Педагогический опыт Рекомендации к составлению программы дополнительного образования
направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной и др.);
современным образовательным технологиям, которые отражены в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).
Содержание образовательных программ должно быть направлено на:
создание условий для развития личности ребенка;
Виды дополнительного образования: переподготовка, повышение квалификации, образовательные программы
развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
профилактику асоциального поведения;
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
укрепление психического и физического здоровья;
взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.
Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.6. Список литературы.
1. Титульный лист включает:
— наименование образовательного учреждения;
— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
— название дополнительной образовательной программы;
— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
— срок реализации дополнительной образовательной программы;
— Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
— название города, населенного пункта;
— год разработки дополнительной образовательной программы.
2. Пояснительная записка раскрывает:
— направленность дополнительной образовательной программы;
— новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
— цель и задачи дополнительной образовательной программы;
— отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих;
Навигатор дополнительного образования: что это такое и как он работает?
— возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
— сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
— формы и режим занятий;
— ожидаемые результаты и способы их проверки;
— формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы включает:
— перечень разделов, тем;
— количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
4. Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика).
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание:
— форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);
— приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;
— форм подведения итогов по каждой теме или разделу.
6. Список литературы.
Технология разработки образовательной программы
дополнительного образования детей
вышестоящие органы образования (по подчиненности учреждения);
название образовательного учреждения, в котором разработана программа;
ФИО ответственного работника, утвердившего программу с указанием даты утверждения;
дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации;
название программы (по возможности краткое и отражающее суть программы);
возраст детей, на который рассчитана программа;
срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана);
автор программы (ФИО, занимаемая должность);
год создания программы.
Здесь необходимо раскрыть цели образовательной деятельности, обосновать отбор содержания и последовательность изложения материала, охарактеризовать формы работы с детьми и условия реализации программы.
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс:
связь программы с уже существующими по данному направлению;
вид программы (модифицированная, экспериментальная, авторская);
новизна (для претендующих на авторство).
2. Цель и задачи программы.
Цель – это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих абстрактных формулировок типа: всестороннее развитие личности, создание возможностей для творческого развития детей, удовлетворение образовательных потребностей и т.п. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой из них.
Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели.
При формулировании задач можно воспользоваться следующей их классификацией:
обучающие задачи (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п.);
воспитательные (формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.);
развивающие (развитие личностных свойств – самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии);
Формулирование задач также не должно быть абстрактным; задачи должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.
3. Отличительные особенности программы:
ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа;
ключевые понятия, которыми оперирует автор;
этапы реализации программы, их обоснование и взаимосвязь.
4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
возраст детей и их психологические особенности;
вид детской группы (профильная, экспериментальная и др.) и ее состав (постоянный, переменный и др.);
особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.);
количество обучающихся по годам обучения (обосновать).
5. Режим занятий:
общее количество часов в год;
количество часов и занятий в неделю;
6. Прогнозируемые результаты и способы их проверки. В этой части пояснительной записки необходимо:
сформулировать требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. что он должен знать и уметь);
перечислить качества личности, которые могут быть развиты у детей в результате занятий;
описать систему отслеживания и оценивания результатов обучения детей по данной программе: способы учета знаний, умений, возможные способы оценки личностных качеств обучающихся; в качестве таковых могут использоваться тесты, зачеты, экзамены, выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские конференции и т.д.
Учебно-тематический план (по годам обучения)
Учебно-тематический план раскрывает последовательность тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них, соотношение времени теоретических и практических занятий. Продолжительность обучения по программе определяет педагог самостоятельно. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. Обычно время распределяется таким образом:
Продолжительность занятия Периодичность в неделю Кол-во час. в неделю Кол-во часов в год
1 час 2 раза 2 часа 72 часа
2 часа 2 раза 4 часа 144 часа
2 часа 3 раза 6 часов 216 часов
3 часа 2 раза 6 часов 216 часов
3 часа 3 раза 9 часов 324 часа
Оформить учебно-тематический план рекомендуется в виде таблицы:
№ Наименование разделов и тем Общее количество часов В том числе: теоретических, практических
I. Название раздела
1.1. Название темы 1
1.2. Название темы 2 и т.д.
II. Название раздела 2.
2.1. Название темы 1.
2.2. Название темы 2.и т.д.
указать название темы;
перечислить основные узловые моменты, которые излагаются в рамках данной темы;
указать, в каких формах организуется образовательный процесс (теоретических, практических).
Содержание следует излагать в виде констатации вопросов, выносимых на обсуждение. Изложение ведется в именительном падеже.
Обычно первая тема – введение в программу.
Методическое обеспечение программы
В этом разделе программы следует дать:
Краткое описание основных способов и форм работы с детьми, планируемых по каждому разделу: индивидуальных и групповых; практических и теоретических; конкретных форм занятий (игра, беседа, поход, экспедиция, экскурсия, конференция и т.п.). Желательно пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм занятий.
Описание основных методов организации учебно-воспитательного процесса.
Перечень дидактических материалов.
Краткую характеристику средств, необходимых для реализации программы (кадровых, материально-технических). Говоря о кадрах, целесообразно перечислить педагогов, занятых в реализации программы, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора. Характеризуя материально-технические условия, можно дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся).
Должно быть приведено два списка:
литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса;
литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе.
Вот такое я нашла — где не помню. может быть на сайте нашего НИРО)))
- Блог Александрааа
- Комментировать
- Сообщить о нарушении
- Страница для печати
Источник: stranamasterov.ru
Педагогические программы дополнительного образования детей
Реализация учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях осуществляется на основе педагогических программ или программ развития учреждения.
О.Е. Лебедев выделяет цель педагогической программы дополнительного образования: стимулирование и развитие потенциала личности, включение ее в системы социальных коммуникаций через обучение, общественно полезную практику и досуг[4].
М.М. Поташник и В.С. Лазарев выделяют семь качеств, которыми должна обладать любая программа:
— актуальность – ориентация на решение наиболее значимых проблем;
— прогностичность – способность соответствовать изменяющимся требованиям и условиям ее реализации;
— рациональность – возможность получения максимально полезного результата при достижении поставленной цели при помощи имеющихся ресурсов;
— реалистичность – соответствие между желаемым и возможным, между целями и необходимыми средствами;
— целостность – полнота и согласованность действий, необходимых для достижения поставленной цели;
— контролируемость – определение промежуточных целей и способов проверки получаемых результатов;
— чувствительность к сбоям – возможность оперативного обнаружения отклонений и коррекции действий.
О.Е. Лебедев предлагает различать несколько уровней освоения программы в системе дополнительного образования:
1. Общекультурный уровень – предполагает развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в отдельной предметной области, обогащение опыта общения, совместной деятельности.
2. Углубленный уровень – предполагает формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.
3. Профессионально-ориентированный уровень – предусматривает достижение повышенного уровня образованности в избранной предметной области, готовность к освоению содержания программ профессионального образования.
Типы программ дополнительного образования
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 — ФЗ к дополнительным образовательным программам относятся:
— дополнительные общеобразовательные программы;
— дополнительные общеразвивающие программы;
— дополнительные предпрофессиональные программы.
В настоящее время в системе дополнительного образования отмечается большое разнообразие педагогических программ. Тем не менее, все их можно классифицировать по нескольким основаниям.
В.М. Коротов выделяет три основных типа педагогических программ дополнительного образования[5].
1. Общая программа – дает общую характеристику предполагаемого результата, выражает основные социальные требования к личности, социальный заказ общества, представляя перечень основных качеств личности молодого человека и важнейших требований к нему. Она реализуется в период всего образовательного процесса, в течение большого временного периода (например, с первого по девятый класс). Данная программа адресована всем организаторам и участникам образовательного процесса: педагогам, родителям, активу детского самоуправления.
2. Частная программа – разрабатывается с учетом и на основе общей программы, имеет ограниченный адрес и охватывает не все направления воспитания и образования, реализуясь на каком-либо одном этапе учебно-воспитательного процесса (например, для воспитанников определенного возраста). Данный тип программы строится по принципу расшифровки и детализации общей программы. Если в общей программе дается характеристика личности и ее качеств в целом, то в частной программе рассматриваются качества личности на уровне привычных поступков, умений и навыков, усваиваемых понятий. Частная программа – это документ, отражающий деятельность конкретного педагога, объединения; с другой стороны – это вид творческой разработки по какому – либо виду деятельности, как самого педагога, так и занимающихся у него детей.
3. Индивидуальная программа воспитательной работы – создается на основе общей и частной программы, разрабатывается индивидуально каждым педагогом. Данный тип программы предусматривает стимулирование и коррекцию развития определенных качеств отдельной группы воспитанников или конкретного воспитанника и реализацию в сравнительно короткий временной отрезок (от двух до шести месяцев).
Л.Н. Буйлова и С.В. Кочнева выделяют следующие типы программ[6].
1. Типовая (примерная) программа — утвержденная Министерством образования Российской Федерации и рекомендованная Управлением дополнительного образования в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности.
2. Модифицированная (или адаптированная) — измененная с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.
3. Экспериментальная программа — ее целью является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий.
О.Е. Лебедев предлагает классификации педагогических программ в системе дополнительного образования по следующим основаниям:
1. По возрасту воспитанников: для дошкольников, учащихся начальной, основной, средней школ.
2. По продолжительности реализации: одногодичные, двухгодичные и др.
3. По видам деятельности: художественная, техническая, эколого-биологическая, туристско-краеведческая, культурологическая, спортивная.
4. По формам реализации: групповые, индивидуальные.
5. По способам реализации: эвристические, алгоритмические, исследовательские, творческие программы[7].
Таким образом, по своему смыслу программа – нормативная модель совместной деятельности группы людей и создается для организации текущей или перспективной деятельности.
Источник: megalektsii.ru
Система дополнительного образования детей
Дополнительное образование в современной России – это одно из приоритетных направлений политики. Система учреждений, которая призвана предлагать дополнительные образовательные услуги, помогает детям в полной мере развить свои навыки и таланты.
Оглавление:
- Современная система дополнительного образования в России: какие учреждения существуют?
- Классификация программ дополнительного образования в России
- Принципы организации дополнительного образования в России
- Направления системы дополнительного образования в России
- Современные подходы к проектированию программ
- Приёмы развития творческого мышления обучающихся в учреждениях дополнительного образования
- Роль эстетического воспитания в системе допобразования
- Роль дополнительного образования
Современная система дополнительного образования в России: какие учреждения существуют?
Существует следующая структура организации дополнительного образования: центр, детский парк, дворец, школа допобразования, станция. Все они подчиняются районным отделам образования и подведомственны Министерству образования России.
Центр – это учреждение, имеющее большое количество филиалов. Оно координирует выполнение программ в школах, музеях, станциях, мастерских, студиях и др. Центры допобразования подразделяются на
• Центр внешкольной работы.
• Центр развития творчества и гуманитарного образования.
• Центр творчества детей.
В современной системе дополнительного образования детей в России функционируют Дворцы – учреждения с очень подвижной структурой. Направления их работы полностью соответствует удовлетворению образовательных нужд окружающего общества.
Школа в современной системе дополнительного образования в России представляет собой целостное учреждение, реализующее различные программы, единообразные в профиле. Школы могут отличаться по уровню, профилю, а также ступеням обучения.
Органично вписываются в систему клубы – объединения учащихся и учителей, которые созданы для общения в связи с разными видами интересов. Клубы позволяют в привлекательной и простой форме утверждать важные социальные ценности.
Дети также могут всецело развивать свои навыки, посещая станции – профильные учреждения допобразования. Они оснащены специальным оборудованием для обучения, проведения опытов и экспериментов.
Лучше познать природу помогут детские парки – объединения, которые реализуют процесс образования и воспитания в природных условиях.
Классификация программ дополнительного образования в России
В системе дополнительного образования детей в России существуют следующие виды программ.
• Типовая. Она создана и одобрена Министерством образования и рекомендуется для проведения конкретной деятельности в сфере образования
• Модифицированная. Иное название вида – адаптированная. Данная программа представляет собой изменённый вариант типовой для определённых параметров учебной деятельности, способностей детей, уровня их развития.
• Экспериментальная. Её цель – это поиск новых возможностей, способов и методов образования.
• Авторская. Такой вид программы полностью написан одним педагогом или педагогическим коллективом. Она наполнена новизной, творческим подходом к достижению образовательных целей, актуальностью.
Принципы организации дополнительного образования в России
Обучение детей в системе дополнительного образования строится на следующих принципах.
• Принцип дополнительности. Под «дополнительностью» понимается полнота усилий, направленных на всестороннее развитие личности. Это отличная возможность удовлетворить образовательные потребности ребёнка.
• Принцип личностной детерминации. Система дополнительного образования функционирует на основании детских интересов и увлечений. Именно ребёнок самостоятельно выбирает отрасль, в которой будет развиваться.
• Принцип индивидуализации. Ребёнок максимально свободно развивает заложенные природой возможности и таланты. При этом образовательный процесс строится на учёте индивидуальных особенностей каждого учащегося.
• Принцип преемственности и непрерывности. Достижение образовательных целей должно осуществляться через создание связей между предметами, создание смешанных учебных программ.
• Принцип гуманизации. Для всестороннего развития личности ребёнка создаётся комфортная атмосфера свободы выражения мыслей, творчества. Во время включения ребёнка в деятельность учитываются его интересы и возможности.
• Принцип диверсификации. Допобразование разнообразно в своих формах, особенностях, охвате ученической аудитории.
• Принцип триединства обучения, воспитания, развития. Функционирование учреждений допобразования строится не только на достижении целей обучения. Через целенаправленную работу формируется личность ребёнка, развиваются его навыки.
• Принцип деятельностного подхода. Сначала действие, а потом знание – вот суть данного принципа. Образование происходит посредством вовлечения детей в разные виды деятельности.
• Принцип интегративности. Дополнительное образование может осуществляться посредством симбиоза форм организации, различных систем и прочего.
• Принцип вариативности. Учащимся на выбор предоставляются различные варианты занятости, а педагогам – возможность создания собственных моделей образования.
• Принцип социальной составляющей. Развитие системы дополнительного образования детей в России направлено на постепенную и грамотную социализацию учащихся.
Направления системы дополнительного образования в России
Современная система дополнительного образования функционирует согласно следующим направлениям.
• Военно-патриотическое. Такие программы позволяют воспитывать активную гражданскую позицию ребёнка, подготавливают его к поступлению в учебные заведения данной направленности.
• Краеведческое. Функционирование учреждений такого типа позволяет учащемуся лучше узнать историю своего города, деревни, особенности местности, в которой он проживает.
• Естественно-научное. Учащиеся, посещающие такие учреждения допобразования, расширяют знания об окружающей природе, её особенностях.
• Культурологическое. Выбрав программу этого направления, будут лучше понимать культуру своего народа, а также приобретут знания о мировом культурном наследии.
• Математическое. Кружки и объединения такого типа функционируют для развития у учащихся способностей в области точных наук и подготавливают их к поступлению в соответствующие высшие учебные заведения.
• Спортивно-оздоровительное. Данное направление представлено секциями по разным видам спорта. Учащиеся всецело развивают свои способности, улучшают физическую форму и здоровье.
• Художественно-прикладное. Подойдёт для тех детей, кто интересуется поделками, рисованием, скульптурой, театром.
• Информационные технологии. Программирование, компьютерное творчество, интернет – вот лишь некоторые составляющие данного направления дополнительного образования.
• Музыкально-исполнительское. Подойдёт для учащихся, любящих музыку и желающих всецело развивать свою способность в данной области.
Данные направления системы дополнительного образования детей помогают учащимся наиболее полно развить свои таланты, способности, дарования.
Современные подходы к проектированию программ
Программы дополнительного образования в России должны соответствовать требованиям современности, удовлетворять потребности учащихся. Это не просто примерное планирование – это система, благодаря которой будут формироваться знания, умения и навыки у ребёнка. Поэтому проектирование программ осуществляется на основании следующих подходов.
Первый подход – это постоянное изменение содержания и внесение новых технологий в организацию процесса дополнительного образования. Он подразумевает, что для достижения нужного результата необходимо использовать только продуктивные методики и технологии, доказавшие свою практическую пользу. Они должны быть нацелены на достижение предметных и межпредметных результатов и при этом соответствовать содержанию программ школьного обучения.
Второй подход – обязательное оценивание результатов образования. Данный процесс происходит на основании применения индивидуальных оценочных норм. При этом нужно рассматривать не сформированность отдельных умений, а способность учащегося применять полученные знания в незнакомой ситуации. Для этого используются ситуационные задания и задачи, внедряются деятельностные методы оценивания. Программы также предусматривают различные формы оценки: индивидуальная и групповая.
Приёмы развития творческого мышления обучающихся в учреждениях дополнительного образования
Процесс дополнительного образования позволяет учащимся лучше расширить свои возможности. Главное, это формирование творческих способностей, возможности подходить к достижению поставленных целей нестандартно и креативно. Создать предпосылки для личностного роста помогают интересные приёмы развития творческого мышления в системе дополнительного образования в России.
- Не может быть. Ученикам предлагается окунуться в нестандартную ситуацию, которой в реальности быть не может. Это развивает оригинальность мышления.
- Факир на дудочке играл. Своеобразный процесс вживания в роль не только другого человека, но и даже животного. Учащимся предлагается взглянуть на мир глазами черепахи, слона, змеи и др.
- Что, Откуда, Как. Учащемуся предлагается какой-нибудь предмет, незнакомый и непонятный ему. Ребёнок должен ответить на три вопроса: что, откуда и как.
- Каляки-маляки. Учащийся с закрытыми глазами рисует на чистом листе бумаги непрерывную запутанную линию. Затем дети должны в них найти какие-нибудь предметы или образы.
- Придумай название к изображению. Ученику предлагается фотография, к которой нужно придумать нестандартное название.
- Перенос свойств. Сначала выбирается какой-нибудь предмет, который нужно улучшить при помощи нестандартного свойства. Затем выбираются несколько случайных объектов, анализируются их свойства и переносятся на тот предмет, который нужно улучшить.
- Превращение человека в любой объект. Человек примеряет на себя роль другого человека или животного, растения, предмета неживой природы. При помощи такого перевоплощения можно придумать эффектную и интересную сказку.
- Антропоморфизм. Это процесс наделения человеческими качествами любых объектов. Данный приём позволяет развить воображение, придать ему оригинальность.
- Ускорение-замедление. При помощи данного приёма можно ускорять или замедлять скорость прохождения любых процессов и, таким образом, лучше рассмотреть их сущность.
- Свободное фантазирование. Ребёнку предлагается развить свою фантазию на определённую тему, используя при этом любые предметы.
Роль эстетического воспитания в системе допобразования
Педагоги должны осознавать, для формирования эстетических качеств необходимо использовать разные виды художественно-эстетической деятельности: например, фольклорные ансамбли, хореографию, рисование, прикладное творчество.
Таким образом, дети, участвующие в системе допобразования, могут углубленно и более широко заниматься тем, что их занимает. Активное использование всевозможных методов эстетического образования помогает развивать воображение, художественные способности, взращивает интерес к продуктивной творческой деятельности.
Педагогу, который планирует участвовать в художественно-творческой работе, нужно помнить о некоторых положениях:
• все формы и виды деятельности должны иметь направленность на максимальное развитие эстетических навыков и возможностей;
• используемые формы должны способствовать формированию музыкальных и творческих способностей, самовыражению учащихся;
• воспитывать у учеников желание пропагандировать высокое искусство, музыкальную культуру.
Роль дополнительного образования
Развитие системы дополнительного образования в России позволяет дополнить проходящую школьную реформу и обновление системы общего образования в целом. Опыт работы кружков, секций, прочих объединений по интересам ярко показывает, что допобразование может стать органичной составной частью процесса детей.
При этом, неповторимые предлагаемые возможности могут применяться как на этапе младшей школы, так и на старшей ступени при реализации целей профобучения. За несколько лет были разработаны такие программы, которые могут быть положены в основу предпрофильных курсов, направляющих на освоение азов определённой профессии, так и элективных курсов – курсов по выбору в составе определённого профиля.
Школа ориентируется на «среднего» ученика – человека с определённым набором качеств и свойств. Данное положение имеет свои преимущества и недостатки, главным из которых является неспособность учащихся полностью развить свои дарования в определённой сфере. Через эффективную организацию досуга дополнительное образование поможет углубить знания ребёнка по интересующему его предмету, развить его способности и возможности.
Система дополнительного школьного образования в России позволяет каждому ученику повысить свою самооценку и статус в глазах сверстников и родителей. Ведь ребёнок понимает свою значимость, важность тех качеств и способностей, которыми он обладает.
Если современное общество не хочет превратить в школу в обычное официальное заведение, где выдают аттестаты о достижении определённой ступени образования, то нужно продолжить работу над развитием системы дополнительного образования. Её помощь в личностном развитии ребёнка неоценима. Данный потенциал необходимо развивать и улучшать.
Помощь Беременным женщинам и мамам
Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации
Источник: www.proaist.ru
Модифицированная программа дополнительного образования что это
О том, какой может быть система допобразования и как вырваться за пределы существующей десятилетиями «административно-кружковой» логики рассказывает генеральный директор АНО «Открытое образование» Александр Попов.
Что не так с нашим дополнительным образованием?
Ситуация дополнительного образования в современной России не только примечательна, но и поучительна.
С одной стороны, к его развитию прилагается масса усилий. Строятся принципиально новые модели, закрепляемые в концептуальных и нормативных документах. В регионах создаются Региональные модельные центры, а в муниципалитетах – Муниципальные опорные центры; те и другие призваны сделать качественное дополнительное образование доступным для каждого ученика. Молодые люди, добившиеся успеха в свои двадцать с небольшим лет, рассказывают, что многим, если не всем, обязаны некой программе дополнительного образования, на которую они в свое время попали почти случайно. Эксперты с мировым именем заявляют, что именно дополнительное образование – главный стратегический резерв для развития человеческого капитала страны.
А с другой стороны – вдали от столиц, даже в городах-миллионниках дополнительное образование зачастую по-прежнему рассматривается как нечто среднее между клубом по интересам, «облегченной» по своей программе спортивной или художественной школой, и коллективным репетитором. Речь идёт о чём-то необязательном: о приятном бонусе, позволяющем детям не болтаться на улице и не зависать в интернете, но точно не об инструменте развития человеческого капитала и не о путеводном клубочке на пути к успеху. Это притом что отдельные проекты и программы дополнительного образования действительно дают своим воспитанникам «путевки в будущее». Но их ещё нужно обнаружить на карте нашей страны, а самим им – удержаться «на плаву» без системной поддержки.
Почему же так получается, при всех мерах по развитию дополнительного образования, притом что именно программы, ориентированные на конкурентоспособность и жизненный успех ученика, обозначаются как образец и эталон? Почему такие программы как были, так и остаются единичными?
Как устроена традиционная система допобразования – и как должна быть устроена новая система
Традиционная модель сложилась в советские годы, в период индустриализации. Тогда она полностью соответствовала социальным и социокультурным обстоятельствам и, без преувеличения, направляла учеников на передовые рубежи развития – вовлекая на элементарном уровне в инженерное творчество, приобщая к искусству, восполняя физические дефициты. Сообразной времени была и базовая форма занятий – «кружок», ведь он воспроизводил отношения в производственном объединении того времени и воспитывал жесткую соорганизацию и «чувство локтя товарища».
В 1970-1980 гг., с окончанием «индустриализации» и «культурной революции», закончилась и культуртрегерская функция дополнительного образования. Её место властно захватила функция социальной услуги по принципу: «Дети должны быть под присмотром и заниматься делом, которое им не будет вредно, а скорее всего полезно». Но кружок как базовая форма сохранился, потому что хорошо обеспечивал и присмотр за детьми, и их общее социальное дисциплинирование. В таком виде отрасль дополнительного образования пережила крах СССР и добралась до 2010-х годов.
Одной из главных черт «традиционной модели» является принципиальное отторжение перемен, и поэтому – отсутствие реальных амбиций и «ультимативных ставок» (самое большее – сделать капитальный ремонт в учреждении и расшириться за счёт соседнего здания, чтобы увеличить численный охват детей).
Другая черта – полное игнорирование особенностей той территории, на которой живут дети и происходит дополнительное образование. Во всех частях страны строились однотипные по архитектуре здания, в которых проходили одинаковые, стандартизированные занятия по сольфеджио, танцам, боксу и другим столь же общеполезным предметам. «Педагогические» возможности конкретных поселений и территорий, будь то местная историческая легенда, уникальное производство, неучтенные природные ресурсы и т.д., и т.п. – как правило, игнорировались.
Подходы нового дополнительного образования
Новое дополнительное образование, разворачивающееся в нашей стране разными путями и обеспечиваемое сейчас «Целевой моделью развития региональных систем дополнительного образования детей», предлагает принципиально иные подходы:
- Во-первых, ученика не нужно куда-то «направлять» и «включать» – он должен сам реконструировать интересные и актуальные сферы деятельности, в которых именно он может добиться прорыва и принести пользу как себе, так и другим людям.
- Во-вторых, базовой формой уже не может быть кружок – ею должна стать образовательная программа, предполагающая разнообразие деятельности, конечный продукт и возможность его использования; требующая не «чувства товарищеского локтя», а продуктивного сотрудничества.
- В-третьих, такое дополнительное образование должно обеспечивать для учеников пробу собственных сил в интересных для них сферах «здесь и сейчас» – а значит, в полной мере и на полную мощность использовать те уникальные возможности, которые есть в данной конкретной территории. Если здесь есть мощное предприятие – устроить туда образовательные экскурсии, а потом тренинги, которые бы проводили его специалисты, а потом стажировки на самом предприятии (при соблюдении техники безопасности, конечно). Если здесь есть уникальный культурный объект – нужно, чтобы ученики его исследовали и описывали, в своих творческих пробах обыгрывали навеянные им образы.
Такое дополнительное образование уже не может быть совокупностью однотипных учреждений. Оно становится пространством для многообразной деятельности, инициируемой взрослыми, но осуществляемой заведомо учениками.
Именно для того, чтобы превратить дополнительное образование в пространство деятельности и взаимодействий, начали создаваться новые организационно-управленческие структуры: межведомственные советы, региональные модельные центры, муниципальные опорные центры. Для этого же было введено «Персональное финансирование дополнительного образования» – система, когда дети совместно с родителями выбирают наиболее важную для них образовательную программу, и именно ей достаются государственные деньги, положенные данному ученику.
Почему ситуация не меняется?
Уж если надо выбирать образовательную программу, то одну-единственную; уж если разрабатывать образовательные программы, то максимально похожие на кружки, на основе «прозрачного» учебного плана, где каждое занятие ведет один-единственный педагог.
Надо признать, что эта «советская» логика оказалась на редкость живучей и способной к ассимиляции новых моделей дополнительного образования. Результаты не заставили себя ждать. Во многих регионах персональное финансирование дополнительного образования было поставлено во главу угла всего реформирования отрасли, тогда как должно было стать лишь инструментом. Массовизация услуг дополнительного образования, обеспеченная тиражированием кружков, в том числе силами малоквалифицированных педагогов, ожидаемо привела к падению качества этих услуг.
Новые образовательные программы, в том числе ориентированные на местную специфику, во многих территориях появлялись сугубо стихийно, и уж точно не становились приоритетными с точки зрения муниципальных и региональных властей. И наоборот, там, где негосударственный сектор специально вовлекался в развитие дополнительного образования, удалось добиться значительных сдвигов и в целом сформировать потенциал развития.
Как вырваться за пределы «административно-кружковой» логики?
Мы возьмем на себя смелость и предложим краткие рекомендации по этому поводу для управленцев разного уровня. Думаем, что они будут важны и педагогам, решившимся по капле выдавливать из себя «кружок».
1. Сначала нужно определиться – какой сценарий развития дополнительного образования будет вам «всех милее»: оптимизация, когда обновляются компетенции педагогов, но структура деятельности остаётся неизменной; модернизация, когда структура опять же не меняется, но надстраивается и достраивается новыми элементами, или трансформация, когда строится принципиально новая структура дополнительного образования, на основе стратегической программы, силами многих участников, в том числе и в первую очередь из негосударственного сектора. Этот сценарий самый сложный в реализации – но только он позволит преодолеть инерцию «советского», «индустриального» дополнительного образования.
2. Определить ключевые ультимативные ставки – то есть качественные управленческие изменения в дополнительном образовании, прежде всего его новую роль в местном социуме. Хотя в каждом регионе ультимативные ставки должны определяться, исходя из его конкретной ситуации, можно предложить «типовой вариант» – не как догму, а как руководство к действию:
3. А потом уже начать «отыгрывать» базовые ставки! Конкретных форм и методов здесь много, но они уже не поместятся в статью. Самое главное – помнить и удерживать два простых принципа:
а) само дополнительное образование должно стать реальным сектором экономики;
б) нужно не «бороться» за отдельные показатели, а реализовывать целостную, системную программу развития дополнительного образования своих детей!
И тогда дополнительное образование точно обеспечит развитие капитала и потенциала учеников – завтрашних граждан нашей страны, вершителей наших судеб.
Источник: vogazeta.ru