О том, как установить Moodle на ПК и отдельном хостинге, как воспользоваться демо-версией Moodle и настроить систему дистанционного обучения.
3358 просмотров
И снова о нашей любимой платформе Moodle. Уже делали большой обзор на систему, чтобы каждый понимал, подойдёт ли эта популярная СДО-платформа именно ему.
Итак, вы выбрали для своих нужд именно Moodle. Разберёмся подробнее, как его установить.
Установка Moodle на локальный компьютер
Для начала убедитесь, что ваш ПК соответствует системным требованиям для установки (подробнее о них рассказали в этой статье).
Этап 1. Заходим на сайт download.moodle.org и выбираем установочный пакет, отталкиваясь от операционной системы вашего компьютера – MacOs или Windows. Самая актуальная на сегодняшний день версия Moodle – Moodle 3.11.5+.
Этап 2. Далее потребуется выбрать диск для установки и разархивировать в новую папку установочный пакет.
Этап 3. Среди скачанных файлов найдите Start Moodle.exe. и запустите его. Откройте привычный для работы браузер и наберите localhost в поисковой строке, затем нажмите клавишу Enter. Далее следуйте указаниям открывшегося установщика: выберите язык, создайте имя и пароль и т.д.
Как установить MOODLE с нуля? Дистанционное обучение MOODLE
Этап 4. Завершающий шаг – настройка учетной записи администратора. Ваш сайт на базе Moodle готов к работе!
Установка Moodle на отдельный хостинг
Как установить Moodle на локальный сервер
После того, как вы решили, что хотите создать онлайн-курс в Moodle, вам предстоит определиться, как именно вы хотите работать с платформой: работать в Moodle на локальном сервере, использовать хостинг или облако. Для тех, кто хочет настроить Moodle на собственном компьютере, мы подготовили подробную инструкцию. Но сначала упомянем системные требования Moodle.
Системные требования для Moodle
Если вы решите использовать Moodle на локальном компьютере, то из операционных систем вы можете использовать Mac OS, Windows и Unix-подобную ОС (например, GNU/Linux или FreeBSD).
Обратите внимание, что при установке Moodle на локальный сервер материалы курса будут доступны только пользователям, подключенным к локальной сети.
Для установки Moodle нужны:
- Версия PHP: минимальная версия PHP 7.2.0 (минимальная версия PHP увеличилась по сравнению с Moodle 3.8. Также поддерживаются PHP 7.3.x и 7.4.x.)
- Расширение PHP mbstring (ранее оно только рекомендовалось)
Перечислим серверы баз данных, которые поддерживает СДО (система дистанционного обучения) Moodle:

Требования Moodle к аппаратному обеспечению:
- Дисковое пространство > 5 Гб
- Процессор : двухъядерный (и более) с частотой ядра 1 Ггц (минимально)
- Оперативная память : от 1Гб и более
Для просмотра анимации, видео в формате FLV и презентаций в Moodle нужны:
- Flash Player ActiveX
- Adobe Acrobat Reader или Foxit Reader
Для работы с дополнительными материалами могут потребоваться:
Установка MOODLE на Windows.
- Архиватор (WinRAR, 7zip и пр.)
- Офисный пакет (LibreOffice, MS Office или другой)
- Java (JRE) — для использования встроенного редактора формул
Moodle что за программа как установить
Для запуска инсталлятора запустите файл Start Moodle. Система откроет окно cmd и выполнит предварительную настройку. Откройте браузер, наберите в поисковой строке localhost и нажмите Enter. После этого следуйте указаниям установочника:
- выберите язык;
- укажите пути для установки;
- настройте базу данных (название, имя пользователя и пароль);
- проверьте настройки сервера – по умолчанию в каждой строке должно стоять «ок».
Через пару минут площадка для обучения Moodle готова к работе.
Шаг 4: Настройте Moodle

На финальном этапе установки необходимо настроить учетную запись основного администратора, имеющего полный контроль над сайтом с обучающими курсами. И последний штрих – придумать название сайта и его описание. В итоге вы получаете рабочую среду Moodle, которую нужно заполнить «с нуля»: настроить курсы и аналитику по ним, добавить учебные материалы и пользователей.

Для установки Moodle на локальный сервер потребуется специалист или значительной запас личного времени, чтобы изучить инструкции, проанализировать имеющиеся технические возможности. Если в процессе установки произойдет ошибка, решить ее неподготовленному человеку будет затруднительно. Платформа для дистанционного обучения Mirapolis LMS – готовое решение, ориентированное на корпоративное обучение. Его можно быстро запустить в облаке или на сервере компании. Помощь программистов не понадобится, всю работу выполнит наша команда.
Как установить Moodle на хостинг
Некоторые хостинги включают готовые системы управления контентом (CMS) – в том числе Moodle. Это значит, что вам не нужно скачивать установочный пакет СДО – инсталляция сайта Moodle будет проходить прямо в среде хостинга. Для примера возьмем такой вариант, как Beget. Этот хостинг соответствует требованиям Moodle, а также дает возможность опробовать администрирование курсами в течение 30-дневного бесплатного периода.
Шаг 1: Аренда хостинга
Зайдите на сайт beget.com, создайте учетную запись, перейдите в раздел «Хостинг» и выберите тарифный план. Стоимость хостинга начинается от 165 рублей в месяц.
Шаг 2: Установка Moodle

В меню Beget откройте раздел «CMS» и выберите Moodle. Укажите сайт, домен для установки, логин и пароль для доступа.
Шаг 3: Работа с Moodle
Установив Moodle, хостинг Beget создаст ссылку для доступа в систему обучения. Перейдя по ней, вы попадете в рабочую среду Moodle, которая не отличается от той, что была создана при установке СДО на локальном сервере.

Работа в облаке MoodleCloud

Если вы хотите протестировать платформу, узнать ее основные возможности, необязательно ставить СДО на сервер или онлайн-хостинг. Образовательная платформа Moodle также доступна в облачной демоверсии moodlecloud.com:
- Зарегистрируйтесь и создайте учетную запись.
- Выберите план – для теста подойдет Free (200 пользователей и 400 МБ для хранения файлов), платные тарифы стоят от 80 до 1000 долларов в год.
- Создайте сайт на MoodleCloud.
Обратите внимание, что в бесплатной версии MoodleCloud нет функции по созданию сертификатов и подключению дополнительных модулей.
Плагины для Moodle

Перед тем как запустить дистанционное обучение в Moodle, систему нужно полноценно настроить. После установки СДО вам будут доступны лишь ее базовые возможности: добавление учебных материалов и пользователей, просмотр статистики. Внешний вид курса, интеграция со вспомогательными платформами, дополнительные блоки, медиаинструменты, системы оценивания, углубленная отчетность (посещаемость, активность студентов, количество комментариев и прочее) – все это подключается в Moodle с помощью плагинов.
Важный момент – все плагины работают только в среде Moodle. То есть те же отчеты нельзя выгружать для дальнейшего изучения: статистика просматривается только в системе. Более того, аналитика в Moodle может занять немало времени – ведь каждый плагин с отчетами нужно опробовать методом тыка, и не факт, что выбранный модуль будет отвечать задачам обучения.
В Mirapolis LMS для анализа доступно более 40 готовых отчетов. Можно назначать и согласовывать обучение, следить за тем, кто из сотрудников успешно выполняет задания, а кто испытывает сложности. Это помогает корректировать процесс обучения для достижения эффективной работы. С помощью опросов, тестов и обратной связи в LMS руководители отдела обучения и эйчар получают информацию о том, как организованы курсы, насколько легко усваиваются они обучающимися и как выполняют свою работу преподаватели.
На официальном сайте Moodle собрано несколько сотен плагинов в 6 категориях:
- Администрирование – плагины для управления и тонкой настройки Moodle.
- Оценка – модули для проведения контрольных работ, тестов, викторин, сборников задач и выставления оценок.
- Сотрудничество – плагины для создания и управления учебными группами, проектами, форумами и чатами.
- Общение – плагины для проведения онлайн-конференций и сбора обратной связи от учеников.
- Содержание – внушительный набор дополнительных инструментов: видеоплееры, медиагалереи, модули для программирования и визуализации, математических вычислений, комментариев, вики и прочее.
- Интерфейс – темы и стили для настройки внешнего вида курсов.
Перечислим наиболее популярные и актуальные плагины:
- Adaptable – настраиваемая тема с множеством функций. С помощью этого плагина можно полностью настроить дизайн макета: от титульной страницы и колонтитулов до кнопок и шрифтов.
- BigBlueButtonBN – плагин для проведения веб-конференций. С его помощью можно создавать виртуальные классы, обмениваться слайдами, аудио и видео, добавлять чат для общения с учениками. Кроме того, плагин делает запись конференций для последующего воспроизведения.
- Level up! Gamification – добавляет геймификацию и соревновательный аспект в обучающий курс, позволяет начислять баллы ученикам, вести списки лучших по успеваемости.
- Zoom meeting – похожий на BigBlueButtonBN плагин, который подключает модуль для видеоконференций Zoom.
- Interactive Content H5P – добавляет интерактивные учебные материалы: видео, презентации, опросники, игры и прочее.
- Custom certificate – создает полностью настраиваемые сертификаты о прохождении обучения.
- Office 365 – плагин для интеграции с продуктами Microsoft Office 365.
- Configurable Reports – конструктор отчетов по активности студентов на курсах.
- Overview statistics – создает наглядные отчеты в виде диаграмм о количестве и посещаемости курсов.
- Courses Usage Statistics – выдает статистику о посещении курсов в виде графиков и таблиц.
- Events Graphic Report – модуль для создания графических отчетов об активности студентов на курсе: сколько человек посетили занятия, какие материалы были самыми востребованными и прочее.
- Checklist – позволяет учителю создавать контрольный список задач для учеников, следить за их успеваемостью и выставлять оценки.
- Зайдите на официальный сайт Moodle.
- Откройте разделы Downloads → Plugins.
- Выберите нужный плагин и нажмите кнопку Download – скачается zip-архив.
- На вашем сайте Moodle пройдите путь: администрирование → плагины → установка плагинов.
- Выберите zip-архив с вашего диска или перетащите его в окно загрузки.
- Дождитесь окончания установки и обновите сайт.
Разнообразие плагинов имеет как преимущества, так и недостатки. С одной стороны, обилие модулей позволяет тонко настроить систему дистанционного обучения. С другой стороны, система не знает потребности пользователя в обучении. То есть для каждой задачи приходится искать наиболее удобный в работе плагин, самостоятельно его настраивать и тестировать. А это может отнять массу времени.
Если какие-то из имеющихся в Moodle функций не нужны, а какие-то из отсутствующих, наоборот, необходимы, то решить вопрос с удалением первых и добавлением вторых могут только программисты и то не всегда.
Обратим внимание на то, что у Moodle нет централизованной службы техподдержки. Администратор сайта не может написать специалистам запрос, например на сборку и установку определенных плагинов. Поддержка Moodle осуществляется силами весьма обширного сообщества программистов, связаться с которыми можно только на официальном форуме. Решать срочные технические проблемы придется самостоятельно либо с привлечением сторонних специалистов.
Используя Mirapolis LMS, пользователь всегда может рассчитывать на техническую поддержку. Это позволяет внедрить решение фактически без помощи IT со стороны клиента. Mirapolis LMS – готовое решение, которое гибко настраивается и легко адаптируется под потребности конкретной компании.
Заключение
Moodle имеет инструменты для настройки обучающих курсов. Однако Moodle – платформа, ориентированная больше на вузы, колледжи и прочие образовательные учреждения. Под них же создано большинство плагинов, а для коммерческой сферы у Moodle не хватает гибкости и масштабируемости.
Установка платформы Moodle, создание сайта, настройка курсов, подключение модулей – все это приходится делать самостоятельно или с привлечением опытных специалистов. В то же время Mirapolis LMS можно быстро внедрять как в образовательных учреждениях, так и в компаниях – система легко интегрируется с бизнесом и масштабируется под конкретные задачи корпоративного обучения:
- В системе интуитивно понятный интерфейс.
- Поддерживаются все типы и форматы учебного контента для корпоративного обучения, есть инструменты проверки знаний, аналитика, встроенные вебинары, элементы геймификации, медиатека и мобильное приложение.
- Пользователю оказывают техническую поддержку.
- Предусмотрена глубокая аналитика – данные можно выгрузить из системы и использовать для усовершенствования программ корпоративного обучения.
- Система постоянно обновляется с учетом актуальных трендов корпоративного обучения.
- С Mirapolis LMS можно проводить не только обучение, но и другие эйчар-процессы: по адаптации сотрудников, оценке эффективности персонала и прочее.
- Можно оформить сертификат о прохождении курса – для этого не нужно, как в Moodle, искать и подключать дополнительный плагин.
Система Mirapolis LMS растет вместе с клиентом и адаптируется под его нужды. А чтобы все данные о сотрудниках были в одной системе, можно подключить корпоративный портал, адаптацию или оценку компетенций.
Источник: www.mirapolis.ru