Критерии и индикаторы деятельностно-субъектных и эмоционально-субъектных проявлений ребенка
в образовательной области «Познавательное развитие»
Ранний возраст
дошкольный возраст
Средний дошкольный
Старший дошкольный
Ребенок на пороге школы
Индикаторы
Способность к изучению и открытию мира природы.
1
С помощью взрослого: узнаёт объекты и явления неживой природы, называет характерные признаки и особенности образа жизни животных и растений.
4
При поддержке взрослого: называет объекты живой и неживой природы; различает растения ближайшего природного окружения, выделяет части растения, потребности растений и животных, комментирует сезонные изменения в природе.
7
С помощью взрослого: сравнивает объекты природы и материалы, выделяя признаки отличия и единичные признаки сходства в природном мире; — распределяет животных и растения по местам их произрастания и обитания (обитатели леса, луга, водоёма, клумбы).
Значение слова мониторинг социальных медиа. Что такое мониторинг социальных медиа.
10
Под руководством взрослого — сравнивает растения и животных по разным основаниям, относит их к определённым группам по признакам сходства и отличия; рассуждает об объектах неживой природы, — устанавливает стадии роста и развития хорошо знакомых животных и растений.
13
Под руководством взрослого узнает о росте, развитии и размножении животных и растений как признаков живого; сравнивает объекты и явления природы по множеству признаков сходства и различия; называет небесные тела и светила;
Стадия поддержки
2
Имеет представление: об объектах и явлениях неживой природы, доступных непосредственно му восприятию о конкретном животном или растении, отдельных его частях, их
5
Выявляет свойства качества и отличительные признаки объектов мира природы, различает растения ближайшего природного окружения объекты и явления неживой природы по ярким признакам и их названию; объединяет объекты мира природы в видовые категории с указанием
8
Самостоятельно: — различает назначение основных органов и частей растений, животных, человека; — различает домашних и диких животных по существенным признакам; — устанавливает изменения во внешнем виде (строении) хорошо знакомых растений и животных
11
Самостоятельно: — имеет представления о многообразии мира растений и животных, называет различия в потребностях у конкретных животных и растениях, сравнивает, группирует растения и животные по признакам сходства и различия; устанавливает последовательность сезонных изменений в
14
Экспериментирует по выявлению свойств и качеств объектов и материалов неживой природы с использованием разных способов проверки предположений; имеет четкие представления о живой природе на основе существенных признаков (двигаются, питаются, дышат, растут и развиваются); устанавливает цикличность сезонных изменений в природе (цикл года как последовательная смена времён года);
Стадия самостоятельности
характерных признаках, особенностях образа жизни. характерных признаков. в процессе роста и развития природе, устанавливает причины явлений в неживой природе; соблюдает правила поведения в природе; — соблюдает правила поведение направленные на сохранение природных объектов
Вебинар для ДОУ: инструмент мониторинга в ДОУ, образовательные траектории
3
Проявляет активность и интересуется животными ближайшего природного окружения, замечает цветущие растения и явления природы.
6
Проявляет эмоции радостного удивления и словесную активность в открытии мира природы; Делится со сверстниками впечатлениями о ярких сезонных изменениях об объектах живой и неживой природы, комментирует и рассуждает о признаках животного и растительного мира
9
Замечает и выделяет разнообразие явлений природы, проявляет наблюдательность, замечая в мире природе изменения, эмоционально откликается на красоту природы, составляет описательные рассказы, отражает в речи результаты наблюдений, высказывает мнения, делится впечатлениями со сверстниками.
12
По собственной инициативе проявляет интерес к проектной деятельности. Осознает правила поведения в природе и разнообразные ценности природы (эстетическая, познавательная, практическая природа, как среда Комментирует явления природы внешний вид и повадки животных в процессе роста. Имеет четкие представления о сообществах растениях и животных.
15
Проявляет инициативу: -отличается широтой кругозора; — интересно и с увлечением делится впечатлениями, рассуждает о явлениях природы; — применяет правила взаимодействия с растениями и животными при осуществлении различной деятельности; — высказывает предположения о причинах природных явлений, рассуждает о красоте природы, составляет творческие рассказы, сказки на экологические темы.
Стадия инициативности и творчества
Сформированность представлений о
1
При поддержке взрослого называет свое имя, предметы ближайшего окружения, имена членов своей семьи и воспитателей.
4
При поддержке взрослого рассказывает о себе, о составе своей семьи; — узнает свой дом и свою группу; — различает людей по половой принадлежности, возрасту.
7
При поддержке взрослого сравнивает людей разного возраста и пола, — различает особенности внешности, профессиональные занятия; — называет родной город, страну.
10
С помощью взрослого называет социальные роли, выполняемые взрослыми; — оценивает поступки людей разного пола с учетом гендерной принадлежности; -называет некоторые особенности своего организма; — рассказывает о своем городе, его некоторых достопримечательностях, — проявляет толерантность к людям разной
13
С помощью взрослого называет социальные и профессиональные роли людей, — демонстрирует различные формы общения и взаимодействия с детьми и взрослыми; — рассказывает о себе, своей семье, о родном городе и стране. — По инициативе взрослого проявляет толерантность к сверстникам разных национальностей.
Стадия поддержки
себе, о других людях, малой Родине и народах мира
национальности.
2
Имеет представление о себе, семье, детском саде; — проявляет радостные эмоции от общения с близкими и воспитателями в группе.
5
Проявляет интерес к занятиям детей и взрослых; — различает детей и взрослых по возрасту, по полу, особенностях внешности, по одежде; — имеет представление о составе своей семьи любим занятиях близких; — использует слова, обозначающие разнообразные. действия взрослых.
8
Проявляет интерес к общению со сверстниками, другим людям, их действиях, профессиям; — называет свое имя, фамилию, возраст, пол, любимые занятия и увлечения; — интересуется особенностями своего организма; — имеет начальные представления о городе, стране, городских объектах, видах транспорта.
11
Рассказывает о себе и своей семье, собственных увлечениях, достижениях, интересах; — интересуется жизнью семьи и детского сада; — осознает особенности проявления характерных мужских и женских качеств, социальных ролей, выполняемых взрослыми; — называет столицу, герб, флаг, рассказывает о содержании основных государственных праздников; — пользуется правилами поведения в общественных местах.
14
Понимает разнообразие профессиональных и социальных ролей людей, — освоил общечеловеческие нормы поведения общения и взаимодействия; — демонстрирует представления о родной стране, государственных праздниках и традициях, о многообразии стран и народ мира. города, места труда и отдыха, — ориентируется в государственных символах, проявляет интерес к истории и культуре своей страны и других народов; — осознает необходимость толерантного отношения к людям разной национальности.
Стадия самостоятельности
По части программы, формируемая участниками образовательных отношений
Называет особенности природного края, места проживания, культуры народа; проявляет интерес к традициям, праздникам народов.
3
Дружелюбен, доброжелателен к сверстникам с интересом участвует в общих делах и играх с воспитателем и сверстниками.
6
Проявляет любопытство задает вопросы «Кто такой?», «Что делает?»; — различает людей по полу, по возрасту (детей, взрослых, пожилых людей), как в реальной жизни, так и на
9
Рассказывает о профессиональных действиях людей, некоторых инструментах; -применяет отдельные правила поведения на улице, в транспорте; -называет некоторые общественные
12
Имеет представления о людях их нравственных качествах их гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, о правилах взаимодействий взрослых и детей; — активно интересуется городом, в котором живет, делится со сверстниками сведениями о своем городе его истории,
15
Рассказывает о себе, некоторых чертах характера, интересах, увлечениях, личных предпочтениях и планах на будущее; — активно участвует в беседах на тему родного города, страны и многообразия народов мира, -сформированы представления о жизни людей в прошлом и настоящем, об истории города, страны и многообразии народов
Стадия инициативности и
иллюстрациях; — проявляет положительное отношение к ближайшему окружению. праздники и события города и страны и по своей инициативе стремится отразить их в продуктивной деятельности. достопримечательностях, -называет страну (столицу), ее государственные символы, — проявляет интерес к жизни людей в других странах. мира
творчества
Стадия инициативности и
По части программы, формируемая участниками образовательных отношений
Активно участвует в беседах о многообразии национальностей, называет элементы народных костюмов, предметов быта, ориентируется в названиях праздников, событий, проявляет гордость за свой край.
Способность к практическим
1
При поддержке взрослого использует простейшие способы обследования; сравнения предметов по свойству, определение сходства- различия.
4
С помощью взрослого использует простейшие способы экспериментировани я и слова, обозначающие свойства и отношения предметов.
7
С помощью взрослого использует поисковые действия; — называет слова, обозначающие свойства предметов и способы обследования.
10
С помощью взрослого устанавливает простейшие зависимости между объектами (сохранения и изменения, порядка следования, преобразования, пространственные и временные зависимости).
13
С помощью взрослого включается в коллективное исследование, обсуждает его ход, договаривается о совместных продуктивных действиях.
Стадия поддержки
действиям экспериментального характера
2
Проявляет интерес к обследованию окружающих предметов и веществ (вода, песок, солнечные лучи).
5
Интересуется играми и материалами, с которыми можно практически действовать; — находит объект по указанным признакам; — воспринимает и обобщает группу предметов по свойствам и нескольким действиям обследования, -пользуется предэталонами и эталонами.
8
Проявляет любознательность: задает поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?») -использует эталоны с целью определения свойств качеств предметов.
11
— Способен самостоятельно организовать поисково- исследовательскую деятельность, — умеет отражать результаты познания в речи; — рассуждает, поясняет приводит примеры по аналогии.
14
Целенаправленно наблюдает за объектами, выделяет их проявления, изменения во времени, — экспериментирует по выявлению свойств и качеств объектов и материалов с использованием разных способов проверки предположений; — предвидит конечные результаты и выражает последовательность в виде алгоритма.
Стадия самостоятельности
3
Проявляет инициативу в познавательно- исследовательс кой деятельности; — корректирует свои действия, подражая взрослым и сверстникам.
6
С удовольствием включается в деятельность экспериментирования, организованную взрослым, -проявляет эмоции радостного удивления и словесную активность в процессе познания свойств и качеств предметов.
9
Инициирует наблюдения для приобретения новых представлений об окружающем мире и предметах; — проявляет исследовательскую активность и привлекает к содействию сверстников.
12
Активен в разных видах познавательной деятельности; — придумывает и экспериментирует, проявляет догадку и сообразительность в процессе их решения; -выдвигает и проверяет гипотезу.
15
Отличается широтой кругозора, интересуется увлечениями и делится впечатлениями; -проявляет инициативу при обсуждении проектов творческого и исследовательского характера.
Стадия инициативы и
Источник: almanahpedagoga.ru
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов программы «Детство»
презентация к уроку на тему
Цель педагогического мониторинга — выявление динамики развития физических, личностных, интеллектуальных качеств дошкольников Функции педагогического мониторинга: интегративная , обеспечивающая комплексную характеристику развития ребенка в дошкольный период; диагностическая, позволяющая дать объективную оценку сформированости интегративных качеств ребенка дошкольного возраста; информационная , являющаяся способом систематического получения информации о развитии физических, интеллектуальных и личностных качествах ребенка; прагматическая , позволяющая использовать мониторинговую информацию для принятия своевременных объективных решений, направленных на достижение положительных результатов развития каждого воспитанника
Структура мониторинга включает в себя следующие этапы. наличие объекта мониторинга ; наличие форм для сбора, оформления информации (использование диагностических карт, карт развития и др. форм), утверждаемых в ДОУ для всех категорий педагогических кадров, участвующих в мониторинге подбор (разработка) инструментария (формы, методы); определение формы фиксации результатов (в цвете, цифрах, баллах, др.) с учетом категорий кадров определение сроков и периодичности сбора информации ; определение ответственных за сбор и хранение информации.
Мониторинг должен соответствовать следующим принципам Научности (учет закономерностей развития ребенка, использование научно-обоснованных методов и форм мониторинга) Непрерывности и цикличности (постоянная оценка достижения детьми планируемых результатов освоения ООП, периодичность проведения) Гуманизации (уважение к личности ребенка, его интересам, правам) Коллегиальности ( задействованность в проведении и обсуждении результатов мониторинга всех педагогов и др.специалистов ДОУ) Мониторинг должен соответствовать следующим принципам Научности (учет закономерностей развития ребенка, использование научно-обоснованных методов и форм мониторинга) Непрерывности и цикличности (постоянная оценка достижения детьми планируемых результатов освоения ООП, периодичность проведения) Гуманизации (уважение к личности ребенка, его интересам, правам) Коллегиальности ( задействованность в проведении и обсуждении результатов мониторинга всех педагогов и др.специалистов ДОУ)
Мониторинг проводится 2 раза в год (сентябрь, май), индивидуально или подгруппой, фронтально во время поведения итоговой непосредственно образовательной деятельности, в зависимости от раздела, по которому проводиться мониторинг. Мониторинг проводится в соответствии с образовательными областями и интегративными качествами примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство», авторы Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе.
Правила проведения мониторинга: Во время диагностического обследования поддерживается доверительная, доброжелательная атмосфера. Во время мониторинга нельзя: высказывать недовольство неправильными действия детей; указывать на ошибки; выносить оценочных суждений;
Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка , которые представлены в интегративных качествах ребенка: 1.Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; 2.Любознательный, активный; 3.Эмоционально отзывчивый; 4.Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; 5.Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; 6.Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; 7.Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе; 8.Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; 9. Овладевший необходимыми умениями и навыками.
ПОДБОР ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК Специалистами ДОУ подбираются апробированные, описанные в психолого-педагогической литературе диагностические методики. Воспитатель осуществляет диагностику путем педагогического наблюдения, беседы, анализа продуктов детской деятельности ФОРМЫ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА рабочие тетради, карты наблюдения, карты развития ребенка и др.; оформление результатов в цвете, в баллах, др .
Наблюдение – целенаправленное, специальным образом организованное и фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение позволяет выявить психологические особенности ребенка в естественных условиях Виды наблюдения: непосредственное и опосредованное, включенное (которое может быть открытым и закрытым) и невключенное (наблюдаем со стороны), прямое и косвенное, сплошное (с фиксацией всех наблюдаемых фактор, проявлений, реакций и т.д.) и выборочное (по определенным параметрам).
Беседа – метод установления в ходе непосредственного общения психических особенностей воспитанника, позволяющий получить интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов. При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа.
Ведущий беседу должен тщательно продумать все аспекты той проблемы, о которой он собирается говорить, подобрать те факты, которые, возможно, будут ему нужны. Четкая постановка цели беседы помогает формулировать четкие вопросы и избегать случайных. Он должен определить, в какой последовательности будет поднимать темы или задавать вопросы.
Важно правильно выбрать место и время разговора. Необходимо, чтобы поблизости не было людей, присутствие которых могло бы смутить, или, того хуже, повлиять на искренность собеседника. Не следует злоупотреблять терпением и временем собеседника.
Анализ продуктов деятельности ребенка М етод получения информации о степени овладения необходимыми умениями и навыками на основе исследования результатов различных видов его деятельности . Предметом анализа являются продукты познавательной деятельности (решенное задание), игровой (сюжет придуманной ребенком игры, построенный из кубиков дом), изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции), музыкальной (выполнение и творчество в песне, танце, игре на музыкальных инструментах), рассказы, сказки и т. п . в основном этот метод используется как вспомогательный, вместе с наблюдением , чтобы оценить не только продукт деятельности, но и процесс его создания.
Инструментарий к диагностике
№ п/п Ф.И. ребенка Здоровье Безопасность Физическая культура Социализация Познание Коммуникация Чтение худ. литературы Художественное Творчество Труд Музыка Итог 1. 2. 3. 4. Оценка уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: 1 балл – ребенок не может выполнить предложенные задания оценки, помощь взрослого не принимает. 2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания. 3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого. 4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания. 5 баллов — ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно. Отслеживание результатов работы по выполнению программы Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям Программы
Уровни развития интегративных качеств № п/п Ф.И. ребенка Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками Любознательный, активный Эмоционально отзывчивый Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности Овладевший необходимыми умениями и навыками Итог 1. 2. 3. Оценка уровня развития интегративных качеств личности ребенка : 1 балл – ребенок не имеет представлений по указанному критерию интегративного качества; 2 балла — ребенок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию интегративного качества; 3 балла – ребенок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию интегративного качества; 4 балла – ребенок имеет усвоенные, с незначительными неточностями, представления по указанному критерию интегративного качества; 5 баллов – ребенок имеет полностью усвоенные представления оценки интегративного качества
Алгоритм аналитической справки 1. Цель и задачи мониторинга 2. Участники мониторинга (кто проводит) 3. Объект мониторинга (кого обследуют) 4. М етоды мониторинга 5. Факты, полученные в результате мониторинга 6. Выводы (могут совпадать с фактами), сравнение за 2 – 3 года. В выводах чётко указать %, выделить их жирным шрифтом. 7. Рекомендации для дальнейшей работы.
Источник: nsportal.ru
«Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО»
Выступление на методическом объединении заместителей заведующих по ВМР по теме «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО». В выступлении освещена работа ДОУ по проведению мониторинга интегративных качеств и уровней овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям дошкольников.
Освещена работа по программе «Детство». Для собравшихся был представлен материал как теоретический, так и практический. Представлен был практический материал, который используется в дошкольном учреждении. В результате работы дошкольное учреждение получило положительную оценку по проведению мониторинга с учетом требований ФГТ.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования в п. 3.6. определяют требования к планируемым результатам и системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы.
На основе анализа научных исследований М. М. Поташник, Сафоновой О. А., Крулехт М. В., К. Ю. Белая и д. р. и современного педагогического опыта выдвинуто предположение о том, что мониторинг является фактором рефлексивного управления качеством дошкольного образования и развития субъектов при условии:
— обеспечения педагогов и специалистов всех уровней достоверной информацией, дающей представление о количественных и качественных изменениях в развитии ребенка;
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы дошкольного образования должен быть направлен на определение соответствия педагогической деятельности целям и задачам дошкольного учреждения, ФГТ и внутреннему стандарту, прописанному в основной общеобразовательной программе дошкольного образования нашего дошкольного учреждения.
Система мониторинга будет эффективной при условии соблюдения следующих принципов:
• системности,
Известно, что мониторинг представляет собой систему сбора, и обработки, хранения и распространения информации о состоянии образовательной системы или отдельных ее элементов, а так же об удовлетворении образовательных потребностей родителей.
Мониторинг — специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния на базе существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений.
Модель мониторинга разрабатывается в зависимости от специфики конкретного дошкольного учреждения и социального заказа родителей, желающих видеть своих детей, прежде всего здоровыми, крепкими, развитыми. Выбор критериев и средств оценки, являющихся важными элементами системы мониторинга, во многом зависит от степени профессионализма персонала и организационной культуры дошкольного учреждения. Однако необходимы общие походы к его построению с учетом ФГТ.
Хочу напомнить, что в разделе 3.6. ФГТ описаны требования к системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов : «Система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга».
Наше дошкольное образовательное учреждение работает по своей образовательной программе, а содержательная часть из программы «Детство» под редакцией Веры Иосифовны Логиновой, по которой мы работаем уже несколько лет. Девиз данной программы «Чувствовать – Познавать – Творить» определяет три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы и придают ей единую направленность. Тесная связь между разделами позволяет интегрировать образование при решении воспитательно-образовательных задач и дает возможность в единстве развивать познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
В соответствии с требованиями ФГТ программа «Детство» была переработана и обновлена, в связи с чем, нами была приобретена новая версия программы, которая на данный момент является примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования, а также полностью соответствует всем требованиям, но грифа Министерства образования у нее еще пока нет.
Для более успешного проведения мониторинга в детском саду была проведена работа с педагогами, позволившая более полно осветить данный вопрос. В период с 2011 года с педагогами проводились консультации на темы: «Мониторинг планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Организация мониторинга в нашем дошкольном учреждении», с молодыми педагогами проводились консультации: «Что такое мониторинг», «Система мониторинга в ДОУ в соответствии с ФГТ», кроме того наставниками планируется работа по проведению мониторинга с детьми совместно с молодыми педагогами.
Работая по программе, мы с педагогами разрабатывали задания для проведения диагностики для каждой возрастной группы, старались затронуть каждую образовательную область, разрабатывали таблицы для отображения результатов.
В настоящее время для программы «Детство» изданы диагностические журналы по каждому возрасту дошкольников. В них разработаны карты, позволяющие фиксировать уровни и динамику развития детей на различных этапах деятельности.
Мониторинг детского развития мы проводим два раза в год.
При проведении диагностики педагоги опираются на то, что:
— педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результат не влияет на мнение педагога о ребенке в эмоциональном или этическом аспекте, он должен рассматриваться как конфиденциальная информация. Результат нужен педагогу, чтобы правильно построить образовательную работу, понять, чем и как можно помогать ребенку.
— диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или занятиях педагог наблюдает за поведением детей и общением между собой, отмечает у ребенка состояние скуки, радости или огорчения. Данную работу педагог проводит незаметно для детей.
— при проведении наблюдения происходит процесс сравнения проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития. Данная работа помогает понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него характерны.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
Основной задачей мониторинга детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) является выявление индивидуальных особенностей развития каждого ребенка и проектирование индивидуальных маршрутов образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности. Индивидуальный образовательный маршрут состоит из нескольких этапов:
1. наблюдение – выявление ребенка или группы детей имеющих какие-либо трудности в освоении образовательных областей;
2. диагностический этап – совместно с педагогом-психологом выявляются причины трудностей, мешающих освоению образовательной программы;
4. этап реализации – реализация происходит во всех видах деятельности, но учитывая, что игра – это основной вид, та предлагается использовать задание «Почтовый ящик», в котором находится письмо-просьба, письмо-задание для определенного ребенка.
5. итоговая диагностика — дает результат завершения маршрута.
В конце учебного года (май) проводится итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками нашего учреждения поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка.
В период между первичной и итоговой проводится промежуточная диагностика. Её педагоги проводят не со всеми детьми, а выборочно – лишь с теми, у кого имеются проблемы развития. В качестве методов педагогического мониторинга используются включенное наблюдение, позволяющее наблюдать за детьми в их естественных условиях, в повседневной жизни, тестовые задания детям (в которых детям предлагается ответить на ряд вопросов или выполнить определенное задание, беседы. Целью проведения промежуточной педагогической диагностики является оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии образования. По результатам промежуточной диагностики педагоги вносят коррективы в свою работу с детьми, которые имеют отражение в индивидуальной работе.
Во время проведения первичной диагностики главным методом является систематически включенное наблюдение, которое дополняем рядом других методов.
Первый этап — предварительный – требует преимущественного использования метода наблюдения.
Наблюдение за поведением детей в разных видах детской деятельности (игра, общение со взрослыми или сверстниками, детский труд и самообслуживание, изобразительная и конструктивная деятельность и т. д.) дает возможность увидеть общую картину эмоционально-психического климата в группе, определить специфику развития и особенности взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.
Воспитатели используют следующий алгоритм проведения наблюдения:
— определяются цели и задачи наблюдения (например, выявление особенности поведения ребенка со сверстниками). Определение тематики наблюдения помогает им увидеть то, что в иных условиях могло бы остаться незамеченным.
— определяются несколько детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня.
— выбирается ситуация наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью при этом, не нарушив образовательного процесса.
— выбирается способ фиксации результатов (в нашем случае таблицы, либо блокнот).
Результатом первого этапа будет примерное представление воспитателя об особенностях развития ребенка. Чтобы уточнить и конкретизировать это представление, проводится второй этап диагностики.
Второй этап – уточняющий – опирается на дополняющие наблюдения методы: анализ продуктов детской деятельности, беседы с детьми, опросы, небольшие экспериментальные задания, простые тесты. Используются также специальные методы диагностики. Эти методы проводятся выборочно, а не со всеми детьми и только в том случае, если наблюдение не дало возможности изучить проявление какого-либо качества и оценить его.
Третий этап – окончательный – заключается не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего этапов, но и в сравнении, сопоставлении. Процесс анализа полученных данных и выведения из них определенного заключения называется их интерпретацией.
В нашем мониторинге мы используем не цветовые оценки уровней развития детей, а балльный метод:
1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания
3 балла — ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого
4 балла – ребенок самостоятельно выполняет задания, но с частичной помощью
5 баллов – все задания ребенок выполняет самостоятельно.
Почти по такому же принципу оцениваются уровни интегративных качеств дошкольников.
По итогам мониторинга воспитатели заполняют таблицы по образовательным областям и по интегративным качествам, в результате чего можно увидеть целостную картину развития детей группы, а так же можно выделить наиболее проблемные сферы, что в свою очередь потребует постановки образовательных задач для подгруппы или всей группы детей.
Планируемые результаты накапливаются из года в год, и в результате мы должны придти к окончательному результату – той модели выпускника, который должен выпуститься из нашего ДОУ согласно образовательной программе дошкольного учреждения.
Таким образом, наша работа по мониторингу является основанием для построения образовательной работы с детьми.
Публикации по теме:
Сравнительный анализ по результатам диагностик в детском саду Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию сравнительный анализ по результатам диагностик октябрь-май. Такой анализ мы писали впервые,.
Технология взаимодействия участников ОП при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов Технология взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов.
- Мониторинг
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Источник: www.maam.ru
Мониторинг образовательного процесса в детском саду: методика проведения и анализа
Работа с детьми требует постоянного совершенствования для выстраивания чёткой, логичной и действенной системы взаимодействия. И для этого не обойтись без мониторинга образовательной деятельности, исследующего уровень эффективности используемых методов и приёмов работы с малышами. В связи с этим педагогу важно знать все теоретические основы анализа учебно-воспитательного процесса и нюансы его осуществления на практике.
Мониторинг: что это и для чего?
В методической литературе довольно часто понятия мониторинг и диагностика отождествляются. По большому счёту, эти очень близкие термины, но для разговора о сути одного из них всё же важно разграничить, что есть что.
Педагогический мониторинг (от английского «monitor», что обозначает действие, призванное осуществлять задачу наблюдения, контроля и прогнозирования) – способ организации, сбора, анализа и презентации информации о работе педагогов в деле реализации учебной программы, призванный обеспечить наблюдение за состоянием учебно-воспитательного процесса, а также обеспечить основу для прогнозирования работы педагогической системы.
Это интересно. Педагогическая система включает в себя деятельность педагогов, детей, методику, средства и приёмы осуществления рабочей программы.
Мониторинг — это своего рода отчёт о результатах проделанной методической работе педагога
Педагогическая диагностика — практика оценивания уровня знаний, показателей сформированности умений и навыков у воспитанников по разным направлениям образовательной деятельности (речевое, познавательное, физическое, социально-коммуникативное и художественно-творческое развитие).
Таким образом, можно сформулировать вывод о том, что говоря об исследовании стадии (!) освоения знаний, умений и навыков в работе над программой, мы имеем дело с диагностикой, а имея в виду систематический (!) сбор и обработку информации, речь ведём о мониторинге. Первая — это изучение статики, второй — исследование динамики. При этом для проведения мониторинга необходимы специальные процедуры, которые в учреждениях образования носят название «диагностические карты».
Цели и задачи организации мониторинга
Миссия мониторинга в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) определена Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) на основании нормативных документов, определяющих стратегию работы государственной педагогической системы, и заключается в:
- оценке результатов освоения программы всей группой, то есть выявление средних показателей, которые в методической литературе называются «интегративные качества» и предназначены для определения готовности малышей к школьному этапу образования (качества, определяющие эту готовность, формируются постепенно, например, развитие навыка регулировать своё поведение начинается с первой младшей группы и только к подготовительной достигает уровня, допустимого для перехода на следующую ступень обучения);
- оценке интегративных качеств каждого ребёнка по всем образовательным областям;
- определении качества учебно-воспитательного процесса (качественный уровень организации работы с воспитанниками, показатели эффективности координации самостоятельной деятельности малышей);
- осуществлении выбора оптимального психолого-педагогического сопровождения процесса образования (то есть стратегии сотрудничества педагогов, психолога, медработников и семьи);
- создании основы для выработки управленческих решений относительно уровня развития малышей, а также организации соответствующей материально-технической базы.
Методы и приёмы в работе подбираются под возраст малышей и уровень развития интегративных качеств у них
Задачами мониторинга по ФГОС является:
- выявление комплекса показателей для обеспечения цельного представления об объекте (о ребёнке) относительно качественных изменений;
- составление алгоритма сбора, анализа и хранения информации;
- обобщение материалов, полученных для анализа состояния и развития детей;
- обеспечение проведения анализа для составления прогноза относительно индивидуального развития детей;
- мотивация на повышение профессионального уровня педкадров (успехи и неудачи малышей в работе над программой по разным направлениям учебно-воспитательного процесса на 70% зависят от методической грамотности педагога в изложении программного материала).
Объекты и субъекты педмониторинга
Объектом осуществления мониторинга, то есть тем, кто подвергается анализу, являются дети. К мониторинговым субъектам, то есть тем, кто участвует в организации анализа и влияет на его результаты, относятся:
- воспитатели;
- узкие специалисты ДОУ (логопед, психолог, муз руководитель, хореограф, инструктор по физвоспитанию);
- семьи воспитанников.
Кто проводит мониторинг
Анализ психолого-педагогической деятельности проводит специально организованная группа специалистов ДОУ, куда входят:
- завуч по учебно-воспитательной работе детского сада;
- воспитатели всех групп;
- психолог;
- логопед.
Мониторинг организуется специалистами из разных областей взаимодействия с малышами
Семь принципов составления мониторинга
При организации мониторинга педагоги руководствуются семью принципами составления анализа.
- Полученная информация должна отражать реальное положение вещей. Поэтому, например, при прохождении тестов нельзя малышам подсказывать, участие педагога ограничивается только объяснением задания.
- Сравнивать данные можно только индивидуально по каждому объекту в рамках одного и того же аспекта анализа. Например, уровень познавательного развития у Вани К. в средней и старшей группах, а не в сравнении с результатами Маши А. в этих областях.
- Средства мониторинга должны соответствовать его целям и задачам. Например, в список заданий для мониторинга физического развития не нужно включать задачи на логику, а в перечне вопросов для исследования показателей речевого развития не должно быть заданий на создание рисунков.
- Расшифровка полученных данных должна давать базу для прогноза будущего состояния объекта изучения. Поэтому для проведения мониторинга следует пользоваться материалами, подготовленными и одобренными специалистами разных направлений работы с детьми (психологами, логопедами и др.).
- Сведения, полученные при анализе, должны быть объективными, поэтому проведение мониторинга нужно организовывать в соответствии с возрастом детей.
- Все этапы мониторинга должны быть обязательно выполнены.
- Методы сбора материалов должны соответствовать целям мониторинга. Так, если цель определение уровня художественно-творческого развития, то обязательным методом является анализ рисунков, поделок и аппликаций.
Мониторинг позволяет увидеть результаты педагогического взаимодействия с детьми
Классификация видов мониторинга
Существует несколько классификации видов мониторинга, каждый из которых определяет эффективность той или иной стороны организации процесса образования в ДОУ:
- по охвату образовательных целей — стратегический, тактический, оперативный;
- по стадии обучения — входной/отборочный, учебный/промежуточный;
- по времени — ретроспективный, прогностический, текущий;
- по частоте проведения — одноразовый, периодический, регулярный;
- по степени охвата группы воспитанников — локальный, выборочный, общий;
- по форме организации — индивидуальный, групповой, фронтальный;
- по виду педагогических отношений — социальный, взаимоконтроль, самоанализ;
- по подборке инструментов для анализа — стандартизированный, нестандартный, матричный.
На практике для составления объективной картины представлений об уровне развития малышей в детском саду применяется четыре вида мониторинга:
- ежедневный (текущий), который проводится педагогом каждый день и позволяет оценить достижения малышей или выявить недостатки в освоении ими образовательного материала;
- интервальный (промежуточный), позволяющий оценить текущий (!) уровень развития по образовательным областям на каждом возрастном этапе (организуется каждый год в мае);
- итоговый, определяющий итоговую (!) оценку уровня развития по учебно-воспитательным направлениям и выявления начальной готовности малыша к следующему этапу образования (например, к обучению в школе для старшей и подготовительной групп);
- самоанализ (вид мониторинга для повышения уровня педмастерства).
Наиболее полную картину уровня качества образовательного процесса даёт итоговый мониторинг.
Это интересно. Исследование уровня развития детей старшей группы (5–6 лет) следует проводить в октябре и мае текущего года, а также в октябре и марте того года, который предшествует поступлению в первый класс.
Итоговый мониторинг позволяет увидеть целостную картину динамики развития ребёнка
Два уровня подготовки мониторинга
Оценка психолого-педагогического уровня организации мониторинга предполагает две ступени его проведения:
- наблюдение педагогом за детьми (эта ступень считается низкоформализованной, в некоторой степени субъективной);
- организация специальной диагностики (тестов, подготовки проектов и пр.), которую осуществляет узкий специалист.
Методы сбора информации для мониторинга
Для любого вида мониторинга педагог подбирает те методы его организации, которые помогут получить наиболее полную информацию:
- беседа (или опрос, интервью), дающая представление и личностных качествах малыша, возможных трудностях в работе над темой и пр.;
- наблюдение (открытое и непосредственное) применяется для систематизации и доказательного формулирования выводов по результатам мониторинга;
- опыты в лаборатории (часто используется для выявления уровня самостоятельности малыша);
- проблемные ситуации (малышам, начиная со средней группы, предлагается находить ответы на вопросы, требующие размышлений, например, для старшей группы одной из задач на определение уровня речевого развития может быть задание найти сходства и различия жанров сказки и стихотворений);
- выставление экспертных оценок (используется для выставления оценок за проявление личностных качеств);
- социометрия (для исследования отношений между членами детского коллектива);
- анализ результатов творческой деятельности (рисунков, выбора цветов в аппликации);
- проектные задания (к примеру, тесты-рисунки «Моя семья», «Рисунок детского сада» и др.);
- игры (дидактические, театрализованные — сюжетно-ролевые, подвижные по изучаемым темам).
Как фиксировать результат
Для записи результатов мониторинга применяют:
- тетрадь индивидуальных встреч, куда фиксируются тезисы бесед с родителями, а также ситуативных разговоров с малышами по отдельности и в группе;
- карту здоровья (отчёты по результатам осмотров, проведению прививок, а также фиксации физических показателей, таких, как вес, рост);
- карту диагностики (аналитическую карту), то есть список заданий для мониторинга по образовательным областям, а также описание системы оценивания;
- карту готовности ребёнка к школе (также сборник тестов, но опирающийся на задания для выявления познавательной, физической и эмоциональной зрелости для начала обучения в школе).
Игры явлюятся инструментом порведения мониторинга
Как проводить мониторинг в ДОУ
Таблица: этапы организации мониторинга
Этап | Суть |
Организационно-подготовительный | Создание педагогами плана анализа для определения показателей овладения знаниями, умениями и навыками в рамках освоения программы. |
Диагностический | Осуществление сбора информации разными методами. |
Аналитический | Определение интегративных качеств, а также целей и задач индивидуальной работы с ребёнком. |
Коррекционный | Осуществление коррекции при выявлении отклонений в освоении программы, прослеживание динамики развития каждого малыша. |
Результативный | Выявление действенности выводов мониторинга и улучшение эффективности процедуры проведения анализа. |
Источник: melkie.net