– разработка программы производственного экологического контроля (ПЭК) для организаций и предприятий, осуществляющих свою деятельность на объектах I, II и III категорий опасности для окружающей среды (Объектов НВОС) для всех регионов Российской Федерации, в том числе: г. Москва, Московской области, г. Казань, Республике Татарстан, г. Йошкар Ола, Республике Марий Эл, г. Чебоксары и Республике Чувашия. Оптимальные цены. Оптимальное качество.
Стоимость: от 20 000
рублей. Срок разработки: от 20 рабочих дней.
Программа производственного экологического контроля
— документ, описывающий предприятие, с точки зрения воздействия на окружающую среду посредством осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, образования и размещения отходов производства и потребления, а также описание методов, периодичности проведения производственного контроля, лиц, ответственных за осуществление производственного экологического контроля.
Разработка программы ПЭК по новому Приказу
Устали читать или нужна консультация? Позвоните нам (Москва), (Казань). Решим вашу проблему в оптимальные сроки. |
Почему необходимо разрабатывать программу ПЭК?
Разработка программы производственного экологического контроля обязательна для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее — объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду. Данная обязанность предусмотрена п.2 ст. 67 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Основным нормативным документом для разработки программы ПЭК является Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»
НАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА
Программа производственного экологического контроля (ПЭК) по приказу №74 от 28.02.2018
Содержание программы производственного экологического контроля
Раздел «Общие положения»
- Полное наименование (сокращенное наименование) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя
- Организационно-правовая форма
- Юридический адрес с указанием субъекта РФ и почтового индекса
- Фактический почтовый адрес (если не совпадает с юридическим)
- Идентификационного номера налогоплательщика (ИИН)
- Основной государственный регистрационный номер (ОГРН)
- Сведения об объекте НВОС: код объекта согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта
- наименование объекта
- категория объекта
- адрес места нахождения объекта
Раздел «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников»
- Cведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — выбросы), ее последней корректировке
- Показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (далее — маркерные вещества)
- Сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных.
Раздел «Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников»
- Сведения о заключенных договорах водопользования и (или) выданных решениях о предоставлении водного объекта в пользование
- Показатель суммарной массы сброса отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому выпуску и объекту в целом
- Показатель суммарного объема сброса сточных вод по каждому отдельному выпуску и по объекту в целом;
- Сведения о ведении учета сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта) и источников их образования, стационарных источников сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или в системы водоотведения
- Сведения об очистных сооружениях, эксплуатируемых на объектах, имеющих сбросы в водный объект
- Сведения о схемах систем водопотребления и водоотведения
- Сведения о средствах измерения расхода сброса (наименование, погрешность, свидетельство о поверке средств измерений)
- Сведения о сроках проведения учета сточных вод.
Раздел «Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения»
- Сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов
- Сведения об объектах размещения отходов на данном объекте в соответствии с государственным реестром объектов размещения отходов (ГРОРО)
- Сведения об инвентаризации объектов размещения отходов в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 49
- Сроки проведения инвентаризации объектов размещения отходов
Раздел «Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля»
- Наименование подразделений, их полномочия
- Численность сотрудников подразделений
- Сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений
Раздел «Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации»
- Наименования и адреса собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров)
- Реквизиты аттестатов аккредитации собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров) с указанием информации об области их аккредитации
Раздел «Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений» должен содержать:
7.1. Подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха»
- План-график контроля стационарных источников выбросов: номер и наименование структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия
- номер и наименование источников выбросов, загрязняющих веществ
- загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы (ПДВ), временно согласованные выбросы (ВСВ)
- с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников,
- периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки
- место и методы отбора проб, используемые методы и методики измерений, методы контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников
Примечание. В План-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия
- План-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха: o адреса (географические координаты) пунктов наблюдений с указанием номера каждого пункта наблюдения
- o перечень контролируемых на каждом пункте загрязняющих веществ
- o методы определения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе
- o периодичность отбора проб атмосферного воздуха
7.2. Подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов»
- Мероприятия по учету объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, предусмотренные Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденным приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. № 205
- Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод, разработанную в соответствии с Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденным приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. № 205 перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса (НДС), временным разрешенным (согласованным) сбросам (ВСС)
- периодичность отбора и анализа проб сточных вод. Для объектов I и II категории периодичность не менее одного раза в месяц, а по показателю токсичность — не менее одного раза в квартал. Для объектов III категории периодичность не менее одного раза в квартал, и по показателю токсичность — не менее одного раза в квартал
- места отбора проб
- аттестованные методики (методы) измерений
-
предусматривает осуществление наблюдений за качеством поверхностных вод в фоновом и контрольном створах относительно сброса (выпусков) сточных вод в водный объект в основные гидрологические фазы (для водотоков) и основные гидрологические ситуации (для водоемов) согласно Перечню измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и выполняемых при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений, утвержденному приказом Минприроды России от 7 декабря 2012 г. № 425
7.3. Подраздел «Производственный контроль в области обращения с отходами»
- программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденную в соответствии с Порядком проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденным приказом Минприроды России от 4 марта 2021 г. № 66. Программа составляется только для собственников, владельцев объектов размещения отходов, в случае осуществления ими непосредственной эксплуатации такого объекта, или лиц, в пользовании, эксплуатации которых находится объект размещения отходов
- сроки обобщения данных по учету в области обращения с отходами в соответствии с приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. № 721
Ответственность за отсутствие программы ПЭК
Несмотря на отсутствие необходимости согласования программы ПЭК с государственными органами, законодательством предусмотрена обязанность ежегодно отчитываться о выполнении производственного экологического контроля в соответствующие органы (Росприроднадзор, Министерства экологии и природных ресурсов или аналогичные организации). Отчет
об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля
предоставляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I,II и III категории
ежегодно до 25 марта
года, следующего за отчетным.
Ввиду включения различных видов воздействия, ответственность за отсутствие программы производственного экологического контроля (ПЭК) возможна по следующим статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ):
Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц
— от
двадцати тысяч
до
ста тысяч рублей
.
Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществам — на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц
— от
ста тысяч
до
двухсот пятидесяти тысяч
рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
Для чего разрабатывается порядок ПЭК?
Разрабатывается программа производственного экологического контроля с целью:
- соблюдения экологического законодательства,
- минимизации негативного воздействия деятельности исследуемого объекта на окружающую природную среду,
- выполнения природоохранных мероприятий,
- снижения и учета экологических рисков,
- а также улучшения политики в области использования природных ресурсов на предприятии.
При этом программа производственного экологического контроля включает в себя полный покомпонентный развернутый анализ контролируемых показателей, описание точек отбора проб и периодичность его проведения.
Положение ПЭК является одним из важнейших экологических документов предприятия, часто запрашиваемым в первую очередь при проведении внешних проверок контролирующих органов.
Разработка ППК по отходам.
Если у предприятия отсутствуют выбросы в атмосферу и водные объекты, допускается ограничиться усеченным вариантом ПЭК – программой производственного контроля в области обращения с отходами. Для соблюдения программы производственного экологического контроля ППК отходов назначается ответственный по обращению с отходами. При этом обучение происходит на курсах экологической безопасности по нескольким направлениям:
- Обучение руководителей и специалистов экологической безопасности общехозяйственных систем управления.
- Обучение руководителей и специалистов в области обращения с опасными отходами 1-4 классов опасности.
- Профессиональная подготовка в области обращения с опасными отходами 1-4 классов опасности.
- Обучение руководителей и специалистов по работе с медицинскими отходами лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ).
Законодательство
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
- Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
- Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
- Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»
Общие положения.
Опираясь на Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» №99-ФЗ от 04.05.11 можно сделать вывод, что выполнять проект производственного экологического контроля (ПЭК) природопользователи имеют право самостоятельно. Однако данный документ сам по себе включает комплекс разнообразных анализов в области охраны окружающей среды, различных исследований, данных регулярного мониторинга.
Кроме того, в штате необходимо иметь руководителей и специалистов, обученных по экологической безопасности в области обращения с опасными отходами (1-4 классов опасности). В любом случае придется привлекать стороннюю специализированную организацию, имеющую опыт выполнения данного отчета. В том случае можно значительно сократить временные и финансовые затраты.
Разработаем программу производственного экологического контроля ПЭК. Заказать разработку программы ПЭК от 25000 рублей. Цена зависит от количества отходов, выбросов и сбросов на предприятии, сроки – от 15 дней.
Разработка ПЭК проводится внутри конкретного промышленного предприятия. Данный проект составляется на предприятии или хозяйственном объекте ежегодно, и представляет собой комплекс данных, отображающих полную картину выполнения производственного экологического контроля на данном промышленном объекте.
Источник: etnoperm.ru
Программа производственного экологического контроля и отчёт по ПЭК
Программу ПЭК обязаны разработать и организовывать её исполнение все юридические лица и ИП, отнесённые к I-III категориям объектов негативного воздействия на окружающую среду. То есть, все предприятия, не относящиеся к IV категории.
При этом если у предприятия несколько производственных площадок, по программа ПЭК разрабатывается на каждую из них.
Как утверждается Программа производственного экологического контроля?
Программу ПЭК утверждает руководитель предприятия. Результаты ПЭК документируются и хранятся на предприятии.
Можно ли самостоятельно разработать программу ПЭК на предприятии?
Теоретически, при наличии специального программного обеспечения можно попытаться разработать для себя программу производственного экологического контроля. Однако, практика показывает, что более эффективно заказать программу ПЭК у специализированной организации. Дело в том, для разработки плана-графика инструментальных замеров необходимо выполнить расчет рассеивания на границе предприятия. А это возможно только при наличии дорогостоящего программного обеспечения, которое, будет стоить дороже готовой ПЭК.
Чем грозит отсутствие ППЭК?
В соответствии с п.8.2 КоАП РФ, это влечёт наложение штрафа: юридическим лицам – от 100 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток. Для ИП наложением штрафа – от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Ссылка на статью КоАП.
Можно ли разработать программу пэк самостоятельно
Разъяснение содержания Программы ПЭК
Программа производственного экологического контроля (далее – Программа ПЭК) разрабатывается ЮЛ и ИП, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту с учётом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду (далее – НВОС).
Программа ПЭК – обязательный документ для предприятий. Требования к содержанию ПЭК, а также порядок и сроки представления отчёта об организации и о результатах осуществления ПЭК утверждены Приказом Минприроды России от 18.02.2022 N 109 Форма отчёта утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 N 261.
Программа ПЭК
Цена от 10 900руб.*
*цена зависит от количества площадок
- Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников.
- Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников.
- Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения.
- Сведения о побочных продуктах производства, в том числе информацию о видах таких продуктов производства, об объёмах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве либо о передаче другим лицам для потребления в качестве сырья или продукции и результатах таких использования либо передачи.
- Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля.
- Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
- Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Если возникают вопросы по разработке программы ПЭК, то необходимо обращаться в соответствующий орган государственного экологического контроля по подведомственности.
Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников
Проведение инвентаризации выбросов ЗВ в атмосферный воздух обязательно для предприятий, имеющих выбросы в атмосферный воздух, вне зависимости от того, к какой категории НВОС относится.
Согласно ст. 22 Закона N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юр. лица и ИП, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС, проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов ЗВ в атмосферный воздух, используя инструментальные и расчётные методы. Расчёты проводят не позднее, чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объектов.
Порядок проведения инвентаризации выбросов ЗВ в атмосферный воздух установлен
При проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных, а также передвижных ИЗАВ, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем НВОС.
В Постановлении Правительства РФ от 16.05.2016 установлен порядок разработки и утверждения методик расчёта выбросов ЗВ в атмосферный воздух стационарными источниками.
В некоторых случаях документация подлежит корректировке. Сведения готовятся в соответствии с Приказом от 19.11.2021 и вносятся в отчёт о результатах инвентаризации выбросов.
Таким образом, раздел должен содержать:
- сведения об инвентаризации выбросов ЗВ в атмосферный воздух и их источников, её последней корректировке;
- показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте;
- сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки её данных.
Подпишитесь на наш канал
Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения
Сведения об объектах размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов согласно Приказу Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792. Сведения об инвентаризации отходов необходимо оформлять в соответствии с Методическими указаниями, утверждёнными Приказом Минприроды России от 07.12.2020 № 1021.
Действие Методических указаний не распространяется на отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства).
С правилами инвентаризации объектов размещения отходов можно ознакомиться в Приказе Минприроды России от 09.12.2010 N 541.
Таким образом, раздел должен содержать:
- сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов;
- сведения об объектах размещения отходов на данном объекте в соответствии с государственным реестром объектов размещения отходов;
- сведения об инвентаризации объектов размещения отходов;
- сроки проведения инвентаризации объектов размещения отходов.
Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля
Раздел должен содержать:
- наименования подразделений и (или) фамилии, имени, отчества (при наличии) должностных лиц, их полномочия;
- численность сотрудников подразделений и (или) должностных лиц;
- сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудниках подразделений.
Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации
Раздел должен содержать:
- наименования и адреса собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров);
- реквизиты аттестатов аккредитации собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров) с указанием информации об области их аккредитации.
Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений
Согласно ст. ст. 9 Приказа Минприроды России от 18.02.2022 N 109 этот раздел включает в себя 3 подпункта.
- Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха.
В подразделе размещается план-график контроля стационарных источников выбросов, план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха и перечень нормативных документов, стандартов организации.
2. Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов.
Подраздел содержит сведения:
- об мероприятиях по учёту объёма забора водных ресурсов в соответствии с Порядком, утверждённым Приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 903 (https://base.garant.ru/75098363/),
- об мероприятиях по проведению измерений качества сточных вод в соответствии с Порядком, утверждённым Приказом N 903,
- план-график проведения проверок работы очистных сооружений,
- программу ведения наблюдений за водным объектом и его водоохранной заной, разработанную в соответствии с типовой формой решения о предоставлении водного объекта в пользование,
- перечень нормативных документов, стандартов организации.
3. Производственный контроль в области обращения с отходами.
Подраздел содержит: программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду. В соответствии с Порядком, утверждённым Приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. N 1030 здесь же указываются сроки обобщения данных по учёту в области обращения с отходами.
Вместо вывода
1 марта 2023 года вступили в силу поправки касаемо включения в Программу ПЭК сведений о побочных продуктах производства. Согласно ст. 67 Закона N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ЮЛ и ИП, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались побочные продукты производства, должны указать в Программе и в отчёте об организации и проведении ПЭК информацию о:
- видах побочных продуктов производства,
- объёмах их образования,
- дате их образования,
- планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам,
- результатах таких использования либо передачи.
Правительство РФ устанавливает перечень веществ и (или) предметов, образуемых в результате хозяйственной и (или) иной деятельности и не являющихся продукцией производства, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства.
Все расчёты заносятся в таблицы, которые можно найти в соответствующих Приказах. Отчёт об организации и о результатах осуществления ПЭК представляется ежегодно до 25 марта года в Росприроднадзор или уполномоченный орган субъекта РФ. Направить документ можно через ЛК природопользователя с использованием УКЭП/в электронном сервисе уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ, или почтовым отправлением. В последнем случае датой подачи отчёта о ПЭК станет дата почтового отправления. Дату отправки отчёта необходимо учитывать, чтобы соблюсти дедлайн.
Источник: vashecolog.ru