Moodle, как платформа организации eLearning и дистанционного обучения
статья Алексея Дьяченко
Когда заказчик просит развернуть ПО для eLearning или дистанционного обучения, каждый вкладывает в эти слова свой смысл:
- Репетиторы и преподаватели, привыкшие к классно-урочной системе, чаще всего имеют в виду вебинары — им хочется просто делать то же самое, что они привыкли, только через интернет.
- Издатели учебников и преподаватели, не планирующие покидать offline, обычно грезят об электронных учебниках для самостоятельного обучения учеников или для демонстрации на очных уроках.
- Руководители небольших ВУЗов иногда воображают «магический черный ящик», куда можно загрузить учеников первого курса и вспомнить о них на выдаче диплома. Желательно, чтобы в «ящике» уже «лежали» все учебные материалы и алгоритмы по их применению.
- В более крупных ВУЗах чаще нуждаются в централизованной системе тестирования, сбора и рецензирования письменных работ с автоматической проверкой их на плагиат.
- Иногда eLearning представляют «серебряной пулей» решающей все проблемы ВУЗа. Стоит внедрить «eLearning» и всё сразу станет как надо: появятся учебные программы и сами-собой сертифицируются по образовательным стандартам третьего поколения, внедрится болонская система и модульное обучение, откуда-ни-возьмись вырастет ветвистое дерево компетенций, на котором зацветут привязанные к ним учебные материалы и творческие задания, преподаватели перестанут брать взятки, помолодеют и осовременятся, ученики перестанут «сдавать» и начнут «изучать». Достаточно выбрать правильный «eLearning» в красивой коробочке, купить и нажать кнопочку «Установить», а лучше попросить студента «за зачет» бесплатно скачать в интернете и поставить на старенькой машине с Windows 98 в лаборатории.
- К сожалению, довольно распространена категория заказчиков, которым выделили деньги на eLearning и им нужно их потратить как-нибудь. Как ни странно, для IT-шника это одна из самых проблемных категорий, так как они часто исходят не из целесообразности, а из своих представлений о солидности и престижности тех или иных технологий и терминов.
- Владельцы языковых школ хотят систему биллинга, учета и контроля видеоконференций, интегрированную с системами оплаты. Нечто, похожее на агентства-таксопарки, только с учителями в видеоконференции вместо таксистов.
- Кадровые службы нуждаются в инструменте хранения истории повышения квалификации и организации дистанционного обучения и аттестации без отрыва от производства.
- Новое веяние — электронные журналы и дневники, добровольно-принудительно внедряемые во всех школах, в лице нескольких продуктов-фаворитов, продвигаемых коммерческими компаниями или региональными госучреждениями, обычно — центрами при департаментах образовани. Объединены одной общей чертой: организованы на подобии сервисов сдачи налоговой отчетности online — заполняются вручную, без связи с обучением, в параллель к бумажным журналам. То есть бумажный журнал online, иногда erp/crm (распределение ресурсов, коммуникация с «клиентом»), но образовательной функции либо совсем нет, либо она не пригодна к применению.
- Существуют и гораздо более экзотические варианты, включающие обучение в виртуальных вселенных, работу с виртуальными моделями и лабораториями и др.
В действительности, понятие eLearning шире всего перечисленного — это прежде всего новая модель учебного процесса, а не просто перенос в online привычных практик, вместе с отсканированными методичками, набитыми на скорую руку тестами и добавлением функции интернет-магазина.
MOODLE С чего начать?
Что такое Moodle?
С точки зрения IT, eLearning это прежде всего инфраструктура, обеспечивающая базовые и дополнительные сервисы:
- аутентификация и авторизация пользователей;
- ведение реестра пользователей;
- интеграция с внешними базами данных и системами управления обучением;
- контроль доступа;
- гибкая настройка ролей;
- назначение и отмена полномочий, доступов к материалам и функциям системы;
- интеграция с внешними базами данных и системами управления обучением;
- тексты, веб-страницы, аудио- видио- и произвольные файлы;
- тесты с автоматической проверкой;
- интерактивные учебные материалы, взаимодействующие с платформой через API;
- глоссарии с автоподсветкой;
- подключение внешних образовательных ресурсов по одному из стандартов взаимодействия;
- рассылки;
- прямые текстовые сообщения;
- форумы;
- сбор, учет, проверка на плагиат, рецензирование и оценивание работ учащихся;
- опросы и анкетирование;
- вебинары и видеоконференции;
- взаимодействие в виртуальных вселенных;
- журналирование действий пользователей в системе;
- сохранение оценок и вычисление итогов;
- ведение портфолио учащихся;
- обмен данными из портфолио с внешними системами;
- учет компетенций;
- передача результатов обучения во внешние системы управления обучением;
- формирование отчетов, предоставление API для подключения собственных отчетов;
Этот список можно дополнить, но предлагаю условиться, что управление учебным процессом мы выносим за скобки, так как здесь потребности разных организаций различаются еще сильнее.
Таким образом вырисовывается архитектура eLearning: базовая платформа, с которой интегрируются управленческие базы данных, а также специфические сервисы и учебные материалы, такие как вебинары, интерактивные лаборатории и т.д. Исходя из этого, появляются требования открытости, масштабирования, стабильности, расширяемости, документированности и устойчивости развития базовой платформы.
Этим требованиям в полной мере соответствует Moodle — Модульная Объектно-Ориентированная Дистанционная Учебная Среда. Сравнение Moodle с закрытыми и открытыми аналогами не является темой данной статьи. Скажу лишь относительно внутренней или заказной разработки: приберегите эти ресурсы для действительно специфических задач, таких как разработка хороших учебных ресурсов, симуляций, а также разработку или кастомизацию системы управления учебным процессом. Изобретая собственный велосипед вы всё-равно не догоните команду разработчиков, работающую с 2002 года на полный рабочий день: ядро команды разработчиков свободного ПО Moodle являются штатными сотрудниками фонда Moodle в Австралии, который финансируется региональными партнерами и грантами.
Moodle хорош именно как интеграционная платформа: достаточно стабилен, если не ставить экспериментальные версии (больше 60 тысяч инсталляций выявляют большинство проблем раньше, чем вы их заметите), масштабируем (имеются инсталляции более чем с 1 миллионом пользователей), а модульность и поддержка открытых протоколов интеграции с самого начала были приоритетом разработчиков. Помимо этого, в нём на достаточно высоком уровне реализована поддержка всех типов учебной активности, которую можно было реализовать на используемых технологиях. К сожалению, вебинары требуют сервера потокового вещания, который на LAMP-хостинге не живёт, но большинство открытых или коммерческих продуктов этой категории уже имеют готовые модули интеграции в Moodle.
Процесс установки максимально автоматизирован: пошаговый мастер выполняет большую часть работы, от диагностики сервера до создания структуры базы данных. Главное не в пасть в заблуждение — лучше эту работу выполнять опытному веб-мастеру, понимающему, как устроен Internet, как работает Apache, как управлять правами доступа в Linux, что такое Cron, как ходит почта из веб-приложения и как уменьшить вероятность её попадания в спам. Установить Moodle можно и без этого, в конце-концов, есть Денвер, вот только за дальнейшую судьбу такого внедрения и стабильность работы я бы не поручился. Если такого специалиста нет, дешевле и надёжнее привлечь стороннего, чем брать в штат и учить своего: на полный день работы по обслуживанию Moodle от одной системы не наберётся, а загруженность разнотипными задачами снижает качество и мотивацию.
После этих нехитрых манипуляций мы получаем чистую систему, и дальше на первый план выходит организация бизнес-процессов, от которой и зависит успех проекта:
- Регистрация, обновление и удаление пользователей: кто и когда это будет делать, чем обеспечена достоверность и актуальность данных, удалять или не удалять выпускников и академщиков, как избежать замусоривание реестра пользователей, если данные вносятся в несколько систем — какая из них будет первичной и каков будет механизм интеграции.
- Назначение и отмена полномочий, в том числе подписка и отписка от курсов: проблемы примерно те же, что и при регистрации. Важно иметь продуманную политику безопасности, и четко ей следовать, в её отсутствие проявляются тенденции к неуправляемому накоплению и расширению полномочий всеми пользователями, в конце-концов все пользователи будут администраторами и вы свою систему не узнаете. Особенно трудно с этим бороться, если полномочий требует высшее руководство. Попробуйте переименовать роль администратора в «мойщика полов в серверой», а администратором назовите роль с правами просмотра и редактирования контента, возможно списка пользователей, но без прав настройки системы и ролей.
- Наполнение учебными материалами — важнейший вопрос, от которого зависит, будет ли существовать eLearning у вас или это будет просто продвинутая коммуникационная платформа. Об этом процессе нужно знать три вещи: это очень сложно, очень дорого и очень долго. Это нужно понять, смириться и действовать в соответствии с этим. Не бывает бесплатного наполнения контентом. Хорошие учебные материалы, на которые можно смотреть без слёз, не пишутся на энтузиазме, в библиотечный день и т.п. Максимум, преподаватели выложат отсканированные методички с плагиатом из чужих книг и ссылки на википедию. Контент нужно либо покупать, за «живые деньги», не факт, что он будет качественным и будет подходить, зато это быстро. Либо организовывать процесс его разработки, который, как в книгоиздании, помимо авторов предполагает привлечение корректоров, стилистических и научных редакторов, иллюстраторов. Разработка мультимедийного контента требует тех же специалистов, что и съемка фильма или разработка видеоигры. Страшно? Вот почему все так любят вебинары — засунул «говорящую голову профессора Доуэля» в монитор и вот уже «eLearning» готов.
- Регламенты коммуникации между участниками: какие работы должны сдаваться через систему, когда преподаватель должен их проверить, должен ли написать рецензию и что она должна в себя включать. В какой форме преподаватели консультируют студентов в системе, как скоро и насколько подробно должны отвечать. Это палочка-выручалочка, которая позволяет почти сразу же начать использование системы в учебном процесс, если денег на разработку или покупку учебных материалов нет. Долгострой опасен быстрым угасанием энтузиазма руководства, поэтому нужно стремиться, чтобы система становилась обязательной к использованию в каких-то аспектах как можно скорее.
- Политики оценивания работ: шкалы, критерии, правила вычисления итогов, выгрузка оценок во внешние системы, их статус и использование (для самоконтроля, для сведения преподавателя, окончательная оценка).
- Обучение разработчиков курсов и тьюторов работе с системой. Вводный инструктаж для студентов нужен, в основном, если контингент не умеет пользоваться хотя бы вКонтакте, но во-избежание претензий, хотя бы скринкаст или просто инструкцию со скриншотами лучше сделать.
- Техническая поддержка пользователей. При большом их количестве лучше разделить на первую линию — ответы на типовые вопросы можно поручить любому лаборанту, и вторую линию, чаще всего, вопросы связанные с тонкостями работы Moodle и возможные ошибки, перенаправлять собственному или привлеченному эксперту по Moodle.
- На обслуживании системы подробно останавливаться не буду, критерии и процедуры везде одинаковые — мониторинг, резервное копировани, своевременное обновление версий.
Если планируются собственные доработки, важно с самого начала поставить строгое условие — никаких правок в ядре, никаких патчей и хаков, только модули, работающие через API, предусмотренное разработчиками. Этим вы избавите себя от массы проблем, самая страшная из которых — потеря простоты обновления и совместимости с базовой версией, а как следствие, вынужденное принятие на поддержку собственными силами всего кода Moodle, а не только нескольких небольших плагинов.
Источник: opentechnology.ru
Модульная объектно-ориентированная среда обучения (Moodle): эффективная или несовершенная форма организации обучения?
Логинова, А. В. Модульная объектно-ориентированная среда обучения (Moodle): эффективная или несовершенная форма организации обучения? / А. В. Логинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1112-1114. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17853/ (дата обращения: 27.05.2023).
Статья рассматривает преимущества и недостатки использования электронной образовательной среды Moodleдля осуществления электронного сопровождения и поддержки учебного процесса.
Ключевые слова:система дистанционного обучения, индивидуальный подход, самообразование, мультимедийные технологии
Быстрый прогресс науки и техники вызывает массовые изменения в процессе обучения. Одним из результатов развития науки и техники является Интернет. Интернет позволяет человеку делать множество вещей без ограничения времени и пространства. Люди могут выполнять работу, даже не присутствуя на своем рабочем месте [1].
Отвечая на требования времени, система высшего профессионального образования ставит своей целью подготовку конкурентоспособных специалистов, создание условий для формирования профессиональных качеств и развития личности, способной адаптироваться к современным преобразованиям, что подразумевает развитие гибких качеств, в том числе умение осуществлять самообразование, самооценку и саморегуляцию, умение видеть, формулировать и правильно решать профессиональные задачи, выделять в огромном информационном потоке значимую информацию и на основе анализа достоверной информации самостоятельно принимать решения [2].
Для достижения этих целей педагоги ищут все новые и новые методы и средства обучения и одним из самых востребованных средств являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), а также электронные системы обучения. Самой популярной системой, пожалуй, является Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment).
Прежде чем выявить достоинства и недостатки использования Moodle, следует воспользоваться моментом и посмотреть, что такое Moodle и почему люди используют его.
Moodle означает модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда. В английском языке это по существу означает систему, которую используют образовательные учреждения для доставки курсов и учебных материалов студентам.
Основные причины использования данной системы в том, что она бесплатна, имеет много различных возможностей, которые учителя и администраторы могут использовать для обучения и, в определенной степени, легка в использовании.
Martin Dougiamas (идеолог и руководитель проекта по разработке системы управления обучением Moodle) сформулировал пять принципов, положенных в основу системы [3]. Рассмотрим данные принципы подробнее.
Принцип 1: мы все являемся как потенциальными учителями, так и учениками. Преподаватель — не столько носитель знаний, а скорее «проводник», направляющий учеников на самостоятельный путь поиска информации.
Принцип 2: мы учимся особенно хорошо, когда создаем или пытаемся объяснить что- то другим. В основу положен достаточно очевидное утверждение о том, что люди учатся в действии.
Принцип 3: мы многому учимся, наблюдая за деятельностью других. Действия, выполняемые другими студентами в похожей ситуации, оказывают значительное влияние на деятельность всех участников образовательного процесса, заставляют непроизвольно работать в общем режиме.
Принцип 4: понимание других людей изменяет нас самих. Данный принцип позволит обучать более индивидуально. Необходимо предоставлять студентам как можно больше возможностей для самореализации, самопрезентации и для анализа предоставленной студентом информации о себе и его активности в системе.
Принцип 5: мы хорошо учимся, если обучающая среда является гибкой и адаптируется под нужны обучающихся.
С учетом этих принципов были реализованы все инструменты системы MOODLE: коммуникативные, учебные и административные [4].
Moodle является менеджером, который создает онлайн-курсы, которые бы играли роль виртуального класса. Использование этой системы претерпевает изменения, если она используется в поддержку преподавания в классе. В этом случае, мы можем выполнять такие виды образовательной деятельности, которые в другом случае было бы трудно осуществить.
Это одно из преимуществ Moodle: система может представлять материал в единицах готовых к работе. Она позволяет использовать анкеты, HotPotatoes, вести журнал выполнения работ, отслеживать обсуждения на форуме, совместно редактировать документы. И все это в одной среде.
Еще одним достоинством является то, что Moodle ведет запись всего, что делают студенты. Учитель знает, сколько раз студент обратился к источнику, каков результат его участия в опросе и т. д.
Использование Moodle имеет целый ряд преимуществ для студентов и преподавателей:
— высокий уровень безопасности системы;
— соответствие принципам развивающего обучения;
— возможность настраивания под свои нужды;
— разработка на нескольких языках;
— доступность обучения в любое удобное время;
— наглядность и вариативность представления информации;
— отсутствие проблем приобретения учебных материалов и пособий;
— система оценки знаний объективна и независима от преподавателя;
— повышение творческого и интеллектуального потенциала за счет самоорганизации;
— многократное повторение изучаемого материала;
— синхронное или асинхронное общение студентов между собой и с преподавателем.
За счет всех этих плюсов в последнее время Moodle набрал большую популярность и привлек много внимания. Но, как и любая система обучения, к сожалению, Moodle имеет несколько недостатков, как для администраторов, так и для студентов, о которых необходимо знать. Знание этих недочетов может помочь в принятии обоснованного решения о системе и о целесообразности и эффективности ее использования.
Первый большой вопрос это тот факт, что Moodle не полностью разработан, чтобы справиться с большими проектами. Она отлично справляется с работой для колледжей и университетов небольших и средних размеров, но не может эффективно работать с крупными образовательными учреждениями или служить отличным способом проведения всех занятий.
Последний пример является гипотетическим, нежели фактическим, но если бы Министерство Образования решило поэкспериментировать с подобной идеей, Moodle был бы не самым удачным выбором. Так как, чем больше студентов имеют доступ к платформе, тем медленнее становится система. Это может быть крайне неудобно для студентов, когда они пытаются ответить на вопросы викторины, выполнить тесты, или просто пытаются получить доступ к содержимому курса. Веб-сайт может также неожиданно закрыться, блокируя возможность получения доступа к учебным материалам для студентов.
В дополнение к отсутствию полной разработки, пользователи Moodle часто жалуются на неприятности, которые они испытывают с адаптированием к индивидуальным потребностям, а именно с индивидуальными настройками системы.
Кроме того, отсутствие «человеческих» ресурсов в значительной степени рассматривается пользователями как отрицательная черта. Программа предназначена для доставки контента, но было бы неплохо, если бы система предоставляла больше возможностей для человеческого взаимодействия, чтобы помочь студентам и сотрудникам эффективно общаться.
Возможности оценки также ограничены в Moodle. Кроме этого, оценками слушателя можно оперировать только внутри курса. Нет возможности составить итоговую ведомость.
Таковы основные недостатки использования Moodle, но существуют и другие. Так некоторые возможности позволяют пользователям добавлять непроверенные файлы, HTML коды, содержащие JavaScript и т. п., что может быть потенциально использовано с целью получения прав администратора. Подобные возможности предназначены только для администраторов и преподавателей.
В Moodle существуют также возможности, позволяющие пользователям получить доступ к чужой частной информации, например, непубличной информации в профиле пользователя.
Существуют также некоторые возможности, которые позволяют пользователям добавлять контент в систему, например, создавать темы и отвечать на сообщения, отправлять личные сообщения, что может быть использовано в качестве спама.
Еще одним недостатком системы Moodle является то, что в ней отсутствует понятие академической группы. Группы в Moodle существуют не для управления правами доступа к курсам, а для разделения групп слушателей в одном курсе.
К тому же у этой системы дистанционного образования повышенные требования к производительности компьютера.
Также у пользователей часто возникают проблемы с получением качественной технической поддержки. Так как над исходным кодом работают множество программистов по всему миру, коммуникация между участниками разработки затруднена.
Исходя из вышесказанного, вузы сталкиваются с необходимостью иметь в штате высококвалифицированного специалиста по Moodle для развертывания и поддержки системы. Сумма затрат учебного заведения на оплату труда такого специалиста в год может превысить стоимость внедрения коммерческой системы дистанционного обучения.
Еще одним пунктом в списке недостатков Moodle является тот факт, что довольно сложно мотивировать студентов на работу с системой и это принимая во внимание то, что современные студенты привыкли к постоянному использованию различных устройств и не представляют свою жизнь без гаджетов и доступа в Интернет.
Следовательно, для достижения успеха необходима жесткая самодисциплина и результат обучения зависит от самостоятельности и сознательности студентов т. к. даже несмотря на то, что все действия в системе фиксируются, постоянный контроль над обучающимися фактически отсутствует.
Но, даже зная о всех существующих недостатках, Moodle остается самой популярной системой дистанционного образования, как в России, так и за рубежом.
Очевидно, что использование Moodle зависит от определенной ситуации. Мелкие и средние учебные заведения с хорошей командой программистов будут испытывать меньше проблем, чем крупные, не имеющие навыков программирования. Надеемся, что достоинства и недостатки использования Moodle, перечисленные здесь, помогут принять решение о Moodle и о том, действительно ли эта система соответствует вашим целям и отвечает вашим запросам.
1. Логинова А. В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения [Текст] / А. В. Логинова // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 809–811.
2. Преимущества использования системы дистанционного обучения MOODLE при обучении иностранному языку студентов технических специальностей. Электронный ресурс] / А. В. Логинова // Вестник науки Сибири: электронный научный журнал / Томский политехнический университет (ТПУ). — 2011. — № 1 (1). — [С. 358–362]. URL: http://sjs.tpu.ru/journal/article/view/74
3. Dougiamas M. A, Moodle: Using Learning Communities to Create an Open Source Course Management System. 2003, URL: https://dougiamas.com/archives/edmedia2003/, (дата обращения 05.04.2015).
4. Philosophy of Moodle, Moodle: open-source community-based tools for learning. 2011. URL: http://docs.moodle.org/21/en/Philosophy (дата обращения 01.10.2011).
5. Pedagogy of Moodle, Moodle: open-source community-based tools for learning. 2011. URL: http://docs.moodle.org/21/en/Pedagogy (дата обращения 01.10.2011).
Основные термины (генерируются автоматически): система, студент, возможность, недостаток использования, принцип, HTML, MOODLE, дистанционное образование, дистанционное обучение, самая популярная система.
Источник: moluch.ru
Moodle
Это официальное приложение будет работать ТОЛЬКО с сайтами Moodle, на которых оно разрешено. Если у вас возникли проблемы с подключением, обратитесь к администратору сайта.
Если ваш сайт настроен правильно, вы можете использовать это приложение, чтобы:
Пожалуйста, посетите http://docs.moodle.org/en/Mobile_app для получения всей последней информации.