Практика миссионерского служения
Миссионерское поручение – часть общественного служения христианина; оно включает мирян в миссионерскую деятельность прихода, чтобы каждый из них чувствовал свою причастность к общему делу миссии.
Главной задачей миссионерских поручений является актуализация живого миссионерского опыта Церкви.
Миссионерские поручения могут быть реализованы через:
– участие мирян в богослужении (несение клиросного и алтарного послушаний, организация престольных праздников, крестных ходов и других церковных торжеств), а также установление постоянных храмовых дежурств мирян и совместно со священнослужителями для общения с невоцерковленными людьми;
– привлечение мирян к участию в социальной диаконии;
– широкую организацию миссионерских приходских кружков;
– участие мирян в церковных конференциях, диспутах, интернет-форумах, в теле- и радиопередачах, благотворительных акциях и иных формах общественной активности.
К особым миссионерским поручениям можно отнести приобщение мирян к участию в миссионерских экспедициях, к катехизаторской работе (в предоглашении и оглашении), к иным видам деятельности Церкви по научению основам веры.
Позы для секса: мужчина сверху или миссионерская поза. Разнообразие и варианты исполнения
3.2. Подготовка кадров миссионеров
Все служение Церкви имеет апостольский миссионерский характер. Отсюда возникает необходимость в выработке миссионерского подхода в составлении учебных программ и учебного процесса начального, среднего и высшего духовного образования.
Современное миссионерство требует новых методов и специальной подготовки проповедников, которым придется трудиться в условиях и мегаполиса, и далеких поселений. Поэтому подготовка миссионеров должна соответствовать возлагаемым на них задачам.
При подготовке миссионеров (особенно в специализированных миссионерских духовных учебных заведениях) приобретает большое значение знание истории миссии, принципов и методов современной миссионерской деятельности, социальной работы, этнографии, социальной психологии, конфликтологии и т.д. Особое значение имеет практический опыт осуществления миссии, который может быть приобретен посредством участия студентов семинарии или академии в миссионерских экспедициях, миссионерских станах и приходах. Для этого необходимо включение в базисный учебный план духовных школ раздела «Миссионерская практика»[6].
Программа духовного образования должна учитывать в полной мере потребности миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.
3.3. Миссионерские станы[7]
С апостольских времен существовали общины, которые выполняли функции миссионерских станов, занимаясь миссией по преимуществу. Такой общиной была, например, антиохийская община, при поддержке которой начал свою первую миссионерскую экспедицию св. апостол Павел. Эту общину можно считать первым миссионерским станом.
Миссионерский стан – региональный центр православной миссии, в функции которого входят:
— координация, методологические обеспечение и обобщение опыта миссии, осуществляемой на определенной территории;
Кто такой миссионер?
— организация работы по созданию миссионерских переводов на национальные языки народов, проживающих на территории данного региона, Священного Писания и богослужебных текстов;
— связь с миссионерскими приходами;
— обеспечение деятельности миссионерских приходов специальной литературой и иными методическими материалами:
— предоставление, при возможности, гуманитарной помощи в целях осуществления гуманитарной миссии.
Миссионерские станы находятся в каноническом подчинении епархиального архиерея и обслуживаются силами как епархиальных, так и (по приглашению епархиального Преосвященного) синодальных миссионеров.
В настоящее время накопленный опыт работы миссионерских станов свидетельствует об их реальной эффективности. Постоянное пребывание миссионеров в распоряжении епархиальных архиереев позволяет планировать долгосрочные программы.
Особое внимание в работе миссионерских станов уделяется просветительским программам в труднодоступных районах.
Одним из методов деятельности в рамках миссионерского стана можно считать миссию в транспортных потоках. Для ее успешного осуществления требуются:
— бесплатная раздача миссионерской литературы на авто-, авиа-, водном и железнодорожном транспорте (на маршрутах дальнего следования);
— строительство часовен и храмов на вокзалах, в аэропортах, в морских и речных портах;
— привлечение для проповеди Благой вести особо подготовленных мирян;
— осуществление миссионерской катехизаторской деятельности среди обслуживающего персонала на транспорте.
Возможности транспорта следует использовать и для решения другой миссионерской задачи. Миссия Церкви должна распространяться не только в мегаполисах, но и в труднодоступных районах. Для того чтобы нести Благовестие «даже до края земли» (Деян. 1, 8), миссии нужна мобильность. Необходимо задействовать все современные виды транспорта, что особенно важно для отдаленных регионов (храмы-автомобили, храмы-корабли, храмы-вагоны, палаточные храмы и т.д.).
3.4. Миссия в молодежной среде
Миссионерская работа предполагает создание на приходах благоприятных условий для реализации православной молодежью своих творческих устремлений и потребностей, что предусматривает взаимное общение не только в храме, но и во внебогослужебное время. Для этого могут быть использованы детские лагеря, походы, паломнические поездки, группы содействия немощным членам прихода и многие другие формы деятельности. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II особо отметил: «Мероприятия подобного рода побуждают молодежь взглянуть на Церковь иными глазами, увидеть в ней не строгого судью, а заботливую мать. Одновременно, благодаря такой деятельности, укрепляются связи со светскими структурами, ответственными за воспитание подрастающего поколения. Общество на деле убеждается в положительном социальном значении Церкви».
Для проведения миссии в молодежной среде необходимо иметь в виду следующие основные направления деятельности:
— приобщение к литургической жизни и воцерковление молодых людей, недавно пришедших в Церковь;
— просветительская деятельность, направленная на формирование правильного представления об иерархии христианских ценностей, создание для этой цели современной научно-богословской методологической базы;
— привлечение молодежи к христианскому служению (трудовая помощь храмам и монастырям, работа в детских лагерях, помощь ветеранам, немощным людям, переписка с заключёнными и др.);
— создание открытой христианской социокультурной молодежной среды;
— организация специализированной помощи молодым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию или различные виды зависимостей (например, телефонная служба доверия, частные личные беседы, интернет-форум с возможностью задать вопрос катехизатору или священнику, консультации православного психолога, программы по реабилитации пострадавших от алкогольной, наркотической зависимости, а также бывших членов деструктивных сект);
— продуманное использование в миссионерской деятельности среди молодежи современных форм творчества: музыкального, литературного, художественно-изобразительного и т.п.
При выборе наиболее эффективных приемов работы с молодежными группами следует учитывать их социальную направленность, степень религиозной информированности и способность к восприятию преподаваемого им православного учения. Необходимо творческое применение самых разнообразных методов духовного просвещения. В настоящее время существует следующая типологизация молодежных групп[8]:
1. Воцерковленная молодежь, различающаяся по степени общественной активности и уровню осознания своего места в Церкви. Для этой группы необходимо применять различные формы участия в церковном и общественном служении, устранять барьеры в церковном сознании (дистанцию между клиром и мирянами, боязнь инициативы и ответственности), препятствующие такому участию. Нужно способствовать появлению и реализации молодежных инициатив, побуждать церковную молодежь к проявлению личной активности.
2. Неофиты, недавно пришедшие к православной вере, еще мало знающие основы Православия и часто переоценивающие свою компетентность в разных вопросах церковной жизни. Подходящими методами работы в этой среде являются катехизация, основанная на традициях церковного просвещения, а также вовлечение в практическую деятельность общины под руководством воцерковленных людей.
3. Невоцерковленная молодежь, в целом позитивно относящаяся к Православию. Наиболее целесообразно при работе с этой группой молодежи привлекать молодых людей к различным формам досуговой или творческой деятельности, не противоречащим православной духовности.
4. Молодежь, выбравшая другие христианские конфессии или иные традиционные религии, но сохранившая уважительное отношение к Православию и не отрицающая возможности диалога с православными. Наиболее эффективным методом взаимодействия с представителями этой группы является разработка и осуществление образовательных и культурных программ, имеющих просветительскую направленность (например, семинары по вопросам экологии или противодействия наркомании и т.п.).
6. Молодежь, негативно настроенная к Церкви. При работе с такими людьми лучше всего вести диалог в духе любви и упования на помощь Божию, ибо Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4).
Источник: studopedia.ru
Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви
Миссия ― проповедь Евангелия для обращения людей ко Христу ― неотъемлемая часть служения Святой Соборной и Апостольской Церкви, пастырям и чадам которой Господь Иисус заповедал: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Церковь именуется Апостольской не только потому, что она утверждена на основании Апостолов (Еф.
2:20) но и потому, что через нее проповедь святых апостолов продолжается до сего дня. Свидетельство веры вне церковной ограды составляет одну из главных обязанностей всех христиан, во исполнение заповеди Господней: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел Вам» (Мф. 28:19-20).
Православная миссия имеет целью приведение человека к вере Христовой, приобщение его к православному образу жизни, передачу ему опыта богообщения и вовлечение его в таинственную жизнь евхаристической общины.
Миссионерская деятельность в Русской Православной Церкви имеет свою структуру и осуществляется на следующих четырех уровнях:
На общецерковном уровне за организацию и осуществление миссионерской деятельности отвечает Синодальный миссионерский отдел. В задачи Отдела входит:
- исследование миссионерского поля на канонической территории Русской Православной Церкви;
- разработка общецерковных миссионерских программ и координация их осуществления;
- подготовка методических материалов по отдельным направлениям миссионерской деятельности с учетом региональных особенностей и распространение этих материалов в епархиях;
- оказание помощи епархиям Русской Православной Церкви в организации и деятельности миссионерских станов, направление священнослужителей-миссионеров и студентов духовных школ для служения в них по согласованию с епархиальными Преосвященными и Учебным комитетом;
- мониторинг и анализ деятельности на канонической территории Московского Патриархата сектантских и раскольнических образований; публикация соответствующих миссионерских материалов;
- совместно с Учебным комитетом ― подготовка в духовных школах миссионерских кадров Русской Православной Церкви и проведение регулярных семинаров преподавателей миссиологии;
- создание методик и учебных пособий для проведения на епархиальном, благочинническом и приходском уровнях занятий по подготовке активных мирян к миссионерскому служению;
- издание миссионерской литературы;
- обмен опытом с зарубежными православными миссионерскими организациями, анализ миссионерского опыта других конфессий;
- организация и проведение всецерковных миссионерских съездов, конференций и семинаров;
- проведение общецерковных целевых финансовых сборов на миссионерскую деятельность;
- совместно с Синодальным информационным отделом и Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви и общества ― поддержка миссионерской работы Церкви через информационную деятельность и контакты с общественными объединениями;
- во взаимодействии с Синодальным информационным отделом — сотрудничество со средствами массовой информации в целях предоставления им материалов, имеющих миссионерскую ценность, и организации программ с участием духовенства и миссионеров;
- совместно с Синодальной комиссией по делам монастырей ― содействие монашеским обителям в организации их миссионерской деятельности;
- Осуществление контроля за реализацией определений Поместных и Архиерейских Соборов, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода в области миссионерского служения.
Общее руководство миссионерской деятельностью осуществляет епархиальный архиерей. Для организации соответствующей работы в епархии действует профильный епархиальный отдел или, там где таковой создать невозможно, — профильный ответственный епархиальный сотрудник, которые в своей работе руководствуются общецерковными нормативными документами, указаниями епархиального архиерея, рекомендациями Синодального миссионерского отдела.
Зарплаты сотрудников, организационные расходы, программы и мероприятия профильного епархиального отдела оплачиваются из бюджета епархии и привлеченных средств.
В задачи профильного епархиального отдела (ответственного епархиального сотрудника) входит:
- координация всей миссионерской работы в епархии во взаимодействии с Синодальным миссионерским отделом;
- распространение методических и информационных материалов, подготовленных или одобренных Синодальным миссионерским отделом и предназначенных для обучения различным видам миссионерской работы;
- определение направлений и приоритетов миссионерской деятельности благочиний и приходов;
- по представлению благочинных — определение меры участия приходов в миссионерской деятельности, исходя из их местоположения, количества прихожан, уровня их воцерковленности и материального достатка, а также наличия раскольнических и сектантских угроз;
- проведение обучающих семинаров по организации миссионерской работы, а также курсов подготовки приходских миссионеров;
- размещение миссионерских материалов в СМИ, на улицах городов и общественных местах;
- проведение миссионерской работы в учебных заведениях, на предприятиях и в рамках общественных объединений;
- создание оперативно обновляющегося сайта отдела;
- создание базы данных о действующих на территории епархии раскольнических и сектантских образованиях, своевременный мониторинг их деятельности;
- содействие укреплению материальной базы епархиальных, благочиннических, приходских и монастырских миссионерских программ за счет церковных и привлеченных средств;
- ходатайство перед епархиальным архиереем о поощрении лиц, ведущих активную миссионерскую работу;
- проведение епархиальных целевых финансовых сборов на миссионерскую деятельность;
- привлечение учащихся духовных учебных заведений к миссионерской работе;
- координация миссионерской работы действующих в епархии братств и сестричеств.
На уровне благочиния общая организация, координация и контроль миссионерской работы ведутся под руководством благочинного. Непосредственное осуществление этой работы должно быть возложено на штатного ответственного за миссионерскую работу в благочинии.
Ответственный за миссионерскую работу в благочинии назначается на должность и освобождается от должности епархиальным архиереем по представлению благочинного, согласованному с председателем миссионерского отдела епархии. Ответственный за миссионерскую работу в благочинии зачисляется в штат одного из приходов благочиния с окладом согласно штатному расписанию. Ответственный за миссионерскую работу в благочинии подчиняется благочинному и согласовывает свою деятельность с председателем профильного епархиального отдела (профильным ответственным епархиальным сотрудником). Благочинный имеет попечение о привлечении средств для проведения профильных программ и мероприятий в благочинии.
В обязанности ответственного за миссионерскую работу в благочинии входит:
- исследование миссионерского поля благочиния, выработка главных направлений миссионерского служения;
- содействие межприходскому сотрудничеству в миссионерской работе;
- планирование, координация и контроль миссионерской деятельности приходов;
- изучение и анализ приходских отчетов в части, отражающей миссионерскую деятельность;
- составление проекта отчета благочиния по миссионерской работе, который утверждается благочинным и направляется правящему архиерею;
- регулярно повышает квалификацию, в частности на епархиальных курсах повышения квалификации.
На приходском уровне общая организация, координация и контроль миссионерской работы находятся в компетенции настоятеля. Непосредственное осуществление этой работы должно быть возложено на штатного приходского миссионера, в тех приходах, где есть возможность создать такую должность. Решение об освобождении прихода от необходимости иметь данную штатную единицу принимает благочинный по представлению настоятеля с последующим докладом епархиальному архиерею. Такое решение может быть принято в отношении малочисленных приходов, в первую очередь находящихся в сельской местности и малых городах.
Приходской миссионер назначается на должность и освобождается от должности настоятелем, зачисляется в штат прихода с окладом согласно штатному расписанию, подчиняется настоятелю и согласовывает свою деятельность с председателем профильного епархиального отдела (профильным ответственным епархиальным сотрудником) и с ответственным за миссионерскую работу в благочинии.
- формирует группу прихожан, способных вести миссионерскую деятельность, и организует их обучение основам православной веры и методам миссии;
- при поддержке настоятеля прихода заботится о финансовом обеспечении приходских миссионерских инициатив;
- составляет годовой план работы и годовой отчет о деятельности, утверждает их у настоятеля и предоставляет ответственному за миссионерскую работу в благочинии;
- регулярно повышает квалификацию, в частности на епархиальных курсах повышения квалификации.
Приходской миссионер обязан твердо знать основы православного вероучения и уметь «дать ответ всякому вопрошающему» (1 Пет. 3:15).
В рамках миссионерской работы на приходе могут осуществляться следующие виды деятельности:
- ведение просветительских бесед с приходящими в храм;
- консультирование сотрудников храма, имеющих постоянный контакт с прихожанами — работниками свечного ящика, дежурными;
- миссионерские акции в находящихся в пределах прихода образовательных, молодежных, социальных, культурных и иных подобных учреждениях;
- мониторинг в границах прихода раскольнической, сектантской, оккультной и атеистической деятельности, противодействие ей, ограждение людей от ее пагубного влияния;
- привлечение мирян к активной церковной работе посредством выполнения конкретных миссионерских поручений, в том числе участия в миссионерских экспедициях, работы по подготовке желающих принять Крещение, дежурства в храме, участия в дискуссиях в интернете, теле- и радиопередачах;
- распространение просветительских листков, литературы и видеофильмов духовно-просветительского содержания среди невоцерковленных людей;
- взаимодействие с образовательными и культурными учреждениями для осуществления совместных проектов в миссионерских целях.
Миссионерские общества (движения, братства, сестричества или центры) — объединения клириков и мирян одной или нескольких епархий, создаваемые для участия в миссионерском служении Церкви и для его поддержки. В своей деятельности они призваны руководствоваться определениями священноначалия.
Устав миссионерского общества, а также его глава утверждаются председателем Синодального миссионерского отдела по согласованию с епархиальными архиереями тех епархий, где по Уставу будет действовать общество. В тех случаях, когда общество призвано действовать в пределах одной епархии устав и глава общества утверждаются епархиальным архиереем.
Ежегодный отчет о своей деятельности миссионерские общества направляют епархиальным архиереям и председателю Синодального миссионерского отдела. Мероприятия, проводимые миссионерскими обществами на территории той или иной епархии, проводятся по согласованию с епархиальным архиереем.
Задача проповеди учения Господа Иисуса Христа, составляя одну из главнейших в церковном служении, остается неизменной во все времена, подобно тому, как неизменен Подвигоположник нашего Спасения, Который «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). И потому не только штатные сотрудники миссионерских структур, но и все православные христиане призваны к участию в этом богозаповедданном делании, памятуя слова Священного Писания: Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4).
Источник: www.patriarchia.ru
Пошаговый алгоритм работы миссионерской команды.
Как создаётся программа работы миссионерской команды?
Составление программы работы миссионерской команды – это очень ответственный элемент организации эффективной миссии. Программа составляется заранее. Ниже приводится шаблон с которым работает модератор. Он предлагает проект программы другим членам команды для рассмотрения и внесения изменений. После обсуждения и принятия решений программа подписывается духовником проекта.
Что такое парацерковный проект?
– Это такой проект, который направлен на знакомство миссионеров с новыми людьми с целью последующего приглашения этих людей на катехизацию. Необходимость создания парацерковного проекта состоит в том, что значительная часть светских людей, с которыми соприкасаются миссионеры, не испытывает интереса к религиозной тематике. Однако эти люди готовы участвовать в обсуждении своих мирских проблем, решение которых можно найти в сфере религиозной морали.
Итак, парацерковный проект – это такой проект сотрудничества миссионеров со светскими людьми, который предполагает обращение участников проекта к религиозному опыту.
Самые актуальные темы для парацерковных проектов:
А. Что такое секта? Как не попасть в секту? Как помочь своему ближнему выйти из секты?
Б. Как создать прочный брак? Каковы принципы христианского брака?
В. Как правильно воспитать детей? Как научить их трудолюбию и благодарности?
Г. Что такое зависимость? Как освободиться от зависимости? Как помочь своему ближнему освободиться от алкоголизма и наркомании?
Парацерковный проект включает в себя 4 занятия на определённую тему. Во время прохождения парацерковного проекта миссионеры предлагают своим новым друзьям познакомиться с христианством. Некоторые люди, приглашённые миссионерами в парацерковный проект, соглашаются и попадают на катехизацию.
Катехизация.
За один период команда миссионеров может провести четыре катехизаторских беседы со своими новыми друзьями. Ответственность за эту часть работы несёт катехизатор. Особенность катехизации состоит в том, что она осуществляется в малых группах по 3-4 человека (включая катехизатора). В этом случае катехизация имеет самый сильный эффект.
Катехизация должна закончиться (в миссионерском проекте) тем, что новые друзья миссионеров должны принять очень важные решения относительно церковной дисциплины:
Посещать храм каждое воскресение.
Каждый день читать Писание и молиться.
Регулярно исповедоваться и причащаться (например раз в три недели).
Регулярно встречаться с духовником (например раз в две недели) для того, чтобы получать от него наставление для осуществления практического покаяния.
Закрытие миссионерского периода.
Миссионерская команда заканчивает свою работу по окончании 40 дней итоговым благодарственным молебном.
Крещённые люди, прошедшие катехизацию, в миссионерской команде, перед началом молебна попадают на генеральную исповедь.
Некрещеные люди сперва попадают на предкрещальную исповедь, а затем принимают св. Крещение. Далее, все желающие приглашаются на благодарственный молебен. Сюда могут прийти как обычные прихожане, так и те, кто участвовал в парацерковных проектах миссионерской команды, но не прошёл катехизацию. Молебен, кроме своей богослужебной функции, демонстрирует идею передачи неофитов из ответственности миссионерской команды в ответственность духовнику.
После молебна миссионеры делают своим новым собратьям ценные подарки. Духовник проекта записывает номера телефонов всех “дошедших до конца неофитов”. Теперь их будущее связано с его инициативой и молитвенной заботой.
Источник: www.pravmissia.ru
МИССИЯ
Ми́ссия (лат.: missio — «посылка, послание, посольство»; от mittere — «посылать») — деятельность Церкви по распространению веры, воцерковлению людей для новой жизни во Христе и передаче опыта богообщения; в расширенном и конечном смысле: осуществление обожения всего творения [1]
О специальном учреждении для миссионерства см. ст. духовная миссия; об иных смежных смыслах см. раздел «Развитие понятия» ниже
Понятие
Миссия — «послание» — коренится в понятии о Пресвятой Троице, Которая выражает Себя через послание Иисуса Христа Отцом и ниспослании на апостолов Святого Духа (Ин. 20, 21-22). Таким образом миссия свойственна самой природе Христовой и Апостольской Церкви. Выделяют три рода деятельности, которые в наибольшей степени являются собственно миссионерскими — т.е. посредством которых Церковь свидетельствует о Христе по всему миру и вводит в мир Его Царство [2]:
- научение просвещаемых народов вероучительным истинам
- воспитание христианского образа жизни
- передача опыта Богообщения посредством личного участия человека в таинственной жизни евхаристической общины
Развитие понятия
Институт и понятие «миссий» — регулярно высылаемых специальных церковных посольств для обращения иноверцев — возник в римо-католической среде в ордене иезуитов в конце XVI века [3]. Вскоре, также на Западе, миссиями стали называть и политические, дипломатические посольства.
В России это понятие стало распространяться в XVIII веке, в эпоху бурного заимствования с Запада, и для различия двух родов миссии стали говорить о «духовных миссиях» Церкви и «дипломатических миссиях» государства. Первой нарочито учрежденной русской духовной миссией стала Китайская (Пекинская) в 1713 году, хотя подобные учреждения (как Даурская духовная миссия), существовали в Русской Православной Церкви и ранее. С этого времени понятие «миссии» развивалось в русском языке в фарватере западноевропейского употребления. Поэтому к концу XIX века к значению слова «миссия» добавились «полномочие,» «назначение,» «призвание» [4]. В то же время, первоначально среди протестантов Запада, оформлялся академически-богословский предмет миссиологии, посвященный изучению миссий и их деятельности («миссионерства»), а также богословскому осмыслению этой деятельности.
С расширением и углублением осмысления понятия о миссии на протяжении XX века, под этим словом стали зачастую подразумевать и 1) организацию осуществляющую миссионерство, и 2) само миссионерство, и 3) цель миссионерства, что привело ко всё более широкому употреблению термина «миссия» в начале XXI века. Если принятый в 1988 году Устав об управлении Русской Православной Церкви употребляет слово «миссия» только в значении миссионерской организации — т.е. духовной миссии — то в Уставе от 2000 года и последующих редакциях о «миссии» уже говорится также как об одной из важных сфер деятельности Церкви. Именно это значение термина «миссия» закреплено как основное в «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», принятой в 2007 году. «Концепция» содержит многочисленные определения термина «миссия», среди которых [5]:
- свидетельство о Христе
- проповедь для пробуждения веры
- провозглашение Благой вести всему миру
- апостольство
- введение в мир Христова Царства
Посредством таких отождествлений термин «миссия» во многом заместил собой ряд основоположных библейских понятий и крепко внедрился в церковный обиход.
Миссионерство в Русской Церкви
В настоящее время миссионерский отдел имеется в каждой епархии, периодически проходят съезды миссионеров и другие мероприятия, выпускаются периодические издания. Общую координацию усилий со стороны Патриархата осуществляет Синодальный миссионерский отдел.
Миссионерскую направленность имеют многие православные учебные заведения. Сейчас практически в каждой семинарии имеется миссионерское отделение или курс.
- Белгородская православная духовная семинария с миссионерской направленностью
- Миссионерский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
- Миссионерский институт при Ново-Тихвинском женском монастыре в г. Екатеринбурге
- Школа православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе Русской Православной Церкви
Новейшая история
После долгого периода угнетения богоборческой советской властью, с конца XX века Русская Православная Церковь вновь получила возможность широко развить миссионерскую деятельность, но, одновременно, столкнулась с активизацией прозелитической деятельности инославных миссионеров и пропаганды сектантства в землях канонической ответственности Московского Патриархата. Во исполнение решений Архиерейского Собора 1994 года в феврале 1995 года была образована группа, которая разработала концепцию возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, утвержденную Священным Синодом 6 октября того же года. В декабре Священный Синод принял решение об образовании Миссионерского отдела, председателем которого был назначен епископ Белгородский Иоанн (Попов). Для координации работы епархиальных миссионерских учреждений Миссионерский отдел начал издание журнала «Миссионерское обозрение», в котором публиковались информационно-консультативные материалы по проблемам миссионерской деятельности. На Архиерейском Соборе в 1997 году патриарх Алексий II обозначил миссионерскую работу как одну из важнейших задач служения Церкви, отметив, «что в развитии прозелитизма есть и доля нашей вины: люди отходят от Православия в силу недостатков нашей просветительской и миссионерской работы, нежелания отдельных священнослужителей кропотливо трудиться над духовным воспитанием приходящих в Церковь людей» [6].
Использованные материалы
- Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви от 27 марта 2007:
- http://azbyka.ru/katehizacija/kontseptsija-missionerskoj-dej. tml
[2] Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, Преамбула, http://azbyka.ru/katehizacija/kontseptsija-missionerskoj-dej. tml . При этом главным родом деятельности из этих трёх назван последий.
[3] «Mission,» Online Etymological Dictionary, Douglas Harper, 2001-2012, http://www.etymonline.com/index.php?term=mission
[4] Так, например, в Толково-фразеологическом словаре Михельсона, http://enc-dic.com/michelson/Missija-5304.html
[5] Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, Преамбула, http://azbyka.ru/katehizacija/kontseptsija-missionerskoj-dej. tml
[6] Цит. по Цыпин В. А., прот., Кравец С. Л., «Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 18-23 февраля 1997 года», Православная энциклопедия, т. 3, с. 559-563, http://www.pravenc.ru/text/76520.html
Редакция текста от: 19.08.2014 15:36:55
Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.
«МИССИЯ» еще можно поискать:
полнотекстовый поиск в Древе: Google
в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru —
в поисковых системах: Искомое.ru — Яндекс — Google
Источник: drevo-info.ru
Организация миссионерского служения в приходе.
Господь наш Иисус Христос призывает Церковь к вселенской миссии, говоря: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19), дабы Евангелие Царствия было проповедано «по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мф.24:14). Церковная миссия охватывает не только внешний мир, но и, в первую очередь, тех, кто уже принадлежит к Народу Божьему. «Я послан только (прежде всего) к погибшим овцам дома Израилева» (Мф.15;24).
Обращение и спасение членов Церкви изначально является абсолютным апостольским императивом, по словам св. ап. Петра: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.» (Деяния св. Апостолов 2:38-39,47).
Поэтому развитие приходской миссии является важнейшей задачей миссионера в современном мире. Согласно определениям Поместного Собора 1917-1918 г.г.: «Приходом в Православной Церкви называется общество православных христиан, состоящее из клира и мирян, пребывающих на определенной местности и объединенных при храме, составляющее часть епархии и находящееся в каноническом управлении своего епархиального архиерея, под руководством поставленного последним священника — настоятеля». Основываясь на этом определении Священный Синод Русской Православной Церкви (Журнал №74 от 25 июля 2014 года) благословил: «Приходскому духовенству надлежит всемерно укреплять в мирянах сознание принадлежности к определенной приходской общине, ответственности за жизнь своего прихода. Чувство общинности и ответственности за приход может развиваться через расширение личного общения между прихожанами, через их повседневное вовлечение в решение приходских дел и в практическую заботу о приходе».
Миссионерская деятельность не заканчивается для Церкви и для человека с принятием Таинства Крещения. Став членом приходской общины христианин не перестает быть объектом миссии. На уровне прихода трудно разделить задачи церковного служения миссии, катехизации и пастырства, поэтому все эти задачи входят в зону ответственности приходской миссии.
Центром жизни Церкви и прихода является евхаристическое общение. Полноценное участие христианина в Евхаристии является целью и результатом православной миссии.
Приходская миссия является основной формой миссионерского служения в Русской Православной Церкви. Приход является тем местом, куда миссионер призван привести человека, взыскующего Истины. Приход в лице настоятеля, клира, приходских работников и воцерковленных прихожан является основным участником и исполнителем миссионерского служения, целью которого является создание Евхарестической общины. Приходскую миссию можно разделить на два направления: миссия на территории пастырской ответственности прихода и миссия внутри прихода.
Карта миссионерского поля.
1.1. Приходская миссия начинается с создания карты миссионерского поля прихода, которая органично входит в миссионерские карты благочиния и епархии. Карта миссионерского поля включает в себя демографические данные, сведения о религиозном и национальном составе населения, наличии и деятельности неправославных религиозных организаций, деструктивных культов и национальных движений, приоритетных адресатов миссии (образовательные, медицинские социальные, исправительные и иные учреждения, требующие миссионерского внимания). Карта миссионерского поля должна содержать оценку возможностей сотрудничества с муниципальными учреждениями, общественными организациями и промышленными предприятиями. Распределение зон миссионерской ответственности среди приходов находится в компетенции правящего архиерея.
Организация миссионерского служения в приходе.
2.1. Общее руководство миссионерским служением прихода осуществляется настоятелем, при участии клира и мирян. Ответственным за миссионерское служение является приходской миссионер, в случае отсутствия такового — помощник благочинного по миссионерскому служению, прошедший подготовку и аттестацию в соответствии с Церковным образовательным стандартом по подготовке миссионеров. Настоятелю и клиру прихода необходимо прилагать максимальные усилия для создания мотивации, научения и раскрытия миссионерского потенциала паствы.
Внешняя миссия прихода.
3.1. Внешняя миссия на территории прихода включает в себя:
3.1.1. Просветительскую миссию, направленную на распространение православной веры в учреждениях, организациях и на предприятиях, расположенных на территории прихода. Миссионерская деятельность в образовательных учреждениях (школах, колледжах, ВУЗах и т.п.) должны учитывать рекомендации Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации.
3.1.2. Апологетическую миссию, включающую в себя работу по противодействию деятельности религиозных экстремистов, деструктивных культов и антиклирикалов, защиту Церкви, Её вероучения и христианского образа жизни, ведение богословской полемики с неверующими и неправославными.
3.1.3. Социальную миссию, включающую в себя работу в социальных и медицинских учреждениях – больницах, хосписах, приютах, детских домах, домах престарелых, обществах инвалидов и т.д.
3.1.4. Молодежную миссию, включающую в себя деятельность по обращению и воцерковлению молодежи через сотрудничество с молодежными организациями и участие в молодежных мероприятиях.
3.1.5. Информационную миссию, включающую в себя деятельность по информированию людей, проживающих на территории прихода, о новостях приходской жизни, проведении епархиальных, благочиннических мероприятияй, выпуск приходских листков, теле-радио программы, ведение специальной рубрики в местной прессе, создание приходского сайта.
Миссия внутри прихода.
4.1 Все направления приходской жизни должны иметь миссионерскую составляющую. Литургическая жизнь прихода является не только целью приходской миссии, но и мощным миссионерским инструментом. Примером того могут служить Крещальные, Венчальные и Миссионерские литургии.
4.3. При совершении треб священнослужитель должен помнить о своем миссионерском призвании и использовать время общения с участвующими в священнодействии людьми для их воцерковления.
4.4. Необходимо задействовать все приходские информационные ресурсы для осуществления апологетической миссии, направленной на профилактику вовлечения прихожан в деструктивные культы и реабилитацию их жертв.
4.5. Работа по воцерковлению прихожан должна вестись с помощью катехизации, проведения общеприходских собраний и мероприятий (Например: слёт православных семей. Необходимо организовывать пространство для встречи семей более воцерковленных с новоначальными, с целью передачи опыта богообщения и православного воспитания).
4.6. Социальная миссия, направленная на оказание социальной помощи прихожанам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Необходимо регулярно осуществлять сбор информации о прихожанах, нуждающихся в помощи, организовывать приходские сестричества, благотворительные акции социальной направленности.
4.7. Особое значение имеет обучение церковных работников основам миссионерской деятельности.
Источник: poisk-ru.ru