Характеристики модульного построения процесса обучения в вузе
При построении сводного перечня характеристик модульного построения процесса обучения использовался ряд современных концептуальных материалов: описание методологических основ системы модульного формирования содержания образовательных программ, разработанных в МГУ имени М. В. Ломоносова [91], нормативные документы ведущих отечественных вузов, в частности, РГПУ имени А. И. Герцена [109] и РЭА имени В. Г. Плеханова [110], материалы, представленные Ю. Б. Васеневым [33].
1. Определение учебного модуля. Существуют различные определения учебного модуля, характеризующие разные грани этого достаточно сложного и многостороннего понятия.
Учебный модуль – часть учебного курса (курсовая единица), которую отличает четкая ориентация на достижение целей с описанием технологий, учебной нагрузки, аттестационных процедур, критериев оценивания, продолжительности обучения, особенностей взаимодействия обучающихся и преподавателей (см. параграф 1.5).
Модуль 2. Проектирование содержания основной образовательной программы
Учебный модуль – блок информации, обустроенный методическим обеспечением.
Учебный модуль – это структурированная часть образовательной программы, в пределах которой осуществляется освоение нескольких учебных курсов, дисциплин или их законченных разделов.
Учебный модуль (интегративный учебный модуль) – автономная порция учебного материала и структурированная часть учебного года (например, 10 недель), в пределах которой осуществляется преподавание в концентрированной форме нескольких разноплановых дисциплин или их законченных частей (предметных модулей).
Следует обратить внимание на то, что использование последнего определения на практике несет значительный риск, связанный с возможностью имитации модульного подхода в построении образовательного процесса вуза. В этом случае преподававшиеся ранее дисциплины (например, педагогика) переименовываются в «интегративные модули», а составляющие их курсы (например, теория и философия образования, дидактика, история педагогики) переименовываются в «предметные модули». Таким образом, изменяются лишь названия единиц содержания ООП ВПО, при этом сами единицы остаются неизменными, и вместо модуляризации образовательного процесса вуза происходит имитация модуляризации.
Словарь-справочник современного российского профессионального образования содержит определение близкого понятия «профессиональный модуль». Профессиональный модуль – часть программы профессионального образования (обучения), предусматривающая подготовку обучающихся к осуществлению определенной совокупности трудовых функций, имеющих самостоятельное значение для трудового процесса. Может быть частью основной профессиональной образовательной программы или самостоятельной программой с обязательной процедурой сертификации квалификации выпускника по ее окончании [127. С. 13].
- 2. Учебные модули в образовательной программе. Профессиональная образовательная программа может состоять из нескольких модулей, а объем трудоемкости профессиональной образовательной программы, выраженный в кредитах, представлять собой сумму кредитов отдельных модулей (не более 60 кредитов, осваиваемых за один академический год).
- 3. Структура учебного модуля. Учебный модуль в зависимости от назначения и места в профессиональной образовательной программе включает: 1) теоретическую и (или) практическую подготовку по учебным курсам, дисциплинам; 2) внеаудиторную и самостоятельную работу студентов; 3) практики;
- 4) учебно- и научно-исследовательскую работу студентов;
- 5) текущую и промежуточную аттестацию, включая аттестацию по модулю.
Некоторые дисциплины, объем которых не может быть ограничен одним учебным модулем, пролонгируются на несколько модулей.
Структура образовательной программы
В соответствии с учебным планом определенные учебные модули заканчиваются итоговой государственной аттестацией.
4. Реализация модульной организации образовательного процесса.
Кафедры, обеспечивая реализацию учебных модулей профессиональной образовательной программы, осуществляют:
- – разработку и корректировку программ модулей, учебных курсов и дисциплин;
- – выбор эффективных форм и методов обучения;
- – разработку и использование необходимого учебно-методического обеспечения;
- – разработку заданий для самостоятельной работы, критериев и способов осуществления контроля самостоятельной работы;
- – руководство самостоятельной работой студентов через проведение системы консультаций студентов по выполнению самостоятельной работы в соответствии с утвержденным рабочим учебным планом.
Деканат факультета (института), осуществляющий организационное обеспечение модульного учебного процесса:
- – разрабатывает рабочий учебный план на основе утвержденного базового учебного плана и учебных модулей;
- – осуществляет организацию и контроль выполнения модульного рабочего учебного плана;
- – осуществляет координацию деятельности кафедр по реализации модульного обучения на факультете (в институте);
- – обобщает опыт модульного обучения на кафедрах и в целом на факультете по итогам каждого семестра.
Учебная часть при составлении расписания учебных занятий в рамках модульной системы планирования и организации учебного процесса должна учитывать следующие требования:
- – обеспечение равномерной загрузки студентов в течение учебного модуля как занятиями по расписанию, так и самостоятельной работой;
- – соблюдение необходимых для самостоятельной проработки материала временных интервалов между теоретическими и практическими видами обучения;
- – правильное чередование различных по характеру и сложности занятий для снижения утомляемости;
- – установление продолжительности аудиторных занятий по отдельной дисциплине в день не более четырех академических часов;
- – обеспечение такого чередования занятий по каждой дисциплине в течение недели, которое дает студентам возможность полноценной самостоятельной работы и достаточной подготовки к занятиям (как минимум через день).
- 5. Порядок выбора учебных модулей студентами. Помимо обязательных (инвариантных) учебных модулей, в ООП ВПО по каждому направлению подготовки (специальности) включается набор вариативных модулей, формируемых в рамках компонента образовательного учреждения (вариативного компонента) ФГОС ВПО.
Деканат факультета (института) предоставляет студентам аннотации программ вариативных учебных модулей, реализуемых в рамках профессиональных образовательных программ факультета (института), перед зимними каникулами для того, чтобы студенты могли осознанно выбрать индивидуальный набор вариативных учебных модулей для освоения и сформировать индивидуальные учебные планы на следующий учебный год.
- 6. Функции студента и преподавателя при обучении по модульной системе. Студент при модульной системе обучения самостоятельно либо с помощью преподавателя работает с предложенной ему учебной программой, содержащей в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При этом функции преподавателя могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультационно-координирующей.
- 7. Требования и подходы к разработке модуля.
Семантическая самостоятельность подразумевает четкие контуры предмета изучения в рамках одного учебного модуля. Следует подчеркнуть, что этот предмет может носить различный характер:
- – научно-фундаментальный (например, «Возрастная психология»);
- – деятельностно-прикладной (например, «Организационно- методические основы современного высшего образования»).
Любой модуль должен включать самостоятельную целостную «порцию» учебной информации, каждая единица которой измеряется и оценивается, для чего разрабатываются материалы для самоконтроля и текущего контроля степени овладения учебным материалом модуля.
- 1) перечнем понятий (глоссарием), навыков и умений, которые необходимо усвоить в процессе обучения;
- 2) набором справочных, иллюстративных и других рабочих материалов, который студент получает перед началом изучения;
- 3) списком рекомендуемых источников (литература, периодика, интернет-сайты).
Наличие проблемных и установочных лекций, дающих обобщающую информацию по узловым вопросам модуля (курса).
По каждому модулю обычно разрабатывается следующее методическое обеспечение:
- – методическое пособие по работе с модулем (для преподавателя);
- – учебно-методический комплекс (пособие) для студента;
- – учебно-методические пособия для контроля знаний студента;
- – пакет контроля знаний (текущие тесты и задачи);
- – методические указания по выполнению самостоятельных работ; и др.
Особенностью представленных выше нормативов является их совершенно общий характер, независимость от направления подготовки ООП, позволяющие говорить об инвариантности нормативов в рамках всего нового поколения ФГОС ВПО.
Источник: studme.org
Модульное обучение — это
Модульная система — один из самых эффективных подходов в обучении. Есть множество исследований, которые показали, что потеря вовлеченности чаще всего случается тогда, когда ученик вынужден резко из одной темы переключаться на другую.
1009 просмотров
Вспомним классическое обучение в школе. Такое, как было у нас с вами. В один день ученики проходят 5-6 дисциплин: математику, русский язык, физику, биологию и т.д.
При этом каждому ребенку требуется различный промежуток времени, чтобы включиться в работу. Кто-то понял тему сразу и уже в первые 20 минут урока тянет руку, а кто-то начал потихоньку разбираться и «созревать» только к концу занятия, но во время наибольшей активности его мозга прозвенел звонок. Ученики впопыхах собирают вещи и бегут на следующий урок с совершенно другой темой изучения. Мозг не успевает быстро переключаться между ними, информация не усваивается, снижается вовлеченность, а значит, эффективность всего процесса обучения начинает стремиться к нулю.
В высших учебных заведениях, конечно, дела обстоят чуть лучше — у студентов времени на изучение предмета чуть больше. Но при этом, опять же, если первой парой поставили математический анализ, не факт, что после него не последует философия.
Новый подход к образованию
Модульная система — это кардинально другой подход. Она дает намного больше времени для погружения в предмет. Дисциплине может быть выделен целый месяц, семестр или даже год. Тема рассматривается постепенно, с разных углов и ракурсов так, чтобы каждому было понятно. В рамках модуля, как правило, изучается только 2-3 взаимосвязанных предмета, что позволяет изучить их более качественно.
При обычной системе обучения все полученные знания складируются сначала в оперативную, затем в долгосрочную память в виде винегрета. Далее, контрольные работы или итоговые тесты начинают вызывать у учеников трудности: какую-то информацию удалось извлечь быстро, а часть ответов пришла в голову только после того, как вышли из кабинета и сдали полупустой листок.
Стандарты классических образовательных программ ориентированы на усреднённого ученика. Модульные курсы всегда предполагают индивидуальную траекторию обучения. Например, в занятия можно включить игровые механики, если это поможет лучше усвоить материал.
При модульном подходе исчезает потребность в частых повторениях пройденного материала. Происходит это потому, что знания подаются дозированно, без акцента на время. Учеников ничего не торопит, они познают дисциплину поэтапно, лучше запоминают информацию и легче применяют их на практике.
Виды модульных систем
Модульное обучение может быть представлено в двух вариантах: как погружение в один предмет или как изучение 2-3 взаимосвязанных.
При первом варианте выбирают один предмет и изучают только его. Способы могут быть разные: лекции, практические задания, обсуждения, ситуационные задачи, тесты и прочее. Заниматься по выбранной дисциплине можно от нескольких недель до года — все индивидуально и зависит от способностей каждого ученика и темпа, в котором ему комфортно усваивать знания. Еще этот метод часто называют «методом погружения», ведь у обучающегося появляется возможность изучать предмет настолько глубоко, насколько он сам этого захочет.
Второй вариант — метод взаимосвязанных предметов. При нем выбирают 1-3 близких предмета и изучают их параллельно. Например, в одной группе можно связать алгебру, геометрию и физику, а в другой — русский язык и литературу.
Во время обучения по модульному курсу показывается связь этих предметов. Хороший способ это продемонстрировать — изучить одну тему, но с разных сторон. Например, объяснить какое-либо физическое явление, которое мы можем наблюдать, а затем расписать его математическую формулу и объяснить влияние переменных на конечный результат.
После каждой темы — подведение итогов. Завершить изучение всех предметов можно объемным проектом, работа над которым объединяла бы весь пройденный материал.
Moodle и модульное обучение
Наш опыт работ показывает, что при переходе на модульное обучение, у многих компаний возникает сложность в доставке модулей в нужной последовательности и с необходимыми интервалами.
Дело в том, что не все LMS позволяют создавать модульную траекторию. Поэтому мы работаем с системой Moodle. Курсы в ней удобно делятся на блоки, после которых вы можете создать задания для контроля знаний. Далее система сама анализирует эффективность обучения и вовлеченность каждого пользователя, учитывая именно те критерии, которые вам необходимы.
С нашими кейсами по внедрению Moodle вы можете ознакомиться по ссылке.
Важно: если вы планируете запустить модульное обучение уже через несколько месяцев, позаботиться о создании курса нужно уже сейчас. Это поможет вам заранее выявить, какой функционал потребуется и сформировать четкое техническое задание для исполнителя.
А для тех, кто интересуется темой дистанционного обучения и хочет получать информацию об уникальных предложениях самыми первыми, у нас есть бесплатная рассылка. Чтобы подписаться, оставьте свой электронный адрес в специальном окне внизу сайта, будем вам рады!
Благодарим за внимание, до скорых встреч в наших следующих статьях,
Источник: vc.ru
Зачем школе модули, чем они отличаются от уроков и как помогают детям
Выбрать подходящий уровень сложности, двигаться в своем темпе, подходить к стандартным учебным задачам творчески — все это теперь доступно не только ученикам частных школ с индивидуальным подходом. О том, что такое модульная система образования, как она работает и почему лучше мотивирует детей, мы поговорили с ведущим методологом платформы СберКласс Станиславом Янкевичем.
Чем модуль отличается от урока?

Главное отличие урока от модуля в том, что урок длится 40-45 минут, а модуль 3-12 часов. Модуль — гораздо более длительный фрагмент контента, времени и в принципе содержания образования. Система заданий на уроке линейна, и по ней работает весь класс. В то время как в каждом модуле заложено некое пространство заданий, из которых ученик может выбрать те, которые лучше подходят для выбранной им траектории. Таким образом, модульное планирование учебного материала, наряду с использованием платформы СберКласс, позволяет ученикам, двигаясь по разным траекториям, эффективно достигать учебных целей.
Из чего состоят модули на платформе СберКласс?

Каждый модуль состоит из трех характерных компонентов. Первый — это мотивационный блок, вовлекающий ученика в процесс изучения той или иной темы. Мотивационный блок состоит из базовой идеи, проблемного вопроса и мотивирующего задания.
Поставить перед учениками проблемный вопрос, например, «Могут ли параллельные линии пересекаться?», — отличный способ стимулировать их любопытство, заставить их заинтересоваться темой, подумать. Мотивирующее задание вовлекает ученика в исследовательский процесс — вместе с учителем и пользуясь методами, которые предлагает СберКласс, он пытается самостоятельно разобраться в конкретно сформулированной проблеме. Помимо мотивационного блока модуль содержит шкалированную учебную цель и систему вариативных заданий для достижения цели на выбранном уровне.
Хорошо бы пример поконкретнее

А вот и пример. Описание модуля «Точка сборки» на платформе СберКласс разделено на три коротких пункта: Учебная цель «Научусь» (Я смогу самостоятельно починить простую мебель), Базовая идея «Пойму» (Предметы вокруг состоят из деталей, соединенных разными способами) и проблемный вопрос «Задумаюсь» (Зачем прибивать гвоздями, если можно просто склеить?).
Четвертый пункт («Заинтересуюсь») — это мотивирующее задание, выполнение которого тоже состоит из нескольких частей: «подумай», «пообщайся», «спросите учителя» и «проголосуйте». Ученики смотрят на картинку (в нашем случае это популярная в интернете смешная самоделка — гибкий металлический шланг, выведенный к раковине и укреплённый несколькими деревянными прищепками), сначала размышляют над увиденным (Сколько деталей использовал мастер?
Как он их соединил? Для чего ему деревянные бруски?), потом обсуждают картинку с одноклассниками (Кто сколько деталей насчитал? Может ли из этого крана течь вода? Как бы вы сами починили этот кран?), а после этого задают вопросы учителю (Как мастер сделал такую конструкцию? Будет ли она реально работать? Можно было бы сделать по-другому?).
Финальная часть мотивирующего задания — сформулированный самим учеником ответ на поставленный в самом начале вопрос: «Зачем прибивать гвоздями, если можно просто склеить?».
Дети замотивированы, что дальше?

Дальше начинается этап планирования траектории прохождения модуля. Как это происходит: дети видят учебную цель на платформе (в нашем случае — умение починить простую мебель) и систему заданий, которые приведут к достижению этой цели.
В соответствии со своими предпочтениями (кто-то больше любит работать в группе, кто-то в одиночку, кому-то нравится слушать лекции, а кто-то лучше воспринимает текстовую информацию, кто-то любит сразу приступать к делу, кому-то нужно время подумать) каждый ученик намечает путь, который приведет его к цели. Возможность выбрать свою траекторию и четкое понимание того, зачем ему изучать именно эту тему, делает ребенка более вовлеченным в процесс. Два эти этапа — мотивационный и этап планирования, очень важные, но короткие. Оба можно пройти буквально за один урок. Потому что 80% времени, запланированного на прохождение модуля, уходит на достижение учебной цели.
О чем мы говорим, когда говорим о достижении учебной цели?

На этом этапе ученики выполняют самые разные задания — и самостоятельные, и в группах, и с учителем. Как правило, учитель делит класс на несколько функциональных зон. В одной зоне располагаются те, кто работает в парах, в другой — те, кому проще работать одному на компьютере, в третьей происходит групповая работа.
Задания, как и форматы работы, тоже могут быть разными и развивать разные навыки. В каждом модуле мы старались подбирать задания так, чтобы у детей была возможность попробовать себя и в аналитической работе, и развить свои умения работы в команде, и проявить творческие способности. В финале каждого модуля происходит подведение итогов — проработка результатов с учителем и возвращение к базовой идее модуля. В нашем примере — к починке мебели своими руками.
Если совсем коротко — в чем именно заключается эффективность модульной системы?

Первое: каждый ученик может выбрать уровень сложности, самостоятельно определить, насколько глубоко он хочет погружаться в тему. Уровень может быть базовый (целевой), продвинутый или сверхцелевой — это выход на творческий, исследовательский этап, который нужен конечно же не каждому. Ученикам, которым интересна тема, он дает возможность максимально раскрыть свои способности, удовлетворить любопытство и продвинуться в изучении предмета. Как правило, на этом уровне дети объединяются в группы для реализации какого-то проекта, тема которого чаще всего выходит за рамки школьной программы.
Второе: выбор темпа. На обычном школьном уроке или в других платформенных системах достижение учебной цели происходит по сценарию, который предлагает учитель. И все ученики должны работать в одном темпе. В модульной системе все принципиально иначе — в рамках одного модуля, который длится от 3 до 12 часов, ученик может что-то делать быстрее, что-то медленнее, в зависимости от своих желаний и настроения. Главное — дойти до конца и уложиться в установленный в самом начале срок.
Третье: модульная система помогает в развитии когнитивных (к примеру, визуализация информации) и «гибких» навыков (soft skills), таких как умение работать в команде, творческий подход к решению различных задач и способность договариваться.
Источник: mel.fm
Модуль
унифицированный функциональный узел целостной системы, выполненный в виде самостоятельной подсистемы.
определенный объем учебной информации, необходимой для выполнения какой-либо конкретной профессиональной деятельности [94; 95].
Модуль (учебный модуль)
структурная единица образовательной программы, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к результатам обучения.
курс или часть курса в контексте модульной программы. Обучение может проходить в рамках одного модуля или сочетания предлагаемых модулей. Литература: [64].
часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения.
это логически завершенная часть учебного материала, сопровождаемая контролем знаний и умений учащихся; функциональный узел, т.е. основное средство модульного обучения, законченный блок информации.
от лат. modulus — мера) — 1) в точных науках коэффициент (или число), являющийся мерилом соответствующих величин; 2) функционально законченный узел, являющийся частью определенной системы и обладающий свойством заменяемости (модуль космического корабля, модуль оперативной системы в вычислительной технике).
исходная мера, принятая для выражения кратных отношений размеров сооружений; унифицированный функциональный узел, выполненный в виде самостоятельного изделия. В педагогике этот термин используется для обозначения учебных предметов, курсов, дисциплин или их составных частей при выборе предметов изучения в базисном учебном плане.
(лат. modulus – мера) – средство обучения, которое содержит важную информацию, связанную с одной из профессиональных функций или задач, и предназначено для овладения необходимой компетентностью или умением в данной области. Модуль построен так, что в полной мере берет на себя информационную, организационную и контрольную функции. В некоторых случаях модуль может быть структурирован на обособленные учебные элементы.
отдельный учебный блок, согласованный с другими компонентами учебного процесса. Часть модульной программы обучения (учебного плана), где курс обучения подразделяется на одинаковые по размеру сегменты (Болонський процес: модель структури додатка до диплома. – К.: Вид-во Європ. ун-ту, 2004. – С. 49; Товажнянський Л. Л. та ін. Болонський процес: цикли, ступені, кредити: монографія. – Х.: НТУ «ХПІ», 2004. – С. 57). А. А. Гайков
Модуль (учебный)
разновидность представления (организации) учебной информации, ее относительно самостоятельный блок, включающий цели и учебную задачу, методические рекомендации, ориентировочную основу действий и средства контроля успешности выполнения учебной деятельности. Рациональность содержания сочетается с предельной возможностью усвоения. Совокупность модулей есть единое целое при раскрытии темы, всей дисциплины или совокупности дисциплин.
относительно самостоятельный блок учебной информации, включающий в себя цели, учебную задачу, методические рекомендации, ориентировочную основу действий и средств контроля (самоконтроля) успешности выполнения учебной деятельности.
Модульное обучение — вид обучения, основанный на следующих дидактических принципах: модульность, структуризация содержания обучения на обособленные элементы, динамичность, действенность и оперативность знаний, осознанная перспектива, разносторонность методического консультирования, паритетность. М.о. неразрывно связано с рейтинговой системой контроля.
(Modul) (от латинского modulus мера)/курсовая единица (Course Unit) логически выстроенная, содержательно и методически целостная часть образовательного процесса в рамках определенной совокупности ожидаемых результатов образования, выраженных в терминах компетенций, характеризующаяся трудностью освоения и в зачетных единицах (кредитах). Модуль это часть образовательной программы, учебного курса, дисциплины, формирующая одну или несколько определенных компетенций, сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых на выходе. В качестве «модуля» может позиционироваться:
часть дисциплины (дидактическая единица, раздел, глава, тема), изучение которой заканчивается определенным видом контроля;
учебная дисциплина (совокупность дидактических единиц; курс, рассчитанный на несколько семестров);
группа родственных дисциплин;
совокупность всех видов учебной работы при формировании определенной компетенции или группы родственных компетенций.
Источник: didacts.ru