Модульная программа это в педагогике

В основе блочно-модульной технологии обучения лежит идея о том, что ученик должен проводить работу, направленную на освоение новых знаний и навыков самостоятельно, а роль педагога ограничивается управлением процесса обучения. Учитель должен организовать учебный процесс, создать у учащихся мотивацию, направлять внимание учащихся, проверять и давать обратную связь.

Эта технология обучения вобрала в себя все то лучшее, что было наработано педагогикой за все время ее существования как науки. Она позволяет выработать у учащихся самостоятельность, навыки работы с информацией с применением наиболее подходящих методов проработки учебного материала.

Модуль – это базовая единица блочно-модульного обучения, целостный блок информации, который состоит из целевой программы мероприятий, направленных на достижение поставленных дидактических целей, а также методического описания процесса.

Программа обучения состоит из отдельных законченных блоков. Каждый из учеников получает от преподавателя письменные рекомендации по поводу того, где найти необходимый учебный материал, как наилучшим образом организовать процесс изучения этого материала. В конце каждого блока проводится контроль усвоения материала.

Организация модульного обучения. Лекция профессора КФУ Розы Валеевой

Модульная система обучения предполагает, что учащийся осваивает программу собственными силами полностью или частично. В своей работе он следует рекомендованной ему учебной программе. Помимо этого ребенок должен самостоятельно осмысливать себя в деле, устанавливать степень изучения материала, находить у себя пробелы в знаниях и устранять их.

Успех в обучении определяется большим количеством факторов:

  • степень самостоятельности;
  • способы и приемы, которые используются для получения информации;
  • способы контроля;
  • самодисциплина.

В то же время программа предполагает работу с индивидуальной скоростью, что позволяет учитывать особенности каждого из детей, их характер, быстроту мышления, исходный уровень знаний по теме.

В этой системе совершенно по новому выстраивается работа педагога на занятиях. Учащиеся могут работать в одной постоянной группе или разделяться преподавателем на подгруппы, которые прорабатывают отдельные вопросы темы. Фактически, это работа по системе консультаций, где учащиеся сами должны давать оценку своим усилиям, а также оценивать важность и полезность работы, которую они провели на занятии.

Организация учебной работы

Выделяют следующие виды блоков:

  • познавательные;
  • операционные;
  • смешанные.

В каждом из модулей в обязательном порядке имеется блок входа. Он необходим для того, чтобы определить исходный уровень знаний и навыков учащихся, их готовность к усвоению нового материала. Выявив пробелы в знаниях, преподаватель может оперативно провести их корректировку.

Информационный блок включает в себя:

  • поставленную перед учащимися дидактическую задачу;
  • описание учебного материала;
  • системное представление структуры модуля.

Учебный материал в информационно модуле излагается очень подробно, с раскрытием основных вопросов темы, фиксацией внимания на узловых понятиях, использованием опорных схем и конспектов.

Технология модульного обучения

Методический блок предполагает некоторую вариативность приемов и путей изучения темы, выбор индивидуальных способов и методов работы с информацией. Фактически, это методическая инструкция, которая служит для достижения поставленных дидактических целей.

Методический блок содержит целевой план действий.

Блок контроля и оценки знаний служит для реализации периодического и окончательного контроля знаний. Он обеспечивает циклическое управление процессом обучения на всех его этапах. Контроль позволяет оперативно выявлять пробелы в знаниях, устранять их в процессе изучения темы.

Характеристики блочно-модульного обучения

Контроль знаний может проводиться как преподавателем, так и самим учеником. Самодисциплина позволяет учащимся более активно влиться в активную познавательную работу.

Модуль – это технологическое средство модульного обучения. Он содержит план действий, необходимый для освоения объем информации, методические инструкции по достижению поставленных в модуле целей.

По своим характеристикам модульное обучение значительно отличается от других систем обучения. Разделение всего материала какой-либо дисциплины на отдельные блоки дает возможность учащимся сосредоточиться на определенном объеме информации и степени его усвоения. Основным видом активности становится самостоятельная работа ребенка по получению знаний. Педагог только направляет процесс обучения и дает обратную связь.

Для учащихся такая форма работы является более предпочтительной, так как они учатся планировать свою деятельность, организовывать и дисциплинировать себя, давать объективную оценки своим знаниям и навыкам.

Воздействие преподавателя на ученика в рамках модульной программы более мягкое. Оно предполагает целенаправленное управление вниманием и работой учеников. Наличие печатных пособий позволяет педагогу не тратить время на изложение материала, а переключиться на индивидуальное консультирование и оказание дозированной индивидуальной помощи.

Читайте также:
Как найти следы удаленной программы

Очевидными преимуществами блочно-модульной технологии являются:

  • итоги работы точно сопоставляются с целями обучения;
  • во время разработки модулей происходит уплотнение учебного материала;
  • персональная скорость обучения и глубокое погружение в тему повышает заинтересованность учащегося, повышает его мотивацию;
  • постоянный контроль знаний гарантирует высокую эффективность обучения;
  • есть возможность дифференцированного и личностно-ориентированного подхода к обучению;
  • наличие широких межпредметных связей;
  • уровень освоения материала в меньшей степени зависит от мастерства педагога.

Блочно-модульная технология обучения позволяет совмещать изучение теории и формирование практических навыков. Все это интенсифицирует учебную деятельность на всех ее этапах.

Источник: zaochnik-com.com

Модульное обучение

Модули могут быть обязательными и элективными. Сочетание модулей должно обеспечивать необходимую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации требуемого конкретного учебного материала для обучения (и самостоятельного изучения) определенной категории обучающихся и реализации специальных дидактических и профессиональных целей.

Необходимым элементом модульного обучения обычно выступает рейтинговая система оценки знаний, предполагающая балльную оценку успеваемости обучающихся по результатам изучения каждого модуля.

Понятие модуля

Модуль — целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершении модуля, и представляющий составную часть более общей функции. Модуль является значимым для сферы труда. Каждый модуль оценивается и обычно сертифицируется.

Сами модули формируются как структурная единица учебного плана по специальности:

  • как организационно-методическая междисциплинарная структура,
  • в виде набора разделов из разных дисциплин, объединяемых по тематическому признаку базой;
  • или как организационно-методическая структурная единица в рамках учебной дисциплины.

Основными примерами учебно-методических комплексов, построенными по такому принципу могут быть современные учебники английского языка, такие как Opportunities.

Характерные черты модульного обучения

Содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д.
Меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и плюс личное индивидуальное общение.
Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.
Наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками.

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

Источник: www.e-xecutive.ru

Модульная программа это в педагогике

Авторы – Дж. Рассел (США), П. Юцевичене, М. А. Чошанов (отечественная педагогика).

Зарождение идей модульного обучения связано с возникновением зарубежной концепции единиц содержания обучения. Сущность данной концепции заключается в том, что относительно небольшую часть учебного материала целесообразно брать как автономную тему и формировать учебный курс из таких автономных тем. Сначала такая единица называлась «микрокурсом», потом стала называться «мини-курсом», затем – «модулем» в его обобщающем понятии.

Модульная технология обучения обретала статус самостоятельной дидактической системы постепенно, опираясь на ряд сущностных моментов программированного обучения: индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности, постоянное подкрепление обучающимся собственных действий по самоконтролю, последовательность и логичность этих действий.

В модульном обучении интегрированы теоретико-практические наработки и обобщения проблемного обучения, принципов индивидуализации и дифференциации обучения. Особенности рефлексивного подхода во многом способствовали созданию основ модульного обучения, определения принципов и правил его построения, методов и форм его реализации.

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Цель модульного обучения — содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Исходные научные идеи:

2. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью преподавателя или одноклассников (подбадривание, указание ориентира и т.п.), он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, учащийся переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.

Читайте также:
Укажите какие программы могут быть использованы учителем для создания

В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи учащемуся, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).

3. В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность обучающегося, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль — эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения.

4. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.

Модуль – от латинского слова «modulies» – «мера», «способ». Разработчиками проблем модульной технологии подчеркивается соотнесение его дидактического определения с пониманием модуля в точных науках, в технике: это – некая целостная функциональная система, ограниченная определенными рамками, которая обеспечивает выполнение какой-то конкретной функции от начала до конца. То есть – это функционально и конструктивно независимая единица, которая может быть относительно самостоятельной частью – объектом в составе другого более сложного объекта или в виде индивидуального изделия, агрегата, объекта.

Учебный модуль – это относительно самостоятельный блок учебной информации, включающий в себя цели и учебные задачи, методические рекомендации, ориентировочную основу действия и средства контроля (самоконтроля) успешности выполнения учебной деятельности.

Модуль выстраивается по принципу разбивки учебного материала по учебным элементам.

Исследователи утверждают, что модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучающихся. Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Ей должна соответствовать достаточная полнота учебного материала. Это означает:

· даётся разъяснение к этой информации;

· определяются условия погружения в информацию (с помощью средств ТСО, конкретных литературных источников, методов добывания информации);

· приводятся теоретические задания и рекомендации к ним;

· указаны практические задания;

· даётся система самостоятельного и внешнего контроля.

В теории и практике модульного обучения приводится такое соотношение практического материала к теоретическому в модуле: 80% к 20%.

В соответствии с принципом целевого назначения выделяют три типа модулей:

· познавательные (для изучения основ науки);

· операционные (для формирования навыков, умений и способов деятельности);

Рекомендуется разделять учебную дисциплину примерно на 10-12 (но не менее 5-6) модулей, исходя из того, что модуль, его оптимальный объем логически соответствует завершенному разделу учебной дисциплины, на изучение которого отводится, как правило, от 10-12 до 18-20 часов. При этом рекомендуется избегать таких крайностей, как слишком большой или слишком мелкий модуль (что затрудняет усвоение или систематичность знаний у слушателя).

Модульную технологию можно использовать в любой системе обучения, в том числе в экстернате: четкое дозирование учебного материала, информационно-методическое обеспечение с программой логически последовательных действий для обучающегося, возможность осваивать материал в удобное для него время, – все это помогает улучшишь качество и эффективность образовательного процесса в целом.

Основным средством модульной технологии, кроме модуля как части программного материала учебной дисциплины, является сформированная на основе модулей модульная программа.

Модульная программа – это система средств, приемов, с помощью и посредством которых достигается интегрирующая дидактическая цель в совокупности всех модулей конкретной учебной дисциплины. Она разрабатывается преподавателем на основе определения основных идей курса. Каждой такой идее соответствует разработанный преподавателем модуль. Их совокупность обеспечивает реализацию основной цели изучения всей учебной дисциплины.

Исследователи рекомендуют начинать каждый модуль:

1) с входного контроля знаний и умений (для определения уровня готовности обучаемых к предстоящей самостоятельной работе);

2) с выдачи индивидуального задания, основанного на таком анализе. Заданием может быть: например, реферат по результатам анализа знаний, расчетно-графические задания, контрольная работа, тесты, письменные опросы и т.п. Модуль всегда должен заканчиваться контрольной проверкой знаний. Контролем промежуточным и выходным проверяется уровень усвоения знаний и выработки умений в рамках одного модуля или нескольких модулей. Затем – соответствующая доработка, корректировка, установка на следующий «виток», т.е. последующий модуль.

Важный критерий построения модуля – структурирование деятельности обучаемых в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, систематизация. И здесь существуют большие возможности для осуществления проблемного обучения.

На основе сказанного, принципами модульного обучения являются:

· принцип развития обучающимся своей познавательной деятельности (модуль как часть стержневой учебной информации, осознаваемой им как необходимой);

· принцип соответствия возможностям и способностям обучающихся;

· принцип психологической комфортности: создаются благоприятные условия для учащегося в образовательном процессе за счет ритмичности обучения, дифференциации обучаемых по уровню знаний, с другой стороны – реально возможна максимальная самостоятельность в учебе, в создании условий для реализации временных, физических, физиологических и других конкретных возможностей для работы над учебными материалами по усмотрению самого обучающегося – все это минимизирует его стрессовые состояния (или исключает их).

Читайте также:
Программа для того чтобы позвонить с компьютера

Новый технологический подход требует и новой технологической направленности:

· предварительное проектирование учебного процесса;

· центр внимания – учебно-познавательная деятельность самого обучающегося (успешность обучения в любом случае достигается эффективностью учебной деятельности);

· диагностичность целесообразности и объективного контроля результатов;

· целостность учебного процесса как педагогической системы.

При модульном обучении цели формируются в терминах методов деятельности и способов действий обучающихся.

Отличия модульной системы от других дидактических систем:

· модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу;

· обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценке (адекватной самооценке) своих действий и деятельности в целом;

· наличие модулей позволяет преподавателю индивидуализировать работу с конкретным обучаемым, используя консультирование.

Индивидуализация как вид дифференцированного обучения наиболее полно воплощается в модульном обучении. Важнейшая черта модульного подхода увязана с актуальнейшей задачей – готовить людей, способных, быстро подстраиваясь к изменениям производства, адаптируясь в новых условиях, принимать адекватные решения и решать задачи.

Ценность модульной системы обучения в том, что она, воспитывая умение самостоятельно учиться, развивает рефлексивные способности. Существенно, что при модульной системе, когда учебная деятельность структурируется на: учебные ситуации, контроль и оценку, актуализируются аналитические, исследовательские умения специалистов.

П.Я. Юцявичене сформулировал восемь принципов данной технологии:

· модульность (обучение строится по модулям);

· деление содержания каждого модуля на обособленные элементы (этот принцип требует деления материала на небольшие, тесно взаимосвязанные «порции»);

· динамичность (этот принцип обеспечивает свободное изменение содержания модулей с учетом динамики социального заказа или изменения программы обучения);

· осознанная перспектива (принцип глубокого осознания учеником близких, средних и отдаленных перспектив учения);

· разносторонность методического консультирования;

· паритетность (принцип субъектно-субъектного взаимодействия педагога и учащегося).

· повышается качество обучения за счет того, что все обучение направлено на отработку практических навыков;

· компетенция определяет необходимые личностные качества;

· сокращение сроков обучения;

· реально осуществляется индивидуализация обучения при реальной возможности создания индивидуальных программ обучения;

· быстрая адаптация учебно-методического материала к изменяющимся условиям, гибкое реагирование.

В качестве сложностей отмечаются:

· длительные сроки разработки учебных программ, материалов при значительных затратах времени и затратах на тиражирование;

· необходимость иметь современно оборудованные, оснащенные учебные места;

некоторая сложность организации учебного процесса.

Модели структуры обучающего модуля

– целевой блок (осознание близких, средних и отдаленных перспектив учения обучающимися, формирование положительной мотивации учения, активной позиции в учебном процессе, развитие самостоятельности);

– информационный блок (структурирование содержания учебного материала);

– методический блок (серия способов и путей усвоения содержания обучения, возможность выбора индивидуальных учебных маршрутов);

– блок контроля и оценки результатов (текущий контроль – самоконтроль и самооценка; итоговый контроль; в целом – циклическое управление).

– блок «входа»/входной контроль (пропуск в модуль через актуализацию опорных компетенций, наличие ссылок к пройденному учебному материалу при выполнении контрольных заданий, учет междисциплинарных связей; может быть словесным, текстовым, тестовым и т. д.);

– блок обобщения (постановка проблемы и системное представление структуры данного модуля; формы – генеалогическое дерево, фреймовая сетка, опорный конспект/блок-схема, алгоритм/инструкция);

– теоретический блок (центральный, изложение основного содержания в теории вопроса и развитие культуры мышления);

– блок генерализации (обобщение содержания модуля путем сжатия информации и представления ее в удобном для запоминания виде; формы – как в блоке обобщения);

– блок «выхода» (могут быть полный, сокращенный или углубленный варианты модуля).

– учебные цели (сроки реализации программы, основной метод обучения/учения, используемые учебные материалы и ресурсы;

– детальное оглавление модуля (предъявление всех дидактических единиц, которые необходимо усвоить, на уровне понятий и связей между ними);

– структурная схема (указание места модуля в модульной программе);

– учебный элемент модуля (тесты, кейсы, упражнения по материалу модуля, основной текст учебного элемента, включая «боксы» с примерами и упражнениями», выводы и заключения);

– библиографический список, источники (основная и дополнительная литература);

– глоссарий (толковый словарь основных терминов и понятий, используемых в данном модуле).

Источник: fschool2.jimdo.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru