Могут ли родители выбирать программу обучения

Содержание

Отдавая ребенка в школу, родители должны понимать, что отныне у них появляется множество прав, которыми нужно пользоваться, чтобы облегчить жизнь и себе, и ребенку. Будучи законодательно подкованными, можно избежать нервотрепки, лишних поборов и конфликтов со школой. На что родители в школе имеют право, но зачастую не знают об этом? Какие требования учителей и директора они не должны выполнять?

Права родителей в школе

Право родителей на посещение школы.

Посещение возможно, но с учетом требований локальных школьных нормативов. В связи с COVID-19 в 2020 учебном году посещения запрещены.

Право выбирать школу и форму обучения.

Выбор образовательного учреждения и учебной программы всегда остается только за родителями.

Право выбирать факультативы и отказываться от них.

Никто не может принудить ученика посещать дополнительные платные занятия.

Право участвовать в управлении школой.

Для этого эффективнее всего вступить в родительский комитет или управляющий совет.

Имею право: Права родителей школьника

Право знакомиться с документами школы.

В свободном доступе для родителей должны быть устав и любые положения, регулирующие школьный уклад.

Право получать информацию о психологических и психолого-педагогических обследованиях.

Никто не может обследовать ребенка без согласия родителей, а затем – не предоставить информацию о результатах.

Право защищать интересы ребенка.

В силу несовершеннолетия обязанность защищать права и законные интересы ребенка целиком лежит на родителях.

Право покупать форму в тех магазинах, где родители сочтут нужным.

Школа может порекомендовать места, где можно купить форму, но не имеет права ничего навязывать.

‍♀️ Право родителей на посещение школы

Во-первых, родители при посещении образовательного заведения не должны нарушать учебный распорядок и посягать на честь и достоинство учителей. То есть родителей обязаны пустить в здание школы, но имеют право вывести оттуда, если они скандалят, срывают уроки и т. д.

Во-вторых, школьная жизнь регламентируется уставом. В устав могут внести пункт о порядке посещения школы родителями, но данные локальные правила не должны противоречить действующему законодательству. В уставе должно быть прописано, есть ли паспортный контроль на входе, требуется ли родителям пропуск и прочие нюансы. Если указано, что в школе действует паспортный режим, родители должны будут подтвердить свою личность.

С 1 сентября 2020 года правила изменились в связи с эпидемией коронавируса. Родителей не будут пускать в школы из-за угрозы распространения заболевания инфекцией. Большинство родительских собраний планируется провести в онлайн-режиме, а все вопросы с учителями будут решаться на улице или так же онлайн.

Право выбирать школу и форму обучения

Суть: данное право подразумевает свободу выбора родителей – никто не имеет права навязывать ребенку то или иное образовательное учреждение. Родители сами могут выбирать, в какой школе, с какой специализацией и в каком районе будет учиться их ребенок. Конечно, нужно ознакомиться с мнением ученика, как и с заключением медико-педагогической комиссии (если таковое имеется), но решающая роль все равно всегда отводится родителям.

ВРЕД ШКОЛЫ или КАК НУЖНО УЧИТЬСЯ

При этом важно понимать, что родители не имеют права требовать от школы того, чего у нее просто нет – например, глубокого изучения каких-то предметов. То есть родители выбирают не все, что их душе угодно, а только из того набора, что предлагает конкретное образовательное учреждение. Для этого перед подачей заявления о зачислении ребенка нужно изучить учебную программу выбранной школы.

Родители имеют право подать заявление о зачислении в любую понравившуюся им школу или в несколько школ. При этом закон позволяет школам в некоторых случаях отказывать в приеме – например, если свободных мест нет, а ребенок не относится к школе по регистрации. Или если в школе существует законодательно оформленный конкурсный отбор.

Вы хорошо знаете свои права в школе?

Да, и активно помогаю ребенку отстаивать его интересы Вообще про всё это в первый раз слышу Мне это неинтересно, у меня нет детей

✅ Право выбирать факультативы и отказываться от них

Суть: основная учебная школьная программа – бесплатна. Однако школа имеет право оказывать дополнительные услуги на платной основе – факультативы, кружки и т. п. При этом все дополнительные занятия вне учебной программы могут быть только на добровольной основе.

Школа не имеет права навязывать родителям и ученикам ничего сверх того, что предусмотрено обязательной программой, которая покрывается из бюджета.

Обо всех платных занятиях информация должна быть выложена на сайте школы. Администрация не может принуждать родителей к ним или даже угрожать, что, если ребенок не посещает платный кружок, то это скажется на его оценках и успеваемости. Если такое вдруг происходит, нужно жаловаться в Департамент образования.

Читайте также:
Программа для открытия файлов на флешке если просит отформатировать

‍ Право участвовать в управлении школой

Суть: родители имеют право влиять на принятие важных школьных решений – сколько платить за охрану, как и на что организовывать денежные сборы, как потратить помощь от спонсоров и т. п.

Сведения о том, как именно родители могут влиять на управление школой, всегда есть в уставе учебного заведения. Устав должен быть выложен на сайте школы или как минимум предоставляться по первому требованию. Проще всего участвовать в школьных решениях, войдя в управляющий совет или родительский комитет.

Право знакомиться с документами школы

Суть: к документам школы относятся устав, приказы, лицензия и иные положения. В них содержится вся необходимая для родителей и учеников информация: есть ли продленка, каковы обязанности у учителей и руководства, как тратятся школьные деньги, как используется школьное имущество, требования к школьной форме и т. д. Иногда в школах проходят проверки, и должен иметься отчет о найденных нарушениях.

Все необходимые документы должны находиться на сайте школы, чтобы родители могли в любой момент ознакомиться с ними. Отсутствие в открытом доступе документов считается нарушением, на которое можно пожаловаться в Департамент образования.

Также, если во время обучения между родителями и руководством школы возникла конфликтная ситуация из-за каких-либо требований, нужно просить директора предоставить документ с соответствующим положением.

Источник: zakonguru.com

Могут ли родители выбирать программу обучения

Родители не всегда доверяют школьному образованию: некоторые пишут жалобы, другие тщательно контролируют учителей, третьи переводят детей на семейное образование. Разбираемся, кому подходит семейное образование и как его организовать.

Что такое семейное образование?

Это образование, которое ученик получает вне школы внутри семьи. Оно предусмотрено статьей 17 закона «Об образовании». Ученик прикрепляется к школе только для прохождения промежуточных и итоговой аттестации. Но школа только организует аттестацию — всю ответственность за качество образования берут на себя родители.

При этом ребенок может бесплатно пользоваться школьными учебниками, участвовать в олимпиадах и конкурсах всех уровней. Родители могут сами выбирать методы и формы обучения, могут составить образовательную программу или выбрать из тех, что представлены в книгах и интернете. Если родители хотят перевести ребенка на семейное образование, но думают, что не справятся, они могут пользоваться услугами репетиторов или центров семейного образования.

Семейное образование иногда путают с заочной формой обучения. При заочной форме обучения ребенок сидит дома, но занимается по образовательной программе, утвержденной школой. К нему приходят учителя для консультаций, задают и проверяют домашние задания.

Какие нужны документы для перевода ребенка на семейное образование?

Чтобы перевести ребенка на семейную форму получения образования, нужно обратиться в районный отдел образования, а затем в школу. В районный отдел образования нужно подать уведомление. Лучше сделать это в начале учебного года, до 1 сентября. Уведомление можно писать в свободной форме: главный посыл — вы сделали выбор в пользу семейного образования с учетом мнения ребенка.

Уведомление, зарегистрированное в отделе образования, пригодится, если администрация школы будет протестовать против вашего решения. В районном отделе образования никто не может давить на вас и не регистрировать документ. Также в отделе образования вам должны выдать письменный ответ о получении уведомления.

Затем нужно подать в школу заявление о прохождении промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации. Если ребенок уже обучался в этой школе, то нужно будет одновременно писать заявление об отчислении по собственному желанию. К заявлениям нужно приложить ответ о получении уведомления из районного отдела образования. Школа должна не только зарегистрировать ваше заявление, но издать локальный акт о переводе ребенка на семейную форму получения образования. Если ребенок не обучался в этой школе, нужно взять с собой паспорт, свидетельство о рождении ребенка, фотографию ребенка 3×4.

Этих шагов достаточно, но в некоторых регионах школы заключают договор с родителями. Если школа настаивает на этом, нужно проверить локальные акты. Если договор указан в них как необходимый документ, то нужно соглашаться. Прочитайте договор: в нем должны быть указаны сроки прохождения аттестации, перечень предметов, объем проверяемых знаний на промежуточной аттестации.

Может ли школа отказать?

Нет, у школы нет такого права. Форма семейного образования предусмотрена законом, в школе должны быть приняты необходимые локальные акты. Если этого нет, родители имеют право жаловаться в районные отделы образования, региональные департаменты и министерства, прокуратуру, Рособрнадзор.

Чаще всего достаточно аргументированно поговорить с директором школы: сказать, что вы защищаете интересы ребенка, его законные права, объяснить, по каким программам вы собираетесь обучать ребенка, доказать свои компетенции. Это не обязательно, но часто действует на директора лучше заявления в прокуратуру. Лучше прикреплять ребенка в школе по места жительства — другие школы могут отказать из-за отсутствия свободных мест.

Как часто приходить в школу?

Если вы хотите получать бесплатные учебники, нужно будет прийти за ними. Также можно приходить для участия в олимпиадах и конкурсных отборах. Учителя с ребенком заниматься не будут — форма обучения этого не предусматривает. Но ребенок имеет право на консультации перед аттестацией. Также ребенок обязан прийти на экзамены — промежуточные и итоговые.

Кто будет заниматься с ребенком?

В первую очередь, родители. Не обязательно иметь высшее образование по всем учебным дисциплинам. От родителя требуются психологическая поддержка, навыки планирования, понимание образовательных стратегий. Родитель должен прочитать ФГОС и понимать, что должно быть сформировано у ребенка к концу одиннадцатого класса.

Должен уметь работать с информацией и воспитывать это умение в ребенке. Должен быстро обучаться: прочитать учебник по физике за седьмой класс и понять, как донести информацию до ребенка. Родителю помогут книги по предметам или образовательная периодика, например, журнал «Семейное образование».

Во вторую очередь, родителям помогут репетиторы. Кто-то полностью перекладывает на них ответственность, кто-то обращается за помощью, если не может объяснить сложную тему самостоятельно. Также к репетиторам обращаются для подготовки к экзаменам.

В третью очередь, родители могут найти помощь в центрах семейного образования. Не все из них включены в ассоциацию развития семейного образования, но это не уменьшает их компетенций. Также можно использовать ресурсы дополнительного образования — физику или литературу можно изучить в кружках и секциях.

Где ребенок будет социализироваться?

В кружках, клубах для общения, тематических лагерях и на улице. Если ребенок ходит в учреждения дополнительного образования постоянно, то скорее всего он дружит с ребятами, посещающими кружок. Эта дружба может быть сильнее школьной, потому что у ребят одинаковы интересы.

Читайте также:
1с зуп командировка как отразить в программе

Почти в каждом учреждении дополнительного образования есть клубы для общения. Они могут называться по-другому, работать по коммунарским или пионерским методикам, основываться на волонтерских принципах.

Также ребята могут каждые школьные каникулы ездить в тематические лагеря. Как правило, они интересней обычных оздоровительных лагерей. После тематических лагерей ребята могут найти новые интересы, по-другому взглянуть на учебные предметы и пойти в новые секции, кружки и студии.

Нельзя умалять влияние улицы. Во дворах и на открытых спортивных площадках ребята действительно общаются с друзьями из соседних дворов, а не только пьют и курят.

Как ребенок будет сдавать экзамены?

Ребенок прикреплен к школе для прохождения промежуточной и итоговой аттестации. Значит он будет сдавать экзамены вместе с другими учениками по правилам, установленным школой. Он, как и другие ученики, имеет право выбирать некоторые необязательные экзамены и посещать консультации перед ними. Если ребенок не сдаст экзамен, а затем не пересдаст его с комиссией, ему придется вернуться в школу на очную форму.

Можно вернуться обратно в школу или перейти в другую?

Да, если родители поняли, что не готовы продолжать семейное образование, то ученик сможет вернуться в школу. Если ученик захочет перейти в другую школу и обучаться по очной форме, то могут возникнуть трудности. Все зависит от свободных мест в новой школе. При этом если ребенок захочет на конкурсной основе поступить в новую школу, то проблем не возникнет.

Получают ли родители денежную компенсацию?

Это зависит от региона, в котором проживает семья. У субъекта РФ есть право выплачивать компенсации родителям, выбравшим семейное образование, но не все регионы этим правом пользуются. Сейчас такие компенсации выплачивают в Пермском крае, Омской и Свердловских областях. В Пермском крае в среднем родители получают 10 000 рублей в месяц.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

Источник: eduregion.ru

Дистанционка навсегда, или Могут ли родители выбирать

От дистанционного обучения, кажется, пострадали все: и учителя, и родители с детьми. Когда объявили об окончании учебного года и выставлении итоговых оценок, все вздохнули с облегчением. Но родители всё-таки начали переживать: а что если теперь дистанционный формат приживётся и станет нормой жизни? Наш блогер Ольга Ермак вместе с юристом разбирается в этом вопросе.

Как известно, любые временные меры порождают постоянные решения. Родители переживают: не переложит ли школа на их плечи свои прямые обязанности по обучению детей, и, главное, не потеряет ли Россия традиционную школу?

Вместе с социальным юристом, автором проекта «Энциклопедия социальной поддержки» Ксенией Васильевой разбираемся, есть ли реальная угроза уничтожения традиционного образования в нашей стране и погружения школьников в виртуальные дебри дистанционки.

Какие сейчас существуют формы образования и обучения?

Большинство детей в России обучаются на очной форме образования: посещают уроки в школах, ежедневно встречаются с учителями и одноклассниками, участвуют в общешкольных мероприятиях. Однако, федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации», который в России действует с декабря 2012 года, очень многогранен и объясняет, что получить образование в нашей стране можно даже не посещая альма-матер каждый день.

Форм получения образования в России две: в стенах учебного заведения (в школе, колледже, вузе) и без привязки к нему. Вне организации учиться могут только школьники.

Получая образование в стенах школы, ребёнок и его родители имеют право выбрать очную, очно-заочную и просто заочную формы обучения. Даже на заочной или очно-заочной формах, школьник будет числиться в контингенте школы. Он обязан сдавать контрольные, Всероссийские проверочные работы, участвовать в различных мероприятиях. Со школой он связан договором о предоставлении образовательных услуг.

В последнее время стала популярна внешкольная — семейная форма образования, когда ученик учится дома, и ответственность за его образование и своевременную аттестацию несут родители или опекуны.

Хоумскулинг, анскулинг или дистанционно: шесть способов учиться в школе

Ребёнка прикрепляют к образовательному учреждению только на период аттестации. Родители могут сами объяснять ему новые темы, нанимать репетиторов, главное, чтобы школьник хорошо сдавал экзамены. В 14 лет по гражданскому праву у ребёнка наступает полная ответственность за свои поступки. Поэтому форму семейного образования заменяет самообразование.

Какое отношение к очному (школьному) и семейному (внешкольному) образованию имеет дистанционка?

Ещё в начале 2000-х годов, задолго до принятия программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в 2017 году, у юристов зародилась идея, создать своё собственное законодательство об интернете. Но взвесив все «за» и «против», они пришли к выводу, что интернет — это всего лишь один из способов технической коммуникации, и отказались от этой затеи.

Любая форма обучения и любая форма получения образования может сопровождаться применением дистанционных технологий. То есть дистанционка — это не форма получения образования. Это всего лишь дополнительные технические средства, которые могут использоваться для передачи образования.

Статья 16-я Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» как раз говорит о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционно-образовательных технологий.

Если дистанционные технологии применялись раньше и не были признаны отдельной формой обучения или образования, то зачем им юридический статус сейчас?

В нашей стране воплощают в жизнь программу «Цифровая экономика Российской Федерации». Во всем мире цифровизация идет семимильными шагами. Наши чиновники хотят показать, что они не хуже других, что тоже принимают своевременные законы.

Мне кажется, желание придать юридический статус дистанционке — всего лишь дань мировой моде на цифровизацию

Я часто бываю на международных форумах и могу сказать, что Россия отстает в плане цифровизации от всего мира.

Что уже прижилось в Европе или США, у нас только начинает развиваться. Парламентариям даже не нужно изобретать велосипед, всё уже давно работает. Беда наших законодателей в том, что они часто принимают законы на всякий случай — а вдруг пригодится? А если нормы не работают, про них просто забывают.

Дистанционные технологии успешно применяют по всему миру. Почему же родители в России так опасаются, что их детей переведут на дистанционное обучение?

Родителям не стоит забывать одно простое правило: выбор формы образования и обучения — это их право и желание их детей. Навязывать какую-то конкретную форму государство не может.

Читайте также:
Программа для настройки процессора intel на ноутбуке

Кроме того, родители вправе выбрать сочетание разных форм образования и обучения и менять их в зависимости от потребностей ребёнка. Не нужно стесняться заявлять о своих правах и не поддаваться на угрозы, если они поступают.

Сейчас родители и даже учителя подписывают петиции против перевода школьников на дистанционное образование в России. Могут ли они повлиять на законодателей?

Конечно, могут. Любой государственный контроль в сфере права не эффективен в отличие от контроля общественности. Даже с помощью петиций можно многого добиться — чем больше общественный резонанс и подписей, тем выше вероятность, что государство прислушается к мнению граждан. Министерство просвещения читает все петиции и обращения.

Система образования в последние годы себя дискредитировала, хотя текст закона «Об образовании…» очень гибкий и подразумевает индивидуальный подход к каждому ребёнку. Это один из самых демократичных законов об образовании в мире.

И всё же, если дистанционной форме придадут юридический статус — как это будет выглядеть?

К счастью, сейчас есть нормативно-правовые акты относительно дистанционки, но только в случае чрезвычайной ситуации в стране. Когда появятся новые акты, юристам и общественности нужно будет очень четко отслеживать в них каждое слово.

Мне самой очень интересно, как законодатели смогут объяснить, что дистанционное обучение — отдельная самостоятельная форма. До них никто еще этого сделать не смог.

Многие родители жалуются, что в семьях нет гаджетов или интернета, чтобы их дети учились дистанционно. Кто по закону должен обеспечить учеников средствами для обучения?

У нас родителям часто говорят: «У вас компьютера дома нет что ли? Сейчас 21 век, и интернет есть даже в отдаленных регионах России!» Однако, в семьях, как правило, один компьютер, а детей может быть несколько, плюс работающие родители. Поэтому проблема обеспечения школьников гаджетами стоит острее, чем кажется.

«Если вы перешли на дистант и у вас нет проблем, то у вас нет дистанта»

Родители могут даже отказаться использовать домашний компьютер, если он свободен — их право.

Обязанность обеспечить детей всем необходимым для учебы лежит на школе. 16-я статья закона «Об образовании…» говорит нам, что при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, должны быть созданы условия для образовательной среды и дети должны пройти программу независимо от места их нахождения.

Не так давно директор школы в одном из технологически развитых регионов России похвалился, что ему спонсоры подарили компьютеры для учеников с ограниченными возможностями. Это неправильно, так как закупки необходимо вести централизованно и на государственные деньги.

Были ли в вашей практике случай, когда по заявлению родителей ребенку предоставили компьютер для дистанционного обучения?

Да, ко мне как к юристу пришли родители мальчика с ограниченными возможностями, чтобы помочь получить нестандартный компьютер с эргономичной платформой и ещё для слабовидящего. Мы обратились к властям месяц назад, но пока еще ждём ответа. И это в Москве. На получение помощи очень влияет человеческий фактор. Часто оборудование приходится выбивать с боем.

Дистанционное обучение подразумевает передачу персональных данных детей на разные сайты. Как защитить школьников от возможной утечки?

Здесь мы обращаемся к 152-му-ФЗ «О персональных данных». Известно, что платформы Zoom, Youtube, Steam принадлежат частникам и иностранцам. Но на них можно проводить конференции с ограниченным доступом. Учитель создает урок, присылает ребятам ссылку и пароль от него, который строго конфиденциален.

Руководство школы обычно предлагает родителям подписать согласие на обработку персональных данных и изображений. Особенно это актуально, когда дети занимаются дистанционно.

Но если всё-таки нежелательная информация о ребёнке оказалась в интернете, родители вправе требовать у директора школы или у владельца сайта убрать её из сети. Есть еще два нормативных акта, по которым можно действовать. Это статья 152.2 Гражданского кодекса «Охрана частной жизни гражданина» и 152.1 «Охрана изображения гражданина».

Фотографию ребенка не относят к персональным данным. Она является отдельным объектом гражданского права. Родители должны задуматься и не раздавать данные ребенка направо и налево. Даже если они опрометчиво передали персональные данные нежелательной организации, их всегда можно отозвать по заявлению.

В связи с тем, что электронные базы часто плохо защищены и персональные данные воруют третьи лица, многие предпочитают не регистрироваться ни на каких сайтах вообще. В связи с цифровизацией многими услугами сейчас можно воспользоваться только через электронное заявление.

Как изменится статус учителя в связи с переходом на дистанционное образование?

Волнуются не только родители, но и педагоги. Многие почувствовали свою ненужность. Если родители могут объяснить ребёнку новые темы уроков сами, то где же место учителя в образовательном процессе?

При любой форме обучения учитель всегда должен выполнять свои обязанности, которые прописаны в 48-й статье закона «Об образовании…» Учитель обязан осуществлять образовательную деятельность и вести воспитательную работу, применять педагогически обоснованные формы и методы обучения и воспитания. Учитель по-прежнему должен сам объяснить урок.

Как он это сделает — это уже его творчество: может провести конференцию, записать видеоролик, создать презентацию или аудиофайл. Главное, чтобы ребёнку был понятен новый материал.

Нужно помнить, что все материалы онлайн-платформ, таких как Youtube — это объекты авторского права

Многие ошибочно думают, что достаточно кинуть ссылочку на автора ролика и можно использовать видео в своей работе. Это не так. С автором видео необходимо заключить договор, попросить разрешение на использование материала и выплатить ему вознаграждение.

То же самое, если учитель вашей школы делает свои ролики, их не может использовать кто-то другой. Обычно там права расщеплены между школой и педагогом — поэтому используя чужие ролики, можно нарушить права сразу двух субъектов.

На многих сайтах работы ребёнка оценивает искусственный интеллект, и часто оценки ошибочны. Что делать с этим?

Бывает, что на сайтах висят старые тесты, которые не обновляются, и оценки выставляются ошибочно. Учитель вправе провести апелляцию такого результата и повысить оценку на несколько баллов. Он может обратиться к директору или к апелляционной комиссии. Эффективность работы любой машины возрастает при участии человека в 300 раз.

Искусственный интеллект — это всего лишь помощь в работе, но весь процесс обучения должны контролировать люди. Живое общение учителей, учеников и родителей не заменят никакие дистанционные технологии.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock (Yuliya Yesina)

Источник: mel.fm

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru