Модуль учебной программы это

Начало модульного обучения исходит из зарубежной концепции единиц содержания обучения, разработкой которой занимались М.Л. Гольдшмид, С.Н. Посиливэйт и др. Её сущность заключалась в том, что определенную часть учебного материала брали как отдельную тему и строили курс обучения из этих самых отдельных тем. Впоследствии эти части-темы учебного курса стали называть модулями.

Модуль в различных науках определяется как коэффициент, величина, мера, часть. В дидактике модуль – это относительно автономная часть учебного материала.

Модуль является наиболее очевидным признаком и основной составляющей модульного обучения. Учебный модуль включает в себя следующие компоненты:

— чётко изложенная учебная цель (целевая программа);
— блок информации (учебный материал в виде программы обучения);
— пособие, помогающее достичь цели (каким образом это сделать);

— применение на практике полученных знаний, например контрольные задания, соответствующие поставленным целям.

Таким образом, учебный курс в модульном обучении предстаёт как система взаимосвязанных модулей, а традиционная учебная программа заменяется модульной программой. Формирование модульной программы в соответсвии с дидактическими целями представлено на следующем рисунке. Обозначения: КДЦ – комплексная дидактическая цель; ИДЦ – интегрирующая дидактическая цель; ЧДЦ ­ частная дидактическая цель; УЭ – учебный элемент. Каждой ЧДЦ соответствует определённый учебный элемент УЭ.

Запись вебинара Создание учебных модулей по предметам

Целью технологии модульного обучения является развитие самостоятельности школьника, умению работать, учитывая способы проработанного учебного материала.

Сущность данной технологии заключается в том, что ученик полностью самостоятельно либо с незначительной помощью учителя достигает поставленных целей, работая с модулем. Технология в целом ориентирована на индивидуализацию обучения. Это выражается в содержании обучения, в темпе усвоения материала, в уровне самостоятельности, в методах и способах контроля и самоконтроля.

По мнению П.А. Юцявичене, в модульном обучении должны соблюдаться следующие требования:
1) модульность (необходимо строить обучение по модулям);
2) каждый модуль далее делится на отдельные части;
3) динамичность (гарантирует изменение содержания модулей с учетом изменения учебной программы);
4) наличие в модуле ясного метода деятельности;

5) гибкость, возможность адаптировать модуль к меняющимся условиям;
6) осознанная перспектива (принцип полного осознания учеником всех перспектив учения);
7) разносторонность методического консультирования;

8) паритетность, равноправие учеников в самостоятельной работе (равные права на самостоятельный выбор заданий, на помощь учителя и т.д.).

Среди достоинств данной технологии можно выделить следующие:

— она формирует самостоятельность школьников (у каждого ученика индивидуальное задание, с которым он работает самостоятельно, а учитель лишь контролирует процесс и подсказывает направление работы);

Структура образовательной программы

— учащиеся приобретают умение самостоятельно формулировать задачи, работать с имеющейся информацией, ориентироваться в отведенном для решения задачи времени;

— у детей улучшаются умения работать самостоятельно не только на начальных этапах приобретения знаний, но и на этапах использования полученных знаний, умений и навыков, их структурирования и обобщения;

Читайте также:
Технологии или программы которые вы используете

— школьники учатся сами определять уровень своих знаний, умений, навыков;

— технология модульного обучения даёт возможность реализовать индивидуальный подход, учитывая субъективный опыт ученика, уровень его обучаемости и обученности.

Итак, в технологии модульного обучения…

— обучение строится на основе модульной программы, в которой каждая крупная тема представлена в виде учебного модуля;

— каждый модуль оптимизирован для самостоятельной работы учащихся благодаря чёткой структуре учебного материала (цель, теоретическая информация, практическая работа, контроль, коррекция и т.д. – в зависимости от особенностей изучаемого предмета);

— организуя учебный процесс, учитель предлагает подходящие способы восприятия информации для ее лучшего усвоения учащимися;

— дети бо́льшую часть времени работают самостоятельно, добиваясь поставленных целей и желаемых результатов;

— благодаря высокой самостоятельности детей учитель имеет больше возможностей заниматься с каждым индивидуально, чем при традиционном обучении.

Слайд-презентации о технологии модульного обучения
Модульное обучение. Скачать ppsx
Модульное обучение, основанное на компетенциях. Скачать ppt
Технологии модульно-компетентностного обучения. Скачать ppt

Источник: si-sv.com

Модульное обучение в ВУЗе

Модульное обучение — это один из способов организации образовательного процесса, основанный на блочно-модульном представлении учебной информации.

Сущность модульного обучения

В настоящее время многие отечественные ВУЗы применяют новую технологию обучения, направленную на повышение эффективности образовательного процесса – технологию модульного обучения.

Определение 2

Модуль – это базовая учебная единица целостной и логически структурированной программы обучения по конкретной дисциплине (предмету, курсу).

Модуль включает в себя необходимые дидактически и логически завершенные самостоятельные разделы теоретического (лекционного) и практического курсов, необходимую учебную и методическую литературу, а также блоки, содержащие задания по контролю усвоения учебного материала.

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Замечание 1

Каждый модуль имеет определенную цель, установленную в соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программы ВУЗа.

Необходимо отметить, что технология модульного обучения, в отличие от традиционной значительно меняет роль педагога, как одного из элементов целостной педагогической системы. Это связано с тем, что технология предоставляет студентам определенную самостоятельность в выборе образовательных целей, его содержания, методов, средств и форм учебной деятельности.

Замечание 2

Таким образом, в рамках модульного обучения педагог и студент становятся полноправными участниками образовательного процесса, заинтересованными в результативности обучения и достижении желаемого результата.

Технология модульного обучения, предоставляет студентам ВУЗа возможность совместно с преподавателем определить наиболее подходящий темп обучения, позволяющий эффективно усваивать учебные модули и блоки. Задача преподавателя создать необходимые условия для самоуправления студентом процессом обучения, выбор наиболее оптимальной доли собственного участия в нём.

«Модульное обучение в ВУЗе»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Таким образом, модульная технология обучения в ВУЗе, позволяет решить многие проблемы, стоящие перед высшей школой в настоящее время, усовершенствовать процесс обучения, сделать его более доступным и понятным как для студентов, так и для преподавателей.

Читайте также:
Программа для обновления приложений без Плей Маркета

Характеристики модульного построения процесса обучения в ВУЗе

Модульное построение процесса обучения, практически в любом отечественном ВУЗе, предусматривает использование следующих современных концептуальных материалов:

  • Характеристика методики модульной системы обучения, разработанная на базе МГУ им. М. В. Ломоносова
  • Ряд нормативных образовательных документов, разработанных ведущими отечественными ВУЗами (РГПУ, РЭА)
  • Материалы на тему модульного обучения в ВУЗе, представленные в виде исследований Ю. Б. Васеневым

Учебный модуль представляет собой часть учебной дисциплины (курса), отличающейся точной ориентацией на достижение конкретной цели с описание учебной нагрузки, технологии обучения, процедур аттестации, критериев оценки уровня усвоения учебного материала, а также особенности взаимодействия преподавателя и студентов.

Структура учебного модуля зависит от его места и назначения в образовательной программе ВУЗа, в нее входят:

  1. Теоретическая и практическая подготовка по учебному курсу (дисциплине)
  2. Самостоятельная и внеаудиторная работа студентов
  3. Практика (ознакомительная, учебная, производственная, преддипломная и т.п.)
  4. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов
  5. Различные виды аттестации: текущая, промежуточная, по модулю

Замечание 3

В том случае, если объем учебной дисциплины достаточно большой и не может уместиться в один учебный модуль, его разбивают на несколько модулей.

Учебные модули оканчиваются аттестацией, а некоторые в соответствии с образовательными стандартами и учебным планом – итоговой государственной аттестацией.

Реализация модульной организации образовательного процесса

ВУЗы, которые осуществляют реализацию модульного обучения, обеспечивают:

  1. Необходимую методическую разработку и корректировку программ модулей, учебных дисциплин и курсов
  2. Определение наиболее эффективных методов и форм обучения
  3. Разработку и внедрение необходимого учебного и методического обеспечения образовательного процесса
  4. Разработку эффективных заданий для самостоятельной работы студентов
  5. Определение критериев и способов контроля за самостоятельной работой студентов
  6. Осуществление необходимого руководства за самостоятельной работой студентов посредством организации консультаций

Модульное обучение предусматривает предоставление студентам возможности самостоятельно выбирать учебные модули. Так, помимо обязательных для изучения и освоения модулей учебных дисциплин, существуют вариативные модули, которые студенты изучают самостоятельно. Задачей преподавателя является оказание студенту необходимой помощи и поддержки в выборе и освоении модулей.

Замечание 4

Функции студентов при обучении в ВУЗе по модульной системе заключаются в самостоятельном освоении учебной программы посредством изучения учебных материалов.

Основные требования и подходы, предъявляемые к разработке учебного модуля:

Источник: spravochnick.ru

Современное модульное образование

Изучение нового предмета или материала — занятие непростое и требует колоссальных затрат времени и сил. Опытные эксперты всегда рекомендуют максимально упрощать реализацию намеченных ориентиров путем разбиения их на составные (более мелкие) части. Именно этот принцип лежит в основе современного модульного обучения.

Современное модульное образование

Изучение нового предмета или материала — занятие непростое и требует колоссальных затрат времени и сил. Опытные эксперты всегда рекомендуют максимально упрощать реализацию намеченных ориентиров путем разбиения их на составные (более мелкие) части. Именно этот принцип лежит в основе современного модульного обучения.

Читайте также:
Как пользоваться программой спасибо

Что это такое?

В настоящее время образовательная отрасль подвергается серьезному реформированию: создаются новые условия для организации и реализации учебного процесса, внедряются последние технологии и инновационные возможности, ученики осваивают программу в удобном для них формате и пр.

Модульное обучение

Одним из вариантов преподнесения информации и подготовки учащихся в школах, СУЗах и ВУЗах является модульное образование. Сам «модуль» представляет собой отдельную учебную единицу, представленную в виде курса, части общей годовой программы по конкретному предмету. То есть вся образовательная программа будет разбита на эти «модули», но в одном комплексе они будут формировать учебный план для конкретного класса, группы, специальности и пр.

Особенности формирования моделей в образовательной среде

Каждый модуль включает в свою структуру:

  • Теоретические аспекты в рамках изучаемой дисциплины (количество лекций и темы освещаемые на них);
  • Практические задания для обретения и совершенствования определенных навыков;
  • Дидактическое и методическое обеспечение: план занятий, определенное количество часов на каждый модуль, формы проверки знаний и аттестации и пр.

Каждый модуль выполняет определенную роль. Одни расширяют знания и представления учащихся по конкретной специальности, дисциплине, другие – оттачивают навыки (например, умение работать в конкретной программе, следовать стандартам и требованиям, разбираться в информации и пр.).

Модульная система действует в отношении всех предметов или отдельных категорий. Притом данный вид может распространяться как на всю специализацию, так и практиковаться отдельными педагогами.

Особенности модульной системы

Каждый элемент программы обучения включает в себя определенное количество лекций, практический занятий, а также варианты контроля знаний учащихся (контрольные и самостоятельные работы, тестирования, зачеты и экзамены и пр.).

По мере изучения модуля учащиеся обязательно проходят проверку. Если результаты аттестации неутешительны, то педагогу предстоит откорректировать учебный план, «доработать» модуль, перепроверить знания подопечных и только потом приступать к изучению нового блока.

Важно, чтобы не только учебный план соответствовал ГОСТам, но и каждый изучаемый блок включал в себя те темы, задания которые предусмотрены паспортом специальности, образовательной программой ВУЗа.

Формирование каждого модуля должно учитывать следующие принципы:

  • Самостоятельность: преподаватель должен выставить на «самоизучение» посильные для учащихся моменты и темы, задания. Самые сложные темы подлежат исследованию на занятиях с уточнением всех нюансов.
  • Целостность: каждый модуль – это часть определенного курса, но важно, чтобы в единой системе все блоки позволяли максимально изучить конкретный предмет, обрести определенные знания и навыки, предоставляли все необходимые представления и умения будущему специалисту;
  • Самодостаточность: в каждый блок должны быть включены лишь те темы, которые реально необходимы будущему специалисту, позволят понять изучаемую дисциплину и пользоваться ею в перспективе;
  • Эффективность: каждый модуль должен расширять границы знаний и возможности учащихся, помогать исследовать конкретные проблемы и вопросы, решать их всеми возможными методами и пр.

Нужна помощь преподавателя?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru