Игровая индустрия – одна из самых прибыльных: по данным аналитического агентства NewZoo доход мирового рынка игр составляет более 180 миллиардов долларов, а общее количество игроков превышает 2,5 миллиардов человек, из них более 60 миллионов находятся в России. Поэтому защита авторских прав на игры как интеллектуальную собственность является очень актуальным вопросом в IT-сфере. Как обеспечить правовую охрану таким разработкам – об этом сегодняшняя статья.
Авторское право на игры как программы
Компьютерные игры чаще всего рассматриваются в праве как программы для ЭВМ. А программное обеспечение по закону охраняется авторским правом как литературное произведение – это своеобразный «текст» в виде команд на языке программирования или объектный код (статья 1261 Гражданского кодекса).
Компьютерные программы и базы данных – это единственные виды авторских произведений, которые могут пройти государственную регистрацию в «Роспатенте». Авторские права на игру подтверждаются государственным свидетельством о депонировании.
Регистрация авторских прав на компьютерную программу
Авторские права на компьютерную игру нельзя запатентовать в качестве изобретения. Статьей 1350 Гражданского кодекса также прямо запрещено патентовать правила и методы игр. Но методику, изложенную как текст или сборник, можно зарегистрировать в авторском обществе как литературное произведение.
Другие составляющие игр
Есть и другой, вполне обоснованный подход к играм: их можно рассматривать как сложное произведение, или мультимедийный продукт. Ядро такого продукта – это программный код. Крупные компании создают собственный игровой движок для ускорения разработки игр – программный фреймворк, включающий рендер для улучшения качества графики, физический движок для моделирования явлений реального мира и другие элементы. Либо разрабатываются плагины к существующим движкам. Все это тоже относится к программному обеспечению, которое можно зарегистрировать в «Роспатенте» для подтверждения авторских прав.
Кроме того, игра содержит музыкальное сопровождение, художественные составляющие (графика; дизайн интерфейса, персонажей, игровых элементов, шрифтов), сюжет как продукт деятельности сценариста.
Эти элементы тоже охраняются в рамках авторского права. Дизайн и сценарий, музыку и видео можно защитить от незаконного копирования. Для этого производится их депонирование, но не в «Роспатенте», а в негосударственных авторских обществах.
Узнать подробнее о регистрации авторских произведений.
Авторское право на элементы дизайна, интерфейс можно подтвердить патентом, как это применяется для изобретений. Промышленный образец – это разновидность интеллектуальной собственности, которая патентуется в «Роспатенте» и дает исключительное право на использование дизайна. Патент можно также получить на оригинальный шрифт.
Авторские права на компьютерные программы
Если игровые данные используются и хранятся в базах данных, то их тоже можно зарегистрировать в форме депонирования в «Роспатенте».
Можно защитить от копирования и недобросовестной конкуренции название компьютерной игры. Для этого его регистрируют в качестве товарного знака.
Узнать подробнее о самостоятельной регистрации товарных знаков в «Роспатенте».
Кому принадлежат права на игру
Автором программного кода для реализации игры как программы всегда является физическое лицо. Соответственно, все права на этот код принадлежат автору, если игра не создана по трудовому договору.
Но так как любая игра является по сути составным произведением, то права могут возникнуть и у других участников проекта, которые внесли свой творческий вклад:
Обладатели смежных прав, так же, как и авторских, имеют исключительное право на результаты своего творчества. Другими словами, другие лица не должны их использовать без разрешения правообладателя и без выплаты ему соответствующего вознаграждения.
Те члены команды GameDev, которые выполняют организационные или технические функции, оказывают финансовую поддержку, не имеют авторских или смежных прав на компьютерную игру. Существует еще один вид прав – это исключительные (имущественные) права, то есть возможность распоряжаться игрой в коммерческих целях: распространять ее, тиражировать, публиковать в Интернете, соцсетях и другими способами.
Если команда разработчиков работает в компании-издателе, то трудовым соглашением или другими видами договоров закрепляется переход исключительных прав к компании-правообладателю. Но право признаваться автором (неимущественные права) сохраняется за разработчиками.
Подробнее о юридическом оформлении кадровых документов и договоров, закрепляющих переход прав от разработчика к заказчику можно прочитать в статье «Работник создал программу для ЭВМ: кому принадлежат права на нее и как избежать конфликтов между работодателем и разработчиком».
Как зарегистрировать игру или базу данных в «Роспатенте»
Выше мы уже говорили о том, что авторские права на программное обеспечение и базы данных можно подтвердить государственной регистрацией. Как это сделать?
Пошаговая схема действий такова:
- Оформить заявление установленного образца. Пример оформления и бланки можно найти на официальном сайте «Роспатента». В заявлении должен быть указан правообладатель (это может быть работодатель или сам разработчик) и все авторы, которые внесли творческий вклад в создание программного кода.
- Приложить к заявке другие документы: депонируемые материалы (весь листинг или его часть, позволяющую идентифицировать программу), реферат (краткое описание ПО, включающее его основные характеристики), согласие на обработку персональных данных, копию платежного документа, подтверждающего оплату госпошлины.
Направить пакет документов в ФГБУ «ФИПС» («Роспатент») по почте, лично или через электронные средства связи: на официальном сайте патентного ведомства или через портал «ГосУслуги».
Заявление рассматривается от нескольких дней до 2 недель. По электронным заявкам этот процесс происходит быстрее.
За регистрацию программного кода или базу данных нужно уплатить государственную пошлину. Ее размер совсем невелик и по силам даже для небольших инди-студий – 4 500 рублей. Для тех разработчиков, которые не оформлены как юридические лица (для ИП или физических лиц) пошлина еще меньше – 3 000 рублей. Ее нужно уплачивать только один раз, ежегодное поддержание свидетельства не требуется.
Узнать подробнее о регистрации программ в «Роспатенте».
Авторские права на программу, как и само свидетельство о депонировании, действительны на территории всех стран мира, поддерживающих Бернскую конвенцию, в течение всей жизни разработчика и еще 70 лет после его смерти.
Для чего регистрировать авторские права?
Нарушение авторских, патентных или смежных прав влечет за собой ответственность, установленную законодательством об интеллектуальной собственности:
- Наложение административного штрафа до 40 тысяч рублей.
- Взыскание денежной компенсации до 5 млн. рублей или в двукратной стоимости контрафакта.
- Конфискация контрафакта и его уничтожение за счет нарушителя.
- Привлечение к уголовной ответственности при нанесении крупного ущерба (лишение свободы на срок до 6 лет).
Это относится и к другим видам коммерческой деятельности, не связанным с GameDev. Например, если выпускается мерч с игровой символикой без согласия правообладателя, то такого производителя тоже можно привлечь к ответственности и потребовать выплаты денежной компенсации. Например, правообладатели игры «Angry Birds» регулярно взыскивают компенсацию с предпринимателей, незаконно продающих контрафактные игрушки в виде персонажей этой игры.
Патентное бюро Ezybrand
Патентные поверенные бюро Ezybrand оказывают все виды услуг по регистрации интеллектуальной собственности:
- Регистрация логотипов, товарных знаков для названия программного обеспечения, компьютерной игры, бизнеса.
- Депонирование программ в «Роспатенте», регистрация программ в реестре отечественного ПО в Минцифре.
- Депонирование авторских произведений в негосударственном авторском обществе (выдается свидетельство, подтверждающее авторские права).
- Получение патента на промышленный образец для элементов дизайна и интерфейса программ, веб-сайтов.
- Оформление договорных отношений между разработчиками и заказчиками, кадровой документации для IT-организаций.
- Оформление пользовательских соглашений, политики конфиденциальности для сайтов.
Регистрация договора отчуждения на программное обеспечение при продаже прав на него другим лицам.
- Авторские права на базу данных
- Авторские права на программы для ЭВМ и Базы данных
- Как проверить изображение на авторские права
- Работник создал программу для ЭВМ: кому принадлежат права на нее и как избежать конфликтов между работодателем и разработчиком
- Интеллектуальная собственность и интеллектуальные права
- Что такое исключительные права?
- Можно ли передать права на товарный знак разным юридическим лицам в разные страны?
- Нарушены права на товарный знак на маркетплейсе, что делать?
Рассказываем про интеллектуальные права, кратко освещаем важные новости для бизнеса и делимся результатами своей работы. Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Бондарева Ольга
Патентный поверенный №2104
Патентная деятельность с 2010 года. Основные направления — регистрация товарных знаков, патентование в области инженерии, приборостроения, медицины, фармацевтики, регистрация программ ЭВМ.
Источник: ezybrand.ru
Какие из приведенных ниже сделок мог совершить 15 летний гражданин?
Какие из приведенных ниже сделок мог совершить 15-летний гражданин без согласия родителей (ответ поясните) :
- Стать членом кооператива
- Открыть свой счет в банке
- Купить земельный участок
- Зарегистрировать авторское право на созданную им программу
- Получить патент на изобретение?
комментировать
в избранное
lady v [640K]
4 года назад
Разберем данные варианты подробно.
- Гражданин 15 лет не сможет стать членом кооператива, для этого ему требуется подрасти на один год. Тогда шестнадцатилетний гражданин уже может стать членом кооператива.
- Любой гражданин России по достижении им 14 лет получает паспорт, а значит может открыть счет в банке на свое имя. Это правильный вариант.
- Не сможет такой гражданин купить и земельный участок без согласия родителей, хотя стать владельцем земли конечно сможет. Любой гражданин страны может покупать недвижимость после достижения им возраста 14 лет, но только с письменного согласия родителей. И этот вариант нам не годится.
- 5. И наконец два последних варианта касаются авторских прав и их защиты. И вот эти сделки может спокойно совершать уже 14-летний гражданин, сам, без согласия родителей.
Верные варианты ответов: 2, 4 и 5.
И официальное подтверждение сказанному из Гражданского кодекса РФ, статья 26:
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Чёрна я Луна [266K]
10 месяцев назад
Разберем каждое из вышеперечисленных утверждений.
- Стать членом кооператива может любой гражданин возраст которого составляет от 16 лет. Но так как мы говорим от 15-ти летнем, то он не может вступить в кооператив, и даже согласие родителей тут не поможет.
- Открыть свой счет в банке может каждый гражданин России с момента получения паспорта, то есть с достижения с 14-тилетнего возраста. Поэтому данный вариант нам вполне подходит.
- Так же 14-тилетний гражданин вполне способен приобрести земельный участок. Но в этом вопросе есть одно условие, необходимо письменное согласие родителей, поэтому данный вариант нам не подходит.
- Авторское право защищено государством, поэтому его, как и патент, гражданин может оформить с 14-тилетнего возраста без согласия родителей.
- Получение патента так же возможно с 14-ти лет без согласия родителей.
Правильными будут утверждения 2, 4 и 5.
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
wildc at [140K]
6 лет назад
Существует достаточно большое количество сделок, которые имеет полное право совершать 15-летний гражданин. Он конечно еще не может стать членом кооператива или купить земельный участок, но вот открыть счет в банке он уже может. Мало того, любые сделки связанные с авторскими правами иди творчеством тоже он имеет право совершать.
То есть кроме счета, гражданин в 15 лет может зарегистрировать авторское право или получить патент.
Правильные ответы находятся под номерами 2,4,5.
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
6 лет назад
1.Стать членом кооператива не имеет права(несовершеннолетний).
2.Может открыть свой счёт в банке, потому что у него уже есть паспорт.
3.Купить земельный участок он не может, так как не он не является совершеннолетним.
4.Стать владельцем машины может, если она передана ему по наследству или получена в качестве подарка, только поездить на ней он не сможет без прав на вождение.
5.Имеет право, так как авторские права можно регистрировать в любом возрасте, многие знаменитые ученый свои первые изобретения сделали в несовершеннолетнем возрасте.
Источник: www.bolshoyvopros.ru
Может ли 15 летний гражданин зарегистрировать авторское право на созданную им компьютерную программу
annaabrosimova2 9 лет назад
Светило науки — 5 ответов — 0 раз оказано помощи
1. Стать членом кооператива 15-летний гражданин может только с согласия родителей,
2. Открыть счет может, но распоряжаться сможет только с 18 лет, а до 18 лет может только класть деньги на счет, а снимать тх не может не родитель, не ребенок.
3. 15- летний ребенок не может купить земельный участок, потому что он еще не дееспособный, и не сможет распоряжаться им.
4. Машину у него может быть, но ездить он на ней не сможет, потому что нету прав, а права в 18 лет выдаються
5. Вот это незнаю
6. Незнаю
Источник: znanija.pro