Презентация по предмету «Дошкольные (подготовительная группа)» на тему: «МИРЫ ДЕТСТВА: КОНСТРУИРОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Тарасова Наталья Владимировна, Тарасова Наталья Владимировна, член рабочей группы по разработке ФГОС ДО, член.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 МИРЫ ДЕТСТВА: КОНСТРУИРОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Тарасова Наталья Владимировна, Тарасова Наталья Владимировна, член рабочей группы по разработке ФГОС ДО, член рабочей группы по разработке ФГОС ДО, разработчик ПООП ДО, руководитель Центра дошкольного, общего, дополнительного и коррекционного образования, к.п.н., доцент, почетный работник общего образования РФ Москва, 2015 МИРЫ ДЕТСТВА: КОНСТРУИРОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Тарасова Наталья Владимировна, Тарасова Наталья Владимировна, член рабочей группы по разработке ФГОС ДО, член рабочей группы по разработке ФГОС ДО, разработчик ПООП ДО, руководитель Центра дошкольного, общего, дополнительного и коррекционного образования, к.п.н., доцент, почетный работник общего образования РФ Москва, 2015 Федеральный институт развития образования Министерство образования и науки Российской Федерации
Семинар 20 августа 2020 года по программе «Миры детства: конструирование возможностей».
2 2 МИРЫ ДЕТСТВА: КОНСТРУИРОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Примерная основная образовательная программа под редакцией Т.Н. Дороновой Научный руководитель Асмолов Александр Григорьевич Академик РАО, доктор психологических наук, профессор, директор ФГАУ «ФИРО»
3 МИССИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -создание предпосылок -создание предпосылок к полноценной деятельности в новом изменяющемся мире; содействие разным формам поиск активности ребенка — содействие разным формам поиска и активности ребенка; передача ценностей и норм общества — передача ценностей и норм общества, способствующих позитивной социализации детей. 3
4 ОСОБЕННОСТИ ФГОС ДО Основной целью Стандартомосвоение образовательной программы и достижение целевых ориентиров дошкольного образования. Основной целью образовательной деятельности, регламентируемой Стандартом — освоение образовательной программы и достижение целевых ориентиров дошкольного образования. 4
5 Основным структурным элементом Стандарта «деятельность» Основным структурным элементом Стандарта является категория «деятельность» 5
6 ОСОБЕННОСТИ ФГОС ДО видах общения и деятельности; 2.1 Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности; видам деятельности 2.4 создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; 6
9 МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГРАММЫ культурно-историческая методология культурно-историческая методология развития; системно-деятельностный подход системно-деятельностный подход к проектированию ФГОС ДО; культурно-историческая педагогика культурно-историческая педагогика содействия. 9
10 ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ Поддержка разнообразия детства. Сохранение уникальности и самоценности детства; Инвариантность ценностей и ориентиров дошкольного образования при вариативности средств достижения целей ФГОС ДО; Приобщение к познанию через различные виды деятельности ( игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность); Позитивная социализация и индивидуализация дошкольного образования; Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых; Сотрудничество Организации с семьей; Возрастная адекватность образования; Развивающее образование. 10
Знакомство с программой «Миры детства: конструирование возможностей»
11 НОВЫЕ СРЕДСТВА – реструктуризация содержания образовательной деятельности; – изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка; – рациональная организация развивающей предметно-пространственной среды; – эффективное взаимодействие детского сада с семьей. 11
12 СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Цели и задачи реализации Программы 1.2. Пояснительная записка 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Сюжетная игра 2.2. Продуктивная деятельность 2.3. Познавательно-исследовательская деятельность 2.4. Игра с правилами 2.5.
Музыка 2.6. Чтение художественной литературы 2.7. Физическая культура 12
13 СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Роль педагогов-предметников и специалистов в образовательной деятельности детского сада 3.2. Взаимодействие с семьей 3.3. Алгоритм тематического планирования 3.4. Организация развивающей предметно- пространственной среды 3.5. Педагогическая диагностика Приложения
14 ПРИЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ Приложения 1-4 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 3 РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 14
15 Целевые ориентиры- овладевает основными культурными способами положительно относится хорошо владеет способен к волевым может следовать социальным нормам поведения и правилам Целевые ориентиры- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности (сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность), положительно относится к окружающему миру и самому себе, хорошо владеет устно речью, способен к волевым усилиям и может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. 15
16 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Цель Программы — проектирование социальных ситуаций развития ребенка, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно- исследовательскую деятельность и другие формы взаимодействия детей и взрослых. 16
17 СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Первый подход — предоставляется возможность выбора занятий в специально организованной предметной среде. Второй подход — охват бесконечного множества составляющих любой образовательной области (задача довольно сложная для педагога-практика, не говоря уже о родителях ребенка). Третий подход к образовательной деятельности — взрослый подбирает для ребенка те культурные практики, которые считает нужными и полезными, и показывает ему способы их осуществления. Третий подход к образовательной деятельности — взрослый подбирает для ребенка те культурные практики, которые считает нужными и полезными, и показывает ему способы их осуществления. КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ — традиционные виды детской деятельности 17
18 СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ программа предполагает возможность отбора содержания образования с учётом интересов ребенка программа предполагает возможность отбора содержания образования с учётом интересов ребенка (распределение привычного содержания занятий, которые имеют смысл для ребенка в образовательном процессе в целом, и в конкретном календарном плане в частности). 18
19 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ СЮЖЕТНАЯ ИГРА В ПРОГРАММЕ рассматриваются две культурные формы игры: Сюжетная игра и Игра с правилами СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: – свободный выбор и необязательность; – внутренняя цель, заключающаяся в самом процессе деятельности; – обособленность от других форм жизнедеятельности пространством или временем. 19
20 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Работа взрослых разбита в соответствии с типами проекции события в игре: функциональной, ролевой и пространственной. функциональной, ролевой и пространственной. Функциональная проекция Функциональная проекция – осуществление условных предметных действий; Ролевая Ролевая – ролевой диалог со сверстником; Пространственная Пространственная – выстраивание игрового предметного пространства. 20
21 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ИГРА С ПРАВИЛАМИ основанием для классификации которых является тип компетенции играющего: Целью развития игры с правилами — является передача взрослым ребенку культурных способов ее осуществления в различных культурно-смысловых контекстах, основанием для классификации которых является тип компетенции играющего: – игры на физическую компетенцию, подразумевающие состязание на подвижность, ловкость, выносливость; – игры на умственную компетенцию (внимание, память, комбинаторика); – игры на удачу, где исход игры определяется вероятностью и не связан со способностями играющих. 21
22 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ детской активности – рисование, конструирование, лепка и аппликация. В данном разделе рассматриваются несколько видов детской активности – рисование, конструирование, лепка и аппликация. Продуктивная деятельность — детская активность, направленная на превращение исходного материала в конкретный продукт, оформленный в соответствии с поставленной целью. Продуктивная деятельность — детская активность, направленная на превращение исходного материала в конкретный продукт, оформленный в соответствии с поставленной целью. Типы занятий : – работа по образцам; – работа с незавершенными продуктами; – работа по графическим схемам; – работа по словесному описанию цели-условия. 22
23 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — направлена на постижение свойств объектов и явлений окружающего мира, выяснение связей между ними и их упорядочивание и систематизацию. Культурно-смысловыми контексты: 1) опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами; 2) коллекционирование (классификационная работа); 3) путешествие по карте; 4) путешествие по «реке времени». 23
24 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ МУЗЫКА Основной целью, представленной в разделе «Музыка», является развитие у ребенка инициативы слушания музыкальных произведений и самостоятельной музыкальной деятельности.Задачи: – развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений музыкального искусства; – формирование элементарных представлений о видах музыкального искусства; – реализация самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей. 24
25 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ самоценное средство развития ребенка развитие у ребенка интереса к чтению следующие задачи: В Программе чтение художественной литературы предлагается как самоценное средство развития ребенка, и основной целью взрослого является развитие у ребенка интереса к чтению. Для реализации указанной цели перед взрослыми в семье и в детском саду стоят следующие задачи: – подбирать художественные тексты исходя из их развивающего потенциала и в соответствии с интересами ребенка (детей группы); – регулярно читать художественные тексты ребенку (детям группы); – использовать художественные тексты как смысловой фон для развертывания других культурных практик. 25
26 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Основной целью является развитие у ребенка потребности в движении (двигательной инициативы).Задачи: – приобретение опыта в основных движениях, в том числе необходимых при использовании доступных ребенку средств передвижения (велосипеда, лыж и пр.); – развитие умения контролировать свои движения и управлять ими; – развитие способности подчиняться правилам и социальным нормам; – развитие способности у ребенка участвовать в различных играх подвижного характера. Развитие указанных способностей должно укреплять эмоциональное благополучие ребенка. 26
27 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА 27 включенность взрослого в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время занятия (при соответствующей организации рабочего пространства); открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).
28 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Педагогическая диагностика Нормативные карты развития Н.А. Коротковой и П.Г. Нежнова В основу нормативных карт положены два параметра оценки ребёнка: — учёт интегральных показателей развития ребенка в дошкольном возрасте (интеллектуальных и мотивационных характеристик деятельности, две крайние нормативные точки 3 и 6-7 лет, точка качественного сдвига в психическом складе ребенка между 4-5 годами ); — учёт возрастающей активности, инициативности ребенка как субъекта деятельности в различных жизненных сферах 28
29 ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ИНИЦИАТИВНОСТИ РЕБЕНКА 1) творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление); 2) инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи); 3) коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи); 4) познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения). 29
30 30 Сферы инициативы — характер самореализации в разных видах культурной практики Интеллектуально-мотивационныехарактеристикидеятельности Направления развития 1 уров.2 уров.3 уров. 1)творческаяинициатива (в сюжетной игре) воображение-образное мышление 2) инициатива как целеполагание и волевое усилие (в продуктивной деятельности) произвольность, планирующая функция речи 3) коммуникативная инициатива (в совместной игровой и продуктивнойдеятельности) эмпатия, коммуникативная функция речи 4) познавательная инициатива — любознательность (в познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности) пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения типично в 3-4 года типично в 4-5 лет типично в 6- 7 лет
32 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ РППС должна: обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка; обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка; побуждать детей к деятельности; побуждать детей к деятельности; способствовать развитию самостоятельности и творчества; способствовать развитию самостоятельности и творчества; обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка; обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка; должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся. должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся. 32
33 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ ПРОГРАММА ПРОГРАММА предусматривает регулярную и целенаправленную образовательную деятельность не только в детском саду, но и в семье («Детский календарь»). «Детский календарь» разнообразные типы занятий по реализации Стандарта с детьми от 3-х до 7-ми лет в семье по четырём направлениям (культурным практикам): «Детский календарь» представляет собой печатный материал, который содержит разнообразные типы занятий по реализации Стандарта с детьми от 3-х до 7-ми лет в семье по четырём направлениям (культурным практикам): Сюжетная игра и игра с правилами; Продуктивная деятельность; Познавательно-исследовательская деятельность; Чтение художественной литературы. 33
34 Спасибо за внимание! Спасибо за внимание! 34
Источник: www.myshared.ru
Миры детства: конструирование возможностей. Примерная основная образовательная программа под редакцией Т.Н. Дороновой
МИРЫ ДЕТСТВА:
КОНСТРУИРОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Примерная основная образовательная программа
под редакцией Т.Н. Дороновой
Научный руководитель
Асмолов Александр Григорьевич
Академик РАО, доктор психологических наук,
Директор ФГАУ «ФИРО»
2.
Программа «Миры детства» включает три раздела:
целевой;
содержательный;
организационный.
3.
Целевой раздел программы включает:
цели и задачи реализации Программы
пояснительную записку;
4.
Цели и задачи реализации Программы:
Целью программы «Миры детства» является обеспечение эмоционального благополучия и
положительного отношения детей к себе, к другим людям, к миру, их полноценное развитие в
следующих сферах:
социально-коммуникативной;
познавательной;
речевой;
художественно-эстетической;
физической.
5.
Цели и задачи реализации Программы:
– охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
– обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период
дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального
статуса;
– обеспечения преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего
образования;
– создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
– объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества;
– формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
– формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным
особенностям детей;
– обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
6.
Пояснительная записка:
В соответствии с требованиями Стандарта образовательная деятельность должна строиться таким образом,
чтобы ребенок становился субъектом собственной активности, а его деятельность служила основным средством
собственного развития. Это подразумевает внедрение инновационных форм осуществления образовательного
процесса, пересмотр отношений взрослый – ребенок.
Другим требованием Стандарта является иное, чем ранее, представление о содержании образования. В целом оно
сводится к освоению ребенком различных культурных практик, а не к приобретению конкретных знаний, умений
и навыков.
Реализация новых требований подразумевает новый подход к образованию, отличный от тех, которые
использовались ранее. Некоторые из возможных новых подходов к образованию предлагаются в этой Программе.
Содержание Программы заключается в описании новых средств, которые ранее широко не использовались, и с
помощью которых взрослый может направлять инициативу ребенка в различных культурных практиках.
К средствам, которые позволяют направлять в педагогически ценном русле инициативу ребенка, а не ущемлять
ее, которые дают возможность дошкольному образовательному учреждению реализовать Стандарт, мы относим:
– изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;
– реструктуризацию содержания образовательной деятельности;
– рациональную организацию предметно-пространственной среды;
– эффективное взаимодействие детского сада с семьей.
7.
8.
Содержание совместной деятельности взрослого с детьми заключается в
осуществлении следующих культурных практик:
сюжетной игры;
игры с правилами;
продуктивной деятельности;
познавательно-исследовательской деятельности;
чтении художественной литературы;
музыка;
физическая культура
Речевое развитие вынесено в приложение к программе.
9.
Поддержка взрослым детской активности в направлении развития:
творческой инициативы;
инициативы как целеполагания и волевого усилия;
коммуникативной инициативы;
познавательной инициативы.
10.
Создание предметно-пространственной среды как средства активизации свободной
самостоятельной деятельности детей, содержащей:
материалы для сюжетной игры (ролевые атрибуты (игрушки-персонажи), предметы оперирования и маркеры
игрового пространства);
материалы для игры с правилами (игры на физическую компетенцию, игры на удачу и умственную компетенцию);
материалы для продуктивной деятельности (для рисования, аппликации, лепки и синтетических видов
продуктивной деятельности);
материалы для познавательно-исследовательской деятельности (объекты для исследования в действии, образносимволический и знаково-символический материал).
11.
12.
Алгоритм тематического планирования
В реальном образовательном процессе все культурные практики являются взаимодополняющими.
Отправной точкой для составления плана должен быть выбор тематических оснований. В качестве временной
единицы тематического планирования целесообразно использовать один месяц. Это достаточный срок, чтобы
охватить развивающие задачи каждой культурной практики во всей полноте.
Тематикой для планирования могут стать:
– Реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (листопад, Олимпиада и
др.).
– Воображаемые события, описываемые в художественном произведении.
– События, специально смоделированные взрослым (например, появление в группе некоего необычного
предмета).
– Субкультурные события, происходящие с детьми группы (просмотр мультфильма, коллекционирование
фантиков или вкладышей определенной тематики).
– Содержание «ДК».
13.
Организация развивающей предметно- пространственной среды
В Программе образовательная деятельность делится на два основных образовательных блока: совместную
партнерскую деятельность взрослого с детьми и самостоятельную деятельность детей.
Если в первом блоке основную роль закономерно выполняет взрослый, то во втором большое значение
приобретает предметная среда. Разумно спроектированная среда облегчает работу воспитателя, позволяет
сделать образовательный процесс более эффективным, жизнь детей – интересней.
Общие принципы, рассмотренные в данном разделе, относятся к проектированию материальной среды в
целом, и могут использоваться при создании предметно-пространственной среды любых пространств, где
ребенок осуществляет свою жизнедеятельность.
14.
Педагогическая диагностика
Воспитатель, работающий с детьми, так или иначе оценивает ребенка. Для практической работы важно знание
формальных нормативных характеристик детей. Несмотря на различия в темпах их развития, своеобразие их
психологических качеств, необходимо представлять в общем виде норму, что позволит своевременно устранять
перекосы в развитии.
Для этого в Программе предлагается использовать нормативные карты развития, разработанные Н.А. Коротковой
и П.Г. Нежновым. В основу нормативных карт положены два критерия оценки.
Первый критерий – это интегральные показатели развития ребенка в дошкольном возрасте, а именно –
интеллектуальные и мотивационные характеристики его деятельности. Развитие ребенка фиксируется в двух
крайних нормативных точках, соответствующих началу и концу дошкольного детства – в 3года и в 6-7 лет, а
также в точке качественного сдвига в психическом складе ребенка – между 4-5 годами.
Второй критерии оценки, положенный в основу нормативной карты развития, – это активность, инициативность
ребенка как субъекта деятельности в различных жизненных сферах.
15.
Таким образом. Примерная основная образовательная программа «Миры детства» направлена
на решение современных целей и задач дошкольного образования, сформулированных в
Федеральном государственном стандарте дошкольного образования.
Создание благоприятной социальной ситуации развития для каждого ребенка возможно лишь
при использовании конкретных методов, не получивших ранее широкого распространения в
педагогической практике.
Образовательная деятельность в программе основывается на партнерских отношениях
взрослого и ребенка, рациональном научно-обоснованном построении образовательного
процесса и предметно-пространственной среды, реальном взаимодействии семьи и детского
сада и ряде других взаимосвязанных методов, позволяющих воплотить идеи Федерального
государственного стандарта на практике.
Источник: ppt-online.org
Татьяна Доронова — Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. «Миры детства: конструирование возможностей»
Здесь можно скачать бесплатно «Татьяна Доронова — Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. «Миры детства: конструирование возможностей»» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «АСТ»c9a05514-1ce6-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2015. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. «Миры детства: конструирование возможностей»
Издательство:
Литагент «АСТ»c9a05514-1ce6-11e2-86b3-b737ee03444a
978-5-17-089377-5, 978-5-271-43728-1
99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.
Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.
Описание книги «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. «Миры детства: конструирование возможностей»»
Примерная основная образовательная программа «Миры детства: конструирование возможностей» направлена на реализацию современных целей и задач дошкольного образования, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования на основе методологии культурно-исторического понимания детства Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.
Образовательная деятельность в программе основывается на партнерских отношениях взрослого и ребенка, рациональном, научно обоснованном построении образовательного процесса и предметно-пространственной среды, реальном взаимодействии семьи и детского сада и ряде других взаимосвязанных методов, позволяющих воплотить идеи Федерального государственного образовательного стандарта на практике.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей» разработана в «Федеральном институте развития образования» Министерства образования и науки РФ в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования: Миры детства: конструирование возможностей
Рецензенты: доктор психологических наук, профессор О.А. Карабанова, кандидат педагогических наук Э.Ф. Алиева, кандидат педагогических наук О.Р. Радионова.
Авторы: Т.Н. Доронова, О.Е. Веннецкая, С.Г. Доронов, Г.В. Кузнецова, Л.А. Ремезова, М.А. Рунова, Н.В.
Тарасова, Е.Г. Хайлова
Научные руководители: А.Г. Асмолов, Т.Н. Доронова
Образовательная деятельность в детском саду, отвечающая требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее в тексте – Стандарт), должна быть направлена на обеспечение познавательного, физического, эмоционально-эстетического и социально-этического развития детей дошкольного возраста.
Основной целью образовательной деятельности, регламентируемой Стандартом, является освоение образовательной программы и достижение целевых ориентиров дошкольного образования. Вместе с тем в соответствии с требованиями Стандарта образовательная деятельность должна строиться таким образом, чтобы ребенок становился субъектом собственной активности, а его целенаправленная и осознанная деятельность служила основным средством собственного развития. Это подразумевает внедрение инновационных форм осуществления образовательного процесса, пересмотр отношений взрослый – ребенок.
Другим требованием Стандарта является иное, чем ранее, представление о содержании образования. В целом оно сводится к освоению ребенком различных культурных практик, а не к приобретению конкретных знаний, умений и навыков.
Реализация новых требований подразумевает новый подход к образованию, отличный от тех, которые использовались ранее. На наш взгляд, незначительными, косметическими изменениями традиционного программного содержания, сводящимися в большинстве случаев к редактированию заголовков, уже не обойтись. Требуется системная и качественная реконструкция всего содержания и форм дошкольного образования. Некоторые из возможных новых подходов к образованию предлагаются в этой Программе.
К средствам, которые позволяют направлять инициативу ребенка в педагогически ценном русле, а не ущемлять ее, которые дают возможность дошкольному образовательному учреждению реализовать Стандарт, мы относим:
• изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;
• реструктуризацию содержания образовательной деятельности;
• рациональную организацию предметно-пространственной среды;
• эффективное взаимодействие детского сада с семьей.
Авторский коллектив выражает особую признательность Н.А. Коротковой, научные труды которой содействовали разработке данной программы.
1. Целевой раздел
1.1. Цели и задачи реализации Программы
Целью программы «Миры детства: конструирование возможностей» (далее в тексте – Программа) является поддержка разнообразия детства, конструирование возможного мира ребенка посредством проектирования социальной ситуации его развития в совместной деятельности со взрослым.
Цели Программы реализуются через решение следующих задач: – охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
– обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
– обеспечения преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования;
– создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
– объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
– формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
– формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
– обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.1.1. Взаимодействие взрослого с ребенком
Общеизвестно, что развитие ребенка, его образование осуществляется через взаимодействие со взрослыми, через самостоятельную деятельность в предметном окружении. Субкультурных взаимодействий со старшими детьми современный ребенок практически лишен. Поэтому основную роль в его развитии выполняют взрослые.
Взаимодействие взрослого и ребенка происходит преимущественно в двух социальных институтах – в семье и детском саду и осуществляется несколькими способами:
– ребенок наблюдает за деятельностью взрослых;
– ребенок непосредственно включен в совместную деятельность с ними;
– взрослый передает знания и образцы культуры в готовом виде, ребенок пассивно их воспринимает.
Сегодня хорошо известно, что последний способ образования (прямое обучение) не годится для дошкольника. Ситуация, когда учебная деятельность определяется мотивами взрослых, а собственные интересы ребенка остаются в стороне, приводит к ряду негативных последствий. Этот факт находил неоднократное подтверждение в психологических концепциях развития личности (Л.С. Выготский, А.Н.
Леонтьев), в психолого-педагогических образовательных системах (П.П. Блонский, О. Декроли, Дж. Дьюи).
Сегодня в силу ряда причин ребенок лишен возможности наблюдать за осуществлением взрослыми различных культурных практик: трудовая деятельность, как правило, совершается за пределами дома, а практическая бытовая деятельность носит однообразный характер. Поэтому ребенок не видит как трудятся взрослые и не может посильно помогать им. Кроме того, современные родители не всегда осознают ценность общения, игры, продуктивных форм деятельности. У них бытует мнение, что образование ребенка начинается лишь в тот момент, когда он приступает к освоению знаково-символических форм (букв, цифр и пр.).
В детском саду совместная деятельность взрослого с детьми тоже носит эпизодический характер – одному воспитателю сложно уделить должное внимание каждому ребенку группы. Как результат, сейчас в ДОО наиболее распространено прямое обучение, которое осуществляется путем разъединения культурных форм деятельности на отдельные составляющие.
Занятия по развитию отдельных психических функций – мышления, речи, памяти, которые обычно проводятся в детском саду, призваны компенсировать возникший дефицит естественных культурных форм деятельности. До известной степени такие формы обучения поощряются и родителями, так как они видят в этом «подготовку к школе».
В Программе, напротив, дошкольное образование понимается как осуществление ребенком различных форм активности совместно со взрослым и самостоятельно, в детском саду и в семье. В самостоятельной деятельности, которая все более набирает силу, и с помощью взрослого ребенок учится играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде мы называем процессом овладения культурными практиками.
Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выполняет роль партнера, а не учителя. Партнерские отношения взрослого и ребенка в детском саду и в семье являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению и образованию, основанному на идеях свободного воспитания.
Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Возможны два варианта реализации позиции «включенного» партнера. Он может ставить для себя цель и начинать действовать, предоставляя детям возможность подключиться к этой деятельности.
Такую позицию мы условно называем «партнер-модель». Другой подход в осуществлении партнерской позиции заключается в том, что взрослый предлагает детям цель: «Давайте сделаем…» Подобный подход также оставляет для детей возможность выбора. Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер. Такую позицию мы условно называем «партнер-сотрудник». Каждая из моделей может находить применение в зависимости от ситуации.
Источник: www.libfox.ru