Прошло более века с тех пор, как итальянский доктор и педагог Мария Монтессори разработала свои знаменитые принципы, которые поощряли детей развивать самостоятельность с раннего возраста. Ее жизнь — вдохновляющая история одной из первых феминисток, которая осмелилась бросить вызов фашистскому режиму в погоне за своей мечтой.
По некоторым оценкам, сейчас в мире насчитывается по меньшей мере 60 тысяч школ, использующих метод Монтессори.
Примечательно, что его преимущества все еще остаются предметом дискуссий, а научные исследования метода часто критикуют.
Лишь недавно исследователи смогли решить некоторые из этих проблем, и их выводы представляют интерес для учителей, родителей, учащихся и всех, кто очарован восприимчивостью детского разума.
Игра с хлебными крошками
Монтессори родилась в маленькой итальянской коммуне Кьяравалле в 1870 году. Ее родители были прогрессивными людьми, которые часто общались с ведущими мыслителями и учеными страны. Эта просвещенная атмосфера в семье давала Монтессори много преимуществ перед другими молодыми девушками того времени.
Методика Монтессори: учусь тому, что нужно мне
Родители поддержали ее желание пойти в техническую школу и получить образование в области медицины, которая была преимущественно мужской.
«Семья Марии Монтессори всегда была чрезвычайно чувствительна к социальным проблемам. Она представляла собой важный ориентир для других женщин той эпохи» — добавляет Элиде Тавиани, член совета директоров Opera Nazionale Montessori — организации, основанной Монтессори для исследования и продвижения ее методов обучения.
RB.RU готовит большое обновление — и мы хотим учесть пожелания и интересы вас, наших читателей. Если вы готовы поделиться своим мнением об RB.RU, переходите по ссылке, чтобы заполнить короткую анкету.
В 1896 году, вскоре после окончания учебы, Монтессори начала работать на добровольных началах в психиатрической клинике Римского университета, где она ухаживала за детьми с трудностями в обучении. В комнатах было довольно пусто, всего лишь несколько предметов мебели. Однажды Монтесссори заметила, что дети увлеченно играли хлебными крошками, которые она уронила на пол.
«Она поняла, что причина некоторых интеллектуальных нарушений может быть связана с обнищанием» — рассказывает Кэтрин Л’Экуйе, исследовательница в области психологии и образования из испанского Университета Наварры.
Монтессори пришла к выводу, что при наличии правильных учебных материалов эти и другие молодые умы можно развивать. Так она разработала новый метод, направленный на обеспечение оптимальной стимуляции в важнейшие периоды детства.
В его центре был принцип, согласно которому все учебные материалы должны быть соразмерны ребенку и рассчитаны на все органы чувств. Кроме того, каждому ребенку должно быть позволено свободно двигаться и действовать, а также использовать творческие способности и навыки решения проблем. Учителя берут на себя роль проводников, поддерживая детей без принуждения или контроля.
10 принципов системы Монтессори. Часть 1
Читайте по теме:
Монтессори открыла свой первый «Дом детей» в 1907 году, и вскоре за ним последовали множество других. Со временем она наладила связи с визионерами по всему миру, включая Махатму Ганди. Удивительно, но когда фашисты впервые пришли к власти в Италии в 1922 году, они поначалу поддержали ее движение. Но вскоре они начали выступать против акцента на свободе самовыражения детей.
Ситуация достигла критической точки, когда фашистский режим попытался повлиять на образовательную программу в школах, и в 1934 году Монтессори и ее сын решили покинуть Италию. Она вернулась на родину только в 1947 году и продолжала писать о своем методе и развивать его вплоть до конца жизни. Она умерла в 1952 году в возрасте 81 года.
Всем управляют дети
Сегодня существует множество разных школ Монтессори. Далеко не все признаются Opera Montessori, но основные принципы остаются неизменными. Один из них заключается в том, что учителя выступают в роли проводников, подталкивая детей выполнять задания с минимальным вмешательством взрослых.
«Наши дети учатся справляться самостоятельно», — говорит Мириам Ферро, директор Ecoscuola Montessori в Палермо, Сицилия, которая принимает детей с первых месяцев жизни и до 6 лет.
Некоторые из предметов, например математика и музыка, похожи на те, что преподаются в других дошкольных учреждениях и школах. Но есть и раздел «практическая жизнь», который восходит напрямую к первоначальному видению Монтессори. На нем детям дают реальные практические задания, например подать напитки. В целях безопасности учителя сами кипятят воду, но дети играют активную роль в уборке и сами раздают чашки.
«И во время завтрака и обеда они также справляются сами, по очереди накрывают на стол и приносят еду для одноклассников», — говорит Ферро.
Метод поощряет не только независимость, но и совместную работу. Дети разных возрастов обучаются в одном классе, поэтому ребенок 6 лет может помогать 3-летнему малышу.
Здесь нет ни тестов, ни оценок, чтобы не поощрять конкуренцию между учениками. Каждое занятие длится 3 часа, что позволяет детям полностью погрузиться в том, что они делают. Учебные материалы предназначены для использования всеми органами чувств, например, буквы и цифры делают из наждачной бумаги, чтобы ребенок мог обвести их пальцем.
Все это звучит довольно разумно и весело, но дает ли это ощутимые преимущества, кроме тех, которые наблюдаются в обычном классе?
Исследования показывают, что определенные аспекты метода полезны, но не без некоторых оговорок. Дело в том, что стандартный научный метод трудно применить в классе.
Чтобы измерить эффект вмешательства с научной точки зрения, обычно проводится рандомизированное контролируемое исследование. Участников случайным образом распределяют на две группы — «экспериментальную», которой проводится вмешательство, и «контрольную», которая проходит сопоставимую, но отличающуюся процедуру, которая, как ожидается, не даст желаемого эффекта.
Если первая группа показала лучшие результаты, можно сделать вывод, что вмешательство сработало так, как хотелось.
К сожалению, очень трудно применять тот же подход в области образования. Что, если сравнить учащихся по методу Монтессори с школьниками из другой образовательной системы? Но многие школы Монтессори платные, и выбор родителей может быть связан с другими факторами, которые также способны повлиять на успеваемость ребенка.
Дело не только в уровне благосостояния.
«Родители, отправляющие своих детей в школу Монтессори, могут быть более вовлечены в их образование, поэтому их собственный стиль обучения дома может положительно повлиять на их успех», — объясняет Хавьер Бернасер из Института культуры и общества Университета Наварры в Испании.
Дети, посещавшие школу Монтессори, как правило, обладали лучшими навыками грамотности, счета и рассказывания историй.
Некоторые исследования демонстрируют преимущества для развития детей, но нельзя сказать, является ли это результатом метода Монтессори или это просто связано с их происхождением.
Анджелина Лиллард, профессор психологии Университета Вирджинии в Шарлотсвилле, попыталась использовать иной подход. Она проводила исследование в школе Монтессори в Милуоки, США, отбор в которую происходил при помощи лотереи. Случайный выбор должен устранить иные факторы и с уверенностью сказать, что именно метод Монтессори был причиной каких-либо различий.
Анализируя прогресс 5-летних детей, Лиллард обнаружила, что ученики школы Монтессори, как правило, обладали лучшей грамотностью, умением считать, исполнительными функциями и социальными навыками по сравнению с теми, кто посещал другие школы. А в 12 лет они проявили лучшие способности к рассказыванию историй.
Однако стоит отметить, что эти результаты были получены на относительно небольшой выборке учащихся. Хлоя Маршалл из Института образования Университетского колледжа Лондона говорит, что результаты Лиллард представляют собой самый строгий тест на сегодняшний день, «но это всего лишь одно доказательство, и нам нужно повторить его в науке».
Преимущества «неструктурированного времени»
Однако изучая литературу по образованию и психологии в целом, Маршалл подозревает, что этот метод действительно имеет некоторые преимущества, без каких-либо недостатков.
Например, недавно появились свидетельства, что если предоставить детям неструктурированное время и позволить им заниматься своими делами без излишнего вмешательства взрослых, это действительно приводит к большей независимости и самостоятельности — и этот подход лежит в основе метода Монтессори.
Есть также некоторые данные, что дети в классах, где используются только проверенные учебные материалы Монтессори, отличаются более высокой успеваемостью. Вероятно, уникальный дизайн действительно способствует быстрому обучению.
Соланж Денерво, нейробиолог из Университетского госпиталя Водуа в Швейцарии и сама бывшая учительница Монтессори, также настроена позитивно. Недавно она выявила, что дети, посещающие школы Монтессори, как правило, обладают большей креативностью, что, в свою очередь, по-видимому, связано с лучшими результатами в учебе.
Денерво подозревает, что преимущества заключаются в том, что дети с раннего возраста берут на себя инициативу в учебной деятельности, а также получают больше возможностей самостоятельно решать проблемы и учиться на своих ошибках — все это должно способствовать более гибкому мышлению. «Это безопасное место для проб и ошибок», — объясняет она.
Может ли успех выпускников Монтессори отражать эти преимущества? Маршалл говорит, что нам нужно воздержаться от суждений, поскольку у нас пока нет убедительных доказательств долгосрочных преимуществ. Денерво настроена более позитивно: учитывая ее результаты, она считает, что образование по методу Монтессори могло бы помочь людям добиться успеха в творческих индустриях.
«Учась в школе, вы создаете архитектуру своего разума», — говорит она. Было бы логично, если бы люди, которые научились быть целеустремленными, гибкими и готовыми к сотрудничеству в молодом возрасте, имели преимущество в дальнейшей жизни, говорит она.
Бренд Монтессори
Вне зависимости от доказанной эффективности метода, его центральная идея, безусловно, привлекательна — и его сторонники добились огромного успеха в развитии идеи самостоятельного детства, свободного от ограничений традиционного образования. Мария Монтессори неутомимо продвигала свой метод, и ее преемники продолжают распространять его по всему миру.
Джанфранко Марроне, профессор семиотики в Университете Палермо, считает, что движение стало настоящим брендом. Имя Монтессори, говорит он, сейчас ассоциируется с высоким качеством образования и даже жизненной философией, которая привлекает многих родителей.
Иронично, что сегодня множество школ используют имя Марии Монтессори, но лишь частично придерживаются ее методов. Дело в том, что оно не является торговой маркой. Хотя в разных странах существуют официальные учреждения Монтессори, осуществляющие подготовку учителей и аккредитацию, школам необязательно использовать наименование в рекламе.
«Становится все труднее найти место, где действительно учат по методу Монтессори», — говорит Кэтрин Л’Экуйе.
Ее беспокоит, что некоторые школы, возможно, просто следуют тенденции, по-настоящему не соблюдая принципы, касающиеся автономии ребенка или продолжительности учебных занятий. Однако все это может повлиять на важные результаты. Отсутствие последовательности в применении метода может объяснить, почему оценки методы разнятся.
Маршалл настроена более оптимистично. Хотя она согласна с тем, что различные подходы иногда могут искажать оценки метода Монтессори, она также признает, что движению, возможно, потребуется адаптироваться к социальным и технологическим изменениям.
Свидетельством работы Монтессори является то, что спустя более 100 лет после того, как она открыла свою первую школу, педагоги все еще ломают голову над ее теорией, и она продолжает вдохновлять на серьезные исследования. И, учитывая заманчивые недавние результаты, интерес может сохраниться еще на сотню лет.
Обложка и изображения в тексте снегерированы нейросетью Midjourney
Источник: rb.ru
Программа Монтессори в детском саду
Современная образовательная система претерпевает изменения и отходит от модели обучения «ребёнок делает по образцу». Дошкольная педагогика XXI столетия синтезирует главные идеи века предшествующего. Монтессори-метод популярен в центрах раннего развития по всему миру, функционируют ассоциации специалистов, работающих в рамках этой системы. Принципы педагогики Монтессори активно внедряются в российские детские сады и применяются родителями в домашнем образовании.
Программа Монтессори по развитию и воспитанию детей
В жизни каждой молодой мамы наступает момент, когда она задумывается: «Подать документы в детский сад или записать малыша в клуб раннего развития? Если выбрать садик, то с какой программой?» Детские образовательные центры и частные сады привлекают занятиями «Вместе с мамой» и курсами по развитию интеллекта (методика Николая Буракова, карточки Домана, кубики Зайцева, бережное развитие мыслительных способностей по системе Масару Ибуки). Сегодня рассмотрим подробно, как работают дошкольные учреждения по программе Монтессори, ведь российские мамы всё чаще доверяют им развитие малышей.
Мамы всё чаще выбирают монтессори-центры для развития малышей
Мария Монтессори стала одной из первых женщин врачей в Италии и проходила практику в клинике с детьми, которым поставили диагноз «умственная отсталость». Монтессори выявила, что эти дети по большей части не имеют нейропсихических отклонений, а являются педагогически запущенными, т. е. у них не было возможности и условий для развития.
В начале ХХ века складывается воспитательная система Монтессори, в Италии открывается «Дом для детей», и его воспитанники показывают уровень мыслительных и двигательных навыков, превосходящий данные сверстников из обычных школ. Идеи Монтессори обсуждаются во всей Европе, проникают в дореволюционную Россию: функционировали курсы по ознакомлению с методом, открывались детские сады-монтессори, дочь писателя Льва Толстого использовала элементы педагогической системы в яснополянской школе. Но в 20-е годы большевиками был наложен запрет на популяризацию иностранных методик, образовательные учреждения по Монтессори закрылись. Лишь в конце ХХ века происходит переосмысление наследия Марии Монтессори и на основе его принципов вновь начинают работать детские сады и школы.
Идея организации воспитательного пространства без строгих ограничений для детей потрясла европейское общество начала ХХ века
Монтессори-метод — это программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и одновременно индивидуализации каждого ребёнка. Попросту, монтессори-педагог сопровождает ребёнка на пути развития, приспособления к жизни в обществе, позволяет изучать мир теми способами, которые он выбирает сам. Это целостная образовательная система, представленная в виде прописанных положений (о процессе развития человека и факторах влияния на него). Цель работы детского сада по программе Монтессори — создание оптимальных условий для развития ребёнка и адаптации его в обществе.
Монтессори-педагог не авторитарен, он активный наблюдатель деятельности ребёнка и сопровождающий процесса саморазвития
В основе концепции монтессори-педагогики лежит положение о детстве как особом периоде в жизни человека. Если в авторитарной модели воспитания ребёнок воспринимался как маленькая копия взрослого и считалось, что его нужно научить следовать некоему общественному образцу, то в гуманистической педагогике каждый ребёнок — уникальный субъект образования. Для работы в монтессори-сады набираются воспитатели, прошедшие повышение квалификации по программе «Монтессори-педагогика». Роль педагога таких садах отводится активному наблюдению за детьми, выявлению их актуальных интересов и тактичному предложению материалов и упражнений. Педагоги способствуют бережному развитию умений детей, знают о психологических особенностях периода раннего детства.
Очень интересна роль педагога в классе, кардинально отличающаяся от роли привычных воспитателей. Его задача не вести ребёнка, а идти за ним. Ребёнок действует самостоятельно, а педагог лишь направляет, иногда помогает и отмечает достижения.
Эрис
https://otzovik.com/review_559214.html
Ребёнок является субъектом воспитания и образования, в нём природой заложено стремление к саморазвитию
«Универсальные характеристики детства» по М. Монтессори
- Ребёнок наделён внутренними «помощниками» саморазвития.
- Ребёнок имеет врождённую мотивацию к обучению.
- Ребёнок учится через игру-работу.
- Ребёнок стремится быть независимым.
- Ребёнок проходит через определённые этапы развития.
Детство — уникальное время в жизни каждого человека, когда возможно самостоятельно развить все необходимые качества для успеха в будущем
Способы мышления и методы познания в детском возрасте отличаются от развития во взрослом состоянии. Под тем качеством, что мы называем детской любознательностью, скрываются сложные психические процессы, производящие импульсы к развитию интеллекта. На генетическом уровне в сознании ребёнка заложено многообразие умений, и малыш имеет мотивацию к раскрытию этой информации.
Автор статьи помнит, как было увлекательно наблюдать эмоции на лице новорождённого сына, которые он копирует с лиц находящихся рядом взрослых, — радость, восторг, удивление, задумчивость, тревожность. А умение смеяться? Ведь не учили малыша, этому научить невозможно и не получится объяснить крохе, что смешно, а что нет. Но он лежал в кроватке, играл тесёмками и смеялся! А откуда пришло к нему спустя полгода желание подтянуться и встать у бортика кроватки?
Монтессори-педагоги эффективно используют знание о внутренних «помощниках» детей. В монтессори-группе детского сада воспитатель регулярно демонстрирует способы взаимодействия с различными материалами — рано или поздно образы визуальной памяти ребёнок использует в самостоятельной деятельности, попробует повторить. Осуществляется также демонстрация способа контроля ошибок: ребёнок обращается за помощью в случае неудачи в упражнении, педагог не исправляет ошибку, но помогает её обнаружить, устранить и прийти к желаемому результату воспитаннику самому.
Положение о независимости ребёнка в процессе воспитания перешло из концепции Монтессори в систему образования в целом. Роль воспитателя заключается в помощи ребёнку самостоятельно что-либо сделать, но не делает за него. Помощь заключается в подготовке предметно-пространственных условий для освоения конкретного навыка. Это положение монтессори-методики активно используется и в домашнем воспитании.
Однажды подросший (4,5 года) сын автора этой статьи захотел приготовить пиццу. Первая мысль была: «Нет-нет-нет. Отмывать придётся и кухню, и ребёнка». Но следом пришла идея: постелили клеёнку на пол, полностью освободили кухонный стол (чтобы в конце готовки протереть его мог сам ребёнок), отмерили необходимые продукты по стаканам, мальчик надел детский фартук и косынку. А дальше — полная свобода кулинарного творчества и принятие ответственности за чистоту рабочего места маленьким поваром.
Монтессори-метод позволяет детям те занятия, которых не было в авторитарной системе образования
В монтессори-центрах те действия с предметами, которые в традиционных садиках часто считаются потенциально опасными для детей или нарушающими «рабочую» тишину, расцениваются как необходимые к изучению и освоению. Если ребёнок хочет провести опыт со стеклянными сосудами — разрешается, он научится обращаться с ними бережно, а если разобьёт — во-первых, на своей ошибке получит представление о хрупкости стекла, во-вторых, потренируется аккуратно убирать осколки. Ребёнок передвигает стул во время занятия, шум мешает другим детям — наглядный пример для малыша, почему надо соблюдать тишину в учебном помещении, и стимул тренироваться, в следующий раз он передвинет мебель тише.
Сензитивные периоды развития
Выделение сензитивных периодов — следующее положение педагогики Монтессори, которым руководствуются педагоги в детском саду. Сензитивный период — это временной отрезок наивысших возможностей ребёнка в развитии определённой психической способности. Периоды имеют определённую длительность, и постепенно сензитивные возможности угасают. Они являются универсальными, т. е. проявляются в процессе развития у всех детей. Периоды индивидуальны: они начинаются и угасают в разное время у конкретных детей.
Период сенсорного развития длится большую часть дошкольного детства, множество упражнений направлено на развитие сенсорных возможностей
На основании среднестатистических данных указываются временные рамки сензитивных периодов:
- чувствительность к порядку в мире предметов, человеческих отношений, времени — 0–3 года;
- восприятие языка и развитие речи — 0–6 лет;
- сенсорное развитие — 0–5,5 лет;
- развитие движения и действий — 1–4 года;
- развитие социальных навыков — 2,5–6 лет;
- восприятие маленьких предметов — 1,5–2,5 года.
Монтессори-педагоги прогнозируют начало очередного сензитивного периода в жизни ребёнка, подготавливают для успешного саморазвития ребёнка предметную среду. Например, ребёнок вступает в сензитивный период восприятия маленьких предметов — сейчас внимание будет концентрироваться на изучении мелких природных материалов (камешки, орехи, ракушки), деталек, фигурок. Поэтому педагог обогащает пространство группы контейнерами с подобными предметами, активно наблюдает за занятиями ребёнка. Малыш длительное время перебирает развивающие материалы, успешно усваивая навык удержания рукой небольших вещиц.
Методика Монтессори известна многим мамам и воспитателям детских садов по описаниям зон для развития сенсорики и мелкой моторики
Упражнения, разработанные в рамках монтессори-метода, распределяются по сензитивным периодам. То есть группа упражнений речевых и по освоению грамоты, к примеру, предлагается к выполнению детям, когда они находятся в периоде активного восприятия языка. С детьми до 3 лет формируется понимание режима в течение дня, что соответствует восприимчивости (сензитивности) к временному порядку.
Упражнения в монтессори-группе соответствуют периоду восприимчивости конкретного ребёнка
Принцип подготовленной среды
Для раскрытия внутреннего потенциала ребёнка важное условие — благоприятная пространственная обстановка. Подготовленная среда монтессори-сада — предметное и социальное окружение с наличием посредника. Помещение для занятий должно быть светлым, просторным, хорошо проветренным. Цветовое решение интерьера (стен, мебели, ковра) нейтральное, наличие узоров не отвлекает детей. В комнате красиво, используются картины, вазы и другие предметы для украшения интерьера.
Помещение монтессори-группы просторное, светлое, эстетически привлекательное
Мебель и оборудование в монтессори-классе подбираются с учётом роста детей. Материалы для изучения располагаются на уровне глаз ребёнка — создаётся стимул к самостоятельному изучению. Развивающие материалы представлены в единичном количестве, чтобы создать возможность формирования правильных взаимоотношений внутри группы (умение просить и договариваться, сотрудничать, ждать). В помещении есть комнатные растения, дети заботятся о них (поливают, рыхлят почву, протирают или опрыскивают листья). Обязателен свободный доступ к воде и удобство пользования раковиной и туалетом.
Материалы находятся в свободном доступе, что носит характер призыва к действию
Пространственная среда по методике Монтессори организуется в детской комнате родителями, поддерживающими эту педагогическую концепцию. В интерьере детской отсутствуют принтованные обои и занавески, цветовая гамма подбирается в пастельных тонах. Игрушки располагаются на открытых низких полках и подбираются родителями с учётом восприимчивости ребёнка в данный момент. На подоконнике или полочке находится комнатное растение.
Организовать монтессори-среду в домашних условиях не составит труда
Организация детских садов по программе Марии Монтессори
Программа развития Монтессори согласуется с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта:
- Личностно-ориентированная модель образования: монтессори-педагог следит за психическим и физическим развитием каждого воспитанника.
- Воспитание всесторонне развитой личности: в монтессори-садике ребёнок познаёт мир во всём его многообразии.
- Следование целевым ориентирам: развитие инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности, развитие воображения.
- Организация развивающей предметно-пространственной среды: каждой содержательной области образования подбираются соответствующие монтессори-материалы.
В монтессори-садике осуществляется всестороннее развитие ребёнка в благоприятной предметной среде согласно ФГОС ДО
Особенности программы Монтессори
Программа Монтессори отличается от классических образовательных программ для детских садов комплектованием групп и побуждение ребёнка быть независимым:
- Воспитанниками монтессори-сада являются дети 1,5–8 лет. Условное деление: группа для самых маленьких — 1,5–3 года, для детей постарше — 4–6 лет, для дошкольников — 6–8 лет. Монтессори группы предполагают комплектацию в 20–25 человек для максимально эффективного развития детей.
- Наличие разновозрастных групп. По мере освоения ребёнком определённых умений и навыков, он переводится в следующую группу. То есть деление по возрастным показателям условно, и по рекомендациям специалистов, все группы монтессори сада в идеале должны состоять из детей разного возраста.
- Предоставление ребёнку свободы:
- в выборе вида деятельности (исследовательская, творческая, игровая);
- времени и темпа работы;
- места (детям позволено передвигать мебель, заниматься на ковриках);
- в выборе партнёрства или автономии (в отличие от традиционной воспитательной системы, инициаторами коллективной деятельности выступают сами дети);
- ошибаться (иными словами, предоставление права на ошибку, научение воспринимать отрицательный результат как полезный опыт).
- Наличие правил. Даже если группа состоит из детей разного возраста, все воспитанники соблюдают правила поведения. С ними знакомятся в первые дни пребывания в садике, повторяют и обязуются не нарушать, тем самым выказывать уважение к работе одногруппников. Примерный свод правил в монтессори-группе: стараться не нарушать рабочую тишину, по возможности делать всё самостоятельно, убирать вещи на свои места, следить за порядком, не конфликтовать с другими детьми.
Дети свободны действовать автономно или выбирать партнёров, заниматься где удобно (сидя за столом, стоя рядом, сидя на полу)в период
Концепция свободного воспитания часто отпугивает родителей дошкольников. Им кажется, что такая установка в детском саду обернётся вседозволенностью и дети будут избалованными и заносчивыми. Но свобода самовыражения происходит в правильно организованной среде, с развивающими материалами, при помощи педагога-посредника. Выпускники монтессори-учреждений самостоятельны в учебной и бытовой сферах, ценят порядок во всём, хорошо дисциплинированы. По Монтессори, свобода — в принятии педагогом права ребёнка на собственное мнение и принятие решений.
Для справки — по системе Монтессори учились Билл Гейтс, Стив Джобс, принц Уильям, Билл Клинтон, писатель Габриэль Гарсиа Маркес, создатели поисковой системы Google Ларри Пейдж и Сергей Брин, а также основатель Википедии Джимми Уэйлс и создатель Amazon Джеффри Безос.
http://www.miami-born.ru/polezno/stati/sistema-montessori-v-ssha-kak-vospitat-geniya
Свобода выбора определяет образовательную систему по Монтессори и способствует развитию в детях качеств, необходимых для успеха в будущем
Организация пространства в детском саду Монтессори
Помещение монтессори-группы, где занимаются дети, делится на зоны развития:
- Жизненная практика или УПЖ (упражнения практической жизни).
- Сенсорика/развитие мелкой моторики.
- Математика.
- Языковое развитие.
- Естественно-научное/космическое развитие.
- Крупная моторика/двигательное развитие.
Источник: melkie.net
Система Монтессори
О педагогической системе Монтессори слышали многие. Что это такое, и как она применяется в детском саду, мы расскажем в этой статье.
Итальянский врач и педагог Мария Монтессори (1870-1952) впервые начала применять свою систему с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста в 1907 году. Ей удалось создать уникальную развивающую среду, в которой даже детишки с проблемами без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня, что не уступали, а порой даже превосходили в развитии своих беспроблемных ровесников.
«Что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?» — поразилась Мария Монтессори и решила, что ее система обучения могла бы быть полезна и обычным деткам. Сейчас эта педагогическая система – одна из наиболее популярных во многих странах мира. По ней работают многие детские сады, развивающие центры и даже школы, в том числе и в России. Чем же этот метод так привлекает педагогов и родителей?
Принцип системы Монтессори
Вот самый главный принцип системы Марии Монтессори: каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде. Полный способ пособий, которыми оснащаются группы, занимает не один десяток листов. Задача воспитателя помочь ребенку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие.
В большинстве материалов и заданий заложен принцип самокоррекции: ребенок сам видит свои ошибки, а не получает плохую оценку со стороны взрослого. «Помоги мне сделать самому» — вот принцип занятий системы Монтессори. При этом обучающее пространство состоит из пяти основных зон, о которых мы поговорим подробнее.
Личное пространство
В подготовительной среде ребенок знакомится с такими важными «взрослыми» понятиями, как. Например, категория пространства. И это происходит не только за счет осознания, что у каждого материала в группе есть свое место. Просто, когда малыш раскатывает коврик для работы, он обретает свое личное пространство, которое не может быть нарушено без разрешения его обладателя.
Ведь в группах Монтессори дети не сидят на партами, взирая на гордо декламирующего воспитателя. Здесь каждый занят своей работой, устроившись на коврике или за небольшим столиком.
Если в материале, каждый их которых в среде есть только в одном экземпляре, нуждаются сразу два ребенка, то, естественно, возникает необходимость договориться об очередности использования или о совместной работе. И в этом случае дети получают бесценные навыки общения в социуме, умения договариваться и слушать друг друга.
Целям обретения навыков социального общения служит и принцип разновозрастного комплектования групп, где старшие помогаю младшим, что в свою очередь воспитывает заботливое отношение к близким и приближает климат в группе к семейному. Для малыша Монтессори-материалы – это ключ к миру, благодаря которому он упорядочит свои хаотичные представления о мире. В специальной подготовительной среде он упражняет все физические и духовные функции и всесторонне развивается.
Математическое развитие по системе Монтессори
Обучение математики также проходит максимально естественно: малыш просто-напросто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно научился операциям сложения, вычитания, умножения деления, освоил порядковый счет – все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.
Область языкового развития
Ребенку как носителю языка, естественно, необходима и область языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает шанс расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита. Кстати, такие шершавые буквы и алфавит вы вполне сможете сделать и в домашних условиях.
Космическое воспитание по системе Монтессори
Также очевидно, что полноценное личностное развитие не может состояться без того, чтобы у ребенка не сформировалась целостная картина мира – и эту задачу решает область космического воспитания. В доступной форме малыш знакомится с самыми сложными теориями о строении человека, географии, истории, растениях и животных. Перед ребенком разворачивается общая картина мира, и он учится сознавать его целостность и воспринимать себя как частицу этого многообразного пространства.
Источник: www.missfit.ru