Мировоззрение — это то, каким образом мы воспринимаем реальность и понимаем её.
Это наши принципы, установки, идеи об окружающих нас вещах: обществе, природе, человечестве.
Мировоззрение человека можно сравнить с очками. Кто-то смотрит на мир через призму своего жизненного опыта, кто-то — через призму религии.
Другие подвергают сомнению саму возможность познать окружающий мир.
Термин был использован впервые в начале 18 века в работах немецких философов.
Синонимы — идеология, система взглядов, жизненное кредо.
Какова структура мировоззрения?
Структура мировоззрения — это то, из чего мировоззрение состоит; то, что его формирует.
Так, мировоззрение формируется из:
- ваших знаний;
- идей;
- принципов (то есть вашей точки зрения);
- убеждений (непоколебимости по какому-либо вопросу);
- идеалов (ваших целей);
- духовно-нравственных ценностей (того, что не имеет денежной ценности. Это то, что вы считаете чрезвычайно важным исходя из вашей нравственности);
- жизненных установок.
Три функции мировоззрения
Мировоззрение — неотъемлемая часть жизни человека, так как оно направляет человека.
1.1.2. Ценности и знания как основа мировоззрения человека
Основываясь на своём мировоззрении, человек принимает решения и действует.
- Познавательная функция (или гносеологическая). Мировоззрение не только формируется из наших знаний, но и даёт нам знания.
- Ценностно-ориентационная функция (аксиологическая). Эта функция отвечает за формирование у человека жизненных ценностей.
- Практическая функция. Мировоззрение влияет на действия человека.
Основные элементы мировоззрения
Мировоззрение человека можно поделить на элементы:
- Мироощущение: это наши эмоции и чувства. То, как мы ощущаем мир.
- Мировосприятие: это картина мира, которая сформировалась у человека. То, как он к нему относится.
- Миропонимание: основано на полученных знаниях и опыте. То, как человек смотрит на мир, его взгляды.
- Мироотношение: это мироощущение + миропонимание = наше отношение к миру и система наших взглядов на какие-либо вопросы.
- Менталитет: это мировоззрение, но не одного человека, а группы людей: нации или этнической группе людей.
Каковы типы (формы) мировоззрения?
В зависимости от того, с чем мы сталкивается в жизни, наше мировоззрение может принимать следующие формы.
- Мифологическое мировоззрение. Человек воспринимает мир как какое-то мифологическое существо. Он верит в легенды и сказания о богах. А информацию о том, как устроен мир, человек черпает из мифов и легенд.
- Теологическое (или религиозное) мировоззрение. Его основа — это вера в Бога. Человек строго следует религиозным нормам и воспринимает мир через них).
- Философское мировоззрение. Оно строится на объединении его духовных ценностей с жизненным опытом.
- Научное мировоззрение основывается на научных результатах и достижениях. Человек ощущает и воспринимает мир только через научный опыт.
- Обыденное мировоззрение. Это знания и опыт, которые человек получил из своей жизни, то есть его житейский опыт.
Мировоззрение и его уровни
Выделяют два уровня мировоззрения: рационально-теоретический и жизненно-практический.
1.1. Мировоззрение человека.
Рационально-теоретический уровень
Это такой уровень, на котором наш разум изучил полученные знания, проанализировал их и пришёл к определенным умозаключениям.
На этом уровне мировоззрение человека — это система его понятий и умозаключений.
Жизненно-практический уровень
На этом уровне наше мировоззрение основано только на опыте, на тех убеждениях, к которым мы пришли, потому что прожили их.
Например, жизненный опыт может подсказывать, что если человек игнорирует хамство, то у него не портится настроение. Поэтому его установкой в жизни может быть вежливость к окружающим.
А что насчёт видов мировоззрения?
И напоследок, по видам мировоззрение разделяют на:
- Догматизм. Наше мировоззрение строится на уже существующих догмах, то есть правилах и теориях. Например, в религиозном мировоззрении мы берём догмы из религии и следуем им. Они направляют наши решения и действия.
- Разумный критицизм. В этом случае мы понимаем, что мировоззрение может изменяться. Подвергаем действительность разумному сомнению.
- Скептицизм. Это тип нашего мышления, когда мы сомневаемся в самой возможности познания мира или в тот, что мы правильно понимаем. Это постоянное обдумывание и размышление.
Дата обновления 05/10/2020.
Источник: www.uznaychtotakoe.ru
Важно ли для человека его мировоззрение
Любой человек обладает своеобразным мышлением и имеет право на личное мнение. У него есть личные взгляды на жизнь, на жизненные ситуации и свое понимание добра и зла. Через призму своих убеждений индивид смотрит на мир и строит понимание окружающего, а также ищет своё место в нём. Этому есть более точное название и объяснение:
Мировоззрение — это система оценки взглядов человека на разные вещи и жизненные ситуации, на основе которых выстраиваются их принципы, отношение к миру и к самим себе.
Человеческое мировоззрение строится на условиях бытия и моральных устоях окружающего общества. Это знание складывается у каждой личности и социальных групп, у которых совпадают взгляды на жизнь.
Функции мировоззрения
В жизни мировоззрение напоминает маяк. С его помощью человек ориентируется в мире и обществе, решает как реагировать на внешних раздражителей, понимает что для него важно, а что второстепенно и, наконец, чего желать. Чеканенные принципы дают личности покой и уверенность в его выборе и поступках.
Смена массово-общественных событий и внутренних ценностей ведёт к мировоззренческому кризису. Такая ситуация произошла при распаде СССР. Единственный способ справится с последствиями крушения идеалов — это попытается сформировать у себя новые, приемлемые законам морали. В этом вопросе может помочь специалист.
Мировоззрение есть сердцевиной культуры (научной, литературной, живописной и т.п.). Искусство действует на все стороны психики человека: на ум, на чувства, на волю. Но в остальном понимании культуры помогают слова.
Исторические типы мировоззрения
На протяжении своего проживания на планете люди продолжают открывать что-то новое в разных отраслях, даже когда официально перестают учения. Такие знания бывают обыденными, религиозными и научными. Но это не все виды, которые представляют мировоззрение людей.
В основные типы мировоззрения входят мифологическое, религиозное и философское.
Мифологический тип помог объяснить явления в природе, которые люди не могли пояснить. Так появились мифы, в которых фантастические события превышали разумные (причины смертельных болезней, дождь, снег, наводнения и т.п.) С легендами люди сформировали общие понятия плохого и хорошего, тьмы и света. Поэтому мифологическое объяснение занимает важную роль в мировоззрении общества.
Религиозный тип мировоззрения содержит в себе конкретные правила нравственного существования на земле, призывает к здоровому образу жизни и веру в устав без пояснений. Он объединяет общество, но также разъединяет представителей других религиозных групп.
Философский вид представляет большую свободу разума, а не эмоциональную, как в мифологическом типе. Тут дается право восприятия мира человеческому уму, без религиозных ограничений. И личность ощущает свободомыслие.
Недавно ученые выделили несколько другие виды мировоззрения: научный, обыденный и гуманистический.
Научные знания преподносятся на основе выводов и точных доказательств. Например, Земля круглая и т.п.
Обыденное знание состоит из опыта и выводов одной особи из её проживания. Например, порезавшись ножом, человек понимает, как аккуратнее им пользоваться.
Гуманистическое понятие призывает принимать человека с его идеалами и жизненными позициями. Не подвергать личность унижению в обществе из-за отличительных мнений. Но такой тактики не везде придерживаются.
Уровни мировоззрения
Понятие мировоззрения содержит три уровня:
- Первый — обыденный вид мышления, подчеркивающий жизненный опыт, здравый смысл, инстинкт и предчувствия. В него входит наибольшая часть общества.
- Второй уровень — более конкретный. Он включает знания человека состоящих из опыта в различных профессиях, науке, политике и искусства.
- Третий — наивысший. Он более философский. Он изучает развитие разума личности на духовном уровне, анализ ее поступков и поиск источника её же проблем. До такого уровня дотягиваются в основном выдающиеся люди и представители философской науки.
Мировоззрение выстраивается через мировосприятие. У людей разный процент позитивного и негативного осмысления, которые складывают более точные жизненные позиции в человеческом уме.
Позитивное мышление тянет личность к усложнению исторически-устоявшихся систем. В основе него лежит понятие прошлого, как единственная субъективная форма реальности.Такое осмысление лежит в основе жизни человечества на земле.
Негативное мышление наоборот притягивает упростить устоявшуюся систему. Суть этого вида в том, что прошлое — это уже пройденное время, настоящее — это подготовка к будущему, а будущее — есть их субъективной реальностью. Большая часть личностей с негативным мышлением составляет анти-систему.
Структура мировоззрения
Смысл мировоззрения состоит из знаний, правил, установок, принципов и идеалов. Разум человека принимает своё место в обществе, самого себя и учится жить с внешними раздражителями. Личность знакомится с миром и ориентируется в нём с помощью информации и устоявшимся правилам. С принципами она формирует своё место в обществе, создаёт свои ценности и определяет своё эмоциональное отношение к внешним раздражителям. А с устоявшимися идеалами человек развивается, формирует свой характер и двигается вверх по морально-интеллектуальной лестнице.
Конечно вышесказанное не полностью описывает структуру мировоззрения. Подобные понятия более объективные (знания и информация) и субъективные (принципы и идеалы).
Важное место структуры мировоззрения занимают убеждения. Они влияют на поведение индивида в обществе, в выборе его приоритетов самореализации в них. Первенства между формами структуры могут меняться и в одном сознании, и в массовом.
Мировоззрение в философии
Понятие «мировоззрение» окончательно заняло ячейку в научной деятельности немецкой классической философии в конце XVIII века. Но в дальнейшем приняло много изменений в своей структуре. Человечество продолжает развиваться, соответственно философия совершенствуется.
Философия (в переводе с др. греч. – любомудрие; любовь к мудрости) – это основная форма человеческого сознания, наука о мыслях человека, наука о появлении мира, природы и общества, учение об общих ценностях и принципах во благо общества. Эта наука взяла начало в VII-VI веках до н.э. в Китае, Индии и Древней Греции. С того момента философия стала основной и неизменной формой сознания, которой человечество интересовалось все последующие века.
Проживание людей на земле носит исторический характер. С каждым годом, десятилетием и веком меняются человеческие ценности, основы бытия и отношение к моральным устоям. В миропонимании каждой эпохи выделяется общий интеллектуальный и психологический настрой каждой страны, а также разных социальных сил, который называется менталитет. Такое течение позволяет условно охарактеризовать и обобщить взгляды любой национальности. Это показывает, что понятия мировоззрение и менталитет тесно переплетаются между собой.
В совокупности с философией мировоззрение принимает более осознанный вид. Одни материальные познания не строят понимания окружающего до конца. Философская наука вносит в знания смысл и помогает человеку развиваться не только умственно, но и «духовно». Таким образом он начинает мыслить гораздо шире. Но вещи, которые человечество не смогло объяснить, продолжают нести фантастический смысл.
Можно вывести три компонента, которые крепко связывают мировоззрение и философию: мировоззрения-знания, ценности и программы действия. При этом знания и ценности могут быть противоположными. Познанием движет стремление личности к объективной реальной истине, а ценности строят отношение к обществу, ставят цели, вызывают интерес к смыслу бытия.
Ценностный склад ответственный за нравственные и эстетические качества личности. Через соотношение познаний и идеалов происходит оценка происходящего. Впоследствии этой оценки познания — ценности уравновешиваются и приводятся в согласие. Так сочетается не сочетаемое — интеллект с эмоциями.
Мировоззрение в психологии
На формирование взглядов человека основное влияние дают разные факторы: семья, дет. сад, школа, средства массовой информации, книги, фильмы и т.п. В учебных заведениях для подростков и юношей выстраивают мировоззрение более диалектико-материалистически. Сутью такой подачи являются четыре правила:
– всё существующее вокруг независимо от нашего сознания;
– в мире всё взаимосвязано и развивается по конкретным законам;
– человек может и обязан получать достоверные знания о вселенной.
В разном возрасте человек по разному воспринимает мир и информацию о нём, поэтому в учебных заведениях формируется мировоззрение по определенным стадиям.
В дошкольном возрасте лежит начало формирования мировоззрения. Ребёнок учится существовать в мире. Изначально малыш видит мир целостно, затем начинает выделять основы и различать их. Общение с родителями, сверстниками вырабатывает связь с окружающим.
В детских садах учат ставить причинно-следственные связи (почему зимой нужно тепло одеваться) и находить решения проблемам (как найти Золушку по потерянной туфельке). Главную роль в создании мировоззрения на этом этапе роста играет художественная литература. В общении с людьми ребенок учится составлять отношения, строить поведение для выполнения общих правил.
В младшем школьном возрасте дети строят мировоззрение как на уроках, так и вне их. Школьники ведут активный вид деятельности и самостоятельно черпают информацию в книгах, журналах и в интернете. С помощью взрослого, ребенок может переварить полученную информацию и сформировать отношение к ней. В начальных классах, детей знакомят с явлениями природы и понятием социальной жизни на уровне представлений. Такой способ складывает основной фундамент в личное мнение.
Подростковый возраст — время комплектования собственного мировоззрения. Подросток строит контакт с миром уже на своём опыте и пережитых им ситуациях. В общеобразовательных школах начинают задавать вопрос «Кем ты хочешь стать». Ученик более осознанно ищет своё место в обществе.
Популярные способы в развертывании мировоззрения является выполнение лабораторных работ, проведение бесед, дискуссий, лекций, разных экскурсий. Как только подросток начинает различать плохое и хорошее внутренними эмоциями, то он начинает взрослеть.
На юношеском этапе возрастных изменений индивида способы развития мировоззрения остаются почти такими же как в подростковом возрасте: школьные уроки, лекции, общение в социальных группах и т.п. Но к ним еще присоединяются занятия в спортивных секциях, лекции более узкого профиля, чтение книг, просмотр кинофильмов, допризывная подготовка и служба в вооруженных силах. Изюминка в юношеском развитии в том, что девушки и парни пытаются принять свою жизнь как целостную, логическую цепочку, имеющую смысл. Но сложность юношеского периода отражается в желании молодёжи приносить пользу обществу и удовлетворять собственные стремления. Впоследствии сложности выбора между реальностью и потребностями могут начаться психологические проблемы.
Мировоззрение у взрослого человек развивается во время работы, самообразования, самовоспитания и жизненных обстоятельств.
В итоге хочется сказать, что мировоззрение человека — это целая вселенная. Благодаря разным принципам, идеалам и субъективным ценностям люди друг в друге открывают для себя что-то новое каждый день. Трансформация его ума и духа превращает личность в индивидуальность.
Источник: onona.online
Мировоззрение современного человека и влияние средств массовой информации на мышление в современном мире
Человек – существо разумное, способное мыслить и прогнозировать последствия своих поступков, искать средства для реализации своих целей. Все это определяет его миропонимание. Природные инстинкты, опыт, научная и практическая деятельность формируют систему взглядов, оценок и образное представление о мире. Функции мировоззрения заключаются в организации, осмысленности и целенаправленности деятельности индивида. То есть мировосприятие определяется убеждениями, жизненной позицией и морально-этическими ценностями.
Мировоззрение в психологии
На формирование взглядов человека основное влияние дают разные факторы: семья, дет. сад, школа, средства массовой информации, книги, фильмы и т.п. В учебных заведениях для подростков и юношей выстраивают мировоззрение более диалектико-материалистически. Сутью такой подачи являются четыре правила:
— всё существующее вокруг независимо от нашего сознания;
— в мире всё взаимосвязано и развивается по конкретным законам;
— человек может и обязан получать достоверные знания о вселенной.
В разном возрасте человек по разному воспринимает мир и информацию о нём, поэтому в учебных заведениях формируется мировоззрение по определенным стадиям.
В дошкольном возрасте лежит начало формирования мировоззрения. Ребёнок учится существовать в мире. Изначально малыш видит мир целостно, затем начинает выделять основы и различать их. Общение с родителями, сверстниками вырабатывает связь с окружающим.
В детских садах учат ставить причинно-следственные связи (почему зимой нужно тепло одеваться) и находить решения проблемам (как найти Золушку по потерянной туфельке). Главную роль в создании мировоззрения на этом этапе роста играет художественная литература. В общении с людьми ребенок учится составлять отношения, строить поведение для выполнения общих правил.
В младшем школьном возрасте дети строят мировоззрение как на уроках, так и вне их. Школьники ведут активный вид деятельности и самостоятельно черпают информацию в книгах, журналах и в интернете. С помощью взрослого, ребенок может переварить полученную информацию и сформировать отношение к ней. В начальных классах, детей знакомят с явлениями природы и понятием социальной жизни на уровне представлений. Такой способ складывает основной фундамент в личное мнение.
Как формируется мировоззрение?
Общая картина мира складывается в процессе воспитания, обучения и социализации в обществе. В целом формирование мировоззрения – это очень медленный и ступенчатый процесс и зависит от качества индивидуального знания. Молодые люди с недостаточным опытом и знаниями имеют неустойчивое мировоззрение, что делает их легкой мишенью для разных манипуляторов – политиков, представителей религии и т.д. По мере взросления система жизненных ценностей укрепляется, определяя поведение индивида и выступая руководством к действию.
Мировоззрение в философии
Понятие «мировоззрение» окончательно заняло ячейку в научной деятельности немецкой классической философии в конце XVIII века. Но в дальнейшем приняло много изменений в своей структуре. Человечество продолжает развиваться, соответственно философия совершенствуется.
Философия (в переводе с др. греч. — любомудрие; любовь к мудрости) — это основная форма человеческого сознания, наука о мыслях человека, наука о появлении мира, природы и общества, учение об общих ценностях и принципах во благо общества. Эта наука взяла начало в VII-VI веках до н.э. в Китае, Индии и Древней Греции. С того момента философия стала основной и неизменной формой сознания, которой человечество интересовалось все последующие века.
Проживание людей на земле носит исторический характер. С каждым годом, десятилетием и веком меняются человеческие ценности, основы бытия и отношение к моральным устоям. В миропонимании каждой эпохи выделяется общий интеллектуальный и психологический настрой каждой страны, а также разных социальных сил, который называется менталитет. Такое течение позволяет условно охарактеризовать и обобщить взгляды любой национальности. Это показывает, что понятия мировоззрение и менталитет тесно переплетаются между собой.
В совокупности с философией мировоззрение принимает более осознанный вид. Одни материальные познания не строят понимания окружающего до конца. Философская наука вносит в знания смысл и помогает человеку развиваться не только умственно, но и «духовно». Таким образом он начинает мыслить гораздо шире. Но вещи, которые человечество не смогло объяснить, продолжают нести фантастический смысл.
Можно вывести три компонента, которые крепко связывают мировоззрение и философию: мировоззрения-знания, ценности и программы действия. При этом знания и ценности могут быть противоположными. Познанием движет стремление личности к объективной реальной истине, а ценности строят отношение к обществу, ставят цели, вызывают интерес к смыслу бытия.
Ценностный склад ответственный за нравственные и эстетические качества личности. Через соотношение познаний и идеалов происходит оценка происходящего. Впоследствии этой оценки познания — ценности уравновешиваются и приводятся в согласие. Так сочетается не сочетаемое — интеллект с эмоциями.
Мировоззрение его виды и формы
Выделяют определенные компоненты мировосприятия:
- Знания
. Они могут быть научными, профессиональными и практическими. Это первый элемент любого мировоззрения. Чем объемнее круг знаний, тем тверже жизненная позиция. - Чувства
. Виды мировоззрения проявляют себя в соответствии с субъективной реакцией человека на внешние раздражители. В зависимости от психического состояния реакция может быть как положительной, и связанной с радостью и удовольствием, так и отрицательной, заключенной в печали, горе, страхе. Выделяют и нравственный вид – это долг, ответственность. - Ценности
. Понятие мировоззрения тесно связано с ценностями. Они могут быть значимыми, полезными и вредными, но их восприятие происходит через призму собственных целей, интересов и потребностей. - Поступки
– положительные и отрицательные. Так человек на практике проявляет собственные взгляды и идеи. - Убеждения
– тверды, волевые. Это совокупность личных и общественных взглядов, которые являются своеобразным двигателем и основой жизни. - Характер
– воля, вера, сомнения. На основании способности к самостоятельным и осознанным действиям, уверенности в себе, доверия к другим и самокритичности формируется и развивается мировоззрение.
Философское мировоззрение
Его определяют как системно-теоретическое. От мифологического мировосприятия оно отличается высокой ролью разума: если миф в качестве опоры использует эмоции и чувства, то философия использует логику и доказательность. Этот тип мироощущения изучает силы, правящие миром. Философия и мировоззрение одновременно возникли в Древней Индии, Китае и Греции.
При этом мироощущение может существовать вне философии, но сама философия формирует мировоззрение. Философское знание элитарно и доступно не всем. Редкие ученые мужи увлекаются им.
Религиозное мировоззрение
Оно возникло на базе мифологического и основано на вере в сверхъестественные силы. По мере развития религиозных течений уходили в небытие многие мифологические черты, а остались жесткий догматизм и система моральных заповедей. Типы мировоззрения, включающие благочестие и святость, подразумевают зависимость от высших сил. В основе такого мировосприятия лежит страх перед неведомым. Целостное религиозное мировоззрение сформировалось, когда появились непререкаемые системы догматов, заповеди, определяющие греховность и святость тех или иных помыслов и поступков.
Мифологическое мировоззрение
Этот тип сформировался в условиях первобытного общества, когда в основе лежало образное восприятие мира. Мифология тесно связана с язычеством и выступает совокупностью мифов, одухотворяя материальные предметы и явления. Такое мировоззрение человека замешано на сакральном и профальном, но в основе лежит вера. По традиции последователь такого мироощущения способен подняться до уровня бога, а все сложившиеся мифы были полезны с практической точки зрения и являлись руководством к действию.
Научное мировоззрение
Это миропонимание возникло как противоположность мифологическому и религиозному. Научная картина мира основывается на понятиях закона и закономерности. Основные типы мировоззрения – мифологическое и религиозное опираются на выдуманные, произвольные и сверхъестественные причины, а наука развивается в ходе усложнения труда, решения практических задач. Такое прогрессивное мировоззрение предоставляет возможность из ранее полученных знаний черпать новые. Рациональность, перенесенная на религию и мифологию, дала толчок к развитию философии.
Обыденное мировоззрение
Такое мироощущение формируется само по себе у каждого человека и является ядром здравого смысла. Особенности мировоззрения заключаются в том, что отчасти его развитие зависит от генетической наследственности. В ходе воспитания родителями, общения с друзьями и близкими, контакта с окружающей средой формируются ценности, приоритеты и жизненные установки, которые к половому созреванию обретают черты вполне определенного мировоззрения. Важнейшее значение в этом процессе имеют особенности родного языка и степень его усвоения, а также трудовая и орудийная деятельность.
Историческое мировоззрение
В истории типы мировосприятия остаются теми же – это мифологическое, религиозное и философское. Тем, кто интересуется, какое бывает мировоззрение, стоит сказать, что первым был миф – выдуманный сюжет, плод народного воображения. Религия тесно связана с мифологией: обе они предполагают присутствие мифологической системы и предусматривают основу мифов на вере. Философия выступает особым способом познания, ведь что такое мировоззрение – это теория или наука, изучающая фундаментальные принципы бытия и познания.
Менталитет общества
Менталитет общества – это уже придуманные, зафиксированные, отработанные и вживленные в общество традиции, догмы, правила, убеждения и верования, которые позволяют государству в целом сохранять свои позиции и границы. Каждый человек должен их усвоить, чтобы своими действиями и эмоциональными реакциями не противоречить им. В противном случае его будут считать странным, необычным, возможно, неприятным, даже изгоем.
Если человек не принимает устои общества и не живет по ним, его называют маргиналом – изгоем. Сам же менталитет не является логическим умозаключением, правилами, которые истинны в любых обстоятельствах, законами природы и пр. Менталитет – это культурные традиции, шаблоны, стереотипные мировоззрения и уже обозначенные эмоциональные реакции на те или иные явления. Другими словами, общество вам уже говорит о том, как вы должны реагировать, поступать и что думать в тех или иных ситуациях при столкновении с теми или иными явлениями, предметами.
Менталитет – это границы дозволенного, фон, на котором может жить человек. Что он будет думать, как реагировать и как действовать, уже выбирать ему. Однако он не должен выходить за границы дозволенного. Менталитет – это рамки, в пределах которых человеку позволено выбирать, жить и развиваться. Общество дает направление, а человек уже выбирает из того, что ему позволено.
Формирование и усвоение менталитета занимает 12 лет. Начинается усвоение с 3-летнего возраста и заканчивается в 16 лет.
Как поменять мировоззрение?
Мировосприятие способно претерпевать изменения в ходе взросления человека, обретения новых знаний. Нередко случается так, что после какого-то события люди полностью меняют свою жизнь и взгляды на нее. Заядлые атеисты становятся воцерковленными людьми, а опытные бизнесмены бросают все и уединяются в каком-нибудь тихом местечке. Мировоззрение личности можно совершенствовать, стремиться к нравственным идеалам, познавая новое, общаясь с разными людьми, путешествуя. Необходимо много читать – психологической, философской литературы.
Типы менталитета
Выделяют такие типы менталитета:
- По образу мировосприятия:
- Религиозный.
- Городской.
- Сельский.
- Национальный.
- Гражданский.
- Военный.
- По историческим этапам формирования:
- Варварский – главными является сила, отсутствие страха смерти, половая принадлежность, стойкость. Главной является семья: если кто-то на нее посягнет, он будет покаран. К политике человек относится прохладно.
- Аристократический – провозглашаются смелость ради устранения слабости. Человек становится верным долгу, придерживается половой избирательности, изысканных манер.
- Интельский – главными становятся коллективные интересы, возрастает страх смерти, опасение боли, повышается работоспособность, происходит отречение от богатых излишеств.
- Буржуазный – главными являются расчетливость, экономичность, устремленность к власти, трудоголизм. Человек желает получить все и сразу. Семья теряет свою ценность, а моральные принципы и религия применяются в зависимости от обстоятельств.
Мировоззрение современного человека
В период распада СССР возник мировоззренческий кризис, явившийся следствием крушения идеалов и не успевшими сформироваться новыми. В эру потребления, характерную для настоящего времени, такие нравственные ориентиры, как долг, честь, ответственность утратили свое значение. «Ты этого достоин» – слышит каждый с экранов телевизора и стремится соответствовать. Современное мировоззрение в эпоху глобализации заключается в снижении значения национальной культуры и отчуждении ее ценностей.
Смысл жизни человек стал видеть в получении удовольствий. Теряется связь с родной землей, предками, иными стали отношения в браке, принципы воспитания детей. При этом появляется все большее количество людей, осознающих необходимость перемен. Мировоззрение в психологии стало более гуманистическим. Человек хочет быть в гармонии с самим собой, природой и другими людьми.
Растет число храмов, благотворительных фондов и организаций по защите окружающей среды.