Аудит является, с одной стороны, средством мгновенного улучшения качества и снижения затрат на его обеспечение, с другой стороны, инструментом доказательства соответствия достигнутого качества установленным требованиям.
Мониторинг – деятельность, включающая измерение, анализ и улучшение качества проверяемого объекта: процесса, продукции, документации, элементов производственной системы и системы управления качеством. Результаты мониторинга используются для оценки результативности действий по обеспечению, корректировке, предупреждению или улучшению качества.
Техника аудита описывает порядок выполнения работ по планированию, проведению доказательства соответствия, анализу результатов, составлению отчета.
Самоанализ проводится самостоятельно работником с целью выявления ошибок в работе и ее корректировке для достижения требуемого качества работы и ее результата с наименьшими затратами.
При планировании аудита необходимо учитывать, что он является частью (элементом) самой системы QM, «инструментом немедленного улучшения качества и снижения затрат» [1].
Настройка аудита и доступа к подсистеме мониторинга Континент 4
Внутренний аудит имеет целью выявить «слабые места» и определить мероприятия по улучшению для постоянного обеспечения качества в соответствии с требованиями. Внутренний аудит также должен методически помочь в подготовке системы к сертификации и жестко проконтролировать выполнение обязательных пунктов плана мероприятий с оценкой их эффективности [4].
Общими целями всех видов аудита является проверка соответствия и выработка рекомендаций по улучшению качества. Проведение мероприятий по улучшению является задачей руководителя проверяемого отдела. Эффективность мероприятий по улучшению проверяется аудитором в рамках дополнительного аудита.
Аудит является методом улучшения качества, т.к. при его проведении не только выявляются отклонения в процессах и в деятельности подразделения или предприятия, но и определяются эффективные пути их устранения и снижения затрат. Параллельно оценивается эффективность раннее внедренных мероприятий.
Аудиту подвергаются система в целом, методы (процессы, документация) и продукты (табл. 7.1).
Назначение и основы проведения аудита в системе качества
Вид аудита | Назначение | Основы проведения |
Аудит системы | Оценка эффективности системы QM, оценка знаний персонала и проверка на соблюдение отдельных элементов QS | Справочник по качеству, инструкции, документы по заказу, директивы, спецификации и отчеты по качеству |
Аудит процессов (методов) | Эффективность процессов по элементам QS, подтверждение способности обеспечить качество. Целесообразность методов и мероприятий по улучшению | Специальные методы изготовления. Документы по проведению проверки методов. Требования к квалификации персонала |
Аудит продукта | Исследование определенного количества готовой продукции. Подтверждение качества и определение возможностей по его улучшению | Директивы по качеству, контрольная производственная документация, производственные средства для специальных деталей, узлов |
Правила внутреннего контроля аудиторской организации и индивидуального аудитора
Сертификационный (внешний) аудит проводится с целью обеспечения конкурентных преимуществ предприятия на рынках сбыта. Как показали исследования, наличие у изготовителя сертификата на систему вызывает рост доверия у потребителя, снижает тяжесть негативных последствий, вызванных «нарушением качества» в сфере обращения (действие закона передачи ответственности за качество) [30].
Наличие на предприятиях сертифицированных систем управления качеством сказывается не только на показателях качества, но и непосредственно на результатах бизнес — деятельности (табл. 7.2) [5].
Влияние процесса сертификации на состояние дел
Показатели улучшения | Доля предприятий (%), где произошло улучшение деятельности |
1. Улучшился имидж предприятия 2. Осознание важности качества 3. Установление четкой ответственности работников 4. Реорганизация структуры предприятия 5. Повышение эффективности производства 6. Повышение степени удовлетворения заказчика 7. Повышение конкурентоспособности 8. Упрощение процессов производства 9. Рост коллективизма 10. Отказ от ожидания немедленного роста прибыли 11. Соответствие эффекта ожиданиям 12. Гибкие цели деятельности 13. Улучшение внутренних и внешних коммуникаций 14. Внедрены методы статистического контроля | 21,3 18,0 18,0 26,2 16,4 14,8 14,8 13,1 13,1 8,1 8,1 8,1 8,1 4,9 |
Содержание и цели мониторинга значительно шире аудита, т.к. его результаты используются для своевременного реагирования на выявленные изменения в деятельности не только по обеспечению качества, но и в общем управлении предприятия.
Мониторинг может быть реактивный и опережающий. Реактивный мониторинг требует проведения соответствующих мер, направленных на проверку выполнения согласованных управленческих действий, оценку их эффективности. Опережающий мониторинг настраивает предприятие на предупреждение потерь и максимизацию достижений в будущем.
Мониторинг обеспечивает наличие обратной связи, позволяющей предприятию извлекать дополнительные преимущества от распространения передового опыта и предупреждения возможных нарушений в работе.
При планировании мониторинга необходимо составить перечень измеряемых параметров и методов их измерения, а также решить, какие затраты следует считать репрезентативными.
Система мониторинга должна учитывать оценки текущих и будущих рисков, накопленный опыт мониторинга, планируемые инициативы по совершенствованию деятельности предприятия, по обеспечению качества.
При реализации философии всеобщего качества используется столько самых разных типов команд, что порой отличить одну от другой бывает трудно.
• Управляющие комитеты (или советы по качеству) — руководящие команды, которые направляют деятельность организации и добиваются сфокусированности в работе.
• Команды по решению проблем — команды, состоящие из подчиненных и начальников, которые собираются, чтобы анализировать проблемы, возникающие на рабочем месте, в том числе связанные с качеством и производительностью, или команды ad hoc (с лат. — единственно с целью, то есть создаваемые при возникновении какой-то нестандартной ситуации), перед которыми ставится конкретная задача, например команды по разработке организационной структуры, или архитекторы изменений, о чем говорилось в предыдущей главе.
• Команды по улучшению повседневной работы — люди, которые работают вместе каждый день и участвуют во всем процессе изготовления единицы продукции.
• Самоуправляемые команды — рабочие команды, имеющие полномочия выпускать продукцию и контролировать выполнение своих решений.
• Виртуальные команды — команды, члены которых через компьютер подключаются к работе команды по мере необходимости. Благодаря Интернету и средствам электронной коммуникации виртуальные команды начинают играть все более важную роль.
• Проектные команды — команды, занимающиеся конкретными вопросами при освоении новых участков или решающие сложные задачи. В связи с широким распространением философии «Шесть сигм» значимость проектных команд существенно повысилась.
Вопросы для самостоятельной подготовки.
1. Виды аудита и причины его проведения.
2. Техника проведения аудита.
3. Техника самоанализа процессов.
4. Алгоритм проведения сертификационного аудита.
6. Динамический мониторинг и управление информацией о качестве.
7.Методы организации командной работы.
Задание для самостоятельной работы к теме № 7.
Дайте классификацию аудитов, проводимых в рамках системы качества. Составьте таблицу сравнения по следующим критериям: цель, причины проведения, сущность, порядок проведения, участники, результаты.
Выберите конкретный вид аудита, постройте алгоритм его проведения, опишите этапы и составьте отчет по аудиту. В чем отличие мониторинга от аудита? Постройте схему мониторинга для любого процесса производства.
Контрольные вопросы
1. Назовите общие черты и отличия мониторинга и аудита.
3. Как организовать мониторинг?
4. Охарактеризуйте реактивный мониторинг.
5. В чем отличие реактивного мониторинга от опережающего?
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
9.5.6 Мониторинг и анализ программы аудита
Для оценки достижения целей и выявления возможностей улучшения программы аудита должен проводиться мониторинг реализации и через определенные промежутки времени — анализ программы аудита. Результаты должны быть представлены высшему руководству.
Должны быть использованы индикаторы работы для мониторинга следующих характеристик:
— способность аудиторских групп реализовать план аудита;
— соответствие программам и графикам аудитов;
— обратная связь с заказчиками аудита, проверяемыми организациями и аудиторами.
Анализ программы аудита должен учитывать:
а) результаты и тенденции, выявленные при мониторинге;
б) соответствие процедурам;
в) выявление потребностей и ожиданий заинтересованных сторон;
г) записи по программе аудита;
д) альтернативные или новые способы проведения аудита;
е) согласованность деятельности аудиторских групп в сходных ситуациях.
По результатам анализа программы аудита могут быть проведены корректирующие и предупреждающие действия, а также улучшение программы аудита.
9.6 Действия при аудите
9.6.1 Общие положения
Настоящий пункт содержит руководящие указания по планированию и проведению аудита как части программы аудита. Рисунок 3 дает общее представление об основных действиях при аудите. Степень применимости положений данного параграфа зависит от объема и сложности конкретного аудита и предполагаемого назначения заключений по результатам аудита.
9.6.2 Начало аудита
9.6.2.1 Назначение руководителя аудиторской группы
Лица, назначенные ответственными за руководство программой аудита, должны назначить руководителя аудиторской группы для конкретного аудита.
В случае проведения совместного аудита проверяющие организации до начала аудита должны прийти к соглашению по конкретным обязанностям каждой организации, особенно в отношении полномочий руководителя группы, назначенного для аудита.
9.6.2.2 Определение целей, объема и критериев аудита
В рамках общих целей программы аудита конкретный аудит должен основываться на документированных целях, объеме и критериях.
Цели аудита определяют, что должно быть достигнуто аудитом, и могут включать в себя следующее:
а) определение степени соответствия системы управления проверяемой организации или ее частей критериям аудита;
б) оценка способности системы управления обеспечить соответствие законодательным, регламентирующим и контрактным требованиям;
в) оценка результативности системы управления в достижении поставленных целей;
г) определение областей возможного улучшения системы управления.
Рис.3 — Обзор основных действий при аудите
Объем аудита описывает масштаб и границы аудита, такие, как физическое расположение, организационные единицы, деятельность и процессы, подлежащие проверке, а также период времени, требуемый для проверки.
Критерии аудита используются в качестве ориентира при определении соответствия и могут включать в себя применимые политики, процедуры, стандарты, законы и требования, в том числе требования системы менеджмента, контрактные требования или кодексы промышленного/делового сектора.
Цели аудита должны быть определены заказчиком аудита. Объем и критерии аудита должны быть определены совместно заказчиком аудита и руководителем аудиторской группы в соответствии с процедурами по программе аудита. Любые изменения целей, объема и критериев аудита подлежат согласованию этими же сторонами.
В случае проведения комплексного аудита руководитель аудиторской группы должен обеспечить соответствие целей, объема и критериев аудита характеру комплексного аудита.
9.6.2.3 Определение осуществимости аудита
Осуществимость аудита должна быть определена с учетом таких факторов:
а) достаточность и соответствие информации для планирования аудита;
б) готовность к сотрудничеству со стороны проверяемой организации;
в) наличие времени и соответствующих ресурсов.
Если аудит неосуществим, то по результатам консультаций с проверяемой организацией заказчику аудита должен быть предложен альтернативный вариант.
Источник: studfile.net
Мониторинг и анализ программы аудита
III стадия – мониторинг и анализ программы аудита (впервые появилось в стандарте ISO 19001:2002) предполагает отслеживание и периодическую проверку степени достижения поставленных целей с последующим выявлением (идентификацией) возможности улучшения в несколько этапов:
- мониторинг и анализ программы;
- определение необходимости в корректирующих действиях программы;
- определение возможностей для улучшения программы.
Стандарт рекомендует использовать показатели эффективности для мониторинга следующих характеристик:
- соответствия программы аудита намеченным графикам работ;
- обратной связи с заказчиками аудита, проверяемыми организациями и аудиторами;
- способности групп по аудиту к выполнению плана аудита.
Для оценки достижения целей и выявления возможностей улучшения программы аудита должен проводиться мониторинг реализации и, через определенные промежутки времени, анализ программы аудита с последующим представлением результатов высшему руководству.
Так, анализ программы аудита должен учитывать:
1) результаты и тенденции, выявленные при мониторинге;
2) соответствие процедурам;
3) растущие потребности и ожидание заинтересованных сторон;
4) записи программы аудита;
5) альтернативные или новые методики проведения аудита;
6) согласованность деятельности аудиторских групп в сходных ситуациях.
Следствием результатов анализа программы аудита могут быть корректирующие, предупреждающие действия, а также улучшение и последующее развитие программы аудита.
В заключении по результатам аудита может быть указано на необходимость корректирующих, предупреждающих действий или действий по улучшению, при необходимости. Такие действия обычно разрабатываются и проводятся проверяемой организацией в течение согласованного срока и не рассматриваются как часть аудита.
Проверяемая организация должна информировать заказчика аудита о статусе таких действий. Выполнение и результативность корректирующих действий должны быть верифицированы (проверены). Верификация может быть частью очередного аудита. В программе аудита может быть определено проведение последующего аудита членами аудиторской группы, имеющими ценный опыт. В таких случаях следует обратить внимание на обеспечение независимости при очередном аудите.
Воспользуйтесь поиском по сайту:
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с) .
Источник: studopedia.org