Целью курсовой работы стало обобщение теоретических основ и выделение практических аспектов проведения мониторинга и оценки государственных и муниципальных программ.
Поставленная цель обусловила решение ряда задач:
— раскрыть сущность мониторинга и оценки государственных и муниципальных программ;
— выделить основные методы сбора, анализа и обработки данных;
— охарактеризовать этапы процесса мониторинга и оценки программ;
— изучить планирование оценки государственных и муниципальных программ;
— рассмотреть предложения по организации мониторинга и оценки государственных и муниципальных программ в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы мониторинга и оценки государственных и муниципальных программ 6
1.1. Сущность мониторинга и оценки государственных и муниципальных программ. 6
1.2. Основные методы сбора, анализа и обработки данных 10
1.3.Этапы процесса мониторинга и оценки программ 15
Глава 2. Практические аспекты проведения оценки государственных и муниципальных программ 23
Мониторинг качества дошкольного образования-2022 в Республики Башкортостан: результаты и перспективы
2.1.Планирование оценки государственных и муниципальных программ 23
2.2. Предложения по организации мониторинга и оценки государственных и муниципальных программ в Российской Федерации 29
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Источник: www.yaneuch.ru
Мониторинг муниципальных программ
Мониторинг, как уже было отмечено, это периодическое отслеживание хода реализации программы путем сбора и анализа информации. Отслеживаются, в частности, соответствие хода программы изначальному графику, факт и степень достижения планировавшихся результатов. Последнее определяется с помощью системы индикаторов результативности, утверждаемой на стадии разработки концептуальной части программы. В зависимости от того, достигнуты плановые значения индикаторов или нет, делается вывод о степени выполнения поставленных программой задач.
Выбор индикаторов — ключевое условие успешного мониторинга реализации программы. Каждая муниципальная программа имеет одну или несколько целей, достижение которых приурочено к определенному времени. Каждой цели программы должны быть поставлены в соответствие соответствующие индикаторы (один или несколько) и определено их значение, которого предполагается достичь по окончании программы. Возможные (ориентировочные) значения целевых индикаторов программы определяются на основе прогноза, а фактические значения — на основе мониторинга.
Индикаторы могут быть как количественными, так и качественными. К ним предъявляется ряд требований. Индикаторы должны быть:
конкретными (измеримыми, достижимыми, релевантными с указанием сроков); обоснованными для всех заинтересованных сторон и отражающими требуемые результаты;
Запись вебинара «Практика организации мониторинга муниципальных программ» 29 мая 2015 года в 14:00
чувствительными (отражающими необходимые изменения); эффективными (оправдывающими затраты времени и средств на сбор информации);
своевременными (обеспечивающими возможность своевременного сбора и анализа информации);
опирающимися на уже имеющиеся базы данных или на результаты других проектов.
Чтобы с помощью системы индикаторов можно было решить поставленные задачи, она должна отвечать ряду условий. К числу последних относится, в частности, комплексный характер системы показателей. С учетом того что муниципальное образование рассматривается как единая система, индикаторы должны отражать ситуацию во всех сферах, охваченных программой, причем находящихся как в прямом управлении муниципальных властей (муниципальный сектор), так и в косвенном (независимые предприятия и организации). Одновременно индикаторы, использующиеся для описания различных, но взаимосвязанных аспектов экономических и социальных процессов, должны быть методологически согласованы, опираться на единую концепцию, использовать единые определения и классификации. Принцип комплексности реализуется в силу того, что программа разрабатывается с учетом единой концепции или стратегии развития города — с соответствующими приоритетами и сведенными в единый план-график мероприятиями по реализации программы.
Другое условие — полнота охвата в сочетании с относительной простотой системы индикаторов. В идеале система мониторинговых индикаторов должна отразить достаточно широкий спектр экономических и социальных процессов, происходящих в муниципальных образованиях, что требует сбора и обработки большого объема статистических данных с использованием значительных сил и средств. Однако на практике решения по тем или иным управленческим вопросам часто принимаются в условиях неполноты информации, недостатка времени на детальное информационное обеспечение, необходимости экономить средства и других ограничивающих факторов.
Поэтому нередко для мониторинга используется ограниченное количество наиболее важных индикаторов, отражающих количественные и качественные процессы в экономике и социальной сфере города. Это позволяет при относительно небольших усилиях организовать оперативный мониторинг (например, с периодичностью раз в квартал / раз в полгода / раз в год в зависимости от характера отслеживания первичных данных). В этом случае система показателей не будет громоздкой, перегруженной информацией, в то же время она будет достаточной для первичного анализа, определения ключевых проблемных сфер и точек роста. Хранится, обрабатывается, передается информация с использованием компьютерной техники. В дальнейшем обозначенные с помощью данной системы показателей вопросы могут быть изучены дополнительно, на основе вновь собранной информации, ее уточнения и более глубокой обработки.
Еще одно условие — возможность насыщения системы индикаторов достоверной информацией и их сопоставимость. Система показателей должна быть реалистичной, то есть включать показатели, которые фактически могут быть получены, причем на постоянной основе. Исключительно важное условие — сопоставимость показателей во времени и пространстве, необходимая как для отслеживания динамики социально-экономического развития, так и для сопоставления муниципальных образований друг с другом, сравнения значений показателей со средними значениями по регионам, стране в целом, другим странам.
При разработке системы показателей в качестве основы обычно используются стандартные классификации Росстата. Кроме того, в систему включаются показатели, для которых требуется информация, не представленная в стандартных статистических классификациях. В эту категорию попадают данные отраслевого характера (они, как правило, существуют в качестве внутренней информации в различных отраслевых подразделениях — ЖКХ, пассажирский транспорт и др.), оценочные данные и некоторые другие. Возможны также ситуации, когда для отдельных показателей потребуются дополнительные исследования, однако целесообразность использования таких показателей в соотнесении с затратами на их получение предстоит оценить дополнительно.
Следующее условие — открытость системы индикаторов для пользователя. Практика показывает, что доступность информации о социально-экономическом развитии муниципального образования становится одним из решающих условий привлечения инвесторов, а также эффективного использования муниципальных ресурсов. Открытие для пользователя информации о муниципальном образовании — существенный элемент городской маркетинговой программы исходя из того принципа, что лучше отрицательная информация о муниципальном образовании, чем отсутствие какой бы то ни было информации.
Потребителями мониторинговой информации о городских программах должны стать не только сотрудники местной администрации и депутаты органа представительной власти, но и общественность, инвесторы, представители государственной власти (региональной и федеральной), бизнеса, научных и образовательных организаций, консалтинговых структур.
Система индикаторов может использоваться не только для мониторинга программы, но и для достижения более широких аналитических целей. В частности, для изучения динамики процессов социально-экономического развития, а также сравнения данного муниципального образования с другими муниципалитетами.
Мониторинг является регулярным действием. Он будет приносить пользу только если измерения проводятся достаточно часто и через равные промежутки времени. Мониторинговые действия от случая к случаю не имеют никакой ценности.
Не следует смешивать понятия мониторинга и учета данных. Мониторинг, в отличие от механического учета, предполагает тщательный отбор информации и представление ее в том виде, какой может помочь выявить проблемы или способствовать их решению. Таким образом, мониторинг показывает не только что сделано, но и насколько хорошо проводится работа.
Использование мониторинга как управленческого инструмента дает возможность:
выявлять на ранних стадиях и исправлять проблемы в процессе реализации программы;
получать полезную информацию о работе персонала, реализующего программу, и его потребностях;
находить эффективные способы использования ресурсов программы.
Материал взят из книги Управление муниципальным экономическим развитием (Г.Ю. Ветров)
Источник: studik.net
СОСТАВ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Направление предназначено для проведения мониторинга исполнения государственных программ и включает:
- Загрузку фактических значений по объемам финансирования из автоматизированных систем исполнения бюджета
- Загрузку изменений по госпрограммам
- Хранение истории изменений по госпрограммам по целям, задачам, показателям, финансированию
- Формирование отчетности об исполнении ГП и ПП
ЗАКУПКИ ДЛЯ НУЖД ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ.
РЕГИОНАЛЬНАЯ КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА
В рамках данного направления производится выгрузка информации по перечню мероприятий государственных программ в региональные контрактные системы
КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ГП
В рамках направления проводится:
- Загрузка плановых значений показателей
- Сравнение и контроль плановых и фактических показателей по мероприятиям по показателям результата и финансированию
- Проведение контроля реализации мероприятий государственных программ по ключевым событиям
- Формирование отчетности по исполнению государственных программ
АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ
В рамках данного направления осуществляется мониторинг государственных программ на веб – портале и в мобильном приложении iMonitoring:
- Формирование карточек государственных программ
- Централизованное ведение в единой базе данных информации по всем муниципальным программам всех муниципальных районов, городских округов и поселений с подключением муниципалитетов через веб– интерфейс
- Сбор показателей исполнения государственных программ с помощью веб-интерфейсов сбора
- Загрузка данных об исполнении государственных программ и утвержденных плановых объемов финансирования государственных программ из автоматизированных систем планирования и исполнения бюджета
- Мониторинг результатов выполнения государственных программ: фактическое финансирование, достижение целевых показателей, оценка их влияния на изменение ситуации в различных сферах региона и выявление причин отклонений от запланированных показателей
- Анализ выполнения планов реализации государственных программ
- Оценка эффективности реализации государственных программ в соответствии c нормативно-правовыми актами региона
- Построение рейтинга исполнения государственных программ
- Ранжирование программ по уровню эффективности реализации программ
- Кластеризация программ по уровню эффективности
- Формирование аналитической отчетности на веб-портале системы
Мобильное приложение «iMonitoring»
Мобильная версия программного комплекса – аналитическое приложение для смартфонов и планшетов на базе iOS и Android.
Приложение отражает актуальную официальную информацию по мониторингу и анализу эффективности реализации государственных программ территории.
Видеопрезентация
Скриншоты
Скачать приложение
Задать вопрос
Скачать буклет
Учебный центр
- Vk
- Youtube
- Telegram
Cookie и настройки приватности
Как мы используем cookies