Моторные программы в логопедии что это

Что нужно знать о моторном планировании

Сейчас много говорят о моторном планировании. Под моторным планированием подразумевают умение выстроить последовательность непривычных действий.

То есть, моторное планирование связывает идею и её моторное исполнение. Например, вам нужно выучить новое танцевальное движение. Сначала вы будете выполнять движения медленно, думать, куда и как поставить ногу и т.д. Это является этапом моторного планирования. Постепенно вы перестанете задумываться о том, как выполнять движение.

Это говорит о том, что вы довели его до уровня двигательного навыка.

Что нужно знать о моторном планировании

Процесс звукопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребёнок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть определённые трудности с моторным планированием. Для воспитания сложного моторного планирования, которое необходимо для произнесения звуков, нужно тренировать моторное планирование общих и тонких (пальцы) движений.

Что такое моторное планирование?

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

1. Регулярность занятий.

Всего 5 минут в день таких занятий дадут хороший результат.

2. Новизна и проработка тех движений, которые ещё не автоматизированы.

Если ребёнок часто собирает одну и ту же пирамидку, то для выполнения этих действий уже не требуется моторное планирование, так как они становятся навыками, а следовательно, не способствуют развитию речи ребёнка.

Что нужно знать о моторном планировании

В таком случае, лучше поменять игру.

3. Выполнение заданий по инструкции.

Даём ребёнку инструкцию типа: сначала клади белую бусинку, а потом – красную и т.д.

Какие занятия развивают моторное планирование у ребёнка?

• Сортировка, пересыпание мелких предметов (круп), но не пальчиками, как привычно, а с помощью пинцета, ложки или других предметов, помогающих осуществить захват.

• Пальчиковые игры: выполнение разных фигур (зайка, коза, цепочка и т.п.) и движений пальцами (пальчиковые упражнения со стихами).

• Выполнение движений с речевым и музыкальным сопровождением.

• Прохождение полос препятствий: пролезть сквозь тоннель, перепрыгнуть с кочки на кочку, проползти по дорожке, подлезть под стул, пройти по верёвке, перелезть через скамейку и т.д. Важно постоянно менять препятствия и их порядок.

• Танцы: разучивание новых танцевальных движений в определенном ритме.

• Выполнение действий с использованием обеих рук сразу.

• Выполнение заданий не ведущей рукой.

Включая в занятия с ребёнком задания на моторное планирование, следует помнить, что это всего лишь вспомогательный метод для стимуляции и коррекции речи ребёнка. Речь — это сложная система, поэтому необходима комплексная работа, частью которой и является использование метода моторного планирования.

Моторное программирование. Виды. Функции. Упражнения.

Интересная статья?

Жмите палец вверх , подписывайтесь на канал , и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии , делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Источник: dzen.ru

Консультация для педагогов «Моторное планирование и речь»

Моторное планирование находится между идеей и совершением действий. Оно появляется тогда, когда появляется новая задача, когда нужно совершить новое движение, когда необходимо в жизни сделать что-то неосвоенное, непривычное или научиться пользоваться новым инструментом.
Затем, когда ребенок доводит до автоматизма свои действия, это входит в привычку, формируя алгоритмы действия. Т.е. , когда действие происходит под контролем это и есть моторное планирование, а когда делаются действия на автомате, как робот или человек на конвейере, то это уже привычка или сформированный навык.

Оценить 552 0

Содержимое разработки

«Моторное планирование и речь».

Определение из словаря Л. С. Выгодского.

Речь – не только система звуков, но и система сложнейших движений, жестов, выразительных движений чувствительнейших аппаратов. Именно отсутствие хотя бы зачатков речи в самом широком смысле этого слова, т.е. умения сделать знак, ввести вспомогательное психологическое средство, которое повсеместно отличает человеческое поведение и человеческую культуру, кладет грань между обезьяной и самым примитивным человеком.

Еще раз прочтем определение и выделим, что речь это не только система звуков, но и движение и эмоции.

Функции речи в головном мозге определили профессора медицинских наук давно, и назвали эти центры Вернике и Брока.

Современные специалисты с логопедического портала «Лого-эксперт» провели анализ новых научных изысканий и следований. И сделали такой вывод: в последнее время появились научные работы, подтверждающие, что первичным центром речи у детей раннего возраста является древняя кора лимбической системы. Таким образом, тренировка мелкой моторики в раннем возрасте никак не будет способствовать появлению речи, а вот формирования новых алгоритмов движений (привычек) будет давать хороший результат. Центры Вернике и Брока созревают к 3-4 годам жизни ребенка, поэтому можно сделать вывод, что пальчиковые тренировки с целью развития речи будут целесообразны начиная с этого возраста.

Можно тогда составить табличку :

Возраст ребенка

Центры речи

древняя кора лимбической системы

Формирование алгоритмов движений (привычек)

3 года и старше

Центры Вернике и Брока созревают к 3-4 годам

Добавляются тренировки пластичности движений пальцев.

В наше время сформировалось новое направление в науке – моторное планирование.

Моторное планирование находится между идеей и совершением действий. Оно появляется тогда, когда появляется новая задача, когда нужно совершить новое движение, когда необходимо в жизни сделать что-то неосвоенное, непривычное или научиться пользоваться новым инструментом.

Затем, когда ребенок доводит до автоматизма свои действия, это входит в привычку, формируя алгоритмы действия. Т.е. , когда действие происходит под контролем это и есть моторное планирование, а когда делаются действия на автомате, как робот или человек на конвейере, то это уже привычка или сформированный навык.

Человек совершая новое действие не спешит, каждый шаг совершает медленно – он использует моторное планирование. Как только эти действия становятся навыками, то они совершаются легко и быстро, без предварительного обдумывания.

Еще один вариант проявления моторного планирования возникает, когда нужно сделать, что-то необычное. Например, завязать непривычный узел, освоить танцевальные шаги или новую операцию на производстве.

Подведем итог , что же это такое моторное планирование.

Моторное планирование – это наиболее сложная форма функционирования нервной системы детей, требующая произвольного внимания, а это тесно связано с когнитивными функциями.

При планировании требуется произвольное внимание, которое делает мозг способным создавать сообщения для мышц и отправлять их в необходимой последовательности. Планирование это составление алгоритмов (последовательностей), т.е включает в себя и формирование функцию мышления.

Моторное планирование – проводник между сенсомоторной и интеллектуальной функциями мозга. Оно зависит от сенсорной интеграции, которая осуществляется стволом мозга и другими нервными структурами. Мозг «командует» мышцам, что нужно делать, а ощущения от рецепторов тела (обратная связь) делают мозг способными делать это.

Логопеды и другие специалисты логоцентра Лого-Эксперт сделали вывод и предложили игры для детей.

Рекомендации:

1. Не важен сам факт выполнения упражнений для развития мелкой моторики, важно, какие упражнения мы делаем с ребенком и как.

2. Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики такой: если движение перешло в навык до автоматизма, то оно пропускается, далее выполняется то, что еще не освоено. Любое движение отрабатывается до тех пор, пока они не станут получаться легко, просто, быстро, красиво, четко.

(Специалисты выявили, что у большинства детей с различными речевыми нарушениями и аутизмом присутствует дефицит моторного планирования. И именно это, является причиной отставания в развитии).

3. Комплексы сложных для ребенка упражнений и игр необходимо проводить регулярно до полного освоения, то есть каждый день (по 4-5 минут).( Что бы сформировать умение планировать требуют системности и достижению цели)

4. Если действие оказалось сложным , его необходимо разделить на более мелкие этапы.

5. Начинать все движения делать медленно, а затем можно и ускорять.

Что включает развитие моторного планирования у детей до 3-х лет?

1. Хватательные движения:

захватывание предмета разной формы всей ладонью одной рукой или двумя руками (погремушки, кубика, мяча и т.д.), для чего необходимо учесть его форму, величину, расположение, детали

Читайте также:
Антипаразитарная программа это что

захватывание предмета или вещества щепотью (тремя пальчиками)

захватывание предмета двумя пальчиками – указательным и большим (пинцетный захват)

2. Развитие соотносящих действий. Умение совмещать два предмета или две части одного предмета (вкладыши, сортеры, пирамидки, матрешки и другие подобные игрушки).

3. Развитие пластичности кистей рук – выполнение разнообразных фигур и движений кистями (зайчик, волк, домик, стул и другие). Важно также умение подражать тем движениям, которые показывает взрослый. Сначала эти движения будут неуклюжими, с ошибками, а со временем сформируются в более тонкие и четкие.

Обратите внимание и на формирование социально-бытовых навыков. Развиваются умения не только в процессе специальных гимнастик для пальчиков, но

во время надевания своей одежды и застегивания на кнопки, пуговицы, молнии

во время трудовых поручений (с 3 лет формирование трудовых навыков– полить, протереть пыль, протереть листья растений губкой, почистить щеткой одежду и других).

В изобразительной деятельности – рисование, лепка, аппликация, конструирование

В играх – одевание и раздевание кукол в игре, использование предметов-заместителей, изготовление игрушек, атрибутов для своих игр и т.д. Игры и упражнения для развития мелкой моторики трудны для малышей и поэтому не должны быть длительными. Они должны проводиться в игре, чтобы малышу было интересно (перебрать крупу для Золушки, накормить Обжорку и другие игровые ситуации).

Если движение не удается, пальчики не слушаются, то тогда игру нужно проводить многократно и разбить на более короткие этапы, пока движение не будет получаться легко, правильно, четко.

Нужно слегка менять сюжет игры, как только вы заметили, что игра освоена. Не бойтесь вносить что-то новое, чтобы ребенок был увлечен игрой и не устал от однообразия: сначала выложите из маленьких камушков на пластилине мостик для собачки. Через некоторое время выложите дорожку для куклы, затем – речку для рыбки и т. д.

Все игры и упражнения всегда должны проходить в присутствии взрослого с целью безопасности таких игр.

Не используйте игры с кнопочками. Они не развивают мелкую моторику (что бы ни говорили их производители), а только отвлекают ребенка.

Список упражнений и игр для развития мелкой моторики и моторного планирования детей

Чтобы упражнения были результативными, обязательно пошагово покажите ребенку, как правильно его выполнять.

1. Резиновая груша (продается в аптеке). Выберите маленькую грушу. Нажимайте на нее, чтобы получилась струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Как вариант можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота.

2. Игра с изюмом – всегда очень радостная и для мамы, и для ребенка и полезная для всей семьи. Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга.

Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей!

3. Упражнения с бумагой:

мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния).

рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки (эти полоски можно сложить в коробочку и делать «дождик», высыпая полоски из коробки). Предлагая ребенку бумагу для этого упражнения, вы всегда должны ему показать, откуда можно взять бумагу.

И должны сами всегда брать бумагу для данной игры только из этой коробки. Иначе малыш поймет, что можно рвать все, что находится вокруг, и порвет книжки или еще что-то нужное. Для этого упражнения – есть свое место за столом (на полу и пр.). Можно взять для этого упражнения старые рулоны обоев.

делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например кошка, барашек, тучка).

делать аппликации из кусочков бумаги, которые нарвал малыш. Нарисуйте картину на листе ватмана. И наклейте на нее кусочки бумаги по сюжету. Белые наклеенные кусочки могут изображать снег или облака, синие – речку, желтые – осеннюю листву деревьев.

4. Сортировка мелких предметов – очень важно, чтобы ребенок это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Сортировка может происходить в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок – фасоль.

Надо им в мисочки разделить еду.

5. Разворачивание завернутого в бумагу предмета – сюрприза: «Что там?» Когда ребенок развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.6.

Наполнение бутылки мелкими предметами. В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.

Чтобы упражнения были результативными, обязательно пошагово покажите ребенку, как правильно его выполнять:

захватывайте мелкие предметы или щепотью или двумя пальцами (большим и указательным);

покажите, как вы захватываете предмет;

придерживайте бутылочку одной рукой;

другой рукой берите по одному предмету;

в конце игры закройте бутылку крышкой;

погремите получившейся погремушкой.

Навык моторного планирования необходим не только в работе с мелкой моторикой. Известно, что все логопеды используют в работе артикуляционную гимнастику – очень эффективный и полезный способ развития мышц артикуляционного аппарата.

Когда мы учимся выполнять какое-то движение и прикладываем определенные усилия, контроль осуществляют премоторная кора лобной доли и мозжечок (составляющие вместе латеральную систему). Эта работа и есть моторное планирование, или праксис.

Процесс коррекции звукопроизношения требует от ребенка сложного моторного планирования. Ребенок должен постоянно осознанно контролировать артикуляционный аппарат до тех пор, пока выполнение этих движений не станет навыком.

Исследователи доказали, что у детей с речевыми нарушениями, аутизмом, как правило, есть выраженный дефицит моторного планирования. Возникает конфликт. Логопеды, дефектологи, педагоги требуют сложного моторного планирования именно от детей, у которых оно вызывает большие затруднения. Как это бывает в спорте?

Тренер по теннису сначала учит ребенка бегать, держать ракетку, попадать по мячу. Только потом, через весьма продолжительное время, ребенок учится играть в теннис. Точно так же и с речью.

Подготовительным этапом, фундаментом для освоения артикуляторных (речевых) упражнений является физкультура. Именно физкультура стимулирует развитие латеральной системы ребенка, постепенно воспитывая моторное планирование. При этом важен не набор движений, а ритм в выполнении движений и обратная связь. Именно эта система делает процесс развития движений, в том числе артикуляторных, наиболее эффективным.

Выполняя с ребенком простые движения: шаги, бег, прыжки, наклоны, приседания и прочее под музыку, бубен или счет, вы помогаете ребенку осваивать сложный навык моторного планирования общих движений. Иногда трудности моторного планирования выглядят как неловкость, нарушение координации движений. Может показаться, что это не имеет отношения к речи, но это части одного процесса.

Родителям кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений – это, скорее, особенности ребенка, а не неврологические проблемы, но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей, имеющих задержку речевого и психического развития, нарушения аутистического спектра, синдром Аспергера, нарушения поведения и внимания.

Выготский Л.С. — «Словарь Л.С. Выготского» https://klex.ru/guj

Блог Лого-Эксперт Моторное планирование и речь https://logopedprofiportal.ru/blog/568144

Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.—— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.

Источник: www.prodlenka.org

Развитие моторного планирования (праксиса) при коррекции диспраксии.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

детский сад «Сказка».

Тема: Развитие моторного планирования (праксиса) при

Мацук Татьяна Викторовна

Dyspraxia Что это? дис-нарушение, праксис – способность совершать

целенаправленные и последовательные действия. Заболевание возникает на

фоне поражений коры головного мозга. Чаще диагностируется у мальчиков.

Ребенок, болеющий диспраксией, крайне уязвим среди сверстников. Ему

сложно ходить, говорить, читать, выполнять любые действия.

Необходимо понимать, что такой ребенок не является умственно отсталым.

Если диспраксия не сочетается с другими заболеваниями ЦНС, аутизмом,

синдромом Аспергера, параличами, педагогической запущенностью, то

интеллект развивается на должном возрасту уровне. Достоверно

Читайте также:
Выплата по программе лояльности что это

диагностировать диспраксию можно с 4-х лет. Это нарушение требует

длительной коррекции. Полностью избавиться от диспраксии почти

невозможно, и фрагментарные последствия будут оставаться и во взрослом

возрасте. Но скорректировать диспраксию так, чтобы она не затрудняла

повседневную жизнь и не приводила к дальнейшим нарушениям

познавательной сферы все же реально.

Информация взята из учебного пособия Визель Т.Г.: «Основы

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

Моторное планирование – мостик между сенсомоторной и интеллектуальной

функциями мозга. Оно зависит от сенсорной интеграции, которая

осуществляется стволом мозга и другими нервными структурами. Мозг

«говорит» мышцам, что нужно делать, и идут ощущения от рецепторов тела

т.е (обратная связь). Моторное планирование — это способность

представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных

действий и движений. Оно появляется в случае новых задач, новых

непривычных ситуаций, новых материалов, новых действий. Здесь ключевое

слово – «новый», «непривычный»!

Регулярность занятий. Новизна и проработка тех движений, которые

еще не автоматизированы.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое

развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными

действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по

Итак, какой же вывод?

1. Не важен сам факт выполнения упражнений для развития мелкой

моторики, важно, какие упражнения мы делаем с ребенком и как.

2. Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой

моторики такой: если у ребенка это движение быстро и легко получается, то

мы его быстро делаем, пропускаем и идем дальше. А вот если упражнение не

получается? Тогда мы останавливаемся на нем и отрабатываем данное

движение до тех пор, пока движения не станут получаться легко, просто,

быстро, красиво, четко.

3. Нужно делать такие комплексы сложных для ребенка упражнений и игр

регулярно до полного освоения, то есть каждый день (по 4-5 минут).

Исследователи отмечают, что у большинства детей с различными речевыми

нарушениями и аутизмом есть дефицит моторного планирования. И именно в

этом корень всех бед во многих случаях отставания в развитии. Но как же

оно может быть плохо развито, если у малыша дома куча развивающих

игрушек для развития мелкой моторики, есть и пирамидки, и шнуровки, и

бусы для нанизывания? В чем ответ?

Все начинается с замысла. Любое наше движение имеет цель,

направленность, согласованность с нашим телом и окружающей средой. За

все это отвечает моторное планирование(праксис). Замена привычных

движений на новые и изменение темпа и ритма. Любые задания с

использованием новых инструментов, материалов, задач. Итак, моторное

планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления

требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

Игры для развития общей и мелкой моторики, стимулирующие развитие

навыков моторного планирования.

Одевание и застегивание пуговиц, липучек, молний, застежек на своей

одежде и одежде кукол.

Общемоторные движения, гимнастика, перешагивание, махи руками и

ногами под музыку, счет, а также, сопровождаемые речью.

Прохождение полосы препятствий (набор препятствий разного вида, со

сменой рода деятельности: перепрыгивание, перешагивания и др.)

Занятия с различными материалами, бумагой, фольгой, тканью, тестом,

пластилином. Лепка, конструирование, отрывание и приклеивание и др.

(скатать шар/расправить, оторвать, отрезать кусочек, найти завёрнутую в

Пересыпание из емкости в емкость с помощь различных инструментов и

столовых приборов, ковшиков круп, макарон, песка, воды, сортировка

Игры с прищепками, шнуровками, и т.д.

Сортировка пальчиками, ложками или другими предметами, помогающими

осуществить захват, выкладывание рисунка из крупы. Работа по инструкции

педагога (сначала красная фасолина, потом белая фасолина и т.д.).

Обводить рисунок по точкам с использованием двух рук сразу или

использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания. Двигательные

упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.

Все эти задания объединяет принцип новизны и постепенного усложнения

задания, чтобы помочь ребенку спланировать алгоритм действий, а также

перестроить уже имеющийся, согласно новой поставленной задаче.

Моторное планирование активно помогает ребенку развивать не только

психические процессы, проходящие в центральном отделе ЦНС, но также

играют существенную роль в формирование речевой и речедвигательной

деятельности, что существенно ускоряет процесс развития и коррекции.

Коррекция артикуляционной диспраксии.

Праксис, будем делить на три вида: общий (движения телом), кистевой и

пальчиковый, артикуляционный (основной механизм, незрелость или

аномальное формирование артикуляционного праксиса)

Два вида артикуляционного праксиса выделил А.Р. Лурия:

-Афферентный(кинестетический) артикуляционный праксис –

воспроизведение только изолированных звуков речи, а может и слогов без

переключения со звука на звук. Мы говорим о принятии определенной позы

ртом. Сложно принять даже простую артикуляционную позу или про них

говорят моторно не ловок. С таким ребенком направлено развитие на

соматогнозиса.т.е. на общую моторику. Пока не научится владеть

собственным телом, руками, пальчиками и артикуляционную позу не сможет

принимать правильно. Это более сложный вид.

-Эфферентный(кинетический) артикуляционный праксис –

воспроизведение серии артикулем. Ребенок испытывает проблемы в

переключении со звука на звук, со слова на слово. Переключение с позы на

позу. При этом элементарные формы моторных функций артикуляционного

аппарата сохранены (подвижность, мышечный тонус, сократительные

— Легкие формы диспраксии характеризуются, как состояние незрелого

артикуляционного праксиса, но в более позднем (по сравнению с нормой)

возрасте. Неврологическая недостаточность может проявляться в виде

двигательного беспокойства языка, асимметрии носогубных складок,

асимметрии глазных щелей и т.д.

Принятие собственного тела. Вообще вся коррекция начинается с тела,

выполняя с ребенком простые движения научиться принимать позу, в

которой задействовано все тело, мелкая моторика кисти, пальцы рук, когда

ребенку будут доступны определенные движения и владение своим телом на

достаточном уровне(ловить мяч, прыгать, переступать через препятствия,

знать части собственного тела, игра с крупой, шаги, бег, прыжки, наклоны,

приседания и прочее под музыку, бубен или счет, вы помогаете ребенку

осваивать сложный навык моторного планирования общих движений. Иногда

трудности моторного планирования выглядят как неловкость, нарушение

координации движений. Может показаться, что это не имеет отношения к

речи, но это части одного процесса.

Подготовительным этапом, фундаментом для освоения артикуляторных

(речевых) упражнений является физкультура. Именно физкультура

стимулирует развитие латеральной системы ребенка, постепенно воспитывая

моторное планирование. При этом важен не набор движений, а ритм в

выполнении движений и обратная связь. Именно эта система делает процесс

развития движений, в том числе артикуляторных, наиболее эффективным. С

помощью орального праксиса, можно развивать мелкую и крупную моторику

рук, пальчик кулак, пальчик кулак серия действий.

Процесс коррекции звукопроизношения требует от ребенка сложного

моторного планирования. Ребенок должен постоянно осознанно

контролировать артикуляционный аппарат до тех пор, пока выполнение этих

движений не станет навыком.

Навык моторного планирования необходим не только в работе с мелкой

моторикой. Известно, что все логопеды используют в работе

артикуляционную гимнастику – очень эффективный и полезный способ

развития мышц артикуляционного аппарата (например: полезно сворачивать

губы трубочкой и растягивать их в улыбке, заборчик, язычок вверх, вниз).

Ритмическая сторона речи, показывая ребенку воспроизводить что-то громко

или тихо (стучим два раза по столу, один раз по барабану просим ребенка

повторить ритмический рисунок) Это тоже имеет прямое отношение к речи.

На эти визуальные ритмические ряды можно накладывать и моторное

планирование т.е. серию движений и речь.

Переключение с одной артикуляционной позы на другую это и есть цель

работы с диспраксией. Наша задача подбирать определенные игры и

упражнения на определенные слова слоговой структуры (например: Таня,

киви, киса) детские предметы положить в волшебный мешочек и доставать

их проговаривая слова. Можно объяснить ребенку инструкцию: коврик перед

тобой, а под этим ковриком лежит картинка в виде дыни, ребенок говорит:

дыня, коврик еще и тактильное развитие соматогнозиса, пространственных

представлений вперед, назад, под тобой все проговариваем.

Структура одного занятия от логопеда Олеси Тарасовой состояло из

следующих заданий:

-Проработка слухового внимания.

-Над фонематическим восприятием, научимся определять голосом картинки

маленький малыш и большой дядя, маленький кушает тихо, тихо (ам, ам),

большой дядя громко(ам, ам) и т.д., задача ребенка и повторить и

воспроизвести речевые звуки тихо и громко и заодно показать

-Автоматизация звука Л в слогах (закрепляем в игре Ла, Ла прыгаем и

закрепляем и т.д.)

-Закрепление предлогов: На, В, Под (кто пробрался в огород, проговариваем:

вижу собаку в тележке, вижу лягушку на ведре, вижу на лопате цыпленка,

слон спрятался под ведром)

— Отработка падежей (дай дыню слону, тыкву собаке, проговариваем: дыня у

Читайте также:
Программа зум что это такое в телефоне

слона, тыква у собаки)

-Артикуляционная гимнастика под счет с одновременной отработкой общего

праксиса (катание массажера по ноге)

— Отработка направленной воздушной струи.

-Ориентировка в собственном теле и в пространстве. Визуально ритмический

ряд 1:1:1, моторная программа на пальцевый праксис(палка, крышка, елка,

на палку мы кладем ладошку вверх, на крышку кулак, на елку палец и т. д.)

-Ритм 2:1 с автоматизацией звука Л(берем погремушку отрабатываем два

раза по ладошке, один раз по ноге Ла, Ла, Ло, потом меняем руку и т.д.)

-Ориентировка в пространстве и развитие визуальной памяти (отбиваем на

деревянных крышках в одну сторону Ла,Ла,Ла,Ла и в обратную сторону

Ло,Ло, Ло, Ло и т.д.)

-Развитие тактильной чувствительности, работа над длительностью звука и

силой выдоха (пересыпание любой крупы, одной рукой пересыпаем и

произносим звук АААААААААААА и на всем выдохе громко тянем,

меняем руку, протяжно и громко на звук ИИИИИИИИИИИИ и т.д.)

Анализ: Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие

инструкции. Главное, чувствовать ребенка, что ему нравится, что заходит

лучше и максимально использовать в коррекционных целях, тогда можно

активизировать внимание и сформировать положительный эмоциональный

фон. На протяжении всего занятия у ребенка поддерживалась мотивация-это

основа эффективного занятия.

Занятие проведено в интересном формате. Хорошо продумана структура,

логическая последовательность и взаимосвязь этапов. Целесообразно

распределено время занятия. Рационально выбрана форма обучения. Задания

в меру сложные, но настолько, чтобы ребенок мог справиться с ними, после

некоторого количества повторений.

Реквизиты: наглядный и демонстрационный материал, который эффективно

использовался. Содержание занятия является полным, достоверным и было

передано ребенку в доступной форме. С помощью сюрпризного момента и

наглядного материала поддерживается интерес к занятию. Ребенок думает,

что играет, а на самом деле, отрабатывается огромное количество

Источник: pedrazvitie.ru

Основные понятия в логопедии

Логопедия – наука о нарушениях речи, методах их предупреждения, выявления и устранения средствами воспитания и специального обучения. Логопедия изучает причины, механизмы, симптомы, течение, структуру нарушений речевой деятельности и систему коррекционного воздействия. В Юсуповской больницы логопеды восстанавливают нарушенные речевые функции с помощью инновационных методик.

Основные понятия в логопедии

Принципы и наглядные методы логопедии

  • ребёнок в полтора-два года ребенок не произносит слова «мама», «папа», «топ-топ»;
  • малыш молчит до трёх лет, хотя понимает обращенную к нему речь;
  • ребёнок отстаёт в речевом развитии;
  • после черепно-мозговой травмы;
  • ребенок к пяти годам гнусавит, картавит, шепелявит, неправильно произносит звуки;
  • малыш в пять, ребенок плохо запоминает слова.

С трёх лет детям рекомендуется проходить ежегодную консультацию у логопеда, даже если родителям кажется, что всё в порядке. Интенсивное развитие коры головного мозга у детей продолжается до 6-7 лет. С логопедическими проблемами лучше разбираться до школы, и начинать стоит заранее.

Чем отличается логопед от дефектолога? Дефектолог имеет специализацию «дефектология». Он работает с детьми, имеющими физические и психические дефекты. Логопед занимается с детьми без задержки умственного развития и нарушения работы центральной нервной системы. Он обучает правильному произношению звуков и слогов.

Задачи логопеда в школе является это коррекция и профилактика нарушений чтения и письма.

Логопедия опирается на следующие основные принципы:

  • системность;
  • комплексность;
  • принцип развития;
  • рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребёнка;
  • принцип учёта причин и механизмов речевого дефекта.

Методы логопедии условно разделяют на несколько групп:

  • организационные – сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный;
  • эмпирические – наблюдение, экспериментальные, психодиагностические (тесты, анкеты, интервью), биографические (сбор и анализ истории жизни пациента);
  • количественный и качественный анализ полученных данных, их машинная обработка с применением электронно-вычислительных машин и компьютерных программ;
  • интерпретационные – способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями.

Широко используются технические средства, которые обеспечивают объективность исследования: интонографы, назометры, спектрографы, видеоречь, фонографы, спирометры и другая современная аппаратура. Рентгенокинофотография, кинематография, электромиография, глоттография позволяют изучать в динамике целостную речевую деятельность и её отдельные компоненты. Неврологические проблемы также изучаются в логопедии.

ОНР в логопедии – что это

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушение формирования всех сторон речи (лексико-грамматической, звуковой, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Различают различные виды ОНР в логопедии. Их коррекцию проводят, развивая понимание речи, обогащая словарный запас ребёнка, формируя фразовую речь, грамматический строй языка, полноценное звукопроизношение.

Классификация общего недоразвития речи в логопедии

По клиническому составу категория детей с общим недоразвитием речи неоднородна. Логопеды выделяют следующие формы патологии:

  • неосложнённые формы общего недоразвития речи у детей с минимальными расстройствами мозговой функции – недостаточной регуляцией мышечного тонуса, незрелостью эмоционально-волевой сферы, моторных дифференцировок);
  • осложненные формы ОНР у детей с психопатическими и неврологическими синдромами – церебрастеническим, судорожным, гипертензионно-гидроцефалическим, гипердинамическим;
  • грубое недоразвитие речи у детей с органическими поражениями речевых отделов мозга (при моторной алалии – отсутствии или недоразвитии речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте).

В настоящее время используется следующая классификация речевых нарушений в логопедии:

  • первый уровень речевого развития – это «безречевые дети», у которых отсутствует общеупотребительная речь;
  • второй уровень речевого развития – определяются начальные элементы общеупотребительной речи, бедный словарный запас, явлениями аграмматизма – нарушения речи, проявляющиеся в трудностях при порождении или восприятии предложений;
  • третий уровень речевого развития – появление развёрнутой фразовой речи с недоразвитием её смысловой и звуковой сторон;
  • четвёртый уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи.

Некоторые термины, применяемые в логопедии

Просодика в логопедии – это сложный комплекс элементов, которые включают темп, ритм, тембр, логическое ударение. Апраксия является двигательным расстройством речи. У детей возникают проблемы произнесения звуков, слогов и слов из-за мозговых нарушений в планировании движений органов тела (губ, языка, челюсти). Ребёнок знает, что он или она хочет сказать, но его мозг испытывает трудности с координацией движений мышц.

Фонематическое восприятие — это способность воспринимать на слух и точно воспроизводить слова. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи даже те звуки, которые отдельно произносят правильно. Они плохо справляются со звуковым анализом слов, встречают затруднения в чтении и допускают грубые нарушения письма.

Что такое дизартрия в логопедии? Дизартрия – расстройство произносительной организации речи. Оно связано с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. При дизартрии нарушается речевая моторика, звукопроизношение, речевое дыхание, голос. При подозрении на дизартрию в Юсуповской больнице проводят неврологическую диагностику с помощью новейших методов нейровизуализации, электронейромиографии. Коррекционная работа логопеда при дизартрии включает:

  • лечебное воздействие (медикаментозные курсы, массаж, лечебную физкультуру;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • логопедические занятия;
  • артикуляционную гимнастику;
  • логопедический массаж.

Повышенная саливация в логопедии встречается часто. У детей выделяется много слюны, которая создаёт трудности с речью. Её продукция уменьшается к двум годам.

Сенсорная (импрессивная) речь – восприятие и понимание речи. Поражение верхней височной извилины приводит к тому, что человек слышит слова, но не понимает их смысла. Моторная (экспрессивная) речь – произнесение звуков речи самим человеком.

Физиологические итерации – повторения детьми некоторых звуков или слогов. Они обусловлены возрастными несовершенствами деятельности слухового и речедвигательных анализаторов в период формирования речи в дошкольном возрасте. Дискалькуляция – нарушение развития навыка счёта. Прогнатия и прогения – нарушения прикуса, которые вызывают расстройства речи.

Полтерн – патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа несудорожного характера (спотыканием, запинками, необоснованными паузами). Характеризуется нарушением общей и речевой моторики, часто сочетается с другими нарушениями речевой функции.

Контаминация – ошибочное воспроизведение слов. Оно заключается в объединении в одно слово слогов, которые относятся к различным словам. Парафазии – нарушения речевого высказывания, которое проявляется в пропусках, ошибочной замене или перестановке звуков и слогов в словах или в замене необходимых слов другими, которые не имеют отношения к смыслу высказывания в устной и письменной речи.

Антиципация – способность предвидеть проявление результатов действия, «опережающее отражение» (преждевременная запись звуков, которые входят в конечные двигательные акты. Ротацизм – это расстройство произношения звуков.

Для того чтобы пройти курс лечения нарушений речи в логопедов звоните по телефону Юсуповской больницы. Ведущие специалисты в области логопедии применяют инновационные технологии коррекции речи – слоговые дорожки, кинезиотейпирование. Индивидуальный подход к лечению каждого ребёнка позволяет добиться знакомых результатов.

Источник: yusupovs.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru