Модульная программа что это такое

Технология модульного обучения в начальной школе

Модульное обучение — это такая педагогическая технология, при которо учащиеся работают с учебной программой, составленной из модулей. Сущность модульного обучения состоит в том, что учащийся полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем.

Цель модульного обучения — создание наиболее благоприятных условий для развития личности обучаемого путем обеспечения гибкого содержания обучения, приспособление дидактической системы к индивидуальным возможностям, запросам и уровню базовой подготовки обучаемого посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе

Сущность модульного обучения

Ученик :полностью самостоятельно или с определенной долей помощи достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем

Учитель : разрабатывает программу из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач

Стиль – это всегда про индивидуальность. Модульная программа

• СИМВОЛ — рисуночном, (нарисовать)

• СЛОВО – словесном (рассказать, написать)

• СХЕМА – (графическое изображение, диаграмма)

Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов

: • точно сформулированная учебная цель (целевая программа);

• банк информации (собственно учебный материал в виде обучающей

• методическое руководство по достижению целей (как)

• практические занятия по формированию необходимых умений

• контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

Проводить модульные уроки, а главное — готовить их непросто. Требуется большая подготовительная работа.

• Во-первых, необходимо тщательно проработать учебный материал всей темы и каждого урока в отдельности; выделить главные, основополагающие идеи и сформулировать для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0, где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять, определить и т. д.

• В-третьих, подобрать дополнительный материал (например, для лекции, беседы, соответствующие наглядные пособия, ТСО, а также задания, тесты, графические диктанты для школьников. Затем разработать методическое пособие для учащихся, размножить его. На написание таких методичек уходит немало времени. Но правильно составленные единождыони могут быть использованы несколько раз

С п о с о б п о с т р о е н и я о б у ч а ю щ е г о м о д у л я.

Т е х н о л о г и ч е с к а я к а р т а

Структура модуля

по эталону, ключу. Взаимопроверка

УЭ -0 Цели и задачи модуля. Актуализация целей. Методическое руководство. Необходимые знания и умения. Работа в парах. Взаимопроверка

УЭ- 1 Учебный модуль. Цель элемента. Входной контроль. Пояснения к учебному материалу.

УЭ — 2 Обобщение. Цель элемента. Источники информации, алгоритмы решения задач.

УЭ — 3 Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трём уровням). Проверка по ключу, эталону.

Выпуск 1. Модульные тесты — что такое модульные тесты и для чего.

ЛИСТ УЧЁТА КОНТРОЛЯ

Лист учёта контроля учитель раздаёт каждому ученику перед началом урока (или в конце изучения целого блока). По этому листу ученик сам выставляет себе оценку по количеству набранных им баллов.

ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ ПО МОДУЛЮ у каждого ученика

Помни, что работу с учебными элементами (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь её в виду во время работы над (УЭ) и возвращаться к ней в конце каждого (УЭ).

У тебя есть право получить консультацию в учебнике, а также у учителя. Используй это право!

Помни о критериях выставления оценки за работу по предмету, используй их в самопроверке и взаимопроверке!

Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого.

Не забывай об этом! Фраза “Работа в парах” означает, что при выполнении этой работы тебе придётся, если не трудно, помочь своему товарищу, сидящему рядом, или обратиться к нему за помощью.

Не спеши задавать вопросы учителю: внимательно прочитай пояснения к заданию. Не торопись, думай …

МОДУЛЬ 4.

• Знать природные условия тундры.

• Знать особенности растительного и животного мира тундры.

• Уметь показывать на карте зону тундры.

Оборудование: Фотоматериал “В тундре”, компьютер для показа, плакат “Тундра”, контурная карта “Природные зоны”, индивидуальные таблицы для работы с учебником, ключи для самоконтроля.

элемент Как делать? Методические рекомендации. Время работы.

Повторение материала об Арктике. Цель: Проверить выполнение домашнего задания.

Ответь на вопросы. (Домашний тест) Проверь по ключу.

Покажи на карте Арктическую зону. 3 мин.

Проверка по ключу №1.

Оценку поставь в тетради.

Нового материала. Цель: Знать о природных условиях тундры. Знать особенности животного и растительного мира.

Тундру называют краем болот и озёр. Знаете ли вы почему?

Почему нельзя посадить дерево в тундре?

Послушай рассказ учителя. После объяснения ответь на вопросы. Беседа сопровождается показом фотоматериала “В тундре” подготовленном в Усть-Ленском заповеднике.

Почему растения тундры успевают отцвести и получить семена за такое короткое лето?

Как приспособились растения тундры к суровым природным условиям?

3) Найди на карте зону тундру. Закрась её.

Прочти о белой куропатке, белой сове, и об олене. Стр. 53.

Ответь на вопросы.

Почему от леммингов во многом зависит жизнь хищных зверей, каких?

Почему белая куропатка и белая сова – постоянно живут в тундре.

Какое значение имеет для оленя широкие копыта.

Прочти статью учебника стр 51. – 53.

Заполни таблицу “Зон” 1, 2, 3, 5, 6 колонки. Работай с учебником.

Дежурный, не забудь, что пора отдохнуть. Физкультминутка.

2 балла за ответ

1 балл за ответ

изученного. Цель: Ответить на вопросы учебника. Выполнить задания.

Рассмотри цветной разворот учебника. Назови все растения и животных. Составь одну – две цепи питания.

Ива (цветы, кора) —песец

2) “Проверь себя” Подготовь ответы на вопросы 1, 2,3.(Устно.)

3) Прочти вывод. Стр. 58. Работай в тетради.

Сначала взаимопроверка, затем проверь по ключу №2.

1 балл за ответ

Контроль. Цель: Проверить, как усвоен изученный материал.

1) Объясни значение термина: многолетняя мерзлота.

2) Цифровой диктант. Под номерами подпиши названия растений и животных.

3) Тестовая работа. Допиши предложения.

• Зона тундры следует за ….

• Круглый год в тундре дуют ….

• Многолетняя мерзлота не пропускает ….

• В тундре растут ….берёза и … ива.

• Самое крупное животное — ….

1 балл за ответ

Проверь по ключу№3.

Проверь по ключу №4.

Запиши задания к следующему уроку:

1. Ответить на вопросы и задания стр. 58.

2. Прочитать статью “Тундра и человек” стр. 56.

3. Нарисуй, как ты себе представляешь тундру.

4. Подготовь сообщение о каком-нибудь растении тундры, животном тундры.

5. Найди информацию об Усть-Ленском заповеднике.

6. Прочитай в учебнике о Таймырском заповеднике.

Оцени свою работу на уроке.

• 25 – 23 балла оценка “5”

• 22 – 20 баллов оценка “4”

• 19 – 17 баллов оценка “3”

• 15 – 13 баллов оценка “2”

Спасибо за урок!

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Использование АМО в начальной школе Проблема современной школы: это низкая учебная мотивация, нежелание учиться, отсюда — низкое качество обучения. Руссо Жан-Жак сказал : «Скучные.

Читайте также:
Lightroom 5 64 bit что это за программа

Классный час в начальной школе «Правила поведения в школе» Тема классного часа: ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ Цель: закрепить знания детей о правилах культурного поведения в школе. Задачи: 1. Формировать.

Новогодняя ёлка в начальной школе Новый Год — самый любимый праздник большинства детей и взрослых, который с нетерпением ждут в каждом доме, к нему долго и тщательно готовятся.

Проект «Преемственность между начальной и средней ступенями обучения как условие успешности и развития школьников» Актуальность На современном этапе развития образования традиционный подход к вопросу преемственности между начальным и основным этапами.

Проектные задачи в начальной школе Проектная задача — система заданий, целенаправленно стимулирующая действия детей на получение ещё никогда не существовавшего в практике.

Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии с требованиями ФГОС 1 слайд Что? Представляю Вам свой педагогический опыт по теме «Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии.

Технология модульного планирование в ДОУ на площадке с детьми младшего возраста Технология модульного планирование в ДОУ на площадке с детьми младшего возраста. Смоленская область город Ярцево МБДОУ №14 Воспитатель.

Урок по праву в 9 классе с использованием технологии модульного обучения «Уголовная ответственность несовершеннолетних» Аннотация Данная методическая разработка — урок по обществознанию (9 класс) с использованием технологии модульного обучения. Модульная.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе Здоровье для человека — самая главная ценность. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья детей. Основная задача.

  • Начальная школа. 1-4 классы
  • Школа. Материалы для школьных педагогов
  • Темочки

Источник: www.maam.ru

Осуществление МО требует разработки модульной программы. Она может составляться преподавателями-предметниками, другими специалистами или централизованно. Модульная программа учебной дисциплины структурно состоит из комплексной дидактической цели (КДЦ) и системы модулей. Можно выделить следующие этапы деятельности преподавателей (коллектива специалистов) по составлению модульной программы:

· выделение основных идей курса;

· структурирование учебного содержания вокруг этих идей в определенные блоки;

· формулирование комплексной дидактической цели (КДЦ);

· выделение интегрирующих дидактических целей (ИДЦ) из КДЦ и формирование соответственно им модулей (каждый модуль имеет свою ИДЦ);

· подразделение каждой интегрирующей дидактической цели на частные дидактические цели (ЧДЦ), в связи с тем, что в модули входят крупные блоки содержания материала;

· выделение на основе частных дидактических целей учебных элементов (УЭ). Частной дидактической цели соответствует в модуле один элемент обучения.

В результате создается «дерево целей»: вершина дерева – комплексная дидактическая цель для модульной программы; средний слой – интегрирующие дидактические цели для построения модулей и нижний слой – частные дидактические цели для построения учебных элементов (рис. 6).

Рис. 6. Структура модульной программы (МП), где К, L, № – порядковые номера учебных элементов и модулей

Согласно схеме (рис. 6), модульная программа учебной дисциплины состоит из функционально организованной системы модулей. При этом комплексная дидактическая цель имеет два уровня: первый ориентирует на усвоение учебного материала и его использование в практике на начальном этапе изучения, а второй требует перспективного подхода к учебному содержанию.

Число модулей определяется целями обучения и объемом учебного материала. Модульный подход позволяет структурировать модульные программы по циклам дисциплин и отдельным учебным дисциплинам. При этом модульные программы и модули строятся в соответствии со следующими общими принципами.

1. Принцип целевого назначения. Модули можно разделить на три типа:

а) познавательные (гносеологические), которые используются при изучении основ наук;

б) операционные – для формирования и развития способов деятельности;

в) смешанные. В школе чаще всего используются смешанные модули.

2. Принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей. Этот принцип является ведущим в русле логики функциональной организованности. Это означает, что совокупность ЧДЦ обеспечивает достижение ИДЦ конкретного модуля; совокупность ИДЦ всех модулей обеспечивает достижение КДЦ деятельности в рамках модульной программы.

Казалось бы, та же иерархичность, что и в авторитарной организации. Только здесь иерархия функций и действий в деятельности по достижению общих целей, а не властных полномочий и отношений зависимости между людьми.

Частные цели, входящие в интегрирующую дидактическую цель, могут быть полностью автономными или взаимосвязанными. Интегрирующая цель обучения, определяющая объем модуля, может включать разное число целей. При составлении модульных программ следует дидактически правильно формулировать интегрирующие цели. Слишком узкая интегрирующая цель обучения таит в себе опасность лишь фрагментарного усвоения материала, а чересчур обширная – вызывает затруднения при реализации принципа модульности.

3. Принцип обратной связи. Реализация этого принципа ориентирует на анализ, контроль и коррекцию учебного процесса, что обеспечивает возможность управления. Причем в МО управление, осуществляемое преподавателем, сочетается, как уже упоминалось выше, с самоуправлением со стороны учеников.

4. Принцип оптимальной передачи информационного и методического материала. Реализация этого принципа требует такого структурирования материала модуля, чтобы обеспечивалось наиболее эффективное усвоение его в конкретных условиях. В результате каждый модуль имеет четко определенную структуру, в основе которой лежит структура его элементов.

Содержание каждого модуля формируется в соответствии с общими критериями. Эти критерии определяются на основе анализа и учета специфики МО и его принципов, принципов построения модулей и модульных программ, а также закономерностей образовательного процесса. В теории и практике МО выделены следующие общие критерии формирования содержания модуля.

· Учет внутрипредметных и межпредметных связей, обеспечивающих интегрирование содержания модуля при формировании его в логике содержания ведущего учебного предмета.

· Дифференциация учебного содержания, ориентирующая на двухуровневый подход к его конструированию (нижний и высший уровни): нижний уровень соответствует обязательному минимуму (стандарт образования), высший включает сверх того дополнительные сведения, расширяющие и углубляющие материал.

· Построение содержания модулей по логике мыслительной или практической деятельности учащихся. В русле этого утверждения важным критерием построения модуля является структурирование деятельности учащегося в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация. Здесь есть большая возможность применять проблемное обучение.

· Модуль должен предоставлять учащимся возможность для повторения основного содержания, что является одним из условий достижения каждым обучающимся поставленных перед ним дидактических целей. Повторение основного содержания осуществляется через учебный элемент-резюме, в котором обобщение материала может быть представлено в различной форме (словесной, сравнительных таблиц, графиков, диаграмм и т.д.).

В целом при конструировании программного содержания модуля рекомендуется использовать следующий алгоритм.

1. Начальное обобщенное представление об объективном мире, законах развития природной и социальной среды.

2. Систематизация, конкретизация и углубление представлений и понятий о функционировании и развитии систем различных видов на основе конкретных законов (частных и общих).

3. Проектирование и организация практической деятельности учащихся по установлению границ применения законов.

Источник: 3ys.ru

Блочно-модульное обучение

В основе блочно-модульной технологии обучения лежит идея о том, что ученик должен проводить работу, направленную на освоение новых знаний и навыков самостоятельно, а роль педагога ограничивается управлением процесса обучения. Учитель должен организовать учебный процесс, создать у учащихся мотивацию, направлять внимание учащихся, проверять и давать обратную связь.

Эта технология обучения вобрала в себя все то лучшее, что было наработано педагогикой за все время ее существования как науки. Она позволяет выработать у учащихся самостоятельность, навыки работы с информацией с применением наиболее подходящих методов проработки учебного материала.

Читайте также:
Mi music что это за программа

Модуль – это базовая единица блочно-модульного обучения, целостный блок информации, который состоит из целевой программы мероприятий, направленных на достижение поставленных дидактических целей, а также методического описания процесса.

Программа обучения состоит из отдельных законченных блоков. Каждый из учеников получает от преподавателя письменные рекомендации по поводу того, где найти необходимый учебный материал, как наилучшим образом организовать процесс изучения этого материала. В конце каждого блока проводится контроль усвоения материала.

Модульная система обучения предполагает, что учащийся осваивает программу собственными силами полностью или частично. В своей работе он следует рекомендованной ему учебной программе. Помимо этого ребенок должен самостоятельно осмысливать себя в деле, устанавливать степень изучения материала, находить у себя пробелы в знаниях и устранять их.

Успех в обучении определяется большим количеством факторов:

  • степень самостоятельности;
  • способы и приемы, которые используются для получения информации;
  • способы контроля;
  • самодисциплина.

В то же время программа предполагает работу с индивидуальной скоростью, что позволяет учитывать особенности каждого из детей, их характер, быстроту мышления, исходный уровень знаний по теме.

В этой системе совершенно по новому выстраивается работа педагога на занятиях. Учащиеся могут работать в одной постоянной группе или разделяться преподавателем на подгруппы, которые прорабатывают отдельные вопросы темы. Фактически, это работа по системе консультаций, где учащиеся сами должны давать оценку своим усилиям, а также оценивать важность и полезность работы, которую они провели на занятии.

Организация учебной работы

Выделяют следующие виды блоков:

  • познавательные;
  • операционные;
  • смешанные.

В каждом из модулей в обязательном порядке имеется блок входа. Он необходим для того, чтобы определить исходный уровень знаний и навыков учащихся, их готовность к усвоению нового материала. Выявив пробелы в знаниях, преподаватель может оперативно провести их корректировку.

Информационный блок включает в себя:

  • поставленную перед учащимися дидактическую задачу;
  • описание учебного материала;
  • системное представление структуры модуля.

Учебный материал в информационно модуле излагается очень подробно, с раскрытием основных вопросов темы, фиксацией внимания на узловых понятиях, использованием опорных схем и конспектов.

Методический блок предполагает некоторую вариативность приемов и путей изучения темы, выбор индивидуальных способов и методов работы с информацией. Фактически, это методическая инструкция, которая служит для достижения поставленных дидактических целей.

Методический блок содержит целевой план действий.

Блок контроля и оценки знаний служит для реализации периодического и окончательного контроля знаний. Он обеспечивает циклическое управление процессом обучения на всех его этапах. Контроль позволяет оперативно выявлять пробелы в знаниях, устранять их в процессе изучения темы.

Характеристики блочно-модульного обучения

Контроль знаний может проводиться как преподавателем, так и самим учеником. Самодисциплина позволяет учащимся более активно влиться в активную познавательную работу.

Модуль – это технологическое средство модульного обучения. Он содержит план действий, необходимый для освоения объем информации, методические инструкции по достижению поставленных в модуле целей.

По своим характеристикам модульное обучение значительно отличается от других систем обучения. Разделение всего материала какой-либо дисциплины на отдельные блоки дает возможность учащимся сосредоточиться на определенном объеме информации и степени его усвоения. Основным видом активности становится самостоятельная работа ребенка по получению знаний. Педагог только направляет процесс обучения и дает обратную связь.

Для учащихся такая форма работы является более предпочтительной, так как они учатся планировать свою деятельность, организовывать и дисциплинировать себя, давать объективную оценки своим знаниям и навыкам.

Воздействие преподавателя на ученика в рамках модульной программы более мягкое. Оно предполагает целенаправленное управление вниманием и работой учеников. Наличие печатных пособий позволяет педагогу не тратить время на изложение материала, а переключиться на индивидуальное консультирование и оказание дозированной индивидуальной помощи.

Очевидными преимуществами блочно-модульной технологии являются:

  • итоги работы точно сопоставляются с целями обучения;
  • во время разработки модулей происходит уплотнение учебного материала;
  • персональная скорость обучения и глубокое погружение в тему повышает заинтересованность учащегося, повышает его мотивацию;
  • постоянный контроль знаний гарантирует высокую эффективность обучения;
  • есть возможность дифференцированного и личностно-ориентированного подхода к обучению;
  • наличие широких межпредметных связей;
  • уровень освоения материала в меньшей степени зависит от мастерства педагога.

Блочно-модульная технология обучения позволяет совмещать изучение теории и формирование практических навыков. Все это интенсифицирует учебную деятельность на всех ее этапах.

Источник: zaochnik.com

Модульная программа что это такое

Авторы – Дж. Рассел (США), П. Юцевичене, М. А. Чошанов (отечественная педагогика).

Зарождение идей модульного обучения связано с возникновением зарубежной концепции единиц содержания обучения. Сущность данной концепции заключается в том, что относительно небольшую часть учебного материала целесообразно брать как автономную тему и формировать учебный курс из таких автономных тем. Сначала такая единица называлась «микрокурсом», потом стала называться «мини-курсом», затем – «модулем» в его обобщающем понятии.

Модульная технология обучения обретала статус самостоятельной дидактической системы постепенно, опираясь на ряд сущностных моментов программированного обучения: индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности, постоянное подкрепление обучающимся собственных действий по самоконтролю, последовательность и логичность этих действий.

В модульном обучении интегрированы теоретико-практические наработки и обобщения проблемного обучения, принципов индивидуализации и дифференциации обучения. Особенности рефлексивного подхода во многом способствовали созданию основ модульного обучения, определения принципов и правил его построения, методов и форм его реализации.

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Цель модульного обучения — содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Исходные научные идеи:

2. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью преподавателя или одноклассников (подбадривание, указание ориентира и т.п.), он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, учащийся переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.

В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи учащемуся, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).

3. В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность обучающегося, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль — эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения.

4. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.

Модуль – от латинского слова «modulies» – «мера», «способ». Разработчиками проблем модульной технологии подчеркивается соотнесение его дидактического определения с пониманием модуля в точных науках, в технике: это – некая целостная функциональная система, ограниченная определенными рамками, которая обеспечивает выполнение какой-то конкретной функции от начала до конца. То есть – это функционально и конструктивно независимая единица, которая может быть относительно самостоятельной частью – объектом в составе другого более сложного объекта или в виде индивидуального изделия, агрегата, объекта.

Учебный модуль – это относительно самостоятельный блок учебной информации, включающий в себя цели и учебные задачи, методические рекомендации, ориентировочную основу действия и средства контроля (самоконтроля) успешности выполнения учебной деятельности.

Модуль выстраивается по принципу разбивки учебного материала по учебным элементам.

Исследователи утверждают, что модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучающихся. Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Ей должна соответствовать достаточная полнота учебного материала. Это означает:

Читайте также:
Mp3dc222 что это за программа

· даётся разъяснение к этой информации;

· определяются условия погружения в информацию (с помощью средств ТСО, конкретных литературных источников, методов добывания информации);

· приводятся теоретические задания и рекомендации к ним;

· указаны практические задания;

· даётся система самостоятельного и внешнего контроля.

В теории и практике модульного обучения приводится такое соотношение практического материала к теоретическому в модуле: 80% к 20%.

В соответствии с принципом целевого назначения выделяют три типа модулей:

· познавательные (для изучения основ науки);

· операционные (для формирования навыков, умений и способов деятельности);

Рекомендуется разделять учебную дисциплину примерно на 10-12 (но не менее 5-6) модулей, исходя из того, что модуль, его оптимальный объем логически соответствует завершенному разделу учебной дисциплины, на изучение которого отводится, как правило, от 10-12 до 18-20 часов. При этом рекомендуется избегать таких крайностей, как слишком большой или слишком мелкий модуль (что затрудняет усвоение или систематичность знаний у слушателя).

Модульную технологию можно использовать в любой системе обучения, в том числе в экстернате: четкое дозирование учебного материала, информационно-методическое обеспечение с программой логически последовательных действий для обучающегося, возможность осваивать материал в удобное для него время, – все это помогает улучшишь качество и эффективность образовательного процесса в целом.

Основным средством модульной технологии, кроме модуля как части программного материала учебной дисциплины, является сформированная на основе модулей модульная программа.

Модульная программа – это система средств, приемов, с помощью и посредством которых достигается интегрирующая дидактическая цель в совокупности всех модулей конкретной учебной дисциплины. Она разрабатывается преподавателем на основе определения основных идей курса. Каждой такой идее соответствует разработанный преподавателем модуль. Их совокупность обеспечивает реализацию основной цели изучения всей учебной дисциплины.

Исследователи рекомендуют начинать каждый модуль:

1) с входного контроля знаний и умений (для определения уровня готовности обучаемых к предстоящей самостоятельной работе);

2) с выдачи индивидуального задания, основанного на таком анализе. Заданием может быть: например, реферат по результатам анализа знаний, расчетно-графические задания, контрольная работа, тесты, письменные опросы и т.п. Модуль всегда должен заканчиваться контрольной проверкой знаний. Контролем промежуточным и выходным проверяется уровень усвоения знаний и выработки умений в рамках одного модуля или нескольких модулей. Затем – соответствующая доработка, корректировка, установка на следующий «виток», т.е. последующий модуль.

Важный критерий построения модуля – структурирование деятельности обучаемых в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, систематизация. И здесь существуют большие возможности для осуществления проблемного обучения.

На основе сказанного, принципами модульного обучения являются:

· принцип развития обучающимся своей познавательной деятельности (модуль как часть стержневой учебной информации, осознаваемой им как необходимой);

· принцип соответствия возможностям и способностям обучающихся;

· принцип психологической комфортности: создаются благоприятные условия для учащегося в образовательном процессе за счет ритмичности обучения, дифференциации обучаемых по уровню знаний, с другой стороны – реально возможна максимальная самостоятельность в учебе, в создании условий для реализации временных, физических, физиологических и других конкретных возможностей для работы над учебными материалами по усмотрению самого обучающегося – все это минимизирует его стрессовые состояния (или исключает их).

Новый технологический подход требует и новой технологической направленности:

· предварительное проектирование учебного процесса;

· центр внимания – учебно-познавательная деятельность самого обучающегося (успешность обучения в любом случае достигается эффективностью учебной деятельности);

· диагностичность целесообразности и объективного контроля результатов;

· целостность учебного процесса как педагогической системы.

При модульном обучении цели формируются в терминах методов деятельности и способов действий обучающихся.

Отличия модульной системы от других дидактических систем:

· модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу;

· обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценке (адекватной самооценке) своих действий и деятельности в целом;

· наличие модулей позволяет преподавателю индивидуализировать работу с конкретным обучаемым, используя консультирование.

Индивидуализация как вид дифференцированного обучения наиболее полно воплощается в модульном обучении. Важнейшая черта модульного подхода увязана с актуальнейшей задачей – готовить людей, способных, быстро подстраиваясь к изменениям производства, адаптируясь в новых условиях, принимать адекватные решения и решать задачи.

Ценность модульной системы обучения в том, что она, воспитывая умение самостоятельно учиться, развивает рефлексивные способности. Существенно, что при модульной системе, когда учебная деятельность структурируется на: учебные ситуации, контроль и оценку, актуализируются аналитические, исследовательские умения специалистов.

П.Я. Юцявичене сформулировал восемь принципов данной технологии:

· модульность (обучение строится по модулям);

· деление содержания каждого модуля на обособленные элементы (этот принцип требует деления материала на небольшие, тесно взаимосвязанные «порции»);

· динамичность (этот принцип обеспечивает свободное изменение содержания модулей с учетом динамики социального заказа или изменения программы обучения);

· осознанная перспектива (принцип глубокого осознания учеником близких, средних и отдаленных перспектив учения);

· разносторонность методического консультирования;

· паритетность (принцип субъектно-субъектного взаимодействия педагога и учащегося).

· повышается качество обучения за счет того, что все обучение направлено на отработку практических навыков;

· компетенция определяет необходимые личностные качества;

· сокращение сроков обучения;

· реально осуществляется индивидуализация обучения при реальной возможности создания индивидуальных программ обучения;

· быстрая адаптация учебно-методического материала к изменяющимся условиям, гибкое реагирование.

В качестве сложностей отмечаются:

· длительные сроки разработки учебных программ, материалов при значительных затратах времени и затратах на тиражирование;

· необходимость иметь современно оборудованные, оснащенные учебные места;

некоторая сложность организации учебного процесса.

Модели структуры обучающего модуля

– целевой блок (осознание близких, средних и отдаленных перспектив учения обучающимися, формирование положительной мотивации учения, активной позиции в учебном процессе, развитие самостоятельности);

– информационный блок (структурирование содержания учебного материала);

– методический блок (серия способов и путей усвоения содержания обучения, возможность выбора индивидуальных учебных маршрутов);

– блок контроля и оценки результатов (текущий контроль – самоконтроль и самооценка; итоговый контроль; в целом – циклическое управление).

– блок «входа»/входной контроль (пропуск в модуль через актуализацию опорных компетенций, наличие ссылок к пройденному учебному материалу при выполнении контрольных заданий, учет междисциплинарных связей; может быть словесным, текстовым, тестовым и т. д.);

– блок обобщения (постановка проблемы и системное представление структуры данного модуля; формы – генеалогическое дерево, фреймовая сетка, опорный конспект/блок-схема, алгоритм/инструкция);

– теоретический блок (центральный, изложение основного содержания в теории вопроса и развитие культуры мышления);

– блок генерализации (обобщение содержания модуля путем сжатия информации и представления ее в удобном для запоминания виде; формы – как в блоке обобщения);

– блок «выхода» (могут быть полный, сокращенный или углубленный варианты модуля).

– учебные цели (сроки реализации программы, основной метод обучения/учения, используемые учебные материалы и ресурсы;

– детальное оглавление модуля (предъявление всех дидактических единиц, которые необходимо усвоить, на уровне понятий и связей между ними);

– структурная схема (указание места модуля в модульной программе);

– учебный элемент модуля (тесты, кейсы, упражнения по материалу модуля, основной текст учебного элемента, включая «боксы» с примерами и упражнениями», выводы и заключения);

– библиографический список, источники (основная и дополнительная литература);

– глоссарий (толковый словарь основных терминов и понятий, используемых в данном модуле).

Источник: fschool2.jimdo.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru