Этапы создания учебных мультимедийных средств
Жакбаров, О. О. Этапы создания учебных мультимедийных средств / О. О. Жакбаров, Элбек Косимов, Д. Х. Жакбарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 324-326. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40213/ (дата обращения: 23.12.2022).
Под технологией создания учебных мультимедийных средств будем понимать последовательность алгоритмических предписаний, результатом выполнения которых является разработка объектов, обладающих различными уровнями интерактивности и выполняющих функции средств обучения.
Этап 1. Построение концептуальной модели учебного мультимедийного средства.
Данный этап определяет, прежде всего, содержательную линию мультимедийных средств обучения и предполагает реализацию методики обучения содержанию предметной области с использованием соответствующего средства обучения. Целью этапа является построение модели будущего учебного мультимедийного средства. Основная деятельность педагога на данном этапе будет заключаться в следующем:
Введение | Обучающая программа | №1
- Сформулировать назначение учебного мультимедийного средства.
- Выполнить обоснование актуальности разработки, для этого необходимо:
a) Выделить цели применения продукта;
b) Определить педагогические задачи, которые будут решаться с использованием разрабатываемого учебного мультимедийного средства;
c) Проанализировать аналогичные учебные мультимедийные средства, если таковые существуют.
Разрабатываемая модель должна соответствовать следующим требованиям: может быть реализована на любой платформе, в среде любого программного средства, предназначенного для создания таких средств и в рамках любой предметной области (биология, география, русский язык и литература и т. д.).
Этап 2. Построение учебного мультимедийного средства. Отбор содержания типовых компонент учебного мультимедийного средства.
На втором этапе осуществляется отбор содержания типовых компонент содержательного и технологического модулей учебного мультимедийного средства. В процессе создания содержательного модуля педагогу необходимо разрабатывать или отбирать уже имеющиеся учебные объекты (текстовые, графические, звуковые, видео), обрабатывать их с помощью информационных технологий, компоновать и объединять в справочно-энциклопедический блок, блок электронного конспекта и контрольных тестовых материалов.
Справочно-энциклопедический блок может содержать биографические данные и данные об основных научных достижениях ученых в конкретной предметной области:
− информацию, отражающую результаты новых научных исследований и перспективы развития данной области
− основные понятия и определения по изучаемой теме, разделу, предмету и могут быть представлены в виде словаря, глоссария, указателя, тезауруса, справочника.
Блок электронного конспекта представляет собой конспект мультимедийных средств, структурированный по учебным темам и состоит из двух разделов:
2 4 2
- Объяснительно-иллюстративного
- Раздела проблемных задач.
Объяснительно-иллюстративный раздел организует репродуктивный уровень учебно-познавательной деятельности. Данный блок может быть представлен в виде совокупности структурированных лекций.
Раздел проблемных задач организует продуктивный уровень учебно-познавательной деятельности. Он включает в себя совокупность проблемных задач, структурированных по темам лекций. Проблемная задача — это форма организации учебного материала, которая требует особых условий своего исполнения: времени, дополнительной информации, умений и др. Примерами проблемной задачи могут быть задания на установление причинно-следственных связей, определение преемственности между фактами, определение степени прогрессивности явления, ситуационные задачи и т. д. [2]
Блок контрольных и тестовых материалов может быть представлен в виде контрольных работ, итоговых вопросов, индивидуальных заданий, тестов различных форм и относиться к одному из видов педагогического контроля:
Программные тренажёры — программы для выработки умений и навыков определенной деятельности, а также развития связанных с ней способностей [3]. Данный компонент содержательного блока учебного мультимедийного средства вынесен за рамки обучения в ВУЗе, так как требует дополнительных глубоких знаний в области программирования и разработки программных средств.
В процессе создания учебных мультимедийных средств вышеперечисленные компоненты могут быть реализованы на более высоком уровне, в отличие от обычных учебных материалов, за счет использования звукового сопровождения, визуализации, анимации, метода моделирования проблемных задач, обратной связи между учебным материалом и учащимся.
В рамках создания технологического модуля мультимедийного средства учитель продумывает графический интерфейс и дизайн будущего учебного мультимедийного средства.
Графический интерфейс пользователя (Graphical User Interface) — тип интерфейса, организованный следующим образом: сведения о программах, файлах, режимах работы (опциях) и т. п. отображаются на экране монитора в виде графических символов (пиктограмм) и всплывающих меню [4]. Графический пользовательский интерфейс мультимедийных учебных средств должен включать: курсор; рабочее поле; ползунок прокрутки; главное меню; панель инструментов с иконками, кнопками, вкладками для быстрого выполнения операций; визуальное представление системы файлов, документов; ссылки на поиск по тексту и помощь (справка); возврат предыдущего состояния (история операций); схемы диалога; управляющие элементы; выход из приложения. При этом необходимо учитывать основные свойства интерфейса: унифицированность, дружественность, структурированность диалога, способность обнаруживать и обрабатывать ошибки пользователей.
Разработка дизайна учебного мультимедийного средства включает решение следующих основных задач:
− определение состава и атрибутов окон;
− разработка схем представления информации;
− определение средств, обеспечивающих навигацию по учебному материалу;
− выбор цветовой гаммы.
Отбор содержания мультимедийного средства позволяет перейти к следующему этапу.
Этап 3. Реализация учебного мультимедийного средства.
Рассмотренная технология представляет собой обобщенный алгоритм разработки учебного мультимедийного средства. Предложенный алгоритм не зависит ни от предметной области, ни от выбранной авторской системы, с помощью которой будет создаваться учебное мультимедийное средство.
- Бент Б. Андерсен, Катя Ван ден Бринк. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс. М.: Дрофа, 2007. — 224 с.: ил.
- Кречман Д. Л., Пушков А. И. Мультимедиа своими руками. СПб.: БХВ, 1999. — 528 с.
- Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. – 616 с.
- Шлыкова О. В. Культура мультимедиа: Уч. пособие для студентов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 416 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебное мультимедийное средство, мультимедийное средство, учебный материал, мультимедийное средство обучения, предметная область, авторская система, отбор содержания, средство, этап, будущее учебное мультимедийное средство.
Источник: moluch.ru
Чем отличается мультимедийная обучающая программа от учебного видеофильма?
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
- Обратная связь
- Правила сайта
Источник: www.soloby.ru
Игровые, обучающие, мультимедийные программы
СИСТЕМНЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ
Операцион- ные системы
Узкопрофес- сиональные программы
Сетевые системы
Программы- -трансляторы
Программы- -оболочки
Сервисные программы (утилиты)
Текстовые редакторы
Программы для работы с графикой
Электронные таблицы
Системы управления базами данных
Системные программы – программы, обеспечивающиеработукомпьютера, компьютерных сетей и прочих устройств. Системное программное обеспечение тесно связано с типом компьютера и является его неотъемлемой частью.
Прикладные программы – программы, предназначенные для решения задач пользователя. Иными словами, с помощью прикладных программ выполняются те операции, ради которых и покупают компьютер- работа с текстами, выполнение разного рода расчетов, компьютерные игры и т.д.
Операционные системы – программы, управляющие работой компьютера. О них речь пойдет далее. Примеры: MS-DOS, UNIX, WINDOWS.
Сетевые системы – программы, обеспечивающие работу компьютерных сетей. Примеры: NOVELL NETWARE, LANtastic. Для одноранговых (децентрализованных) сетей сетевые системы включают в состав операционных систем. Примеры: WINDOWS NT, WINDOWS’95 (с оговорками). К этому же классу программ можно отнести интернетовские браузеры.
Примеры: Netscape Navigator, MS Internet Explorer.
Программы-оболочки — программы, предназначенные для создания пользователю удобных условий работы. Примеры: Norton Commander, DOS-Navigator, семейство WINDOWS. Появление подобных программ связано с тем, что операционные системы старого образца (например, MS-DOS) несмотря на простоту и надежность не были снабжены средствами, создающими пользователю удобную среду для работы.
В таких операционных системах общение человека с машиной производилось (и производится) при помощи команд, которые надо набирать с клавиатуры. Очевидно, что такой способ общения (интерфейс) ненагляден, требует знания наизусть стандартного набора команд данной операционной системы, правил работы с ними и неудобен – требует набора текста с клавиатуры, причём безошибочного. Программы-оболочки выполняют роль надстроек над такими операционными системами, давая пользователю возможность выполнять те же самые операции быстрее и нагляднее. В современных операционных системах (WINDOWS) предусматриваются свои средства, обеспечивающие удобство работы пользователям, и дополнительные программы-оболочки, если и используются при работе, то в силу привычки к старым, проверенным и любимым программам.
Сервисные программы (утилиты) предназначены для выполнения различных вспомогательных операций – проверки исправности оборудования, архивации файлов, борьбы с вирусами, форматирования дисков (подготовки новых дисков к работе путем разметки на них дорожек и секторов) и т.д. Пример: Norton Utilities.
К узкопрофессиональным программам относится огромное множество программ специального назначения, ориентированных на специалистов в определенной области. Например, для расчетов прочности строительных конструкций, управления работой атомной электростанции, бухгалтерских расчетов и т.д.
Однако, независимо от рода деятельности любой работник часто сталкивается с необходимостью подготовки каких-то текстовых документов, например, заявлений, отчетов, деловых писем и т.д. Для этих целей используют специальные программ – текстовые редакторы. Примеры: Word, Lexicon. Разновидностью текстовых редакторов являются издательские системы, используемые при издании книг, журналов, газет, рекламных объявлений.
Очень часто человек сталкивается с необходимостью выполнить какие-то расчеты или другие операции над данными в табличной форме. Вообще, таблицы сопровождают нас всю жизнь – расписание уроков, классный журнал, экзаменационная ведомость, расписание поездов, турнирная таблица футбольного чемпионата и т.д. Для автоматизированной обработки данных в табличной форме используют специальные программы – электронные таблицы. Примеры: Excel, Quattro.
База данных – упорядоченное описание группы однотипных объектов. Например, база данных по студентам вуза или база данных по преступникам, находящимся в розыске. Системы управления базами данных (СУБД) – программы для работы с базами данных. Они, в частности, используются для того, чтобы из большой группы объектов выбрать те, которые удовлетворяют определённым критериям.
Например, из списка студентов быстро выбрать тех, кто живет в общежитии. Примеры СУБД: MS Access, Paradox. Как правило, средствами для работы с базами данных снабжаются и электронные таблицы.
К программам для работы с графикой относятся большое число программ разного уровня. От простых графических редакторов, предназначенных для выполнения простых рисунков, например, для подготовки простых иллюстраций к тексту или для детского творчества (пример: Paint), ретуширования и редактирования сложных рисунков, фотографий, создания мультфильмов (пример: Corel) до сложных систем инженерной графики – систем автоматизированного проектирования (пример: Autocad).
Трансляторы – программы, предназначенные для создания новых программ. О них речь пойдет далее.
Игровые и обучающие программы предназначены для отдыха и обучения. Известно, что играя, человек обучается чему-либо быстрее, чем при использовании традиционных методов обучения. В современных обучающих программах процесс обучения сочетается не только с элементами игры, но и с видео- и аудио- эффектами, т.е. с мультимедийными технологиями. Мультимедиа в дословном переводе означает «многие среды», т.е. совместное использование разных видов информации – звуковой, текстовой, графической, видео и пр.
Источник: studfile.net
VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015
Для того, чтобы создать эффективные мультимедиа-курсы можно привлечь такие виды мультимедиа-приложений:
— использование анимации — динамичной графики, которая базируется на том, что развивают разные динамические визуальные эффекты (картинки, которые движутся, использование цвета для выделения, в таблицах применяется соответствующий шрифт и др.);
— применение аудиоприложений — аудиозаписей, которые во многих случаях являются комментариями обучающих преподавателей к выводимым рисункам, схемам и др. На рисунках и схемах могут использоваться эффекты анимации (происходит выделение соответствующих объектов, указывающие стрелки двигаются, меняются цвета элементов при прослушивании текстов).
За счет авторских аудиокомментариев появляются возможности выделения определенной эмоциональной окраски в представляемых материалах, в ряде случаев визуальное выведение текста и его прочтение позволяет задействовать несколько органов чувств, что ускоряет восприятие информации обучающимися.
В качестве эффективного средства представления учебных материалов можно выделить создание презентаций в виде слайд-шоу с соответствующей звуковой дорожкой.
В последнее время развиваются видеолекции. Исследователи говорят о том, что они по длительности, с точки зрения лучшего восприятия, должны быть не очень большими – в среднем не более получаса.
То есть, необходимо понимать, что формирование создание приложений, связанных с учебным и образовательным назначением является весьма трудоемким процессом. Распространение таких приложений в сетевых структурах определяет возникновение дополнительных проблем, касающихся спе5цифик обучения по различным дисциплинам.
Сейчас можно наблюдать формирование базовых частей методик, касающихся разработок, распространения и внедрения подобных приложений.
ЛИТЕРАТУРА
1.Сыщикова Д.С. О возможностях использования мультимедийной техники в образовательном процессе / Успехи современного естествознания. 2012. № 6. С. 111-112.
2.Свиридов В.И. Технологии, применяемые при подготовке современных инженеров / Вестник Воронежского института высоких технологий. 2012. № 9. С. 151-152.
3.Преображенский Ю.П., Преображенская Н.С., Львович И.Я. Медиакомпетентность современного педагога / Среднее профессиональное образование. 2013. № 12. С. 43-45.
4.Преображенский А.П. Характеристики инновационных процессов в образовании / Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. № 3-2. С. 197-200.
5.Кудрина О.С. О проблемах медиаобразования / Современные наукоемкие технологии. 2013. № 8-1. С. 72-73.
6.Чопорова Е.И. Комплексный подход в формировании действий референта иноязычных текстов в техническом вузе / Вестник Воронежского института высоких технологий. 2014. № 13. С. 269-273.
Источник: scienceforum.ru