Моделирование образовательных программ что это

1. Принципы конструирования и проектирования индивидуальных образовательных программ (проектов).

Основная парадигма, которая может быть положена в основу конструирования образовательных программ, по словам Л.Н. Лисохиной, состоит в обеспечении связи образования и деятельности. Исходя из этого, приводим следующие основные принципы, которые могут быть приняты в качестве ядра технологий конструирования индивидуальных образовательных программ:

открытость образовательного процесса, позволяющая учащимся самостоятельно формировать образовательный маршрут в соответствии с личностными пожеланиями и особенностями, включающими уровень и качество исходной подготовки;

высокая интеллектуальная технологичность обучения на основе новых педагогических и интеллектуальных технологий, адаптированных под личностные особенности обучающихся;

доступность технологии обучения, достигаемых применением различных ресурсов, включающих персональные ЭВМ, Internet, виртуальные тьюториалы и др.;

Что такое Математическое компьютерное моделирование?

возможность предоставлять различные формы обучения;

гибкость – возможность свободно варьировать длительность и порядок освоения программы;

модульность – целостное представление о каждом разделе предметной области, локализованное в каждом отдельном курсе, из которых можно формировать любое разнообразие образовательной программы;

новая роль преподавателя – обучаемый получает персонального преподавателя-консультанта (тьютора), оказывающего учебно-методическую помощь на всех этапах освоения образовательной программы;

индивидуальный характер конструируемых программ, которые в то же время обладают свойством инвариантности.

2. Моделирование. Проектирование

Модель – некоторое упрощенное подобие реального объекта; воспроизведение предмета в уменьшенном или увеличенном виде (макет); схема, физический или информационный аналог объекта.

Моделирование – это:

построение модели реально существующих объектов (предмета, явления, процессов);

замена реального объекта его подходящей копией;

исследование объектов познания на их моделях.

Моделирование является неотъемлемым элементом любой целенаправленной деятельности, один из основных способов познания.

Проектирование – процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния.

Этапы проектирования:

Формирование коллективного мнения субъектов относительно друг друга и относительно семиотического подхода к образованию как объекту проектирования.

Построение идеальной модели как образа «желаемого будущего».

Организация совместной деятельности учащихся, учителей, ученых-практиков как проектировщиков-организаторов процесса проектирования.

Анализ реально существующей практики.

Программа-минимум: экспертный анализ, поиск средств реализации, их систематизация.

Непосредственное начало проектирования.

Определение содержания деятельности с целью переведения идеального в реальное.

Моделирование продолжительных образовательных программ

Окончательное оформление проекта.

Деятельность субъектов процесса проектирования на различных его этапах:

Определение темы, целей, исходного положения, формирование рабочих групп.

Планирование (анализ проблемы, постановка задач, уточнение информации, синтез идеи, планы).

Принятие решений («мозговой штурм», обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта).

Выполнение (работа по выполнению проекта).

Проверка и оценка результатов (анализ выполнения проекта, выяснение причин удач и неудач).

Защита проекта (коллективный анализ деятельности).

Источник: studfile.net

Моделирование образовательных программ — Моделирование в обучении

Людмила Фирмаль Людмила Фирмаль

Моделирование применяется практически во всех видах человеческой деятельности и на всех этапах ее осуществления (стадии целепо- лагания, выбора средств и образа действия, реализации намеченных целей, анализа и оценки достигнутого результата). Необходимость моделирования в построении систем образования обусловлена следующими причинами: сложностью данных процессов, отсроченностью во времени их результатов, затруднениями в реальной обстановке проверить варианты решения проблем и другими причинами.

Основной сущностной характеристикой моделирования является его опосредованность, так как в качестве своеобразного инструмента познания выступает объект — заместитель оригинала, модель, исследование которой и позволяет получить новое знание об изучаемом социальном явлении.

Модель как специфический объект, отражающий свойства, характеристики и связи процесса управления, должна выполнять следующие функции:

иллюстративную, позволяющую наглядно отразить сущность управления, его строение как процесса и результата взаимодействия субъектов и т. д.;

объяснительную, помогающую глубже понять процесс управления, сформировать о нем более ясные представления;

эвристическую, направленную на открытие новых сторон процесса управления;

критериальную, помогающую выступать модели в качестве образца-мерила для осуществления анализа и оценки результативности всего процесса управления и отдельных его компонентов;

прогностическую, связанную с получением информации-прогноза о дальнейшем развитии процесса управления;

преобразующую, способствующую выбору оптимальных путей и способов преобразования субъектов в процессе управления,

оптимизации образовательного пространства региона через интеграцию в нем деятельности учреждений дополнительного и других сфер образования;

стимулирования через дополнительное образование (за счет его специфики) развития общего и профессионального образования в рамках единого образовательного пространства;

Читайте также:
Crm программа что это простыми словами

создания педагогических (воспитательных) комплексов, позволяющих объединить возможности дополнительного и других сфер образования в целостном педагогическом процессе как в рамках отдельных учреждений, так и на межучрежденческом уровнях;

разработки индивидуальных образовательных маршрутов в развитии личности ребенка в процессе его участия в деятельности организаций дополнительного и других сфер образования.

Моделирование образовательных программ - Моделирование в обучении

Моделирование в обучении

Дополнительное образование детей рассматривается нами как открытая социально-педагогическая система. В социальных системах можно выделить наиболее важные стороны, которые, в первую очередь, подлежат отображению в моделях: основные компоненты системы, наиболее значимые связи между составными частями системы, причинно-следственные отношения изучаемой системы с другими явлениями, основные количественные и качественные характеристики функционирования системы.

Рассматривая образовательный процесс как процесс реализации основных видов деятельности, мы увидели обеспечение содержания деятельности по социальному становлению детей в ОДО через функции его деятельности, к которым можно отнести две группы функций: образовательные и социально-педагогические.

Содержание в системе дополнительного образования детей определяется не только и столько как система знаний, умений и навыков, а больше как опыт социальной деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру, усвоение которого обеспечивает развитие личности.

Под методами понимается совокупность наиболее общих способов решения социально-педагогических задач и осуществления социального взаимодействия. В практике педагог может и не задумываться, каким конкретным методом он пользуется, однако в сложной ситуации он испытывает потребность в овладении системой методов, которая поможет решить определенную задачу.

Результат чаще всего рассматривается как конечный итог, ради которого осуществляется деятельность или итог деятельности, соотнесенный с целями. Поскольку, нас больше всего интересует личность ребенка, то результат на уровне ребенка мы можем рассматривать как степень изменения личности ребенка. Возможность изменения личности ребенка будет, наверное, зависеть от возможностей системы образования. В системе дополнительного образования результат будет складываться из результатов реализации целей образовательных и социально-педагогических функций ОДО.

Рассматривая процесс реализации образовательных целей ДОД, можно выделить такие уровни результата, как уровень обучения, воспитания или развития личности. В реализации социально-педагогических функций тогда можно говорить об уровне оздоровления, социальной защиты, адаптации, информированности, ориентированности, коррекции ребенка и других результатах, многообразие которых предполагает социально-педагогических деятельность ОДО.

Перечислить все результаты ДОД на уровне ребенка практически невозможно, так как в основе дополнительного образования лежит заказ конкретного ребенка. В идеальном варианте результатов должно быть столько, сколько хочет и может получить главный заказчик — ребенок.

Модель системного образования

Для сохранения модели как системного образования, необходимо выполнять следующие условия:

Процесс моделирования достаточно сложен. В логике наших рассуждений, когда процесс целеполагания уже состоялся, и педагог согласовал и уточнил цели деятельности с ее участниками, оценил возможности их реализации, процесс моделирования социально-педагогической деятельности может условно состоять из следующих этапов:

Итак, моделирование позволяет создать конкретный идеальный образ образовательной деятельности, позволяющий достичь намеченную цель. Процесс моделирования — это процесс постоянного поиска педагогом путей решения постоянно возникающих в реальной жизни проблем.

Понятие «Образовательная программа», общая характеристика.

Понятие «образовательная программа» общеизвестно, но при этом его содержательное наполнение отличается бесконечным разнообразием. Ниже мы попробуем дать наиболее распространённые определения данного понятия:

  • документ, в котором фиксируется и логически, аргументировано представляется цель учебного процесса, тематический и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения;
  • нормативный текст, определяющий цели, ценности образования, учебный план, учебные программы, педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата;
  • индивидуальный образовательный маршрут учащегося, при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, в соответствии со стандартом, гарантированным этой программой;
  • совокупность учебных, досуговых и других программ, отвечающих образовательным потребностям ребёнка, направленных на его самореализацию, достижение им определённого уровня образованности, гармонического развития и адаптации в социальной среде;
  • организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с различными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования;

В переводе с греческого слово «программа» означает «распоряжение, объявление». В Законе «Об образовании» нет прямого определения образовательной программы, но им устанавливается место и значение её в системе образования. Образовательная программа определяет уровень документа об образовании или уровень образованности личности. Компетенция и ответственность образовательного учреждения, управление и регламентация его деятельности устанавливаются в зависимости от показателей образовательной программы.

Итак, образовательное учреждение называется таковым, если оно осуществляет образовательный процесс – реализует одну или несколько образовательных программ. Содержание образовательного процесса в учреждении разделяется на учебные курсы, дисциплины и года обучения по ним, обеспеченные в обязательном порядке учебными планами и программами курсов.

Читайте также:
Libreoffice что это за программа и для чего используется

Таким образом, образовательная программа – это тот нормативно-управленческий документ, который вместе с Уставом служит основанием для лицензирования, сертификации, изменением параметров бюджетного финансирования и введения платных образовательных услуг в соответствии с потребностями и интересами детей и родителей.

Существует несколько категорий образовательных программ:

Примерные образовательные программы разрабатываются на основе государственных образовательных стандартов.

  • Основные и дополнительные программы в структуре общего и профессионального образования бывают определённого уровня направленности содержания образования.
  • Дополнительные образовательные программы, как программы различной направленности, реализуются:

а) в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

б) в образовательных учреждениях дополнительного образования;

в) посредством индивидуальной образовательной деятельности.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

  • Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Методическая работа в ДОО
  2. Особенности общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности
  3. Современная система отечественного образования
  4. Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание»
  5. Теории и технологии развития детской изобразительной деятельности
  6. Структура педагогической деятельности и педагогического мастерства
  7. Становление и развитие трудовой деятельности детей
  8. М.И. Драгомиров о сущности и содержании педагогической деятельности
  9. Влияние развития творческих способностей на развитие интеллектуальных способностей
  10. Основные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в преподавании математики

Помощь студентам в учёбе lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

Источник: lfirmal.com

Моделирование образовательных программ

Моделирование образовательных программ – это создание образа образовательной деятельности, методов организации всех аспектов обучения и воспитания на конкретном уровне образования.

Моделирование образовательных программ является процессом поиска решения различных образовательных задач и возможностей развития образовательной деятельности, а также повышения качества и функциональности образования.

Моделирование образовательной программы ориентировано на проектирование образца реализации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС и законодательством РФ.

Нормативные основы моделирования образовательных программ

Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас
Замечание 1

Образовательная программа является документальным отражением целей деятельности учебного заведения и направлений его развития на предстоящую перспективу.

Моделирование образовательных программ реализуется на основании соблюдения ряда нормативных требований, к которым относятся следующие:

  1. Предоставление равенства всем участникам образования в получении качественных образовательных услуг.
  2. Единство требований к реализации образовательной деятельности на всех уровнях и этапах образования.
  3. Единство требования к структуре образовательных программ и итогам их освоения.
  4. Сохранение единства образовательного пространства РФ.
  5. Определение целевого назначения образовательной программы является отражением предполагаемых итогов реализации образовательной деятельности за конкретный временной период. Цель образовательной программы отражает ее специфику и направленность.
  6. Единство воспитательных, обучающих и развивающих задач образовательной деятельности, предусмотренной в образовательной программе.
  7. Обязательное отражение идей, на которых базируется образовательная программа.
  8. Отражение этапов реализации образовательной деятельности т.е. последовательности решения образовательных задач.
  9. Содержание образовательной программы должно быть ориентировано на всестороннее развитие личности учащегося и освоение разных видов деятельности и научных теорий.
  10. Соответствие содержания образовательной программы конкретного учреждения содержанию принятой Минобрнауки образовательной программой на текущих учебный год.

«Моделирование образовательных программ»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы

Нормативной основой моделирования образовательных программ выступают ФЗ «Об образовании» и Федеральные государственные стандарты. Они выдвигают требования к объему образовательной программы и ее структуре, условиям реализации и итогам освоения.

Структура образовательной программы

При моделировании образовательных программ требуется соблюдать их структурное устройство.

Образовательная программа формируется на основании включения в нее трех разделов:

  1. Целевой раздел.
  2. Содержательный раздел.
  3. Организационный раздел.

Каждый из разделов образовательной программы имеет обязательную часть т.е. ту, которая предусмотрена стандартами и отражает выполнение, принятой общеобразовательной программы на текущий временной период. Она занимает около 60 % от всего содержания раздела. На оставшиеся 40 % приходится проектирование образовательной деятельности, реализуемой конкретным учебным заведением, отражающим его специфику и направленность деятельности.

Целевой раздел образовательной программы моделируется путем включения в него пояснительной записки, отражающей целевое назначение программы, принципы ее реализации и основные характеристики, а также ожидаемых итогов ее реализации, т.е. целевых ориентиров деятельности всех участников реализации образовательной программы.

Читайте также:
Officesuite что это за программа на Андроид

Содержательный раздел образовательной программы разрабатывается посредством включения в нее разных видов и направлений деятельности, ориентированной на коммуникативное, социальное, познавательное, физическое, художественно-эстетическое и иные направления развития учащихся на конкретном уровне образования и этапе обучения.

Содержательный раздел и его составные компоненты определяются уровнем образования и особенностями функционирования образовательного учреждения, для которого моделируется программа.

В содержании отражаются методы и формы реализации образовательной деятельности, ориентированные на решение целей и задач образовательной программы. Они должны носить индивидуальную ориентацию и учитывать специфику контингента учащихся, на который ориентирована данная программа.

В содержательном разделе, также, могут быть отражены особенности реализации образовательного процесса, установления взаимодействия с учащимися, выстраивания системы взаимоотношений с родителями, способы мотивации к познанию и иным видам деятельности в учебном заведении.

Что касается организационного раздела программы, то он отражает материально-техническую базу ее реализации, методическое обеспечение, режимные моменты, способы организации образовательной, урочной и внеурочной деятельности, проведения различных мероприятий, построения развивающего пространства в учебном заведении.

Помимо данных разделов, при моделировании образовательной программы может быть использован еще один раздел – дополнительная информация. Он не является обязательным и проектируется по желанию конкретной образовательной организации. В нем отражаются сведения о:

  1. Возрасте детей, на которых ориентирована образовательная программа;
  2. Опорных образовательных программах, используемых при моделировании данной программы;
  3. Особенностяъ системы взаимодействия учебного заведения с родителями.

Таким образом, моделирование образовательной программы является ее проектировкой, составлением основных разделов программы и их характеристик.

Источник: spravochnick.ru

Тема 2 . Моделирование учебного процесса.

Идея технологии проблемно-модульного обучения. Понятие учебной программы, как одного из компонентов эскизной модели педагогической системы. Основные элементы современной педагогической системы, моделируемые в образовательной программе. Межпредметные и внутрипредметные связи и их использование в преподавании.

Педагогические технологии, способствующие развитию профессионального творчества. Проблемные, ситуационные и контекстные педагогические технологии. Способы контроля и оценки диагностируемого результата.

Тема 3. Назначение образовательной программы. Понятие «образовательная программа». Разработка и реализация образовательной программы как внутреннего стандарта Образовательного учреждения. Образовательная программа и Устав. Образовательная программа и образовательные стандарты. Образовательная программа и программа развития.

Образовательная программа и концепция образовательного учреждения. Образовательная программа и программа экспериментальной работы. Образовательная программа и процедуры государственной аттестации и аккредитации.

Тема 4. Цель и задачи воспитательно-образовательного процесса. Особенности организации воспитательно-образовательного процесса. Критерии и показатели. Описание «модели» Выпускника образовательного учреждения. Совместная деятельность членов педагогического коллектива по разработке «модели».

Структура образовательной программы ОУ. Проблемно-ориентированный анализ деятельности учреждения за 3 года; цели и задачи по четырем сферам развития ребенка; учебный план; режим дня; программно-методическое обеспечение образовательного процесса; модель выпускника; управление реализацией образовательной программы; план реализации образовательной программы на 5 лет; мониторинг результатов реализации образовательной программы; приложение.

Содержательный модуль 2. Моделирование Программы, формируемой участниками образовательного процесса. Мониторинг достижения планируемых результатов освоения Программы.

Тема 6. Основные этапы подготовки образовательной программы образовательного учреждения. Подготовительный этап (проработка основных нормативных документов, основополагающих для разработки образовательной программы и общей концепции развития образовательного учреждения). Этап разработки проекта образовательной программы, ее экспертная оценка. Этап внедрения проектов в практику, их апробация, внесение корректив, экспертиза результатов внедрения. Алгоритм организации деятельности образовательных учреждений по разработке, реализации и совершенствованию образовательных программ.

Общий алгоритм построения рабочей программы. Первый этап – создание плана курса на весь период его изучения формулирование целей, Определение задач, прогнозирование результатов, распределение содержания учебного материала по годам обучения, определение методик или технологий обучения, разработка содержания и формы проведения итогового и рубежного контроля, определение его периодичности. Второй этап: составление годичного плана обучения. Третий этап: календарно-тематическое планирование. Требования к техническому оформлению программы.

Тема 7. Система мониторинга достижения планируемых результатов освоения Программы. Цель мониторинга. Задачи мониторинга. Функции мониторинга: диагностическая, аналитическая, прогностическая, коррекционно-образовательная, проективная.

Этапы педагогического мониторинга: Основные этапы педагогического мониторинга: организационно – подготовительный, диагностический, аналитико-прогностический, коррекционно-образовательный и результативно-аналитический. Комплексная оценка сформированности интегративных качеств личности как результат психолого-педагогического мониторинга.

Тема 8. Основные объекты психолого-педагогического мониторинга. Промежуточные результаты. Требования к результатам: соответствие возрастным особенностям детей; возможность достижения их нормально развивающимися детьми в ходе освоения Программы; проверяемость (достоверность подтверждения их достижения). Основные объекты психолого-педагогического мониторинга: интегративные качества личностного развития ребенка, выделенные согласно возрасту и содержанию реализуемой ООП: личностные качества, физические качества, интеллектуальные качества.

Содержание дисциплины

Тематический план изучения дисциплины

Названия содержательных модулей и тем

Источник: studopedia.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru