Исследуется проблематика внедрения программно-целевого метода бюджетирования в бюджетный процесс муниципальных образований Пермского края с учетом некоторых особенностей международной практики его применения. Уясняется роль программно-целевого метода, его взаимосвязь со стратегией социально-экономического развития муниципального образования.
Рассматривается опыт формирования и основные проблемы внедрения муниципальных программ Пермского муниципального образования. Целью проведённого исследования явилось выявление основных проблем внедрения программно-целевого метода бюджетного планирования на муниципальном уровне, уяснение глубинных причин проблем в методологии разработки, оценки и реализации целевых программ. На основании рамочной проблемно-ориентированной методики анализа проведён анализ муниципальных программ, принятых в Перми и Пермском крае. Сформулированы совокупности задач, которые представляют собой программу действий по решению выявленных проблем в связи с потребностью обеспечения результативности и эффективности бюджетных расходов на всех уровнях бюджетной системы страны.
Стоит ли выбирать специальность Государственное и муниципальное управление
программно-целевой метод
бюджетное планирование
муниципальное управление
управление по результатам
2. Комаров В.Ф. Постановка функции организационного развития на предприятии / В.Ф. Комаров, А.Н. Пухальский, Р.К. То // Вестник Новосибирского государственного университета.
Серия: Социально-экономические науки. – 2012. – Т. 12, Вып. 4. – С. 164–178.
4. Сугарова И.В. Программный бюджет: вопросы внедрения и применения // Управление экономическими системами: [Электронный научный журнал] // Отраслевая экономика. – 2014. – № 4. – URL: http://www.uecs.ru/uecs64-642014/item/2888-2014-04-29-10-13-51.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 7 мая 2013 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса»: [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rg.ru/2013/05/14/budzet-dok.html (дата обращения 12.10.2014).
Совершенствование применения программно-целевого метода в бюджетном планировании и прогнозировании является инновационным методом управления развитием социально-экономической сферы муниципального образования. Программно-целевой метод заключается в установлении или отборе приоритетных целей и задач государственной и муниципальной политики использования бюджетных средств и разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки, с целью повышения эффективности бюджетных расходов посредством внедрения системы программно-целевого бюджетирования.
В Российской Федерации накоплен достаточный опыт перехода к программному бюджету на федеральном и региональном уровнях. В то же время сохраняется ряд методологических проблем, затрудняющих внедрение программного бюджетирования на муниципальном уровне. Однако в исследованиях отечественных ученых, как показал контент-анализ публикаций, недостаточное внимание уделяется вопросам внедрения данного метода в практику муниципальных образований, что и обуславливает актуальность данной статьи.
Государственные программы как инструмент управления публичными финансами
Цель исследования – исследование роли программно-целевого метода бюджетирования, систематизация опыта его применения в муниципальном образовании, выявление основных проблем внедрения данного метода, понимания глубинных причин, снижающих эффективность муниципальных программ.
Методы исследования. В процессе исследования использован метод экспертной оценки «МАСТАК».
Результаты исследования
и их обсуждение
Международный опыт говорит о важности и позитивности программного бюджетирования как инструмента государственного и муниципального управления.
В целом модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления превращает муниципальные программы в важнейший инструмент бюджетирования, ориентированного на результат.
В Российской Федерации задача перехода к программно-целевому методу в бюджетном планировании и прогнозировании была поставлена Президентом РФ в Бюджетном Послании о бюджетной политике в 2013–2015 гг., в Федеральном законе Российской Федерации от 7 мая 2013 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» [5]. Механизм внедрения программно-целевого метода в бюджетном планировании и прогнозировании в практику составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации введен с 1 января 2014 года.
Важнейшим документом, опираясь на который, муниципальные образования смогут решить данные задачи, явилась «Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года» (далее – Программа). В Программе предусматривается модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления путём развития государственных (муниципальных) программ как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов, развития системы государственного и муниципального финансового контроля [3]. В соответствии с целью Программы определение всех направлений реализации муниципальной политики целесообразно осуществлять только в рамках соответствующих муниципальных программ, выступающих в качестве программно-целевых инструментов, в том числе бюджетного планирования.
Муниципальная программа – это увязанный по целям, задачам, ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем развития муниципальных образований.
С этой целью представляет интерес опыт города Перми, где впервые проект бюджета на 2014–2016 годы сформирован в программном формате. Он включает в себя планирование ресурса в соответствии с целями, задачами и показателями результативности деятельности функционально-целевых блоков, применение программно-целевого метода планирования, повышающего ответственность и заинтересованность ответственных исполнителей муниципальных программ за достижение наилучших результатов в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Это позволяет повысить качество бюджетного планирования, эффективность бюджетных расходов, ответственность и заинтересованность исполнителей программ.
С 01.01.2014 года основным инструментом бюджетного планирования стали муниципальные программы города, охватывающие основные направления деятельности функциональных органов администрации города Перми.
При этом сохранена преемственность целей долгосрочных целевых и ведомственных программ при разработке муниципальных программ города Перми на 2014–2016 гг. Ведомственные целевые программы территориальных органов администрации города Перми преобразованы в мероприятия муниципальных программ города Перми.
Распоряжением администрации города Перми утвержден Перечень планируемых к разработке муниципальных программ города Перми на 2014 год и плановый период 2015–2016 годов, который включает в себя 21 муниципальную программу [1].
В 2014 году удельный вес программ в бюджете города составил 87,6 % (20 147,4 млн руб.), в 2015 году составит 86,1 % (19 767,4 млн руб.), в 2016 году – 85,1 % (20 218,8 млн руб.). В плановом периоде 2015 и 2016 годов в состав непрограммных расходов включены условно утвержденные расходы, распределяемые в последующих бюджетных циклах [1, с. 68].
В то же время проведённый нами осенью 2014 г. на семинаре, посвященном теме «Использование программно-целевого метода в бюджетном планировании и прогнозировании в муниципальном образовании», анализ муниципальных программ, принятых в Перми и Пермском крае, позволил выявить ряд проблем в методологии разработки, оценки и реализации муниципальных программ которые присущи 80 % из них.
Под проблемой мы понимаем несоответствие между требуемым и реальным состоянием определённой системы, которое для решения проблемы необходимо устранить.
С целью достоверности и объективности результатов исследования нами был использован метод экспертной оценки
«МАСТАК» (метод активного социологического тестирования, анализа и контроля), предложенный ленинградским профессором Р.Ф. Жуковым. Его основной особенностью является процедура оценивания экспертных высказываний всеми участниками экспертной сессии (по пятибалльной шкале). В результате собираются численные оценки каждого высказывания и тем самым определяется отношение групп и всей совокупности экспертов к тому или иному варианту оценки важности проблемы [2, с. 166].
На первом этапе исследования нами был сформирован коллектив экспертов из 30 участников семинара. Эксперты были разделены на 3 группы.
Первая группа – муниципальные служащие функциональных и территориальных органов администрации города Перми, вторая группа – муниципальные служащие функциональных подразделений администрации города Перми, третья группа – муниципальные служащие муниципальных образований Пермского края.
Шаг 1. На основании изучения законодательной и нормативной базы, литературных источников по результатам обсуждения вопросов на семинаре было разработано и представлено экспертам «дерево проблем». Экспертам было предложено назвать наиболее важные с их точки зрения проблемы, связанные с использованием данного метода в муниципальном образовании, разработать сначала свои, а затем сводные списки проблем.
Шаг 2. Группам экспертов в процессе обсуждения предложено сформулировать сводные ранжированные списки проблем, оценивая их по 5-балльной шкале.
Шаг 3. В результате, рассмотрев варианты ранжирования проблем, группы экспертов составили ранжированные списки вариантов проблем (табл. 1).
Оценка экспертами значимости основных проблем в практике использования программно-целевого метода в бюджетном планировании и прогнозировании в муниципальном образовании
Источник: fundamental-research.ru
Тема 8. Целевые программы как инструмент управления развитием муниципального образования
Понятие программно-целевого подхода в государственном и муниципальном управлении. Формы реализации программно-целевого управления. Экономическое программирование и региональное программирование. Целевые программы социально-экономического развития регионов: понятие и виды. Региональное программирование за рубежом (механизмы программного управления в отдельных зарубежных странах).
Программы социально-экономического развития в России: основное понятия. Классификация видов целевых программ. Основы правового регулирования, порядок, реалии процесса разработки и реализации целевых программ. Программы социально-экономического развития, разрабатываемые на уровне субъектов Федерации.
Разработка и реализация муниципальных целевых программ. Общий порядок разработки и реализации муниципальных программ в России: сравнительная характеристика. Регулирование разработки и реализации целевых программ на примере Тюменской области и г. Тюмень.
Контроль и оценка эффективности программных мероприятий.
Преимущества и недостатки целевых программ как метода управления развитием. Проблемы в сфере программно-целевого управления муниципальным развитием в Российской Федерации.
Тема 9. Информационное обеспечение управления развитием муниципального образования
Муниципальная статистика. Система показателей оценки социально-экономической ситуации на местном уровне: разработки национального статистического ведомства Российской Федерации. Паспорт муниципального образования.
Информационные системы муниципального управления. Геоинформационные технологии в создании информационных систем управления и возможности их применения на местном уровне. Земельный кадастр как возможная основа информационной системы муниципального управления.
Местное самоуправление и технология «электронного правительства». Принцип «одного окна» и его внедрение в практику муниципального управления в России.
2. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Цель проведения семинарских занятий по дисциплине «Государственное и муниципальное управление» – углубление знаний, полученных студентами на лекциях и в ходе самостоятельной работы, контроль освоения студентами теоретических положений курса и выработка практических навыков работы в рамках тематики курса.
Семинар 1. Территориальная организация государственного
Вопросы для обсуждения
1. Особенности государственного устройства Российской Федерации.
2. Органы власти и управления субъектов Российской Федерации.
3. Федеративные отношения и специфика регионального управления.
Семинар 2. Социальная политика государства
Вопросы для обсуждения
1. Государственное регулирование в области национальных и религиозных отношений.
2. Особенности государственного управления административно-политической сферой.
Семинар 3. Организационно-экономические и правовые основы
муниципального управления
Вопросы для обсуждения
1. Организационные основы муниципального управления.
2. Муниципальные образования и их полномочия.
3. Управление муниципальным хозяйством.
4. Правовые основы организации муниципального управления.
Источник: studfile.net
Презентация на тему Муниципальные программы, как инструмент эффективного использования бюджетных средств
Цель формирование предложений по оценке эффективности муниципальных программ. Задачи Рассмотреть теоретические представления о программном бюджетирование как инструменте эффективного использования бюджетных средств Рассмотреть методики оценки эффективности муниципальных
- Главная
- Финансы
- Муниципальные программы, как инструмент эффективного использования бюджетных средств
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ» Институт экономики, управления и природопользования кафедра финансов
Научный к.э.н. доцент Е.Д.Корсакова
руководитель
Выпускник А.В. Балбекина
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
Слайд 2Цель
формирование предложений по оценке эффективности муниципальных программ.
Задачи
теоретические представления о программном бюджетирование как инструменте
эффективного использования бюджетных средств
Рассмотреть методики оценки эффективности муниципальных программ
Сформировать предложения по оценке эффективности муниципальных программ
Провести оценку эффективности Муниципальной программы Северо-Енисейского «Развитие культуры» на 2014-2018 гг.
Слайд 3Объект исследования
Муниципальная программа «Развитие культуры» на 2014-2018
гг. на примере Северо-Енисейского района
Предмет исследования
Методика оценки
эффективности муниципальных программ на примере Северо-Енисейского района.
Слайд 4Структура Муниципальной программы Северо-Енисейского района «Развитие культуры»
на 2014-2018 гг.
Мероприятие 1 «Обеспечение условий реализации
программы и прочие мероприятия»
Муниципальная программа Северо-Енисейского «Развитие культуры»
Подпрограмма 2 «Поддержка искусства и народного творчества»
Подпрограмма 1 «Сохранение культурного наследия»
Слайд 5 Целевые показатели и показатели результативности по
Муниципальной программе
Слайд 6Финансирование Муниципальной программы Северо-Енисейского «Развитие культуры» на
2014-2018 (млн. руб.)
Слайд 7Сравнительная диаграмма фактического финансирования Муниципальной программы с
плановым в 2015 году (млн. руб.)
Слайд 8Результаты оценки эффективности Муниципальной программы
Слайд 9
Слайд 10Сравнительный анализ методик оценки эффективности государственных программ
Слайд 11Совершенствование методики оценки эффективности муниципальных программ на
примере Северо-Енисейского района
Слайд 12Алгоритм оценки эффективности муниципальной программы
достижения целевых показателей
Средний уровень достижения показателей
Полнота использования бюджетных ассигнований
Общий коэффициент эффективности Муниципальной программы
Эффективность использования бюджетных ассигнований
Слайд 13Сравнительная таблица утвержденной методики в Северо-Енисейском районе
и методики, предлагаемой автором
Слайд 14 Сравнительная таблица Утвержденной методики в Северо-Енисейском
р-не и предлагаемой автором
Слайд 15Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ» Институт экономики, управления и природопользования кафедра финансов
Научный к.э.н. доцент Е.Д.Корсакова
руководитель
Выпускник А.В. Балбекина
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
Источник: thepresentation.ru