Технологии модульного обучения
Модульное обучение характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов обучения. Модульное обучение предполагает такую организацию учебного процесса, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.
Модуль — основное средство модульного обучения, законченный блок информации: он включает в себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей. Модуль представляет собой цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде системы учебных элементов.
Из блоков-модулей как из структурных элементов может конструироваться весь учебный курс экологии. Элементы внутри блока-модуля взаимосвязаны и подвижны. Учебный материал осваивается в процессе завершенного цикла учебной деятельности. Гибкость такого решения основана на вариантности уровней сложности учебной деятельности.
Технология модульного обучения
Особенности модульного обучения связаны с тем, что учебный материал представлен в законченных, самостоятельных комплексах-модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по ее усвоению. Дидактическая цель формулируется для учащегося и указывает не только на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Модульное обучение — разновидность воплощения идей программирования в обучении. С помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение учащимися определенного уровня предварительной подготовленности к каждой педагогической встрече.
Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала в форме стандартного пакета (комплекта), которая состоит из следующих компонентов:
- — точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
- — банк информации’, собственно учебный материал в виде обучающих программ (программный материал включает список необходимого оборудования, материалов и инструментов, обеспечивающих междисциплинарные связи);
- — методическое руководство по достижению целей (методические указания к практическим и лабораторным занятиям для отработки навыков и умений, относящихся к данному учебному элементу);
- — практические занятия по формированию необходимых умений;
- — резюме. В модуле должна быть заложена возможность для повторения основного содержания. Эта возможность реализуется через учебные элементы (УЭ) «Резюме». Целесообразно обобщать материал не только словесно, но и в форме таблиц, сравнительных характеристик, графиков, диаграмм и др.;
- — проведение контрольных (проверочных) работ разных типов для обучающих и инспекторских целей, которые строго соответствуют целям, поставленным в данном модуле. Общая система знаний и качеств личности представляется как иерархия модулей. Система контроля и оценки учебных достижений — рейтинговая. Рейтинг повышается в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.
Поскольку модульное обучение в качестве одной из основных целей преследует формирование у ученика навыков самообразования, весь учебно-воспитательный процесс по экологии строится на основе осознанного целеполагания с иерархией ближних, средних и перспективных учебно-воспитательных целей. Ближними учебно-воспитательными целями выступают формирование знаний и умений, средними целями — развитие общеучебных умений и навыков; перспективными — развитие способностей личности.
Технология модульного обучения
Особенность преподавания заключается в расширении спектра ролей: учитель превращается из информатора в консультанта, диагноста, мотиватора, источника информации. Хотя и при традиционной организации учебного процесса ведущая роль учителя сохраняется. Учитель должен обязательно мотивировать деятельность учащихся, управлять их учебно-познавательной деятельностью через модуль и непосредственно консультировать. Учитель как бы беседует с учеником, активизирует его рассуждения, поиск, догадку, подбадривает, ориентирует на успех.
Позиция учащегося активная, самостоятельная; темп учения индивидуальный; обязателен самоконтроль и выбор средств, форм и методов обучения.
Важный критерий построения модуля — структурирование деятельности ученика согласно логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация (таксономия учебных целей определяется по уровням познавательной деятельности).
Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Данная технология обеспечивает возможность выбора учащимися пути достижения цели внутри модуля, при этом учитель выступает в качестве координатора действий учащихся. Таким образом учитель управляет познавательной деятельностью ученика, организуя ее.
Работа учителя по конструированию учебного модуля — процесс сложный, требующий от учителя предварительной подготовки:
- — выявление обязательных знаний, умений, навыков учащихся, усвоение которых определено программой;
- — изучение всего содержания учебного материала по данному модулю;
- — вычленение ключевых понятий, несущих основную смысловую нагрузку по данному модулю;
- — составление опорных схем по всей теме (на основе ключевых понятий);
- — подбор тестовых заданий по всему объему учебного материала;
- — составление блоков вопросов и заданий по всему объему учебного материала;
- — разработка диалогической части (продумывается организация уроков, по содержанию формулируются задания разных уровней сложности). Задания могут быть расписаны на карточках, где указаны цели каждого учебного элемента: что сделать, как сделать, как осуществить проверку.
Носителями информации в учебном элементе могут быть натуральные объекты (растения, коллекции, образцы и т.д.), текстовые (учебники), картографические (атласы), словесные, мультимедийные средства.
Итоговой частью модуля является контроль. Эта часть предназначена для проверки и оценки знаний, умений, навыков, сформированных в процессе познавательной деятельности учащихся. Чаще используются самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя. Задания исследовательского характера могут быть оформлены в виде рефератов, сообщений, докладов.
В модульной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в ведомости, на основании которых выставляется итоговая оценка за работу с модулем.
Особенности контроля состоят в том, что обучающимся указываются его задачи (определить уровень усвоения, закрепить усвоенное, диагностировать трудности), их знакомят с критериями оценки. По критериям результативности обучения проводят эталонный контроль знаний.
Учителю необходимо неукоснительно придерживаться того правила, что оценка результатов усвоения знаний, умений, навыков отдельного ученика не зависит от уровня результатов в группе.
Продумывание целей деятельности учащихся, определение программы их действий, предвидение возможных затруднений, четкое определение форм и методов обучения требует от учителя хорошего знания своих учеников.
Достоинства модульного обучения заключаются в том, что цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого учащегося. Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками. При этом задается индивидуальный темп учебной деятельности.
Поэтапный модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства преподавателя. Проявляется возможность рейтингового контроля.
Дидактические условия, повышающие эффективность технологии модульного обучения, следующие:
- — качественная разработка модулей, отбор и конструирование содержания учебного материала, учитывающие потребности, интересы и особенности школьного возраста;
- — последовательная реализация модулей, которые позволяют интенсифицировать учебную деятельность на всех ее этапах:
- — разработка и предъявление модулей позволяют сочетать изучение теории и формировать практические умения и навыки;
- — варьирование проблемных и творческих задач и заданий с типовыми, решение которых требует от учащихся репродуктивной деятельности;
- — применение наряду с основными дидактическими материалами дополнительных источников информации;
- — сочетание контроля с самоконтролем учащихся, который сравнительно легко достигается на основе модульного обучения.
Вопросы и задания
- 1. Какие признаки определяют модульное обучение?
- 2. Какие компоненты входят в состав обучающего модуля?
- 3. В чем заключается роль учителя в процессе модульного обучения?
- 4. Назовите достоинства и недостатки технологии модульного обучения.
Источник: studme.org
Модульная программа обучения что это
Начало модульного обучения исходит из зарубежной концепции единиц содержания обучения, разработкой которой занимались М.Л. Гольдшмид, С.Н. Посиливэйт и др. Её сущность заключалась в том, что определенную часть учебного материала брали как отдельную тему и строили курс обучения из этих самых отдельных тем. Впоследствии эти части-темы учебного курса стали называть модулями.
Модуль в различных науках определяется как коэффициент, величина, мера, часть. В дидактике модуль – это относительно автономная часть учебного материала.
Модуль является наиболее очевидным признаком и основной составляющей модульного обучения. Учебный модуль включает в себя следующие компоненты:
— чётко изложенная учебная цель (целевая программа);
— блок информации (учебный материал в виде программы обучения);
— пособие, помогающее достичь цели (каким образом это сделать);
— применение на практике полученных знаний, например контрольные задания, соответствующие поставленным целям.
Таким образом, учебный курс в модульном обучении предстаёт как система взаимосвязанных модулей, а традиционная учебная программа заменяется модульной программой. Формирование модульной программы в соответсвии с дидактическими целями представлено на следующем рисунке. Обозначения: КДЦ – комплексная дидактическая цель; ИДЦ – интегрирующая дидактическая цель; ЧДЦ частная дидактическая цель; УЭ – учебный элемент. Каждой ЧДЦ соответствует определённый учебный элемент УЭ.
Целью технологии модульного обучения является развитие самостоятельности школьника, умению работать, учитывая способы проработанного учебного материала.
Сущность данной технологии заключается в том, что ученик полностью самостоятельно либо с незначительной помощью учителя достигает поставленных целей, работая с модулем. Технология в целом ориентирована на индивидуализацию обучения. Это выражается в содержании обучения, в темпе усвоения материала, в уровне самостоятельности, в методах и способах контроля и самоконтроля.
По мнению П.А. Юцявичене, в модульном обучении должны соблюдаться следующие требования:
1) модульность (необходимо строить обучение по модулям);
2) каждый модуль далее делится на отдельные части;
3) динамичность (гарантирует изменение содержания модулей с учетом изменения учебной программы);
4) наличие в модуле ясного метода деятельности;
5) гибкость, возможность адаптировать модуль к меняющимся условиям;
6) осознанная перспектива (принцип полного осознания учеником всех перспектив учения);
7) разносторонность методического консультирования;
8) паритетность, равноправие учеников в самостоятельной работе (равные права на самостоятельный выбор заданий, на помощь учителя и т.д.).
Среди достоинств данной технологии можно выделить следующие:
— она формирует самостоятельность школьников (у каждого ученика индивидуальное задание, с которым он работает самостоятельно, а учитель лишь контролирует процесс и подсказывает направление работы);
— учащиеся приобретают умение самостоятельно формулировать задачи, работать с имеющейся информацией, ориентироваться в отведенном для решения задачи времени;
— у детей улучшаются умения работать самостоятельно не только на начальных этапах приобретения знаний, но и на этапах использования полученных знаний, умений и навыков, их структурирования и обобщения;
— школьники учатся сами определять уровень своих знаний, умений, навыков;
— технология модульного обучения даёт возможность реализовать индивидуальный подход, учитывая субъективный опыт ученика, уровень его обучаемости и обученности.
Итак, в технологии модульного обучения…
— обучение строится на основе модульной программы, в которой каждая крупная тема представлена в виде учебного модуля;
— каждый модуль оптимизирован для самостоятельной работы учащихся благодаря чёткой структуре учебного материала (цель, теоретическая информация, практическая работа, контроль, коррекция и т.д. – в зависимости от особенностей изучаемого предмета);
— организуя учебный процесс, учитель предлагает подходящие способы восприятия информации для ее лучшего усвоения учащимися;
— дети бо́льшую часть времени работают самостоятельно, добиваясь поставленных целей и желаемых результатов;
— благодаря высокой самостоятельности детей учитель имеет больше возможностей заниматься с каждым индивидуально, чем при традиционном обучении.
Слайд-презентации о технологии модульного обучения
Модульное обучение. Скачать ppsx
Модульное обучение, основанное на компетенциях. Скачать ppt
Технологии модульно-компетентностного обучения. Скачать ppt
Источник: si-sv.com
Конструирование модуля
В своем первоначальном виде модульное обучение зародилось в США в конце 70-х годов XX века и быстро распространилось в англоязычных странах. Основателем модульного обучения является американский исследователь Д.Ж.Рассел.
В работе «Modular instruction » (1974) автор определяет модуль как учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписанные обучающемуся действия. Учащийся, выполняя их в индивидуальном темпе, полностью овладевает учебным материалом. В нашей стране среди исследователей, активно разрабатывающих технологию модульного обучения, необходимо отметить С.Я. Батышева, М.А.Чошонова, П.А. Юцявичене и др.
Модульное обучение является одним из наиболее целостных и системных подходов к процессу обучения, обеспечивающим высокоэффективную технологию реализации образовательного процесса.
Основная идея модульного обучения состоит в следующем: обучающийся должен учиться сам, а учитель — осуществлять управление обучением и создавать условия для его учения.
Зарождение идей модульного обучения связано с возникновением зарубежной концепции единиц содержания обучения (авторами которой были S.N. Posilethwait, B. Goldshmid,M.L. Goldshmid и J. Russel).
Сущность данной концепции заключается в том, что относительно небольшую часть учебного материала целесообразно брать как автономную тему и формировать учебный курс из таких автономных тем. Сначала такие единицы назывались «микрокурсами», потом стали называться «мини-курсами». Затем – «модулем».
Модуль – от латинского слова «modulies» – «мера», «способ». Разработчики модульной технологии соотносят его с пониманием модуля в точных науках и в технике как целостной функциональной системы, ограниченной определенными рамками, которая обеспечивает выполнение конкретной функции от начала до конца. То есть модуль – это функционально и конструктивно независимая единица, которая может быть относительно самостоятельной частью в составе другого, более сложного, объекта или в виде индивидуального объекта.
В педагогике целостная система учения складывается из:
– содержания учебного предмета (раздела, темы), которое осваивают ученики;
– методов, с помощью которых они учатся;
– средств и форм контроля обучения;
– времени, отведенного на обучение.
В том случае, когда обучение ориентировано на самостоятельность и развитие мотивации учащихся, целесообразно создавать для них возможность выбора заданий по уровню сложности и по содержанию.
Именно модуль может быть индивидуализированной программой обучения. Индивидуализация в нем (при одинаковом для всех общем содержании и общем периоде времени на освоение модуля) осуществляется на основе вариативности заданий, методов учения, уровня самостоятельности, темпа учебной деятельности, действий по самоконтролю, последовательности этих действий.
Модульные технологии, дидактические системы, отдельные курсы на основе принципов модульного обучения созданы и функционируют во многих колледжах и гимназиях, университетах США и Западной Европы. Они получают распространение в России: в общеобразовательной школе, в системах начального, среднего и высшего профессионального образования, внедряются в образовательные системы обучения взрослых – при подготовке и переподготовке специалистов и при повышении квалификации.
Модуль имеет отличия от других систем обучения:
А) Содержание обучения представлено в виде законченных самостоятельных блоков, усвоение которых происходит в соответствии с целью.
Б) Меняется форма общения учителя и ученика. Общение осуществляется индивидуально или в микрогруппе, объединившейся для выполнения части заданий модуля. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу.
В) Обучающиеся работают большую часть времени самостоятельно, учатся планировать свою деятельность, приобретают навыки самоорганизации, самоконтроля. В результате происходит развитие рефлексии, ученики сами определяют уровень своих знаний, видят пробелы в учебе, легче переносят полученные знания на практику и чаще используют их в практике.
Г) Наличие модулей позволяет педагогу индивидуализировать работу с конкретным обучаемым, используя консультирование.
Конструирование модуля
2. Каждый модуль имеет интегрирующую дидактическую цель, которая делится на частные дидактические цели (цели учебных элементов модуля).
3. Содержание модуля, оформленное в виде технологической карты, включает:
– тему модуля с указанием сроков работы;
– интегрирующую дидактическую цель и результаты, которые должны достигнуть ученики по завершении модуля;
– перечень учебных элементов (УЭ) или тем модуля с кратким описание содержания и требованиями к усвоению. Учебные элементы модуля таковы: входной контроль (УЭ-0), учебные элементы по числу тем (УЭ-1. УЭ-n), резюме (УЭ-n+1) и итоговый контроль (УЭ-n+2). Резюме – это комплекс заданий, для выполнения которых ученику необходимо использовать знания нескольких тем;
– список литературы, перечень дидактических единиц, которые необходимо усвоить; перечень практических заданий или сами задания, подобранные таким образом, чтобы у учащихся была возможность выбора уровня сложности (репродуктивный, конструктивный, творческий) и вида заданий (индивидуальных, групповых);
– задания для самопроверки или взаимопроверки, сроки и формы промежуточного контроля.
4. В теории и практике модульного обучения приводится такое соотношение практического материала к теоретическому в модуле: 80% к 20%.
В соответствии с принципом целевого назначения выделяют три типа модулей:
1) познавательные (для изучения основ науки);
2) операционные (для формирования навыков, умений и способов деятельности);
Рекомендуется разделять учебную дисциплину примерно на 10-12 (но не менее 5-6) модулей, исходя из того, что модуль, его оптимальный объем, логически соответствует завершенному разделу учебной дисциплины, на изучение которого отводится, как правило, от 10-12 до 18-20 часов. При этом рекомендуется избегать таких крайностей, как слишком большой или слишком мелкий модуль (что затрудняет усвоение или систематичность знаний у слушателя). Например, в университетах США обычный лекционный курс разделен на 10-12 модулей.
Модульную технологию можно использовать в любой системе обучения, в том числе в экстернате: четкое дозирование учебного материала, информационно-методическое обеспечение с программой логически последовательных действий для обучающегося, возможность осваивать материал в удобное для него время, – все это помогает улучшишь качество и эффективность образовательного процесса в целом.
Модульная программа
Основным средством модульной технологии, кроме модуля как части программного материала учебной дисциплины, является сформированная на основе модулей модульная программа.
Модульная программа – это система средств, приемов, с помощью и посредством которых достигается интегрирующая дидактическая цель в совокупности всех модулей конкретной учебной дисциплины. Она разрабатывается учителем на основе определения основных идей курса.
Исследователи рекомендуют начинать каждый модуль: 1) с входного контроля знаний и умений (для определения уровня готовности обучаемых к предстоящей самостоятельной работе); 2) с выдачи индивидуального задания, основанного на таком анализе. Заданием может быть: например, реферат по результатам анализа знаний, расчетно-графические задания, контрольная работа, тесты, письменные опросы и т.п. Модуль всегда должен заканчиваться контрольной проверкой знаний. Контролем промежуточным и выходным проверяется уровень усвоения знаний и выработки умений в рамках одного модуля или нескольких модулей. Затем – соответствующая доработка, корректировка, установка на следующий «виток», т.е. последующий модуль.
Важный критерий построения модуля – структурирование деятельности обучаемых в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, систематизация. И здесь существуют большие возможности для осуществления проблемного обучения.
На основе сказанного, принципамимодульного обучения являются:
1. принцип развития обучающимся своей познавательной деятельности (модуль как часть стержневой учебной информации, осознаваемой им как необходимой);
2. принцип соответствия возможностям и способностям обучающихся;
3. принцип психологической комфортности: создаются благоприятные условия для учащегося в образовательном процессе за счет ритмичности обучения, дифференциации обучаемых по уровню знаний, с другой стороны – реально возможна максимальная самостоятельность в учебе, в создании условий для реализации временных, физических, физиологических и других конкретных возможностей для работы над учебными материалами по усмотрению самого обучающегося – все это минимизирует его стрессовые состояния (или исключает их).
Новый технологический подход требует и новой технологической направленности: предварительное проектирование учебного процесса; в центре внимания оказывается учебно-познавательная деятельность самого обучающегося (успешность обучения в любом случае достигается эффективностью учебной деятельности); диагностичность целесообразности и объективного контроля результатов; целостность учебного процесса как педагогической системы.
При модульном обучении цели формируются в терминах методов деятельности и способов действий обучающихся.
Индивидуализация как вид дифференцированного обучения наиболее полно воплощается в модульном обучении. Важнейшая черта модульного подхода увязана с актуальнейшей задачей – готовить людей, способных, быстро подстраиваясь к изменениям, адаптируясь в новых условиях, принимать адекватные решения и решать задачи.
Ценность модульной системы обучения в том, что она, воспитывая умение самостоятельно учиться, развивает рефлексивные способности.
П.Я. Юцявичене сформулировала восемь принципов данной технологии:
1. модульность (обучение строится по модулям);
2. деление содержания каждого модуля на обособленные элементы (этот принцип требует деления материала на небольшие, тесно взаимосвязанные «порции»);
3. динамичность (этот принцип обеспечивает свободное изменение содержания модулей с учетом динамики социального заказа или изменения программы обучения);
4. метод деятельности;
6. осознанная перспектива (принцип глубокого осознания учеником близких, средних и отдаленных перспектив учения);
7. разносторонность методического консультирования;
8. паритетность (принцип субъектно-субъектного взаимодействия педагога и учащегося).
1) повышается качество обучения за счет того, что все обучение направлено на отработку практических навыков;
2) компетенция определяет необходимые личностные качества;
3) сокращаются сроки обучения;
4) реально осуществляется индивидуализация обучения при реальной возможности создания индивидуальных программ обучения;
5) осуществляется быстрая адаптация учебно-методического материала к изменяющимся условиям, гибкое реагирование.
В качестве сложностей отмечаются: 1) длительные сроки разработки учебных программ, материалов при значительных затратах времени и затратах на тиражирование; 2) необходимость иметь современно оборудованные, оснащенные учебные места; 3) некоторая сложность организации учебного процесса. Но преодоление сложностей зависит в основном от способностей организаторов учебного процесса.
При переходе на модульную систему обучения необходимо создать ряд условий:
– мотивация педагога (повторим, что модульная система требует усилий и затрат времени на разработку и иной системы взаимодействия со студентами);
– готовность учащихся к выполнению самостоятельной учебной и учебно-исследовательской деятельности;
– материальные возможности школы или учащихся в размножении модулей.
Неотъемлемой частью модульной системы обучения является рейтинговая система оценивания.
Самое популярное на сайте:
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ СИСТЕМА ОКАЗАНИЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. Медицинское обслуживание населения представляет собой сложную систему как по видам.
Реформа: понятие, сущность, основные виды. Особенности российских реформ. Реформы XX в. и их характеристика Реформа (от лат. reformo – преобразование) – осуществляемое сверху правящими кругами изменение какой-либо.
Параллелограмм. Свойства параллелограмма с доказательством Определение. Параллелограмм – это четырёхугольник.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ И СТРУКТУРА Профессиональная этика — это учение о профессиональной морали.
Основные демографические показатели статистики и методы их расчета. Демография и ситуация в России Демография (от греч. demos — народ и grapho — писать) — наука о населении.
Источник: studopedia.ru
Технология модульного обучения в начальной школе
Модульное обучение — это такая педагогическая технология, при которо учащиеся работают с учебной программой, составленной из модулей. Сущность модульного обучения состоит в том, что учащийся полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем.
Цель модульного обучения — создание наиболее благоприятных условий для развития личности обучаемого путем обеспечения гибкого содержания обучения, приспособление дидактической системы к индивидуальным возможностям, запросам и уровню базовой подготовки обучаемого посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе
Сущность модульного обучения
Ученик :полностью самостоятельно или с определенной долей помощи достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем
Учитель : разрабатывает программу из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач
• СИМВОЛ — рисуночном, (нарисовать)
• СЛОВО – словесном (рассказать, написать)
• СХЕМА – (графическое изображение, диаграмма)
Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов
: • точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
• банк информации (собственно учебный материал в виде обучающей
• методическое руководство по достижению целей (как)
• практические занятия по формированию необходимых умений
• контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.
Проводить модульные уроки, а главное — готовить их непросто. Требуется большая подготовительная работа.
• Во-первых, необходимо тщательно проработать учебный материал всей темы и каждого урока в отдельности; выделить главные, основополагающие идеи и сформулировать для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0, где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять, определить и т. д.
• В-третьих, подобрать дополнительный материал (например, для лекции, беседы, соответствующие наглядные пособия, ТСО, а также задания, тесты, графические диктанты для школьников. Затем разработать методическое пособие для учащихся, размножить его. На написание таких методичек уходит немало времени. Но правильно составленные единождыони могут быть использованы несколько раз
С п о с о б п о с т р о е н и я о б у ч а ю щ е г о м о д у л я.
Т е х н о л о г и ч е с к а я к а р т а
Структура модуля
по эталону, ключу. Взаимопроверка
УЭ -0 Цели и задачи модуля. Актуализация целей. Методическое руководство. Необходимые знания и умения. Работа в парах. Взаимопроверка
УЭ- 1 Учебный модуль. Цель элемента. Входной контроль. Пояснения к учебному материалу.
УЭ — 2 Обобщение. Цель элемента. Источники информации, алгоритмы решения задач.
УЭ — 3 Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трём уровням). Проверка по ключу, эталону.
ЛИСТ УЧЁТА КОНТРОЛЯ
Лист учёта контроля учитель раздаёт каждому ученику перед началом урока (или в конце изучения целого блока). По этому листу ученик сам выставляет себе оценку по количеству набранных им баллов.
ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ ПО МОДУЛЮ у каждого ученика
Помни, что работу с учебными элементами (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь её в виду во время работы над (УЭ) и возвращаться к ней в конце каждого (УЭ).
У тебя есть право получить консультацию в учебнике, а также у учителя. Используй это право!
Помни о критериях выставления оценки за работу по предмету, используй их в самопроверке и взаимопроверке!
Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого.
Не забывай об этом! Фраза “Работа в парах” означает, что при выполнении этой работы тебе придётся, если не трудно, помочь своему товарищу, сидящему рядом, или обратиться к нему за помощью.
Не спеши задавать вопросы учителю: внимательно прочитай пояснения к заданию. Не торопись, думай …
МОДУЛЬ 4.
• Знать природные условия тундры.
• Знать особенности растительного и животного мира тундры.
• Уметь показывать на карте зону тундры.
Оборудование: Фотоматериал “В тундре”, компьютер для показа, плакат “Тундра”, контурная карта “Природные зоны”, индивидуальные таблицы для работы с учебником, ключи для самоконтроля.
элемент Как делать? Методические рекомендации. Время работы.
Повторение материала об Арктике. Цель: Проверить выполнение домашнего задания.
Ответь на вопросы. (Домашний тест) Проверь по ключу.
Покажи на карте Арктическую зону. 3 мин.
Проверка по ключу №1.
Оценку поставь в тетради.
Нового материала. Цель: Знать о природных условиях тундры. Знать особенности животного и растительного мира.
Тундру называют краем болот и озёр. Знаете ли вы почему?
Почему нельзя посадить дерево в тундре?
Послушай рассказ учителя. После объяснения ответь на вопросы. Беседа сопровождается показом фотоматериала “В тундре” подготовленном в Усть-Ленском заповеднике.
Почему растения тундры успевают отцвести и получить семена за такое короткое лето?
Как приспособились растения тундры к суровым природным условиям?
3) Найди на карте зону тундру. Закрась её.
Прочти о белой куропатке, белой сове, и об олене. Стр. 53.
Ответь на вопросы.
Почему от леммингов во многом зависит жизнь хищных зверей, каких?
Почему белая куропатка и белая сова – постоянно живут в тундре.
Какое значение имеет для оленя широкие копыта.
Прочти статью учебника стр 51. – 53.
Заполни таблицу “Зон” 1, 2, 3, 5, 6 колонки. Работай с учебником.
Дежурный, не забудь, что пора отдохнуть. Физкультминутка.
2 балла за ответ
1 балл за ответ
изученного. Цель: Ответить на вопросы учебника. Выполнить задания.
Рассмотри цветной разворот учебника. Назови все растения и животных. Составь одну – две цепи питания.
Ива (цветы, кора) —песец
2) “Проверь себя” Подготовь ответы на вопросы 1, 2,3.(Устно.)
3) Прочти вывод. Стр. 58. Работай в тетради.
Сначала взаимопроверка, затем проверь по ключу №2.
1 балл за ответ
Контроль. Цель: Проверить, как усвоен изученный материал.
1) Объясни значение термина: многолетняя мерзлота.
2) Цифровой диктант. Под номерами подпиши названия растений и животных.
3) Тестовая работа. Допиши предложения.
• Зона тундры следует за ….
• Круглый год в тундре дуют ….
• Многолетняя мерзлота не пропускает ….
• В тундре растут ….берёза и … ива.
• Самое крупное животное — ….
1 балл за ответ
Проверь по ключу№3.
Проверь по ключу №4.
Запиши задания к следующему уроку:
1. Ответить на вопросы и задания стр. 58.
2. Прочитать статью “Тундра и человек” стр. 56.
3. Нарисуй, как ты себе представляешь тундру.
4. Подготовь сообщение о каком-нибудь растении тундры, животном тундры.
5. Найди информацию об Усть-Ленском заповеднике.
6. Прочитай в учебнике о Таймырском заповеднике.
Оцени свою работу на уроке.
• 25 – 23 балла оценка “5”
• 22 – 20 баллов оценка “4”
• 19 – 17 баллов оценка “3”
• 15 – 13 баллов оценка “2”
Спасибо за урок!
Публикации по теме:
«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.
Использование АМО в начальной школе Проблема современной школы: это низкая учебная мотивация, нежелание учиться, отсюда — низкое качество обучения. Руссо Жан-Жак сказал : «Скучные.
Классный час в начальной школе «Правила поведения в школе» Тема классного часа: ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ Цель: закрепить знания детей о правилах культурного поведения в школе. Задачи: 1. Формировать.
Новогодняя ёлка в начальной школе Новый Год — самый любимый праздник большинства детей и взрослых, который с нетерпением ждут в каждом доме, к нему долго и тщательно готовятся.
Проект «Преемственность между начальной и средней ступенями обучения как условие успешности и развития школьников» Актуальность На современном этапе развития образования традиционный подход к вопросу преемственности между начальным и основным этапами.
Проектные задачи в начальной школе Проектная задача — система заданий, целенаправленно стимулирующая действия детей на получение ещё никогда не существовавшего в практике.
Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии с требованиями ФГОС 1 слайд Что? Представляю Вам свой педагогический опыт по теме «Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии.
Технология модульного планирование в ДОУ на площадке с детьми младшего возраста Технология модульного планирование в ДОУ на площадке с детьми младшего возраста. Смоленская область город Ярцево МБДОУ №14 Воспитатель.
Урок по праву в 9 классе с использованием технологии модульного обучения «Уголовная ответственность несовершеннолетних» Аннотация Данная методическая разработка — урок по обществознанию (9 класс) с использованием технологии модульного обучения. Модульная.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе Здоровье для человека — самая главная ценность. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья детей. Основная задача.
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Источник: www.maam.ru