Сущность мониторинга и оценки государственных и муниципальных программ. Основные методологические стратегии
Термины «мониторинг» и «оценка» иногда употребляются как синонимы или взаимозаменяемые понятия, то приводит к замешательству. Все же эти понятия отличаются.
Мониторинг — это процесс, который включает регулярный сбор и фиксацию данных для отслеживания ключевых элементов реализации проекта на протяжении его деятельности. Цель мониторинга — корректировка, обеспечение эффективного использования ресурсов, достижение запланированных задач, минимизация отрицательных последствий, определение возможностей развития и/или повторения проекта. Для мониторинга характерны простые вопросы: имело место какое-либо мероприятие или нет, скольким клиентам была предоставлена услуга, сколько предметов было роздано и т.д. Как правило, эту информацию получить достаточно просто, и нужно лишь аккуратно ее зафиксировать после оказания услуги Пособие по мониторингу и оцениванию программ регионального развития / Лендьел М., Винницкий Б., Ратейчак Ю., Санжаровский И. Под ред. Санжаровского И., Полянского Ю. — К. : К.І.С., 2007. — 80 с. — C. 14.
Как устроен мониторинг финансового обеспечения реализации нацпроектов
Мониторинг социальных государственных и муниципальных программ и проектов базируется на комплексности, системности и регулярности использования одних и тех же принципов и одного и того же инструментария. Это дает возможность осуществлять текущий контроль динамики изменений в отношении к проблеме на протяжении времени реализации проекта и своевременно корректировать направления деятельности, используя соответствующие методы и средства.
Оценка — это систематизированное исследование ситуации, процесса реализации программы или ее результатов с целью разработки проекта деятельности, создания рекомендаций по улучшению работы, оценки ее эффективности и результативности. Существует несколько типов оценки. Среди них можно выделить три основных: оценка ситуации, оценка процесса и оценка влияния.
Оценка ситуации, как правило, проводится перед началом вмешательства. Ее цель — разработка проекта, адекватного потребностям целевой группы. Оценку процесса проводят в ходе реализации программы. Она призвана откорректировать программу во время реализации для повышения эффективности ее воздействия.
Оценка влияния проводится после окончания программы (или ее компонента) или некоторое время спустя. Она показывает, насколько программа вмешательства достигла поставленных целей.
Оценка — это управленческая функция, которую применяют периодически и селективно при необходимости осуществить независимую, системную и объективную проверку состояния прогресса в достижении или отклонение от достижения ожидаемых результатов Пособие по мониторингу и оцениванию программ регионального развития / Лендьел М., Винницкий Б., Ратейчак Ю., Санжаровский И. Под ред. Санжаровского И., Полянского Ю. — К. : К.І.С., 2007. — 80 с. — C. 16. Оценка не одноразовое мероприятие, однако осуществляется по мере необходимости в ответ на потребность глубокого и масштабного анализа взаимосвязи между проблемами и запросами целевой группы (или групп), на удовлетворение которой (которых) направлена деятельность организации, и дизайном и состоянием внедрения программы (цель, ожидаемые результаты, план мероприятий, результативность и эффективность использования имеющихся ресурсов и т.д.) Patton, M. Q. Utilization-focused evaluation (4th ed.). — Thousand Oaks: Sage Publications, 2008..
Значение слова мониторинг социальных медиа. Что такое мониторинг социальных медиа.
Теоретическая основа оценки государственных и муниципальных программ выходит за рамки анализа только затрат, необходимых для их реализации Значение государственного управления : Научно-исследовательская работа №2196 / Д.Кауфманн, А. Краай, П. Зойдо-Лобатон. — Вашингтон : Всемирный банк, 1999. — 65 с.. На сегодня, кроме проверки результативности, эффективности и устойчивости государственных и муниципальных программ и их оценки используется и для определения ее соответствия приоритетам государственной политики. Такой подход является краеугольным камнем публичного управления и также способствует лучшей подотчетности правительственных структур перед общественностью.
Достаточно часто мониторинг и оценка выступают взаимодополняющими компонентами при реализации проектов. Проведение оценки требует меньше средств и времени, если используются данные постоянного мониторинга и оценка основывается на данных, которые собираются во время мониторинга. Мониторинг и оценка могут проходить как параллельные процессы, а могут быть разнесены во времени. Очень часто, когда люди говорят «оценка», они подразумевают и мониторинг, и оценку, которые проводятся для одной цели.
Мониторинг и оценка проекта могут быть внутренними и внешними. Внутренний мониторинг и внутренняя оценка предполагают, что они планируются и реализуются силами самого проекта или силами организации, которая является основным исполнителем. Внешний мониторинг и внешняя оценка могут осуществляться со стороны вышестоящей организации, финансирующей стороны, или независимой структурой, которая специально приглашается для их проведения.
Мониторинг выполнения программы способствует «местному» обучению, как правило, на уровне руководства органа власти, что способствует совершенствованию госпрограммы в краткосрочной перспективе Пособие по мониторингу и оцениванию программ регионального развития / Лендьел М., Винницкий Б., Ратейчак Ю., Санжаровский И. Под ред. Санжаровского И., Полянского Ю. — К. : К.І.С., 2007. — 80 с. — C. 30. Оценка госпрограммы способствует не только улучшению реализации программы, но может привести изменение ее дизайна в целом. Оценка способствует обучению через исследование как процесса, так и результатов — кратко-, средне- и долгосрочных. Процесс оценки в современных условиях обеспечивает широкое привлечение, диалог, развивает доверие и пр.
Мониторинг и оценка способствуют открытости и отчетности. Мониторинг внедрения государственной или местной программы — это есть процесс налаживания достаточного уровня отчетности для обеспечения реализации программы. Оценка, в свою очередь, обеспечивает надлежащий уровень открытости и отчетности, необходимых для достижения ожидаемых результатов Там же..
В практическом плане основными задачами оценки программ является содействие:
- 1) обеспечению стабильности предоставления органами власти в центре и на местах и органами самоуправления услуг в соответствии с требованиями законодательства и приоритетов государственной политики;
- 2) постоянному совершенствованию качества услуг и повышению удовлетворенности ими потребителей;
- 3) ограничению расходов и достижению эффективности в оказании услуг;
- 4) оптимизации информационного обеспечения процесса принятия решений по государственной политики и программ, эффективному управлению рисками;
- 5) решению вопросов о выделении бюджетных ресурсов.
Мониторинг и оценка важны, но они — не единственные элементы современной управленческой практики. Теория и практика разработки и внедрения программ предполагает выполнение ряда последовательных взаимосвязанных шагов, известных под общим названием этапов «проектного цикла». И хотя в разных странах в зависимости от сферы внедрения программы иногда используют несколько отличающиеся подходы и сроки, как правило, проектный цикл предусматривает следующие основные этапы: идентификация, разработка, утверждение и финансирование, внедрение, мониторинг и оценка и отчетность.
Этап «Идентификация» предусматривает определение концепции программы, выявление целевой группы (бенефициаров) программы и возможных заинтересованных сторон и участников, детальное исследование проблем и потребностей целевой группы и определение потенциальных путей их решения.
На этапе «Разработка проекта» осуществляется точная формулировка элементов программы и выработки четкого плана его реализации с учетом интересов целевой группы и заинтересованных лиц, четкого распределения ролей и полномочий между исполнителями, графика выполнения и мониторинга программы, определение необходимых ресурсов и процедур отчетности и т.п. Кузьмин А. Мониторинг программы / А. Кузьмин / Оценка программ: методология и практика. / Под ред. А.И. Кузьмина, Р. О’Салливан, Н.А. Кошелевой. — М.: Издательство «Престо-РК», 2009. — 396 с. — С. 88-98..
Этап «Одобрение и финансирование» выполняет то учреждение, которое выделяет финансирует. После того, как организация-заявитель подала программу, это учреждение рассматривает ее и принимает соответствующее решение. На основе принятого решения готовят соответствующие документы.
«Реализация проекта» означает обеспечение четкого выполнения задач проекта в сотрудничестве с партнерами. Формирование взаимного доверия между партнерами по реализации программы и ее бенефициар, через активное привлечение последних к всех этапов выполнения проекта, является залогом эффективности и результативности программы.
Этап под названием «Мониторинг и оценка» предполагает сбор и анализ информации, необходимой для обеспечения достижения ожидаемых результатов и совершенствования процесса реализации программы. Другими задачами мониторинга и оценки является обеспечение открытости и отчетности, а также содействие распространению накопленного опыта — как положительного, так и негативного.
Этап «Отчет» предполагает предоставление руководителям соответствующей организации, финансирующему учреждению и бенефициарам программы информации о достижении ожидаемых (или недостижения) и неожиданных результатов и о расходе ресурсов.
Основные методологические стратегии. Существуют две основные методологические стратегии, используемые при оценке: качественная и количественная. Данные стратегии могут быть использованы как совместно, так и по отдельности.
Качественная оценка направлена на выявление основных типов мотиваций, мнений, отношений, поведения, ситуаций, причинно-следственных связей между процессами и явлениями. Иногда качественную оценку называют понимающей, то есть такой, которая позволяет лучше понять ситуацию или явление.
Данные для качественной оценки собирают при помощи неформализованного (неколичественного) анализа текстов, неструктурированных наблюдений, неструктурированных и полуструктурированных интервью, фокус-групп. Эти данные можно представить в различной форме: в виде отдельных высказываний, записей наблюдателей, фрагментов текстов и т.п. Мониторинг и оценка. Методические рекомендации / Международный альянс ВИЧ/СПИД. — К., 2004. — 112 с. — Сю 70-71.
Анализ данных, собранных при помощи качественных методов, проводится в основном при помощи традиционных умственных операций: путем систематизации, типологизации, сравнения, обобщения собранных фактов, мнений, отношений.
Результатом качественной оценки может быть словесное описание определенного процесса, исследуемой ситуации, поведения человека, перечень выявленных типов поведения и отношения представителей исследуемых групп, содержательные выводы о выявленных причинах определенных явлений и процессов.
Однако качественная оценка не позволяет нам определить, какое количество людей придерживается выявленных типов поведения, какие факторы воздействия на них являются наиболее эффективными, а какие нет. Оценить количественно (математически — в числах, например в %) распространенность выявленных в ходе качественной оценки типов мнений, отношений, поведения и ситуаций позволяют количественные методы сбора и анализа данных. Эти методы также дают возможность при помощи коэффициентов оценивать связи между различными характеристиками, процессами и явлениями.
Количественная оценка явлений и процессов проводится в случае, когда структура (основные компоненты) оцениваемой ситуации является достаточно известной Мониторинг и оценка. Методические рекомендации / Международный альянс ВИЧ/СПИД. — К., 2004. — 112 с. — С. 71.. Исследователи составляют перечень характеристик явления или процесса, которые они хотят оценить, и разрабатывают числовые шкалы, по которым оценивают выбранные для оценки характеристики.
Оценивание ряда характеристик осуществляется при помощи процедур измерения. В задачах исследования мы перечисляем характеристики, которые хотели бы измерить, например: уровень информированности целевой группы, уровень удовлетворенности людей различными аспектами жизни, активность, количество определенных действий (например, обращений в организацию).
В результате измерения мы получаем числовую модель явления, в которой каждый объект (например, человек) описывается рядом цифр по определенным показателям. Измерив важные для оценки характеристики при помощи чисел, мы можем затем применить различные математико-статистические методы и процедуры для анализа изучаемого процесса или явления. Результаты измерения подаются исследователем чаще всего в виде таблиц, графиков, различных коэффициентов связи.
При проведении оценки важно понять, какие характеристики явлений и процессов возможно отразить при помощи цифр, а какие нет, поскольку некоторые характеристики отразить в виде цифр достаточно просто, некоторые измерить достаточно тяжело, а некоторые — просто невозможно.
Таким образом, если оценка проводится относительно явлений и процессов, слабо изученных исследователями, сначала проводится сбор качественных данных с целью получить наиболее подробное описание ситуации. Затем на основе качественных данных разрабатывается инструментарий количественных методов и проводится оценка распространенности выявленных типов, а также связей между различными характеристиками. Мониторинг, как правило, проводится при помощи количественных методов, однако для объяснения появления новых тенденций после количественного измерения, для понимания могут быть использованы качественные методы. Достаточно часто комплексный и всесторонний анализ требует применения и качественных, и количественных методов. Главное при проведении оценки — понимать возможности, особенности и ограничения каждого из рассмотренных подходов.
Источник: vuzlit.com
Мониторинг эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся
материал на тему
Мониторинг эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.
Мониторинг эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся представляет собой систему диагностических исследований, направленных на:
- изучение состояния воспитания;
- оценку состояния воспитания;
- прогноз развития воспитания;
- выработку предложений мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов.
В качестве основных объектов исследования эффективности реализации Программы выступают:
- личность самого воспитанника
- нравственный уклад школьной жизни (создание условий)
- родительская общественность.
Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся:
— принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации обучающихся;
— принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирует исследование эффективности деятельности гимназии на изучение процесса воспитания и социализации обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития: социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;
— принцип объективности предполагает независимость исследования и интерпретации данных и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования;
— принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию обучающихся;
— принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся.
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся.
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:
Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.
Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:
• анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;
• интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;
• беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и обучающимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.
Психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:
• включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;
• узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.
Особо следует выделить психолого-педагогический эксперимент как основной метод исследования воспитания и социализации обучающихся. Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся в условиях разработанной школой Программой.
В рамках психолого-педагогического исследования следует выделить три этапа.
Этап 1. Контрольный этап исследования (диагностический срез) ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.
Этап 2. Формирующий этап исследования предполагает реализацию образовательным учреждением основных направлений Программы воспитания и социализации обучающихся.
Этап 3. Интерпретационный этап исследования ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований после реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.
Заключительный этап предполагает исследование динамики воспитания и социализации обучающихся.
При описании динамики процесса воспитания и социализации подростков используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования.
Особенности диагностики результатов:
- комплексность (сочетание как тестовых форм, так и результатов наблюдения поведения обучающихся в реальной жизни);
- объективность (результаты наблюдения как субъективное мнение (педагога, родителя, самих обучающихся) следует отделять от личного отношения к тому или иному ученику.
- корректность в интерпретации данных;
- индикаторы результативности воспитательной работы педагога, школы являются средние показатели его учеников, которые должны учитывать разницу между ситуацией в начале работы педагога и в конце этой работы, возрастные изменения подростков, объективно влияющие на их характер и поведение.
6.3. К ритерии и показатели эффективности деятельности гимназии в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся (поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях).
Критериями эффективности реализации гимназией воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся.
1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Критерии и показатели эффективности выполнения Программы
1 .Группа критериев, указывающих на динамику развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
Источник: nsportal.ru
Методические рекомендации . Мониторинг дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Методы контроля. Диагностический инструментарий
Образовательный процесс – это процесс управляемый. Им управляет тот, кто ставит цель, определяет и использует средства для решения конкретных задач воспитания, обучения и развития, достигает результата (предполагаемого или отличного от него).
Педагог дополнительного образования может стоять перед вопросом: зачем нужен мониторинг? Чем он помогает в практической работе?
Необходимость мониторинга дополнительной образовательной программы обосновывается рядом положений.
1. Чем тщательнее и глубже продуман и лучше организован процесс мониторинга, тем менее вероятно «завышение» или «занижение планки» предполагаемых результатов, тем более гибко способен он реагировать на запланированные и внештатные ситуации образовательного процесса.
2. О тсутствие осознанного определения своего результата и собственных методик его определения в дополнительном образовании
ведет к:
— снижению уровня работы, манипулированию ее показателями,
— утрате ответственности за свою деятельность перед обучающимися, их родителями,
— пассивности в исполнении всех внешних требований со стороны выше стоящих административных органов власти, учредителей и др.,
— использованию формальных способов оценки, не учитывающих специфику дополнительного образования детей, а значит — разрушающих среду самообразования детей.
Таким образом, выделяя направленность мониторинга в образовательном процессе, мы говорим о его разнообразии. Мониторинг направлен на достижения обучающихся, на процесс и на результат деятельности педагога.
Сбор данных и оценка результатов, определяющие фиксацию и анализ выполнения образовательной программы, позволяют педагогу самостоятельно осмысливать результаты своей деятельности. Поэтому перед педагогом стоит сложная задача: найти (или разработать) такие формы фиксации, которые, с одной стороны, были бы эффективны, т.е. требовали минимум времени и усилий, не превращая живой процесс образования в заполнение множества таблиц, а, с другой стороны, не делали процесс мониторинга формальностью, фикцией, где цифры, уровни и результаты – сами по себе, а особенности обучающихся – сами по себе.
Было бы не правильным говорить об отсутствии мотивации педагога к отслеживанию результатов своего труда. Педагоги ориентируются на возможности обучающихся в овладении программным материалом, анализируют применяемые методы и приемы педагогического воздействия, вносят коррективы (изменения) в профессиональную деятельность. Не всегда этот процесс носит организованный и целенаправленный характер, и оформлен педагогом документально.
И так, рассмотрим систему педагогического мониторинга, ее суть, подберем оптимальные методы и методики организации, а также удобные формы фиксации результатов.
КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ
Педагогический мониторинг – это организованная система сбора, хранения, обработки информации о результатах деятельности образовательного процесса, качества образования, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием, прогнозированием развития и уровнем удовлетворения образовательных потребностей обучающихся и их родителей.
Объектами педагогического мониторинга являются все участники педагогического процесса (педагоги, обучающиеся и сам педагогический процесс).
Объединение (студия, кружок, секция, мастерская) – это и есть образовательная система со своими законами, проблемами, перспективами, предполагающая описание и прогнозирование ее развития в образовательной программе. Мониторинг позволяет определить правильность и точность этого прогноза, а также проанализировать изменения, которые произошли в процессе реализации программы.
Мониторинг реализации программы – это формы организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации по деятельности объединения, обеспечивающие непрерывное слежение за состоянием и изменением, дающие возможность прогнозировать развитие объединения и принимать обоснованные решения.
Введя мониторинг реализации программы, педагог оценивает изменения в познавательной и личностной сферах детей и подростков и с учетом выявленных результатов определяет результаты собственной профессиональной деятельности. Мониторинг позволяет проанализировать достижения и трудности педагога для достижения поставленной образовательной цели.
Система мониторинга реализации программы включает в себя ряд обязательных компонентов:
ПОКАЗАТЕЛИ,
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
МЕТОДЫ ФОРМЫ
ОЦЕНКИ ФИКСАЦИИ
И КОНТРОЛЯ
![]() |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
(МЕТОДИКИ)
ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся. Поэтому результаты целесообразно оценить по двум группам показателей:
1. личностные достижения (выражающие изменения личностных качеств обучающихся под влиянием занятий в данном творческом объединении, студии, секции).
2. учебные достижения (фиксирующие предметные и общеучебные знания, умения и навыки, приобретенные в процессе освоения образовательной программы).
Данные показатели оценки результатов при выборе правильных методов контроля и педагогического инструментария раскроют т еоретическую и практическую подготовку, общеучебные умения и навыки, учебно-коммуникативные умения, учебно-организационные умения и навыки, а также компетентности, которые заложены в Федеральные государственные стандарты (метапредметные, предметные и личностные результаты освоения образовательной программы).
Показатели оценки уровня освоения программы дополнительного образования включают в себя отдельные определяемые критерии, которые зависят от цели программы, возраста обучающихся, направленности программы (художественная, военно-патриотическая и т.д.) и ее специфики (гитара, вокал, театр, классическая хореография, современные танцы и т.д.). Также показатели оценки уровня освоения программы должны совпадать и вытекать из задач и требований к уровню подготовки детей, в соответствии с каждым годом обучения по той или иной программе.
Еще одним важным показателем для дополнительных образовательных учреждений является удовлетворенность образовательным учреждением, объединением, образовательным процессом.
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Выделив показатели и критерии оценки результатов, перед нами встает вопрос «Как оценить?». На этот вопрос отвечают методы контроля обучения.
Методы контроля обучения – это способы, определяющие результативность учебно-познавательной и воспитательной деятельности. Контроль призван выявлять уровень развития обучающихся, сформированность заданных личностных качеств и степень достижения поставленных задач.
Виды контроля : предварительный, текущий, тематический, итоговый.
Для организации системы мониторинга мы используем 3 вида контроля:
1. предварительный (изучение показателей в начале учебного года – сентябрь, октябрь),
2. текущий (изучение показателей в середине учебного года — январь)
3. итоговый (изучение показателей в конце года — май).
Выбор методов определяется в соответствие реальным возможностям обучающегося (возрастные особенности); в соответствие имеющимся условиям и отведенному времени; в соответствие с возможностями педагога.
Ю.К. Бабанский выделяет следующие методы контроля:
· устный контроль (опрос, беседа),
· письменный (тесты, анкеты, кроссворды, ребусы и др.),
· контроль при помощи компьютера.
Наиболее оптимальными методами контроля для организации системы мониторинга реализации программ в дополнительном образовании является метод наблюдения, опрос, беседа, анкетирование.
Диагностический инструментарий – это совокупность педагогических методик, для организации оценки достижений обучающихся.
Диагностический инструментарий, которым могут пользовать педагоги дополнительного образования, с одной стороны должен отвечать научности и достоверности получаемой информации, а с другой, должен оставаться в области компетенции педагога. Другими словами, педагог не может использовать психологический инструментарий со сложной системой обработки получаемой информации, а нуждается в адекватном педагогическом диагностическом арсенале.
В дополнительном образовании можно использовать большое количество диагностического инструментария, однако эти методики ориентированы на детей подросткового и юношеского возраста, и мало подходят к дошкольникам и младшим школьникам.
МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Выделим показатели оценки результатов, обязательные для изучения при организации мониторинга реализации программ:
1. И зучения уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
2. Изучение уровня социализированности.
3. Изучение уровня удовлетворенности объединением.
Первый показатель «Изучение уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы » организуется методом наблюдения, т.е. педагог, выделив определенные критерии обучения, согласно возрастным особенностям, специфики, целям, задачам и требованиям программы, самостоятельно оценивает обучающегося по данным критериям, проставляя ему низкий, средний или высокий уровень освоения по определенной шкале. Также педагог при не достатке метода наблюдения, может включить такие методы как опрос или беседа с ребенком, для уточнения тех или иных знаний.
(Приложение 1. Карта и зучения уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы )
(Приложение 2. Бланк оформления результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы )
Второй показатель «Изучение уровня социализированности» организуется методом анкетирования, с помощью методики «Изучение уровня социализированности личности учащегося» разработанной профессором М.И. Рожковым. Цель методики — выявить уровень социальной адаптации, активности, автономности, воспитанности учащихся.
Обучающимся выдается список из 20 вопросов, которые ребенку необходимо оценить по определенной шкале и записав свою оценку в таблице рядом с номером вопроса. В анкете раскрываются такие критерии, как: социальная адаптированность, автономность, социальная активность и приверженность ребенка к гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) . Данная методика на детей 14-17 лет, т.е. методика проводится только с детьми старшего возраста.
(Приложение 3. Бланк для анкетирования обучающихся)
Обработку полученных данных педагог проводит самостоятельно.
Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности — с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой.
Если получаемый коэффициент больше 3, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше 2 баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.
(Приложение 4. Бланк оформления результатов социализированности)
Последний показатель, третий, « Изучение уровня удовлетворенности объединением » организуется также методом анкетирования, с помощью методики «Изучение удовлетворенности родителей образовательным учреждением » разработанной Е.Н.Степановым. Цель методики — выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива. Анкетирование ориентировано для родителей.
На собрании родителям предлагается в бланке внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.
(Приложение 5. Бланк для анкетирования родителей)
Обработку полученных данных педагог проводит самостоятельно.
Удовлетворенность работой учреждения, в нашем случае объединения, («У») определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.
Если коэффициент «У» равен 3 или больше этого числа, это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент «У» меньше 2, это является показателем низкого уровня удовлетворенности деятельностью образовательного учреждения.
Если ребенок старше 14 лет, то данную методику он может заполнить самостоятельно в адаптированном варианте. Организация и обработку полученных данных проводится аналогично педагогом.
(Приложение 6. Бланк для анкетирования детей старше 14 лет)
(Приложение 7. Бланк оформления результатов удовлетворенности)
Источник: znanio.ru
VI. Мониторинг реализации приоритетных проектов (программ)
45. Мониторинг реализации приоритетных проектов (программ) представляет собой систему мероприятий по измерению фактических параметров приоритетных проектов (программ), расчету отклонения фактических параметров приоритетных проектов (программ) от плановых, анализу их причин, прогнозированию хода реализации приоритетных проектов (программ), принятию управленческих решений по определению, согласованию и реализации возможных корректирующих воздействий.
46. Мониторинг реализации приоритетных проектов (программ) проводится в отношении:
а) паспорта приоритетного проекта (программы);
б) сводного плана приоритетного проекта (программы);
в) рабочего плана приоритетного проекта (программы).
47. Мониторинг реализации приоритетных проектов (программ) осуществляют:
а) руководитель приоритетного проекта (программы) — в отношении рабочего плана приоритетного проекта (программы) и включенных в него мероприятий по корректирующим воздействиям, поручений и решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, президиума Совета, проектного комитета в рамках реализации приоритетного проекта (программы);
б) проектный комитет — в отношении сводного плана приоритетного проекта (программы), поручений и решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, президиума Совета, проектного комитета в рамках реализации приоритетного проекта (программы);
в) президиум Совета — в отношении паспорта приоритетного проекта (программы), поручений и решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, президиума Совета в рамках реализации приоритетного проекта (программы);
г) федеральный проектный офис — в отношении паспортов, сводных планов, рабочих планов приоритетного проекта (программы) в рамках реализации приоритетного проекта (программы).
48. Подготовка, согласование и представление отчетности в рамках приоритетного проекта (программы) организуются в соответствии с планом управления приоритетным проектом (программой).
49. Руководитель приоритетного проекта (программы) ежемесячно, не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца, представляет данные мониторинга реализации приоритетного проекта (программы) в федеральный проектный офис в части реализации паспорта приоритетного проекта (программы), сводного плана приоритетного проекта (программы), поручений и решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, президиума Совета, проектного комитета в рамках реализации приоритетного проекта (программы). Данные мониторинга реализации приоритетного проекта (программы) определяются с учетом методических рекомендаций федерального проектного офиса.
50. Федеральный проектный офис анализирует представленную информацию о ходе реализации приоритетных проектов (программ), при необходимости инициирует рассмотрение соответствующих вопросов на заседаниях проектного комитета или заседании президиума Совета.
51. Данные мониторинга реализации приоритетного проекта (программы) рассматриваются на заседаниях проектного комитета. Информацию о ходе реализации приоритетного проекта (программы) докладывает руководитель приоритетного проекта (программы). В случае выявления рисков реализации приоритетных проектов (программ), требующих внесения изменений в паспорт и (или) сводный план приоритетного проекта (программы), дополнительно к информации о ходе реализации приоритетного проекта (программы) докладывается информация о принятых мерах и (или) представляются соответствующие предложения о мероприятиях по корректирующим воздействиям. В рамках указанных заседаний могут приниматься решения о проведении оценок и иных контрольных мероприятий приоритетного проекта (программы) или иные решения в отношении приоритетных проектов (программ).
52. Данные мониторинга реализации приоритетных проектов (программ) к заседаниям президиума Совета и проектного комитета представляются федеральным проектным офисом.
53. Мероприятия по корректирующим воздействиям, включенные в сводный или рабочий планы приоритетного проекта (программы), подлежат контролю на уровне органа, утвердившего внесение изменений в соответствующий план.
54. Мониторинг реализации приоритетного проекта (программы) проводится начиная с принятия решения об утверждении паспорта приоритетного проекта (программы) и завершается в момент принятия решения о его закрытии.
55. Руководителем приоритетного проекта (программы) подготавливается ежегодный отчет о ходе его реализации в сроки, определенные сводным планом приоритетного проекта (программы). После одобрения проектным комитетом указанный отчет публикуется функциональным заказчиком приоритетного проекта (программы).
56. Ежегодный сводный отчет о ходе реализации портфеля приоритетных проектов (программ) подготавливается федеральным проектным офисом и публикуется по итогам одобрения президиумом Совета.
VII. Оценка и иные контрольные мероприятия
реализации приоритетных проектов (программ)
57. Плановые оценки и иные контрольные мероприятия в отношении приоритетного проекта (программы) осуществляются в соответствии с планом согласований и контрольных мероприятий приоритетного проекта (программы). Данные, необходимые для проведения оценок и иных контрольных мероприятий, предоставляются с учетом методических рекомендаций федерального проектного офиса.
58. При формировании плана согласований и контрольных мероприятий приоритетного проекта (программы) руководитель приоритетного проекта (программы) и заинтересованные органы государственной власти обеспечивают согласованность проведения оценок и иных контрольных мероприятий по срокам и мероприятиям в целях минимизации затрат ресурсов как проверяющих органов, так и участников приоритетного проекта (программы).
59. В отношении реализуемых приоритетных проектов (программ) могут проводиться следующие виды оценок и иных контрольных мероприятий реализации приоритетного проекта (программы):
а) плановые оценки и иные контрольные мероприятия, реализуемые федеральным проектным офисом при необходимости с привлечением федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, экспертных и иных организаций, в том числе:
ежегодная комплексная оценка приоритетного проекта (программы), включающая оценку рисков и реализуемости приоритетного проекта (программы), оценку соответствия стратегическим задачам и приоритетам Российской Федерации;
оперативная оценка хода реализации приоритетного проекта (программы) при прохождении ключевых этапов и контрольных точек, в том числе в отношении достижения ожидаемых результатов и выгод приоритетного проекта (программы);
оценка успешности и итогов реализации приоритетного проекта (программы);
б) плановые оценки, проверки и иные контрольные мероприятия, реализуемые органами государственной власти, а также государственными и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) экстренная углубленная оценка или иное контрольное мероприятие, реализуемые федеральным проектным офисом, в том числе по результатам мониторинга реализации приоритетного проекта (программы), при необходимости с привлечением федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, экспертного совета, общественно-делового совета и иных организаций в целях разрешения кризисной ситуации, связанной с реализацией приоритетного проекта (программы), а также оперативная оценка реализации антикризисных мероприятий.
60. По итогам проведенных оценок и иных контрольных мероприятий Президент Российской Федерации, Совет, Правительство Российской Федерации, президиум Совета, проектный комитет могут принять решения о внесении изменений в паспорт, сводный план, рабочий план приоритетного проекта (программы).
Функциональная структура
системы управления проектной деятельностью
в Правительстве Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 октября 2016 г. № 1050)
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Источник: cyberpedia.su