Главная > Консультации > Омбудсмен > Может ли школа гарантировать прием в школу детям, которые посещали занятия подготовки к школе?
Может ли школа гарантировать прием в школу детям, которые посещали занятия подготовки к школе?
На сегодняшний день подготовка к школе является одной из самых популярных платных образовательных услуг для дошкольников. Многие родителя, отдавая ребенка на предшкольную подготовку, надеются, что специалисты научат ребенка читать, считать, будут развивать речь, мелкую моторику руки. Существует множество развивающих центров, где предлагают услуги по подготовке ребенка к школе. Для того, чтобы ребенок быстрее адаптировался к школе, родители нередко делают свой выбор в пользу посещения подготовки к школе в той образовательной организации, в которую ребенок придет учиться в 1 класс. Такая подготовка в школе дает детям возможность привыкнуть к школе, к новым требованиям, пообщаться со своим будущим педагогом.
Родителям необходимо знать, что введенный в 2013 г. Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» ФГОС ДО) предъявляет к детям, которые завершают дошкольное образование, определенные требования:
Какую школу выбрать: подсказки родителям будущих первоклассников
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования следующие:
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Приходя в школу, родители должны узнать, предоставляет ли школа данные услуги на платной основе. Если школа такие услуги предоставляет, то родители заключают договор с образовательной организацией. Основанием предоставления платных образовательных услуг является заключенный между заказчиком и исполнителем договор об образовании (ст. 54 Закона). В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе:
Какую школу всё-таки выбрать? Современные системы образования. Павел Компан Разговор
- вид дополнительной общеразвивающей/общеобразовательной программы;
- направленность образовательной программы;
- форма обучения;
- срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения);
- конкретное наименование образовательной программы;
- а также полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты (части 2, 3 ст.54 Закона).
Закон предполагает норму, которая ограничивает изменение стоимости оказания платных образовательных услуг. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся. Основания расторжения в одностороннем порядке образовательной организацией договора об оказании платных образовательных услуг должны быть указаны в договоре.
Для договора оказания платных образовательных услуг существуют специальные случаи расторжения договора в одностороннем порядке предусмотрены Законом со стороны исполнителя — образовательной организации:
- в случае просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг;
- в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося;
- в случае совершения применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет (очевидно, что это относится не ко всем обучающимся школ), отчисления как меры дисциплинарного взыскания (п. 2 ч. 2 ст. 61);
- в случае невыполнения обучающимся обязанностей по добросовестному освоению программы профессионального обучения и выполнению учебного плана (п. 2 ч. 2 ст. 61).
Сейчас нередко можно встретить родителей, которые отдают ребенка на подготовку к школе в ту образовательную организацию, к которой нет территориального прикрепления, в надежде, что ребенка возьмут в школу на основании заключения договора платных образовательных услуг. Стоит знать, что в данном случае распространяются общие правила зачисления ребенка в школу. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (ст.67 Закона). Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
На основании того, что ребенок посещал подготовительные платные занятия в школе, зачислить его автоматически в 1 класс школа не может. В любом случае ребенок должен быть прикреплен к школе по месту регистрации.
В соответствии с п. 13 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706, договор не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенного уровня и направленности и подавших заявление о приеме на обучение (далее — поступающие), и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством Российской Федерации об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению. Таким образом, посещение курсов подготовки к школе не гарантирует зачисление в школу, при условии, что ребенок к школе не прикреплен по территориальному признаку. Попасть в школу в этом случае можно, если школа будет открывать дополнительный список для детей, которые хотят обучаться не по месту своей регистрации.
Стоит или не стоит посещать подготовку решать родителям. Важно учитывать особенности ребенка, уровень его познавательной активности, утомляемость, множество факторов, связанных с психологическим и физиологическим состоянием ребенка.
- Автор — Сафиулина Нурия Романовна
- 01.12.2018
- Все консультации автора
Источник: eduface.ru
ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
Первый раз в первый класс: выбор школы, как записаться, выбор учителя и т.д.
Это надо знать!
В этом году при наборе детей в первый класс, как и в прошлом году, будет действовать двухуровневая система поступления. Что это такое, сроки поступления, как правильно выбрать школу и законны ли вступительные тесты — ответы на эти и другие вопросы для мам и пап в этом материале.
Что нужно знать родителям первоклашек о поступлении в школу?
1 апреля 2022 года — начало официальной кампании по набору детей в первые классы школ. Не все родители знают последовательность действий и особенности зачисления в школы. Рассмотрим основной алгоритм нового двухуровневого поступления.
Этапы поступления в первый класс
Первый этап
Запись в школы пройдет в два этапа, первый продлится до 30 июня 2022 года. В этот период на зачисление в школы могут рассчитывать родители детей первой очереди, которые:
- проживают на закрепленной за желаемой школой территории;
- ходят в детский сад, относящийся к желаемой школе;
- имеют преимущественное право зачисления в школы.
У кого есть преимущественное право поступления?
Преимущественное право зачисления имеют прежде всего обладатели льгот. Льготы делятся на три вида: внеочередные, первоочередные и преимущественные. Внутренняя очередность этих категорий устанавливается в зависимости от региона.
Внеочередное право имеют:
- дети-сироты;
- дети, чьи официальные опекуны подверглись воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- дети граждан из подразделений особого риска и членов их семей, потерявших кормильца из числа этих граждан;
- дети прокуроров, судей, сотрудников Следственного комитета РФ.
Первоочередное право имеют:
- дети с инвалидностью или те, у которого один из родителей — инвалид;
- дети из многодетных семей (3 и более ребенка);
- дети военнослужащих и граждан, погибших/получивших инвалидность в ходе службы в ВС;
- дети сотрудников правоохранительных органов, полиции, уголовно-исполнительной системы и других внутренних структур РФ.
Преимущественное право имеют:
- дети, которые официально воспитываются одним опекуном;
- дети работников этого образовательного учреждения;
- братья и сестры детей, обучающихся в этой школе.
* Важно учитывать, что эти льготы действует только в школах по месту жительства. Исключение: дети, которые посещают детский сад, прикрепленный к желаемой школе. Даже если вы не зарегистрированы на данной территории, из группы детского сада в школу вас зачислят автоматом и без очереди — нужно будет просто написать заявление.
Второй этап поступления
Второй этап записи в школы продлится с 6 июля 2022 года до момента заполнения свободных мест.
Во время этого этапа заявления на зачисление в школы смогут подать родители детей, не проживающих на закрепленной за школой территории. Родители детей, прописанных в одних городах, но желающих учиться в других, также подают заявления в рамках второй волны поступления — они могут подать заявление в любую школу города.
Таким образом, дети с закрепленных территорий смогут гарантированно поступить в школы «по прописке», а все остальные смогут претендовать на оставшиеся места во время второй волны поступления.
Ситуация, когда в школе «по прописке» нет свободных мест, практически исключена. Но если такое все же случится, администрация школы обязана будет предложить вам альтернативные варианты.
Также вы можете обратиться за помощью в:
- орган исполнительной власти субъекта РФ, который осуществляет государственное управление в сфере образования;
- орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Как узнать, к какой школе прикреплен ребенок?
За каждым жилым домом, как правило, закреплена одна (а чаще несколько) школ или комплексов, из которых родители могут выбрать, куда пойдет учиться их ребенок. В Москве на выбор обычно даются 2–3 комплекса, в состав которых, в свою очередь, входит по несколько учебных корпусов в разных концах района. Таким образом, можно выбрать ближайшую к дому школу либо ту, которая отвечает интересам и потребностям ребенка.
К каким школам (или комплексам) относится ваш адрес, можно узнать:
на горячей линии Министерства образования: 8(800) 222-55-71;
Проверить прикрепление дома к конкретной школе можно:
- в самой школе или на ее сайте;
- на сайте городской администрации.
Как поступить в школу «не по прописке»
В 43-й статье Конституции РФ говорится, что каждый имеет право на образование. Поэтому вы можете подать заявление в любую школу города, в том числе в ту, что не закреплена за вашим адресом.
Однако тут важно учитывать, что сначала все места займут льготники и дети с закрепленной территории, а вашего ребенка возьмут, только если останутся свободные места.
В этом случае всё работает по принципу «кто раньше обратился, у того больше шансов». Поэтому лучше не тянуть. Возможно, стоит перестраховаться и подать заявление в несколько школ. Совсем без школы вы в любом случае не останетесь: дом, в котором вы живете, в любом случае относится к какой-либо школе или комплексу, так что гарантированное место в школе на закрепленной территории у вас всегда будет.
Законность проведения тестов при поступлении
Некоторые школы для выбора наиболее способных детей проводят т.н. «вступительные тесты», по результатам которых и проходит зачисление. Особенно грешат этим школы, расположенные в населенных районах или «престижные» школы. Сразу скажем, что тесты и прочие способы конкурсного поступления в школы или в классы к отдельным педагогам незаконны!
Если родителям предлагают поучаствовать в чем-то подобном, они могут обратиться с жалобой в администрацию школы либо в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Но не стоит путать вступительные испытания с собеседованиями, которые определяют склонности ребенка: они в некоторых случаях могут проводиться, если речь идет о наборе в классы, работающие по нестандартной программе.
Также могут проводиться собеседования в классы, которые будут учиться по программе «Эффективной начальной школы». Ввиду сложности программы школа может проверять готовность детей и в отдельных случаях давать родителям рекомендации отказаться от данной программы в пользу классической четырехгодичной началки.
Основной алгоритм подачи заявления в 1-й класс
Чтобы записать ребенка в школу, нужно иметь следующие документы:
- Паспортные данные одного из родителей или законного представителя
- Серия и номер свидетельства о рождении ребенка
- Адрес регистрации ребенка по месту жительства
- СНИЛС
- Документ, подтверждающий льготу (если есть)
Жители большинства городов РФ могут подать заявление на сайте госуслуг, жители Москвы могут сделать это при помощи портала mоs.ru — достаточно перейти на страницу услуги «Зачисление в 1-й класс следующего учебного года» и следовать инструкции.
Если в вашем населенном пункте подобная услуга недоступна, то подать заявление можно очно, придя в школу или МФЦ. Подавая заявление, вы можете выбрать от 1 до 3 школ — одна из них обязательно должна находиться на закрепленной за вашим адресом территории, другие — там же или в любом другом районе города.
Можно ли выбрать первого учителя?
По закону родителям и ученикам не дается право выбирать педагога. Однако часто при приеме документов в администрации школы спрашивают, к какому учителю родители хотели бы записать ребенка. По мере возможности эти пожелания стараются выполнять. Также если ребенок ходил на занятия по подготовке к школе к определенному учителю и вы довольны педагогом, то велики шансы, что вы попадете именно к нему.
Подобные курсы, к слову, являются неформальной лазейкой для родителей, которые хотят записать своего ребенка в престижную школу «не по прописке». Сами школы эту версию не поддерживают, а, напротив, подчеркивают, что посещение занятий для будущих первоклассников не является гарантией поступления. Но опыт родителей говорит о том, что с таких курсов, как правило, в первые классы берут практически всех.
Как узнать о зачислении ребенка?
Официально это работает так: заявления на поступление детей, которые проживают на закрепленной за школой территории, принимаются с 1 апреля до 30 июня. А по истечении этого срока в течение трех дней в школах формируют списки классов.
Но по опыту московских родителей первоклассников прошлого года можно сказать: тем, кто подал заявку в первых числах апреля, уже к середине месяца начинают поступать приглашения прийти в школу и заполнить документы на зачисление. А к концу мая появляются списки первых набранных классов.
Нужно ли проходить диспансеризацию?
Отдельную справку о состоянии здоровья ребенка школа не имеет права требовать. Но вы можете предоставить такой документ по собственному желанию. Например, если у ребенка есть какие-либо хронические заболевания и вам важно предупредить об этом учителей.
А вот медицинская карта формы 026/у-2000 нужна всем — это документ, в котором должны быть отражены заключения педиатра и врачей-специалистов, сделанные во время плановой диспансеризации. Плюс к ней должна быть прикреплена ваша карта вакцинации.
С прошлого года физически нести медкарту в школу больше не нужно: если ребенок ходил в детский сад или вы прошли диспансеризацию в поликлинике, которая входит в систему ЕМИАС, данные о состоянии здоровья ребенка автоматом поступят в школу.
В случае, если ребенок не посещал детский сад, не наблюдался в государственной клинике и пользовался услугами частных педиатров, после прохождения диспансеризации в частной клинике бумажную карту все-таки придется оформить и принести в школу.
Примут ли в школу ребенка в 6 лет?
Записать ребенка в первый класс можно, если 1 сентября 2022 года ему будет не меньше 6,5 и не больше 8 лет.
Впрочем, по закону родители вправе обратиться с заявлением о зачислении в школу, если ребенок младше нижней возрастной границы. Но тогда важно учитывать, что в этом случае заявление могут не удовлетворить: школа решит вопрос на свое усмотрение.
Источник: obrmos.ru
Как выбрать учителя для первоклассника: пошаговая инструкция
Критерии выбора школы. Вместо отзывов о школах – личное мнение
Мэри Шиди Курчинка специалист по вопросам воспитания
Ваш ребенок — будущий первоклассник? Вы уже знаете, в какой класс и к какому учителю начальной школы он пойдет 1 сентября? Да, сегодня в России система записи в 1-й класс сильно формализована, и многие родители уверены, что у них нет возможности выбрать школу и учителя. Однако если вам кажется, что ребенку может быть непросто в школе в силу его характера или особенностей темперамента, можно попробовать «сходить на разведку» в один из нынешних 4-х классов, в которых работают учителя будущих первоклассников. Как это сделать, рассказывает Мэри Шиди Курчинка, автор книги «Ребенок с характером».
Выбор школы: что надо искать?
Однажды на семинаре я сказала группе родителей:
— Если вы живете в городе, у вас имеется большой выбор школ, где может учиться ваш ребенок. Даже если вам доступна всего одна школа, в ней, скорее всего, имеется несколько классов в каждой параллели. И даже если нет выбора, все равно очень важно оценить качество класса и школы, где ваш ребенок будет учиться несколько лет.
В ответ на мои слова в комнате раздался неодобрительный ропот.
— И что я должна искать? — спросила Николь, мать-одиночка. — Я ничего не понимаю в педагогике. Откуда я могу знать, хороший там учебный план или плохой? У меня даже нет ни одного знакомого учителя!
— Это не так сложно, как вы думаете, — ответила я. — Вам не нужно быть экспертом в области педагогики, чтобы выбрать хорошую школу. Все, что вам нужно сделать, — зайти в класс, найти ребенка, который похож на вашего, и понаблюдать, как он себя чувствует. Вам нужно обратить внимание на три критерия: эмоциональный фон, подход к учебному процессу и атмосферу в классе.
— Пожалуй, я схожу в одну школу, — сказала Николь. — Попробую.
Критерии выбора школы
- Радость. Преподаватели, дети, сотрудники школы и родители улыбаются и выглядят счастливыми.
- Спокойствие. Вы спокойны и расслаблены, когда переступаете порог класса. У вас не напрягаются мышцы лица, не сжимается желудок, вам не хочется вжать голову в плечи. Вам хочется зайти в этот класс и стать его частью. Ваша внутренняя система тревожной сигнализации не вопит: «Беги отсюда, как только сможешь!».
- Радушие. На стенах висят фотографии детей, рассказывающие об их домашней жизни, традициях и интересах. Снимки делают помещение ярким и однозначно сообщают: здесь рады всем. Детей называют по именам. Вопросы о новом щенке, младшем брате или болезни бабушки свидетельствуют о том, что взрослые хорошо знают детей.
- Уважение. Вы видите, что дети и взрослые конструктивно общаются. Когда ребенок неуместно отвечает на вопрос учителя, тот не обрывает его презрительной репликой: «Мы сейчас говорим не об этом». Он уважительно выслушивает ребенка и мягко его замечает: «О, отличная идея! Мы обязательно обсудим ее чуть позже, а теперь. «
- Интерес к учебе. Вы слышите, как дети увлеченно зовут учителя, желая поделиться своими открытиями. Они с воодушевлением рассказывают вам о том, что они изучают, почему они учатся и почему важно учиться.
- Стимулирующий стиль обучения. Интересные учебные материалы, разнообразные виды деятельности. Применяются визуальные, вербальные и физические средства обучения. Двигательная активность интегрирована в образовательный процесс. Широко используются модели и демонстрации. Приветствуется творчество. Дети работают в небольших группах или индивидуально. И экстраверты, и интроверты чувствуют себя комфортно.
- Безопасность. Требования четкие, понятные, простые и последовательные. Приближающийся взрослый воспринимается как помощник, а не угроза. Дети знают, какое поведение является надлежащим, и проактивно обучаются эффективным стратегиям разрешения конфликтов.
- Организация. Существует четкий распорядок, известный каждому ребенку.
- Теплота. Реакция на слезы и даже гневные крики — ободряющие объятия, мягкие прикосновения и внимательное выслушивание, а не жесткие выговоры и крики.
- Комфортность. Обстановка в классе способствует здоровью и благополучию. Дети не морщат носы, не щурят глаза и не демонстрируют других признаков дискомфорта или раздражения. Видно, что физически им хорошо. Если вы остановитесь и сосредоточитесь на своих ощущениях, температура в помещении, освещение и воздух также покажутся вам подходящими.
Какой учитель подойдет вашему ребенку?
На следующей неделе мы с нетерпением ожидала рассказ Николь.
— Это было фантастически, — выпалила она, не дав нам даже рассесться по местам. — Я побывала в двух классах в одной и той же школе. Какая разница! В каждом я увидела детей, которые напоминали мне моего Марка. Один был даже похож на него внешне, и оба — непоседы, как он.
В одном классе учительница воспринимала как само собой разумеющееся, что дети ходят от стола к столу, подходят к доске и полкам. Все дети занимались делом, разговаривали друг с другом — и при этом были очень сосредоточены. Учительница сама постоянно вставала из-за стола, ходила по классу, шутила и смеялась.
Казалось, ей нравятся все ученики. Я слышала, как она спросила у одного мальчика, как растет его младший братишка, а у другого — вернулся ли его отец из Японии. Я почувствовала, что она искренне интересуется каждым ребенком.
Ник — мальчик, за которым я наблюдала, — подбежал к ней через всю комнату, чтобы показать несколько букв А, которые он написал. «Посмотрите! — воскликнул он. — Я написал „арбузы“!» Несмотря на то что он выполнил только часть задания, учительница не стала говорить ему об этом. «Ух ты, здорово! — похвалила она. — Ты написал букву А. Слово „арбуз“ действительно начинается с этой буквы. Давай откроем нашу таблицу с буквами и посмотрим, правильно ли ты ее написал».
Ник серьезно посмотрел на таблицу и радостно подпрыгнул, увидев, что не ошибся. Они с учительницей ударили друг друга по ладоням, и он отправился писать букву А дальше. На перемене я спросила у нее о Нике. Она улыбнулась и сказала: «Он мой лучший курьер. И еще у него отличное чувство юмора».
Во время группового чтения все дети собрались вокруг учительницы за исключением двоих, один из которых лежал на полу чуть поодаль, не мешая занятию, а другой играл с гаджетом. Последний все время посматривал, как учительница переворачивает страницы книги, и было очевидно, что он слушает. Поскольку он также не мешал группе, учительница его не трогала.
Но потом этот мальчик перешел черту. Он начал рычать, изображая звук мотора. Все головы повернулись к нему. Учительница подозвала ребенка. Она обняла его за плечи, приблизила к себе и прошептала на ухо, что он может присоединиться к группе или сделать перерыв.
Он выбрал первый вариант — отложил гаджет и сел рядом с ней. Педагог продолжила читать. Я не слышала никаких криков, угроз, нотаций и ругани. Границы дозволенного были четкими и понятными, и их соблюдение обеспечивалось уверенно и уважительно.
Во втором классе я выбрала Алекса, который также напоминал мне Марка. В этом классе дети гораздо меньше двигались и долго сидели за партами. Алекс непрерывно ерзал на стуле и грыз карандаш. Учительница сказала, что тех, кто не напишет строчку красивых букв А, она отправит назад в детский сад. Взглянув на лицо Алекса, я поняла, что он воспринял эти слова абсолютно серьезно и расстроился.
Вместо отзывов о школах — личные впечатления
Как и Николь, вы должны найти класс, подходящий вашему сыну или дочери. Вы все поймете и почувствуете, просто понаблюдав за тем, как ведет и чувствует себя здесь ребенок, похожий на вашего. Особенно обратите внимание на ситуации, когда ребенок делает что-то не так. Его стыдят и ругают? Или мягко перенацеливают и помогают, чтобы в следующий раз он сделал правильный выбор?
Не позволяйте отзывам о школах, репутации или слухам сбить вас с толку. Доверяйте собственным глазам и интуиции. Класс или школа, подходящие одному ребенку, может быть катастрофой для другого из-за разницы в темпераментах обоих. Вот почему нельзя полагаться на мнение соседей.
Если ваш ребенок — экстраверт, обратите внимание на реакцию учителя, когда дети слишком часто поднимают руку или задают слишком много вопросов: он выражает недовольство или же хвалит таких детей за сообразительность и уверенность в своих знаниях?
Если у вас медленно адаптирующийся ребенок, последите за переключениями. Вывешено ли в классе расписание занятий на день, чтобы дети знали, что их ожидает? Существует ли режим дня? Учитель предупреждает о предстоящей смене видов деятельности? Как часто происходят такие переключения и насколько комфортно с ними справляется ребенок, похожий на вашего?
Если у вас гиперэмоциональный ребенок, обратите пристальное внимание на эмоциональный климат. Посмотрите, как учитель реагирует на проявление эмоций и каким образом дети могут снять напряжение.
Если у вас активный ребенок, посмотрите, интегрирована ли двигательная активность в учебный процесс. Исследователи обнаружили, что, немного подвигавшись, человек может повысить концентрацию внимания. Пять лет назад начальная школа «Уорд Элементари» в Ричмонде, США, запустила программу «Читаем и крутим педали».
Они оборудовали велотренажерами отдельную комнату, куда приходили заниматься учителя со своими классами. Дети, которые учились по этой программе большую часть времени, овладевали навыками чтения на уровне 83%. Те, кто не занимался по этой программе, показали очень низкий уровень — 41%. Движение имеет значение!
Для чувствительного ребенка может быть важен вопрос питания. Если в школе нет столовой и дети завтракают за своими партами, такому ребенку может быть трудно выжить во второй половине дня, когда помещение наполнено «ароматами» бананов и бутербродов с тунцом.
И не забудьте про потребности своего маленького интроверта — посмотрите, есть ли в классной комнате такое место, где сын или дочь сможет недолго побыть в покое и одиночестве. Короче говоря, каковы бы ни были потребности вашего чада, посмотрите, как они будут удовлетворяться в этом конкретном месте.
Как попасть в нужный класс
— Но что делать после того, как вы нашли подходящую школу и класс? — спросила Николь. — Я хочу, чтобы мой Марк учился в классе у миссис Дженсен, но по правилам школы родители не могут выбирать учителя.
— На самом деле, — ответила я. — директора школ и учителя готовы пойти вам навстречу. Им тоже хочется, чтобы ваш ребенок был успешным. Поэтому совершенно уместно написать директору письмо, в котором следует описать особенности темперамента ребенка и тип учителя, который, как вы думаете, может найти с ним общий язык. Например, Николь может написать следующее письмо.
«Уважаемый директор .
Мой сын Марк в следующем году начнет учиться в вашей школе. Я бы хотела немного рассказать вам о нем. Он очень активный и спортивный ребенок. Любит играть в футбол и баскетбол. Мне кажется, ему нужен учитель, который позволяет детям двигаться во время занятий. Марк также очень чувствителен, поэтому лучше реагирует на спокойную, дружескую речь.
Громкие голоса пугают его.
Недавно я посетила вашу школу и, в частности, класс миссис Дженсен. Мне показалось, что ее стиль преподавания и общения с детьми хорошо подходит Марку. Я надеюсь, что вы учтете это при принятии решения о том, в какой класс определить моего сына. Если не получится сделать так, чтобы мой сын учился у миссис Дженсен, я буду вам очень признательна, если вы запишете его к учителю с похожим стилем преподавания.
Заранее благодарю. Если у вас есть ко мне вопросы, вы можете связаться со мной по телефону . или по электронной почте . «.
Насколько это будет возможно, большинство директоров школ удовлетворят вашу просьбу. Они оценят вашу заинтересованность и заботу. Пишите коротко и по существу вопроса. Укажите одно самое главное условие, необходимое для успеха вашего сына или дочери.
Однако оставьте директору возможность выбора. Он хорошо знает своих сотрудников. Не исключено, что, прочитав ваше письмо или встретившись с вашим ребенком, он найдет для него еще более подходящего учителя. И он может знать о миссис Дженсен то, что вы не заметили во время визита в школу.
Потратив время и силы на заблаговременный поиск школы и класса, вы сможете предотвратить множество потенциальных проблем. Вы будете доверять учителю и знать, что он поможет вашему чаду стать успешным. И сын или дочь тоже будет доверять ему. А доверие делает детей готовыми к обучению.
Источник: www.7ya.ru