Какой учебник математики выбрать для начальной школы?
С каждым годом в школьные программы вносится все больше изменений, корректируются учебники, вводятся электронные приложения, образовательные платформы и многое другое. Только вот у родителей учеников, учителей и авторов пособий разный взгляд на доступность учебников к обучению.
В этом обзоре — сравнение учебников математики разных школьных программ в начальной школе. За основу взяты самые популярные учебники из школьных УМК.
Определим критерии выбора учебника математики:
- соответствие ФГОС;
- достаточное количество часов на тему для усвоения;
- доступность изложения материала,
- возможность самостоятельной работы;
- наличие заданий разного уровня сложности;
- наличие иллюстраций;
- наличие творческих и практических работ, проектов;
- мнения людей в сети Интернет.
При выборе учебника математики и программы начальной школы помнить нужно об одном, что все дети разные, что подойдет для одного ребенка, совершенно не подходит другому.
французский журналист Ксавье Моро Русофобия это искусственно
В первую очередь ориентироваться нужно на индивидуальные особенности ребенка, его возможности и способность расти и развиваться. Также стоит выбрать учителя начальных классов, так как многое зависит только от него.
Рейтинг учебников математики для начальной школы
Учебник по математике М. Моро УМК «Школа России»
Учебник математики М. Моро считается самым популярным и легким учебником на сегодняшний день. Программа удобна для тех, кто еще не вполне освоил счет и действия сложения и вычитания.
Учебник математики М. Моро
Уровень программы соответствует ФГОС, состоит из 4-х учебников 2-х частей и рабочих тетрадей, входит в линейку УМК «Школа России».
Плюсы
- Учебник М. Моро в доступной форме знакомит учеников начальной школы с базовыми геометрическими понятиями. Вопросы теории и практики связаны между собой.
- Подача материала, включает много картинок, схем и таблиц, которые облегчают усвоение и изучение новой темы.
- Задания расположены от простых к сложным, что позволяет ребенку освоиться, понять и запомнить базовые вещи, а потом переходить к более сложным и сверхсложным заданиям.
- В учебнике приведены задания разного уровня, которые разделены по уровню творчества, объему и трудности выполнения.
- Используются различные виды занимательного материала: загадки, ребусы, лабиринты, задачи-шутки и др.
- Подходит учащимся 5-х классов для повторения и закрепления знаний.
Минусы
- Во многих заданиях детям предлагается запомнить результаты сложения и вычитания, что подменяет развитие чувства числа зубрежкой.
- Отсутствуют логичное построение учебника: задания повышенной сложности идут вперемежку с работой в паре.
- Мало олимпиадных задач.
- Некоторые правила слишком объемны, дают мало полезной информации.
- 5Мягкая обложка не нравится родителям учеников.
Учебник М. Моро может стать основным пособием, но только при наличии грамотного педагога.
ГЕЙДМАН? МОРО? ПЕТЕРСОН? ВЫБОР УЧЕБНИКА ПО МАТЕМАТИКЕ 1 КЛАСС
Учебник по математике В. Рудницкой УМК «Начальная школа 21 века»
Учебник В. Рудницкой подойдет будущим первоклассникам, которые уже приобрели математические навыки. Уровень программы соответствует ФГОС, состоит из 4-х учебников 2-х частей и рабочих тетрадей, входит в линейку УМК «Начальная школа XXI века».
Учебник математики В. Рудницкой (УМК «Начальная школа 21 века»)
К учебнику прилагается разрезной материал.
Плюсы
- Сложение и вычитание в пределах 20 организовано по линейке. Упражняясь с ней, ребенок быстро запоминает числовую последовательность.
- Большое количество интересных заданий и условий задач, ориентированы на развитие творческих способностей, на воображение, логику и полностью ориентированы на возраст ребенка.
- Исторические факты на страницах учебника развивают эрудицию, заставляют искать знания самостоятельно.
- Много практических заданий, которые можно применить в жизни.
- Некоторые родители считают учебник отличной подготовкой для средней школы и взрослой жизни в целом.
Минусы
- Сложная форма подачи нового материала, включающая «пример» и «вопрос». Например, при изучении темы «Вычитание» авторы учебника предлагают посчитать общее количество цветов и ответить, сколько цветов останется, если убрать «маки» или «ромашки».
- Многим родителям учебник В. Рудницкой кажется слишком тяжелым, он может стать посильным только при наличии грамотного педагога.
В целом, если говорить о программе «Начальная школа 21 века», то она сбалансирована, по ней могут обучаться ученики начальной школы с разным уровнем подготовки.
Учебник по математике Л.В. Занкова и УМК
В 2014 году программу Занкова исключили из рекомендаций ФГОС, но среди родителей первоклассников она по-прежнему популярна.
Учебник по математике Л.В. Занкова
Плюсы
- Программа направлена на освоение математических знаний высокого уровня сложности в быстром темпе. При условии успешного изучения курса начальной школы, ребенок будет легко учиться в 5 классе.
- В учебнике много заданий на развитие логики с построением гипотез, основанных на рассуждениях.
Минусы
- Минимум внимания уделено повторению материала. По мнению Занкова, это вызывает у детей скуку.
- В учебнике слишком много материала, рассчитанного на самостоятельное обучение.
- Теоретическая часть очень скудна, что ставит в тупик даже родителей.
- Программа разработана только для учеников начальной школы. Разработку для среднего школьного звена не завершили, из-за этого отсутствует плавность и логичность перехода между темами. После окончания начальной школы ребенку неизбежно придется адаптироваться к другой программе.
- Высокий темп и уровень трудности подходит не для всех детей, следовательно, первоклассник должен быть хорошо подготовлен к школе.
- Учебник предъявляет высокие требования к уровню подготовки педагога.
Учебник по математике Л.В. Занкова подойдет детям с хорошими задатками к обучению.
Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и учебник по математике
В основе учебника – оригинальная подача материала.
Учебник по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Плюсы
- Большая часть заданий – работа в парах или группах. Это сплачивает коллектив, определяет лидеров и «ведомых».
- Отсутствуют неправильные ответы и четкая система оценивания. Все предположения – рабочие версии.
- Ребята не получают оценок и не стремятся к ним. Они стремятся к получению знаний, добывают их, отсеивают ненужное, вычленяют главное. Есть мотивация к учебе.
Минусы
- Полное несоответствие программы Эльконина Давыдова классическим системам обучения.
- Новые темы не объясняются понятными словами. Учитель ставит проблему, дети выдвигают гипотезы и стараются ее решить. Основными формами деятельности на занятиях являются дискуссия и эксперименты. Это слишком сложно для детей начальной школы.
- При переезде или переходе в 5 класс нет возможности обучаться по этой программе, возникают трудности.
Система Эльконина-Давыдова хорошо развивает творческие способности ребенка, но по окончании начального звена важно сдать ВПР в 4 классе, задания приведенные в учебнике мало способствуют этому.
Учебник по математике Дорофеева-Миракова-Бука УМК «Перспектива»
Программа «Перспектива» используется с 2006 года под руководством Л. Петерсон. Методика «Перспективы» основана на «деятельностном подходе». Учебник математики состоит из 2 частей.
Учебник по математике Дорофеева (УМК «Перспектива»)
Плюсы
- Великолепное оформление учебника: красочное, мотивирующее первоклассников к знаниям.
- Материал изложен последовательно.
Минусы
- Большая часть заданий слишком легкие, ориентированы на детей, которые не имеют даже базовые знания в математике.
- Хаотичная подача тем.
- Мягкая обложка.
- Высокие требования к уровню преподавания учителей по данному УМК.
Учебник подойдет для первого знакомства с основами арифметики, но детям с хорошими математическими задатками он покажется слишком простым.
Учебник по математике А.Л. Чекина УМК «Перспективная начальная школа»
Большинство школ учат сейчас по учебно-методическому комплекту «Перспективная начальная школа».
Учебник математики А.Л. Чекина (УМК «Перспективная начальная школа»)
В основе уроков – обмен информацией, которую ученики добывают самостоятельно.
Плюсы
Программа соответствует ФГОС, учит детей самоконтролю.
Минусы
- Темы поданы неполно. Разработчики говорят, что цель программы — научить учеников самостоятельно искать информацию.
- Уровень заданий ниже среднего. В 1-ом классе большую часть года учат числа первого действия, сложение и вычитание в их пределах.
- Задания не выделены на странице ни шрифтом, ни цветом. Трудно ориентироваться по учебнику.
Программа разработана в соответствии с новыми образовательными стандартами, но имеет много негативных отзывов со стороны родителей и педагогов.
Учебник по математике М.И. Башмакова, М.Г. Нефедовой УМК «Планета знаний»
Программа направлена на развитие творческих способностей, что видно даже по учебнику математики.
Учебник математики М.Г. Нефедовой (УМК «Планета знаний»)
Плюсы
- Учебник великолепно проиллюстрирован, картинки и схемы большие, привлекают внимание.
- Много творческих интересных заданий.
- Основная часть заданий повышенного уровня сложности. Детям, которые уже знают азы счета, будет на уроках интересно.
Минусы
- В заданиях много опечаток, орфографических и грамматических ошибок.
- Не полностью представлена теория, мало правил и пояснений.
- Темы следуют одна за другой в быстром темпе, на повторение почти не остается времени.
- Основной объем работы приходится на домашние задания.
Эта программа ориентирована на проектную деятельность и участие со стороны родителей. Если старшие не готовы помогать с освоением учебного курса, ребенок самостоятельно будет тратить слишком много времени на выполнение домашнего задания.
Учебник по математике Н.Б. Истоминой УМК «Гармония»
Программа учит мыслить логически, аргументировать и отстаивать собственную точку зрения.
Учебник математики Н.Б. Истоминой (УМК «Гармония»)
Плюсы
- Разные формы организации урока, выделяются индивидуальные, парные, групповые задания.
- Учебник сочетает в себе традиционную программу обучения математики с элементами новаторства.
- Много внимания уделяется повторению материала.
Минусы
- Для счета предлагается использовать калькулятор.
- Отсутствует решение задач в 1-ом классе, хотя контрольные работы уже предполагаются.
- Отсутствует описательная часть заданий.
- Мало иллюстраций, что снижает интерес к обучению.
Программа УМК «Гармония» в целом имеет неплохие отзывы. Если ребенок пропустил несколько уроков, самостоятельно разобраться с новым материалом ему будет сложно.
При выборе любого учебника математики родителям ученика нужно ориентироваться на уровень знаний ребенка и быть готовым принимать участие в учебном процессе или нанять репетитора. Также немаловажно выбирать по отзывам школу и учителя начальных классов.
Источник: koncpekt.ru
Учебник «Математика» — М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова — отзывы
Доброго времени суток, уважаемые читатели и посетители моей странички на Отзовике ! Сегодня на повестке дня учебник по математике школа России для первого класса часть первая. Издательство Просвещение. Данный учебник как и все остальные сыну.
149060
Египет, Хургада
Дочке понравился.
Достоинства:
Доступная, логичная, красочная подача материала
Недостатки:
Много денег уходит на покупку учебников и рабочих тетрадей)
Доброго времени суток всем заглянувшим! Хотя живем мы в Египте и дочь ходит в египетскую школу, и учится на экстернате в украинской школе, я дополнительно еще записала ее в русскую школу (точнее, образовательный центр), где.
999393
Относительно неплохой учебник
Достоинства:
есть интересные задачи
Недостатки:
слишком простые задания для 1класса
Потихонечку вливаюсь в детскую типографию: раскраски, методические задания, учебники. Сегодня хотелось бы рассказать своё мнение об учебнике «Математика» М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Мнение об этом учебнике у меня менялось несколько.
53032
Россия, Екатеринбург
Для детсада, а не 1 класса начальной школы. Весь год учимся считать до 10 (((
Достоинства:
Качественное полиграфическое исполнение, учебник хорошо структурирован.
Недостатки:
Слишком примитивно для современных детей, перебор с детскими картинками.
Уже много раз я писала отрицательные отзывы про учебники, входящие в УМК «Перспектива» и «Школа России». Не знаю, какие родители могут их хвалить и даже называть их сложными. Это просто смешно. Разве что совсем с.
44045
Учимся по новым стандартам ФГОС — математика — курс Школа России
Достоинства:
не тяжелые книги, а журналы в частях, как тетрадки
Недостатки:
ФГОСы пугают.
Моя дочь пошла в первый класс и я ожидала, что опять принесем домой толстую стопку тяжелых книг! Но как же я обрадовалась, что все всех — даже не книг, а как бы журналов составляет общим.
17351
Россия, Красноярск
Понятно,доступно изложен материал.
Достоинства:
Написаны правила. Понятные задания.
Недостатки:
мягкая обложка .
Основным предметом является у первоклашек математика. На программе школа России выдали учебники авторов Моро Волкова и Степанова. Первую часть учебника сдали. Продемонстрируем Вам вторую. Формат учебника А4, разделен для снижения веса портфеля первоклассника на 2.
6430
Нормальный учебник для первого класса, все ясно объяснено, от простого к более сложному
Достоинства:
классический учебник с новыми логическими заданиями
Недостатки:
Хочу оставиьт отзыв об учебнике «Математика» под редакцией М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Предназначен он для первоклассников, занимающихся по программе «Школа России». Выпущен учебник в двух частях, переплет мягкий. Книга не.
4
Россия, Санкт-Петербург
Полное барахло
Достоинства:
Недостатки:
Составляли абсолютно безграмотные люди, кто им такую работу доверил не понятно.
Ребёнок занимается именно по нему. Интересно, чем думают авторы и какой гений вообще доверил им писать учебники по математике? Всё в одну кучу, цветные яблоки, прямые, ломаные и кривые линии. «Сколько прямых можно провести через.
113
Россия, Санкт-Петербург
Не лучший учебник.
Достоинства:
Иллюстрации, учебник до 4 класса, много упражнений.
Недостатки:
Размер, вес, оформление правил.
Всех приветствую! Спасибо, что заглянули на мой отзыв. Если отзыв будет полезен, просьба в конце поставить лайк. Заранее благодарю. Когда в 2016 году наша первая дочка пошла в первый класс мы конечно же, как и.
1
Россия, Владивосток
Ужасный «учебник». Не подходит ни для школы, ни для детей сада.
Достоинства:
Недостатки:
Бесистемность, сложность подачи материала. Авторы не профессионалы. Нужно объяснять ЗАДАНИЯ ребёнку на ПРОСТОМ ПОНЯТНОМ ЯЗЫКЕ.
Учебник ужасный. Ужас в том, что эти трое составителей учебника: Моро, Волкова, и Степанова — они понятия не имеют, что такое ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ. Учебник составлен не профессионалами. Сама подача ИНФОРМАЦИИ какая-то ЗАМУДРЕННАЯ. Сложность, которая находится.
283293
Россия, активный автор
Учись, студент!
Достоинства:
подробный, от простого к сложному
Недостатки:
мягкая обложка
Доброго всем вечера! Вот уже две недели дочка грызет гранит науки в первом классе. Сын уже прошел данный период и я описывала рабочие тетради на его примере. Кстати, учебник выдали в школе. Учебник выдали точно.
135
Слабый учебник.
Достоинства:
Недостатки:
Добрый день всем, кто сейчас на моей страничке. Наверное, нет семьи, которая бы не задумывалась о том, по какой программе будет обучаться ребенок в школе. Что выбрать? Вариантов, конечно, много, но есть, как показывает практика.
1
Узбекистан, Tashkent
Неплохой учебник
Достоинства:
Красочные иллюстрации, дидактически правильно составленные задания, которые позволяют полностью охватить материал школьного курса математики в начальной школе.
Недостатки:
Нет претензий
В последнее время трудно найти хороший учебник по математике, совмещающий в себе все: и обширный материал для первичного закрепления только что изученных знаний учащихся, а также множество заданий для повторения пройденных тем прошлых уроков, и.
15
Россия, Петропавловск — Камчатский
Неплохой, но есть минусы
Достоинства:
Яркий, интересный
Недостатки:
Некорректно оформлен
Столкнулась с этой книгой относительно недавно. У меня есть младший брат. который только что закончил 1 класс. И вот когда школы закрыли на домашнее обучение, то появилась проблема: как же ему приподнести материал так, чтобы.
10
Россия, Санкт-Петербург
Не самый хороший учебник
Достоинства:
Интересные задачи
Недостатки:
Подача материала
Программа неплохая, но очень не понравилась программа 4-ого класса. Слишком много информации для 4-ого класса, всё это будет пройдено в 5-ом классе, и то, там вам объяснят лучше. А так, задачи интересные, но объяснения материала
-21
Россия, Верхняя Пышма
Очень хороший учебник
Достоинства:
Яркий Много разнообразных заданий Легкий в понимании
Недостатки:
Я недавно работаю по учебнику математики М. И. Моро, и мне интересно работать по нему. Учебник яркий с красочным оформлением, а это явно притягивает к себе любознательных малышей. Авторы сделали учебник с разнообразными заданиями занимательного.
18
Россия, Сочи
хорошо обучающая книга
Достоинства:
Материал доступный для детей соответствующего возраста
Недостатки:
Очень понравился учебник по математике для 1 класса автора Моро. Для детей этот материал является простым, но познавательным. Дети с удовольствием составляют задачи по картинкам, которые там предлагаются, решают примеры. Шаг за шагом задачи усложняются.
35
Россия, Севастополь
Лучший из ФГОСовских учебников для младшей школы
Достоинства:
подача материала
Недостатки:
мягкая обложка, слишком яркий, увеличенный формат, не хватает заданий
Весь первый класс отучились по этому учебнику математики. Не удобен в плане увеличенного формата, так же мягкая обложка, из-за чего он скорее походит на пособие или журнал. По всем предметам учебники данной серии, поэтому скажу.
16562
Россия, Москва
Для 1 класса
Достоинства:
Недостатки:
Доброго времени суток, дорогие друзья и читатели сайта «Отзовик». Сегодня я хочу рассказать вам об учебнике»Математика» — М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Мы пошли в первый класс, и наша школа выдала.
0
Бред
Достоинства:
Недостатки:
Задачи бредовые
СССР рулит учебник был хороший. Современный учебник полная чушь. Я бы советовал создателям этих бредовых созданий никогда ничего не создавать. С любвью, ученик 28 класса дядя Фёдор. Привет Моро, Волковой,
Источник: otzovik.com
Анализ программ Моро М.И и Аргинской И.И.
К задачам на нахождение 4-го пропорционального относятся задачи, в которых даны три величины связанные прямой или обратно-пропорциональной зависимостью. Причём одна величина постоянная, а две другие переменные. Даны два значения одной переменной и одно значение другой переменной. Второе значение этой переменной является искомой.
В начальной школе решаются задачи со следующими тройками величин:
1.Цена, количество, стоимость;
2.Расход на единицу кол-ва, количество, общий расход;
3.Масса одного предмета, количество, общая масса;
4.Производительность, время работы, объём работы;
5.Скорость, время, расстояние;
6.Длина, ширина, площадь.
Рассмотрим методику обучения решению задач на нахождение четвертого пропорционального на следующем примере.
Задача. Мама купила несколько пирожков с капустой по 16 рублей за штуку и столько же пирожков с мясом по 32 рубля за штуку. За пирожки с капустой она заплатила 96 рублей. Сколько она заплатила за пирожки с мясом [1]?
Первый этап работы учителя с учениками относится к подготовительной работе, которая предусматривает знакомство детей с величинами: цена, количество, стоимость и другими пропорциональными величинами и связями между ними.
1. О чем задача? (Задача о покупке двух видов пирожков. Покупка характеризуется ценой за одну единицу товара, количеством и общей стоимостью).
2. Что необходимо найти? (В задаче необходимо найти общую стоимость пирожков).
3. Что означает фраза «столько же»? (В задаче указывается два вида пирожков, и они имеют одинаковое количество, а значит, если будет вычислено количество пирожков с капустой, то будет известно количество пирожков с мясом).
4. Что известно о каждом виде пирожков? (В задаче известно, что: а) стоимость одной штуки каждого вида пирожков — 16 рублей стоит пирожок с капустой и 32 рубля пирожок с мясом; б) общая стоимость всех пирожков с капустой — 96 рублей).
5. Что неизвестно? (В задаче неизвестно количество купленных пирожков с капустой и мясом).
6. Что является искомым? (Количество пирожков с мясом и капустой, стоимость пирожков с мясом).
Третий этап предполагает анализ текста задачи. Анализ направлен на её осмысление. При решении данной задачи составляется таблица, в которую вносятся условия задачи (таблица 1).
Таблица 1. Условие задачи
После того, как составлена схема и разобрали условие, школьникам предлагают ответить на несколько вопросов:
· можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи?
· какое действие необходимо выполнить вначале?
· какое математическое действие необходимо выполнить, чтобы найти необходимую величину?
Четвертый этап подразумевает запись решения.
1. 96:16 = 6 (шт.) — количество пирожков с капустой и мясом.
2. 32*6 = 192 (р.) — сумма, потраченная на покупку пирожков с мясом.
Ответ: 192 р. стоили пирожки с мясом.
Пятый этап — проверка правильности решения.
Последним этапом над работой с задачей является самопроверка. Самопроверка позволяет проверить решение задачи на наличие ошибок в ответе. Для начала составим обратную задачу на нахождения другого неизвестного числа.
Задача. Мама купила несколько пирожков с капустой по 16 рублей за штуку и столько же пирожков с мясом. За пирожки с капустой она заплатила 96 рублей, а за пирожки с мясом 192 рубля. Сколько стоил один пирожок с мясом? При решении обратной задачи составляется таблица, в которую вносятся условия (таблица 2).
Таблица 2. Условие обратной задачи
1. 96:16 = 6 (шт.) — количество пирожков с капустой и мясом.
2. 192:6 = 32(р.) — цена одного пирожка с мясом.
Ответ: стоимость одного пирожка с мясом составляет 32 рубля.
Таким образом, видим, что числовые значения с первоначальным вариантом задачи совпадают, соответственно задачу решили правильно.
В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что методика обучения решению задач на нахождение четвертого пропорционального не отличается своими этапами от решения простой задачи. Рассмотренная нами методика позволяет повысить мыслительную активность обучающихся, помогают понять условие задачи и осознанно выбрать необходимое математическое действие.
Примеры задач из учебника Моро М.И:
4 класс ( 1 часть, с 28) — Из 2 м. полотна получается 3 наволочки. Сколько таких наволочек получится из 42 м. полотна? (задача с величинами: расход на единицу кол-ва, количество, общий расход).
4 класс (2 часть, с. 7) – Автобус прошел 90 км. Со скоростью 45 км/ч. Сколько времени он был в пути?( величины скорость, время, расстояние)
4 класс — Через один кран в цистерну поступает 15 л молока в минуту. Через другой кран – 17 л в минуту. Сколько литров молока будет в цистерне через 45 минут, если открыты оба крана? (величины: производительность, время работы, объём работы)
2 класс (часть 1, с.73) – За несколько альбомов по цене 10 рублей заплатили 40 рублей. Сколько альбомов купили? (величины цена, количество, стоимость)
2 класс (часть 1) — Прямоугольник имеет площадь равную 18 см2.Найди его длину и ширину. Вычисли разными способами. (величины: длина, ширина, площадь).
Примеры задач из учебника Аргинская И.И.
3 класс (2 часть, с.44)- Запиши текст задачи по таблице.
Производительность труда | Время работы | Количество деталей |
16 деталей в час | 5 ч. | ? |
? на 5 деталей меньше | 7 ч. | ? |
3 класс (2 часть, с.51) – Восстанови задачу по чертежу. Запиши текст задачи и реши её.
3 класс ( 2 часть, с.86) Юра купил ручку, альбом и тетради и заплатил за покупку 54 рубля. Стоимость ручки составляет 1/9 потраченных денег. Сколько Юра заплатил за ручку?
3 класс (2 часть, с.123). В огороде вскопали грядку прямоугольной формы длиной 6 м и шириной в 3 раза меньше длины. Найдите её площадь.
4 класс (часть 2, с.33) Из 10 м полотна получается 3 рубашки. Сколько рубашек получится из 2730 м полотна?
4 класс (часть 2, с. 47) Составь и запиши задачу по таблице.
Анализ программ Моро М.И и Аргинской И.И.
Как в учебнике Моро («Школа России»), так и в учебнике Аргинской (система Занкова) детям даются все 6 типов задач на нахождение 4-го пропорционального.
Тип задачи на нахож.4-го проп. | Программа Моро М.И. | Программа Аргинская И.И. |
Цена, количество, стоимость | Знакомство во 2 классе, в следующих классах повторение | Знакомятся с 2 класса. Дети много решают задачи в 4 классе. Задачи часто даются в виде таблицы, дети сами должны составить задачу. |
Расход на единицу кол-ва, количество, общий расход; | 2-4 классы | 4 класс |
Масса одного предмета, количество, общая масса; | С 3 класса | 2 класс |
Производительность, время работы, объём работы | В основном в 4 классе | Во 2 классе |
Скорость, время, расстояние | 4 класс | 3 класс |
Длина, ширина, площадь | 2 класс | 3 класс |
Таким образом, в системе развивающего обучения, по учебнику Аргинской И.И. дети в основном почти со всеми видами задач на нахождение 4-го пропорционального знакомятся на 1 класс раньше, чем в традиционной системе по учебнику Моро. Причем, в учебнике Аргинской задачи часто даются в виде таблиц, схем. Дети сами должны составлять саму задачу, находить множество способов решений. В учебнике Моро это тоже есть, но в меньшем количестве.
Дата добавления: 2021-05-18 ; просмотров: 213 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
ПРОГРАММА МОРО и ИСТОМИНА
Подготовка младших школьников к введению типовых задач с пропорциональными величинами. Формирование у учащихся первых представлений о пропорциональной зависимости величин. Какие методические приемы может использовать учитель с этой целью? Проанализируйте альтернативные учебники математики для начальных классов и приведите примеры различных упражнений, используемых для ознакомления учащихся с тройками величин и зависимостями между ними. Какой методический подход вам показался наиболее интересным и почему?
Все составные задачи в курсе математики начальных классов можно условно поделить на две группы.
Составные задачи
Типовые | Нетиповые |
-На нахождение четвертого пропорционального -На пропорциональное деление или на нахождение неизвестного по двум суммам -На нахождение неизвестного по двум разностям -На движение | Все остальные задачи, которые не подходят ни под один из типов, называют нетиповыми. Их классифицируют по видам простых задач, входящих в них. |
При решении типовых задач учащиеся знакомятся стройками пропорциональных величин. Их решение позволяет осуществлять пропедевтику понятий «прямая и обратная пропорциональная зависимость», которые будут изучаться в средней школе.
В начальных классах такая терминология не вводиться, мы говорим лишь о тройках пропорциональных величин, учим детей выделять их в задаче и разбираем, как эти величины взаимосвязаны.
В каждой из троек величин выделяют:
1)единицу – т.е. величину, которая повторяется несколько раз;
2) количество повторений единицы;
3) общее значение величины.
Детей знакомят с такими основными тройками, как :
• Цена – количество – стоимость;
• Масса одного предмета – количество предметов – общая масса;
• Емкость (объем) одного сосуда – количество сосудов – общая емкость (объем);
• Расход ткани на 1 вещь – количество вещей – общий расход ткани;
• Выработка в единицу времени (производительность) – время работы – общая выработка;
• Скорость – время – расстояние;
• Длина – ширина – площадь
Кроме этих троек величин в задачах встречаются и другие. Например:
Количество клубков на 1 свитер – количество свитеров – общее количество клубков.
С этими тройками величин учащиеся начинают знакомиться в 3 классе при изучении темы «умножение и деление».
Взаимосвязи между величинами в тройке отражается в трех видах простых задач:
1. Нахождение общей величины (умножение);
2. Нахождение единицы (деление);
3. Нахождение количества (деление).
На подготовительном этапе в 3 классе учащихся начинают знакомить с этими тройками величин. Обычно в качестве первой берут тройку « цена – количество – стоимость». Организуют дидактическую игру «в магазин» (канцелярский). Учитель выставляет у доски «товар» и на каждый предмет прикрепляет ценник. Разыгрывают ситуации, в процессе которых вводят понятие «цена» — стоимость одного товара, «количество» — сколько предметов купили, «стоимость» — сколько денег заплатили.
Составляем тройки взаимообратных задач и учимся их записывать кратко в таблицу.
Цена | Количество | Стоимость |
2 р. | 4 шт. | ? |
? | 4 шт. | 8 р. |
2 р. | ? | 8 р. |
Таким же образом вводят и другие тройки величин на других уроках (1 тройка величин -1 урок).
При введении лучше использовать практическую работу.
На подготовительном этапе учащиеся должны научиться решать простые задачи с тройками величии разного рода.
Позднее из этих простых задач составляют составные нетиповые задачи в два действия. Например: Мама купила 3 пакета муки по 2 килограмма в каждом и 1 кг яблок. Какова масса всей покупки?
Эту задачу можно разделить на 2 простых.
1 задача – на нахождение общей массы муки с тройкой величин.
2 задача – на нахождение суммы двух величин.
ПРОГРАММА МОРО и ИСТОМИНА
М3И ч2 стр 40-41
Масса одного предмета-количество предметов-общая масса
Емкость (объем) одного сосуда – количество сосудов – общая емкость (объем);
• Расход ткани на 1 вещь – количество вещей – общий расход ткани;
• Выработка в единицу времени (производительность) – время работы – общая выработка;
М3Мч2 стр 17 номер 4
• Скорость – время – расстояние;
• Длина – ширина – площадь
Сделайте сравнительный анализ альтернативных учебников математики ( программы М.И.Моро и Н.Б.Истоминой) и выясните, с какими видами задач на нахождение 4-го пропорционального знакомят учащихся начальных классов по различным программам. Какова последовательность их введения? Когда они появляются в учебнике впервые? Проведите анализ учебников по двум программам. Для выбранных задач составьте таблицы.
Цена | Количество | Стоимость | |
1 откр 2 откр | одинаковая | 3 шт 1 шт | 15 р ? |
М3Мч1 стр 61 номер 7
Расход ткани на 1 м | Количество вещей | Общий расход ткани |
одинаковое | 8 шт ? | 24 м 15 м |
М4Мч1 стр 87
Расход ткани на 1 м | Количество вещей | Общий расход ткани | |
Детские платья Взрослые платья | 2 м ? | 32 шт 16 шт | одинаковый |
Методика их изучения по программе Моро М.И. такая : каждый вид вводят по очереди в три этапа: подготовка, ознакомление и формирование умения решать такие задачи.
Но анализ учебников показывает, что не все 6 видов есть в учебнике. Есть специальные уроки для введения 1 и 2 видов (М4М ч.1 с.86), можно найти задачи 3 и 4 видов. Хотя их введение специальными уроками в учебнике не предусмотрено. Нет задач 5 и 6 видов, следовательно, учитель сам продумывает тематический план их введения и, если класс сильный, можно рассмотреть все 6 видов, если слабый, то первые 4 вида. Решаем эти задачи с различными тройками величин.
Проанализируйте учебники математики для начальных классов по программам М.И.Моро и Н.Б.Истоминой и приведите примеры различных видов типовых задач на нахождение неизвестного по двум суммам (на пропорциональное деление) и по двум разностям. Какова последовательность введения различных видов этих задач в учебниках М.И. Моро, И.И. и Н.Б. Истоминой.
Когда они появляются в учебнике впервые? Для выбранных задач составьте таблицы.
Задания на нахождение неизвестного по двум суммам
Цена | Количество | Стоимость |
1 кусок 2 кусок | одинаковая | 5 м 4 м |
Источник: poisk-ru.ru