Модули компьютерных тестовых программ можно выделить

Компьютеры в обучении — вопрос, требующий отдельного рассмотрения. Отметим лишь, что различные варианты АОС (автоматизированных обучающих систем) вобрали в себя лучшие достижения компьютерных технологий и стали широко популярными не только в учебных заведениях, но и при подготовке персонала в промышленности, различных социальных сферах, военном деле и т д.

Обучение — многогранный процесс, и контроль знаний — лишь одна из его сторон. Однако именно в ней компьютерные технологии продвинулись максимально далеко, и среди них тестирование занимает ведущую роль. В ряде стран тестирование потеснило традиционные формы контроля — устные и письменные экзамены и собеседования.

По-видимому, многие преподаватели уже прошли через некоторую эйфорию при создании тестов и поняли, что это — весьма непростое дело. Куча бессистемно надерганных вопросов и ответов — далеко еще не тест. Оказывается, что для создания адекватного и эффективного теста нужно затратить много труда. Компьютер может оказать в этом деле немалую помощь.

Как делается замена модуля BDC / FEM на БМВ? (Часть 1/2) (F15, F16, F30, F31, F34, F36 и так далее)

Существует специальная теория тестирования, оперирующая понятиями надежность, валидность, матрица покрытия и т.д., не специфических именно для компьютерных тестов. Здесь мы не будем в нее углубляться, сосредоточившись в основном на технологических аспектах.

Широкое распространение в настоящее время получают инструментальные авторские системы по созданию педагогических средств: обучающих программ, электронных учебников, компьютерных тестов. Особую актуальность для преподавателей школ и вузов приобретают программы для создания компьютерных тестов — тестовые оболочки. Подобных программных средств существует множество и программисты-разработчики готовы строить новые варианты, так называемых, авторских систем. Однако широкое распространение этих программных средств сдерживается отсутствием простых и нетрудоемкнх методик составления тестовых заданий, с помощью которых можно «начинять» оболочки. В настоящем разделе представлены некоторые подходы к разработке компьютерных тестов.

Другой метод проектирования «снизу — вверх» (от частного к общему) в большинстве случаев реализуется группой экспертов для разработки модели знаний сложной и объемной предметной области, или для нескольких, близких по структуре и содержанию, предметных областей.

Каждый модуль предполагает входящую информацию, состоящую из набора необходимых понятий из других модулей и предметных областей, а на выходе создает совокупность новых понятий, знаний, описанных в данном модуле.

Модуль может содержать подмодули. Элементарный подмодуль — неделимый элемент знания — может быть представлен в виде базы данных, базы знаний, информационной модели. Понятия и отношения между ними представляют семантический граф.

Приведем пример элемента модуля знаний по теме «Исследование графиков функций»,рис. 2.29:

Рис. 2.29. Пример элемента модуля знаний

Модульное представление знаний помогает:

Модуль Тестирование

• организовать четкую систему контроля с помощью компьютерного тестирования, поскольку допускает промежуточный контроль (тестирование) каждого модуля, итоговый по всем модулям и их взаимосвязям, а также эффективно использовать методику «черного ящика»;

• выявить и учитывать семантические связи модулей и их отношения с другими предметнымиобластями.

Этапы разработки компьютерных тестов. Можно выделить два принципиальных способа контроля (тестирования) некоторой системы:

1) метод «белого ящика» — принцип тестирования экспертной модели знаний;

2) метод «черного ящика» — тестирование некоторой сложной системы по принципу контроля входных и выходных данных (наиболее подходит для компьютерного тестирования).

Введем ряд определений и понятий.

Тестирование — процесс оценки соответствия личностной модели знаний ученика экспертной модели знаний. Главная цель тестирования — обнаружение несоответствия этих моделей (а не измерение уровня знаний), оценка уровня их несоответствия.

Тестирование проводится с помощью специальных тестов, состоящих из заданного набора тестовых заданий.

Тестовое задание — четкое и ясное задание по предметной области, требующее однозначного ответа или выполнения определенного алгоритма действий.

Тест — набор взаимосвязанных тестовых заданий, позволяющих оценить соответствие знании ученика экспертной модели знаний предметной области.

Тестовое пространство — множество тестовых заданий по всем модулям экспертной модели знании.

Класс эквивалентности- множество тестовых заданий, таких, что выполнениеодногоизних учеником гарантирует выполнение других.

Полный тест — подмножество тестового пространства, обеспечивающего объективную оценку соответствия между личностной моделью и экспертной моделью знаний.

Эффективный тест — оптимальный по объему полный тест.

Самой сложной задачей эксперта по контролю является задача разработки тестов, которые позволяют максимально объективно оценить уровень соответствия или несоответствия личностной модели знании ученика и экспертной модели.

Подбор тестовых заданий осуществляется экспертами-педагогами методологией «белого ящика», а их пригодность оценивают с помощью «черного ящика», рис. 2.30.

Оценка соответствия

Рис. 2.30. Схема создания тестовых заданий

Самый простой способ составления тестовых заданий — формирование вопросов к понятиям, составляющим узлы семантического графа, разработка упражнений, требующих для выполнения знания свойств выбранного понятия. Более сложным этапом является разработка тестовых заданий, определяющих отношения между понятиями. Еще более глубокий уровень заданий связан с подбором тестов, выявляющих связь понятий между отдельными модулями.

Множество тестовых заданий (тестовое пространство), вообще говоря, согласно принципу исчерпывающего тестирования, может быть бесконечным. Однако в каждом реальном случае существует конечное подмножество тестовых заданий, использование которых позволяет с большой вероятностной точностью оценить соответствие знаний ученика заданным критериям по экспертной модели знаний (полный тест).

Из полного теста можно выделить эффективный тест (оптимальный по объему набор тестовых заданий, гарантирующий оценку личностной модели ученика заданным критериям). Выбор эффективного теста зависит от удачного разбиения тестового пространства на классы эквивалентности, пограничные условия, создания тестов на покрытие путей и логических связей между понятиями и модулями.

Читайте также:
Сделать проект кухни самостоятельно программа

В дальнейшем необходим тестовый эксперимент на группе учащихся, который позволит провести корректировку и доводку теста до вида эксплуатации (методика черного ящика).

Таким образом, построение компьютерных тестов можно осуществлять в следующей последовательности:

• формализация экспертной целевой модели знаний;

• нисходящее (или снизу — вверх) проектированиетестового пространства;

• формирование и наполнение тестовых заданий;

• формирование полного компьютерного теста;

• выбор эффективного теста;

• анализ, корректировка и доводка теста до вида эксплуатации.

ТИПЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕСТОВ

В соответствии с моделью знаний, выделим три класса компьютерных тестов на знания, умения и навыки. Отметим, что типы компьютерных тестовых заданий определяются способами однозначного распознавания ответных действий тестируемого.

1.Типы тестовых заданий по блоку «знания» — вопросы альтернативные (требуют ответа да — нет);

• вопросы с выбором (ответ из набора вариантов);

• вопросы информативные на знание фактов (где, когда, сколько);

• вопросы на знание фактов, имеющих формализованную структуру (в виде информационной модели или схемы знаний);

• вопросы по темам, где имеются однозначные общепринятые знаковые модели:

математические формулы, законы, предикатные представления, таблицы;

• вопросы, ответы на которые можно контролировать по набору ключевых слов;

• вопросы, ответы на которые можно распознавать каким-либо методом однозначно.

2. Типы тестовых заданий по блоку «навыки» (распознание деятельности: манипуляции с клавиатурой; по конечному результату):

• задания на стандартные алгоритмы (альтернативные да — нет, выбор из набора вариантов);

3. Типы тестовых заданий по блоку «умения». Те же самые, что для навыков, но используют нестандартные алгоритмы и задачи предметной области при контроле времени их решения:

• задания на нестандартные алгоритмы (альтернативные да — нет, выбор из набора вариантов);

Выбор типов тестов определяется:

• особенностями инструментальных тестовых программ (тестовыми оболочками); .

• особенностями предметной области;

• опытом и мастерством экспертов.

Источник: 4-i-5.ru

Использование компьютерных технологий для оценки уровня знаний учащихся
методическая разработка по информатике

Содержание: Виды проверки знаний, используемые в образовательном процессе. Основные свойства компьютерных тестов. Обзор возможностей программ для создания компьютерных тестов. Возможности использования компьютерного тестирования в оценке качества обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Использование компьютерных технологий для оценки уровня знаний учащихся 29.39 КБ

Предварительный просмотр:

Использование компьютерных технологий для оценки уровня знаний учащихся

Виды проверки знаний, используемые в образовательном процессе . Основные свойства компьютерных тестов . Обзор возможностей программ для создания компьютерных тестов. Возможности использования компьютерного тестирования в оценке качества обучения.

1.1 Виды проверки знаний, используемые в образовательном процессе

Большое значение в образовательном процессе имеет контроль качества получаемых учеником знаний и умений. Важность функции контроля в процессе обучения не ограничивается только лишь простой оценкой факта знания, но также помогает управлять учебным процессом с точки зрения возможности его оценки и корректировки.

Выделяют несколько видов контроля знаний:

  • традиционный контроль. Наиболее часто используемая форма контроля в современных образовательных учреждениях. В этом случае, для оценивания уровня знаний обучающихся применяются такие формы контроля как самостоятельные, курсовые и контрольные работы.
  • контроль с использованием не компьютерных средств. Для проведения подобной формы контроля преподаватели используют специальные бланки, в которых содержаться тестовые вопросы. Проверка осуществляется с использованием таблиц с правильными ответами или трафаретов.
  • контроль с использованием компьютера. В этом случае контроль знаний производится с помощью специальных компьютерных программ. Для каждого ученика может быть сформирован индивидуальный набор тестовых заданий. Удобство такого вида контроля знаний обеспечивается за счет возможности быстрого анализа правильности ответов и хранения результатов о работе учеников.
  • удаленный контроль. Данный вид контроля качества обучения особенно интенсивно развивается в последнее время в связи с широким использованием сети Internet в школах. Главной особенностью удаленного контроля знаний является относительная свобода в выборе подходящего времени и места для прохождения тестирования.

В последнее десятилетие четко прослеживается переход от традиционных форм контроля знаний к компьютерной их оценке. Эффективность применения компьютеров для этих задач в значительной мере зависит от особенностей изучаемого предмета и целей обучения. Коме того, важно понимать насколько уместно использование компьютерной проверки знаний для каждой конкретной дисциплины.

С точки зрения использования компьютера как инструмента контроля знаний акцент делается на педагогическое тестирование – совокупность педагогических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку педагогических тестов, подготовку и проведение стандартизованной процедуры измерения уровня подготовленности испытуемых, а также обработку и анализ результатов. [1]

При создании педагогических тестов необходимо учитывать, что задания должны быть составлены таким образом, чтобы это позволило проверить степень освоения учащимся знаний. Можно выделить несколько уровней владения материалом:

  • знание основных понятий и определений по изучаемой теме;
  • возможность применять полученные знания при решении стандартных задач;
  • способность к анализу нестандартных проблем;
  • умение обобщать изученный материал и находить связь с уже имеющимися данными.

Как правило, тестирование является одним из наиболее популярных инструментов оценки уровня образования с использованием компьютерных технологий. Основной задачей компьютерного тестирования является выявление несоответствия знаний учащихся определенному образовательному стандарту. Главная цель тестирования — обнаружение несоответствия этих моделей, оценка уровня их несоответствия в количественной форме. Такая форма контроля подразумевает использование заранее подготовленного набора тестовых заданий. Таким образом, применение компьютерного контроля знаний позволяет не только добиться простоты и легкости в оценке степени подготовленности учеников, но и является основой для получения объективной и независимой характеристики уровня учебных достижений.

1.2. Основные свойства компьютерных тестов

При создании программ для проверки знаний с помощью компьютерного технологий необходимо обозначить ряд свойств, которыми должен обладать современный программный комплекс тестирования:

  • универсальность. Под универсальностью имеется ввиду возможность абстрагирования от теоретического содержания, уровня сложности, типа задаваемых вопросов, особенностей контента и т.д. Такого рода универсальность комплексов тестирования позволяет учителю с легкостью создавать разнообразные тестовые задания без обращения к услугам специалистов. Постепенно освоившись в системе, преподаватель может без труда наполнять ее содержательную часть по различным дисциплинам на основе общих принципов;
  • модульность. Это свойство обеспечивается наличием в системе определенных взаимосвязанных блоков для создания тестовых заданий. Можно выделить следующие основные модули: проектирование тестов, проверка и хранение результатов, проведения тестирования;
  • централизованность. Под этим свойством подразумевается то, что все данные, которые обеспечивают работу программы хранятся централизованно ну удаленном сервере;
  • защищенность. Работа программы должна быть построена таким образом, чтобы мог осуществляться контроль прав пользователей. В основном эта функция системы необходима для предотвращения доступа учащихся к верным ответам теста;
  • адаптивность. Программа для создания компьютерных тестов должна иметь возможность использоваться в условиях различных моделей диагностики знаний;
  • возможность автоматической обработки результатов тестов.
Читайте также:
Увеличение шрифта на Андроид программа

Кроме того, необходимо отметить ряд важных особенностей компьютерных программ по созданию тестов, которые могут значительно облегчить, как и само проектирование заданий, так и непосредственное тестирование:

  • интерфейс программы должен быть интуитивно понятен как учителю, так и ученику;
  • возможность ввода различных форм ответов позволит сделать тестовые задачи более ясными;
  • легкость в создании тестовых заданий;
  • различные режимы работы при выполнении тестирования (локально независимый или сетевой);
  • статистическая обработка и сохранение результатов работы пользователей;
  • создание возможности отсроченного ответа на вопрос при тестировании;

1.3. Обзор возможностей программ для создания компьютерных тестов

Анализ существующих компьютерных программ, которые дают современному учителю создавать тесты, позволит пользователю выбрать нужный программный пакет, наиболее подходящий для конкретных учебных целей.

На настоящий момент имеется много тестирующих программ, которые содержат уже готовые вопросы для контроля. Однако их использование не всегда актуально, поскольку такие комплексы, очень часто, не учитывают специфику конкретной школы и конкретного класса.

С этой точки зрения, предпочтение отдается программам, которые позволяют конструировать свои собственные тесты. Существует большое множество таких конструкторов тестов. Рассмотрим основные из них.

MyTest это система программ, состоящая из программы тестирования учащихся, редактора тестов и журнала результатов.

MyTest имеет интуитивно понятный интерфейс, благодаря сему может с легкостью быть использована не только опытными пользователями, но и учениками. программа легка и удобна в использовании.

Программа позволяет создавать семь различных типов заданий:

  • выбор одного варианта ответа
  • выбор нескольких вариантов ответа
  • установление правильного порядка следования каких-либо фактов. Актуально использование таких видов теста при, например, при необходимости расположить в хронологическом порядке даты
  • установление соответствия
  • ввод текста или числа
  • выбор места на изображении

Важной особенностью программы MyTest является возможность создания тестов, обеспечивающих не только контроль учащихся, но и их обучение. В этом случае ученик получает информацию о своих ошибках и правильных ответах.

Другая программа Tester служит для создания контрольных тестов различного уровня сложности. Программа достаточно проста в использовании.

Master test . Программа включает в себя редактор тестовых заданий, саму программу для проведения контроля и просмотр результатов. Количество вопросов в Master test не ограничено, хотя, с другой стороны, количество вариантов ответа для одного задания не должно превышать шести. Тип заданий здесь также используется только один: выбор одного варианта ответа. К плюсам этой программы можно отнести возможность сопровождать вопросы изображениями и комментариями.

В программе Master test вы можете обозначить время на прохождение одного теста и последовательность вывода вопросов на экран. По завершению тестирования автоматически открывается окно результатов.

Также, для создания тестов могут быть использованы: PowerPoint и Flash редактор . В этих программах предусмотрены заранее подготовленные шаблоны, которые помогут учителю создать учебные тесты различного уровня сложности.

При подготовке тестов в программе PowerPoint имеется возможность добавлять в них всевозможные мультимедийные файлы (изображения, видео, аудио), а также оформить тест в более приятной для ученика форме.

Использование Flash редактора с целью создания тестов позволяет добавлять в них анимацию, что значительно облегчает восприятие информации.

1.4. Возможности использования компьютерного тестирования в оценке качества обучения

Появление сетевой базы данных, которая обеспечивает хранение всех вопросов. В этом случае организуется коллективная среда, обеспечивающая доступ учителей к различным тестовым программам. С развитием средств коммуникации каждый заинтересованный педагог может участвовать в пополнении тестами этой единой базы. Таким образом, отпадает необходимость каждый раз создавать новые продукты.

Использование автоматической системы для регистрации и анализа оценки. Хранение информации о предыдущих оценках учеников создает возможность для подведения своего рода итогов. Таким образом, можно вовремя скорректировать учебный процесс. Автоматический анализ итога тестирования исключает влияние «человеческого» фактора в оценке результатов обучения.

Вопросы безопасности. При разработке компьютерных программ для тестирования, разработчики обычно предусматривают определенные средства защиты: доступ к базе данных с вопросами теста осуществляется по паролю, который обновляется по прошествии определенного промежутка времени.

Оценка психологического статуса ученика . С использование компьютерного тестирования позволяет не только оценить качество образования, но и диагностировать психологическое состояние ученика.

В заключение отметим, что использование компьютерных программ позволяет избежать возможности списывания и подсказок, повысить объективность в оценке результата, усилить мотивацию и интерес учащихся.

Источник: nsportal.ru

Программы компьютерного тестирования.

Для компьютерного тестирования в отечественной образовательной практике чаще всего используется программы OpenTEST2, Асистент2, УТК (Универсальный тестовый комплекс), MyTest X т.

OpenTEST. Специализированная программа, предоставляющая возможность тестирования в локальной сети в интерактивном режиме. Данная технология с использованием открытого кода написания программы. ее ориентация на Интернет-технологии дает возможность установить только на сервере программу для тестирования а на локальных машинах никаких программ устанавливать не нужно. Благодаря написания программы OpenTest на PHP ее можно устанавливать как под Windows так и под Linux.

Читайте также:
Программа диагностики автомобилей Ауди 100

Интерфейс программы состоит из 5 больших модулей: тестирование — для проведения тестирования, статистика — для вывода различной статистической информации, студия тестов — для создания и редактирования тестов, управления пользователями — для контроля и управления пользователями, зона администрирования — для управлением тестовыми процессами в режиме on -line. Для создания и редактирования тестов модная использовать модуль студии тестов, или отдельную программу для создания тестов TestEditor.

Вопросы и ответы могут содержать в себе графические объекты, что позволяет использовать более интересные варианты тестов. Готовые тесты можно экспортировать и импортировать. Вся информация о тестах и тестирования сохраняется в базе данных на сервере и доступна с любой машины сети по паролю.

Асистент2. Программа имеет несложную форму создания тестов, используя простой текстовый редактор — блокнот. Созданные тесты легко можно изменить, но существенным недостатком программы является то, что не поддерживаются графические объекты. И во время прекращения тестирования можно получить 12 баллов ответив только на один первый вопрос. Сервер статистики показывает довольно неплохую статистическую информацию общего характера, которая также хранится на в виде текстового файла.

УТК (Универсальный тестовый комплекс). Программа создана для проведения тестирования в компьютерном классе. Сама программа состоит из двух частей — генератора и тестера. Из самого названия понятно, что генератор используется для создания тестов и отладки тестирования в классе, а тестер — модуль для локального тестирования.

Генератор тестов используется для создания и редактирования компьютерных и бланковых тестов, проведения сетевого тестирования и вывода отчетности. Программа широко использует Microsoft Word, поэтому эта программа должна быть установлена на компьютере. Для использования генератора в полной мере нужно зарегистрировать программу в Интернете (регистрация бесплатная).

Вопросы и ответы в УТК 1.51 могут быть трех типов А-выбор из предоставленных вариантов правильных, В — введение правильного ответа, D — построение правильной последовательности. Строение вопросов такова, что можно создать и распечатать бумажный вариант для тестирования в классе без использования компьютера. Готовые тесты достаточно легко экспортируются и импортируются в программу.

Программа тестер проводит тестирование и выдает ответы ученику что проходит тестирование. Недостатком является то, что варианты ответа не перемешиваются (возможно в платной версии этот недостаток исправлен). Результаты тестирования имеют красивый и понятный вид, хранятся в файле, их достаточно легко можно просмотреть и распечатать.

К тому же генератор работает только на одном компьютере и тестирование по локальной сети можно провести только при включенном и отлаженном генераторе тестов [2].

MyTest X это — система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале. С помощью программы MyTest X возможна организация и проведение тестирования, экзаменов в любых образовательных учреждениях (вузы, колледжи, школы) как с целью выявить уровень знаний по любым учебным дисциплинам, так и с учебными целями.

Программа легкая и удобная в использовании. MyTest X работает с девятью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении, перестановка букв. В тесте можно использовать любое количество различных типов, можно только один, можно и все сразу. В задачах с выбором ответа (одиночный, множественный выбор, определение порядка, определения истинности) можно использовать до 10 (включительно) вариантов ответа.

Программа состоит из трех модулей: Модуль тестирования Редактор тестов и Журнал тестирования. Для создания тестов очень удобный редактор тестов. Любой учитель-предметник, что даже владеет компьютером на начальном уровне, может легко составить свои тесты для программы и использовать их на уроках.

В программе есть богатые возможности форматирования текста вопросов и вариантов ответа. Можете определить шрифт, цвет символов и фона, использовать верхний и нижний индекс, разбивать текст на абзацы и применять к ним расширенное форматирование, использовать списки, вставлять рисунки и формулы. Для большего удобства в программе есть собственный текстовый редактор.

К каждому заданию можно задать сложность (количество баллов по верный ответ), прикрепить подсказку (показ может быть за штрафные баллы) и объяснение верного ответа (выводится в случае ошибки в обучающем режиме), настроить другие параметры .

Есть возможность использовать несколько вариантов вопрос задачи, удобно создавать выборку заданий для учащихся, перемешивать задания и варианты ответов. Это значительно уменьшает возможность списывания во время прохождения одного и того же теста несколькими тестируемыми или его повторном прохождении.

В можно использовать любую систему оценивания. Система оценки и ее настройки можно задать или изменить в редакторе теста.

При наличии компьютерной сети можно, используя модуль журнала, можно легко: 1. Организовать централизованный сбор и обработку результатов тестирования. Результаты выполнения заданий выводятся учащемуся и отправляются учителю. Учитель может оценить или проанализировать их в любое удобное для него время.

2. Организовать раздачу тестов ученикам через сеть, тогда отпадает необходимость каждый раз копировать файлы тестов на все компьютеры. Раздавать можно сразу несколько разных тестов. 3. Непосредственно следить за процессом тестирования. Можете видеть кто и какой тест выполняет, сколько заданий уже выполнено и какова их результативность. С помощью программ X можно организовать как локальное так и сетевое тестирование.

Источник: studbooks.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru