Разработка игр на Scratch — занятие увлекательное. Платформа привлекательна тем, что можно создавать игры различных жанров. Например, РПГ-игры.
РПГ (RPG) расшифровывается как «role-playing game» — ролевая игра. В РПГ-играх на ПК пользователь берет под контроль героя или героиню с набором стандартных навыков, характеристик и умений.
Школа программирования для детей «Пиксель» рассказывает и показывает, как сделать РПГ-игру в Скретч. В финале материала — видеоурок по игре, так что рекомендуем прочитать до конца, затем посмотреть ролик.
Подготовительный этап создания РПГ-игры в Scratch
По замыслу персонаж спасает принцессу, которая заблудилась в темном лесу.
Приступим к созданию игры. Для начала подготовим спрайты:
- фон;
- игрок (2 костюма: мага и рыцаря);
- значок жизни;
- меню;
- спрайт мага, который будет кнопкой в меню;
- спрайт рыцаря, который будет кнопкой в меню;
- камень;
- дерево;
- житель;
- принцесса;
- враг (2 костюма летучей мыши: во втором нет крыльев для анимации взмаха);
- меч для атаки рыцаря;
- шар для атаки мага.
Догонялка за 4 минуты | Как сделать САМУЮ ПРОСТУЮ ИГРУ на Скретч
Выбор персонажа для РПГ-игры в Scratch
В меню можно выбрать героя, за которого будем играть. Выбор влияет на спрайт игрока и вид атаки. Для этого сделаем переменную «персонаж», которая равна 1, если это маг, и 2, если рыцарь. Соответственно, каждая кнопка отправляет сообщение «выбор 1» или «выбор 2».
Кнопка будет прятаться при взаимодействии с ней, либо нажатии другой кнопки. Сделаем такой же код на второй кнопке, поменяв сообщения местами.
Также в начале будем демонстрировать заставку меню и прятать при сообщениях о выборе персонажа:
Работа с кодом игрока в РПГ-игре на Scratch
Изначально игрок не виден. При выборе персонажа подбираем соответствующий костюм и задаем значение переменной:
Сделаем игроку управление — изменяем его положение в зависимости от нажатой кнопки в блоках «если»:
В каждый блок добавим проверку на соприкосновение со спрайтом камня. Он должен мешать идти, потому будем совершать движение в обратном направлении:
Сразу добавим условия соприкосновения с противником и удара — будем отправлять соответствующие сообщения другим спрайтам:
Создание наступления персонажа в игре на Scratch
Сперва пропишем атаку мечом, привяжем его к герою и скроем:
Далее будем работать в блоке сообщения удара.
Проверим переменную, отвечающую за выбор персонажа, покажем спрайт и повернем его на 60 градусов, тем самым совершив удар мечом:
Перейдем к спрайту магического шара.
После проверки на героя ждем 0.5 секунд и создаем клон, который покажется в собственном блоке и от игрока полетит в сторону неприятеля:
Работа с перемещением в РПГ-игре на Scratch
Мир должен быть большим, но на данный момент — только одна локация. Создадим передвижение игрока по миру.
Сформируем случайно генерируемые локации. Переход между ними действует так: игрок подойдет к краю текущего месторасположения и переместится на место с той стороны, с которой должен выйти на следующем экране. Старые элементы локации исчезнут, рандомно присоединятся новые.
Работать будем в коде игрока — создадим блок «отслеживание перехода» без привязки к обновлению экрана:
Будем вызывать блок после проверки нажатия клавиш:
В блоке проверяем положение игрока. Если он подошел к краю, будем перемещать его в противоположный и передавать сообщение о смене карты:
Генерация камней в РПГ-игре на Scratch
На каждом месте в случайном порядке располагаются деревья, камни, враги. При смене карты прежняя локация удалится, сгенерируется новая — это создаст бесконечный мир для игрока.
Для начала сделаем расположение камней на карте, будем работать в их скрипте.
Спрячем спрайт и начнем работу в блоке сообщения о смене карты. Помним, что при перемене карты нужно устранить старые спрайты, поэтому в цикле удаляем клоны. Потом в цикле со случайным значением от 1 до 5 создаем клоны, которые находятся в рандомных местах:
Генерация деревьев в игре на Scratch
Деревья располагаются на карте таким же образом.
Создание врага в РПГ-игре на Scratch
Враг — летучая мышь. Противник появляется на локации так же, как другие спрайты. Однако у нее свое поведение, и ее можно уничтожить:
Мышь летает по карте, пока не нападем на нее мечом или магией.
Создание жизней
У игрока 3 жизни. Когда они кончатся, игра будет завершена. Для этого зададим переменную «жизни», и в коде игрока поставим значение 5.
Отслеживать соприкосновение будем в отдельном блоке, так как необходимо совершить паузу между уроном в 1 секунду:
Также добавим проверку на окончание жизней. Если им пришел конец, остановим игру:
Отображение жизней в игре на Scratch
Нужно отобразить 3 сердечка на экране и уменьшать их количество при уроне.
При старте зададим положение сердечка и покажем число жизней.
При получении урона будем убирать предыдущие спрайты жизней и отрисовывать уже новое количество:
Старт игры и победа
В начале игры житель дает игроку задание найти принцессу, которая потерялась в лесу. Необходимо убрать его при смене локации — давайте напишем для него код:
При выборе игрока житель передает задание, при перемене локации исчезает.
Теперь сделаем появление принцессы в лесу. Будем работать с ее кодом:
Если попадается 1 число из 10, находим принцессу: таким образом она появится в лесу с вероятностью 10%.
Доработка игры на Scratch
Некоторые спрайты могут перекрываться другими, поэтому фон переместим на задний план:
А кнопки выбора героев — на передний:
И скроем переменные.
Для закрепления материала также доступен видеоурок по проектированию РПГ-игры в Скретч.
А еще на YouTube-канале школы «Пиксель» есть занимательный плейлист по творческому программированию и созданию игр на Scratch. В нем собраны инструкции на тему, как сделать в Скретч бота, гравитацию, магазин, платформер и многое другое.
Углубить знания по созданию игр для детей в Scratch можно на тематическом курсе от школы «Пиксель». Изучайте Scratch, воплощайте фантазии и создавайте захватывающие игры, за которыми можно весело проводить время вместе с друзьями.
Источник: clubpixel.ru
Можно ли с помощью программы скретч создавать игры
Регистрация на бесплатное занятие
Заполняя данную форму, вы соглашаетесь
с политикой конфиденциальности и принимаете публичную оферту
Язык программирования для детей. Зачем изучать Scratch?
Язык программирования для детей. Зачем изучать Scratch?
С чего начинается путь в IT?
Не с мощных дорогих компьютеров или сложных математических формул. Этот путь начинается с желания креативить и создавать новые миры своими руками!
Обучение Scratch — первая ступень на пути начинающего программиста. Это популярный и удобный инструмент для освоения основ программирования. В чем преимущества программы, как начать программировать в Скретч и какие перспективы ждут ученика? Читайте подробнее в нашей статье.
Что такое Scratch?
Простыми словами, Scratch — программа, с помощью которой можно сделать игру и потом самому в нее сыграть.
Знакомиться со Scratch можно с 7 лет: эта среда программирования ориентирована на визуальное восприятие ребенка. Ему не нужно писать длинные цепочки кодов вручную для минимальных результатов. Главный навык, необходимый для изучения Scratch — чтение.
В Scratch ребенок сможет:
- Освоить базовые навыки программирования;
- Создавать анимацию, мультфильмы, игры;
- Писать сценарии игр и реализовывать их;
- Решать задачи с использованием алгоритмических конструкций;
- Использовать координаты, градусы;
- Мыслить логически, рассуждать систематически и работать творчески;
- Оптимизировать код.
Основные термины в Scratch. Словарик для родителя
- Блок — частица-пазл, используемая для создания кода. Блоки крепятся друг к другу с помощью специальных выступов.
- Костюм — один из возможных видов оформления спрайта (персонажа).
- Спрайт — главный герой проекта. Именно его пользователь программирует на выполнение действий. Спрайтов может быть несколько.
- Сцена — фон проекта в Scratch.
- Скрипт — несколько соединенных блоков. Сами блоки и их порядок очень важен — это определяет действия спрайта или сцены. Да, фоном тоже можно управлять!
- Стек — серия блоков скриптов, прикрепленных друг к другу.
Как работает Scratch? Программирование для детей
Главная фишка Скретч для детей — отсутствие необходимости писать код с нуля. Чтобы создать игру, анимацию или презентацию в Scratch, ребенку достаточно составить «код», двигая цветные блоки.
Перетаскивать блоки можно курсором мышки, объединяя их в определенную цепочку. Эта цепочка — последовательные команды для персонажа в Scratch. Так маленькие блоки превращаются в большие структуры и наделяют персонажа жизнью. Теперь он может прыгать, разговаривать и даже танцевать.
Блоки, спрайт и результат составленного кода отображаются на одном экране. Поэтому пользователю не нужно переключаться между вкладками — это очень удобно!
Scratch — мир, ограниченный только воображением начинающего программиста. Но есть базовые действия, которые ребенок может освоить достаточно быстро и выполнять их чаще остальных:
- Двигать персонажей;
- Менять их внешний вид;
- Устанавливать между персонажами связь: подойти, заговорить;
- Работать со звуком: записывать свой голос или выбирать из готовых вариантов;
- Создавать свои команды.
Также в Scratch для детей есть специальный графический редактор для редактирования внешности уже готовых спрайтов. Ребенок может включить креатив на максимум и создать уникальных персонажей.
На нашем YouTube-канале есть полезные уроки Scratch. Например, в этом видео мы учим рисовать своего персонажа.
Такой несложный способ программирования мотивирует детей больше экспериментировать и придумывать свои сценарии игры. Набив руку, ребенок может быстро создавать сложные игры, видео, презентации.
Источник: itgen.io
Объединяем возможности LEGO WeDo 2.0 и Scratch 3.0
Роза Бурганиева, преподаватель робототехники АНО «ЦПИТ «Открытая аудитория» и автор видеоблога «LEGO WeDo 2.0 Для учителей», рассказывает, как разнообразить занятия с конструкторами LEGO, используя возможности Scratch.
Что делать, когда понимаешь, что дети «выросли» из LEGO WeDo 2.0, а средств на покупку новых роботехнических наборов нет? Как сохранить интерес ребенка к данному набору, продолжить развивать и усиливать его способности?
Lego WeDo 2.0 – хороший образовательный конструктор на начальном этапе. Но проходит год-два, и дети «вырастают из него», программное обеспечение WeDo 2.0 рассчитано лишь на детей 6-8 лет.
Третьеклассники могут составлять уже более сложные алгоритмы. Что же делать? Одно из решений — объединить возможности LEGO WeDo 2.0 и Scratch 3.0
Scratch 3.0 – отличный инструмент, который обладает широкими возможностями. В нем можно делать открытки, мультфильмы, интерактивные презентации и игры. А с 2019 года в нем есть расширение для LEGO WeDo 2.0, то есть мы можем программировать роботов WeDo 2.0 на Scratch. Я знала об этом, но только благодаря карантину и своим коллегам, попробовала. А потом вошла во вкус и добавила LEGO WeDo 2.0.
До сих пор пребываю в восторге!
Перед освоением связки «WeDo+Scratch», лучше всего сначала самим создать несколько игр, используя только возможности Scratch. Таких проектов в интернете достаточно много. А потом попытаться доработать/улучшить полученную игру, добавив в проект LEGO WeDo 2.0.
Самый простой вариант приступить к программированию на Scratch+WeDo 2.0 – это программировать роботов на движение вперед/назад/вращение. Если дети умеют читать, то проблем не должно быть. В Scratch 3.0 есть специальные блоки для мотора.
Вариант посложнее – управлять движением спрайта (компьютерного персонажа в Scratch) при помощи датчиков наклона и движения. Вариантов взаимодействия электроника WeDo 2.0 – Scratch – множество! Например, можно сделать подпрыгивающего персонажа на экране, который при приближении руки к датчику, будет подпрыгивать вверх, или игру «Догонялки».
Третий вариант – построить реального робота, затем сделать хорошие фотографии (сразу в нескольких ракурсах, так вы создадите спрайтов с костюмами), подобрать соответствующий фон и запрограммировать в Scratch одновременно и спрайт (компьютерного персонажа), и реального робота. В итоге у вас будет иллюзия, что действие одновременно происходит и на экране, и наяву.
Четвертый вариант – взять готовую игру Scratch и придумать под нее своего робота. Например, игра «Шутер» или «Лабиринт».
Пятый вариант – разработать игру самостоятельно. Со своими спрайтами, роботами, со своей мехникой.
Вышеописанные варианты, вместе с разбором нескольких программ, а также вдохновляющие идеи от других робототехников, вы можете посмореть на YouTube по ссылке.
Попробуйте все вариантs и выберите оптимальные для себя и учитывающие возможности детей. Приятного изучения и вдохновения!
Источник: edurobots.org