Моторная программа в логопедии что это

Цель: дать представление о возможных способах использования моторного планирования для успешного коррекционного процесса.

1. Раскрыть значимость использования моторного планирования для коррекции речи.

2. Познакомить коллег с апробированными инновационными технологиями, побудить к их использованию в коррекционной работе.

За последние годы значительно увеличилось количество детей с нарушениями речи. Произнесение слов — это сложный процесс и для него требуется определенная моторная схема, моторное планирование.

Ребенку с трудностями моторного планирования (диспраксией) тяжело осваивать новые навыки, требующие вовлечения тела. Для выполнения правильной последовательности артикуляционных моторных схем им требуются множественные повторы для закрепления правильных движений, чтобы те перешли в автоматизированные речевые навыки и дополнительные усилия для выполнения правильных действий речевыми органами. Приобретенные навыки тяжело переносятся в новую и незнакомую для ребенка ситуацию. Подобные ситуации настолько расстраивают ребенка, что он начинает избегать любой активности или игры, связанной с движением, — выполнения новых не свойственных ему, незнакомых моторных схем. Иногда плохая обратная связь от тела не позволяет ребенку скорректировать неправильно выполняемое действие просто потому, что ребенок не может отследить и понять, что не так и как можно сделать по-другому.

6 лет речи нет | До и после | Моторная алалия | Занятия дома

Основа моторного планирования и формирование моторных навыков напрямую зависит от четкого сенсорного восприятия своего собственного тела и движения его отдельных частей.

Постоянная тренировка моторного планирования крупных общемоторных движений, а также кистевого праксиса, помогает постепенно воспитать более сложное моторное планирование, необходимое для произнесения звуков, слогов, слов.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Давайте поздороваемся с Вами на разных языках:

Белорусский: Вiтаю ( ви-таю)

Болгарский: zdraveite (“здравейте”)

Грузинский: — gamardjoba — “”гамарджоба.

Китайский: кантонском nei* ho или lei ho (произносится не хоу или лей хоу) и в мандаринском is n h o (произносится “нии хау”) (не забывайте о тонах). В мандаринском можно также сказать (z o sh ng h o) «Доброе Утро» (произносится дзьяо шань хао). Это выражение не распространено в Тайване и люди часто используют неформальное, сокращеное (z o, произносится дзьяо).

Японский: ohayoou (gozaimasu) — “о-ха-йо (го-зэй-масс)” (доброе утро)

— А сейчас давайте попробуем приветствие сказать с помощью дактильных знаков. (слайды)

Как видите, при выполнении каких-либо новых заданий: изучении нового языка, разучивании нового танцевального движения, завязывании нового узла на галстуке, — необходимо выстроить некую схему, алгоритм, планирование.

Например, чтобы научиться заводить автомобиль:

1. сначала нужно каждый раз думать, в каком положении должен быть рычаг коробки передач;

2. когда нажимать педаль сцепления;

Моторное программирование. Виды. Функции. Упражнения.

3. когда поворачивать ключ и т. д.

Это и есть этап моторного планирования.

Моторное планирование – это возможность нашего мозга задумывать, организовывать и выполнять новое действие или последовательность действий. По мере того, как человек осваивает навык, потребность в активном моторном планировании каждого отдельного этапа сходит на нет. Такой навык становится автоматизированным и не нужно тратить свои ресурсы на обдумывание того, как мы его осуществляем.

Ребенок с трудностями моторного планирования вынужден каждый раз «простраивать» программу своих действий заново. Он начинает избегать такой энергозатратной деятельности, а с неопытного глаза это может выглядеть как лень или отсутствие интереса.

Основа моторного планирования напрямую зависит от четкого сенсорного восприятия своего собственного тела и движения его отдельных частей.

Праксис, как и любые другие процессы, формируется последовательно:

сначала общий праксис, отвечающий за крупные движения рук и ног;

потом формируются кистевой и пальцевый праксисы;

самый сложный праксис, используемый только человеком-артикуляционный. Его развитие позволяет ребенку овладеть моторным компонентом речи.

Нарушение моторного планирования в теории сенсорной интеграции называется диспраксия. В речи она проявляется:

как нарушение звукопроизношения. Из-за того, что ребенок плохо понимает схему своего тела (в том числе во рту, ему сложно подобрать артикуляционный уклад под услышанный акустический образ.

как нарушение слоговой структуры слова. Ребенок может повторять слоги, пропускать или менять их местами.

Практически у всех детей с нарушением артикуляционного праксиса наблюдается моторная неловкость, что является помехой для речевого и интеллектуального развития.

Именно поэтому я в свою работу включаю игры с наложением моторной программы. Это позволяет достичь более быстрых и эффективных результатов в автоматизации звуков, в отработке артикуляционных укладов, в развитии слоговой структуры слова, в формировании пространственных представлений, фонематического восприятия.

И сегодня хотела поделиться ими с Вами:

Использование моторного планирования при проведении артикуляционной гимнастики:

При обучении правильной артикуляции используется моторное планирование. Ребенок неверно произносит слова и звуки из-за того, что неверно подбирает движения и звучание. Взрослый говорит по привычке ускоренно. Он не осознает, что иногда у ребенка психологические процессы запаздывают. Ребенок просто не успевает отследить, что же такого делает взрослый, когда произносит звуки.

Читайте также:
Hardware software что это за программа

Он не видит, как располагает и в каком порядке двигается язык за зубами. И учитывая, что дошкольнику сложно двигать своим языком, а порой дизартрики язык не чувствуют или дети с нарушением фонематического слуха не могут отследить правильное звучание, то они подбирают похоже звучащие звуки, которые говорят с ошибками.

Из этого можно сделать вывод, что как раз не работает моторное планирование. Отсюда возникает потребность в коррекции моторного планирования путем формирования нового навыка произношения дефектного звука. По-новому необходимо обучить правильно двигать мышцами рта и научить последовательности произношения.

Для этого используем схемы — алгоритмы правильного положения речевых органов (слайд, используем показ на наглядной модели язычка и элементы мнемотехники. (слайд)

— с помощью ложек выполняем упражнения «Иголочка», «Часики» и др. (слайд)

Выполняя с ребенком простые движения: шаги, бег, прыжки, наклоны, приседания и прочее под музыку, бубен или счет, мы развиваем латеральную систему ребенка, тем самым помогаем ему осваивать сложный навык моторного планирования общих движений. Может показаться, что это не имеет отношения к речи, но это части одного процесса.

Использование моторного планирования для автоматизации звуков:

Произнесение слов — сложный процесс. Каждое слово-это один или несколько слогов. Каждый слог – один или несколько звуков. Каждому звуку соответствует определенная моторная схема. Т. е. ,слог, слово- объединение нескольких моторных схем.

Ребенку приходится контролировать артикуляционный аппарат, пока выполнение этих движений не станет навыком.

— раскладываем на полу координационную лестницу. Задаем 2-3 движения и повторяем слоги. Например, ла-ло-лы. Затем последовательность слогов и движения меняем; (показ)

— раскладываем на полу изображения стоп и ладошек. Ребенку нужно в соответствии с картинкой прыгать, касаясь их. При этом произносить необходимые слоги; (слайд)

-выкладываем визуально ритмический ряд из шишек, орехов, яблок и пр. сенсорным материалом на планке для ритмических рядов и переключения. Накладываем моторную программу: шишка-ладонь, орех — указательный палец, яблоко — большой палец. Проговариваем слоги, слова; (показ)

— посадив ребенка напротив, взять в руки по 1 шарику су-джок и передавать его в ладони друг другу наперекрест при произнесении каждого слова. Например, для автоматизации звука / Л / в предложениях: «Лайка громко лает, малышей пугает». (показ)

Использование моторного планирования для отработки слоговой структуры слова:

-выкладываем на пол ортопедические коврики, салфетки. Под коврики кладем слова 1 типа слоговой структуры. Накладываем моторную программу: прыжок – хлопок над головой. Достаем картинку и проговариваем слово, изображенное на картинке; (слайд)

-на пол приклеиваем белый и черный лист бумаги. Затем выкладываем фишки белого и черного цвета или бросаем кубик. Сколько фишек или кружков на кубике выпало,- столько раз прыгаем на данном цвете и проговариваем слова нужной слоговой структуры. (слайд)

Использование моторного планирования для развития фонематического восприятия:

-игра «Бабочка». Пока звучит музыка, бабочка летает, кружится. Как только музыка стихает – бабочка садится на цветок. (слайд)

-игра «Накорми животных (насекомых)». Знакомим ребенка с инструкцией: «Когда звучит бубен – покорми муху. Услышишь маракас – покорми стрекозу.» (слайд)

— игра «Твистер». Ребенку дается инструкция: «Если я буду стучать 2 раза, то встань на красный коврик. Если 1 раз – на синий, 3 раза – на зеленый». (слайд)

— под исполнение песенки «Тук-так» выполняются поочередные движения, соответствующие музыке. Например, под слово «Тук» — сомкнутые пальцы правой руки сгибаются пополам и прикасаются к середине ладошки левой руки. Под слово «Так» производятся аналогичные упражнения, но на другой руке. Движения рук могут меняться. (показ)

Тренировка моторного планирования крупных (ноги, руки, голова, тело) и мелких (пальцы) движений помогает постепенно воспитать более сложное моторное планирование, необходимое для произнесения звуков.

Круг ритмического рисунка (планка для ритмических рядов и переключения)

Игра «Попробуй, повтори!»

Портативная колонка с флешкой

Сенсорный материал: шишки, орехи, яблоки

Мячик су-джок – 2шт.

Перечень используемых технологий:

Теория сенсорной интеграции

Нейропсихологическая игра «Попробуй, повтори!»

Метод упреждающего синтеза

Типы слоговой структуры по Марковой

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: — познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов

Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов учитель-логопед МАДОУ детский сад №15 «Солнышко» Ворошилова.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Гимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зрения

Гимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зрения Всемирный день зрения отмечается во второй четверг октября по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Эта дата отмечена.

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Читайте также:
Что за программа electron

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Источник: www.maam.ru

«Центр психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи»

Моторное планирование и его роль в развитии речи

19 Декабрь 2022

Моторное планирование и его роль в развитии речи

Ребенок с самого раннего возраста начинает постепенно познавать себя и окружающий мир с помощью движений. Сначала это движения собственными частями тела (ручками, ножками, повороты головы, переворачивания), затем по мере роста и развития ребенок изучает пространство с помощью передвижения (ползания), совершает манипуляции с разными предметами.

Основные двигательные навыки, которыми ребенок овладевает в раннем возрасте- умение переворачиваться на живот, сидеть, ползать, стоять у опоры, ходить, бегать, прыгать на двух ногах. И последовательное овладение ими очень важно.

В период раннего возраста развитие движений (моторной сферы) отражает развитие мозговых структур, соответственно, если был пропущен какой-то из этапов двигательного развития, то произошло недоразвитие определенных мозговых структур.

В дальнейшем моторное развитие ребенка усложняется, появляется функция планирования движений для совершения какого-либо действия. Сначала появляется замысел (мотив), например, «Хочу эту игрушку», затем головной мозг обрабатывает сигнал, происходит оценка условий, формируется программа действий, например, «Чтобы добраться до игрушки необходимо пересечь пространство комнаты, забраться на стул и дотянуться до игрушки, которая лежит на столе», далее замысел движения передается в моторный центр головного мозга и только после этого происходит совершение самого действия (реализация моторной программы).

Способность выстроить моторную программу, переключиться с одного движения на другое, при необходимости откорректировать эту программу действий посредством самоконтроля, называется праксисом.

Традиционно, выделяют три вида праксиса:
*общий праксис- движения тела;
* кистевой и пальцевый праксис – движения кистями и пальцами рук;
*артикуляционный праксис-движения ртом и языком;

Соответственно, прежде чем ребенок в полной мере сможет освоить тонкие движения органами артикуляции, ему необходимо научится планировать, контролировать и реализовывать разнообразные двигательные действия телом. Если ребенок не может владеть своим телом, он не сможет переключаться с одной артикуляционной позы на другую, то есть полноценно произносить слова и строить фразы.

Для того, чтобы ребенок получал верные ощущения от своего тела, от его положения в пространстве, был способен принимать определенную позу, понимал, как управлять своим телом, должна быть хорошо развита сенсорная чувствительность; нервные импульсы от тела должны правильно доносить сенсорные ощущения до головного мозга.

Ход нервных импульсов от головного мозга к периферическим отделам (к рукам, к ногам, ко рту) обеспечивают реализацию моторной программы, позволяют выполнить серию движений: начать, переключить, удержать и завершить программу действий.

Трудности с моторным планированием, переключением в речи могут проявляться в многочисленных заменах звуков (ребенок не может запомнить верный артикуляционный уклад и, ориентируясь на звучание, каждый раз по-разному выстраивает артикуляционную позу), а также в нарушении слоговой структуры слова (ребенок не может верно начать моторную программу – «ашина» вместо «машина», не может удержать моторную программу, вовремя переключиться- «памана» вместо «панама», не может завершить моторную программу «обезя» вместо «обезьяна»).

В таких случаях коррекционно-развивающая работа будет включать несколько этапов, их последовательность будет зависит от тяжести нарушения, а также от наличия или отсутствия трудностей обработки сенсорной информации.

Этап 1. Развитие восприятия схемы тела

На этом этапе происходит насыщение рецепторов разными стимулами:
— массажи разными текстурами (шишки, мячики, мочалки, ткани и т.д.);
-заворачивание различных частей тела в различные текстуры;
— погружение в сенсорные коробки, наполненные разнообразными материалами (крупы, шишки, гидрогелевые шарики и т.д.).
Затем эти действия переходят в обучающий характер:
— попросить ребенка на ощупь определить какой предмет в мешочке;
— попросить показать, до какой части тела/ пальчика дотронулись (ребенок не должен видеть);
— составлять человечков из элементов; обводить тело ребенка на большом листе/обоях, затем ребенок находит заданную часть тела и раскрашивает;
— показать части тела по инструкции («Покажи, где нос/ плечо и т.д.»; затем усложняем «Покажи нос пальцем»/ «покажи коленку ногой»).

Читайте также:
Winpcap что это за программа и нужна ли она

Этап 2. Ориентировка в пространстве

-обучить определять нахождение предметов: «далеко», «близко», «высоко», «низко»;
— обучить ориентироваться в направлениях пространства: «впереди», «сзади», «наверху», «внизу».
— детализировать пространство: «около», «рядом», «между», «справа», «слева», «в», «на», «под», «за» и т.д.

Этап 3. Развитие чувства ритма

— удержание однородного ритма (хлопки/ стук и т.д.);
— однородный ритм со сменой темпа (быстро-медленно);
-удержание ритма по схеме «удар»-«удар» -«пауза». ;
— удержание ритма с переключением (хлопок в ладоши- хлопок по коленям);
— удержание ритма с переключением и паузой,
Далее происходит усложнение ритмических рисунков.

Этап 4. Развитие способности начинать, удерживать, переключать и завершать двигательную программу

Умение сохранять слоговую структуру слова и звуковую наполняемость начинается с овладения умением повторять серии движений (хлоп-топ-прыг/ кулак- большой палец вверх- ладошка) и/или слогов (ам-ом-ум).

Этап 5. Развитие слоговой структуры слова

  • воспроизведение звуковых цепочек (можно делать это с движениями): «А-У-И»/ «И-О-Ы»
  • воспроизведение слоговых цепочек: «ПО-БО»/ «АМ-ОМ-УМ»/ «АМА-ОНО- ОКО»
  • воспроизведение слов с усложнением слоговой структуры (типы слоговой структуры слова были описаны А.К. Марковой; всего автор выделяет 14 типов)

Воспроизведение слоговых цепочек отрабатывается параллельно с произнесением слов различной слоговой структуры. Так, слоговые цепочки «согласный-гласный» («МА-НА») будут предшествовать овладению структурой слов по первому типу (по А.К. Марковой) – «пони», «вата».

На этом этапе последовательно идет освоение слоговой структуры слов, объединение слов во фразы и предложения.

Таким образом, моторное планирование играет огромную роль в овладении ребенком правильной речью. Освоение описанных этапов может проходить параллельно и содержать дополнительные задачи по развитию подвижности артикуляционных органов (артикуляционная гимнастика), нормализации тонуса мышц (различные виды массажа), формированию и закреплению правильного произношения звуков речи.

Используемая литература:
Колганова, В. С., Нейропсихологические занятия с детьми. Часть 1 [Текст] / В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова — . — Москва: Айрис-Пресс, 2015 — 416 c.
Садовская, Ю. Е. Проблема постановки диагноза «диспраксия развития» в детском возрасте [Электронный ресурс] / Ю. Е. Садовская // Лечебное дело. — 2011. — № 2. — С. 79-86. (дата обращения: 30.11.2022).

Материал подготовлен учителем-логопедом МБУ ДО г. Мурманска ППМС-Центра Пономарева Ирина Сергеевна

Источник: cpprk51.com.ru

Развитие моторного планирования на логопедических занятиях

Исследования показывают, что отставание в речевом развитии связано с дефицитарностью моторного планирования (программирования). Процесс «оречевления» своих мыслей требует от ребёнка сложных мыслительных операций.

Ребёнок должен не только мысленно выстроить высказывание, но ещё и осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата, внимательно слушать себя, чтобы получить обратный отчёт о правильности построения высказывания, его звукового наполнения. То есть мозг постоянно переключается с одной операции на другую. В этом и состоит суть моторного программирования. Моторное программирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

Работа по развитию моторного планирования не требует огромного числа приспособлений, игрушек. Вполне достаточно применить фантазию и можно получить многофункциональное пособие. Вырезаем ладошки и выкладываем их перед ребёнком. Важно понимать, что начинать необходимо с простых «рисунков», постепенно усложняя и добавляя элементы, например, хлопки или удары кулачками. Ещё большим усложнением будет включение ритма, поэтому музыку добавим только после того, как ребёнок освоит более простой вариант.

Почему пособие многофункциональное? Во-первых, учим своего воспитанника соотносить следующее действие с рисунком. Выстраивая серию, а затем, ломая её, мы помогаем ребёнку действительно учиться планировать и контролировать свои движения. Во-вторых, уточняем представления ребёнка о своем теле. Он открывает для себя, что правая и левая руки не одинаковы, пальчики разные и т.д.

В-третьих, подобные упражнения способствуют развитию межполушарного взаимодействия. Наконец, музыка, её темп способствует формированию темпо-ритмической стороны речи.

В заключении хотелось бы отметить, что детям с недостаточностью моторного планирования будет недостаточно простой артикуляционной зарядки с опорой на зеркало или без таковой. Необходимо включать в структуру занятия упражнения, описанные выше.

Логопед ОАНО «ГЕЛИОС» Туктагулова Эльмира Федарисовна

Новости школы
Беседа с инспектором ГИБДД о правилах дорожного движения

Каникулы – это время, когда водители транспортных средств и дети-пешеходы должны быть особенно осторожны. Во время каникул большую часть времени…

Спектакль «Волшебное кольцо»

27 октября в школе «ГЕЛИОС» состоялся спектакля «Волшебное кольцо» с участием учеников 3-х классов. «Волшебное кольцо» –…

Работа кружка «Изучение современной музыки»

В этом году в школе «ГЕЛИОС» начал работу кружок по знакомству с музыкой современных инструментальных групп разных стилей и…

День открытых дверей в школе ГЕЛИОС 16 февраля 2022 г.

Уважаемые родители будущих первоклассников! Приглашаем вас 16 февраля 2022 года на День открытых дверей в нашу школу. Вас ждут:…

  • Школа «Гелиос»
  • Поступление в школу «Гелиос»
  • Спортивные секции и кружки по интересам
  • Жизнь школы «Гелиос»
  • Сведения об образовательной организации
  • Контакты
  • Доставка детей школьным автобусом

Источник: nou-gelios.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru