Минусы и плюсы программы юный эколог

По утверждению ученых, человечество идет к экологической катастрофе. За последние десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды приняли глобальный характер. Бурный научно-технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование привели к нарушению экологического равновесия.
В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей, а это возможно лишь при условии реализации идеи непрерывного экологического образования и воспитания.

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра психолого-педагогического образования

Реферат по образовательным программам для детей дошкольного возраста

«Программа «Юный эколог»»

Юный эколог

студентка группы ППО-22

Старцева Анна Игоревна

Мухамадиярова Гузель Флюровна

Цели и задачи программы……………………………………………………… …8

Принципы реализации программы и ее диагностика…………………………..10

Эффективность программы……………………………………………………… 12

По утверждению ученых, человечество идет к экологической катастрофе. За последние десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды приняли глобальный характер. Бурный научно-технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование привели к нарушению экологического равновесия.

В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей, а это возможно лишь при условии реализации идеи непрерывного экологического образования и воспитания.

Первая ступень непрерывного экологического образования осуществляется на этапе дошкольного детства.

Существующие программы для детского сада содержат раздел ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует педагогов на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за обитателями уголка природы.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию экологического сознания, культуры природопользования. Для этого разрабатываются парциальные программы, которые позволяют более углубленно работать над проблемой экологического образования дошкольников.

Одной из таких программ можно назвать программу «Юный эколог» Николаевой С.Н.

ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Программа «Юный эколог» — парциальная программа и технология экологического воспитания дошкольников, разработанные к. п. н. С. Н. Николаевой. П. включает работу по следующим направлениям: организация природной зоны в помещении детского сада и на его территории, формирование начал экологической культуры у детей и развитие экологической культуры у взрослых (воспитателей и родителей). Программа состоит из 5 разделов: 1-2 разделы посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания, 3 раздел прослеживает их роль в процессе роста и развития растений и животных, 4 раздел раскрывает взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать, 5 раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой.

Название программы: «Юный эколог»

3 уровень системы: это эколого-педагогические технологии, включающие в себя разнообразные педагогические мероприятия и виды деятельностей, построенные на экологическом содержании в полном соответствии с сезонами на всю протяженность учебного для каждой возрастной группы. Все технологии для детей от 2-7 лет

составляют единую воспитательно-образовательную систему формирования у детей начал экологической культуры на этапе дошкольного детства.

Каждая технология имеет одинаковое строение: на протяжении учебного года в нее включаются циклы наблюдений за объектами природы ближайшего окружения, ежедневно дети участвуют в создании необходимых условий обитателям уголка природы. С дошкольниками проводятся регулярные занятия, заполняются календари природы – графически моделируют наблюдаемые в природе явления. Важным компонентом технологий является чтение на протяжении учебного года соответствующей возрасту природоведческой литературы – произведения одного автора: в средней группе – это рассказы и иллюстрации Е.Чарушина, в старшей – сказки В.Бианки, в подготовительной – «Экология в картинках» В.Танайсийчука. Ребенок, уходя в школу, обладает новым качеством личности – экологической культурой, объем и проявления которой адекватны возрасту.

4 уровень: огранизационно-управленческий – касается взрослых, осуществляющих воспитание детей в пространстве их жизнедеятельности.

На этом уровне сотрудники детского сада создают условия для экологического воспитания, развивают свою экологическую культуру и реализуют ее в своей профессиональной деятельности. Как не может человек, не владеющий игрой на фортепьяно, научить играть на этом инструменте другого, так и воспитатель с неразвитой экологической культурой не могут полноценно осуществлять экологический процесс с детьми.

Ведущая идея классической экологии – морфофункциональная приспособленность всех живых организмов к среде обитания – хорошо адаптируется к уровню познания дошкольников.

С 1993 года программа широко апробируется в дошкольных учреждениях страны.

Источник: www.yaneuch.ru

Обзор программы С. Н. Николаевой «Юный Эколог» для педагогов ДОУ
консультация (старшая группа)

«Детский сал № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области

Подготовила: Чупрова Инна Андреевна,

воспитатель 1кв. к.

МДОБУ ДС № 5 Тынденок

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с

безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, природе, вечный источник детского разума»

В. А. Сухомлинский

В нашем детском саду программа экологического воспитания в детском саду «Юный эколог» под редакцией С. Н. Николаевой взята как вариативная часть к основной программе. Эта программа разработана на основе теоретических и практических исследований в области экологического воспитания дошкольников, проводимых автором на протяжении многих лет в Российской академии образования. И с 1993 года широко апробируется в различных регионах России. Она имеет методическое обеспечение и разработки конкретных технологий для практической работы с детьми разных возрастных групп.

Цель: формирование у детей интереса и любви к природе, творческого применения в повседневной жизни полученных знаний.

Читайте также:
Как назвать спортивную программу для детей

1.Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.

2. Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно-следственные связи.

3. Формировать экологическую культуру ребёнка, воспитывать духовно богатую личность.

• Знать и называть некоторых домашних животных.

• Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.

• Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.

• Правильно взаимодействовать с окружающим миром.

• Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами. Делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

• Знать и называть некоторых домашних животных.

• Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.

• Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.

• Правильно взаимодействовать с окружающим миром.

• Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами. Делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

• Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

• Ухаживать за растениями. Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.

• Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

• Делать элементарные выводы и умозаключения.

• Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.

• Иметь представление о родном крае.

• Уточнять представление детей о растениях (травы, деревья)

• Рассматривать комнатные растения (выделять листья, цветы)

• Наблюдать за домашними животными, знакомить с домашними птицами (петушок, курочка с цыплятами)

• Знакомиться с птицами на участке детского сада (ворона, воробей, сойка, синица, сорока, снегирь, голубь, дятел, поползень). Формой подведения итогов реализации программы являются: экологические праздники, викторины и т.д.

Условия реализации программы:

Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы благоприятные условия:

  • Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада:

1) групповые уголки природы, подобраны и размещены растения в соответствии с их биологическими особенностями;

2) территория детского садика: зеленые насаждения, цветник и огород, организована «Экологическая тропа»

  • Фонд методических, наглядно — иллюстрированных материалов.

Реализация программы осуществляется в форме проведения НОД, наблюдений, экспериментов, праздников с детьми.

В программе представлено семь разделов.

  • Первый раздел – это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ.
  • Следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания.
  • Четвертый прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных.
  • В пятом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Подразделы, отмеченные звездочкой, изучать с детьми необязательно, они могут быть полезны педагогу в качестве дополнительного материала.
  • Шестой раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребности людей (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде.
  • В седьмом разделе даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.

Экологическое воспитание дошкольников невозможно без участия родителей .

Именно в семье закладывается фундамент нравственного воспитания, который непрерывно связан с экологическим развитием. Очень приятно, когда родители проявляют заинтересованность и принимают участие в экологическом воспитании детей, желают помочь им почувствовать и познать природу, установить непосредственный контакт ребенка с животными в домашних условиях

Экологическое воспитание — это не только воспитание любви к природе, ее понимание. Прежде всего, это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом.

Приобщать ребенка к прекрасному миру природы необходимо с раннего возраста.

Здесь особая роль у родителей. Предлагаю некоторые советы и пожелания родителям, которые помогут им в воспитании у ребенка любви, привязанности и бережного отношения к Природе.

  • Много читать художественной литературы о природе: Бианки, Пришвина, Чарушина, Паустовского и других авторов.
  • Предложить ребенку вырастить дома свое комнатное растение и зарисовать его (ребенок должен знать цель — подарить кому-то, украсить комнату и т. д.).
  • Приобрести игрушку – образ животного, обыграть его.
  • Оказывать вместе с ребенком помощь животным на улице.
  • Предложить, если в доме нет объекта природы, его завести и вместе ухаживать за ним. Это способствует развитию ласкового, открытого для общения ребенка.
  • Выучить стихотворение о природе.
  • Каждый день, по дороге в детский сад, или домой обратить внимание на окружающую действительность, на ее красоту, повторяйте вместе с ребенком: дни недели, время года, месяц года, Правила Поведения в Природе.
  • Вместе с ребенком смотреть интересные природоведческие передачи, которые транслируются по разным каналам телевидения («Диалоги о животных», «Наш сад»,»Путешествие натуралиста» и др.).
  • Познакомить детей с природоведческими журналами. Они помогают ввести ребенка в удивительный, сказочный по красоте мир природы. («Свирель», «Воробышек»,»Эколошка», «Экология и здоровье» и т. д.)
  • Сделать вместе с ребенком поделку из природного материала. Это способствует формированию у детей эстетического вкуса и понятия значимости природы ее красоты, необычности и значения в жизни людей.
  • Придумайте с ребенком сказку о природе.
  • Изготовить и повесить скворечник. кормушку для птиц.
  • Участвуйте в акциях в защиту Природы.
  • Участвуйте в акциях «Зеленая планета»(посадка деревьев и уход за ними).

Главная задача родителей

  • поддерживать интерес детей к природе;
  • поощрять их экологически грамотные поступки;
  • проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду;
  • и, конечно же, быть примером.
Читайте также:
Программа чтобы открыть cdr

Источник: nsportal.ru

Опыт работы по программе С. Н. Николаевой «Юный эколог»

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли – экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Публикация «Опыт работы по программе С, Н, Николаевой „Юный эколог“» размещена в разделах

  • Опыт работы, практика
  • Экология, экологическое воспитание, природа
  • Темочки

Основанием для организации кружка «Юный эколог» с дошкольниками, послужили личные наблюдения за отношением детей к окружающей природе. У меня возникло желание помочь им ощутить себя единым целым с природой, показать разнообразие природных явлений, объяснить, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды, что человек играет важную роль в поддержании, сохранении и создании условий для живых существ, обитающих по соседству.

Изучив соответствующую методическую литературу, меня заинтересовала программа экологического воспитания в детском саду «Юный эколог» под редакцией С. Н. Николаевой. Эта программа разработана на основе теоретических и практических исследований в области экологического воспитания дошкольников, проводимых автором на протяжении многих лет в Российской академии образования. И с 1993 года широко апробируется в различных регионах России.

Она имеет методическое обеспечение и разработки конкретных технологий для практической работы с детьми разных возрастных групп.

По программе С. Н. Николаевой «Юный эколог» я работала на протяжении четырех лет, кружковую деятельность начала с детьми в возрасте 3-4 лет.

Цель кружка это формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. На начальном этапе занималась построением в группе развивающей предметно-пространственной средой экологического содержания, которая помогает сформировать у детей познавательное отношение к природе.

В группе имеются уголок природы, который видоизменяется в соответствии с каждой возрастной группой: пособия, схемы, настольно-печатные игры, литература природоведческого содержания, различные макеты, экспериментальный уголок.

Чтобы познакомить детей с неживой природой: водой, воздухом, почвой, камнями, использовала экспериментальную деятельность. Это большой спектр развития. В первую очередь неподдельный интерес ребенка к природе, возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия.

А для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями, старалась включить в тематическое планирование кружка как можно больше опытов. В проводимых опытах мы устанавливали зависимость между температурой воздуха и состоянием воды, закрепляли знания о свойствах различных природных материалов (прозрачность воды, растворимость глины, слипание снега, сохранение формы мокрым песком и т. д.). На прогулке организовывала игры с природным материалом (песок, вода, глина, лед, снег, листья, плоды и т. д., в процессе которых дети знакомились с их свойствами. Кроме этого использовала разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что где растет», «Узнай и назови» и т. д.

Образовательную деятельность по теме многообразие растений, с детьми в младшей и средней группе проводила в игровой форме, использовала кукольных персонажей: Степашку, Айболита, Лесовичка, которые вызывали у детей положительные эмоции и чувства.

Например, по обследованию комнатных растений, применяла такую игровую обучающую ситуацию как «Профилактический осмотр комнатных растений доктором Айболитом». Айболит «выписывает рецепты» по уходу за растениями, малыши выполняют все рекомендации доктора.

Использовала разнообразное оборудование для нетрадиционного оформления огорода на окне, который стал хорошим подспорьем и помощником в воспитании у детей экологической культуры. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. (Например необыкновенное выращивание лука — в виде дерева.)

Выбирала дежурных в уголке природы таким образом, чтобы с ребенком умеющим хорошо работать дежурил ребенок у которого навыки сформированы недостаточно. Для стимулирования детей заниматься трудовой деятельностью создавала проблемную ситуацию: нужно было разгадать загадку Лесовичка, и в группе найти коробочку с его пожеланиями и назначением дежурных.

Наблюдение- это важнейший источник знаний о природе. Оно развивает в детях важное умение — смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. В процессе работы с детьми замечено, что они в ходе конкретных наблюдений легко могут установить связи между различными природными явлениями. Например, наблюдая за деревьями, дети могут связать распускание листьев с приходом весны.

Ознакомление ребят с домашними животными и дикими зверями осуществляется с помощью наблюдений за кошкой, собакой, рассматривания картинок. Представление о жизни животных у детей постепенно становится реалистичными. Они узнают о детенышах животных, об особенностях их внешнего вида.

В цикле наблюдений прослеживается постепенное усложнение изучения материала, наращивается объем знаний, в соответствии возрасту детей. Например, наблюдение за птицами: «Какие птицы прилетают на кормушку», «Как птицы передвигаются по земле», «Как птицы летают», «Как птицы относятся друг к другу», «Что мы знаем о птицах». Чтобы наблюдения были интересными использовала игровые приемы, задания.

Для знакомства с темой взаимодействие человека с природой, с детьми 6-7 лет проводила занятия, беседы с использованием презентаций: «Человек — живое существо», «Как человек использует природу», «Лес в жизни человека», «Как люди помогают лесным обитателям», «Как человек охраняет природу». В практической деятельности ребята рисовали запрещающие знаки «Правила поведения в природе», рассказывали, как человек не должен поступать. Организовывала викторины «Знатоки природы», «Мир птиц», «Сохраним природу» кроссворды, которые направлены на интеллектуальное развитие детей, так как требуют актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям.

Читайте также:
Составьте программу по которой компьютер выполняет роль электронной няньки эксель

В своей работе использовала разнообразную литературу известных детских писателей-природоведов Г. И. Пришвина, В. А. Бианки, Е. И. Чарушина. Произведения о природе глубоко воздействует на чувства дошкольников, после прочтения проводила беседу, задавала вопросы, видела в глазах детей сочувствие, сопереживание, радость и восторг. Ребята задавали вопросы, в которых проявлялась забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасет?», «А они не замерзнут?», «А почему ему никто не помог?». Делали самодельные книги о природе «По мотивам рассказов Е. И. Чарушина» и «Приключения мышонка Пика».

Программа С. Н. Николаевой ориентирована на постоянное и систематическое взаимодействие детей с живой природой, но по Сан Пинам размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается, как же быть?

Мы нашли выход из этой ситуации, беседуя с детьми о животных, которых можно содержать в домашних условиях, организовали выставку «Мой домашний питомец», на которой ребята не только рассказывали о своих любимцах, но и делились собственным опытом воспитания и ухода за животными. Так Лиза Т. подготовила сообщение о своем питомце –декоративном кролике.

Рассказала, чем он питается, как она за ним ухаживает, показывала фотографии. А Аня Ш. принесла в группу свою сухопутную черепаху, ребята были в восторге, спрашивали, что она ест, как её зовут, девочка с гордостью отвечала на вопросы, и объясняла, почему черепаху зовут Соня, рассказала историю появления этого животного в их семье. Кроме черепахи в её доме живут хомячок, два попугая, аквариумные рыбки, ухаживать за ними ей помогает мама. Экологическое воспитание дошкольников невозможно без участия родителей, с помощью наглядной информации, индивидуальных бесед я разъясняла важность формирования у ребенка основ экологического мировоззрения, что именно в семье закладывается фундамент нравственного воспитания, который непрерывно связан с экологическим.

Очень приятно, когда родители моих воспитанников проявляют заинтере-сованность и принимают участие в экологическом воспитании детей, желают помочь им почувствовать и познать природу, установить непосредственный контакт ребенка с животными в домашних условиях. Также, они активно принимали участие в выставках рисунков «Краски осени», «Берегите природу», поделок из природного материала и овощей «Чудесные превращения», в озеленении и благоустройстве участков, в изготовлении атрибутов, костюмов для постановки экологических сказок : «Путешествие колобка в лесу», «Репка».

Для педагогов нашего ДОУ проводила открытый просмотр викторины «В мире животных», где дети показали свои знания: о животных, среде их обитания, умение работать в коллективе. В мае 2016г провела НОД по теме «Хлеб всему голова» с использованием ИКТ, велась видеосъемка образовательной деятельности. С этим материалом я приняла участие в районном конкурсе «Моё лучшее занятие с детьми».

Показателями эффективности моей работы стало следующее :

у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности, этому свидетельствуют рассказы родителей моих воспитанников;

сформировано осознанное правильное отношение к природным явлениям и объектам;

дети получили практические знания по охране природы;

научились экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, ее понимание. Прежде всего, это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе и к людям, которые живут рядом.

Публикации по теме:

«Этот волшебный мир театра». Опыт работы по программе О. А. Куревиной «Синтез искусств» Как вы думаете, что такое театр? Правильно, театр – это слово, мысль и музыка русского языка. Поэтому встреча ребенка с театром всегда прекрасна.

«Юный эколог». Перспективный план кружковой работы в старшей группе Перспективный план кружковой работы по экологии в старшей группе Перспективный план кружка «Юный эколог» на 2015-2016 гг. (старшая группа).

Доклад «Опыт работы по реализации программы С. Н. Николаевой «Юный эколог» в детском саду» Берегите эти воды, эти земли. Даже малую былинку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя… Взаимодействие.

Конспект итогового занятия по экологии в старшей группе «Юный эколог спешит на помощь» Тема: «Юный эколог спешит на помощь». Цель: показать знания детей о природе, умение применять знания на практике, в проблемной ситуации.

Отчет об экскурсии в Сахалинский краеведческий музей и тематическом занятии в рамках работы кружка «Юный эколог»

Отчет об экскурсии в Сахалинский краеведческий музей и тематическом занятии в рамках работы кружка «Юный эколог» Отчет об экскурсии в Сахалинский краеведческий музей и тематическом занятии в рамках работы кружка «Юный эколог» в старшей группе по теме.

«Юный эколог». План кружковой работы Актуальность: Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость.

Об использовании технологии сторителлинг в курсе программы «Юный эколог» Применение технологии сторителлинг в содружестве с экологическими методами в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Юный эколог»Пашкина.

Рабочая программа по кружку дополнительного образования «Юный эколог» Видео РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» Составитель: Егорова Ю. А., воспитатель Кукуйского ЦО Пояснительная.

Сценарий развлечения по экологии в подготовительной группе «Юный эколог»

Сценарий развлечения по экологии в подготовительной группе «Юный эколог» Необходимые атрибуты, материал: Проектор,демонстрационный материал: комнатные цветы и дикорастущие; цветы, занесенные в красную книгу. Фотографии.

«Современные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников» (опыт работы) Уважаемые коллеги, вашему вниманию предоставляется презентация на тему «Современные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников».

  • Опыт работы, практика
  • Экология, экологическое воспитание, природа
  • Темочки

Источник: www.maam.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru