Модульный принцип представления содержания образовательной программы что это

Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.

В соответствии с системным подходом в изучении проблем содержания в педагогическом процессе необходимо вспомнить, элементом какой системы является данная категория. Содержание — составная часть, компонент, элемент педагогического процесса. Теперь мы хотим (если нас это интересует) осознать проблему и разрешить ее (если есть такая цель). Нам предстоит углубиться в суть понятия; от собственных представлений о нем и формальных определений подняться до понимания этой категории, сделать для себя некоторые открытия, породить новые мысли, суждения, произвести собственный интеллектуальный продукт, оформить его, обменяться с другими, использовать в собственном профессиональном действии — такова технологическая цепочка учебного труда.

В окружающем нас мире происходят процессы изменения всего и вся как естественно, так и искусственно. Изменяются материал в материальном, идеи — в идеальном. Изменением сознания в педагогическом процессе занимаются специалисты-преподаватели, создавая модели и технологии. Педагогические технологии — это прежде всего «обработка» содержания путем деления его на дозы, оформление каждой дозы как модуля.

Обновление содержания дополнительного образования в контексте актуальных нормативно-правовых докумен

Кроме того, в окружающем нас мире повсеместно происходит обмен, который обеспечивается производством и потреблением. Правила обмена предполагают два встречных процесса:

  • • выбираю, беру произведенное не мной; выбираю в соответствии со своими потребностями, целями, самоопределением, беру в соответствии со своими способностями;
  • • произвожу, отдаю произведенное мной (мысль, слово, движение), т.е. прилагаю усилия произвести и оформить продукт так, чтобы он был востребован другими.

Преобладание в традиционных технологиях подачи содержания как готового продукта в виде огромной глыбы порождает пассивную потребительскую позицию, которая переносится в деятельность. Упражнение в самостоятельном производстве и оформлении содержания формирует рыночное, предпринимательское мышление, повышает ценность совести как регулятора процессов «беру — отдаю».

Таким образом, наиболее общие нормы, правила, требования, принципы, определяющие категорию содержания в педагогических процессах, состоят в следующем:

  • • системном представлении каждой дозы содержания;
  • • технологичности оформления содержания в модуль;
  • • продуктивном обмене: потребление по выбору в сочетании с производством собственного продукта.

Если вы осознали проблемы как свои собственные и если вам показались убедительными сформированные нормы (принципы, правила, требования и т.д.), то вероятно можно перейти к самому актуальному вопросу — как? Как достичь этой новой планки, как овладеть новой нормой не только на уровне знания, убеждения, но и действия?

Речь идет о механизме решения проблемы, о способах, методах, технологиях, которые требуют определенных педагогических способностей (в их основе гармония мысли, слова, действия), называемых в педагогической культуре «мыслетехника», «коммуникация», «рефлексия».

Модульный принцип построения содержания учебников «Музыка» для начального и основного образования

Технология, которая будет предложена далее, — это технология модульного структурирования (системность, технологическое дозирование на модули, продуктивный обмен); технология преобразования (модуль — не только составная часть, но и коэффициент преобразования) научного знания в учебную дисциплину; технология составления авторских программ. Она проста, но трудоемка. Правила системного подхода, свободного (не привязанного к механическому запоминанию) производства мыслей и обмена ими, строго дозированного логикой построения и потребностью, распространяются в равной степени как на слушателей, так и на преподавателей. Преподаватель к тому же — организатор процесса, и от его мастерства зависят модель и технология, которые он создаст и реализует, а также результат.

Читайте также:
Google feedback что это за программа и нужна ли она

Суть модульной технологии представлена ниже:

  • • определить системообразующую курса;
  • • проанализировать возможные основания для расчленения ее на элементы, выбрать среди них наиболее актуальные в соответствии с потребностями слушателей и требованиями образовательных стандартов;
  • • создать ситуацию выбора в дальнейшем продвижении к элементам новой системы;
  • • провести структурирование с несколькими уровнями в зависимости от желаемой глубины погружения;

• предоставить слушателям возможность выбора индивидуальной траектории продвижения. Тем самым проявится их активность, направленная на решение собственных профессиональных проблем, на совершение действий, на развитие; решится осознанная проблема: либо путем найденной необходимой информации, либо путем выращивания собственных способностей, либо того и другого вместе.

Для того чтобы наглядно представить весь процесс составления авторской программы по модульному принципу, приведем один из приемов, который состоит в составлении матриц.

Элементы, связи (по одному основанию)

Элементы, связи (по другому основанию)

В данной матрице система делится на элементы по двум основаниям, которые и заполняют графы по вертикали и горизонтали.

Рассмотрим для примера изученную нами систему «педагогический процесс».

педагогический процесс

Элементы, связи (по одному основанию)

На этом этапе не исключены сомнения обучающихся, которые необходимо высказать, обсудить, сопоставить с мнениями других. Создание такого режима предполагает наличие условий для коммуникации, размышления, рефлексии. Не всякими сомнениями готовы поделиться студенты (слушатели). Необходима атмосфера искренности, доверия. Она быстрее складывается в малой группе в 5—7 человек, чем во всей аудитории в 30—50 человек.

Временные рамки учебного процесса требуют оптимальных моделей, новых методов. Таковыми являются технологии создания малых групп, обеспечивающие условия для упражнений в межличностной и межгрупповой коммуникациях.

Если оформление содержания соответствует цели продуктивной деятельности, то его подача предполагает использование опорных сигналов, схем, которые побуждают к появлению нового содержания, собственных мыслей — собственного продукта.

Таким образом, соответствие целей, содержания, метода и есть главное требование их взаимосвязи в системе «педагогический процесс».

В системе образования взрослых превалирует позиция, убежденность преподавателей в том, что образование для взрослых — это их обучение. Она аргументируется приблизительно так: «А зачем их воспитывать и развивать — они уже воспитаны и развиты». И здесь есть доля истины, так как традиционное педагогическое мышление под воспитанием понимает назидание, подавление, которое взрослые действительно не терпят. В отношении процесса развития также сложился устойчивый стереотип, что оно идет само собой и потому остается за пределами педагогических технологий.

Источник: studref.com

Принципы модульного обучения

Принципы обучения – это система педагогических методов и средств, которые использует педагог для организации и реализации учебного процесса.

Понятие и сущность принципов модульного обучения

Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас

Таким образом, принципы модульного обучения направлены на организацию учебного процесса таким образом, что изучаемая дисциплина (предмет) поделены на модули (блоки), которые содержат логично составленный учебный материал. Модули находятся в относительной независимости друг от друга, что позволяет при необходимости корректировать или дополнять учебный материал модуля.

Педагогические правила применения принципов модульного обучения

Для реализации принципов модульного обучения необходимо соблюдать следующие педагогические правила:

  • Учебный материал, который содержится в модулях, должен быть сконструирован так, чтобы эффективно обеспечивать достижения педагогической цели каждым учащимся.
  • Учебный материал, представленный в модулях должен быть доступным для понимания и усвоения ученикам. Учебный материал не должен быть слишком легким, это может вызвать скуку у учащихся и снизить их желание к дальнейшему обучению.
  • Он должен быть представлен настолько законченным блоком, чтобы имелась возможность конструирования единого содержания обучения, соответствующего комплексной дидактической цели, из отдельных модулей.
  • В соответствии с учебным материалом следует интегрировать различные виды и формы обучения, подчиненные достижению намеченной цели.
Читайте также:
Drop it программа что это

Источник: spravochnick.ru

Модульные программы учебных предметов, их структура. Принципы построения модульных программ

Основными средствами модульного обучения являются модульные программы, состоящие из отдельных модулей. Модульные программы, в зависимости от цели усвоения информации, могут быть познавательногоили деятельностного типа. Последние подразделяются на рецептурно-операционные (выделение отдельных функций при обучении операциям) и системно-операционные (развитие умений практической деятельности, формирование профессионального творческого мышления). Такая классификация обусловлена спецификой содержания учебного материала, усвоение которого связано с овладением фундаментальными знаниями (модуль познавательного типа) или способами деятельности (модуль деятельностного типа).

Структурамодульной программы включает в себя целевой план действий, модели, содержащие отдельные элементы обучения, и методическое руководство.

Целевой план действий – это последовательность усвоения отдельных учебных элементов, модулей внутри целостной программы, позволяющая спланировать достижения позитивного результата.

Стимулируще-мотивационный компонент модели модульной программы – набор средств, развивающих посредством модульных программ положительную направленность учения и самообразовательную деятельность.

Операционно-деятельностный компонент модели модульной программы представляет собой интеграцию модульного обучения с другими технологиями уровневой дифференциации (коллективного взаимообучения, информационными и др.)

Контрольно-регулировочный компонент модели модульной программы обеспечивается набором тестов, контрольных вопросов, заданий для самообразования, творческих заданий и др.

Оценочно-результативный компонент модели модульной программы объединяет содержательный, операционный и мотивационный критерии готовности.

Модульные программы и модули строятся в соответствии со следующими принципами:

· целевого назначения информационного материала. Содержание банка информации строится исходя из дидактических целей;

· сочетание комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей. Комплексная дидактическая цель – вершина пирамиды целей и реализуется всей модульной программой. Интегрирующая дидактическая цель состоит из частных дидактических целей, которым в модуле соответствует один элемент обучения.

· полноты учебного материала в модуле. В модуле излагаются основные моменты учебного материала, даются пояснения к материалу, указываются возможности дополнительного углубления в материал, представляются практические задания и приводятся ответы на них.

· относительной самостоятельности элементов. Из содержания обучения выделяются обособленные элементы. Степень самостоятельности элементов зависит от степени самостоятельности частных дидактических целей, составляющих одну интегрирующую дидактическую цель.

· реализации обратной связи. Процесс усвоения знаний должен быть управляемым и контролируемым. Для реализации обратной связи надо обеспечить модуль средствами входного, текущего, промежуточного и обобщающего контроля.

· оптимальной передачи информационного и методического материала. Представление материалов модуля в такой форме, чтобы обеспечивалось их наиболее эффективное усвоение в конкретных условиях.

Процесс построения модульной программы курса начинается с определения её структуры. Исходя из принципов целевого назначения информационного банка и сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей, необходимо сформулировать общую дидактическую цель курса.

По каждому модулю курса определяется интегрированная дидактическая задача, которая определяет выбор содержания учебного элемента. Соответственно разрабатываются учебный материал с указанием заданий и методическое руководство по достижению интегрированных дидактических целей. Учебный материал строится таким образом, чтобы актуализировать знание слушателей по предыдущим темам, применять современные личностно ориентированные технологии, вопросы, задания для самостоятельной работы.

Учебный материал курса разбивается на отрезки, подлежащие усвоению в соответствии с планом. В начале изучения учебного фрагмента организуется вводный срез по теме. По окончании изучения учебного фрагмента проводится итоговое тестирование. В структуре модуля должны быть представлены инвариантная и вариативная части, зависящие как от изменения и обновления содержания информации, так и от направления специализации.

Читайте также:
Фурмарк программа что это

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 1601 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Принципы и подходы к проектированию модульной программы

Дидактическая система модуля обучения прогнозируется, проектируется и осуществляется на основе общих и специфических научных принципов. При проектировании модульной программы необходимо учитывать следую­щие общие принципы:

• компоновка содержания учебного процесса вокруг базовых понятий и методов;

• систематичность и логическая последовательность изложения учебного ма­териала;

• целостность и практическая значимость содержания;

• наглядность представления учебного материала.

К специфическим принципам проектирования модульной программы отно­сятся: модульность, структуризация, динамичность, гибкость, паритетность, реа­лизация обратной связи, осознанная перспектива.

Принцип динамичности обеспечивает вариативность модульных программ, из­менение их с учетом динамики востребуемых профессий и профессиональной специализации обучаемых.

Принцип гибкости определяет построение модульных программ таким обра­зом, чтобы они легко адаптировались к изменяющимся научно-ехническим и социально-экономическим условиям, к индивидуальным законам и уровням подготовки обучаемых.

Принцип паритетности предполагает субъект-субъектные отношения между педагогом и обучаемым.

Принцип реализации обратной связи способствует созданию системы контро­ля и самоконтроля, коррекции и оценки успешности изучения учебного матери­ала модуля.

Принцип осознанной перспективы подчеркивает, что условием успешности обучения являются сформированная профессиональная мотивация учения, осознание его близких и дальних перспектив.

В теории и практике модульного обучения в профессиональной школе выде­ляются два подхода: предметно-деятельностный и системно-деятельно-стный. На основе этих подходов разрабатываются различные концепции подготовки специалистов, в которых процесс обучения или целиком, или в рамках конкрет­ного предмета (предметов) ориентирован на последовательное усвоение обуча­емым элементов профессиональной деятельности и содержания модульной об­разовательной программы.

В разрабатываемых концепциях подготовки специалистов модульные образо­вательные программы имеют различный состав и структурное построение. В до­кументах они могут быть представлены в различных формах, но три основных компонента включаются обязательно: целевая содержательная программа, банк информации, методические руководства для обучаемых.

Рассмотрим краткие характеристики двух подходов.

В основе модульных программ профессио­нально-обязательных учебных предметов ле­жат модули, представляющие собой профес­сионально значимые действия. Для каждой модульной программы учебного предмета со­ставляется пакет обучающих модулей.

Существуют три варианта составления па­кетов обучающих модулей:

а) применение разработанных и опубли­кованных в литературе обучающих модулей, их адаптация к конкретным условиям;

Модульный учебный план —это модель содержания профес­сионального образования, состоящая из образовательных блоков (гуманитарного, обще­научного, общетехнического, профессионального), которые структурируются на дисциплины профессионально-обязатель­ные, дисциплины по выбору и факультативы.

б) трансформация накопленного преподавателем учебного и методического материала в обучающие модули;

в) создание обучающих модулей на проектной основе.

Одним из вариантов системно-деятелъностного подхода к модульным технологиям является концепция профессионального обучения «Модули тру­довых навыков» (МТН-концепция), разработанная Международной организа­цией труда.

Для МТН-концепции характерны:

• ориентация на целостное обучение с отсутствием деления на учебные пред­меты;

• основные функции педагогики: координирующая, консультационная и кон­тролирующая;

• адаптация к индивидуальным потребностям и возможностям обучаемого;

• наличие свободного временного фактора.

Итак, суть технологии модульного обучения заключается в том, что для дости­жения требуемого уровня компетентности обучаемых на основе соответствую­щих принципов и подходов осуществляется укрупненное структурирование учебного материала, выбор адекватных ему методов, средств и форм обучения, направленных на самостоятельный выбор и прохождение обучаемым полного, сокращенного или углубленного варианта обучения.

Источник: neudov.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru