Статья 179. Государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы
1. Государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.
Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Практическое пособие по разработке муниципальных программ и переходу к программному бюджету
2. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Государственные программы Российской Федерации, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные государственные программы Российской Федерации подлежат утверждению в сроки, установленные Правительством Российской Федерации, с учетом положений Федерального закона «О парламентском контроле».
Государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы), предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы) подлежат утверждению в сроки, установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией). Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также представительные органы муниципальных образований вправе осуществлять рассмотрение проектов государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и предложений о внесении изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации, муниципальные программы в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Концепция развития Мамонского муниципального образования
Государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
3. По каждой государственной программе Российской Федерации, государственной программе субъекта Российской Федерации, муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
По результатам указанной оценки Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной (муниципальной) программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной (муниципальной) программы.
4. Государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на реализацию государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ), направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Российской Федерации (государственным программам субъекта Российской Федерации). Порядки предоставления и распределения указанных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
Источник: www.klerk.ru
Научные основы муниципального планирования
В Федеральном законе от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 159-ФЗ) содержатся четкие положения о необходимости проведения в регионах исследований прогнозно-аналитического характера, о формировании концепций и программ развития территорий, налаживания систем социально-экономического мониторинга. В соответствии с этим и другими законами местные органы власти, и в частности администрация города, несут ответственность за разработку планов развития муниципального образования, баланса его финансовых ресурсов, составление проектов предплановых документов концептуального и прогнозного характера.
Таким образом, главная задача муниципальных органов управления в области планового регулирования развития территории состоит в разработке и реализации местной социально-экономической политики, учитывающей специфику муниципального образования и текущего этапа политического и экономического реформирования общественного устройства в Российской Федерации. Оставаясь разработчиком прогнозов, программ и планов социально-экономического развития территории, органы местного самоуправления отвечают и за решение социальных проблем муниципального образования.
Муниципальное планирование связано, в частности, с составлением прогнозов, формированием и реализацией перспективных концепций, программ и планов развития муниципальных образований. Муниципальная администрация должна создать научно обоснованную систему долгосрочного и текущего планирования социально-экономического развития данной территории. При построении такой системы следует отказаться от преимущественно отраслевого принципа планирования в пользу «проблемно-ориентированного». Для выполнения указанной задачи потребуется создать соответствующее организационное, методическое, информационное и кадровое обеспечение. Речь идет о создании комплекса необходимых методических материалов, уточнении функций отдельных участников разработки концепций, программ и планов, проведении работ по созданию и пополнению информационно-технической базы планирования, реализации системы мер по подготовке кадров аппарата управления, способных решать проблемы планового регулирования в условиях действия нового механизма территориального хозяйствования.
Муниципальное планирование — важнейшая составляющая деятельности муниципальных представительных и исполнительных органов по реализации централизованного начала управления. Цель этой деятельности — обеспечить баланс государственных, местных и частных интересов в решении совокупности проблем данного муниципального образования, связанных в первую очередь с необходимостью существенно повысить качество жизни местного населения. Планирование — важнейшая функция органов муниципальной власти, заключающаяся в конкретизации целевых установок в области развития местного сообщества, представлении этих целей в виде совокупности стратегических и тактических планов, концепций и программ.
Субъектом процесса планового развития муниципального образования являются муниципальные властные структуры.
Объект планирования можно рассматривать в широком и узком смысле. В узком смысле — это объекты муниципальной собственности и мероприятия, финансируемые из бюджета. Именно они входят в круг директивно регулируемых, поэтому за результаты их деятельности и реализации муниципальная власть в первую очередь , несет ответственность.
В широком смысле объектом муниципального планирования является вся социально-экономическая сфера муниципального образования, пусть формирование многоукладной экономики и привело в ряде случаев к тому, что муниципальные органы снимают с себя ответственность за решение проблем в тех сферах, где они не имеют всех необходимых полномочий. Между тем муниципальные органы должны отвечать за все, что происходит на подведомственной им территории, хотя, конечно, методы воздействия на те или иные процессы и субъекты хозяйствования зависят от характера этих процессов и субъектов, форм собственности, ведомственной подчиненности. Поэтому объектом муниципального планирования в широком смысле слова выступает вся социально-экономическая сфера жизнедеятельности муниципального образования, экономические и социальные процессы, протекающие в рамках его территории. Следует отметить схожесть разных подходов к объекту муниципального планирования и определению муниципального хозяйства, поэтому можно считать, что объектом муниципального планирования является муниципальное хозяйство.
Источник: intuit.ru
Муниципальные целевые программы
Реализация текущих и перспективных планов комплексного социально-экономического развития муниципального образования предполагает разбивку их на отдельные мероприятия. Муниципальные целевые программы представляют собой взаимоувязанные блоки таких мероприятий, позволяющие комплексно и системно решать отдельные проблемы социально-экономического развития муниципального образования. Муниципальные целевые программы могут быть текущими и перспективными и входят составными частями в соответствующие планы. Расходы на реализацию целевых программ формируют бюджет развития муниципального образования.
Муниципальная целевая программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области экономического, экологического, социального, культурного и иного развития территорий.
Существует множество видов целевых программ, которые можно классифицировать по статусу, назначению, срокам реализации, направленности и механизмам реализации:
По статусу: федеральные, межрегиональные, региональные, муниципальные. Широко известны такие крупные межрегиональные программы для федеральных округов, как «Сибирь», «Дальний Восток», «Юг России».
По срокам реализации: краткосрочные (1 год), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (10-15 лет) целевые программы. Муниципальные целевые программы чаще всего бывают краткосрочными, входя в состав текущих планов, и реже — среднесрочными.
По механизмам реализации: заказные целевые программы с заранее определенными исполнителями и конкурсные целевые программы, когда исполнители мероприятий определяются по конкурсу после утверждения программы и объемов ее финансирования.
По назначению: комплексные, обеспечивающие социально-экономическое развитие страны, региона или муниципального образования, и проблемные целевые программы, обеспечивающие решение одной определенной проблемы. Среди муниципальных программ преобладают проблемные программы.
По направленности: социальные, экономические, экологические, научно-технические, специальные и иные целевые программы. [20]
Проблемы социально-экономического развития муниципальных образований могут решаться целевыми программами всех трех уровней: федеральными, региональными и муниципальными. Поэтому органы местного самоуправления должны одинаково хорошо владеть технологией разработки, утверждения и реализации целевых программ, имеющих различный статус. Это важно еще и потому, что наиболее полно технология разработки, утверждения и реализации целевых программ разработана на федеральном уровне. На муниципальный уровень переносятся лишь ее отдельные положения, приспособленные к соответствующим условиям реализации.
Основная цель муниципальной целевой программы социально-экономического развития — решение ключевых социально-экономических проблем территории рамках текущего или перспективного плана.
Муниципальная целевая программа социально-экономического развития в общем случае должна включать следующие разделы:
- · социально-экономическое положение и основные направления развития муниципального образования, обосновывающие необходимость осуществления данной программы;
- · цели, задачи, сроки и этапы реализации программы; л система программных мероприятий;
- · механизм реализации программы;
- · ресурсное обеспечение программы;
- · оценка эффективности программы;
- · организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.
Проблемные муниципальные целевые программы могут разрабатываться по
- · создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;
- · нормативно-правовые преобразования;
- · формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения;
- · оздоровление окружающей среды и1 предупреждение чрезвычайных ситуаций;
- · содействие реформированию промышленности;
- · развитие инфраструктуры транспорта, связи и обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства;
- · развитие межрегиональных и международных связей муниципального образования и т. п.
Программа создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата предполагает проведение институциональных преобразований, направленных на развитие финансовой инфраструктуры: создание муниципальных или привлечение на территорию филиалов бизнес-центров, консалтинговых фирм, страховых компаний, залоговых фондов; упрощение процедуры регистрации и лицензирования (реализация принципа одного окна, создание условий для развития малых и средних предприятий).
Программы нормативно-правовых преобразований включают урегулирование специфики трудовых отношений, создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы, дебюрократизацию экономики — упорядочение регулирующих, контрольно-ревизионных функций органов местного самоуправления, сокращение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность, повышение эффективности управления муниципальной собственностью.
Социальные программы могут включать: мероприятия по упорядочиванию миграционных процессов; развитие и техническое переоснащение объектов здравоохранения; развитие службы охраны материнства и детства; проведение мероприятий по борьбе с социально опасными заболеваниями; развитие материальной базы и техническое переоснащение объектов образования; создание эффективной системы обучения в школах, включая использование современных информационных технологий; строительство и техническое переоснащение объектов культуры, физкультуры и спорта; развитие сети домов-интернатов для престарелых и инвалидов, детей-сирот и т. д.
Экологические программы могут предусматривать проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды и предупреждению чрезвычайных ситуаций, мониторинг зон кризисного состояния, оценку экологического состояния территории и его влияния на здоровье населения, стимулирование инвестиций, направленных на снижение негативной нагрузки на окружающую среду муниципального образования.
Программы содействия реформированию промышленности включают разработку мер содействия техническому перевооружению и модернизации предприятий, находящихся на территории муниципального образования. Программы развития инфраструктуры предусматривают мероприятия по развитию городского транспорта, связи, обеспечению бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства, внедрению энергосберегающих технологий, повышению эффективности работы систем жизнеобеспечения, предотвращению аварий техногенного характера.
При разработке муниципальных целевых программ необходимо оценивать каждое программное мероприятие по ряду критериев: цель и решаемая проблема, планируемые объемы производства продукции или услуг (для инвестиционных проектов), сроки реализации, объемы и источники финансирования, показатели эффективности (чистая прибыль, платежи в бюджеты всех уровней, сроки окупаемости, количество новых рабочих мест) и т. д.
Механизмы реализации муниципальных целевых программ
Поскольку в большинстве муниципальных целевых программ принимают участие предприятия и организации различных форм собственности и субъекты управления различного уровня, базовым принципом построения механизма реализации программы служит принцип «баланса интересов», подразумевающий обеспечение соблюдения интересов всех участников программы.
Важнейшей составляющей механизма реализации программы является определение возможных источников и способов финансирования мероприятий. При реализации муниципальных целевых программ могут использоваться:
- · средства вышестоящих бюджетов;
- · средства местного бюджета;
- · собственные источники финансирования заявителя проекта (нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления, акционерный капитал, работы, выполненные собственными силами в рамках реализации проекта и т. п.);
- · средства российского Банка развития, российских и иностранных кредитных учреждений, привлекаемые под гарантии Правительства РФ, а также под гарантии бюджета субъекта РФ и местного бюджета;
- · другие внебюджетные источники финансирования.
Участие в разработке и реализации целевых программ многих муниципальных структур требует наделения каждой из них определенными правами и обязанностями и четкой координации работы. Возможная схема такого распределения обязанностей внутри местной администрации может быть следующей.
Экономическая служба вносит предложения по перечню целевых программ, предлагаемых к финансированию из местного бюджета на очередной финансовый год, по определению приоритетности программ, контролирует исполнение федеральных, региональных и муниципальных целевых программ на территории муниципального образования.
Отраслевые структурные подразделения осуществляют планирование разработки, разработку, текущее управление отраслевыми целевыми программами, составляют бюджетные заявки на финансирование из средств местного бюджета, а также из региональных и федеральных программ.
Ответственный заместитель главы администрации определяет формы и методы управления программой, вносит при необходимости коррективы в распределение средств между мероприятиями в течение финансового года, отвечает за целевое использование бюджетных средств.
Финансовая служба отвечает за финансирование муниципальных программ, контроль за ходом финансирования федеральных и региональных программ.
Коллегия администрации одобряет целевые программы и изменения к ним по представлениям руководителей программ. Одобренные коллегией целевые программы вносятся главой администрации на утверждение представительного органа муниципального образования.
Представительный орган рассматривает и утверждает целевые программы, а также санкционирует в случае необходимости гарантии местного бюджета по кредитам коммерческих банков для предприятий и организаций, участвующих в реализации целевых программ.
Такая система управления целевыми программами имеет ряд преимуществ:
- · высокий уровень специализации, глубокое знание проблем отдельных отраслей муниципального хозяйства и социальной сферы;
- · четкое обозначение ответственности за реализацию программных мероприятий;
- · ответственность за целевое использование бюджетных средств;
- · постоянный контроль за ходом реализации программных мероприятий;
- · контроль за перераспределением средств между программными мероприятиями, за введением дополнительных программных мероприятий в течение финансового года.
Вместе с тем эта схема имеет и определенные недостатки:
- · зависимость от инициативности и активности отдельных структурных подразделений администрации;
- · недостаточная квалификация кадров, занимающихся разработкой целевых программ в структурных подразделениях администраций;
- · ориентация большинства руководителей и разработчиков программ на бюджетное финансирование как основной источник получения средств на реализацию программных мероприятий.
Для устранения перечисленных недостатков при реализации крупных муниципальных целевых программ может создаваться дирекция программы из представителей органов местного самоуправления и исполнителей ведущих мероприятий программы. Дирекция может создаваться как с образованием, так и без образования юридического лица. Она действует на основании положения, утверждаемого главой администрации. К основным функциям дирекции относятся: координация исполнения программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценка результативности, содействие решению спорных (конфликтных) ситуаций, непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий и подготовка отчетов о реализации программы. Функции директора такой программы могут быть возложены на соответствующего заместителя главы администрации.
По завершении каждого этапа и программы в целом представляются количественные и качественные результаты ее выполнения согласно изложенным выше критериям.
Источник: vuzlit.com
Полномочия органов местного самоуправления в сфере планирования
Планирование представляет собой деятельность органов местного самоуправления и иных участников процесса планирования по прогнозированию социально-экономического развития муниципального образования, программно-целевому планированию, направленную на повышение уровня социально-экономического развития муниципального образования.
Одним из полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения является полномочие по принятию и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организации сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования (п. 6 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Следует отметить, что данное полномочие органа местной власти имеет свою историю развития. Закон РФ от 6 июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» относил к полномочиям местных органов власти утверждение планов и программ социально-экономического развития территории, бюджет, отчеты об их исполнении. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к предметам ведения муниципальных образований относил комплексное социально- экономическое развития муниципального образования.
Вопросы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований приобретают все большую актуальность в современном обществе. Реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения в том числе обусловлена эффективностью использования собственных финансовых средств. Для этого органы местного самоуправления должны обеспечить комплексное развитие основных отраслей муниципального хозяйства, частного сектора производства и потребления, а также социальной сферы муниципальных образований. В целях выполнения приоритетных задач и направлений социально-экономического развития муниципальных образований необходимы формирование и исполнение соответствующих муниципальных планов и программ.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в своих положениях использует такие формулировки, как «планы и программы комплексного социально- экономического развития муниципального образования» (п. 6 ч. 1 ст. 17), «планы и программы развития муниципального образования» (п. 4 ч. 10 ст. 35).
В первом случае законодатель определяет их принятие как полномочие органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а во втором — относит данное полномочие к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. При этом в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указанные категории не разграничены, в связи с этим правомерно встает вопрос об их соотношении.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования (ч. 1 ст. 179).
В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования отнесено принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении (и. 4 ч. 10 ст. 35). В Бюджетном кодексе РФ (ч. 1 ст.
179) установлено, что на федеральном, региональном и муниципальных уровнях соответствующие программы утверждаются органом исполнительной власти. При соотношении данных норм следует исходить из принципа единства бюджетной системы РФ, предусматривающего в том числе единство «принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации» и «единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (ст. 29 Бюджетного кодекса РФ), поскольку государственные программы федерального и регионального уровня утверждаются органами исполнительной власти (ст. 179 Бюджетного кодекса РФ).
Следует учитывать, что объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета (ст. 179 Бюджетного кодекса РФ), и право представительного органа муниципального образования по рассмотрению и утверждению решения о бюджете (в данном случае в части утверждения объемов финансового обеспечения реализации программы) является действенным средством оказания влияния на политику развития муниципального образования.
Аналогичная ситуация и с положениями ст. 179.3 Бюджетного кодекса РФ. Более того, ведомственные целевые программы — это программы, направленные на осуществление федеральными органами исполнительной власти или организациями, являющимися главными распорядителями средств федерального бюджета, государственной политики в установленных сферах деятельности, а также на обеспечение достижения целей и задач государственных программ Российской Федерации и повышение результативности расходов федерального бюджета (постановление Правительства РФ от 19 апреля 2005 г. № 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ»). То есть утверждение ведомственных целевых программ — это прерогатива исполнительных органов муниципальных образований. Предоставление права по принятию ведомственных целевых программ представительным органам нарушит действующую систему сдержек и противовесов на муниципальном уровне.
Таким образом, нет четкого законодательного регулирования в вопросе о том, в соответствии с актом какого органа муниципального образования должна утверждаться та или иная программа развития муниципального образования.
Практика на уровне муниципальных образований складывается различная. В некоторых муниципальных образованиях программы социально- экономического развития принимаются исполнительным органом местного самоуправления [2] , в других — представительным органом [3] .
В решении данного вопроса видится необходимость преодоления коллизий, возникающих между нормами Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетным кодексом РФ. Очевидно, что при рассмотрении данных понятий следует исходить из того, что программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования включает в себя концепцию, планы (в зависимости от сроков — долгосрочный, среднесрочный, годовой), а также программы развития муниципального образования.
В целях реализации комплексного подхода к решению вопросов социально-экономического развития муниципальных образований Правительство РФ утвердило Правила предоставления органами местного самоуправления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования [4] . В них установлены формы федерального государственного статистического наблюдения, содержащие статистические показатели, адреса, а также периодичность, сроки и способы их предоставления. На должностных лиц органов местного самоуправления возложена ответственность как за непредоставление статистической информации по формам федерального государственного статистического наблюдения, так и за предоставление недостоверной статистической информации в соответствии с законодательством РФ.
Комплексное социально-экономическое планирование развития муниципального образования имеет решающее значение для муниципального образования. Оно позволяет выявить основные проблемы социально-экономического развития муниципального образования, предложить возможные сценарии развития, осуществить оценку действующих мер по улучшению социально-экономического положения. Задачами комплексного социально- экономического развития муниципального образования, как правило, являются создание условий для устойчивого экономического развития области, для повышения уровня и качества жизни населения области.
Планы экономического и социального развития муниципального образования формируются с учетом основных проблем, характерных для жизнедеятельности населения муниципального образования. К числу основных можно отнести: создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения, проведение мероприятий по оздоровлению экологии и предупреждению чрезвычайных ситуаций, реформирование промышленности, развитие транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, инфраструктуры связи, доступа к современным информационным технологиям.
В программах развития муниципального образования также содержатся индикаторы социально-экономического развития муниципального образования. Например, улучшение качества среды обитания жителей муниципального образования определяется следующими показателями:
- — средняя обеспеченность жильем на одного человека;
- — протяженность автомобильных дорог;
- — обеспеченность населения собственными легковыми автомобилями;
- — увеличение основных фондов (капитальных вложений) социальной сферы в расчете на душу населения (в среднем за пятилетний период).
К числу индикаторов также могут быть отнесены: экономическое развитие муниципального образования, обеспечение платежеспособного спроса населения муниципального образования на товары и услуги, рост производства продукции, укрепление финансового потенциала муниципального образования и повышение его доступности и др.
- [1] Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований. Опыт, проблемы, рекомендации / под общ. ред. Т. В. Псаревой. Новосибирск, 2006.С. 14.
- [2] См.: О Комплексной программе социально-экономического развития муниципальногообразования «Кяхтинский район» Республики Бурятия на 2008—2010 годы и на периоддо 2017 года ; постановление Местной администрации городского округа Нальчик КБРот 9 февраля 2010 г. № 178 «О разработке муниципальных комплексных программ развитияотраслей экономики на период до 2015 года».
- [3] См., например: решение Совета МО городского округа «Сыктывкар» от 8 декабря2011 г. Х« 5/2011-101 (рсд. от 15.02.2013) «Об утверждении Программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования городского округа “Сыктывкар” на 2011—2015 годы» ; решение Горно-Алтайского городского Совета депутатовот 31 октября 2013 г. № 13-4 «Об утверждении плана социально-экономического развитиямуниципального образования “Город Горно-Алтайск” на 2014 год».
- [4] См., например: постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. Х« 670 «О порядкепредоставления органами местного самоуправления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования».
Источник: studme.org