Процесс формирования речевых навыков тесно связано с моторной практикой, тем актуальнее становится развитие процессов моторного планирования для логопедов и дефектологов, которые ищут наиболее эффективные методы для успешного развития и корекции речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Значимость моторного планирования в системе коррекции речевых нарушений.
Моторное планирование — это способность понять, спланировать и реализовать незнакомое двигательное действие или двигательную последовательность.
Моторное планирование это своеобразная связь между планированием и актом совершения действия.
Есть отработанные действия, не требующие выставления логической последовательности действий, они выполняются автоматически. Например, как чистка зубов, открывание замка. Моторное планирование появляется тогда, когда перед человеком стоит новая задача. Знакомая пирамидка и юла не ставят перед ребенком новой цели, научиться манипулировать ими, эти навыки стали автоматизированными. Поэтому для активного развития ребенка, необходимо все время учиться делать что-то неосвоенное, ставить новые задачи с постепенным усложнением алгоритма действий.
6 лет речи нет | До и после | Моторная алалия | Занятия дома
Ребенку с рождения приходится учиться выполнять новые моторные схемы, чтобы освоить их. Таким же образом, речевая деятельность и артикуляционная моторика требует сложных механизмов контроля за органами речи, до тех пор, пока эти умения не станут навыком. И произношение звуков, слогов, слов требует планирования моторного действия под контролем ЦНС, для этого необходима отлаженная правильная вестибулярная и проприоцептивная обратная связь . Каждый звук имеет определенную мелкую моторную схему, последовательность звуков в слогах и словах, требуют очень большой концентрации на выполнении правильной последовательности схем. Ребенок должен точно представлять результат задуманного действия, уметь корректировать свои движения относительно времени и пространства, в том числе пространства собственного тела. Речевой акт это сложная схема мелких движений, требующая больших навыков и постоянной практики.
Ребенку с моторными дисфункциями, речевыми нарушениями, трудно осуществлять моторное планирование, тяжело осваивать новые навыки движения. Для выполнения правильной последовательности артикуляционных моторных схем, детям с речевыми нарушениями требуются усилия для выполнения правильных действий речевыми органами, множественные повторы для закрепления правильных движений, чтобы те перешли в автоматизированные речевые навыки. Также тяжело приобретённые навыки переносятся в новую и незнакомую для ребёнка ситуацию. Это настолько расстраивает ребенка, что он избегает выполнения новых не свойственных ему, незнакомых моторных схем. Встречается также, случаи нарушения контроля выполнения движений, ребенок не понимает на каком этапе совершил ошибку и не видит способа ее исправить.
Постоянная тренировка моторного планирования крупных общемоторных движений, а также пальцевой моторики, помогает постепенно воспитать более сложное моторное планирование, необходимое для произнесения звуков.
Моторное программирование. Виды. Функции. Упражнения.
Игры для развития общей и мелкой моторики, стимулирующие развитие навыков моторного планирования:
* Одевание и застегивание пуговиц, липучек, молний, застежек на своей одежде и одежде кукол;
* Общемоторные движения, гимнастика, перешагивание, махи руками и ногами под музыку, счет, а также, сопровождаемые речью;
* Прохождение полосы препятствий (набор препятствий разного вида, со сменой рода деятельности: перепрыгивание, перешагивания, проползания и др.);
* Занятия с различными материалами, бумагой, фольгой, тканью, тестом, пластилином. Лепка, конструирование, отрывание и приклеивание и др. (скатать шар/расправить, оторвать, отрезать кусочек; найти завёрнутую в бумагу игрушку);
* Пересыпание из емкости в емкость с помощь различных инструментов и столовых приборов, ковшиков круп, макарон, песка, воды, сортировка мелких предметов.
* Игры с прищепками, шнуровками, сортерами. И др.
Все эти задания объединяет принцип новизны и постепенного усложнения задания, чтобы помочь ребенку спланировать алгоритм действий, а также перестроить уже имеющийся, согласно новой поставленной задаче. Моторное планирование активно помогает ребенку развивать не только психические процессы проходящие в центральном отделе ЦНС, но также играют существенную роль в формирование речевой и речедвигательной деятельности, что существенно ускоряет процесс развития и коррекции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Театрализованная деятельность в системе коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР»
В данной презентации собран теоретический и практический материал по теме «Театрализованная деятельность в системе коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР». В данном методическом пособии отображены .
Логосказка как вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений.
Одним из важных направлений работы в логопедической группе является коррекция речевых нарушений у дошкольников. Когда работаешь с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их .
Логосказка в системе коррекции речевых нарушений
Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и во.
Здоровьесберегающие мероприятия в системе коррекции речевых нарушений у детей.
В данной работе освещаются части комплесной коррекционно-развивающей работы, направленной на внедрение здоровьесберегающих технологий в логопедические занятия с детьми дошкольного возраста.
Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников
Приобщаясь к современному обществу, ребенок входит в совершенно другие взаимоотношения, он сталкивается с самыми разнообразными трудностями. Поэтому главной и основной задачей взрослых является помощь.
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников
В материале представлены формы работы, которые может использовать в своей деятельности учитель-логопед: пальчиковый театр, су-джок терапия. песочная терапия и др.
Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Источник: nsportal.ru
Проект мастер-класса для педагогов «Использование моторного планирования в системе коррекции речевых нарушений»
Цель: дать представление о возможных способах использования моторного планирования для успешного коррекционного процесса.
1. Раскрыть значимость использования моторного планирования для коррекции речи.
2. Познакомить коллег с апробированными инновационными технологиями, побудить к их использованию в коррекционной работе.
Публикация «Проект мастер-класса для педагогов „Использование моторного планирования в системе коррекции речевых нарушений“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» апрель 2022
За последние годы значительно увеличилось количество детей с нарушениями речи. Произнесение слов — это сложный процесс и для него требуется определенная моторная схема, моторное планирование.
Ребенку с трудностями моторного планирования (диспраксией) тяжело осваивать новые навыки, требующие вовлечения тела. Для выполнения правильной последовательности артикуляционных моторных схем им требуются множественные повторы для закрепления правильных движений, чтобы те перешли в автоматизированные речевые навыки и дополнительные усилия для выполнения правильных действий речевыми органами. Приобретенные навыки тяжело переносятся в новую и незнакомую для ребенка ситуацию. Подобные ситуации настолько расстраивают ребенка, что он начинает избегать любой активности или игры, связанной с движением, — выполнения новых не свойственных ему, незнакомых моторных схем. Иногда плохая обратная связь от тела не позволяет ребенку скорректировать неправильно выполняемое действие просто потому, что ребенок не может отследить и понять, что не так и как можно сделать по-другому.
Основа моторного планирования и формирование моторных навыков напрямую зависит от четкого сенсорного восприятия своего собственного тела и движения его отдельных частей.
Постоянная тренировка моторного планирования крупных общемоторных движений, а также кистевого праксиса, помогает постепенно воспитать более сложное моторное планирование, необходимое для произнесения звуков, слогов, слов.
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Давайте поздороваемся с Вами на разных языках:
Белорусский: Вiтаю ( ви-таю)
Болгарский: zdraveite (“здравейте”)
Грузинский: — gamardjoba — “”гамарджоба.
Китайский: кантонском nei* ho или lei ho (произносится не хоу или лей хоу) и в мандаринском is n h o (произносится “нии хау”) (не забывайте о тонах). В мандаринском можно также сказать (z o sh ng h o) «Доброе Утро» (произносится дзьяо шань хао). Это выражение не распространено в Тайване и люди часто используют неформальное, сокращеное (z o, произносится дзьяо).
Японский: ohayoou (gozaimasu) — “о-ха-йо (го-зэй-масс)” (доброе утро)
— А сейчас давайте попробуем приветствие сказать с помощью дактильных знаков. (слайды)
Как видите, при выполнении каких-либо новых заданий: изучении нового языка, разучивании нового танцевального движения, завязывании нового узла на галстуке, — необходимо выстроить некую схему, алгоритм, планирование.
Например, чтобы научиться заводить автомобиль:
1. сначала нужно каждый раз думать, в каком положении должен быть рычаг коробки передач;
2. когда нажимать педаль сцепления;
3. когда поворачивать ключ и т. д.
Это и есть этап моторного планирования.
Моторное планирование – это возможность нашего мозга задумывать, организовывать и выполнять новое действие или последовательность действий. По мере того, как человек осваивает навык, потребность в активном моторном планировании каждого отдельного этапа сходит на нет. Такой навык становится автоматизированным и не нужно тратить свои ресурсы на обдумывание того, как мы его осуществляем.
Ребенок с трудностями моторного планирования вынужден каждый раз «простраивать» программу своих действий заново. Он начинает избегать такой энергозатратной деятельности, а с неопытного глаза это может выглядеть как лень или отсутствие интереса.
Основа моторного планирования напрямую зависит от четкого сенсорного восприятия своего собственного тела и движения его отдельных частей.
Праксис, как и любые другие процессы, формируется последовательно:
сначала общий праксис, отвечающий за крупные движения рук и ног;
потом формируются кистевой и пальцевый праксисы;
самый сложный праксис, используемый только человеком-артикуляционный. Его развитие позволяет ребенку овладеть моторным компонентом речи.
Нарушение моторного планирования в теории сенсорной интеграции называется диспраксия. В речи она проявляется:
как нарушение звукопроизношения. Из-за того, что ребенок плохо понимает схему своего тела (в том числе во рту, ему сложно подобрать артикуляционный уклад под услышанный акустический образ.
как нарушение слоговой структуры слова. Ребенок может повторять слоги, пропускать или менять их местами.
Практически у всех детей с нарушением артикуляционного праксиса наблюдается моторная неловкость, что является помехой для речевого и интеллектуального развития.
Именно поэтому я в свою работу включаю игры с наложением моторной программы. Это позволяет достичь более быстрых и эффективных результатов в автоматизации звуков, в отработке артикуляционных укладов, в развитии слоговой структуры слова, в формировании пространственных представлений, фонематического восприятия.
И сегодня хотела поделиться ими с Вами:
Использование моторного планирования при проведении артикуляционной гимнастики:
При обучении правильной артикуляции используется моторное планирование. Ребенок неверно произносит слова и звуки из-за того, что неверно подбирает движения и звучание. Взрослый говорит по привычке ускоренно. Он не осознает, что иногда у ребенка психологические процессы запаздывают. Ребенок просто не успевает отследить, что же такого делает взрослый, когда произносит звуки.
Он не видит, как располагает и в каком порядке двигается язык за зубами. И учитывая, что дошкольнику сложно двигать своим языком, а порой дизартрики язык не чувствуют или дети с нарушением фонематического слуха не могут отследить правильное звучание, то они подбирают похоже звучащие звуки, которые говорят с ошибками.
Из этого можно сделать вывод, что как раз не работает моторное планирование. Отсюда возникает потребность в коррекции моторного планирования путем формирования нового навыка произношения дефектного звука. По-новому необходимо обучить правильно двигать мышцами рта и научить последовательности произношения.
Для этого используем схемы — алгоритмы правильного положения речевых органов (слайд, используем показ на наглядной модели язычка и элементы мнемотехники. (слайд)
— с помощью ложек выполняем упражнения «Иголочка», «Часики» и др. (слайд)
Выполняя с ребенком простые движения: шаги, бег, прыжки, наклоны, приседания и прочее под музыку, бубен или счет, мы развиваем латеральную систему ребенка, тем самым помогаем ему осваивать сложный навык моторного планирования общих движений. Может показаться, что это не имеет отношения к речи, но это части одного процесса.
Использование моторного планирования для автоматизации звуков:
Произнесение слов — сложный процесс. Каждое слово-это один или несколько слогов. Каждый слог – один или несколько звуков. Каждому звуку соответствует определенная моторная схема. Т. е. ,слог, слово- объединение нескольких моторных схем.
Ребенку приходится контролировать артикуляционный аппарат, пока выполнение этих движений не станет навыком.
— раскладываем на полу координационную лестницу. Задаем 2-3 движения и повторяем слоги. Например, ла-ло-лы. Затем последовательность слогов и движения меняем; (показ)
— раскладываем на полу изображения стоп и ладошек. Ребенку нужно в соответствии с картинкой прыгать, касаясь их. При этом произносить необходимые слоги; (слайд)
-выкладываем визуально ритмический ряд из шишек, орехов, яблок и пр. сенсорным материалом на планке для ритмических рядов и переключения. Накладываем моторную программу: шишка-ладонь, орех — указательный палец, яблоко — большой палец. Проговариваем слоги, слова; (показ)
— посадив ребенка напротив, взять в руки по 1 шарику су-джок и передавать его в ладони друг другу наперекрест при произнесении каждого слова. Например, для автоматизации звука / Л / в предложениях: «Лайка громко лает, малышей пугает». (показ)
Использование моторного планирования для отработки слоговой структуры слова:
-выкладываем на пол ортопедические коврики, салфетки. Под коврики кладем слова 1 типа слоговой структуры. Накладываем моторную программу: прыжок – хлопок над головой. Достаем картинку и проговариваем слово, изображенное на картинке; (слайд)
-на пол приклеиваем белый и черный лист бумаги. Затем выкладываем фишки белого и черного цвета или бросаем кубик. Сколько фишек или кружков на кубике выпало,- столько раз прыгаем на данном цвете и проговариваем слова нужной слоговой структуры. (слайд)
Использование моторного планирования для развития фонематического восприятия:
-игра «Бабочка». Пока звучит музыка, бабочка летает, кружится. Как только музыка стихает – бабочка садится на цветок. (слайд)
-игра «Накорми животных (насекомых)». Знакомим ребенка с инструкцией: «Когда звучит бубен – покорми муху. Услышишь маракас – покорми стрекозу.» (слайд)
— игра «Твистер». Ребенку дается инструкция: «Если я буду стучать 2 раза, то встань на красный коврик. Если 1 раз – на синий, 3 раза – на зеленый». (слайд)
— под исполнение песенки «Тук-так» выполняются поочередные движения, соответствующие музыке. Например, под слово «Тук» — сомкнутые пальцы правой руки сгибаются пополам и прикасаются к середине ладошки левой руки. Под слово «Так» производятся аналогичные упражнения, но на другой руке. Движения рук могут меняться. (показ)
Тренировка моторного планирования крупных (ноги, руки, голова, тело) и мелких (пальцы) движений помогает постепенно воспитать более сложное моторное планирование, необходимое для произнесения звуков.
Круг ритмического рисунка (планка для ритмических рядов и переключения)
Игра «Попробуй, повтори!»
Портативная колонка с флешкой
Сенсорный материал: шишки, орехи, яблоки
Мячик су-джок – 2шт.
Перечень используемых технологий:
Теория сенсорной интеграции
Нейропсихологическая игра «Попробуй, повтори!»
Типы слоговой структуры по Марковой
Публикации по теме:
Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: — познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.
Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов учитель-логопед МАДОУ детский сад №15 «Солнышко» Ворошилова.
Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.
Гимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зрения Всемирный день зрения отмечается во второй четверг октября по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Эта дата отмечена.
Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.
Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.
Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).
Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.
О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.
Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.
Источник: www.maam.ru
Консультация для педагогов «Моторное планирование и речь»
Моторное планирование находится между идеей и совершением действий. Оно появляется тогда, когда появляется новая задача, когда нужно совершить новое движение, когда необходимо в жизни сделать что-то неосвоенное, непривычное или научиться пользоваться новым инструментом.
Затем, когда ребенок доводит до автоматизма свои действия, это входит в привычку, формируя алгоритмы действия. Т.е. , когда действие происходит под контролем это и есть моторное планирование, а когда делаются действия на автомате, как робот или человек на конвейере, то это уже привычка или сформированный навык.
Оценить
659 0
Содержимое разработки
«Моторное планирование и речь».
Определение из словаря Л. С. Выгодского.
Речь – не только система звуков, но и система сложнейших движений, жестов, выразительных движений чувствительнейших аппаратов. Именно отсутствие хотя бы зачатков речи в самом широком смысле этого слова, т.е. умения сделать знак, ввести вспомогательное психологическое средство, которое повсеместно отличает человеческое поведение и человеческую культуру, кладет грань между обезьяной и самым примитивным человеком.
Еще раз прочтем определение и выделим, что речь это не только система звуков, но и движение и эмоции.
Функции речи в головном мозге определили профессора медицинских наук давно, и назвали эти центры Вернике и Брока.
Современные специалисты с логопедического портала «Лого-эксперт» провели анализ новых научных изысканий и следований. И сделали такой вывод: в последнее время появились научные работы, подтверждающие, что первичным центром речи у детей раннего возраста является древняя кора лимбической системы. Таким образом, тренировка мелкой моторики в раннем возрасте никак не будет способствовать появлению речи, а вот формирования новых алгоритмов движений (привычек) будет давать хороший результат. Центры Вернике и Брока созревают к 3-4 годам жизни ребенка, поэтому можно сделать вывод, что пальчиковые тренировки с целью развития речи будут целесообразны начиная с этого возраста.
Можно тогда составить табличку :
Возраст ребенка
Центры речи
древняя кора лимбической системы
Формирование алгоритмов движений (привычек)
3 года и старше
Центры Вернике и Брока созревают к 3-4 годам
Добавляются тренировки пластичности движений пальцев.
В наше время сформировалось новое направление в науке – моторное планирование.
Моторное планирование находится между идеей и совершением действий. Оно появляется тогда, когда появляется новая задача, когда нужно совершить новое движение, когда необходимо в жизни сделать что-то неосвоенное, непривычное или научиться пользоваться новым инструментом.
Затем, когда ребенок доводит до автоматизма свои действия, это входит в привычку, формируя алгоритмы действия. Т.е. , когда действие происходит под контролем это и есть моторное планирование, а когда делаются действия на автомате, как робот или человек на конвейере, то это уже привычка или сформированный навык.
Человек совершая новое действие не спешит, каждый шаг совершает медленно – он использует моторное планирование. Как только эти действия становятся навыками, то они совершаются легко и быстро, без предварительного обдумывания.
Еще один вариант проявления моторного планирования возникает, когда нужно сделать, что-то необычное. Например, завязать непривычный узел, освоить танцевальные шаги или новую операцию на производстве.
Подведем итог , что же это такое моторное планирование.
Моторное планирование – это наиболее сложная форма функционирования нервной системы детей, требующая произвольного внимания, а это тесно связано с когнитивными функциями.
При планировании требуется произвольное внимание, которое делает мозг способным создавать сообщения для мышц и отправлять их в необходимой последовательности. Планирование это составление алгоритмов (последовательностей), т.е включает в себя и формирование функцию мышления.
Моторное планирование – проводник между сенсомоторной и интеллектуальной функциями мозга. Оно зависит от сенсорной интеграции, которая осуществляется стволом мозга и другими нервными структурами. Мозг «командует» мышцам, что нужно делать, а ощущения от рецепторов тела (обратная связь) делают мозг способными делать это.
Логопеды и другие специалисты логоцентра Лого-Эксперт сделали вывод и предложили игры для детей.
Рекомендации:
1. Не важен сам факт выполнения упражнений для развития мелкой моторики, важно, какие упражнения мы делаем с ребенком и как.
2. Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики такой: если движение перешло в навык до автоматизма, то оно пропускается, далее выполняется то, что еще не освоено. Любое движение отрабатывается до тех пор, пока они не станут получаться легко, просто, быстро, красиво, четко.
(Специалисты выявили, что у большинства детей с различными речевыми нарушениями и аутизмом присутствует дефицит моторного планирования. И именно это, является причиной отставания в развитии).
3. Комплексы сложных для ребенка упражнений и игр необходимо проводить регулярно до полного освоения, то есть каждый день (по 4-5 минут).( Что бы сформировать умение планировать требуют системности и достижению цели)
4. Если действие оказалось сложным , его необходимо разделить на более мелкие этапы.
5. Начинать все движения делать медленно, а затем можно и ускорять.
Что включает развитие моторного планирования у детей до 3-х лет?
1. Хватательные движения:
захватывание предмета разной формы всей ладонью одной рукой или двумя руками (погремушки, кубика, мяча и т.д.), для чего необходимо учесть его форму, величину, расположение, детали
захватывание предмета или вещества щепотью (тремя пальчиками)
захватывание предмета двумя пальчиками – указательным и большим (пинцетный захват)
2. Развитие соотносящих действий. Умение совмещать два предмета или две части одного предмета (вкладыши, сортеры, пирамидки, матрешки и другие подобные игрушки).
3. Развитие пластичности кистей рук – выполнение разнообразных фигур и движений кистями (зайчик, волк, домик, стул и другие). Важно также умение подражать тем движениям, которые показывает взрослый. Сначала эти движения будут неуклюжими, с ошибками, а со временем сформируются в более тонкие и четкие.
Обратите внимание и на формирование социально-бытовых навыков. Развиваются умения не только в процессе специальных гимнастик для пальчиков, но
во время надевания своей одежды и застегивания на кнопки, пуговицы, молнии
во время трудовых поручений (с 3 лет формирование трудовых навыков– полить, протереть пыль, протереть листья растений губкой, почистить щеткой одежду и других).
В изобразительной деятельности – рисование, лепка, аппликация, конструирование
В играх – одевание и раздевание кукол в игре, использование предметов-заместителей, изготовление игрушек, атрибутов для своих игр и т.д. Игры и упражнения для развития мелкой моторики трудны для малышей и поэтому не должны быть длительными. Они должны проводиться в игре, чтобы малышу было интересно (перебрать крупу для Золушки, накормить Обжорку и другие игровые ситуации).
Если движение не удается, пальчики не слушаются, то тогда игру нужно проводить многократно и разбить на более короткие этапы, пока движение не будет получаться легко, правильно, четко.
Нужно слегка менять сюжет игры, как только вы заметили, что игра освоена. Не бойтесь вносить что-то новое, чтобы ребенок был увлечен игрой и не устал от однообразия: сначала выложите из маленьких камушков на пластилине мостик для собачки. Через некоторое время выложите дорожку для куклы, затем – речку для рыбки и т. д.
Все игры и упражнения всегда должны проходить в присутствии взрослого с целью безопасности таких игр.
Не используйте игры с кнопочками. Они не развивают мелкую моторику (что бы ни говорили их производители), а только отвлекают ребенка.
Список упражнений и игр для развития мелкой моторики и моторного планирования детей
Чтобы упражнения были результативными, обязательно пошагово покажите ребенку, как правильно его выполнять.
1. Резиновая груша (продается в аптеке). Выберите маленькую грушу. Нажимайте на нее, чтобы получилась струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Как вариант можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота.
2. Игра с изюмом – всегда очень радостная и для мамы, и для ребенка и полезная для всей семьи. Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга.
Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей!
3. Упражнения с бумагой:
мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния).
рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки (эти полоски можно сложить в коробочку и делать «дождик», высыпая полоски из коробки). Предлагая ребенку бумагу для этого упражнения, вы всегда должны ему показать, откуда можно взять бумагу.
И должны сами всегда брать бумагу для данной игры только из этой коробки. Иначе малыш поймет, что можно рвать все, что находится вокруг, и порвет книжки или еще что-то нужное. Для этого упражнения – есть свое место за столом (на полу и пр.). Можно взять для этого упражнения старые рулоны обоев.
делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например кошка, барашек, тучка).
делать аппликации из кусочков бумаги, которые нарвал малыш. Нарисуйте картину на листе ватмана. И наклейте на нее кусочки бумаги по сюжету. Белые наклеенные кусочки могут изображать снег или облака, синие – речку, желтые – осеннюю листву деревьев.
4. Сортировка мелких предметов – очень важно, чтобы ребенок это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Сортировка может происходить в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок – фасоль.
Надо им в мисочки разделить еду.
5. Разворачивание завернутого в бумагу предмета – сюрприза: «Что там?» Когда ребенок развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.6.
Наполнение бутылки мелкими предметами. В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.
Чтобы упражнения были результативными, обязательно пошагово покажите ребенку, как правильно его выполнять:
захватывайте мелкие предметы или щепотью или двумя пальцами (большим и указательным);
покажите, как вы захватываете предмет;
придерживайте бутылочку одной рукой;
другой рукой берите по одному предмету;
в конце игры закройте бутылку крышкой;
погремите получившейся погремушкой.
Навык моторного планирования необходим не только в работе с мелкой моторикой. Известно, что все логопеды используют в работе артикуляционную гимнастику – очень эффективный и полезный способ развития мышц артикуляционного аппарата.
Когда мы учимся выполнять какое-то движение и прикладываем определенные усилия, контроль осуществляют премоторная кора лобной доли и мозжечок (составляющие вместе латеральную систему). Эта работа и есть моторное планирование, или праксис.
Процесс коррекции звукопроизношения требует от ребенка сложного моторного планирования. Ребенок должен постоянно осознанно контролировать артикуляционный аппарат до тех пор, пока выполнение этих движений не станет навыком.
Исследователи доказали, что у детей с речевыми нарушениями, аутизмом, как правило, есть выраженный дефицит моторного планирования. Возникает конфликт. Логопеды, дефектологи, педагоги требуют сложного моторного планирования именно от детей, у которых оно вызывает большие затруднения. Как это бывает в спорте?
Тренер по теннису сначала учит ребенка бегать, держать ракетку, попадать по мячу. Только потом, через весьма продолжительное время, ребенок учится играть в теннис. Точно так же и с речью.
Подготовительным этапом, фундаментом для освоения артикуляторных (речевых) упражнений является физкультура. Именно физкультура стимулирует развитие латеральной системы ребенка, постепенно воспитывая моторное планирование. При этом важен не набор движений, а ритм в выполнении движений и обратная связь. Именно эта система делает процесс развития движений, в том числе артикуляторных, наиболее эффективным.
Выполняя с ребенком простые движения: шаги, бег, прыжки, наклоны, приседания и прочее под музыку, бубен или счет, вы помогаете ребенку осваивать сложный навык моторного планирования общих движений. Иногда трудности моторного планирования выглядят как неловкость, нарушение координации движений. Может показаться, что это не имеет отношения к речи, но это части одного процесса.
Родителям кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений – это, скорее, особенности ребенка, а не неврологические проблемы, но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей, имеющих задержку речевого и психического развития, нарушения аутистического спектра, синдром Аспергера, нарушения поведения и внимания.
Выготский Л.С. — «Словарь Л.С. Выготского» https://klex.ru/guj
Блог Лого-Эксперт Моторное планирование и речь https://logopedprofiportal.ru/blog/568144
Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.—— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.
Источник: www.prodlenka.org