Муниципальная целевая программа что это такое

Муниципальные целевые программы

комплекс взаимоувязанных по целям, задачам, ресурсам и срокам осуществления мероприятий, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие муниципального образования или его отдельных составляющих.
В зависимости от статуса органа власти, утвердившего целевую программу, различают федеральные (Правительство Российской Федерации), субфедеральные (органы власти субъекта Российской Федерации), муниципальные (органы местного самоуправления) и ведомственные (органы исполнительной власти различных уровней) целевые программы. Целевые программы субфедерального и муниципального уровня называют также региональными.
Муниципальные целевые программы могут быть общемуниципальными или территориальными (охватывают всю территорию муниципального образования) и ведомственными (программы департаментов, управлений, комитетов и прочих подразделений местной администрации). При этом общемуниципальные и ведомственные муниципальные целевые программы могут иметь как муниципальное (местный бюджет), так и смешанное финансирование, включающее в различных комбинациях, кроме средств местного бюджета, еще и средства федерального и субфедерального бюджетов, а также средства внебюджетных фондов и корпоративных источников.

3.5. Особенности правового регулирования муниципальной службы. Органы управления госслужбой


Муниципальные целевые программы могут быть комплексными (охватывают деятельность всего муниципального образования или всего подразделения местной администрации) или проблемными (обеспечивать решение отдельной проблемы муниципального образования или подразделения местной администрации).
Муниципальные целевые программы подразделяются на программы функционирования и программы развития. Программы развития могут быть стратегическими (программный период — 5 и 10 лет) и тактическими (программный период — 3 года и менее). Стратегические программы называют также долгосрочными, а тактические — среднесрочными (3 года) и краткосрочными (один год). Программы функционирования могут быть только тактическими. Все тактические муниципальные программы являются бюджетными, так как разрабатываются и реализуются в рамках трехлетнего муниципального бюджетного процесса.
Муниципальные целевые программы могут быть циклическими и скользящими. К циклическим относятся стратегические программы, продолжительность цикла которых равна их программному периоду. Тактические бюджетные программы являются скользящими с шагом, равным одному году. Они ежегодно разрабатываются на один бюджетный и 2 прогнозных года. При этом мероприятия текущего бюджетного года ежегодно уточняются и корректируются.
Таким образом, термин «муниципальные» имеет собирательный характер и указывает лишь на то, что программа содержит мероприятия, обеспечивающие деятельность на территории конкретного муниципального образования. Термин «целевые» означает, что мероприятия данной программы взаимоувязаны между собой и объединены общим деревом целей, наличие которого является основным принципом целевого программного управления.
В соответствии с современными представлениями о системной реализации метода административного целевого программного управления на территории каждого крупного муниципального образования (городского округа или муниципального района) должен быть разработан комплекс муниципальных целевых программных документов, включающий:

Муниципальное образование. Что это такое. Блиц-видео


— стратегию (концепцию) социальноэкономического развития муниципального образования на период 15–20 лет;
— концептуальную программу социально-экономического развития муниципального образования на 10 лет;
— стратегическую циклическую программу социально-экономического развития муниципального образования на 5 лет;
— тактическую бюджетную скользящую программу развития муниципального образований на 3 года;
— тактическую бюджетную скользящую программу функционирования муниципального образования на 3 года.
Последние три программных документа имеют вложенную структуру и включают в качестве составляющих комплексные и проблемные общемуниципальные (территориальные) и ведомственные стратегические и тактические муниципальные целевые программы. Это обеспечивает возможность закрепления целевых программ за центрами ответственности, которыми в данном случае являются функциональные и отраслевые (ведомственные) подразделения местных администраций.
Подобная систематизация муниципальных целевых программ является залогом их своевременной разработки и эффективной реализации, что в свою очередь обеспечивает необходимую целенаправленность и результативность деятельности органов местного самоуправления.
А. А. Сапожников
Список литературы
Постановление Правительства Российской Федерации «О реализации Федерального закона “О поставках продукции для федеральных государственных нужд”» от 26.06.1995 г. № 594 (утв. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация).
Приказ Минэкономразвития России «О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации» от 17.06.2002 г. № 170.
Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» от 22.05.2004 г. № 249.
Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ» от
19.04.2005 г. № 239.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.04.2006 г. № 467-р (одобрена Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в 2006–2008 гг.).
Сапожников А. А. Бюджетное целевое программное управление в системе реформирования муниципальных финансов // Конспект лекций. — Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2006.

Найдено научных статей по теме — 15

Муниципальные целевые программы

Любченко А.О.

Предмет. Предметом исследования являются финансовые отношения по использованию бюджетных средств в рамках реализации муниципальных целевых программ. Цели. Оценка результативности реализации целевых программ г. Новосибирска.

Типология муниципальных комплексно-целевых программ

Озеров Петр Викторович

Статья отражает особенности современной типологии муниципальных комплексно-целевых программ, приведены авторские рекомендации по расширению типологических границ.

Управление муниципальным имуществом: программно-целевой подход

Урал Рамазанович Мусин, Ильмир Вилович Нусратуллин, Ринат Галиевич Хабибуллин

В статье отражены существующие проблемы при разработке и реализации муниципальных программ по повышению эффективности управления муниципальным имуществом.

Программно-целевое управление расходами бюджетов муниципальных районов

Гордеева Г. П., Макарова С. Н.

Дана оценка программно-целевого управления с помощью методов бюджетных коэффициентов на примере бюджета Березовского района Красноярского края.

Проблемы использования программно-целевого метода на муниципальном уровне

Кузнецова Ольга Петровна

Рассматриваются проблемы использования программно-целевого метода управления муниципалитетами и роль экономического прогнозирования, мониторинга социально-экономического развития на муниципальном уровне.

Программно-целевой подход в управлении развитием муниципального образования

Димакова Е. С.

В статье определена актуальность программно-целевого управления развитием муниципального образования. Рассматриваются преимущества и особенности программно-целевого подхода в условиях рыночной экономики.

Специфика реализации программно-целевого подхода в муниципальном образовании

Умерова Светлана Александровна, Абрамова Марина Игоревна

В статье анализируется реализация программ на примере муниципального образования «Город Саратов» за период с 2008 по 2015 г.

Анализ развития муниципальных целевых программ в городах-миллионниках ПФО РФ

Кемалов Арсен Меджитович

В данной статье проведен анализ муниципальных целевых программ, принятых и реализуемых в городах-миллионниках Приволжского Федерального округа РФ на начало 2017 года.

Источник: determiner.ru

Муниципальные целевые программы

Реализация текущих и перспективных планов комплексного социально-экономического развития муниципального образования предполагает разбивку их на отдельные мероприятия. Муниципальные целевые программы представляют собой взаимоувязанные блоки таких мероприятий, позволяющие комплексно и системно решать отдельные проблемы социально-экономического развития муниципального образования. Муниципальные целевые программы могут быть текущими и перспективными и входят составными частями в соответствующие планы. Расходы на реализацию целевых программ формируют бюджет развития муниципального образования.

Читайте также:
Программа сервис деск что это

Муниципальная целевая программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области экономического, экологического, социального, культурного и иного развития территорий.

Существует множество видов целевых программ, которые можно классифицировать по статусу, назначению, срокам реализации, направленности и механизмам реализации:

По статусу: федеральные, межрегиональные, региональные, муниципальные. Широко известны такие крупные межрегиональные программы для федеральных округов, как «Сибирь», «Дальний Восток», «Юг России».

По срокам реализации: краткосрочные (1 год), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (10-15 лет) целевые программы. Муниципальные целевые программы чаще всего бывают краткосрочными, входя в состав текущих планов, и реже — среднесрочными.

По механизмам реализации: заказные целевые программы с заранее определенными исполнителями и конкурсные целевые программы, когда исполнители мероприятий определяются по конкурсу после утверждения программы и объемов ее финансирования.

По назначению: комплексные, обеспечивающие социально-экономическое развитие страны, региона или муниципального образования, и проблемные целевые программы, обеспечивающие решение одной определенной проблемы. Среди муниципальных программ преобладают проблемные программы.

По направленности: социальные, экономические, экологические, научно-технические, специальные и иные целевые программы. [20]

Проблемы социально-экономического развития муниципальных образований могут решаться целевыми программами всех трех уровней: федеральными, региональными и муниципальными. Поэтому органы местного самоуправления должны одинаково хорошо владеть технологией разработки, утверждения и реализации целевых программ, имеющих различный статус. Это важно еще и потому, что наиболее полно технология разработки, утверждения и реализации целевых программ разработана на федеральном уровне. На муниципальный уровень переносятся лишь ее отдельные положения, приспособленные к соответствующим условиям реализации.

Основная цель муниципальной целевой программы социально-экономического развития — решение ключевых социально-экономических проблем территории рамках текущего или перспективного плана.

Муниципальная целевая программа социально-экономического развития в общем случае должна включать следующие разделы:

  • · социально-экономическое положение и основные направления развития муниципального образования, обосновывающие необходимость осуществления данной программы;
  • · цели, задачи, сроки и этапы реализации программы; л система программных мероприятий;
  • · механизм реализации программы;
  • · ресурсное обеспечение программы;
  • · оценка эффективности программы;
  • · организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.

Проблемные муниципальные целевые программы могут разрабатываться по

  • · создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;
  • · нормативно-правовые преобразования;
  • · формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения;
  • · оздоровление окружающей среды и1 предупреждение чрезвычайных ситуаций;
  • · содействие реформированию промышленности;
  • · развитие инфраструктуры транспорта, связи и обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства;
  • · развитие межрегиональных и международных связей муниципального образования и т. п.

Программа создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата предполагает проведение институциональных преобразований, направленных на развитие финансовой инфраструктуры: создание муниципальных или привлечение на территорию филиалов бизнес-центров, консалтинговых фирм, страховых компаний, залоговых фондов; упрощение процедуры регистрации и лицензирования (реализация принципа одного окна, создание условий для развития малых и средних предприятий).

Программы нормативно-правовых преобразований включают урегулирование специфики трудовых отношений, создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы, дебюрократизацию экономики — упорядочение регулирующих, контрольно-ревизионных функций органов местного самоуправления, сокращение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность, повышение эффективности управления муниципальной собственностью.

Социальные программы могут включать: мероприятия по упорядочиванию миграционных процессов; развитие и техническое переоснащение объектов здравоохранения; развитие службы охраны материнства и детства; проведение мероприятий по борьбе с социально опасными заболеваниями; развитие материальной базы и техническое переоснащение объектов образования; создание эффективной системы обучения в школах, включая использование современных информационных технологий; строительство и техническое переоснащение объектов культуры, физкультуры и спорта; развитие сети домов-интернатов для престарелых и инвалидов, детей-сирот и т. д.

Экологические программы могут предусматривать проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды и предупреждению чрезвычайных ситуаций, мониторинг зон кризисного состояния, оценку экологического состояния территории и его влияния на здоровье населения, стимулирование инвестиций, направленных на снижение негативной нагрузки на окружающую среду муниципального образования.

Программы содействия реформированию промышленности включают разработку мер содействия техническому перевооружению и модернизации предприятий, находящихся на территории муниципального образования. Программы развития инфраструктуры предусматривают мероприятия по развитию городского транспорта, связи, обеспечению бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства, внедрению энергосберегающих технологий, повышению эффективности работы систем жизнеобеспечения, предотвращению аварий техногенного характера.

При разработке муниципальных целевых программ необходимо оценивать каждое программное мероприятие по ряду критериев: цель и решаемая проблема, планируемые объемы производства продукции или услуг (для инвестиционных проектов), сроки реализации, объемы и источники финансирования, показатели эффективности (чистая прибыль, платежи в бюджеты всех уровней, сроки окупаемости, количество новых рабочих мест) и т. д.

Механизмы реализации муниципальных целевых программ

Поскольку в большинстве муниципальных целевых программ принимают участие предприятия и организации различных форм собственности и субъекты управления различного уровня, базовым принципом построения механизма реализации программы служит принцип «баланса интересов», подразумевающий обеспечение соблюдения интересов всех участников программы.

Важнейшей составляющей механизма реализации программы является определение возможных источников и способов финансирования мероприятий. При реализации муниципальных целевых программ могут использоваться:

  • · средства вышестоящих бюджетов;
  • · средства местного бюджета;
  • · собственные источники финансирования заявителя проекта (нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления, акционерный капитал, работы, выполненные собственными силами в рамках реализации проекта и т. п.);
  • · средства российского Банка развития, российских и иностранных кредитных учреждений, привлекаемые под гарантии Правительства РФ, а также под гарантии бюджета субъекта РФ и местного бюджета;
  • · другие внебюджетные источники финансирования.

Участие в разработке и реализации целевых программ многих муниципальных структур требует наделения каждой из них определенными правами и обязанностями и четкой координации работы. Возможная схема такого распределения обязанностей внутри местной администрации может быть следующей.

Экономическая служба вносит предложения по перечню целевых программ, предлагаемых к финансированию из местного бюджета на очередной финансовый год, по определению приоритетности программ, контролирует исполнение федеральных, региональных и муниципальных целевых программ на территории муниципального образования.

Отраслевые структурные подразделения осуществляют планирование разработки, разработку, текущее управление отраслевыми целевыми программами, составляют бюджетные заявки на финансирование из средств местного бюджета, а также из региональных и федеральных программ.

Ответственный заместитель главы администрации определяет формы и методы управления программой, вносит при необходимости коррективы в распределение средств между мероприятиями в течение финансового года, отвечает за целевое использование бюджетных средств.

Финансовая служба отвечает за финансирование муниципальных программ, контроль за ходом финансирования федеральных и региональных программ.

Коллегия администрации одобряет целевые программы и изменения к ним по представлениям руководителей программ. Одобренные коллегией целевые программы вносятся главой администрации на утверждение представительного органа муниципального образования.

Читайте также:
Bimx что это за программа

Представительный орган рассматривает и утверждает целевые программы, а также санкционирует в случае необходимости гарантии местного бюджета по кредитам коммерческих банков для предприятий и организаций, участвующих в реализации целевых программ.

Такая система управления целевыми программами имеет ряд преимуществ:

  • · высокий уровень специализации, глубокое знание проблем отдельных отраслей муниципального хозяйства и социальной сферы;
  • · четкое обозначение ответственности за реализацию программных мероприятий;
  • · ответственность за целевое использование бюджетных средств;
  • · постоянный контроль за ходом реализации программных мероприятий;
  • · контроль за перераспределением средств между программными мероприятиями, за введением дополнительных программных мероприятий в течение финансового года.

Вместе с тем эта схема имеет и определенные недостатки:

  • · зависимость от инициативности и активности отдельных структурных подразделений администрации;
  • · недостаточная квалификация кадров, занимающихся разработкой целевых программ в структурных подразделениях администраций;
  • · ориентация большинства руководителей и разработчиков программ на бюджетное финансирование как основной источник получения средств на реализацию программных мероприятий.

Для устранения перечисленных недостатков при реализации крупных муниципальных целевых программ может создаваться дирекция программы из представителей органов местного самоуправления и исполнителей ведущих мероприятий программы. Дирекция может создаваться как с образованием, так и без образования юридического лица. Она действует на основании положения, утверждаемого главой администрации. К основным функциям дирекции относятся: координация исполнения программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценка результативности, содействие решению спорных (конфликтных) ситуаций, непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий и подготовка отчетов о реализации программы. Функции директора такой программы могут быть возложены на соответствующего заместителя главы администрации.

По завершении каждого этапа и программы в целом представляются количественные и качественные результаты ее выполнения согласно изложенным выше критериям.

Источник: vuzlit.com

Муниципальная целевая программа что это такое

Муниципальный совет: +7 (812) 584-43-34 | Местная администрация: +7 (812) 584-02-33 | Опека и попечительство: +7 (812) 583-00-50

Главная > Устав > Муниципальные программы

Муниципальные программы Администратор 2022-12-09T10:03:15+03:00

М униципальная программа – это совокупность выполняемых мероприятий (оказываемых услуг), взаимоувязанных по срокам, исполнителям и ресурсам, и направленных на достижение определенной цели (задачи). По сути, целевая программа – это программа действий по достижению поставленных целей, сбалансированная по ресурсам (финансовым, кадровым и др.) В данном разделе представлены целевые программы местной администрации

Источник: mo57.ru

Сущность и назначение, порядок и разработка муниципально-целевых программ.

Осуществляемая в стране реформа местного самоуправления предполагает запуск механизмов, призванных обеспечить динамичное социально-экономическое развитие местных сообществ, реальное улучшение качества жизни их населения. Такое развитие детерминировано факторами разной природы (экономическими, социальными, организационными и др.). Возможности использования потенциала этих факторов дифференцированы по субъектам, представляющим органы власти и управления федерального, регионального и местного уровней. Отсюда, заметно актуализирована потребность в интеграции их деятельности.

Принципиальное значение приобретает также смещение акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами) на «управление результатами».

В этих условиях закономерно возрастает роль программно-целевого управления, способного решать сложные комплексные проблемы и имеющего достаточно протяженную во времени зарубежную и отечественную практику применения.

По мнению Жуковского А.И, в последние годы в ряде регионов страны предприняты попытки апробации его инструментария на муниципальном уровне. Однако, они связаны преимущественно с разработкой программ, адресованных отдельным подсистемам жизнедеятельности городов. Иными словами, муниципальное образование как целостная система пока не стала объектом такого управления1.

В существенной мере такое положение обусловлено отсутствием теоретических представлений, адекватно отражающих возможности программно-целевого управления, специфику его содержания и организации применительно к городским и сельским муниципальным образованиям. Несовершенен и методический аппарат, применяемый при разработке и реализации целевых программ местного развития.

Джанджугазова Е.А. утверждает, что развитие программно-целевых методов территориального управления и планирования в России тормозится в связи с сохраняющейся неопределенностью и отсутствием четкого разделения прав и полномочий органов управления федерального, регионального и муниципального уровней, не отрегулированы и федеративные отношения, в том числе в области межбюджетных финансовых потоков. Все более становится очевидным, что региональные и муниципальные программы должны опираться на финансирование из собственных бюджетов, активно привлекая инвестиции, создавая благоприятные условия, в том числе повышая инвестиционную активность предприятий и населения региона2.

В.С. Рапопорт и Л.В. Родионова рассматривают программно-целевое управление как организационную форму, использование которой необходимо для выполнения комплекса работ («программы») и предполагает вполне определенный тип структуры управления (в приведенной авторами статье — матричной). Они отмечают, что для управления программами вводятся должности соответствующих руководителей, которые в максимальной степени сосредоточивают на себе всю ответственность за достижение цели программы, координируют взаимодействие по программе как внутри организации, так и вне ее1.

Муниципальная целевая программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение экономических, экологических, социальных и иных проблем развития муниципальных образований.

По мнению П.И. Лапшева, муниципальные целевые программы могут быть текущими и перспективными и являются составными частями соответствующих планов. Расходы на реализацию целевых программ формируют бюджет развития муниципального образования2.

Как уже отмечалось, проблемы социально-экономического развития муниципальных образований могут решаться целевыми программами разных уровней. Поэтому органы местного самоуправления должны одинаково хорошо владеть технологией разработки, утверждения и реализации целевых программ, имеющих различный статус.

Муниципальная целевая программа в общем случае должна включать следующие разделы:

— описание проблемы, на решение которой направлена целевая программа;

— социально-экономическое положение и основные направления развития муниципального образования, обосновывающие необходимость осуществления данной программы;

— цели, задачи, сроки и этапы реализации программы, а также целевые индикаторы и показатели, характеризующие достижение ее результатов;

— система программных мероприятий;

— механизм реализации программы;

— ресурсное обеспечение программы;

— оценка социально-экономической и экологической эффективности программы;

— организация управления программой и контроль хода ее реализации.

Зотов В.Б. отмечает, что муниципальная целевая программа должна иметь паспорт, составляемый по специальной форме. Важнейшей ее составляющей является система целевых индикаторов и показателей, характеризующих ее эффективность1.

Проблемные муниципальные целевые программы могут разрабатываться по разным направлениям:

— создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;

— формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения;

— оздоровление окружающей среды и предупреждение чрезвычайных ситуаций;

— содействие реформированию промышленности;

— развитие инфраструктуры транспорта, связи и обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства;

— развитие межрегиональных и международных связей муниципального образования и т.п.

Программа создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата предполагает проведение институциональных преобразований, направленных на развитие финансовой инфраструктуры: создание муниципальных или привлечение на территорию филиалов бизнес-центров, консалтинговых фирм, страховых компаний, залоговых фондов; упрощение процедуры регистрации и лицензирования (реализация принципа одного окна, создание условий для развития малых и средних предприятий)1.

Читайте также:
Что за программа pushmonitoff

Зотов В.Б. утверждает, что программы нормативно-правовых преобразований подразумевают урегулирование специфики трудовых отношений, создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы, контрольно-ревизионных функций органов местного самоуправления, сокращение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность, повышение эффективности управления муниципальной собственностью2.

Социальные программы могут включать: развитие и техническое переоснащение объектов здравоохранения; развитие службы охраны материнства и детства; проведение мероприятий по борьбе с социально опасными заболеваниями; развитие материальной базы объектов образования; строительство и техническое переоснащение объектов культуры, физкультуры и спорта и т.д.

Экологические программы могут предусматривать проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды и предупреждению чрезвычайных ситуаций, мониторинг зон кризисного состояния, оценку экологического состояния территории и его влияния на здоровье населения, стимулирование инвестиций, направленных на снижение негативной нагрузки на окружающую среду.

Программы содействия реформированию промышленности включают разработку мер содействия техническому перевооружению и модернизации предприятий, находящихся на территории муниципального образования. Программы развития инфраструктуры предусматривают мероприятия по развитию городского транспорта, связи, обеспечению бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства, внедрению энергосберегающих технологий, повышению эффективности работы систем жизнеобеспечения, предотвращению аварий техногенного характера.

Кремлев Н.В. считает, что при разработке муниципальных целевых программ необходимо оценивать каждое программное мероприятие по ряду критериев: цель и решаемая проблема, планируемые объемы производства продукции или услуг (для инвестиционных проектов), сроки реализации, объемы и источники финансирования, показатели эффективности (платежи в бюджеты всех уровней, сроки окупаемости, количество новых рабочих мест) и т.д1.

Механизмы реализации муниципальных целевых программ

Поскольку в большинстве муниципальных целевых программ принимают участие организации различных форм собственности, базовым принципом построения механизма их реализации является принцип баланса интересов, подразумевающий обеспечение соблюдения интересов всех участников2.

Важнейшей составляющей механизма реализации программы является определение возможных источников и способов финансирования мероприятий. При реализации муниципальных целевых программ могут использоваться:

— средства федерального и регионального бюджетов;

— средства местного бюджета;

— собственные источники финансирования заявителя проекта (нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления, акционерный капитал, работы, выполненные собственными силами в рамках реализации проекта и т.п.);

— средства российского Банка развития, российских и иностранных кредитных учреждений, привлекаемые под гарантии Правительства РФ, а также под гарантии бюджета субъекта РФ и местного бюджета;

— другие внебюджетные источники финансирования1.

Участие в разработке и реализации целевых программ многих муниципальных структур требует наделения каждой из них определенными правами и обязанностями и четкой координации работы. Возможная схема такого распределения обязанностей внутри местной администрации может быть следующей.

Экономическая служба вносит предложения по перечню целевых программ, предлагаемых к финансированию из местного бюджета на очередной финансовый год с прогнозом на 2 последующих года, определению приоритетности программ, контролирует исполнение федеральных, региональных и муниципальных целевых программ на территории муниципального образования.

Отраслевые структурные подразделения осуществляют планирование разработки, разработку, текущее управление отраслевыми целевыми программами, составляют бюджетные заявки на финансирование из средств местного бюджета, а также из средств региональных и федеральных программ.

Ответственный руководитель — директор программы определяет формы и методы управления программой, вносит при необходимости коррективы в распределение средств между мероприятиями в течение финансового года, отвечает за целевое использование бюджетных средств.

Финансовая служба отвечает за финансирование муниципальных программ, контроль хода финансирования федеральных и региональных программ.

Коллегия (коллективный совещательный орган) администрации одобряет целевые программы и изменения к ним по представлениям руководителей программ. Одобренные коллегией целевые программы вносятся главой администрации на утверждение представительного органа муниципального образования.

По мнению Б.А. Райзберга, представительный орган рассматривает и утверждает целевые программы, а также санкционирует в случае необходимости гарантии местного бюджета по кредитам коммерческих банков для предприятий и организаций, участвующих в реализации целевых программ1.

Такая система управления целевыми программами имеет ряд преимуществ:

а) высокий уровень специализации, глубокое знание проблем отдельных отраслей муниципального хозяйства и социальной сферы;

б) четкое обозначение ответственности за реализацию программных мероприятий;

в) ответственность за целевое использование бюджетных средств;

г) постоянный контроль хода реализации программных мероприятий;

д) контроль перераспределения средств между программными мероприятиями, введения дополнительных программных мероприятий в течение финансового года.

По мнению Зотова В.Б., эта схема имеет и определенные недостатки:

— большая зависимость от инициативности и активности отдельных структурных подразделений администрации; недостатки в работе одного из участников могут отрицательно сказаться на общем результате;

— нехватка квалифицированных кадров, занимающихся разработкой целевых программ, в структурных подразделениях администраций;

— ориентация большинства руководителей и разработчиков программ на бюджетное финансирование как основной источник получения средств на реализацию программных мероприятий, недоучет внутренних возможностей и резервов. Качество и эффективность программ при этом снижаются1.

Для устранения вышеперечисленных недостатков при реализации крупных муниципальных целевых программ может создаваться специальный временный орган — дирекция программы — из квалифицированных представителей органов местного самоуправления и исполнителей основных мероприятий. Дирекция может создаваться как с образованием, так и без образования юридического лица. Она действует на основании положения, утверждаемого главой администрации. К основным функциям дирекции относятся: координация исполнения программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценка результативности, содействие решению спорных (конфликтных) ситуаций, непосредственный контроль хода реализации мероприятий и подготовка отчетов о реализации программы2. Функции руководителя такой программы могут быть возложены на соответствующего заместителя главы администрации3.

По завершении каждого этапа и программы в целом представляются количественные и качественные результаты ее выполнения согласно изложенным выше критериям.

Следует отметить, что технология разработки и организации исполнения целевых программ постоянно развивается. В частности, установлен ряд новых требований к государственному заказчику (координатору) федеральной целевой программы — представление специальных докладов о ходе работ и использовании финансовых средств, размещение информации о выполнении в сети Интернет, обязательное проведение конкурсов на участие в реализации программных мероприятий. Аналогичные требования могут быть предъявлены к муниципальным целевым программам.

Доклад о ходе работ по программе и использованию финансовых средств должен содержать: сведения о результатах реализации за отчетный год; данные о целевом использовании и объемах привлеченных бюджетных средств и внебюджетных источников; сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию программы; сведения о соответствии фактических показателей реализации программы показателям, установленным при ее утверждении; информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий; сведения о наличии, объемах и состоянии незавершенного строительства, внедрении и эффективности инновационных проектов; оценку эффективности результатов реализации программы и влияния фактических результатов реализации программы на различные сферы экономики (мультипликативный эффект по результатам реализации программы)1.

Таким образом, увеличение прозрачности механизмов исполнения и финансирования целевых программ, а также их результативности будет способствовать повышению общей эффективности социально-экономического развития муниципальных образований.

Источник: cyberpedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru