Микроконтроллеры AVR
Микроконтроллеры (далее по тексту просто МК) ворвались в нашу жизнь и очень сильно ее облегчили. Они используются абсолютно везде, начиная с вашей стиральной машины и заканчивая смартфоном. Сами по себе МК ничего не могут делать, но занимают главную «должность» в электронной аппаратуре.
Они УПРАВЛЯЮТ процессом работы всех отдельных узлов радиоэлектронной аппаратуры и КОНТРОЛИРУЮТ ситуацию, чтобы та не вышла за рамки дозволенности). Эта их основная функция ;-). Вот и все!
Приступая к изучению микроконтроллеров с нуля, даже опытные электронщики порой заходят в тупик, не знают с чего начать и как понять все это. Гора информации кажется неподъемной и настолько страшной и не понятной, что порой на первых попытках изучения МК все и заканчивается.
Что такое микроконтроллеры?
В настоящее время видов МК очень много. Самые знаменитые из них это микроконтроллеры PIC фирмы Microchip Technology, в народе «пики»; а также микроконтроллеры AVR фирмы Atmel, в народе называемые «авээрки». Самые продвинутые электронщики уже юзают микроконтроллеры STM фирмы STMicroelectronics. Думаю, до них нам еще далеко. Так как самыми простыми МК для изучения являются AVR с них, пожалуй, и начнем.
МК УЛЬТРА: Миссия контроль сознания (1979)
Микроконтроллер представляет из себя пластмаску с железными ножками в различных корпусах. Ниже на рисунке корпуса микроконтроллеров AVR:
Давайте рассмотрим МК AVR Atmega8 в DIP корпусе:
Для того, чтобы узнать, как у нее идет нумерация ножек (распиновка), надо простой найти выемку на микросхеме, и от нее уже начинать счет 😉
А вот так идет счет, против часовой стрелки:
Теперь давайте рассмотрим схемотехническое обозначение МК AVR Atmega8:
Как мы видим, каждая из ножек пронумерована, носит свое название и даже не одно. Все дело в том, что некоторые выводы могут выполнять разные функции, в зависимости от того, как мы запрограммируем наш МК. Чем «фаршированнее» МК, тем больше ножек и выполняемых функций он имеет.
Как же это все работает?
Внутри микроконтроллера функционирует программа. Эта программа способна выполнять ТОЛЬКО ТРИ ДЕЙСТВИЯ, она может на любую из ножек ПОДАТЬ ПИТАНИЕ в 5 Вольт (включить логическую единицу), ВЫКЛЮЧИТЬ ПИТАНИЕ (логический ноль), ПРОЧИТАТЬ, подаем мы на ногу питание со стороны или нет. Вот и все, другого не дано, программа ни на что более не способна. Это, на самом деле, сильно упрощает программирование. Подробнее про основы цифровой электроники можно прочитать зде сь.
Например, мы хотим помигать светодиодом.
В основном, с этой программы начинают изучение микроконтроллеров. Как поступим в этом случае?
Для начала мы прицепим, скажем, на ножку «2» микроконтроллера светодиод (LED-RED). Пусть он будет прицеплен анодом, а катод светодиода будет сидеть на земле (GND или, грубо говоря, минус питания). Схема будет выглядеть следующим образом:
Схема сделана в программе Proteus, к которой мы вернемся в следующих статьях.
Итак, на ноге PD0 второго вывода микросхемы сидит светодиод с токоограничительным резистором. Резистор здесь просто ограничивает проходящий ток через светодиод, чтобы светодиод не сгорел.
Дальше нам надо запрограммировать наш МК программой. На языке программеров это звучит как «залить», «прошить», «шивануть». Для этого существуют специальные программаторы.
А дальше программа внутри микроконтроллера должна делать следующее:
- Подать питание на ногу PD0 (светодиод загорается)
- Подождать сколько нужно (продолжает гореть)
- Выключить питание на ноге PD0 (светодиод тухнет)
- Подождать сколько нужно ( все еще не горит)
- Перейти к шагу 1 (светодиод загорается)
Вот и все, больше ничего программа делать не будет, только тупо моргать светодиодом 😉
Посмотрим что будет, если из алгоритма выкинуть хотя бы один шаг.
Думаю нет необходимости выкидывать шаги 1 и 3, очевидно, что без них светодиод либо никогда не загорится, либо будет всегда выключен.
Что если убрать шаг 2? Тогда получится следующее: Питание включено, диод горит, далее через не ощутимое человеком мгновение светодиод погас, идет задержка. Светодиод включается на столь малое время, что нам кажется, будто он постоянно выключен.
Аналогично будет, если убрать задержку под номером 3, светодиод будет выключаться на столь малое время, что будет казаться нам постоянно включен.
Вот что примерно представляет из себя микроконтроллер.
Источник: www.ruselectronic.com
Формат файла MK — описание, как открыть?
Файл формата MK открывается специальными программами. Чтобы открыть данный формат, скачайте одну из предложенных программ.
Чем открыть файл в формате MK
Тип файла: Makefile Категория: Разработка ПО
Сборочный файл проекта, используемый компиляторами программ и компоновщиками для построения выполняемых программ из исходного кода. Может быть полным сборочным файлом проекта или содержать дополнительные правила, на которые ссылается сборочный файл.
Чем открыть файл в формате MK (Makefile)
Источник: www.azfiles.ru
Сброс сообщения Замените МК на принтере Kyocera
Многофункциональные устройства японской компании «Kyocera» мы можем встретить в офисах по всему миру. Совмещая в себе возможности принтера, сканера, копировального модуля и факсимильного устройства, они работают буквально каждый день, создавая десятки и сотни нужных нам документов. Но приходит время, когда ресурс МФУ (принтера) от «Kyocera» исчерпывается, и мы видим на его экране загадочную надпись «Замените МК». Что же это такое, и как сбросить сообщение на принтере Kyocera? Расскажем в нашем материале.
Дополнительные материалы по МФУ Kyocera:
Что значит «Замените МК» на принтере Kyocera?
Как известно, каждый девайс имеет свой гипотетический срок службы, после исчерпания которого он нуждается в капитальном ремонте, замене его основных узлов и элементов. Инженеры японской компании «Kyocera» определили срок службы своих МФУ (принтеров) в 100 тысяч копий, после которых большинству их девайсов требуется замена основных узлов. Под последними обычно понимается драм картридж и печка МФУ, которые подвергаются наиболее сильному износу.
Именно основные элементы МФУ просит заменить сообщение с упоминанием «МК», которое расшифровывается как «Maintenance Kit» – «комплект для обслуживания».
Но, как известно, раз на раз не приходится, и многие принтеры от Kyocera находятся в отличном состоянии и после производства 100 тысяч копий. В этом случае появление смс «Замените МК» на принтере Kyocera будет только раздражать, вынуждая владельца девайса как-либо избавиться от назойливого сообщения. Как же это сделать?
Возможно вам будет интересно: FTP сервер — что это такое и как с ним работать
Учитывая, что для каждого принтера (МФУ) от Kyocera необходимы свой метод обнуления счётчика, приведём несколько способов, позволяющих сбросить сообщение «Замените МК» на принтере Kyocera.
Способ №1. Задействуйте код 10871087, чтобы сбросить сообщение
Первый из способов, позволяющий избавиться от сообщения «Замените МК» на принтере Kyocera состоит в следующем:
- Наберите на клавиатуре код 10871087, после чего вы попадёте в сервисное меню
2.Откройте программу u251;
3.С помощью стрелочек на клавиатуре выберите опцию «clear»;
4.Для выхода из меню выполните программу u001. Если выход с помощью данной программы не осуществим, то просто выключите и включите ваш девайс.
Способ №2. Используйте стандартное меню МФУ
Второй способ выполнить ресет сообщения «Замените МК» на принтере Kyocera состоит в использовании доступных настроек функционального меню.
- Нажмите на клавиатуре МФУ кнопку «Меню»;
- C помощью кнопок вверх-вниз ищем опцию «Настройка/Обслуживание» и выбираем её;
3. Далее с помощью кнопок вверх-вниз вновь ищем «Обслуживание», жмём «Ок», и подтверждаем, нажав ещё раз на «Ок»;
4. Сообщение «Замените МК» исчезнет.
Способ №3. Сбросьте в меню счётчик обслуживания
Ещё один способ, позволяющий сбросить счётчик на принтере Kyocera состоит в следующем:
- Перейдите в меню вашего МФУ;
- Выберите там «Настройка/Обслуживание»;
- Далее выберите опцию «Настройка сервиса»;
- В перечне найдите опцию «Счётчик обслуживания», выберите её, и подтвердите сброс, ответив на вопрос «Вы уверены» — «Да».
Способ №4. Используйте опцию «Maintenance»
Ну и последний из способов, позволяющий сбросить сообщение «Замените МК» на МФУ Kyocera состоит в следующем:
- Перейдите в меню вашего принтера (МФУ);
- Найдите там раздел «Service»;
- Там выберите пункт «Maintenance» (поддержка) и дважды нажмите на Enter;
4.Счётчик будет сброшен
Заключение
В нашем материале мы разобрали, как сбросить сообщение «Замените МК» на японском принтере Kyocera, и какие способы нам в этом помогут. Поскольку устройства от Kyocera по выполнении 100 тысяч копий не исчерпывают свой ресурс, рекомендуем при появлении упомянутого сообщения произвести сброс счётчика МФУ. После этого уведомление «Замените МК» перестанет вам досаждать, а вы продолжите пользоваться всеми возможностями девайса от компании «Kyocera».
Источник: setiwik.ru
Расширение файла MK
MK — это расширение файла, обычно связанное с файлами Makefile. Формат файла MK совместим с программным обеспечением, которое может быть установлено на системной платформе Linux, Mac OS, Windows. MK формат файла, наряду с #NUMEXTENSIONS # другими форматами файлов, относится к категории Файлы разработчика. Microsoft Visual Studio поддерживает MK файлы и является наиболее часто используемой программой для обработки таких файлов, но 3 могут также использоваться другие инструменты. На официальном сайте разработчика Microsoft Corporation вы найдете не только подробную информацию о программном обеспечении Microsoft Visual Studio, но также о MK и других поддерживаемых форматах файлов.
Программы, которые поддерживают MK расширение файла
Следующий список содержит программы, сгруппированные по 3 операционным системам, которые поддерживают MK файлы. Файлы с суффиксом MK могут быть скопированы на любое мобильное устройство или системную платформу, но может быть невозможно открыть их должным образом в целевой системе.
Программы, обслуживающие файл MK
Windows
MAC OS
Linux
Как открыть файл MK?
Отсутствие возможности открывать файлы с расширением MK может иметь различное происхождение. С другой стороны, наиболее часто встречающиеся проблемы, связанные с файлами Makefile, не являются сложными. В большинстве случаев они могут быть решены быстро и эффективно без помощи специалиста. Ниже приведен список рекомендаций, которые помогут вам выявить и решить проблемы, связанные с файлами.
Шаг 1. Установите Microsoft Visual Studio программное обеспечение
Основная и наиболее частая причина, препятствующая открытию пользователями файлов MK, заключается в том, что в системе пользователя не установлена программа, которая может обрабатывать файлы MK. Этот легкий. Выберите Microsoft Visual Studio или одну из рекомендованных программ (например, GNU Make) и загрузите ее из соответствующего источника и установите в своей системе.
Полный список программ, сгруппированных по операционным системам, можно найти выше. Одним из наиболее безопасных способов загрузки программного обеспечения является использование ссылок официальных дистрибьюторов. Посетите сайт Microsoft Visual Studio и загрузите установщик.
Шаг 2. Обновите Microsoft Visual Studio до последней версии
Если проблемы с открытием файлов MK по-прежнему возникают даже после установки Microsoft Visual Studio, возможно, у вас устаревшая версия программного обеспечения. Проверьте веб-сайт разработчика, доступна ли более новая версия Microsoft Visual Studio. Может также случиться, что создатели программного обеспечения, обновляя свои приложения, добавляют совместимость с другими, более новыми форматами файлов. Причиной того, что Microsoft Visual Studio не может обрабатывать файлы с MK, может быть то, что программное обеспечение устарело. Последняя версия Microsoft Visual Studio должна поддерживать все форматы файлов, которые совместимы со старыми версиями программного обеспечения.
Шаг 3. Свяжите файлы Makefile с Microsoft Visual Studio
После установки Microsoft Visual Studio (самой последней версии) убедитесь, что он установлен в качестве приложения по умолчанию для открытия MK файлов. Метод довольно прост и мало меняется в разных операционных системах.
Изменить приложение по умолчанию в Windows
- Выберите пункт Открыть с помощью в меню «Файл», к которому можно щелкнуть правой кнопкой мыши файл MK.
- Нажмите Выбрать другое приложение и затем выберите опцию Еще приложения
- Последний шаг — выбрать опцию Найти другое приложение на этом. указать путь к папке, в которой установлен Microsoft Visual Studio. Теперь осталось только подтвердить свой выбор, выбрав Всегда использовать это приложение для открытия MK файлы и нажав ОК .
Изменить приложение по умолчанию в Mac OS
- В раскрывающемся меню, нажав на файл с расширением MK, выберите Информация
- Откройте раздел Открыть с помощью, щелкнув его название
- Выберите подходящее программное обеспечение и сохраните настройки, нажав Изменить все
- Должно появиться окно с сообщением, что это изменение будет применено ко всем файлам с расширением MK. Нажимая Вперед , вы подтверждаете свой выбор.
Шаг 4. Убедитесь, что файл MK заполнен и не содержит ошибок
Вы внимательно следили за шагами, перечисленными в пунктах 1-3, но проблема все еще присутствует? Вы должны проверить, является ли файл правильным MK файлом. Вероятно, файл поврежден и, следовательно, недоступен.
1. Проверьте MK файл на наличие вирусов или вредоносных программ.
Если случится так, что MK инфицирован вирусом, это может быть причиной, которая мешает вам получить к нему доступ. Сканируйте файл MK и ваш компьютер на наличие вредоносных программ или вирусов. MK файл инфицирован вредоносным ПО? Следуйте инструкциям антивирусного программного обеспечения.
2. Проверьте, не поврежден ли файл
Если вы получили проблемный файл MK от третьего лица, попросите его предоставить вам еще одну копию. Возможно, что файл не был должным образом скопирован в хранилище данных и является неполным и поэтому не может быть открыт. При загрузке файла с расширением MK из Интернета может произойти ошибка, приводящая к неполному файлу. Попробуйте загрузить файл еще раз.
3. Проверьте, есть ли у пользователя, вошедшего в систему, права администратора.
Иногда для доступа к файлам пользователю необходимы права администратора. Переключитесь на учетную запись с необходимыми привилегиями и попробуйте снова открыть файл Makefile.
4. Проверьте, может ли ваша система обрабатывать Microsoft Visual Studio
Если система перегружена, она может не справиться с программой, которую вы используете для открытия файлов с расширением MK. В этом случае закройте другие приложения.
5. Убедитесь, что ваша операционная система и драйверы обновлены
Современная система и драйверы не только делают ваш компьютер более безопасным, но также могут решить проблемы с файлом Makefile. Возможно, что одно из доступных обновлений системы или драйверов может решить проблемы с файлами MK, влияющими на более старые версии данного программного обеспечения.
Вы хотите помочь?
Если у Вас есть дополнительная информация о расширение файла MK мы будем признательны, если Вы поделитесь ею с пользователями нашего сайта. Воспользуйтесь формуляром, находящимся здесь и отправьте нам свою информацию о файле MK.
Источник: www.file-extension.info
Итерируй это
Точной статистики нет, но интуиция подсказывает, что чуть ли не каждый ребенок, у которого дома была печатная машинка, любил играть с ней. Одним нравился звук клавиш, другим звонок, срабатывавший в крайнем положении каретки. Третьи представляли себе сложный компьютер, управляющий ледоколом или даже космолетом. И каждый из таких играющих мечтал, что когда-нибудь у него появится это величайшее чудо, имя которому — ЭВМ. Совместно с инженерами «Авито» мы решили ненадолго вернуться в детство и обзавелись микрокомпьютером «Электроника МК-85», одним из массовых и популярных аппаратов такого класса в конце 1980-х годов.
МК — значит «микрокомпьютер»
В первой половине 1980-х годов начался подъем советской электронной промышленности. Хотя элементная база, выпускавшаяся предприятиями СССР даже по спецзаказу Министерства обороны, значительно уступала по качеству даже самым завалящим западным образцам, несколько научно-исследовательских институтов занимались разработкой вычислительных машин самых разных размеров и сложности. В этот период были созданы бухгалтерские компьютеры серии «Искра», школьные учебные машины «Ириша» и «Корвет», экспедиционный «Океан-240» с очень маленькой потребляемой мощностью, бытовой ПК8000 и многие-многие другие.
Считается, что в 1986 году министр электронной промышленности СССР Александр Шокин дал зеленоградскому Научно-исследовательскому институту точной технологии задание воспроизвести на советской элементной базе японский программируемый калькулятор Casio FX-700. Для того времени это был один из самых компактных и довольно быстродействующих карманных компьютеров. FX-700 имел матрично-символьный жидкокристаллический дисплей, встроенный интерпретатор языка программирования BASIC, полноценную QWERTY-клавиатуру и интерфейсный порт для подключения кассетного магнитофона (чтобы сохранять и считывать программы) или компактного принтера, печатавшего на термобумаге.
По другой версии, уже накопленные технологии и компетенции позволили коллективу Научно-исследовательского института точной технологии в инициативном порядке приступить к разработке компактного одноплатного компьютера. В результате в 1985 году был создан экспериментальный образец компактного одноплатного компьютера на базе 16-разрядного процессора Н1806ВМ2 (японский FX-700 имел 4-разрядный процессор). Поскольку работы были инициативными, велись они медленно.
Но в 1986 году в рамках подготовки к празднованию 70-летия Великой октябрьской социалистической революции КПСС решила подарить партийному руководству не традиционные записные книжки, а карманные микрокомпьютеры. Так зеленоградский НИИТТ и получил заказ на разработку и производство программируемых калькуляторов. В результате появилась электронная записная книжка «Электроника МК-87», которая, впрочем, в серию не пошла. Это был одноплатный компьютер в форме книжки с двумя клавиатурами — буквенной и цифровой.
Но, что важно, подарочные электронные книжки понравились руководству партии и, когда чуть позже НИИТТ предложил разработать компактный программируемый калькулятор, аналогичный FX-700, оно проект поддержало. Так на свет и появилась «Электроника МК-85» со встроенным интерпретатором BASIC. Правда, из-за особенностей советской категоризации товаров, «машина» попала в разряд калькуляторов. Очень дорогих калькуляторов. В магазинах МК-85 продавался по 145 рублей, но все равно пользовался огромной популярностью у инженеров.
Первая версия МК-85 имела 16-разрядный центральный процессор, контроллер ввода-вывода, постоянную память объемом 16 килобайт и оперативную память объемом 2 килобайта. Внешний вид «Электроники МК-85» был скопирован с FX-700, но внутри советское изделие с японским близнецом ничего общего не имело. Позднее НИИТТ разработал усовершенствованную версию МК-85М, в которой процессор и контроллер ввода-вывода были объединены в одну микросхему. Этот калькулятор имел постоянную память объемом 32 килобайта.
МК-85 получился настолько удачным, что на его базе была создана и специальная версия МК-85С, которая использовалась в криптографических системах советских, а позднее и российских банков, а также в некоторых военных системах.
Впрочем, без недоработок тоже не обошлось. В частности, в МК-85 при одновременном нажатии кнопок «0» и «.» (они располагаются рядом друг с другом на цифровом блоке клавиатуры) замыкалась та же дорожка, что и при нажатии скрытой под задней крышкой кнопки полного сброса. То есть, при случайном нажатии (не всегда, но непредсказуемо) сохраненные в памяти программы полностью стирались, как если бы устройством никогда не пользовались. Зеленоградский завод «Ангстрем», выпускавший МК-85, эту проблему решить так и не смог. Некоторые энтузиасты решали проблему наклеиванием пластикового валика-разделителя между кнопками.
Кроме того, при выполнении некоторых тригонометрических операций на экране микрокомпьютеры появлялся «мусор», а иногда вычисление синуса и косинуса приводило к перезагрузке устройства. В остальном микрокомпьютер получился очень удачным, настолько, что выпущенная позднее «Электроника МК-90» с графическим дисплеем не пользовалась такой популярностью, как МК-85.
TEST EXE
Удивительно, но во время общероссийского режима самоизоляции спрос на ретро-электронику значительно вырос. Если раньше в продаже можно было найти любой из вариантов МК-85, то на момент покупки нами микрокалькулятора, предложений были единицы. Наш образец пришлось заказывать из Нижнего Новгорода. Микрокомпьютер пришел в очень хорошем внешнем состоянии.
Правда, продавец не удосужился вынуть из МК-85 солевые батареи, которые со временем протекли. Из-за этого отгнил один из контактов, который, впрочем, был успешно восстановлен с помощью фольги.
Итак. «Машинка» в наших руках. Первым делом мы набрали команду TEST и нажали клавишу «EXE». В ответ «Электроника» провела самодиагностику: проверила объем памяти и ее тестирование записью и чтением данных, контрольные суммы процессора, экран. После успешной проверки микрокомпьютер перезагрузился и высветил надпись «READY P0» — готовность к исполнению первой программы в памяти.
Которой, впрочем, там нет. Самодиагностика стирает все данные в памяти. Затем, уже из любопытства, набираем недокументированную команду WHO , пасхальное яйцо из 1987 года. В ответ «Электроника» высветила надпись «Программу разработал Подоров А. Н.». Это один из конструкторов, участвовавших в проекте «Электроники МК-87» и МК-85.
Что ж, микрокомпьютер работает. В конце инструкции к МК-85, которую удалось найти в интернете, обнаружился код программы поиска числа Фибоначчи по порядковому номеру в ряду. Ее то мы и решили проверить, но не просто так. Однажды у нас с инженерами «Авито» в руках побывал советский персональный компьютер «Нафаня» со встроенным интерпретатором Sinclair BASIC.
На нем мы пробовали три метода вычисления числа Фибоначчи. Об этом можно почитать в материале «Код персонального домового». В этот раз мы решили наглядно посмотреть, как разный код влияет на скорость исполнения программы.
Для эксперимента мы решили проверить наш итеративный код, работавший на «Нафане», код из инструкции к МК-85 и прямое вычисление по формуле. Для того, чтобы запустить наш код, его пришлось немного модифицировать, чтобы он заработал на МК-85. В частности, в BASIC, в отличие от Sinclair BASIC, переменная объявляется просто через присвоение ей значения, например, A=0 , а не с помощью директивы LET — LET A=0 . Кроме того, в BASIC объявлять операторы, директивы или переменные можно одной строкой с помощью разделителя — : .
В итоге у нас получилась такая программа:
10 INPUT N 20 IF N=0 THEN GO TO 200 30 A=0:B=1 40 FOR I=2 TO N 50 C=B:B=A+B:A=C 60 NEXT I 70 PRINT B 80 STOP 200 PRINT N
Построчно этот код читается так. Спрашиваем у пользователя номер числа Фибоначчи, которое требуется найти. Если пользователь указал 0, то переходим к строке 200, на которой выводим на экран введенное число — 0. Затем программа останавливается.
Если же число не 0, то объявляем переменную A и присваиваем ей значение 0, затем объявляем переменную B со значением 1. Эти переменные будут использоваться при повторяющемся вычислении в теле цикла.
Сам цикл объявлен в строке 40. Счетчик цикла — I — начинается с двух, причем тело цикла, следующее за строкой с оператором FOR будет итерироваться только в том случае, если переменная N (указанное пользователем число) будет больше счетчика цикла. Если же меньше, то код, следующий за объявлением цикла будет выполнен только один раз.
На строке 50 объявляем переменную C и записываем в нее значение переменной B , затем в переменную B записываем результат сложения значений переменных A и B , а потом переменной A присваиваем значение переменной C . На строке 60 оператор NEXT увеличит значение переменной I на 1, и цикл, если значение переменной N все еще больше I , повторится.
После того как тело цикла выполнится один или несколько раз и цикл завершится, программа перейдет к строке 70, выведет на экран найденное число Фибоначчи и на строке 80 остановится — сработает директива STOP .
Код из примера в инструкции выглядит так:
10 A=0:B=1 20 INPUT N 30 FOR I = 3 TO N 40 C=A+B 50 A=B 60 B=C 70 NEXT I 80 PRINT C 90 END
Следует отметить, что эта программа считает 0 в качестве первого числа в ряду Фибоначчи, в отличие от нашего кода, в котором 0 — это 0. Соответственно, если нашу программу попросить найти десятое в ряду число Фибоначчи, ответ будет 55, а программы из инструкции — 34. Число 55 в ряду Фибоначчи для этой программы — одиннадцатое.
Наконец, так выглядит код программы, которая просто вычисляет число Фибоначчи:
10 INPUT N 20 PRINT INT (0.5+(((SQR 5+1)/2)^N)/SQR 5)
При запуске мы давали каждой из программ вычислить десятое в ряду число Фибоначчи (для советского примера — одиннадцатое). Результат получился очень интересным: наша программа нашла ответ за 2,1 секунды, а советская программа — за 1,1 секунды. На вычисление числа Фибоначчи по формуле ушло аж 6,05 секунды.
Разница во времени объясняется довольно просто. Первая программа в начале содержит условный оператор, которому необходимо некоторое время на проверку соответствия введенной пользователем переменной заданному условию. По этой причине первая программа немного уступает второй, в которой условного оператора нет.
При этом обе эти программы выполняются быстро (особенно по сравнению с третьей), поскольку оперируют только с одним простым арифметическим действием — сложением. В отличие от третьей программы, в которой присутствуют и квадратные корни, и возведение в степень, и деление. Как показал эксперимент, на все эти вычисления требуется время.
Кстати, в МК-85 присутствует так называемый турбо-режим. В этом режиме микрокомпьютер имеет значительно большую производительность. В инструкции к МК-85 написано, что в турбо-режиме включать устройство лучше при подключенном внешнем питании, поскольку энергопотребление микрокомпьютера становится велико, и батарейки очень быстро разряжаются. Чтобы перейти в турбо-режим, нужно выключить устройство, нажать клавишу «+» и затем включить его.
В режиме повышенной производительности у нашей программы на поиск числа Фибоначчи ушло примерно 0,2 секунды. Программа из инструкции высветила результат настолько быстро, что мы не успели засечь время; практически моментально. На вычисление числа Фибоначчи в турбо-режиме у микрокомпьютера ушли 1,3 секунды.
Поиграй на калькуляторе
Поскольку микрокомпьютер «Электроника МК-85» имеет встроенный интерпретатор BASIC, энтузиасты приспособили его и для игр. В начале 1990-х программы для МК-85 публиковались в журналах. Любопытно, что работали они не на всех устройствах. На одних МК-85 они запускались без проблем, на других выдавали ошибку. Это было связано не только с тем, что часть программ была написана для МК-85М, а запускалась на МК-85, но и с самими «прошивками» микрокомпьютеров.
Только лишь для МК-85 известно четыре версии, самая ранняя из которых, например, не допускает ручного ввода операторов при программировании (принимаются только операторы, введенные сочетанием клавиш). Нам попалась версия с поздней прошивкой, которая не только понимает ручной ввод команд и операторов, но и не требует для большинства из них пробела перед аргументом.
В 2014 году программист Сергей Бобров написал собственный вариант популярной игры «Принц Персии» для МК-85. Посмотреть на его программу можно здесь. Управление персонажем в ней очень простое: клавиша 4 — шаг влево, 6 — шаг вправо, 8 — прыжок в сторону, в которую перед этим был сделан шаг. Играть на МК-85 в эту игру лучше в турбо-режиме; в противном случае вы даже ее загрузки будете ждать пока все электролитические конденсаторы не пересохнут.
И, да, в представленном коде игры строки 10 и 71 превышают допустимую для МК-85 длину строки в 63 символа. Это ограничение можно обойти, если записать код вручную и без пробелов, не прибегая к сочетаниям клавиш. Проверить уже записанные строки можно командой LIST, а внести изменения в конкретную строку можно командой LIST с номером этой самой строки.
Мир языков программирования с 1980-х годов сильно изменился. Появились новые языки, новые подходы, паттерны и парадигмы программирования. Но все это было бы невозможно без изобретений, сделанных многие десятилетия назад. И иметь возможность прикоснуться к ним и сегодня, по-настоящему приятно.
Источник: nplus1.ru