Музей в современном обществе — не только научно-просветительское учреждение, но и центр культуры, решающий задачи развития и воспитания личности. Музей, музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности ребенка одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств.
Сегодня музей, стоящий в центре пересечения исторических координат, является хранилищем ценностей и связующим звеном времен и поколений, осознает свою образовательную созидательную роль в обществе по формированию нового гуманистического мировоззрения у подрастающего поколения с опорой на наследие, традицию с целью развития творческой личности ребенка.
Особенностью его является общение через музейный экспонат-подлинник, находящийся в центре педагогического процесса. Эта специфика музея определяет и многообразие педагогических форм и методов.
Музей, как окно в прошлое и в окружающий мир, дает мощный стимул для формирования и развития личности ребенка, усиливает отдельные грани воспитания и значительно расширяет диапазоны взаимодействия личности с обществом, формируя механизмы самостоятельной зрелой оценки неизвестных ранее ценностей иной культуры, исторических пластов духовного опыта человечества.
Попова Л.В., Пикуленко М.М. Музейные образовательные программы как ориентир при выборе профессии
- Место программы в системе дополнительного образования училища.
Данная программа является не только источником знаний, но она и расширяет базовый уровень знаний по краеведению и истории России. Программа рассчитана на 120 часов. Первый уровень предполагает нахождение ответов на вопросы в учебных пособиях по истории Сибири и в пособии истории своего края. Повышенный уровень сложности предполагает овладение элементами исследовательской работы- первыми шагами самостоятельного поиска и сбора информации.
Отдельные темы программы могут быть использованы для экскурсий по области. Занятия проходят в учебное и во внеурочное время. Немалую роль играет работа в собственном музейном объединении, созданном при музее БОУ НПО «ПУ №65» «Орудия крестьянского подворья», у которого 29 фондов.
- Цель программы: воспитывать патриотические чувства, повышение роли музея БОУ НПО «ПУ №65» в учебно-воспитательном процессе
— приобщение к историческому и культурному наследию своей Родины;
— познакомить с бытом, нравами и обычаями;
— развитие визуального мышления
— активизация творческой инициативы учащихся
3. Основные направления деятельности.
- Подготовка экскурсоводов, овладение методикой проведения экскурсии, знакомство с материалом по теме экскурсии.
- Подготовка группы оформителей и составителей экспозиции. Знакомство с основами оформительской деятельности.
- Изучение основ краеведческо-исследовательской деятельности. Овладение методикой поиска и оформления результатов.
- Работа в архиве музея с письменными источниками и фотодокументами.
- Летопись родных мест:
- Летопись села, школы, предприятия, организации.
- Летопись Профессионального училища № 65. Национальные традиции жителей района.
- Рассказ о людях, оставивших след в истории и культуре района.
- Создание семейных летописей: двадцатое столетие в истории моей
семьи; семейные традиции и предания. - Предпринимательство в районе.
Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!»
6. Ремесла и промыслы на территории района.
- Домовая резьба, резьба по дереву.
- Основные стилевые направления в деревянной резьбе.
- Мастера — резчики в районе.
- Плетение из лозы и бересты. Технология изготовления берестяных изделий.
- Вышивка и кружевоплетение. Применение их в народном костюме и убранстве дома.
- Бондарное ремесло. Секреты изготовления емкостей из дерева.
- Гончарное ремесло: процесс замеса глиняного теста, месторождения гончарной глины на территории района, процесс и технология изготовления глиняных изделий.
- Религия в районе.
- Изучение социально-экономического положения района.
- Великая Отечественная война.
- Нумизматика
- Археология.
4. Мероприятия с обучающимися.
- Изучение основ музейного и архивного дела.
- Изучение истории Западной и Восточной Сибири, Омского Прииртышья, Седельниковского района, севера Омской Области.
- Организация и проведение исследовательской работы по истории и культуре Седельниковского района и севера Омской области.
- Составление фотоподборок и зарисовок по различным темам исследований.
- Создание мини-моделей деревянной застройки Западной Сибири.
- Сбор образцов изделий местных народных умельцев.
- Пополнение экспозиционного фонда музея ПУ-65; сбор документов в архив музея.
- знакомство с историей своей Родины, области и села;
- овладение теоретическим материалом программы.
- умение применить полученные знания для реализации своих творческих потенциалов;
- воспитание чувства патриотизма, гордости за традиции;
Программа сочетает разнообразные формы и методы работы с учащимися.
Дидактико-методические особенности программы:
- осуществление работы детей в работе с вещественными источниками;
- развитие умения работать с людьми разного возраста.
Основные методы обучения:
- исследовательский;
- поисковый;
- наглядный;
- словесный.
- практические занятия с архивным материалом;
- встречи;
- оформление музейных стендов;
- фотовыставки;
- взаимодействие с руководителями музеев школ, районным музеем.
5. Тематическое планирование.
1 № Тема занятия Количество п/п часов
1. Знакомство с основами музейной деятельности (24 часа)
Роль музея в краеведении. Обзорная экскурсия по музею.
Формирование рабочих групп по интересам: экскурсоводы, архивисты, фотографы и художники, оформители, поисковики.
Знакомство с основами работы экскурсовода
Знакомство с основами работы архивиста
Знакомство с основами учетной деятельности музея
Заполнение актов приема/сдачи; инвентарных книг основного и научно-вспомогательного фондов
Учет вновь поступивших экспонатов
Правила хранения отдельных видов экспонатов
2. Знакомство с основами архивной деятельности (8 часов)
Роль архива в истории
Знакомство с архивными фондами музея
Оформление архивных дел по фондам. Хранение архивных документов.
3. Организация научно-исследовательской деятельности (28
Основы поисково-исследовательской деятельности по краеведению. Порядок проведения исследований.
Основные направления исследований
Работа с фондами музеев, архивов, библиотек, частными архивами.
Структура и оформление исследовательской работы. Защита исследования
4. Организадия и проведение экскурсий (10 часов)
5. Оформление постоянных и сменных экспозиций (14 часов)
6. История Седельииковского района (26 часов) !
Следы древних цивилизаций на территории района
Первые поселенцы. Заселение района в 19-20 вв.
Первая мировая война
Революционные события в районе. Создание партизанского отряда А. Избышева
Коллективизация в районе.
Великая Отечественная война
Послевоенное развитие района
Укрупнение колхозов и ликвидация неперспективных деревень
Седельниковский район на пороге 21 века. Район сегодня.
7. Написание и защита исследовательских проектов (10 часов)
Итого: 120 часов |
6. Содержание курса.
Тема 1. Знакомство с основами музейной деятельности.
Роль музейной деятельности в краеведческих исследованиях. Основные направления музейной деятельности. Основы работы музея. Музейные специальности: методист, экскурсовод, архивист, оформитель, фотограф. Поисковая деятельность: методика, поиск информации, методика фиксации результатов. Знакомство с основами учетной деятельности музея.
Заполнение актов приема/сдачи; инвентарных книг основного и научно-вспомогательного фондов. Учет вновь поступивших экспонатов. Правила хранения отдельных видов экспонатов.
Тема 2. Знакомство с основами архивной деятельности. Роль архива в истории. Архивы на территории Омской области и Седельниковского района. Виды архивов. Методика работы в архивах и с архивными материалами.
Знакомство с архивными фондами музея ГОУ НПО «ПУ-65». Оформление архивных дел по фондам. Хранение архивных документов.
Тема 3. Организация научно-исследовательской деятельности. Основы поисково-исследовательской деятельности по краеведению. Порядок проведения исследований. Основные направления исследований. Работа с фондами музеев, архивов, библиотек, частными архивами. Структура и оформление исследовательской работы. Защита исследования.
Подготовка предварительных материалов для написания конкурсных работ и исследовательских проектов.
Тема 4. Организация и проведение экскурсий. Методика подготовки и проведения экскурсии. Подбор материала и экспонатов для проведения экскурсии. Конкурс экскурсоводов. Проведение тематических экскурсий для посетителей музея ГОУ НПО «ПУ-65».
Тема 5. Оформление постоянных и сменных экспозиций.
Основы оформительской деятельности. Совместная деятельность поисковиков, фотографов и оформителей для создания экспозиции. Помощь научного консультанта. Выставочная деятельность. Подготовка постоянной и сменной экспозиции.
Тема 6. История Седельниковского района. Следы древних цивилизаций: первые поселения на территории района, дальнейшее заселение края. Наплыв переселенцев в 19 — начале 20 века. Предпринимательство и сельское хозяйство в период становления района. Революция и гражданская война. Создание партизанского отряда Артема Ивановича Избышева. Трудные двадцатые годы.
Процесс коллективизации, раскулачивание деревни. Седельниковский район в Великой Отечественной войне: фронтовые и трудовые будни. Подвиги седельниковцев. Высокая цена победы. Развитие района в послевоенные годы.
Укрупнение колхозов и ликвидация неперспективных деревень. Образование и здравоохранение в районе. Развитие промышленности и сельского хозяйства.
Тема 7. Написание и защита исследовательских проектов. Написание и оформление исследовательского проекта. Консультации по ходу работы. Подготовка к защите: тезисы доклада, подготовка презентации проекта, выполнение наглядного материала. Защита проекта на внутриучилищной комиссии.
- Мотивация посещения факультативных занятий.
- Зависимость успеваемости от освоения поисковыми методами учения.
8. Финансовое обеспечение.
Финансирование программы «Основы музейного дела» обеспечивается за счет:
- привлечения внебюджетных средств (спонсорская помощь, родительские добровольные взносы)
- частично из средств ПУ-65.
9. Литературное обеспечение.
- Вибе П.П., Михеев А.П., Пугачева Н.М. Омский историко-краеведческий словарь. — М: Отечество, 1994 год.
- Голубецкий И. С. Села, рабочие поселки и города Омской области. — Омск: Западно-Сибирское книжное издательство, Омское отделение, 1970 год.
- Захарова И.В., Сергеева М.А., Новиков И.Н. История Омской области с древнейших времен до конца 19 века. — Омск: Западно-Сибирское книжное издательство, Омское отделение, 1976 г.
- Зверев В.А., Зуев А.С., Кузнецова Ф.С. История Сибири ч. 2. — Новосибирск: ИНФОЛИО-Пресс, 1999 год.
- Известия музея ГОУ НПО «ПУ-65» «Орудия труда крестьянского подворья», № 1/2003 год.
- Известия Омского государственного историко-краеведческого музея, под ред. Вибе П.П. №2/1993 год.
- Известия Омского государственного историко-краеведческого музея, под ред. Вибе П.П. №3/1994 год.
- Известия Омского государственного историко-краеведческого музея, под ред. Вибе П.П. №4/1996 год.
- Известия Омского государственного историко-краеведческого музея, под ред. Вибе П.П. №5/1997 год.
- Известия Омского государственного историко-краеведческого музея, под ред. Вибе П.П. № 7/1999 год.
- Исупов В.А., Кузнецова Ф.С. История Сибири ч. 3. — Новосибирск: ИНФОЛИО-Пресс, 1999 год.
- Кузнецова Ф.С. История Сибири ч. 1. — Новосибирск: ИНФОЛИО-Пресс, 1999 год.
- Материалы для подготовки исследовательских проектов на всероссийский конкурс «Человек в истории. Россия 20 век», Москва, 2005 год.
- Морозова Н.Ф., Шевченко PC. В заиртышских далях: очерки истории Седельниковского района. — Омск: Книжное издательство, 1999 год.
- Омская область: административно-территориальное деление на 1 июля 1969 года. -Омск: Западно-Сибирское книжное издательство, Омское отделение, 1970 год.
- Омская область в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.: статистический сборник, под ред. Агеенко А. А., — Омск, 2000 год.
- Омская старина: историко-краеведческий альманах № 2/1993 г.
- Омская старина: историко-краеведческий альманах № 3/1994 — 1995 гг.
- Омская старина: историко-краеведческий альманах № 4/1995 г.
- Омский регион: исторический опыт; проблемы и пути экономического развития в современных условиях: материалы межрегиональной научно-практической конференции, под ред. Агеенко А. А. ч. 3, — Омск, 1994 год.
- Палашенков А.Ф. Памятники и памятные места Омска и Омской области. — Омск: Западно-Сибирское книжное издательство, Омское отделение, 1967 г.
- Памятники истории и культуры Омской области, под ред. П.П. Вибе. — Омск: РИО, 1995 год.
- Райцентры Омской Области, под ред. Колесникова А.Д., — Омск, 1992 год.
- Тарская Мозаика: история края в очерках и документах 1594 — 1917 гг. — Омск: Омское книжное издательство, 1994 год.
Технология самостоятельного поиска места
захоронения погибшего или пропавшего без вести в годы Великой Отечественной войны.
Для того чтобы поиск был эффективным, необходимо перед обращением в архивы, Книгу Памяти, самостоятельно собрать как можно больше сведений о разыскиваемом Вами человеке.
Основными критериями для поиска являются;
• дата и место рождения
• № воинской части (или №ППС — полевой почтовой станции, полевой почты последнего письма),
• данные о родственниках: Ф.И.О. и место их проживания до войны.
Помните. Практически невозможно найти человека, зная только фамилию и имя.
Если у вас нет этих данных, в первую очередь обратитесь к родственникам или знакомым с целью уточнения информации, поищите данные в семейных архивах. В архивах по месту рождения Вы так же можете найти недостающие у Вас сведения.
При заполнении запросов старайтесь писать разборчиво и без опечаток — одна неправильно написанная буква может привести к отрицательному результату всего поиска. Данные о месте рождения разыскиваемого и адресе родственников должны быть указаны по состоянию довоенного административно-территориального деления, и только в дополнение к ним можно сообщить современные данные.
1. У Вас есть ВСЕ данные на разыскиваемого Вами человека (кроме места захоронения или гибели) — обратитесь в РВК, Книгу Памяти по месту призыва. На многие вопросы можно найти ответ уже на этом этапе! Вплоть до установления даты и места гибели и даже точного места захоронения. В РВК и Книге Памяти Вы должны получить официальную справку с данными на разыскиваемого Вами человека; то есть документ, который подтверждает, что Ваш родственник учтен. Это необходимо сделать и в том случае, когда дату и место гибели/захоронения так и не удалось выяснить.
Обратитесь в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (142100, г. Подольск Московской области, ул.Кирова 76) с запросом о судьбе разыскиваемого Вами человека. (Рекомендуется это сделать даже в том случае, если Ваши родственники уже обращались туда после войны, возможно, появилась дополнительная информация).
2. У Вас есть только часть данных о разыскиваемом человеке:
обратитесь к родственникам или знакомым с целью уточнения информации,
обратитесь в РВК, Книгу Памяти по месту призыва, а затем в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (142100, г.Подольск Московской области, ул.Кирова 76) шансов меньше, но они есть.
3. У Вас есть данные о месте рождения: обратитесь в местные архивы, в РВК и Книгу Памяти по месту рождения для уточнения даты рождения, Ф.И.О., адреса проживания до войны, данных о родственниках, месте призыва, дате и месте гибели, месте захоронения, а затем в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (142100, г. Подольск Московской области, ул.Кирова 76) шансов меньше, но они есть.
Вы уверены, что собранные Вами данные верны, но в РВК и Книгах, Памяти разыскиваемый Вами человек не значится, Обратитесь в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (142100, г.Подольск Московской области, ул.Кирова 76) с запросом о судьбе разыскиваемого Вами человека. (Рекомендуется это сделать даже в том случае, если Ваши родственники уже обращались туда после войны, возможно, появилась дополнительная информация!).
Если Вы сделали все правильно, но результат не такой как хотелось бы, не отчаивайтесь, есть еще надежда. Заходите на сайты поисковых отрядов, поисковики продолжают свою работу. Списки найденных и установленных имен военнослужащих постоянно пополняются. Возможно, имя близкого Вам человека уже есть в этих списках или в ближайшее время появится.
Кроме того, существует электронная версия объединенной базы данных о погибших воинах во Второй Мировой войне и последующих конфликтах , пока она не полная, но данные в ней постоянно пополняются.
Много справочной информации, которая может помочь в поиске, Вы найдете на сайте Архангельского государственного социально-мемориального центра «Поиск» .
Источник: nsportal.ru
Музейно-педагогические программы — научно-методическая основа продуктивного взаимодействия музея и системы образования
Развитие музейно-образовательной деятельности на современном этапе связано с переосмыслением содержания традиционных форм работы со зрителем и объединением их в рамках целостного музейно-педагогического процесса. Это делает необходимым создание системы продуктивного взаимодействия музея и народного образования для формирования гармонической личности — эстетически развитой, обогащенной художественным опытом и знаниями, подготовленной к условиям быстрого темпа жизни, смены концепций и ментальности.
Музейно-педагогическая программа, объединяя два рассмотренных блока — «школа в образовательном пространстве музея» и «музейная педагогика в школе», — одновременно является также моделью реализации инновационной образовательной практики музея. Такая модель открывает возможность наиболее эффективного взаимодействия музея и школы, так как создает предпосылки для формирования музейно-педагогической образовательной области в рамках школьного учебно-педагогического процесса. Внутри этой области выделяются отдельные учебные предметы, рассчитанные на освоение их школьным учителем в сотрудничестве с образовательной службой современного музея и в контексте общих целей и содержания школьного образования.
Музейно-педагогические программы предполагают творческое взаимодействие музейного и школьного педагогов. Они решают целый комплекс задач — от формирования у учащихся навыков визуального мышления и межличностного общения до получения
знаний о специфике и истории изобразительного искусства и развития способности его интерпретировать. Соответственно музей-но-педагогическая программа дает ребенку возможность приобрел сти следующие навыки и умения:
— развитого визуального мышления;
— интерпретации и оценки зрительных образов в условиях по
стоянно возрастающего потока визуальной информации;
— изложения самостоятельных суждений;
— осмысления художественных достижений общества;
— творчески-активного отношения к окружающему миру.
Обеспечивая поэтапное и последовательное развитие личности, музейно-педагогические программы являются основой моделирования системы взаимодействия музея и системы образования. При этом разработка программы определяется:
— целью создания программы и ее задачами;
— адресом программы (на какую аудиторию она рассчитана);
— формами, средствами и методическими приемами, предла
гаемыми для реализации программы;
— сроками осуществления программы;
— результативностью и оценкой эффективности.
Только в этом случае программы, обеспечивая поэтапное и последовательное развитие личности, служат обоснованием инновационной образовательной практики музея.
Рассмотрим две широко используемые в современной образовательной практике музейно-педагогические программы, которые имеют серьезный теоретико-методологический фундамент и снабжены методическими рекомендациями для практической реализации.
§3. Музейно-педагогическая программа «Предметный мир культуры»
Программа ориентирована на познание и практику общения школьников и учителей в основном с музеями нехудожественного профиля. Разработанная авторской группой «Музей и образова-
ние» на базе Московского института развития образовательных систем (МИРОС), она предназначена для учащихся начальной школы и представляет собой московскую общегородскую программу, призванную обогащать программы начальной школы, усиливать наглядность обучения и развитие творческой активности учащихся 1 . Цель программы — сформировать отношение к музею не как к наглядному пособию (иллюстрации) по определенным учебным дисциплинам, а как к средству формирования ценностного, личност-но-окрашенного отношения к культурному наследию. Вводя в мир разнопрофильных музеев, авторы программы, не ставя задачу воспитания у младших школьников музейной культуры, акцентируют их внимание на музее как на собрании запечатленной в предметах памяти, то есть речь идет о формировании исторического сознания.
Этот акцент нашел свое отражение в структуре программы, которая состоит из блока теоретических материалов (в них рассматриваются возможности партнерства музея и школы и методика проведения занятий), а также четырех тематических блоков: «Природа», «Город», «Дом», «Предмет рукотворный». Каждый из них включает разработки нескольких взаимосвязанных тем, по которым детям предлагается совершить заранее подготовленное в классе музейно-экскурсионное путешествие, заканчивающееся уроком, закрепляющим полученные впечатления. Для организации и ведения учебного процесса в этом направлении учитель снабжается комплектом методических материалов и творческих заданий.
Ниже приводится краткая характеристика названных тематических блоков:
«Природа» обращает внимание городского школьника на природное окружение и прежде всего на животный мир. Программой предлагается два музейных путешествия: «С Киплингом по Зоологическому музею» и «Тайны загадок природы».
«Город» имеет «москвоведческую» направленность и нацелен на формирование интереса к родному городу. Содержательным материалом занятий являются богатейшие коллекции музеев Москвы, позволяющие совершить такие путешествия: «Путешествие по древней Москве», «Прогулка по Кремлю», «Как жили москвичи в древности» и др., а также обратить внимание детей на улицу, где стоит их собственный дом, и на расположенные неподалеку памятники.
1 Предметный мир культуры: Музейно-экскурсионная программа для начальной школы / Группа «Музей и образование»: Макарова Н.Г., Медведева Е.Б., Минина СБ., Юхневич М.Ю. М.: МИРОС, 1994.
«Дом» знакомит с существованием и функциями «дома» на ма-териале мемориальных музеев, ставших средоточием культурной памяти о некогда живших в них великих людях. Тем не менее цель музейно-экскурсионных путешествий — не изучение их жизни творчества (они рассматриваются косвенно), а попытка на эмоцио-нальном уровне дать представление об эпохе XIX в., погрузить де-тей в атмосферу жизни ушедших поколений, познакомить с предме-тами исчезнувшего быта. Программой предлагаются путешествия дома-музеи писателей, где воедино связаны творчество и бытие, а] каждый предмет является музейной ценностью.
«Предмет рукотворный» посвящен формированию у ребенка уважения к труду того, кто создал предмет, интереса к эволюции] знакомых предметов и их истории. В рамках музейно-экскурсион-ных путешествий этого блока дети знакомятся с двумя видами пред- i метов, которые созданы человеком, — техническими изобретения- ми (телефон, космические приборы и т. д.) и предметами, относящимися к миру искусства (балетная туфелька, произведения народных промыслов).
Тем самым программа «Предметный мир культуры» на инновационном уровне развивает идеи, заложенные в концепции «музейного всеобуча», и ставит задачу развития исторического сознания и ценностного отношения к культурному наследию через приобщение к музейному предмету. Учителю, благодаря обширным методическим приложениям, предоставляется большая свобода при использовании предложенного материала в среде образовательного учреждения. Однако, рожденная в условиях образовательного учреждения, она лишена органической связи с музейной средой. Отсюда несколько завышенный и априорный уровень ориентации более на предполагаемое, чем на реальное взаимодействие учителя и музейных сотрудников. Программа не предлагает механизмов формирования такого взаимодействия, что и не позволило ей выйти на широкий простор практической реализации.
Источник: studopedia.su
Музейная педагогика: цели, задачи, формы образования
Знаете ли вы, что музеи не только сохраняют памятники искусства и культуры, но ещё и воспитывают человека? А отвечает за это направление относительно молодая, но серьёзная наука — музейная педагогика.