова-

ние» на базе Московского института развития образовательных систем (МИРОС), она предназначена для учащихся начальной школы и представляет собой московскую общегородскую програм­му, призванную обогащать программы начальной школы, усиливать наглядность обучения и развитие творческой активности учащихся 1 . Цель программы — сформировать отношение к музею не как к на­глядному пособию (иллюстрации) по определенным учебным дисци­плинам, а как к средству формирования ценностного, личност-но-окрашенного отношения к культурному наследию. Вводя в мир разнопрофильных музеев, авторы программы, не ставя задачу вос­питания у младших школьников музейной культуры, акцентируют их внимание на музее как на собрании запечатленной в предметах памяти, то есть речь идет о формировании исторического сознания.

Этот акцент нашел свое отражение в структуре программы, ко­торая состоит из блока теоретических материалов (в них рассмат­риваются возможности партнерства музея и школы и методика про­ведения занятий), а также четырех тематических блоков: «Приро­да», «Город», «Дом», «Предмет рукотворный». Каждый из них включает разработки нескольких взаимосвязанных тем, по которым детям предлагается совершить заранее подготовленное в классе му­зейно-экскурсионное путешествие, заканчивающееся уроком, за­крепляющим полученные впечатления. Для организации и ведения учебного процесса в этом направлении учитель снабжается ком­плектом методических материалов и творческих заданий.

Ниже приводится краткая характеристика названных тематиче­ских блоков:

«Природа» обращает внимание городского школьника на при­родное окружение и прежде всего на животный мир. Программой предлагается два музейных путешествия: «С Киплингом по Зооло­гическому музею» и «Тайны загадок природы».

«Город» имеет «москвоведческую» направленность и нацелен на формирование интереса к родному городу. Содержательным материалом занятий являются богатейшие коллекции музеев Мо­сквы, позволяющие совершить такие путешествия: «Путешествие по древней Москве», «Прогулка по Кремлю», «Как жили москви­чи в древности» и др., а также обратить внимание детей на улицу, где стоит их собственный дом, и на расположенные неподалеку памятники.

1 Предметный мир культуры: Музейно-экскурсионная программа для начальной школы / Группа «Музей и образование»: Макарова Н.Г., Медведева Е.Б., Минина СБ., Юхневич М.Ю. М.: МИРОС, 1994.

«Дом» знакомит с существованием и функциями «дома» на ма-териале мемориальных музеев, ставших средоточием культурной памяти о некогда живших в них великих людях. Тем не менее цель музейно-экскурсионных путешествий — не изучение их жизни творчества (они рассматриваются косвенно), а попытка на эмоцио-нальном уровне дать представление об эпохе XIX в., погрузить де-тей в атмосферу жизни ушедших поколений, познакомить с предме-тами исчезнувшего быта. Программой предлагаются путешествия дома-музеи писателей, где воедино связаны творчество и бытие, а] каждый предмет является музейной ценностью.

«Предмет рукотворный» посвящен формированию у ребенка уважения к труду того, кто создал предмет, интереса к эволюции] знакомых предметов и их истории. В рамках музейно-экскурсион-ных путешествий этого блока дети знакомятся с двумя видами пред- i метов, которые созданы человеком, — техническими изобретения- ми (телефон, космические приборы и т. д.) и предметами, относя­щимися к миру искусства (балетная туфелька, произведения народ­ных промыслов).

Тем самым программа «Предметный мир культуры» на иннова­ционном уровне развивает идеи, заложенные в концепции «музей­ного всеобуча», и ставит задачу развития исторического сознания и ценностного отношения к культурному наследию через приобщение к музейному предмету. Учителю, благодаря обширным методиче­ским приложениям, предоставляется большая свобода при исполь­зовании предложенного материала в среде образовательного учре­ждения. Однако, рожденная в условиях образовательного учрежде­ния, она лишена органической связи с музейной средой. Отсюда не­сколько завышенный и априорный уровень ориентации более на предполагаемое, чем на реальное взаимодействие учителя и музей­ных сотрудников. Программа не предлагает механизмов формиро­вания такого взаимодействия, что и не позволило ей выйти на ши­рокий простор практической реализации.

Источник: studopedia.ru

§2. Музейно-педагогические программы — научно-методическая основа продуктивного взаимодействия музея и системы образования

Развитие музейно-образовательной деятельности на современ­ном этапе связано с переосмыслением содержания традиционных форм работы со зрителем и объединением их в рамках целостного музейно-педагогического процесса. Это делает необходимым созда­ние системы продуктивного взаимодействия музея и народного об­разования для формирования гармонической личности — эстетиче­ски развитой, обогащенной художественным опытом и знаниями, подготовленной к условиям быстрого темпа жизни, смены концеп­ций и ментальности.

Музейно-педагогическая программа, объединяя два рассмот­ренных блока — «школа в образовательном пространстве музея» и «музейная педагогика в школе», — одновременно является также моделью реализации инновационной образовательной практики му­зея. Такая модель открывает возможность наиболее эффективного взаимодействия музея и школы, так как создает предпосылки для формирования музейно-педагогической образовательной области в рамках школьного учебно-педагогического процесса. Внутри этой области выделяются отдельные учебные предметы, рассчитанные на освоение их школьным учителем в сотрудничестве с образова­тельной службой современного музея и в контексте общих целей и содержания школьного образования.

Читайте также:
Saints row 2 что за программа

Музейно-педагогические программы предполагают творческое взаимодействие музейного и школьного педагогов. Они реша­ют целый комплекс задач — от формирования у учащихся навыков визуального мышления и межличностного общения до получения

знаний о специфике и истории изобразительного искусства и разви­тия способности его интерпретировать. Соответственно музей-но-педагогическая программа дает ребенку возможность приобрел сти следующие навыки и умения:

  • развитого визуального мышления;
  • интерпретации и оценки зрительных образов в условиях по­стоянно возрастающего потока визуальной информации;
  • изложения самостоятельных суждений;
  • осмысления художественных достижений общества;
  • творчески-активного отношения к окружающему миру.

Источник: studfile.net

Культурно-образовательные музейные программы для школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Оксана Валерьевна

Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы

Массовая работа музеев Приморского края во второй половине 1980-х — 2010-е гг. : традиции и новации в условиях социально-экономических и политических трансформаций

Механизмы наследования традиций этнокультурного многообразия в деятельности современных музеев юга Дальнего Востока (2012-2017)

Фестиваль науки «Молодежь. Наука. Будущее»

Купинский музей традиционной народной культуры как часть регионального компонента культурологического образования

Новые веяния в культурно-образовательной деятельности музейнотуристического комплекса «Завод-Сузун. Монетный двор»

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурно-образовательные музейные программы для школьников»

УДК 069+373.22 О. В. Смирнова

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МУЗЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

The cultural and educational museum programmes for school-children. OKSANA V. SMIRNOVA (V. K. Arseniev State Museum of the Primorye Region, Vladivostok).

Приморский государственный объединенный музей (ПГОМ) имени В.К. Арсеньева за свою более чем столетнюю историю накопил немалый опыт работы с детьми. А сегодня музейные педагоги обращаются к новым, нетрадиционным методам работы со школьниками: театрализациям, ролевым играм ит.п.

Возраст основной детской аудитории — 7-11 лет (начальная школа) — именно тот, когда дети проявляют наибольший интерес к новой информации и фактам. Знакомство ребенка с миром истории лучше начинать с истории наиболее близкой, знакомой и родной. И музейные педагоги разрабатывают для них культурнообразовательные программы по различным направлениям, наиболее востребованным начальной школой. Их эффективность и целесообразность не вызывает сомнений. Наиболее популярны циклы программ по экологии Приморского края («Азбука экологии»), по краеведению («Я поведу тебя в музей»), по культурологии («Коренные народы Дальнего Востока», «Традиции славянской культуры»).

Культурно-образовательный всеобуч по краеведению «Я поведу тебя в музей» — это главное знакомство с музеем, его экспозициями. Его принцип «идти от неизвестного к известному» помогает формированию исторического сознания, осмыслению собственного участия в исторических событиях.

Эффективные формы этого всеобуча — экскурсия-путешествие, ролевые игры, загадки, конкурсы, викторины, мастер-классы. Наиболее востребованы программы «С чего начинается Родина?», «Что написано пером», «Мы ищем клад», «Свистать всех наверх», «Юный патриот Родины», «Фронтовое письмо». Участвуя в них, дети совершают увлекательное путешествие по музею, знакомятся с его залами, символами страны и края, с людьми, внесшими вклад в освоение, развитие, становление города, с его почетными гражданами. Цикл программ открывает секрет происхождения названий на карте Приморского края, помогает детям познакомиться с наиболее значимыми событиями своей страны и родного города.

Актуальным и востребованным является экологический всеобуч «Азбука экологии». Основная его задача — знакомство детской аудитории с флорой и фауной Приморского края. Воспитание чувства любви к родной природе и осознания ответственности перед ней — одно из основных направлений всеобуча.

Самые востребованные его программы — «Путешествие по Уссурийской тайге», «В гости к Амурскому тигру», «Птичьи перезвоны», «Тигр и леопард в XXI веке». Вместе с музейным педагогом дети совершают уникальное виртуальное путешествие по уссурийской тайге, где встречаются с амурским тигром, дальневосточным леопардом, знакомятся с особенностями их поведения. Эти программы не только рассказывают об уникальности животного и растительного мира, но и дополняются мастер-классами, викторинами, театрализованными действиями, видеофильмами. Участников программы поощряют призами и грамотами.

Одним из важных направлений работы с детской аудиторией музея является культурология и этнография.

В культурно-образовательную программу по культурологии входит знакомство с образом жизни не только коренных народов Дальнего Востока, но и славян, переселенцев из центральных районов России, с их бытом, обычаями, традиционными праздниками, обрядами. Культурно-образовательный цикл программ «Традиции славянской культуры» знакомит детей с такими славянскими календарными праздниками, как Рождество, Масленица, Пасха, праздник летнего плодородия Ивана Купалы, яблочный, медовый Спасы, и другими.

В театрализованных экскурсиях дети — не только слушатели, но и участники традиционных обрядов коренных народов Дальнего Востока. А задания различных викторин, мастер-классы, авторы которых -музейные педагоги, пробуждают у детей творческую активность. Популярны программы, которые знакомят с культурой коренных народов Дальнего Востока: «Медвежий праздник», «Ловись, рыбка», «Тайны древних письменных знаков». Они помогают детям глубже проникнуть в традиционный мир коренных народов и сравнить его с бытом славянских народов, проживающих на территории Приморского края.

Интересен опыт и других театрализованных программ — «Магия клинка: по ту сторону Империи», «Сказание о земле Русской» и «Тайны оружейной палаты». Их проводят во время осмотра выставки холодного оружия.

Музейные сотрудники проводят для школьников города и края и календарные праздники, наиболее популярны экологические и военно-патриотические. Ребята с удовольствием принимают участие в международных экологических Дне моря, Дне Земли, Дне Тигра. Эти праздники помогают детям осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде.

Чувство патриотизма, глубокого уважения к истории страны помогают воспитывать ежегодные конкурсы (совместные с детской туристической фирмой «Афина Паллада»), которые мы проводим в День славянской письменности, посвященный памяти Кирилла и Мефодия; День Победы; День независимости России.

Музейные педагоги тесно сотрудничают с педагогами центров детского творчества города и края. Совместно с ними проводим выставки детских работ, конкурсы по декоративно-прикладному и художественному искусству.

Одной из форм работы музейных педагогов являются экологические и краеведческие классы, которые дети в течение одного-двух лет постоянно посещают. По окончании обучения по выбранному направлению дети получают дипломы.

Особое внимание мы уделяем специальным программам для детей с ограниченными возможностями. Наиболее активно ведется работа с интернатом для неслышащих детей, коррекционным интернатом для детей с ДЦП, детским реабилитационным центром «Маяк», интернатом № 1, детским домом пос. Славянка и другими социальными учреждениями города и края.

Культурно-образовательные программы интегрируют разные формы музейной работы. В одной программе одновременно могут сочетаться элементы театрализации, мастер-класса, викторины и другие формы, которые дополняют беседу, делая ее увлекательной. Благодаря творческому подходу и неистощимой фантазии педагоги музея им. В.К. Арсеньева не перестают удивлять свою самую трудную, но и самую благодарную аудиторию — детей.

Источник: cyberleninka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru