Основным средством модульной технологии, кроме модуля как части программного материала учебной дисциплины, является сформированная на основе модулей модульная программа.
Модульная программа – это система средств, приемов, с помощью и посредством которых достигается интегрирующая дидактическая цель в совокупности всех модулей конкретной учебной дисциплины. Она разрабатывается учителем на основе определения основных идей курса.
Исследователи рекомендуют начинать каждый модуль: 1) с входного контроля знаний и умений (для определения уровня готовности обучаемых к предстоящей самостоятельной работе); 2) с выдачи индивидуального задания, основанного на таком анализе. Заданием может быть: например, реферат по результатам анализа знаний, расчетно-графические задания, контрольная работа, тесты, письменные опросы и т.п. Модуль всегда должен заканчиваться контрольной проверкой знаний. Контролем промежуточным и выходным проверяется уровень усвоения знаний и выработки умений в рамках одного модуля или нескольких модулей. Затем – соответствующая доработка, корректировка, установка на следующий «виток», т.е. последующий модуль.
Технология модульного обучения
Важный критерий построения модуля – структурирование деятельности обучаемых в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, систематизация. И здесь существуют большие возможности для осуществления проблемного обучения.
На основе сказанного, принципами модульного обучения являются:
1. принцип развития обучающимся своей познавательной деятельности (модуль как часть стержневой учебной информации, осознаваемой им как необходимой);
2. принцип соответствия возможностям и способностям обучающихся;
3. принцип психологической комфортности: создаются благоприятные условия для учащегося в образовательном процессе за счет ритмичности обучения, дифференциации обучаемых по уровню знаний, с другой стороны – реально возможна максимальная самостоятельность в учебе, в создании условий для реализации временных, физических, физиологических и других конкретных возможностей для работы над учебными материалами по усмотрению самого обучающегося – все это минимизирует его стрессовые состояния (или исключает их).
Новый технологический подход требует и новой технологической направленности: предварительное проектирование учебного процесса; в центре внимания оказывается учебно-познавательная деятельность самого обучающегося (успешность обучения в любом случае достигается эффективностью учебной деятельности); диагностичность целесообразности и объективного контроля результатов; целостность учебного процесса как педагогической системы.
При модульном обучении цели формируются в терминах методов деятельности и способов действий обучающихся.
Индивидуализация как вид дифференцированного обучения наиболее полно воплощается в модульном обучении. Важнейшая черта модульного подхода увязана с актуальнейшей задачей – готовить людей, способных, быстро подстраиваясь к изменениям, адаптируясь в новых условиях, принимать адекватные решения и решать задачи.
Многофайловый проект | Изучение С++ для начинающих. Урок #139
Ценность модульной системы обучения в том, что она, воспитывая умение самостоятельно учиться, развивает рефлексивные способности.
П.Я. Юцявичене сформулировала восемь принципов данной технологии:
1. модульность (обучение строится по модулям);
2. деление содержания каждого модуля на обособленные элементы (этот принцип требует деления материала на небольшие, тесно взаимосвязанные «порции»);
3. динамичность (этот принцип обеспечивает свободное изменение содержания модулей с учетом динамики социального заказа или изменения программы обучения);
4. метод деятельности;
6. осознанная перспектива (принцип глубокого осознания учеником близких, средних и отдаленных перспектив учения);
7. разносторонность методического консультирования;
8. паритетность (принцип субъектно-субъектного взаимодействия педагога и учащегося).
1) повышается качество обучения за счет того, что все обучение направлено на отработку практических навыков;
2) компетенция определяет необходимые личностные качества;
3) сокращаются сроки обучения;
4) реально осуществляется индивидуализация обучения при реальной возможности создания индивидуальных программ обучения;
5) осуществляется быстрая адаптация учебно-методического материала к изменяющимся условиям, гибкое реагирование.
В качестве сложностей отмечаются: 1) длительные сроки разработки учебных программ, материалов при значительных затратах времени и затратах на тиражирование; 2) необходимость иметь современно оборудованные, оснащенные учебные места; 3) некоторая сложность организации учебного процесса. Но преодоление сложностей зависит в основном от способностей организаторов учебного процесса.
При переходе на модульную систему обучения необходимо создать ряд условий:
– мотивация педагога (повторим, что модульная система требует усилий и затрат времени на разработку и иной системы взаимодействия со студентами);
– готовность учащихся к выполнению самостоятельной учебной и учебно-исследовательской деятельности;
– материальные возможности школы или учащихся в размножении модулей.
Неотъемлемой частью модульной системы обучения является рейтинговая система оценивания.
Воспользуйтесь поиском по сайту:

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с) .
Источник: studopedia.org
Модульное обучение — просто и быстро?
Есть определенное недопонимание, что такое модульное обучение и что такое интервальное обучение.
Модульное обучение
Это не набор просто кусочков, поставленных друг за другом.
Модульное обучение — это последовательность учебных объектов, которые взаимосвязаны между собой, у них есть определенная логика и они вместе составляют одно повествование. Это цепочка, которая ведет человека от модуля 1 к модулю n.
Чем отличается модульная программа обучения от электронного курса?
Представьте себе полнометражный фильм, который взяли и нарезали на фрагменты. Чем это отличается от сериала? У сериала есть “петля”: минисюжет внутри каждой серии. В случае с цельным курсом мы делаем один сценарий. В модульной программе мы делаем стержневой сценарий и дальше несколько сценариев под каждый модуль.
В чем преимущества модульного обучения?
Именно такая схема позволяет дольше удерживать внимание у людей.
Модульная технология обучения

Губкинский горно-политехнический колледж
Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит:
-целевой план действий,
-методическое руководство по достижению дидактических целей.
Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности учащегося.
В сущностных характеристиках модульного обучения заложено его отличие от других систем обучения.
Во-вторых, меняется форма общения преподавателя и студента. Оно осуществляется через модули и личное, индивидуальное общение. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект субъектную основу.
В-третьих, студент работает максимум времени самостоятельно, учится планированию своей деятельности, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Преподаватель тоже управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули и непосредственно, но это сугубо целенаправленное управление.
В-четвертых, наличие модулей с печатной основой позволяет преподавателю индивидуализировать работу с отдельными студентами.
Общий алгоритм разработки учебного модуля выглядит следующим образом [1]:
При модульной технологии рекомендуется использовать несколько правил:
- Перед каждым модулем проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю.
- При обнаружении пробелов в знаниях учащихся необходимо провести соответствующую коррекцию.
- Обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (чаще это мягкий контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т. д.). Текущий и промежуточный контроль имеют своей целью выявление пробелов в усвоении для их устранения непосредственно в ходе работы.
- После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, он должен показать уровень усвоения модуля.
- Если итоговый контроль показал низкий уровень усвоения материала, необходимо проводить его доработку.
Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. Хорошо вписываются в модульную систему обучения вся система методов, приемов и форм организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: работа индивидуальная, в паре, в группах.
Модульное построение курса дает ряд значительных преимуществ и является одним из эффективных путей интенсификации учебного процесса, особенно в условиях целевой интенсивной подготовки специалистов.
К числу преимуществ данного метода обучения относятся:
-обеспечение методически обоснованного согласования всех видов учебного процесса внутри каждого модуля и между ними;
-системный подход к построению курса и определению его содержания;
-гибкость структуры модульного построения курса;
-эффективный контроль за усвоением знаний студентами;
-выявление перспективных направлений научно-методической работы преподавателя;
-быстрая дифференциация студентов: различаются «усредненные» группы отличников, успевающих и слабых студентов, вместо которых появляются первый, второй, десятый, сотый и т.д. студенты курса;
-при значительном сокращении времени лекций и поиске новых форм занятий преподаватель успевает дать студентам необходимые знания, навыки и умения в своей предметной области.
Для перехода на модульное обучение необходимо создать определенные условия. Первое условие связано с мотивацией преподавателей.
Второе условие связано с готовностью обучающихся к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности: сформированность минимума знаний и общих учебных умений.
Третье условие — это материальные возможности колледжа в размножении модулей, ибо они только тогда сыграют свою роль, когда каждый обучающийся будет обеспечен этой программой действий.
Термин «модуль» — пришел в педагогику из информатики, где им обозначают конструкцию, применяемую к различным информационным системам и структурам и обеспечивающую их гибкость, перестроение. Термин «модуль» — интернациональный. В тезаурусе ЮНЕСКО имеется несколько производных от него: модульный метод, модульная подготовка модульное расписание, модульный подход.
Модульный подход обычно трактуется как оформление учебного материала и процедур в виде законченных единиц с учетом атрибутивных характеристик. В своем первоначальном виде модульное обучение зародилось в конце 60-х гг. XX в. и быстро распространилось а англоязычных странах. Сущность его состояла в том, что обучающийся почти самостоятельно или полностью самостоятельно мог работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план занятий, банк информации и методическое руководства по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога варьировали от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.
Что же понимается под словом «модуль» в теории модульного обучения? Исходя из того что модуль — это относительно самостоятельная часть какой-нибудь, системы, несущая определенную функциональную нагрузку, то в теории обучения это определенная «доза информации или действия», достаточная для формирования тех или иных профессиональных знаний либо навыков будущего специалиста. Учитывая вышеизложенное, можно дать следующее определение модуля.
Читать работу полностью (оригинал работы):
Источник: www.informio.ru