Бюджетные ассигнования — это предельные объемы денежных средств, предусмотренные в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. Наряду с бюджетными инвестициями, бюджетными кредитами, резервными фондами и межбюджетными трансфертами они являются одной из форм бюджетного финансирования в РФ.
Бюджетные ассигнования характеризуют суммарные денежные выплаты из бюджета, которые идут на обеспечение расходных обязательств получателей бюджетных средств. К ним относятся органы государственной (муниципальной) власти, государственные и казенные учреждения. Отличительными чертами бюджетных ассигнований являются:
— их предоставление на финансирование смет бюджетополучателей, а именно на полное покрытие их нормативных расходов, утвержденных главным распорядителем;
— зачисление только на лицевой казначейский счет получателя;
— освоение выделенной суммы до конца финансового года;
— безакцептное списание неосвоенных в течение текущего финансового года средств.
Практическое пособие по разработке муниципальных программ и переходу к программному бюджету
Виды бюджетных ассигнований
Основными видами бюджетных ассигнований являются денежные средства на оказание государственных (муниципальных) услуг и выполнение работ, а также ассигнования на социальное обеспечение населения. Также в них включаются выплаты по обслуживанию государственного (муниципального) долга, безвозмездные платежи и переводы субъектам международного права.
Однако, в зависимости от типа получателя и характера финансируемых мероприятий бюджетные ассигнования могут включать в себя другие формы бюджетного финансирования. Это могут быть субсидии юридическим лицам, физическим лицам и ИП, межбюджетные трансферты при финансировании расходных обязательств органов власти (субсидии, субвенции и дотации), бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Самый широкий круг получателей среди всех видов бюджетных ассигнований имеют субсидии. Они могут предоставляться на условиях софинансирования целевых мероприятий не только бюджетам как другие межбюджетные трансферты, но и:
— государственным (муниципальным) учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания и иные цели;
— бюджетным, автономным и государственным (муниципальным) унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты или на приобретение недвижимого имущества;
— государственным корпорациям и публично-правовым компаниям на осуществление государственных полномочий;
— юридическим лицам, ИП и физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения недополученных доходов и финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (в т.ч. в форме грантов).
Важно отличать бюджетные ассигнования от лимитов бюджетных обязательств. Последние представляют собой выраженный в финансовом выражении объем прав государственного или муниципального казенного учреждения на принятие тех или иных обязательств в рамках текущего финансового года. Таким образом, лимиты бюджетных обязательств — это максимальные суммы бюджетных средств, которые учреждение может потратить на выполнение принятых обязательств (например, возникших в соответствии с договором) в текущем финансовом году. Если государственное учреждение приняло те или иные обязательства сверх лимита, то оно может быть оштрафовано, а заключенные с контрагентами договоры могут быть признаны недействительными.
Муниципальные программы – основа будущего бюджета
Источник: www.banki.ru
Бюджетное финансирование муниципального бюджета
Понятие и сущность бюджетного финансирования муниципальных бюджетов
Определение 1
Бюджетное финансирование – это система, в рамках которой осуществляется предоставление денежных средств хозяйствующим субъектам (предприятия, организации, учреждения) с целью финансирования мероприятий, проведение которых предусмотрено муниципальным бюджетом.
Бюджетное финансирование предназначено для того, чтобы государственным и муниципальным учреждениям непроизводственного назначения, осуществляющим свою деятельность не для получения прибыли или дохода, компенсировались расходы на осуществление или расширение деятельности за счет средств муниципального бюджета посредством осуществления финансирования на основе сметы расходов.
Определение 2
Под сметой понимают планово-финансовый акт, который определяет целевую направленность и временное распределение ассигнований, предоставленных для осуществления содержания организаций и учреждений.
Содержание смет муниципальных хозяйствующих субъектов закрепляется в качестве статьи муниципального бюджета в объеме, предусмотренном этими сметами.
Те расходы, которые предусмотрены сметами для конкретных организаций, учреждений или отраслей, и которые утверждены муниципальными бюджетами, именуются бюджетными ассигнованиями.
Бюджетное финансирование предусматривает предоставление средств определенным субъектам или отраслям на безвозвратной и безвозмездной основе с учетом определенных принципов расходования средств муниципальных бюджетов.
Принципы бюджетного финансирования муниципальных бюджетов
Бюджетное финансирование муниципальных бюджетов осуществляется в соответствии со специфическими принципами, к числу которых относятся следующие:
«Бюджетное финансирование муниципального бюджета»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Классификация и способы бюджетного финансирования муниципальных бюджетов
Сметы бюджетного финансирования подразделяются на несколько видов зависимости от их показателей и финансовых норм. К видам смет бюджетного финансирования относятся следующие:
- сметы индивидуального характера, представляющие собой состав расходов, которые отражают особенности конкретного учреждения или организации муниципалитета;
- сметы общего характера, которые формируются для групп учреждений или мероприятий однотипного характера;
- сметы, составляемые для централизованных мероприятий, это те сметы, которые формируются соответствующими ведомствами и министерствами, органами муниципального управления для финансирования расходов, обусловленных проведением мероприятий централизованного характера;
- сметы свободного характера, представляющие собой объединения индивидуальных смет подведомственных органам муниципального управления организаций и учреждений, а также смет централизованных мероприятий.
Бюджетное финансирование муниципальных бюджетов осуществляется двумя способами, к числу которых относятся:
- во-первых, система «нетто-бюджет», в соответствии с которой выделение бюджетных ассигнований осуществляется на крайне ограниченный перечень затрат, предусмотренных бюджетным планом;
- во-вторых, система «брутто-бюджет», в соответствии с которой выделение бюджетных ассигнований осуществляется на любые виды расходов текущего характера и обусловленных расширением деятельности организации и учреждения, находящихся на полном бюджетном обеспечении.
Формы осуществления бюджетного финансирования муниципальных бюджетов
В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации на территории страны применяются следующие формы бюджетного финансирования муниципальных бюджетов:
- ассигнования, направляемые для финансирования деятельности бюджетных учреждений;
- средства, предназначенные для осуществления оплаты работ, услуг и товаров, выполняемых юридическими и физическими лицами в соответствии с муниципальными контрактами;
- трансферты для населения;
- субсидии и субвенции для юридических и физических лиц;
- субвенции, дотации и субсидии для нижестоящих бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
- инвестиции, вкладываемые в уставные капиталы уже существующих или создаваемых организаций и учреждений.
Замечание 1
Бюджетное финансирование муниципальных бюджетов направлено, как правило, на поддержание приоритетных отраслей производства на территории муниципального образования, а также поддержание состояния жилищно-коммунального хозяйства и финансирование экономики муниципалитета.
Также объектами бюджетного финансирования выступают такие социальные отрасли, как:
- образование;
- культура;
- искусство;
- СМИ;
- здравоохранение;
- социальная политика;
- физическая культура и спорт.
Нормы бюджетного финансирования муниципальных бюджетов
Бюджетное финансирование муниципальных бюджетов осуществляется в соответствии с основным принципом – строгая регламентация бюджетных расходов в соответствии с их назначением и временным периодом.
Средства бюджетного финансирования не могут быть использованы на цели, не предусмотренные этим финансированием и сметой расходов. Расходы, обеспечиваемые бюджетным финансированием, имеют закрытый перечень, расширять который по своему разумению не могут те субъекты, которые получают это финансирование.
Расчет величины бюджетного финансирования определяется нормами расходов, выражающими через определенную сумму меру удовлетворения определенной потребности.
Источник: spravochnick.ru
Правовые основы бюджетного финансирования предпринимательской деятельности
Государственные или муниципальные денежные средства, аккумулированные в бюджетах соответствующего уровня, в основном направляются на финансирование государственных или муниципальных расходов. Спецификой финансирования является его безвозмездный и безвозвратный характер.
Бюджетные средства могут использоваться для финансирования мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов.
Бюджетное финансирование предпринимательской деятельности носит целевой характер и осуществляется в следующих формах:
— предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
— предоставление субсидий и субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
18.2.1. Финансирование государственных и муниципальных нужд
Одним из наиболее важных направлений бюджетного финансирования является обеспечение денежными средствами государственных и муниципальных нужд.
Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или расходными обязательствами субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций субъектов Российской Федерации, в том числе для реализации региональных целевых программ.
Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Общие правовые и экономические принципы, а также порядок финансирования государственных и муниципальных нужд установлены ГК РФ, БК РФ, а также Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»- *( источник № 845), Федеральным законом от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»- *( источник № 846), Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе»- *( источник № 847), Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»- *( источник № 848), Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»- *( источник № 849). Законодательные положения развиты подзаконными нормативными правовыми актами, в частности, Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 584 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»- *( источник № 850) и т.д.
Для реализации государственных нужд Российской Федерации и субъектов Российской Федерации принимаются федеральные и региональные целевые программы.
Целевые программы являются эффективным инструментом реализации государственной экономической и социальной политики. Целевые программы применяются в странах Европейского Союза, США, Японии для решения стратегических задач развития, когда необходимо сконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей. В США примерно 50 процентов государственных расходов осуществляется по программно-целевому методу, во Франции — до 80 процентов. В России федеральные целевые программы используются в настоящее время недостаточно эффективно.
Федеральная целевая программа — определенный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающий эффективное решение целевых задач в области государственного, экономического и социального развития Российской Федерации.
Федеральная целевая программа включает в себя конкретные цели и результаты, которые необходимо достигнуть исходя из сформированных приоритетов среднесрочной программы социально-экономического развития страны, а также перечень инвестиционных и инновационных проектов, обеспечивающих достижение этих целей и обоснованное ресурсное обеспечение, в том числе за счет средств федерального бюджета.
Разработка федеральных целевых программ организуется федеральными органами исполнительной власти.
Согласно одобренным Правительством РФ приоритетам и критериям отбора программ (протокол заседания Правительства РФ от 26 июня 2003 г. N 23), предлагаемых к финансированию из федерального бюджета, реализация утвержденных в установленном порядке Правительством РФ федеральных целевых программ направлена прежде всего на развитие социальной инфраструктуры, рациональной системы экономического регулирования, обеспечение внутренней и внешней безопасности, активизацию инструментов стимулирования инновационной активности.
Федеральная целевая программа, претендующая на финансирование из федерального бюджета в 2005 г. и последующие годы, должна соответствовать следующим принципам:
— решение приоритетных социально-экономических, оборонных, научно-технических, природоохранных и других важнейших задач;
— согласование финансовых, материальных и трудовых ресурсов в целях их наиболее эффективного использования;
— комплексность и экономическая безопасность разрабатываемых мероприятий;
— согласованность решения федеральных и региональных задач;
— достижение требуемого конечного результата в установленные сроки.
Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, а также формы иных необходимых документов (календарный план выполнения работ по государственному контракту, протокол соглашения о контрактной цене (смете) по государственному контракту, бюджетные заявки и рекомендации по их заполнению и др.) утверждены постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 584 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».
Для организации работы по выполнению федеральных целевых программ и обеспечению поставок продукции для федеральных государственных нужд Правительство РФ утверждает государственных заказчиков.
Государственными и муниципальными заказчиками могут выступать органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.
Заказчик или уполномоченный орган вправе привлечь на основе договора специализированную организацию. При этом создание комиссии по размещению заказа, определение начальной цены, предмета и существенных условий государственного или муниципального контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе, определение условий торгов и их изменение осуществляются заказчиком, уполномоченным органом, а подписание государственного или муниципального контракта осуществляется заказчиком.
Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо незавᴎϲимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Государственные и муниципальные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом бюджетом соответствующего уровня, и являются ответственными за обеспечение государственных и муниципальных нужд.
Правительство РФ предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета. Например, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ гарантируют товаропроизводителям (поставщикам) продукции растениеводства, поставляющим ее для государственных нужд, авансовую оплату в размере не менее 50 процентов стоимости объема поставок, определенных договором, в том числе 25 процентов после заключения договора и 25 процентов после завершения сева, а по продукции животноводства — выплату дотаций из соответствующего бюджета, обеспечивающих рентабельность ее производства (п. 4 ст. 6 Федерального закона «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»).
Заказы для обеспечения государственных и муниципальных нужд размещаются посредством заключения государственными и муниципальными заказчиками контрактов.
Государственный или муниципальный контракт — договор, заключаемый между государственным или муниципальным заказчиком и физическим, в том числе индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Расторжение государственного или муниципального контракта допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В государственный и муниципальный контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.
В целях экономического стимулирования поставщиков продукции для федеральных государственных нужд им могут предоставляться социальные гарантии в соответствии с законодательством Российской Федерации. В качестве такой гарантии можно рассматривать предоставление товаропроизводителям и поставщикам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд льгот по налогообложению; кредитов на льготных условиях; валютных средств, оставляемых на льготных условиях в их распоряжении при реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на экспорт (ст. 7 Федерального закона «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»).
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случае, если размещение заказа не влечет за собой убытков от ее производства.
Споры, возникающие между государственным заказчиком и поставщиком при заключении, изменении, расторжении и выполнении государственных контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд, а также о возмещении понесенных убытков, рассматриваются арбитражным судом- *( источник № 851).
С момента заключения контракта государственный или муниципальный заказ признается размещенным.
Размещение заказа может осуществляться следующими способами: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, а также без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах.
Понятие и особенности конкретных способов размещения заказов регулируются Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере 15 процентов общего объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг по перечню, установленному Правительством РФ, путем проведения торгов, участниками которых являются такие субъекты.
Контроль за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства и иных нормативных правовых актов о размещении заказов осуществляется путем плановых и внеплановых проверок.
В целях обеспечения защиты прав и законных интересов участников размещения заказов законодательством предусмотрена возможность обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, а также конкурсной, аукционной или котировочной комиссии.
Лица, виновные в нарушении законодательства и иных нормативных правовых актов о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
18.2.2. Финансирование в форме субсидий и субвенций
Источник: megaobuchalka.ru