Кто такая Монтессори? И почему ее подход к обучению так популярен?
Известный врач и педагог Мария Монтессори жила и работала в Италии, Испании, Нидерландах и даже Индии. Уже к 26 годам она стала одной из первых женщин-врачей в истории Италии. Отстаивая необходимость не только медицинского, но и педагогического вмешательства в жизнь детей с особенностями развития, убежденная католичка создала метод «научной педагогики». Она использовала собственные разработки и материалы своих учителей Итара и Сегена: знаменитых на весь мир французских врачей, ставших, по сути, первыми европейскими дефектологами.
Когда оказалось, что дети, признанные «необучаемыми», освоили навыки счета, письма и чтения лучше и быстрее своих здоровых сверстников, было принято решение адаптировать методику и для последних. И вот, в 1907-м в Сан-Лоренцо был открыт первый «Дом ребенка», работавший по системе Монтессори, а еще через три года вышла первая книга о ее методе.
В России последователи этого подхода официально появились только в 1990-х, и популярность его в последние десятилетия продолжает расти.
Методика Монтессори: учусь тому, что нужно мне
А в чем его суть? Какие знания, умения и навыки он помогает развить?
Главный принцип монтессори-педагогики — это свобода ребенка в его деятельности, дисциплине и самостоятельности. Наблюдая за детьми и воздерживаясь от поощрений и наказаний (и вообще от любых оценок!), педагоги стараются не только формировать «обогащенную» среду для их развития, но и направлять этот процесс, исходя из индивидуальности и собственной активности каждого ребенка, то есть, позволяя заниматься тем, чем нравится, и тогда, когда хочется.
Методики, разработанные Марией Монтессори и ее последователями, в первую очередь сконцентрированы на развитии сенсорики: от осязания и слуха до различения тончайших оттенков вкуса и запаха. Упражнения на тренировку глазомера, а также игры с цифрами и геометрическими фигурами помогают детям незаметно перейти к абстрактным математическим понятиям. А развитие общей и мелкой моторики, включающее в себя задания на лепку и штриховку, вместе со специальной «зарядкой» для губ и языка, незаменимы при подготовке дошкольника к освоению навыков чтения и письма.
Основной упор при выполнении всех упражнений делается на развитие внимания и самомотивации, в результате дети получают практически все, что нужно для формирования их интеллекта. Для развития творческого воображения, навыков игры и общения программу необходимо дополнить разнообразными играми и творческими занятиями.
Насколько универсален такой подход к развитию?
Хотя изначально метод разрабатывался для детей с особенностями развития, к настоящему моменту последователи Марии Монтессори успели адаптировать его для обычных и одаренных детей, а также для взрослых, желающих стать преподавателями в монтессори-классах. Понятно, что универсальных подходов в педагогике, как и в других науках, не существует. Но исследования психологов, педагогов и врачей разных лет подтверждают, что если четко следовать принципам метода, то вреда ребенку такое обучение точно не принесет, особенно если компенсировать его недостатки с помощью элементов других подходов.
Развитие ребёнка по системе Монтессори
Сложно не согласиться со сторонниками монтессори-педагогики в том, что большинство детей и так любят познавать новое, и потому главной задачей взрослого становится сохранение этого интереса. Современным детям очень не хватает умения удерживать внимание на той деятельности, которая нравится, и сопротивляться отвлекающим факторам. А монтессори-метод позволяет сформировать это умение с помощью несложных приемов.
Вот только, чтобы все получилось, нужно начать заниматься развитием ребенка очень рано: первые материалы для концентрации внимания ряд специалистов предлагает давать уже через несколько часов после рождения. А это может оказаться намного сложнее, чем перестать ругать дошколят за ошибки.
Еще один вопрос к сторонникам развития по Монтессори касается использования в обучении электронных устройств. Сейчас мы буквально окружены гаджетами (не то что в начале XX века), и полный запрет на их применение не всем покажется адекватным, но большинство монтессори-педагогов его придерживаются и по сей день.
Чем дети, воспитанные по методу Монтессори, отличаются от сверстников?
Многих удивляет, что в монтессори-школах и садах дети разных возрастов обучаются в одном классе и могут свободно по нему передвигаться, самостоятельно выбирая, какие упражнения они будут выполнять. На первый взгляд кажется, что в таких условиях ребенок вырастет безответственным и капризным или развитым негармонично: по одним показателям опережающим сверстников, а по другим — сильно отстающим.
Практика показывает, что дети из монтессори-классов (от 0 до 6, от 6 до 12 и от 12 до 18 лет) вовсе не становятся неуправляемыми. Наоборот, чаще всего они очень дисциплинированны и раньше других учатся самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их. Правда, некоторые из них могут еще и сопротивляться внешнему контролю, особенно, если взрослый навязывает свое видение того, чем «надо» заниматься. Если же педагог способен предложить такому ребенку варианты, из которых можно выбрать себе задание, то обычно конфликтов не возникает.
В монтессори-садах дети предоставлены сами себе – не опасно ли это?
В детских садах, работающих по методике, есть и учебные планы, и четкие правила поведения, и схема подачи материала. Свобода детей состоит в выборе самого занятия из предложенных педагогом и того, сколько времени он потратит на его выполнение или повторение.
Воспитатель, как и при любой другой системе обучения, должен вмешиваться, когда это необходимо, или же не вмешиваться, если это позволит детям самостоятельно справиться с задачей или конфликтом. Суть работы педагога в таком классе — следить за соответствием среды и условий обучения потребностям ребенка и менять их, предлагая все новые задачи и упражнения и выражая постоянную готовность помочь, но не навязывая свою помощь.
Могут ли родители самостоятельно применять эту методику?
Современные последователи метода Марии Монтессори часто подчеркивают важность индивидуального подхода к воспитанию ребенка и учета его собственных границ сензитивных периодов развития. Они считают (и справедливо), что, например, такой важнейший процесс, как внимание, начинает формироваться уже с рождения, поэтому на его качество влияет даже то, в каких условиях протекают роды. К тому же, никто не может знать личностных особенностей ребенка так, как его родители, и, с этой точки зрения, они даже имеют преимущество перед педагогами с самым лучшим образованием.
Каждый родитель без особого труда может научиться использовать развивающие методики и материалы, разработанные для обучения по методу Монтессори. Но научиться наблюдать за ребенком, отмечать, к чему он сам стремится, и направлять его в поисках, не делая выбор за него, для родителей может оказаться сложнее, чем для любого педагога. Любовь к науке и особый «дух ученого» Монтессори ставит выше любви человека к человеку, доступной, по ее мнению, каждому из нас.
Правда, что «после шести уже поздно»?
Многие родители выбирают монтессори-педагогику, потому что считают, что мозг ребенка развивается до 6 лет и нужно успеть дать ему максимум знаний и умений, пока момент не упущен. На самом деле первые нервные связи появляются в мозгу человеческого эмбриона уже на пятом месяце беременности, и, по мнению некоторых ученых, при правильном образе жизни могут продолжить возникать до самой смерти этого потрясающего органа.
Темпы развития нервной системы ребенка и взрослого действительно различны. Скорость образования нейронных сетей резко возрастает сразу же после появления маленького человека на свет, а их количество достигает своего предела примерно к 20-30 годам. Потом оно начинает медленно, но неуклонно снижаться за счет отмирания тех нервных путей, которыми мы меньше всего пользуемся в практической жизни. Так что, чем мы старше, тем сложнее дается нам любое обучение, но, тем не менее, учиться новому никогда не поздно.
Могут ли родители, не будучи педагогами, заинтересовать ребенка?
Самый животрепещущий вопрос для всех родителей: «Как заставить ребенка заниматься?» Если говорить откровенно, это знает любой хороший педагог: если сам взрослый выполняет какие-то действия с удовольствием и энтузиазмом, выражая заинтересованность, то большинству детей захочется попробовать проделать эти же действия. Дома с этим дела обстоят даже лучше, чем в школе или детском саду, потому как сама система Монтессори предоставляет ребенку не цель развития, а лишь способы. А адекватные цели воспитания и обучения могут и, по мнению специалистов различных подходов, должны быть поставлены только самим ребенком в союзе с родителями, настроенными на понимание нужд своего чада и спокойную помощь ему во всех начинаниях.
Источник: dzen.ru
Что такое метод Монтессори и зачем он детям?
Известный врач и педагог Мария Монтессори жила и работала в Италии, Испании, Нидерландах и даже Индии. Уже к 26 годам она стала одной из первых женщин-врачей в истории Италии. Отстаивая необходимость не только медицинского, но и педагогического вмешательства в жизнь детей с особенностями развития, убежденная католичка создала метод «научной педагогики». Она использовала собственные разработки и материалы своих учителей Итара и Сегена: знаменитых на весь мир французских врачей, ставших, по сути, первыми европейскими дефектологами .
Когда оказалось, что дети, признанные «необучаемыми», освоили навыки счета, письма и чтения лучше и быстрее своих здоровых сверстников, было принято решение адаптировать методику и для последних. И вот, в 1907-м в Сан-Лоренцо был открыт первый «Дом ребенка», работавший по системе Монтессори, а еще через три года вышла первая книга о ее методе.
В России последователи этого подхода официально появились только в 1990-х, и популярность его в последние десятилетия продолжает расти.
А в чем его суть? Какие знания, умения и навыки он помогает развить?
Главный принцип монтессори-педагогики — это свобода ребенка в его деятельности, дисциплине и самостоятельности. Наблюдая за детьми и воздерживаясь от поощрений и наказаний (и вообще от любых оценок!), педагоги стараются не только формировать «обогащенную» среду для их развития, но и направлять этот процесс, исходя из индивидуальности и собственной активности каждого ребенка, то есть, позволяя заниматься тем, чем нравится, и тогда, когда хочется.
Методики, разработанные Марией Монтессори и ее последователями, в первую очередь сконцентрированы на развитии сенсорики: от осязания и слуха до различения тончайших оттенков вкуса и запаха. Упражнения на тренировку глазомера, а также игры с цифрами и геометрическими фигурами помогают детям незаметно перейти к абстрактным математическим понятиям. А развитие общей и мелкой моторики, включающее в себя задания на лепку и штриховку, вместе со специальной «зарядкой» для губ и языка, незаменимы при подготовке дошкольника к освоению навыков чтения и письма.
Основной упор при выполнении всех упражнений делается на развитие внимания и самомотивации, в результате дети получают практически все, что нужно для формирования их интеллекта. Для развития творческого воображения, навыков игры и общения программу необходимо дополнить разнообразными играми и творческими занятиями.
Насколько универсален такой подход к развитию?
Хотя изначально метод разрабатывался для детей с особенностями развития, к настоящему моменту последователи Марии Монтессори успели адаптировать его для обычных и одаренных детей, а также для взрослых, желающих стать преподавателями в монтессори-классах. Понятно, что универсальных подходов в педагогике, как и в других науках, не существует. Но исследования психологов, педагогов и врачей разных лет подтверждают, что если четко следовать принципам метода, то вреда ребенку такое обучение точно не принесет, особенно если компенсировать его недостатки с помощью элементов других подходов.
Сложно не согласиться со сторонниками монтессори-педагогики в том, что большинство детей и так любят познавать новое, и потому главной задачей взрослого становится сохранение этого интереса. Современным детям очень не хватает умения удерживать внимание на той деятельности, которая нравится, и сопротивляться отвлекающим факторам. А монтессори-метод позволяет сформировать это умение с помощью несложных приемов.
Вот только, чтобы все получилось, нужно начать заниматься развитием ребенка очень рано: первые материалы для концентрации внимания ряд специалистов предлагает давать уже через несколько часов после рождения. А это может оказаться намного сложнее, чем перестать ругать дошколят за ошибки.
Еще один вопрос к сторонникам развития по Монтессори касается использования в обучении электронных устройств. Сейчас мы буквально окружены гаджетами (не то что в начале XX века), и полный запрет на их применение не всем покажется адекватным, но большинство монтессори-педагогов его придерживаются и по сей день.
Чем дети, воспитанные по методу Монтессори, отличаются от сверстников?
Многих удивляет, что в монтессори-школах и садах дети разных возрастов обучаются в одном классе и могут свободно по нему передвигаться, самостоятельно выбирая, какие упражнения они будут выполнять. На первый взгляд кажется, что в таких условиях ребенок вырастет безответственным и капризным или развитым негармонично: по одним показателям опережающим сверстников, а по другим — сильно отстающим.
Практика показывает, что дети из монтессори-классов (от 0 до 6, от 6 до 12 и от 12 до 18 лет) вовсе не становятся неуправляемыми. Наоборот, чаще всего они очень дисциплинированны и раньше других учатся самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их. Правда, некоторые из них могут еще и сопротивляться внешнему контролю, особенно, если взрослый навязывает свое видение того, чем «надо» заниматься. Если же педагог способен предложить такому ребенку варианты, из которых можно выбрать себе задание, то обычно конфликтов не возникает.
В монтессори-садах дети предоставлены сами себе – не опасно ли это?
В детских садах, работающих по методике, есть и учебные планы, и четкие правила поведения, и схема подачи материала. Свобода детей состоит в выборе самого занятия из предложенных педагогом и того, сколько времени он потратит на его выполнение или повторение.
Воспитатель, как и при любой другой системе обучения, должен вмешиваться, когда это необходимо, или же не вмешиваться, если это позволит детям самостоятельно справиться с задачей или конфликтом. Суть работы педагога в таком классе — следить за соответствием среды и условий обучения потребностям ребенка и менять их, предлагая все новые задачи и упражнения и выражая постоянную готовность помочь, но не навязывая свою помощь.
Могут ли родители самостоятельно применять эту методику?
Современные последователи метода Марии Монтессори часто подчеркивают важность индивидуального подхода к воспитанию ребенка и учета его собственных границ сензитивных периодов развития. Они считают (и справедливо), что, например, такой важнейший процесс, как внимание, начинает формироваться уже с рождения, поэтому на его качество влияет даже то, в каких условиях протекают роды. К тому же, никто не может знать личностных особенностей ребенка так, как его родители, и, с этой точки зрения, они даже имеют преимущество перед педагогами с самым лучшим образованием.
Каждый родитель без особого труда может научиться использовать развивающие методики и материалы, разработанные для обучения по методу Монтессори. Но научиться наблюдать за ребенком, отмечать, к чему он сам стремится, и направлять его в поисках, не делая выбор за него, для родителей может оказаться сложнее, чем для любого педагога. Любовь к науке и особый «дух ученого» Монтессори ставит выше любви человека к человеку, доступной, по ее мнению, каждому из нас.
Правда, что «после шести уже поздно»?
Многие родители выбирают монтессори-педагогику, потому что считают, что мозг ребенка развивается до 6 лет и нужно успеть дать ему максимум знаний и умений, пока момент не упущен. На самом деле первые нервные связи появляются в мозгу человеческого эмбриона уже на пятом месяце беременности, и, по мнению некоторых ученых, при правильном образе жизни могут продолжить возникать до самой смерти этого потрясающего органа.
Темпы развития нервной системы ребенка и взрослого действительно различны. Скорость образования нейронных сетей резко возрастает сразу же после появления маленького человека на свет, а их количество достигает своего предела примерно к 20-30 годам. Потом оно начинает медленно, но неуклонно снижаться за счет отмирания тех нервных путей, которыми мы меньше всего пользуемся в практической жизни. Так что, чем мы старше, тем сложнее дается нам любое обучение, но, тем не менее, учиться новому никогда не поздно.
Источник: eksmo.ru
Монтессори программа для кого
Прошло более века с тех пор, как итальянский доктор и педагог Мария Монтессори разработала свои знаменитые принципы, которые поощряли детей развивать самостоятельность с раннего возраста. Ее жизнь — вдохновляющая история одной из первых феминисток, которая осмелилась бросить вызов фашистскому режиму в погоне за своей мечтой.
По некоторым оценкам, сейчас в мире насчитывается по меньшей мере 60 тысяч школ, использующих метод Монтессори.
Примечательно, что его преимущества все еще остаются предметом дискуссий, а научные исследования метода часто критикуют.
Лишь недавно исследователи смогли решить некоторые из этих проблем, и их выводы представляют интерес для учителей, родителей, учащихся и всех, кто очарован восприимчивостью детского разума.
Игра с хлебными крошками
Монтессори родилась в маленькой итальянской коммуне Кьяравалле в 1870 году. Ее родители были прогрессивными людьми, которые часто общались с ведущими мыслителями и учеными страны. Эта просвещенная атмосфера в семье давала Монтессори много преимуществ перед другими молодыми девушками того времени.
Родители поддержали ее желание пойти в техническую школу и получить образование в области медицины, которая была преимущественно мужской.
«Семья Марии Монтессори всегда была чрезвычайно чувствительна к социальным проблемам. Она представляла собой важный ориентир для других женщин той эпохи» — добавляет Элиде Тавиани, член совета директоров Opera Nazionale Montessori — организации, основанной Монтессори для исследования и продвижения ее методов обучения.
RB.RU готовит большое обновление — и мы хотим учесть пожелания и интересы вас, наших читателей. Если вы готовы поделиться своим мнением об RB.RU, переходите по ссылке, чтобы заполнить короткую анкету.
В 1896 году, вскоре после окончания учебы, Монтессори начала работать на добровольных началах в психиатрической клинике Римского университета, где она ухаживала за детьми с трудностями в обучении. В комнатах было довольно пусто, всего лишь несколько предметов мебели. Однажды Монтесссори заметила, что дети увлеченно играли хлебными крошками, которые она уронила на пол.
«Она поняла, что причина некоторых интеллектуальных нарушений может быть связана с обнищанием» — рассказывает Кэтрин Л’Экуйе, исследовательница в области психологии и образования из испанского Университета Наварры.
Монтессори пришла к выводу, что при наличии правильных учебных материалов эти и другие молодые умы можно развивать. Так она разработала новый метод, направленный на обеспечение оптимальной стимуляции в важнейшие периоды детства.
В его центре был принцип, согласно которому все учебные материалы должны быть соразмерны ребенку и рассчитаны на все органы чувств. Кроме того, каждому ребенку должно быть позволено свободно двигаться и действовать, а также использовать творческие способности и навыки решения проблем. Учителя берут на себя роль проводников, поддерживая детей без принуждения или контроля.
Читайте по теме:
Монтессори открыла свой первый «Дом детей» в 1907 году, и вскоре за ним последовали множество других. Со временем она наладила связи с визионерами по всему миру, включая Махатму Ганди. Удивительно, но когда фашисты впервые пришли к власти в Италии в 1922 году, они поначалу поддержали ее движение. Но вскоре они начали выступать против акцента на свободе самовыражения детей.
Ситуация достигла критической точки, когда фашистский режим попытался повлиять на образовательную программу в школах, и в 1934 году Монтессори и ее сын решили покинуть Италию. Она вернулась на родину только в 1947 году и продолжала писать о своем методе и развивать его вплоть до конца жизни. Она умерла в 1952 году в возрасте 81 года.
Всем управляют дети
Сегодня существует множество разных школ Монтессори. Далеко не все признаются Opera Montessori, но основные принципы остаются неизменными. Один из них заключается в том, что учителя выступают в роли проводников, подталкивая детей выполнять задания с минимальным вмешательством взрослых.
«Наши дети учатся справляться самостоятельно», — говорит Мириам Ферро, директор Ecoscuola Montessori в Палермо, Сицилия, которая принимает детей с первых месяцев жизни и до 6 лет.
Некоторые из предметов, например математика и музыка, похожи на те, что преподаются в других дошкольных учреждениях и школах. Но есть и раздел «практическая жизнь», который восходит напрямую к первоначальному видению Монтессори. На нем детям дают реальные практические задания, например подать напитки. В целях безопасности учителя сами кипятят воду, но дети играют активную роль в уборке и сами раздают чашки.
«И во время завтрака и обеда они также справляются сами, по очереди накрывают на стол и приносят еду для одноклассников», — говорит Ферро.
Метод поощряет не только независимость, но и совместную работу. Дети разных возрастов обучаются в одном классе, поэтому ребенок 6 лет может помогать 3-летнему малышу.
Здесь нет ни тестов, ни оценок, чтобы не поощрять конкуренцию между учениками. Каждое занятие длится 3 часа, что позволяет детям полностью погрузиться в том, что они делают. Учебные материалы предназначены для использования всеми органами чувств, например, буквы и цифры делают из наждачной бумаги, чтобы ребенок мог обвести их пальцем.
Все это звучит довольно разумно и весело, но дает ли это ощутимые преимущества, кроме тех, которые наблюдаются в обычном классе?
Исследования показывают, что определенные аспекты метода полезны, но не без некоторых оговорок. Дело в том, что стандартный научный метод трудно применить в классе.
Чтобы измерить эффект вмешательства с научной точки зрения, обычно проводится рандомизированное контролируемое исследование. Участников случайным образом распределяют на две группы — «экспериментальную», которой проводится вмешательство, и «контрольную», которая проходит сопоставимую, но отличающуюся процедуру, которая, как ожидается, не даст желаемого эффекта.
Если первая группа показала лучшие результаты, можно сделать вывод, что вмешательство сработало так, как хотелось.
К сожалению, очень трудно применять тот же подход в области образования. Что, если сравнить учащихся по методу Монтессори с школьниками из другой образовательной системы? Но многие школы Монтессори платные, и выбор родителей может быть связан с другими факторами, которые также способны повлиять на успеваемость ребенка.
Дело не только в уровне благосостояния.
«Родители, отправляющие своих детей в школу Монтессори, могут быть более вовлечены в их образование, поэтому их собственный стиль обучения дома может положительно повлиять на их успех», — объясняет Хавьер Бернасер из Института культуры и общества Университета Наварры в Испании.
Дети, посещавшие школу Монтессори, как правило, обладали лучшими навыками грамотности, счета и рассказывания историй.
Некоторые исследования демонстрируют преимущества для развития детей, но нельзя сказать, является ли это результатом метода Монтессори или это просто связано с их происхождением.
Анджелина Лиллард, профессор психологии Университета Вирджинии в Шарлотсвилле, попыталась использовать иной подход. Она проводила исследование в школе Монтессори в Милуоки, США, отбор в которую происходил при помощи лотереи. Случайный выбор должен устранить иные факторы и с уверенностью сказать, что именно метод Монтессори был причиной каких-либо различий.
Анализируя прогресс 5-летних детей, Лиллард обнаружила, что ученики школы Монтессори, как правило, обладали лучшей грамотностью, умением считать, исполнительными функциями и социальными навыками по сравнению с теми, кто посещал другие школы. А в 12 лет они проявили лучшие способности к рассказыванию историй.
Однако стоит отметить, что эти результаты были получены на относительно небольшой выборке учащихся. Хлоя Маршалл из Института образования Университетского колледжа Лондона говорит, что результаты Лиллард представляют собой самый строгий тест на сегодняшний день, «но это всего лишь одно доказательство, и нам нужно повторить его в науке».
Преимущества «неструктурированного времени»
Однако изучая литературу по образованию и психологии в целом, Маршалл подозревает, что этот метод действительно имеет некоторые преимущества, без каких-либо недостатков.
Например, недавно появились свидетельства, что если предоставить детям неструктурированное время и позволить им заниматься своими делами без излишнего вмешательства взрослых, это действительно приводит к большей независимости и самостоятельности — и этот подход лежит в основе метода Монтессори.
Есть также некоторые данные, что дети в классах, где используются только проверенные учебные материалы Монтессори, отличаются более высокой успеваемостью. Вероятно, уникальный дизайн действительно способствует быстрому обучению.
Соланж Денерво, нейробиолог из Университетского госпиталя Водуа в Швейцарии и сама бывшая учительница Монтессори, также настроена позитивно. Недавно она выявила, что дети, посещающие школы Монтессори, как правило, обладают большей креативностью, что, в свою очередь, по-видимому, связано с лучшими результатами в учебе.
Денерво подозревает, что преимущества заключаются в том, что дети с раннего возраста берут на себя инициативу в учебной деятельности, а также получают больше возможностей самостоятельно решать проблемы и учиться на своих ошибках — все это должно способствовать более гибкому мышлению. «Это безопасное место для проб и ошибок», — объясняет она.
Может ли успех выпускников Монтессори отражать эти преимущества? Маршалл говорит, что нам нужно воздержаться от суждений, поскольку у нас пока нет убедительных доказательств долгосрочных преимуществ. Денерво настроена более позитивно: учитывая ее результаты, она считает, что образование по методу Монтессори могло бы помочь людям добиться успеха в творческих индустриях.
«Учась в школе, вы создаете архитектуру своего разума», — говорит она. Было бы логично, если бы люди, которые научились быть целеустремленными, гибкими и готовыми к сотрудничеству в молодом возрасте, имели преимущество в дальнейшей жизни, говорит она.
Бренд Монтессори
Вне зависимости от доказанной эффективности метода, его центральная идея, безусловно, привлекательна — и его сторонники добились огромного успеха в развитии идеи самостоятельного детства, свободного от ограничений традиционного образования. Мария Монтессори неутомимо продвигала свой метод, и ее преемники продолжают распространять его по всему миру.
Джанфранко Марроне, профессор семиотики в Университете Палермо, считает, что движение стало настоящим брендом. Имя Монтессори, говорит он, сейчас ассоциируется с высоким качеством образования и даже жизненной философией, которая привлекает многих родителей.
Иронично, что сегодня множество школ используют имя Марии Монтессори, но лишь частично придерживаются ее методов. Дело в том, что оно не является торговой маркой. Хотя в разных странах существуют официальные учреждения Монтессори, осуществляющие подготовку учителей и аккредитацию, школам необязательно использовать наименование в рекламе.
«Становится все труднее найти место, где действительно учат по методу Монтессори», — говорит Кэтрин Л’Экуйе.
Ее беспокоит, что некоторые школы, возможно, просто следуют тенденции, по-настоящему не соблюдая принципы, касающиеся автономии ребенка или продолжительности учебных занятий. Однако все это может повлиять на важные результаты. Отсутствие последовательности в применении метода может объяснить, почему оценки методы разнятся.
Маршалл настроена более оптимистично. Хотя она согласна с тем, что различные подходы иногда могут искажать оценки метода Монтессори, она также признает, что движению, возможно, потребуется адаптироваться к социальным и технологическим изменениям.
Свидетельством работы Монтессори является то, что спустя более 100 лет после того, как она открыла свою первую школу, педагоги все еще ломают голову над ее теорией, и она продолжает вдохновлять на серьезные исследования. И, учитывая заманчивые недавние результаты, интерес может сохраниться еще на сотню лет.
Обложка и изображения в тексте снегерированы нейросетью Midjourney
Источник: rb.ru