Уч программа определяет, какими ЗУНами, имеющими определенное познавательное и воспитательное значение, а также в какой последовательности учащиеся должны овладеть.
Обычно учебная программа содержит:
1) вводные замечания, связанные с определением целей изучения данного предмета;
2)учебный материал, вкл основную информацию, понятия, теории, методику работы
3)указания о путях реализации программы, а также о методах, орг формах и средствах, обеспечивающих овладение учебным материалом.
Школьная программа определяет:
— Содержание школьного курса истории, проблематику и объём;
— Структуру школьного курса (распределение материалов курса по годам обучения);
— Время, которое направлено на изучение курса, раздела, темы.
Модульное обучение опирается на теорию развивающегося обучения: ученик учится постоянно в зоне своего ближайшего развития.
Реализация этой теории в модульном обучении осуществляется путём:
а) дифференциации содержания и дозы помощи ученику,
Онлайн-марафон «Методический час» — Разноуровневые программы: содержание, понятия, особенности
б) организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой, фронтальной
Требования к учебным модулям:
– модуль должен строиться так, чтобы в основе деятельности учащихся лежал механизм усвоения знаний, восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения, систематизации,
– в модуле должно быть предусмотрено повторение изученного,
– это может быть обобщение изученного, составление таблиц сравнительной характеристики и т.д.,
– в них должна осуществляться непрерывность внутрипредметных и межпредметных связей, – задания в учебных модулях должны быть дифференцируемы по содержанию и уровню познавательной деятельности,
– в заданиях стремиться осуществлять проблемность, ориентируя учащихся, как на поиск самих проблем, так и на выбор и осуществление путей их решения.
Историко-краеведческий учебный модуль, ориентированный на приоритетное изучение современной истории региона и предполагающий активное использование межпредметных связей с обществознанием, в высокой степени отвечает этим требованиям. Он включает содержательный материал, способный подготовить учащихся не только к осознанному выбору социально-гуманитарного профиля, но и более конкретного направления будущей предвузовской подготовки. При занятиях по историческому краеведению в его современной трактовке учащиеся получают возможность активно использовать широкий круг доступных материалов, обращаться к проблемам, вызывающим у них личностный интерес и имеющим практическое социальное значение, выполнять учебные задания, способные составить представительный и выигрышный «портфолио» («портфель учебных достижений»).
История (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса истории должны отражать:
1) сформированность представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
Модульный подход в проектировании и реализации образовательных программ
2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
История (углубленный уровень) – требования к предметным результатам освоения углубленного курса истории должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
1) сформированность знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представлений об историографии;
2) владение системными историческими знаниями, понимание места и роли России в мировой истории;
3) владение приёмами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;
4) сформированность умений оценивать различные исторические версии
Источник: knigi.studio
Применение вариативности в выборе образовательных модулей в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Саквояж».
Вопрос вариативности и индивидуального подхода к образовательному процессу, меня интересовал всегда, особенно при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Два года назад, придя в Центр творчества и туризма на должность педагога дополнительного образования, возникла идея разработать такую программу, в которой дети сами могли бы выбирать для себя виды творческой деятельности, по желанию, учитывая свои возможности и способности, тем более, что такой подход актуален в рамках обновления содержания и технологий дополнительного образования.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Саквояж» (далее – Программа) разработана по модульному принципу, в ней 4 образовательных модуля, каждый модуль соответствует одному виду деятельности (технике). Программа имеет базовый уровень и разработана для детей для детей 10-15 лет с легкой умственной отсталостью, имеющих начальный уровень образования, приобретенный на уроках технологии в школе, или других детских объединениях. Учащиеся должны уметь работать с колющими и режущими инструментами; знать основные технологические приёмы работы с бумагосодержащими, текстильными, природными материалами; быть готовыми к изучению новых техник и технологий в декоративно-прикладном творчестве.
На первом занятии ребята пробуют выполнить небольшие творческие работы по всем модулям. Задача учащихся выбрать те образовательные модули, которые больше всего понравились.
Причину выбора дети указывают разную:
— потому, что не знали этот вид творчества и захотели ему научиться;
— потому, что этот вид творчества им знаком и хочется отработать практические навыки;
— потому, что этот вид творчества выбрала подруга или друг;
— потому, что для этого вида творчества используется доступный материал.
Каждый ребенок выбирает один, два, три или все 4 модуля, по желанию. Далее для него составляется индивидуальный учебный план по выбранным модулям на весь учебный год. Рабочая программа составляется также в соответствии с индивидуальным учебным планом учащегося.
Учебные часы в Программе распределены так: если ребенок выбрал 1 модуль, то учебная нагрузка составляет 140 часов; если ребенок выбрал два, три или четыре модуля, то учебная нагрузка составляет в сумме 140 часов на все выбранные модули.
Такая работа по индивидуальным учебным планам, требует большой подготовки педагога к занятиям. Для каждого учащегося подбираются свои формы и методы работы: видеоурок (мастер-класс), инструкционная карта, словесная инструкция педагога, самостоятельная работа, демонстрация приемов работы педагогом, в зависимости от индивидуальных способностей ребенка.
Особенность Программы в том, что ребенок, изучив один модуль в этом учебном году, может прийти на следующий год и обучаться по другому модулю. Модули в Программе могут меняться по запросам учащихся или родителей. Получается, что учащийся может несколько лет заниматься по одной Программе, только в разных образовательных модулях. Тем самым, Программа обеспечивает свободный выбор ребенком творческой деятельности, и удовлетворять его индивидуальные возможности и способности.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСЁЛОВСКИЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА»
Педагогическим советом МБОУ ДО «Новоселовский Центр творчества и туризма»
Протокол от 18.05.2022 № 2
Директор МБОУ ДО
творчества и туризма»
________ О.Н. Хихлатых
Приказ от 18.05.2022 № 24
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
Возраст учащихся: 10-15 лет
Срок реализации программы — 1 год
Составитель: педагог дополнительного образования
Куликова Татьяна Викторовна
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Саквояж» (далее Программа) составлена в соответствие с требованиями, предъявляемыми к общеобразовательным программам дополнительного образования детей, с учетом возрастных особенностей и интересов ребенка.
— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
— Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
— Методические рекомендации МОиНРФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Письмо Министерство образования и науки России от 18.11.2015 г. (№ 09-3242).
— Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 No ВК- 641/09 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
— Устав МБОУ ДО Новоселовского Центра творчества и туризма.
Направленность Программы: художественная и имеет 4 образовательных модуля, где учащиеся знакомятся с современными видами декоративно-прикладного творчества: мягкая игрушка и рукоделие; выжигание по дереву, конструирование и моделирование из картона, основы швейного дела и моделирования. При пошиве детских платьев, изготовлении предметов интерьера, сувениров из бумаги, ткани, природных материалов у подростков развиваются коммуникативные навыки, изобразительные и художественно-конструкторские способности, нестандартное мышление, творческая индивидуальность и чувство вкуса.
Новизна и актуальность
Новизна состоит в том, что в ней объединены 4 образовательных модуля: «Основы швейного дела и моделирования», «Мягкая игрушка и рукоделие», «Основы выжигания по дереву», «Конструирование и моделирование из картона», изучив которые можно самостоятельно создавать оригинальные изделия. Освоение техник по всем модулям позволяет учащимся понять разнообразие современного декоративно-прикладного творчества, создавать творческие работы, швейные изделия и участвовать в конкурсах различного уровня.
Программа реализуется с 2020 года. В 2022-2023 учебном году модуль «Мягкая игрушка и рукоделие» вошел в Программу по запросам учащихся, вместо модуля «Плетение из бумажной лозы», который остался не востребованным. Данный модуль предполагает изучение технологии изготовления мягких игрушек и некоторых видов рукоделия: картины из зерен кофе и джута, декупаж, топиарии, вышивка бисером и пайетками, пэчворк и аппликация из ткани, оригами.
Еще одно достоинство Программы – это её вариативность , которая заключается в том, что каждый учащийся на первом занятии, имеет возможность построения индивидуальной образовательной траектории за счет выбора тех модулей Программы, которым он желает обучиться. Если в этом году ребенок выбрал один, два или три модуля, то на следующий учебный год он может заниматься по этой же программе, выбрав другие, не изученные модули.
При изучении трех и менее модулей, в учебном плане увеличивается количество часов на практические занятия, на которых ребенок сам выбирает те изделия, которые желает выполнить в дальнейшем.
Актуальность Программы . Определяется запросом со стороны детей и их родителей на программу художественной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одной из задач регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» предусматривает создание условий, позволяющих детям с особыми образовательными потребностями получать качественное доступное дополнительное образование. Данная Программа обеспечивает условия для развития интересов, склонностей, способностей детей с умственной отсталостью, организацию их свободного времени, способствует творческой самореализации, развитию позитивного отношения к окружающей действительности, социального становления учащихся в процессе общения и совместной деятельности со сверстниками и педагогами.
Возможность заниматься разными видами деятельности по Программе, в дальнейшем поможет учащимся при выборе профессии, самостоятельной практической деятельности, в быту, общественно-полезном труде.
Отличительные особенности
Программа базового уровня, адаптирована для учащихся 10-15 лет с легкой умственной отсталостью. Программа практико-ориентирована, помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры.
На занятиях применяются инструкционные и технологические карты, которые активизируют мыслительные процессы учащихся, улучшают способность следовать устной и письменной инструкции, повышают заинтересованность в конечном результате.
Индивидуальный план, составленный вместе с учащимся, реализуется в соответствии с его желанием, потребностями и способностями.
Занятия проходят как индивидуально, так и коллективно. В процессе совместной деятельности у ребят развивается взаимопонимание, осуществляется непосредственный опыт взаимодействия, а работа педагога ведется в стиле сотрудничества.
Сама Программа может быть реализована как ступень, переход к продвинутому уровню. Если ученик на следующий год пожелает продолжить обучаться по какому-либо модулю, для него будет разработана индивидуальная программа, а может выступать, как самостоятельный курс освоения определенного вида деятельности, и закончена в учебном году.
Модули Программы могут меняться, в зависимости от востребованности учащихся и их родителей.
Адресат программы
Категория детей : Программа предусмотрена для детей 10-15 лет с легкой умственной отсталостью, имеющих начальный уровень образования, приобретенный на уроках технологии в школе, или других детских объединениях: умение работать с колющими и режущими инструментами; знание основных технологических приёмов работы с бумагосодержащими, текстильными, природными материалами; готовность к изучению новых техник и технологий в декоративно-прикладном творчестве.
Возраст детей : 10 — 15 лет.
Наполняемость групп : 6 человек: минимальное — 5, максимальное — 6.
Предполагаемый состав групп : разновозрастной.
Условия приема детей : система набора детей на обучение по Программе и на вакантные места осуществляется по результатам собеседования, учащиеся должны иметь навыки работы с разными видами материалов и владеть приёмами работы с бумагосодержащими, текстильными, природными материалами.
Срок реализации программы и объем учебных часов. Программа рассчитана на 1 год обучения в количестве 140 часов. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа.
Формы обучения: очная.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа, продолжительность занятия 45 мин., 15 мин. перемена.
1.2. Цель и задачи программы
Цель — развитие познавательной активности, навыков совместной деятельности учащихся через освоение основ швейного дела и моделирования, мягкой игрушки и рукоделия, выжигания по дереву, конструирования из картона.
— познакомить учащихся с основными понятиями по образовательным модулям: «основы швейного дела и моделирования» , « мягкая игрушка и рукоделие» , «основы выжигание по дереву», «конструирование и моделирование из картона»;
— обучить правилам работы на швейной машине, прибором для выжигания, клеевым пистолетом;
— научить: создавать свою модель и шить платья по базовым выкройкам; способам и приемам выжигания по дереву; моделировать из бумаги и картона предметы интерьера и сувениры; шить мягкие игрушки и освоить некоторые виды рукоделия от идеи до воплощения художественного образа;
— формировать умения следовать устным и письменным инструкциям, технологическим картам.
— развивать эстетический и художественный вкус, глазомер, внимание, способность к точным движениям пальцев рук;
— развивать навыки сотрудничества с педагогом и друг с другом;
— способствовать развитию самостоятельности, самоконтроля, умения доводить начатое дело до конца.
— воспитывать интерес к выбранным видам декоративно-прикладного творчества;
— совершенствовать трудовые навыки, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
— формировать культуру общения с педагогом и сверстниками.
1.3. Содержание программы
Учебный план (при выборе всех модулей программы)
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Инвариантные и вариативные модули программы воспитания МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» как залог успешности реализации воспитательного потенциала школьников, развивающихся на фоне умственной отсталости
статья
В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», вступившим в силу 1 сентября 2020 года, инициативной группой педагогов школы была разработана Программа воспитания МБОУ «Школа № 19 г. Ельца». Создание программы воспитания имеет триединую цель. Она, с одной стороны, должна помочь педагогам увидеть воспитательный потенциал совместной деятельности с детьми и способы реализации этого воспитательного потенциала. Второе – учесть специфику воспитательной работы нашей школы. Третье – решить проблемы личностного развития школьников, чтобы они могли гармонично входить в тот мир, который их окружает.
Разработанная Программа воспитания МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» заменяет собой все ранее используемые в работе школы программы воспитания. Она построена с учетом специфики работы с школьниками, развивающимися на фоне умственной отсталости и особенностей их психофизического развития. Важно понимать, что программа воспитания это не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание системы возможных форм и способов работы с детьми.
Программа имеет модульную структуру. Каждое направление воспитательной работы соответствует отдельному модулю. В структуре программы имеются инвариантные модули, т.е. обязательные для каждой школы и вариативные, самостоятельно отбираемые для реализации каждым образовательным учреждением с учетом имеющихся возможностей и специфики деятельности. Включение инвариантных и вариативных модулей в программу воспитания МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» является залогом успешности реализации воспитательного потенциала школьников, развивающихся на фоне умственной отсталости.
К инвариантным модулям Программы воспитательной работы МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» относятся:
— «Курсы внеурочной деятельности»,
— «Работа с родителями»,
Вариативными модулями выступают :
— «Ключевые общешкольные дела»,
— «Детские общественные объединения»,
— «Организация предметно-эстетической среды»,
— «Работа с обучающимися с девиантным поведением и «группы риска», с семьями находящимися в социально опасном положении и семьями, относящимися к категории социального риска»,
— «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, основы безопасного дорожного движения».
Цель Программы воспитания МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» — формирование гражданской позиции, понимания значимости трудовой деятельности в жизни человека, практической готовности к бытовому и производительному труду, ведения здорового образа жизни, воспитания законопослушного гражданина, осознания своей роли в жизни общества.
Достижению поставленной цели способствует реализация поставленных задач:
— реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
— реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
— вовлекать школьников во внеурочную деятельность, реализуя их воспитательные возможности;
— использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
— инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
— поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
— организовывать профориентационную работу со школьниками;
— развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
— организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей;
— организовывать работу с обучающимися и семьями, состоящими на различных видах учёта;
— воспитание у школьников с умственной отсталостью устойчивых положительных качеств, осуществления духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, пропаганды идей добровольческого труда на благо общества и привлечения обучающихся к решению социально значимых проблем;
— создание условий для развития личности обучающихся, способных ориентироваться и действовать в динамично-изменяющейся дорожно-транспортной среде, привитие навыков правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, воспитание социальной ответственности, уверенности и активной жизненной позиции в деле пропаганды и агитации в профилактике ДДТТ.
Одним из важнейших модулей в программе выступает модуль «Классное руководство» . Данный модуль относится к инвариантным, то есть, обязательным для каждого образовательного учреждения, т.к. деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе школы, основным механизмом реализации индивидуального подхода к ученикам. Классный руководитель способствует максимальному развитию каждого ребенка, сохранению его неповторимости, раскрытию его талантов и созданию условий для духовного, умственного, физического совершенства. Особенно важной деятельность классного руководителя является в воспитании школьников с умственной отсталостью. Глубокий интерес педагога к ученикам с ментальными нарушениями, изучение их индивидуальных способностей, гуманное отношение к ним, забота об их духовности и физическом развитии позволяют сделать учебно-воспитательный процесс сознательным и целенаправленным.
Через разнообразные формы и методы индивидуальной работы классный руководитель создает благоприятные условия для успешной адаптации и вхождения ребенка с интеллектуальным недоразвитием в социум, развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности.
Целью реализации модуля «Классное руководство» является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Достижению поставленной цели способствует реализация поставленных задач :
— формирование и развитие коллектива класса;
— создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
— формирование здорового образа жизни;
— организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
— защита прав и интересов, обучающихся;
— организация системной работы с обучающимися в классе;
— гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
— формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
— организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
В рамках модуля «Классное руководство» предусмотрены следующие направления работы:
- работа с классным коллективом:
— проведение тематических классных часов;
— групповые беседы с классом/частью класса по актуальным вопросам;
— организация дискуссий, игр, состязаний;
— привлечение к участию в конкурсах, акциях;
— вовлечение в общественно полезный и творческий труд;
— выбор актива класса (с распределением обязанностей), представителей в Актив школы;
— проведение инструктажей с регистрацией в журнале.
- индивидуальная работа с учащимися:
— знакомство с личным делом каждого ученика;
— посещение на дому, знакомство с родителями, жилищно-бытовыми условиями семьи, психологической обстановкой;
— изучение особенностей личностного развития учащихся через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх и составление уровня его воспитанности;
— оформление дневников наблюдений учащихся
— индивидуальная работа по оформлению досье «Развитие», где фиксируются учебные, творческие, спортивные, личностные достижения на каждого ученика, совместный анализ его успехов и неудач;
— коррекция поведения учащегося через организацию индивидуальных бесед по различным нравственным проблемам, через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе;
— составление плана воспитательной работы класса с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося;
— поддержка ребёнка в решении важных для него жизненных проблем, помощь в совместном решении проблемы;
— проведение классных часов.
- работа с учителями, преподавателями в классе:
— регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
— привлечение учителей к участию во внутриклассных мероприятиях по предмету, делах, с целью лучшего узнавания и понимания своих учеников;
— привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей;
— привлечение учителей к участию в рейдах;
— совместная работа с социальным педагогом, школьным психологом по изучению особенностей, возможностей каждого ученика, включение его в проводимые тренингами общения.
- работа с родителями учащихся или законными представителями:
— организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
— создание и организация работы родительского комитета класса в решении вопросов воспитания и обучения их детей;
— привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
— организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы;
— регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
— помощь родителям школьников или их законным представителями в регулировании отношений между ними.
Не маловажным значением в осуществлении воспитательной деятельности школы является реализация модуля «Работа с родителями» с целью согласования позиций семьи и школы в вопросе эффективного воспитания обучающихся. Модуль «Работа с родителями» является инвариантным, обязательным, т.к. без осуществления взаимодействия с семьей школьника с интеллектуальными нарушениями не возможно полноценное его воспитание, социализация и развитие. Семья в силу глубокой специфичности ее воздействия на ребенка является обязательным фактором нормального воспитания. Дети, воспитывающиеся без участия семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейных коллективов.
Деятельность педагогического коллектива в рамках модуля «Работа с родителями» направлена на:
— организацию работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, ориентированную на совместное решение проблем личностного развития детей;
— полноправное включение родителей (законных представителей) обучающихся в процессы обучения, развития и воспитания детей;
— координацию воспитательных усилий педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся;
— повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся;
— обмен ценным опытом и находками в деле воспитания детей.
Видами и формами деятельности педагогов школы по реализации модуля «Работа с родителями» являются:
— общешкольный Совет родителей школы, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
— родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, круглые столы с приглашением специалистов;
— родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе;
— общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
— работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
— участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
— помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
— индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
Также одним из инвариантных, обязательных модулей Программы воспитания МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» является модуль «Самоуправление». У ченическое самоуправление предоставляет обучающимся с умственной отсталостью возможность самореализации, самоутверждения, саморазвития и самовоспитания. Обучающиеся, входящие в состав Актива школы представляют интересы всего ученического коллектива, они организовывают и проводят общешкольные мероприятия, коллективно-творческие дела, которые им интересны, при этом развивают свои творческие способности. Важным является не только результат совместной деятельности школьников и педагогов, но сам процесс деятельности. Развитие ученического самоуправления является важным фактором социализации личности ученика с умственной отсталостью, поскольку способствует формированию таких качеств, как самостоятельность, активность, инициативность, ответственность.
Реализация модуля «Самоуправление» способствует:
— ф ормированию детского коллектива, системной и планомерной организации его деятельности осуществляющейся, при сотрудничестве классного руководителя, учителя-предметника, педагога-организатора, воспитателя ГПД, обучающихся и их родителей;
— определению места конкретной личности в структуре детского коллектива;
— определению доступной коллективной деятельности;
— созданию для каждого обучающегося условий успешности, положительного эмоционального настроения;
— включению школьника во взаимоотношения с классным руководителем, учителем-предметником, педагогом-организатором, воспитателем ГПД и сверстниками.
-вовлечению обучающегося в практическую деятельность, через выбор адекватных видов деятельности; определению значимости конкретного вида деятельности в жизни группы (класса);
— развитию интереса к деятельности, организации посильного участия в деятельности каждого члена коллектива; предъявления поручений с учетом уровня развития учащихся.
Самоуправление в МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» осуществляется через организацию деятельности Актива школы и реализуется по следующим уровням:
- школьный уровень:
— проведение заседаний Актива школы с обсуждением плана работы на четверть, на год;
— вовлечение членов Актива школы в организацию досуговой деятельности обучающихся (проведение спокойных и подвижных игр на перемене; организация и проведение утренней зарядки, караоке и т.д.);
— дежурство по школе;
— проведение рейдов, акций;
— шефство над детьми.
— участие в деятельности Управляющего совета школы, Совета по урегулированию споров, бракеражной комиссии.
- классный уровень:
— выбор кандидатур в Актив школы из числа обучающихся 5-10 классов;
— помощь учителю, классному руководителю в режимных моментах класса;
— проведение рейдов, акций в рамках класса;
— привлечение одноклассников к общешкольным делам.
- индивидуальный уровень:
— участие в творческих и спортивных мероприятиях;
— индивидуальное исполнение функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
Успешно функционирующая система ученического самоуправления в школе служит развитию личности обучающегося с умственной отсталостью и его самореализации, так как в процессе самоуправленческой деятельности у школьников развивается коммуникативная культура, вырабатываются лидерские, социально значимые качества. Обучающиеся осваивают социальные роли, приобретают определенные знания и навыки, учатся планировать, осуществлять и анализировать собственную деятельность. Школьная жизнь для них становится интересной, насыщенной и увлекательной.
Реализация каждого модуля программы является важным элементом программы воспитания в целом. Однако важно понимать, что сама по себе программа не является инструментом воспитания: обучающегося воспитывает не документ, а педагогический работник – своими действиями, словами, отношениями. Программа лишь позволяет педагогическим работникам скоординировать свои усилия, направленные на воспитание обучающихся.
Источник: nsportal.ru