Разберемся, кто попадает под определение муниципального заказчика, и каковы его обязанности по Закону о контрактной системе.
Муниципальный заказчик — это кто?
Это юридическое лицо, наделенное полномочиями и действующее от имени местного образования для осуществления закупочной деятельности, а также соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации. Закупки таких организаций финансируются за счет местного бюджета, в отличие от государственных, чьи нужды обеспечиваются за счет федерального бюджета или бюджета субъектов, а также за счет внебюджетных источников финансирования. Органы местного самоуправления (ОМСУ) закупают товары, работы и услугы исключительно для исполнения обязательств, а также для исполнения отдельных поручений и полномочий, переданными законами.
Таким образом, муниципальный заказчик — это 44-ФЗ понимает как муниципалитет, он существует за счет бюджетных средств, и из этого следует, что закупки регламентируются Федеральной контрактной системой.
Видео инструкция для муниципальных заказчиков по работе в системе «WebТорги-КС»
Кто относится и кто не относится к муниципальным заказчикам
Как определено в п. 6 ст. 3 44-ФЗ, к таким госзаказчикам относятся местные:
- органы (например, совет города Павловска);
- казенные учреждения (как пример, «Спортивный клуб «Старт»);
- унитарное предприятие (например, «Управление пассажирских перевозок миасского городского округа»).
Не относятся госзаказчики, которые указаны в п. 5 ст. 3 44-ФЗ, а также отдельные юридические лица, осуществляющие коммерческую деятельность.
Полномочия
Такие организации наделяются полномочиями и компетенциями в сферах жизнедеятельности населения, на которое распространяется его юрисдикция. Такие полномочия — это перечень обязанностей, установленных для реализации функций, регулируются уставом ОМСУ.
Такими полномочиями могут быть:
Вся деятельность таких учреждений подлежит обязательному планированию — план закупок утверждается государственным или муниципальным заказчиком в соответствии со ст. 17 44-ФЗ.
Источник: goscontract.info
Особенности работы с муниципальным заказчиком
Муниципальный заказчик по 44-ФЗ — это организация, которая в интересах и по поручению местного органа управления принимает на себя бюджетные обязательства и совершает необходимые закупки.
В 223-ФЗ понятия «муниципальный заказчик» нет. Но такое бюджетное учреждение может принимать участие в тендерах по 223-ФЗ, если его деятельность финансируется также из дополнительных источников (а не исключительно из местного бюджета).
Статус такого инициатора торгов подтверждается учредительными документами. В них обязательно должно быть указано, что учреждение финансируют из местного бюджета.
К подобным документам относят:
- устав организации: в нем прописывают, из каких источников учреждение берет средства для финансирования своей деятельности;
- приказ о финансировании организации из городского (или другого местного) бюджета, подписанный руководством местного образования.
В ЕИС можно найти все сведения о таких учреждениях и даже их закупках, включая информацию о регистрации и контакты.
Кто относится
Муниципальные заказчики бывают двух форм:
- местное казенное учреждение;
- орган местной власти.
Выделяют следующие их виды:
- местные органы власти;
- муниципальное казенное учреждение;
- муниципальные унитарное предприятие.
Классификацию проводят также в зависимости от сферы деятельности. Полномочия указывают в уставе, как список обязанностей. Выделяют контрагентов, которые функционируют, например, в правоохранительной сфере или в сфере ЖКХ.
К муниципальным заказчикам относят также образовательные учреждения (дошкольные и школьные). Хотя они получают дополнительные средства от оказания платных услуг учащимся, в основном их финансируют из местных бюджетов.
Права и обязанности
В рамках совершения закупок муниципальный заказчик подписывает муниципальные контракты. Закон присваивает этим контрагентам следующие права:
- подписывать муниципальный контракт, чтобы покрыть потребности в работах, товарах и услугах;
- осуществлять контроль за процессом закупок подведомственных организаций;
- привлекать другие учреждения к проведению закупок.
По 44-ФЗ муниципальные заказчики имеют все права и обязанности госзаказчика.
Такие юрлица в процессе закупок обязательно:
- планируют закупочною деятельность и для этого подготавливают план-график;
- формируют и размещают в ЕИС необходимую документацию по закупкам и извещения.
Данные по закрытым закупкам и закупкам, связанным с государственной тайной, организации регистрировать не обязаны.
- придерживаются установленных нормативов на объемы закупок среди СМП и СОНКО (в частности, минимальные);
- используют национальный режим в сфере закупок и применяют преимущества по ст. 28, 29 44-ФЗ;
- относятся добросовестно к обязательствам муниципального контракта;
- формируют и сдают предусмотренную 44-ФЗ отчетность.
Бюджеты местных закупщиков существенно меньше, чем у федеральных, поэтому зона их ответственности тоже меньше.
Преимущества и недостатки
К плюсам сотрудничества с муниципальными заказчиками относят:
- Невысокий риск того, что организация не оплатит покупку или допустит просрочку, так как бюджетные организации более дисциплинированные и надежные партнеры.
- Улучшение репутации после выполнения контрактов для маленьких организаций повышает шансы на участие в будущих более объемных закупках.
- По заявке обязательно придется предоставить обеспечение.
- Есть риск попасть в РНП только по формальным поводам.
- Потенциальный исполнитель должен соответствовать строгим требованиям.
Законодательство РФ закрепляет за муниципальными заказчиками такие же права и обязанности, как и за остальными. Основное отличие — их закупки финансируются местным бюджетом. Это снижает риски при сотрудничестве с ними, но и повышает требования к исполнителю и поставляемых товарах. Всю информацию о таких учреждениях легко найти в ЕИС.
Источник: tendr.guru
Понятие и типы муниципальных заказчиков по нормам №44-ФЗ, преимущества и недостатки работы с ними
В рамках контрактной системы закупками товаров, работ и услуг занимаются государственные и муниципальные заказчики. Муниципальные заказчики – одни из тех, кто обязан закупать товары, работы и услуги в рамках контрактной системы.
Понятие и типы
Законодательство о контрактной системе указывает на три термина, применяющиеся в отношении лиц, которые используют 44-ФЗ в процессе закупок: это государственные заказчики, муниципальные заказчики или заказчики (согласно пояснениям в п. 7 ч. 1 ст. 3 заказчики – это государственные и муниципальные заказчики).
Государственные и муниципальные заказчики занимаются расходованием бюджетных средств для закупок товаров, работ и услуг. Но государственные заказчики используют в данных целях средства федерального бюджета, муниципальные – средства местного бюджета. Также они могут закупаться на внебюджетные источники финансирования. Органы местного самоуправления (МСУ) закупают товары, работы и услуги для исполнения обязательств и отдельных поручений и полномочий, переданных им законодательными актами.
Муниципальные контракты в конечном итоге оплачиваются из средств муниципального района, городского округа или городского образования в зависимости от разновидности заказчика.
В остальном порядок подписания государственного и муниципального контракта ничем не отличается. Оба они опираются на одни и те же положения 44-ФЗ.
На основании п. 6 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ под муниципальным заказчиком понимается орган или муниципальное учреждение, осуществляющие закупки, которые действуют от имени муниципального образования и уполномоченные брать на себя бюджетные обязательства по БК РФ.
В настоящее время численность муниципальных заказчиков возрастает, так как органы МСУ получают все более детализированную структуру.
Муниципальные заказчики: виды
Муниципальные заказчики выступают от имени отдельных муниципалитетов. Они могут иметь форму муниципального казенного учреждения или органа муниципальной власти. На основании п. 6 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ к муниципальным можно отнести такие типы заказчиков, как:
- Муниципальные органы власти (например, органы МСУ Московской области).
- Муниципальное казенное учреждение (например, Централизованная бухгалтерия по Муниципальным образовательным учреждениям города Тулы).
- Муниципальные унитарное предприятие (например, во многих городах есть МУП «Водоканал»).
Не относятся к муниципальным государственные заказчики, которые перечислены в п. 5 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ, и отдельные юрлица.
Муниципальные организации можно классифицировать по их полномочиям в сфере жизнедеятельности населения, куда распространяется их юрисдикция. Такие полномочия представляют собой перечень обязанностей, которые установлены для реализации функций, регулируемых уставом. Это могут быть муниципальные заказчики, задействованные в правоохранительной сфере, в вопросах местного значения (в части содержания автодорог, благоустройства города), в сфере ЖКХ (обеспечение населения коммунальными ресурсами: водой, газом и теплом, электричеством и пр.).
Права и обязанности
К правам муниципального заказчика можно отнести:
- право на подписание муниципального контракта для удовлетворения своих потребностей в товарах, работах и услугах;
- право на осуществление контроля за проведением закупок подведомственных юрлиц в пределах компетенции;
- привлечение уполномоченных организаций для осуществления закупок.
Муниципальные заказчики по 44-ФЗ берут на себя все предусмотренные законом права и обязанности заказчика. В их полномочия входят:
- Планирование закупочной деятельности через подготовку плана-графика.
- Формирование и размещение в ЕИС закупочной документации и извещения о закупках. Эта обязанность не распространяется на закупки, которые являются закрытыми или содержат признаки государственной тайны.
- Следование установленным законом ограничениям в части минимального объема закупок среди СМП и СОНКО, использование национального режима в сфере закупок, применение преимуществ по ст. 28, 29 44-ФЗ, учет требований о нормировании.
- Добросовестное отношение к своим обязательствам в рамках муниципального контракта, исполнение его обязательных условий, своевременный прием и оплата результатов работ.
- Сдача всей необходимой отчетности, предусмотренной 44-ФЗ.
Так как бюджеты муниципальных заказчиков обычно невелики, то зона их ответственности меньше, чем у федеральных заказчиков.
Преимущества и недостатки работы
К положительным сторонам работы с муниципальными заказчиками можно отнести:
- Бюджетные организации являются более стабильными контрагентами, чем коммерческие организации. Риски неоплаты и несвоевременной оплаты услуг исполнителя невелики.
- Возможность получения должной репутации в процессе реализации контрактов для небольших муниципальных заказчиков для возможности дальнейшего участия в крупных закупках.
Минусами сотрудничества с муниципальным заказчиком аналогичны тем, которые присущи всем заказчикам контрактной системы. Это:
- Необходимость существенных временных и денежных затрат на подготовку документации и участие в тендере.
- Высокие требования к качеству товара, работы и услуги.
- Необходимость внесения обеспечения заявки и контракта.
- Возможность попадания в РНП по формальным поводам.
- Строгие требования к потенциальным исполнителям.
Документ, предоставляющий статус муниципального заказчика
Для того чтобы понять, относится ли учреждение к муниципальным заказчикам, нужно обратиться к документации. Такие документы обычно именуют учредительными. Это устав организации, где должны быть прописаны источники финансирования (то, на какие средства существует учреждение), либо Приказ руководства муниципального образования о выделении финансирования данной организации или юрлицу из местного бюджета.
К оформлению подобной документации нет строгих правил. Она оформляется в соответствии с установленными правилами документооборота в организации. Но для того чтобы отнести организацию к муниципальной, в документах должно обязательно содержаться указание на финансирование из средств местного бюджета. Пример Устава муниципального учреждения можно посмотреть здесь.
Таким образом, юрлицо, которое наделено полномочиями по осуществлению закупок и действующее от лица муниципалитета, именуется муниципальным заказчиком. Такие учреждения, в отличие от государственных заказчиков, финансируются из местного бюджета.
Источник: pravo.team