Как составить рабочую программу предмета, курса, модуля по ФГОС-2021
Примите локальный акт о разработке программ, например, положение о рабочей программе. Зафиксируйте в нем требования к рабочим программам предметов, курсов модулей: примерный объем, структуру, на основе чего разрабатывать, как оформлять. Определите, в какие сроки педагоги должны составлять и изменять рабочие программы, на какие периоды их разрабатывать.
Видеоинструкция, как составить положение о рабочей программе по ФГОС-2021
Что включить в раздел «Содержание учебного предмета, курса, модуля»
Попросите педагога при разработке программы опираться на концепции преподавания учебных предметов. На сегодняшний день их утвердили больше десяти: по истории России, химии, физики, астрономии, обществознанию, географии, ОБЖ, физкультуре, искусству и технологии и др.
ПРИМЕР
В рабочую программу учебного предмета «Окружающий мир» включите темы, которые позволят детям познакомиться с наиболее яркими физическими явлениями, агрегатными состояниями вещества, различными видами энергии и их взаимными превращениями. Например добавьте темы:
Уроки Python для начинающих | #16 — Модули. Работа с import и from
- источники энергии;
- тепловые явления;
- световые и звуковые явления;
- электрические и магнитные явления;
- силы и движение.
Акцент в обучении сделайте на наглядном знакомстве учеников с физическими явлениями. Включите наблюдение, описание явлений, предположения об их причинах, простейшие опыты и измерения.
ПРИМЕР
Применение концепции преподавания «Астрономии» при составлении рабочей программы предмета
Изучение предмета «Астрономия» следует начинать с описательной части, создающей представление о наиболее значимых и интересных открытиях последних лет, космических объектах с экстремальными значениями физических параметров и т. д.
В содержании предмета:
- отведите часть на описание связи астрономии с другими науками;
- включите разделы, посвященные способам практических астрономических наблюдений, которые могут проводить ученики;
- добавьте практические работы в аудитории и под открытым небом.
- В качестве обучающих материалов используйте видеоролики с трехмерными изображениями вместо плоских изображений.
Содержание предмета, курса и модуля должно быть таким, чтобы ученик смог достичь планируемых результатов освоения ООП, которые изложены в целевом разделе (подп. 2 п. 30.2 ФГОС НОО, подп. 2 п. 31.2 ФГОС ООО).
- Проверьте в содержании рабочей программы, чтобы педагог:
- использовал системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию детей;
организовал проектную и учебно-исследовательскую деятельность учащихся, перечислил темы проектов; - указал перечень предлагаемых внеурочных мероприятий по своему предмету, курсу, модулю.
Раздел можно начать с общей характеристики программы: какие темы изучают на конкретном уровне общего образования или по годам обучения (классам), как темы взаимосвязаны, изучение каких тем будет предложено на новом уровне в последующие годы, как отражаются особенности школы.
Проверьте, чтобы в структуре раздела выделили тематические блоки, описали каждую тему. Можно добавить количество часов для изучения каждого блока. Так проще будет соотнести темы и часы с таблицей тематического планирования в третьем разделе рабочей программы.
Проконтролируйте объем домашнего задания для учеников. ФГОС не устанавливает такого требования к рабочей программе, но это важно предусмотреть, чтобы учитель не перегружал школьников и помог им достичь образовательных результатов по ФГОС. При проверке руководствуйтесь таблицей 6.6 СанПиН 1.2.3685-21:
- в 1-х классах выполнение домашних заданий не должно превышать часа;
- во 2–3-х – 1,5 часа;
- в 4–5-х – 2 часа;
- в 6–8-х – 2,5 часа;
- в 9–11-х – 3,5 часа.
Когда проверяете рабочую программу курса внеурочной деятельности, убедитесь, что в ней указали формы проведения занятий с детьми (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО). Это единственное дополнение к общей структуре рабочих программ, которое сделали в новых ФГОС.
Что включить в раздел «Планируемые результаты»
Планируемые результаты освоения рабочей программы должны соответствовать планируемым результатам ООП, которые изложены в ее целевом разделе (п. 30.2 ФГОС НОО, п. 31.2 ФГОС ООО).
Проверьте, чтобы каждая рабочая программа содержала требования к личностным, метапредметным и предметным результатам. ФГОС не устанавливает такого требования к рабочим программам, но для целевого раздела ООП такое деление результатов обязательно. Будет удобнее, если сначала педагоги сформулируют требования к трем видам результатов в рабочих программах, а затем на их основе оформят целевой раздел ООП.
Попросите педагогов сформулировать планируемые результаты на основе требований стандартов. Они изложены в четвертых разделах ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Личностные результаты освоения предмета, курса и модуля должны быть такими, чтобы после его освоения ученики:
- сформировали основы российской гражданской идентичности в начальной школе, а в старших классах осознали российскую гражданскую идентичность;
- были готовы к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
- сформировали в начальной школе ценностные установки и социально значимые качества личности, в старших классах осознали ценность самостоятельности и инициативы;
- принимали активное участие в социально значимой деятельности в начальной школе, а в старших классах развили мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности;
- сформировали внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом – на уровне основного общего образования.
- Метапредметные результаты должны основываться на возрасте учеников. Подробнее смотрите в таблице.
Требования к метапредметным результатам
Предметные результаты освоения рабочей программы должны соответствовать общим требованиям для ООП и для конкретного предмета. Общее требование на уровне начальной школы: ученики должны освоить опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению. Общие требования к предметным результатам для основного уровня общего образования:
- освоение учениками научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;
- предпосылки научного типа мышления;
- виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов.
- Если включили в ООП предмет, курс или модуль, требований к предметным результатам которого нет во ФГОС, поручите педагогу разработать требования самостоятельно.
Посмотрите, подготовил ли педагог систему оценки результатов учеников и указал ли оценочные материалы. Каждый планируемый результат должен быть зафиксирован. Для этого учитель может предусмотреть, чтобы школьники выполнили контрольную работу, диктант, изложение, тест, заполнили анкету или опросник.
Проверьте, чтобы оценка достижения планируемых результатов:
Что включить в раздел «Тематическое планирование»
Поручите педагогу в третьем разделе рабочей программы отразить три обязательных элемента:
1) перечень тем, планируемых для освоения учениками;
2) количество академических часов, отводимых на освоение каждой темы;
3) информацию об электронных учебно-методических материалах, которые можно использовать при изучении каждой темы (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО).
Проверьте, чтобы педагог помимо тематических часов предусмотрел еще часы на проведение контрольных, практических, лабораторных работ, проектную и научно-исследовательскую деятельность учеников. Общее количество часов по предмету, курсу или модулю должно соответствовать расчасовке в учебном плане. А объем часов по курсу внеурочной деятельности – часам в плане внеурочной деятельности.
Предложите педагогу в качестве электронных учебно-методических материалов использовать:
- мультимедийные программы;
- электронные учебники и задачники;
- электронные библиотеки;
- виртуальные лаборатории;
- игровые программы;
- коллекции цифровых образовательных ресурсов.
Предложите педагогу оформить тематическое планирование в виде таблицы. По желанию можно добавить другие графы. Например, каких личностных, метапредметных и предметных результатов достигнет ученик после изучения темы, как работа по теме связана с рабочей программой воспитания и т. д.
Как учесть рабочую программу воспитания в программах предметов, курсов, модулей
Обсудите с педагогом вариант оформления учета рабочей программы воспитания и выберите тот, который ему удобен. Можете закрепить единые требования для всех учителей в положении о рабочей программе, например потребуйте:
добавить абзац в пояснительную записку рабочей программы предмета, курса или модуля – если оформляете ее;
— оформить аналитическую справку о том, как учли в рабочей программе предмета, курса или модуля рабочую программу воспитания, в виде приложения к рабочей программе предмета;
— указать информацию об учете рабочей программы воспитания в первом разделе рабочей программы предмета, курса или модуля – после каждой описанной темы или отдельным блоком;
— включить информацию об учете рабочей программы воспитания в тематическое планирование – добавить графу и указать в ней воспитательное мероприятие, которое запланировали на уроке или в рамках внеурочной деятельности.
Примерная рабочая программа воспитания содержит инвариантный модуль «Школьный урок». Специалисты РАО рекомендуют школам использовать воспитательный потенциал каждого урока. Конкретные действия надо отразить в модуле рабочей программы воспитания. Их можно продублировать в рабочей программе предмета, курса или модуля. Так, педагог может:
- устанавливать доверительные отношения между учителем и учениками, способствующие позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, активизации их познавательной деятельности;
- побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);
- привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организовывать работу детей с социально значимой информацией – обсуждать, высказывать мнение;
- использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
- применять на уроке интерактивные формы работы: интеллектуальные игры, дидактический театр, дискуссии, работы в парах и др.;
- организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками;
инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность школьников.
Как утвердить рабочую программу
Рассмотрите рабочую программу на педсовете или на заседании предметного методического объединения педагогов. При необходимости поручите доработать документ.
Включите рабочую программу в содержательный раздел ООП и утвердите ее приказом или грифом «УТВЕРЖДАЮ».
Отдельно утверждать рабочую программу не надо.
Если нужно изменить рабочую программу, издайте приказ о внесении изменений в ООП. Укажите в приказе части ООП, которые меняете, и опишите новшества. Если они объемны, то оформите новые рабочие программы приложением к приказу об изменениях.
Образцы
Приказ об утверждении ООП по ФГОС-2021
Приказ о внесении изменений в ООП ООО по ФГОС-2021
Источник: vip.1obraz.ru
Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!
Профессиональная переподготовка:
- Английский язык в ДОУ в условиях ФГОС 250 часов 2 месяца
- Воспитатель в дошкольном образовательном учреждении (организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ) 250 часов 2 месяца
- Воспитатель в условиях детского дома 250 часов 2 месяца
- Воспитатель ДОУ в условиях полилингвальной среды 250 часов 2 месяца
- Воспитатель дошкольной образовательной организации 520 часов 2 месяца
- Воспитательно-образовательная работа с детьми в ДОУ (для лиц с высшим образованием) 250 часов 3 месяца
- Детская и семейная психология 250 часов 2 месяца
- Дошкольная специальная психология и педагогика 250 часов 2 месяца
- Логопедия и психология ребенка в ДОУ 520 часов 2 месяца
- Младший воспитатель в дошкольном образовании 250 часов 2 месяца
- Организация детских праздников 250 часов 2 месяца
Повышение квалификации:
Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь
Источник: vip.1obraz.ru
Источник: in-texno.ru
Модули в образовательных программах. Модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую. — презентация
Презентация на тему: » Модули в образовательных программах. Модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую.» — Транскрипт:
1 Модули в образовательных программах
2 Модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения. Модуль употребляется как самостоятельный термин и как синоним: — Программы учебного курса — Программы учебной дисциплины — Рабочей программы дисциплины — Цикла дисциплин (вводный, общеобразовательный, общепрофессиональный, специальный) учебного плана
4 К размышлению: модульный подход – что изменяется? Выбор стратегии в образовании (линейная, нелинейная) Выбор организационных форм обучения (лекционно-семинарская или? …) Выбор оснований для отбора содержания образования (выбор УМК, построение учебного плана) Выбор методологии оценивания достижений студентов (рубежный контроль, итоговая аттестация, накопительная оценка…) …
5 Учебный предмет 1 Учебный предмет … Учебный предмет n Аттестация за полугодие Линейный образовательный процесс Аттестация за год Какие проблемы существуют при такой схеме?
6 Нелинейный образовательный процесс Модуль 1Модуль 2 Модуль 5 Модуль 3 Модуль 4 Модуль … Модуль nМодуль xМодуль yМодуль m Аттестация Какие проблемы существуют при такой схеме?
8 Учебный модуль: состав (вариант 1) теоретическая часть методическая часть рефлексивная часть (рекомендуется)
9 Структура учебного элемента учебные цели элемента (конкретизация целей модуля) конкретная ситуация (кейс), представляющая собой основные проблемы учебного элемента основной текст, включая «боксы» с примерами, упражнениями, цитатами выводы и заключения по материалу
10 Методическая часть тексты вопросы и задачи упражнения, задания на отработку умений кейсы проблемы (темы) исследований темы учебных проектов
11 «Ключи» решения кейсов, задач рекомендации к поиску и формулированию ответов рекомендации по проведению исследований рекомендации по осуществлению проектной деятельности
12 Рекомендуемая литература обязательная дополнительная Глоссарий (толковый словарь основных терминов и понятий, используемых в данном модуле)
14 Возможности использования модульного подхода Вариант 1 — применяется только с целью контроля успеваемости студентов. Отдельные дисциплины разделяются на части (модули), после освоения каждой части предполагается процедура измерения образовательных результатов.
15 Возможности использования модульного подхода Вариант 2 — на основе модульного подхода связываются отдельные дисциплины. Содержание учебной дисциплины значительно перерабатывается с целью выделения относительно самостоятельных частей (модулей), ориентированных либо на решение определенной проблемы, либо на изучение независимого фрагмента учебной информации.
16 Возможности использования модульного подхода Вариант 3 — модульный подход реализуется в рамках образовательной программы, состоящей из отдельных модулей. Все модули образовательной программы и составляющие их учебные дисциплины взаимосвязаны. Этот вариант предполагает пересмотр целей и содержания всех учебных дисциплин в соответствии с целями и ценностями образовательной программы.
Источник: www.myshared.ru
Современное модульное образование
Изучение нового предмета или материала — занятие непростое и требует колоссальных затрат времени и сил. Опытные эксперты всегда рекомендуют максимально упрощать реализацию намеченных ориентиров путем разбиения их на составные (более мелкие) части. Именно этот принцип лежит в основе современного модульного обучения.
Изучение нового предмета или материала — занятие непростое и требует колоссальных затрат времени и сил. Опытные эксперты всегда рекомендуют максимально упрощать реализацию намеченных ориентиров путем разбиения их на составные (более мелкие) части. Именно этот принцип лежит в основе современного модульного обучения.
Что это такое?
В настоящее время образовательная отрасль подвергается серьезному реформированию: создаются новые условия для организации и реализации учебного процесса, внедряются последние технологии и инновационные возможности, ученики осваивают программу в удобном для них формате и пр.
Одним из вариантов преподнесения информации и подготовки учащихся в школах, СУЗах и ВУЗах является модульное образование. Сам «модуль» представляет собой отдельную учебную единицу, представленную в виде курса, части общей годовой программы по конкретному предмету. То есть вся образовательная программа будет разбита на эти «модули», но в одном комплексе они будут формировать учебный план для конкретного класса, группы, специальности и пр.
Особенности формирования моделей в образовательной среде
Каждый модуль включает в свою структуру:
- Теоретические аспекты в рамках изучаемой дисциплины (количество лекций и темы освещаемые на них);
- Практические задания для обретения и совершенствования определенных навыков;
- Дидактическое и методическое обеспечение: план занятий, определенное количество часов на каждый модуль, формы проверки знаний и аттестации и пр.
Каждый модуль выполняет определенную роль. Одни расширяют знания и представления учащихся по конкретной специальности, дисциплине, другие – оттачивают навыки (например, умение работать в конкретной программе, следовать стандартам и требованиям, разбираться в информации и пр.).
Модульная система действует в отношении всех предметов или отдельных категорий. Притом данный вид может распространяться как на всю специализацию, так и практиковаться отдельными педагогами.
Каждый элемент программы обучения включает в себя определенное количество лекций, практический занятий, а также варианты контроля знаний учащихся (контрольные и самостоятельные работы, тестирования, зачеты и экзамены и пр.).
По мере изучения модуля учащиеся обязательно проходят проверку. Если результаты аттестации неутешительны, то педагогу предстоит откорректировать учебный план, «доработать» модуль, перепроверить знания подопечных и только потом приступать к изучению нового блока.
Важно, чтобы не только учебный план соответствовал ГОСТам, но и каждый изучаемый блок включал в себя те темы, задания которые предусмотрены паспортом специальности, образовательной программой ВУЗа.
Формирование каждого модуля должно учитывать следующие принципы:
- Самостоятельность: преподаватель должен выставить на «самоизучение» посильные для учащихся моменты и темы, задания. Самые сложные темы подлежат исследованию на занятиях с уточнением всех нюансов.
- Целостность: каждый модуль – это часть определенного курса, но важно, чтобы в единой системе все блоки позволяли максимально изучить конкретный предмет, обрести определенные знания и навыки, предоставляли все необходимые представления и умения будущему специалисту;
- Самодостаточность: в каждый блок должны быть включены лишь те темы, которые реально необходимы будущему специалисту, позволят понять изучаемую дисциплину и пользоваться ею в перспективе;
- Эффективность: каждый модуль должен расширять границы знаний и возможности учащихся, помогать исследовать конкретные проблемы и вопросы, решать их всеми возможными методами и пр.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Модульное обучение представляет собой не просто исследование отдельных фрагментов по предметам, специальности, а поэтапное знакомство с каждым элементом профессии, программы. Притом все эти параметры должны быть последовательными (от простого к сложному) и связными.
Как модульное образование сказывается на жизни педагогов и учащихся?
Модульное образование в корне меняет не только качество обучения, но и роли преподавателей и учащихся. В этом случае педагог не просто разъясняет наиболее важные моменты подопечным, помогает им в освоении новых учебных и научных горизонтов, но и становится куратором, который контролирует весь процесс. В свою очередь, учащиеся становятся более самостоятельными, так как часть материала они должны изучить сами, отдельные задания – выполнить собственноручно и сдать на проверку. Здесь каждый сам решает: как, когда, какими методами ему удобнее действовать и исследовать предмет или его блок. Преподаватель лишь наметит траекторию, а ученик – сам определит свой «ход».
Фактически модульное образование ставит преподавателей и студентов в равное положение, делает их заинтересованными в получении знаний и навыков, достижении максимального эффективного результата.
В то же время преподаватели должны создать достойные условия для обучения, освоения модуля: предоставить список подходящей для исследования литературы, задания для практической реализации (задачи примеры, кейсы и пр.). Студенты же «редактируют» план действий с учетом собственных возможностей и желаний, определяя место и время, темп изучения модуля. У каждого участника есть своя миссия, притом она будет ограничена во времени!
Каждый модуль изучается определенное количество часов (занятий). На выполнение домашнего задания, заданий для самостоятельного изучения, проверка знаний учащихся также проходит в «определенные часы». Поэтому нужно грамотно планировать свой день, учитывать расписание занятий и своевременно готовиться к предмету.
Модульное обучение по специальности и предмету: как строится процесс преподавания?
Каждый модуль должен захватывать определенную сферу деятельности молодого специалиста и учащегося. В частности, при формировании годового учебного плана для студентов ВУЗов рекомендуется задействовать следующие моменты:
- изучение теории: выделение тем для исследования, количество лекций и план занятий (каждого занятия согласно учебному плану, паспорту специальности и последним реформам),
- практические занятия: подготовка заданий для учащихся к семинарам, подготовка заданий для совершенствования навыков в рамках изучаемого предмета (задачи, кейсы, тесты, работа за ПК и пр.),
- прохождение практики (ознакомительная, производственная или преддипломная в зависимости от курса студентов, цели практики),
- промежуточная проверка знаний и навыков между модулями: планирование по времени и структуре контрольных и самостоятельных работ, выполнение курсовых работ (утверждение списка тем и пр.),
- аттестация по предмету в конце семестра (сессия): подготовка вопросов для зачета или экзамена, разработка заданий для решения на аттестации, консультации перед экзаменом и зачетом,
- методическое обеспечение модуля: количество часов, отведенных на каждую тему, план занятий, вопросы и ответы и пр.
Модульная система создается для каждой специальности (направления подготовки), а модули – по каждому осваиваемому предмету с учетом необходимых для будущего специалиста навыков и знаний, цели обучения.
На сегодняшний день студенты могут выбирать модули в рамках так называемого «вариативного обучения». В данном случае учащийся самостоятельно решает, какой из блоков будет изучать, что ему больше подходит. Выбор осуществляется исключительно на добровольной основе. Допускаются консультации с педагогом, чтобы определить максимально выгодный и эффективный вариант обучения.
Таким образом, модульная система образования позволяет воспитать самостоятельных и внимательных специалистов, готовых выполнять свои обязанности с учетом полученного багажа знаний и навыков. Изучение предметов и направлений «по частям» дается ученикам легче, материал усваивается лучше, а значит – качество образования повышается.
Команда образовательного центра DissHelp готова помочь преподавателям и студентам в освоении модульной программы. Что мы предлагаем?
- грамотно структурировать изучение предмета, разбить его на блоки и подготовить все необходимые материалы;
- оформить модульный план: подготовить план-конспекты занятий, разработать и предоставить методическое обеспечение курса (теория и практика);
- предложить вопросы и задания для самостоятельного изучения учащимися;
- и пр.
Специалисты Дисхелп также готовы оказать помощь в освоении учебных и научных горизонтов учащимся СУЗов и ВУЗов:
- Выполнить любой письменный проект независимо от направления подготовки, дисциплины и уровня сложности. У нас работают лучшие кадры: педагоги сильнейших отечественных ВУЗов, ученые, практикующие дипломированные специалисты и пр.
- Подобрать информационную базу для любого исследования;
- Повысить уникальность текста;
- Осуществить научный перевод проекта;
- Грамотно оформить любую работу согласно действующим правилам и рекомендациям заказчика.
Мы гарантируем предоставление услуг высокого качества, соблюдение сроков выполнения заказа, индивидуальный подход и конфиденциальность данных! Спешите оформить заявку на нашем сайте.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Источник: disshelp.ru
Технология создания модульных программ
2. Классификация программ по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности
Думать легко, действовать трудно, а
превратить мысль в действие – самая
трудная вещь на свете.
И. Гете
Классификация программ по форме организации содержания
и процесса педагогической деятельности
Дополнительная
общеобразовательная
программа
Cквозная
Интегрированная
Комплексная
Модульная
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Письмо Минобразования России от 18.06.2003 № 28-02-484/16
3. Комплексные программы
соединение отдельных областей, направлений, видов деятельности в некое целое
• Программы профильных школ системы
дополнительного образования (художественные,
спортивные, музыкальные) либо групп развития
дошкольников, существующих при многих школах,
гимназиях, а также дворцах и домах творчества. Это
программы с многоступенчатым обучением и набором
различных предметов, форм организации
деятельности, педагогических технологий, методик.
• Программы детских объединений с разносторонней
подготовкой к какой-либо деятельности или
профессии. Например, комплексная образовательная
программа театрально-музыкальной студии
позволяет учащимся получить знания и практические
навыки не только по основам актерского мастерства —
основному профилю обучения в студии, но и по
музыке, сценическому движению, способам
изготовления декораций, театральной этике,
психологии общения.
Пример: комплексно
представлены все
• Программы творческих групп педагогов,
основные содержательные линии воспитания,
объединенных одной задачей, общей концепцией,
обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет .
едиными подходами к содержанию, организации,
Развитие в единстве познавательной,
результатам педагогической деятельности, но
эмоциональной и практической сферы
работающих по разным образовательным
личности ребенка.
направлениям.
3
4. Интегрированные программы
Интегрированные программы
Дополнительные образовательные
программы, взаимосвязанные с
общеобразовательными
предметами.
Пример: «Эстетическая экология»
(изучение красоты родной природы,
экологических особенностей, истории
края)
Объединяют в целое отдельные
образовательные
области
на
основе того или иного единства;
выявляют это единое основание в
образовательной системе как
ключевой момент оценки ее
содержания и эффективности
функционирования.
В термин интеграция в данном
случае вкладывается понятие
взаимосвязи,
взаимообусловленности
и
взаимопроникновения двух или
нескольких ведущих идей или
объектов,
что
предполагает
качественное, а возможно, и
количественное изменение в
параметрах новой идеи или
нового
объекта.
4
5. Сквозные программы
Сквозные программы
«Сквозные» программы — это комплексные, доступные любому ребенку и педагогу
виды деятельности, направленные на реализацию социальных функций
дополнительного образования и развития учреждения в целом.
«День науки»
(для младших
школьников)
Программа «Интеллектуал»
Интеллектуальные
игры и конкурсы
Научно-практическая
конференция
учащихся (для
старшеклассников).
Пример: программа «Будь здоров!»,
«Одаренный ребенок»
http://www.yarcdu.ru/soprov/project
5
6. Модульные программы
Составлены из самостоятельных целостных блоков.
Образовательный процесс делится на отдельные модули на каком-либо
основании, затем составляется карта-схема, в рамках которой эти модули
компонуются в зависимости от цели деятельности. Модули программы могут
входить как составные части в интегрированные и комплексные программы
.
6
7. Практическое задание
• Используя такую геометрическую фигуру,
как круг,
нарисуйте макет
• комплексной,
• интегрированной,
• сквозной,
• модульной программы
с учетом формы организации содержания и
процесса педагогической деятельности.
7
8. Макеты образовательных программ
Сквозная программа
Комплексная программа
Интегрированная
программа
Модульная программа
8
9. Модульное обучение
одна из современных и перспективных педагогических
технологий, хорошо обеспечивающих индивидуализацию
образовательных программ и путей их усвоения в
зависимости от способностей и интересов обучаемых.
Зарубежная концепция единиц содержания обучения
Микрокурсы
Мини-курсы
Модули
9
10.
Модули в британских вузах –
это самостоятельные, независимые
обучающие единицы, срок освоения
которых, как правило, длится один семестр.
Каждый модуль оценивается
индивидуально после его освоения.
Методы оценки включают письменные и
устные экзамены, курсовые работы,
подготовку проектов, экзамены по практике.
Присоединение России к Болонской декларации в 2003 году
«…сближение и гармонизация систем высшего
образования стран Европы с целью создания единого
европейского пространства высшего образования»
10
11.
Модуль — относительно
самостоятельная
единица
образовательной
программы
Программы,
построенные на
основе модульнокомпетентностного
подхода
формирующая одну
или несколько
определенных
профессиональных
компетенций
сопровождаемая
контролем знаний и
умений обучаемых на
выходе
Модульная образовательная программа – это совокупность и
последовательность модулей, направленная на овладение определенными
компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации или,
в нашем случае, необходимыми для достижения определенного уровня
обученности по данной программе
11
12. Модульная программа в ДО
• В Словаре русских синонимов «модуль»
(лат. моdulе) — часть, устройство, узел
самостоятельность
законченность
комплексность
Необходимые
компоненты
12
13. Характерные особенности модуля
Модулем может быть и раздел дисциплины, и
отдельная дисциплина, и комплекс дисциплин одной
направленности, и единый комплекс, включающий в себя
совокупность разных дисциплин и практик, ведущих к
достижению определенных компетенций.
Модули могут быть обязательными для изучения,
обязательными по выбору, не обязательными по выбору.
В модуле все измеряется, все оценивается: задание,
работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и
итоговый уровень обучаемых.
В модуле четко определены цели обучения, задачи и
уровни изучения данного модуля, названы навыки и
умения, а также определены компетенции обучающегося.
13
14.
Каждый модуль обеспечивается необходимыми
дидактическими и методическими материалами,
формируется набор справочных и иллюстративных
материалов.
Обучаемые при модульном обучении всегда должны
знать перечень основных понятий, навыков и умений по
каждому конкретному модулю, включая количественную
меру оценки качества усвоения учебного материала.
Отдельным модулем может быть и теоретический
блок, и практические работы, и итоговые проекты.
Содержание каждого модуля может легко изменяться
или дополняться.
Продолжительность модуля может быть разной с
учетом того, что оптимальный объем модуля логически
соответствует завершенному разделу учебной
дисциплины и не должен быть слишком мелким или
14
продолжительным.
15. Возможности модульного обучения в ДО
С позиции
обучающе
гося
• возможность получения образования в удобной
форме, в удобное время, в своем темпе
• рационализация методического обеспечения процесса
обучения, гармонизация в нем деятельности педагога
С позиции
и учащихся
педагога
• возможность обучения большего количества
обучающихся теми же силами преподавателей и на
С позиции
учебного
той же учебной базе
заведения
15
16. Варианты использования модульных программ в учреждениях ДО
• 1.
Модульная программа для одного объединения,
имеющего разные направления в своей работе
Например, программа «Ступени мастерства» (автор-составитель Борисова М.И.):
«Аппликация», «Оригами», «Изонить», «Объемная бумагопластика», «Природный и
подручный материал», «Техническое конструирование», «Основы авиамоделизма»
• 2. Модульная программа, включающая работу
нескольких объединений
Например, программа для 6-леток, которая может содержать модули по
рукоделию, решению логических задач, занятия с логопедом, изо,
хореографию и т. д.
• 3.
Модульная программа для всего учреждения
Например, программа семейного клуба, или программа по профориентации,
или по ПДД и т.д.
16
17. Образовательная программа «От слова к делу»
17
Направленность: культурологическая
Область: журналистика
Срок обучения:
3 года
Возраст -11-16 лет
Состав группы — постоянный, вид-профильный
Цель: способствовать пробуждению личности в
каждом ребенке, убедить его в собственной
самоценности через формирование коммуникативной
и информационной компетентностей на занятиях
клуба «Пресс-центр»
18. Модули программы
Студия
REC
Газета
«Пресс-центр
сообщает…»
Основы
информационной
культуры
Основы риторики
Тележурналистика
«От слова
К
делу»
Мультипульти
Основы
кинорежиссуры
Проба пера
Личный18 кабинет
МакулатУРА
Лаборатория
делового
человека
19.
20.
21. Конечный продукт (по модулям)
22. Пример модульной программы
23. Внедрение модульных программ в ДО непосредственным образом связано с повышением качества образования
23
обучение по модульной программе позволяет в полной
мере использовать творческий потенциал педагога и
возможности всего учебного заведения
вносит разнообразие в учебный процесс, делая его
динамичным, гибким, современным
обеспечивает эффективный контроль за усвоением
знаний
позволяет более полно удовлетворить потребности
учащихся в образовательной деятельности, т.е.
индивидуализировать процесс обучения и в
значительной мере повысить эффективность и качество
подготовки учащихся
24. Практикум
1. Проанализируйте общеобразовательную программу.
2. Определите связующую идею.
3. Разделите программу на обособленные элементы
(модули). Озаглавьте их.
4. Определите цель и задачи по каждому модулю.
5. Определите уровень обучения и продолжительность
каждого модуля.
6. Назовите конечный результат по каждому модулю.
7. Продумайте оценочные материалы модулей (стартовый,
промежуточный и итоговый уровень обучения). По одному
модулю на выбор.
8.
Разработайте учебные материалы модулей.
24
25. Примерная структура МП
• Титульный лист
• Пояснительная записка (Программа
является
модульной.
содержит
следующие
модули. Универсальность данной программы состоит
(обеспечивается) в том (тем),… Уникальность данной
программы состоит в том, что все модули абсолютно
автономны… Данная программа при необходимости
может дополняться другими модулями… Каждый
модуль программы подразумевает создание конечного
продукта, отвечающего целям и задачам конкретного
модуля, а также соответствующего возрастным
особенностям учащихся…)
25
26.
• Учебно-тематический план (на весь период обучения с указанием
того, какие модули изучаются в какой год)
№
Модуль
1 год
2 год
3 год
Всег
о
Теор
ия
Прак
тика
Всег
о
Теор
ия
Прак
тика
Всег
о
Теор
ия
Прак
тика
1.
Основы риторики
36
10
26
36
12
24
—
—
—
2.
Тележурналистик
а
—
—
—
72
36
36
72
20
52
3. и
т.д.
Проба пера
72
36
36
36
12
24
—
—
—
• Примерный учебно-тематический план на каждый год
по всем модулям)
1 год обучения, 144 часа
№
Тема
1.
2. и т.д.
Введение в риторику
1
Виды общения
2
Модуль «Проба пера» (36+36=72 часа)
Вводное занятие.
Роды литературы
3
Особенности литературных жанров
4
1.
2.
3. и т.д.
Количество часов
Теория
Практика
Всего
Модуль «Основы риторики» (10+26 =36 часов)
2
4
3
6
2
3
2
2
6
6
Общее
количество
часов по всем
модулям не
совпадает с
рекомендован
ным, т. к. не
все модули
могут
изучаться в
текущем
учебном году
26
27.
28.
• Методическое обеспечение всей программы
• Методическое обеспечение по модулям
Мод
уль
Методическое обеспечение
Основные
способы и
формы
работы с
детьми
Формы
занятий,
мотивация
Приемы и
методы
организаци
и УВП
Дидактичес Техническ
кий
ое
материал оснащение
Формы
подведения
итогов
• Система диагностики результативности
программы дополнительного образования
(входящий, промежуточный, итоговый контроль)
• Список литературы (для педагогов, для учащихся)
28
Источник: ppt-online.org