В Российской Федерации основы политики в области устойчивого развития изложены в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 г. . В ней предполагалась разработка системы программных и прогнозных документов: государственной стратегии действий долгосрочного характера; долгосрочных и среднесрочных прогнозов, включающих в качестве составного компонента прогнозы изменений окружающей среды и отдельных экосистем в результате хозяйственной деятельности; краткосрочных прогнозов и программ отраслевого, регионального (территориального) и федерального уровней. Дальнейшее развитие идея устойчивого развития получила в Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р. В 2002 году комиссией по проблемам устойчивого развития Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации были разработаны Основные положения стратегии устойчивого развития России, в соответствии с которой необходимы:
Что такое цели устойчивого развития?
– создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства, определяющего, в частности, экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды;
– разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов;
– оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого на них антропогенного воздействия;
– формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.
В Российской Федерации общие международные принципы трансформированы в соответствии с конкретными условиями и учетом своих особенностей. Они сформулированы следующим образом.
1. Каждый человек имеет право на здоровую и деятельную жизнь в гармонии с природой в экологически чистой и благоприятной для него окружающей среде.
2. Социально-экономическое развитие должно быть направлено на улучшение жизни всех людей, сохранение природы и природных ресурсов, усиление ответственности за деятельность, наносящую ущерб окружающей среде.
3. Право на развитие должно осуществляться так, чтобы обеспечить равенство возможностей развития и сохранение окружающей среды как нынешнего, так и будущих поколений. Экономическая эффективность, социальная справедливость и экологическая безопасность должны в равной степени определять основные критерии развития.
4. Рациональное природопользование должно основываться на неистощительном использовании возобновляемых и экономном использовании невозобновляемых ресурсов, на своевременной утилизации отходов и их безопасном захоронении.
Что такое устойчивое развитие? Принципы и цели устойчивого развития ООН // Sustainable Development
5. Защита окружающей среды – необходимая часть устойчивого развития. Необходимо опережающее принятие эффективных мер по недопущению ухудшения состояния окружающей природной среды, предотвращению экологических и техногенных катастроф.
6. Хозяйственная деятельность человека должна становиться социально и экологически безопасной и сопровождаться уменьшением различия в уровне жизни людей, масштабов бедности и нищеты, усилением взаимосвязи экономики и экологии, формированием единой (сбалансированной) экологизированной системы экономического развития. Следует отказаться от проектов, способных нанести невосполнимый ущерб окружающей среде или таких, экологические последствия которых недостаточно изучены.
7. Демографическая политика должна учитывать стратегические цели устойчивого развития и формировать у населения сознательное отношение к планированию семьи.
8. Устойчивое развитие должно учитывать все аспекты безопас- ности страны.
9. Постепенный отказ от ценностей общества потребления, рационализация масштабов и структуры личного потребления населения.
10. Сохранение для всех народов и этносов, проживающих в Российской Федерации, их культур, традиций, среды обитания должно быть одним из приоритетов национальной политики государства на всех этапах перехода к устойчивому развитию.
11. Переход к устойчивому развитию должен осуществляться на основе международного сотрудничества и глобального партнерства и подкрепляться принятием соответствующих международных соглашений и иных правовых актов. Тесное сотрудничество со странами СНГ и устойчивые добрососедские отношения с ними должны быть всегда одним из важнейших приоритетов внешней политики России.
12. Суверенные права каждого государства на разработку собственных природных ресурсов должны реализовываться без ущерба экосистемам за пределами государственных границ; в международном праве важно признание принципа дифференцированной ответственности государств за нарушение глобальных экосистем. Повышение ответственности за экологические правонарушения, учет экологических последствий принимаемых решений.
13. Свободный доступ к экологической информации.
14. Сохранение крупнейших экологически устойчивых зон Земли должно стать предметом ответственности всех государств мира. В связи с этим, Россия должна настаивать на введении глобальной экологической ренты.
15. Ведущая роль в реализации устойчивого развития государства как гаранта обеспечения экономического развития, социальной справедливости и охраны окружающей природной среды.
16. Хозяйственная деятельность должна вестись преимущественно на уже освоенных территориях, следует постепенно отказываться от хозяйственного использования новых территорий.
Следует констатировать, что устойчивое развитие на международном или национальном уровне невозможно без целенаправленной системы действий на местном уровне, поэтому регионы являются главными участниками процесса устойчивого развития, т.к. они вступают во взаимодействие между государством, ассоциациями, предприятиями и гражданами, и тем самым претворяют крупные международные соглашения в конкретные мероприятия на местном уровне.
Роль России в решении планетарных экологических проблем определяется обладанием большими по площади территориями, практически не затронутыми хозяйственной деятельностью и являющимися резервом устойчивости всей биосферы в целом. В соответствии с этим приоритеты России в международном сотрудничестве по обеспечению устойчивого развития сводятся к следующему: организация международного партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию; активное участие в международных научных программах по проблемам устойчивого развития и в разработке мер, способствующих нормализации антропогенного воздействия на биосферу; создание эффективных механизмов обеспечения межгосударственного экологического паритета при решении вопросов о трансграничном переносе вредных веществ; стимулирование поступления в Россию экологически ориентированных зарубежных инвестиций; обеспечение экологических интересов страны во внешнеэкономической деятельности. Необходимо продолжить усилия по основным направлениям международной деятельности России в области охраны окружающей среды, в том числе по: сохранению биоразнообразия; защите озонового слоя от истощения; предотвращению антропогенного изменения климата; охране лесов и лесовосстановлению; борьбе с опустыниванием; развитию и совершенствованию системы особо охраняемых природных территорий; обеспечению безопасного уничтожения химического и ядерного оружия; решению проблем Мирового океана и межгосударственных региональных экологических проблем (сокращение трансграничного загрязнения, нормализация окружающей среды в бассейнах Балтийского, Черного, Азовского, Каспийского морей и Арктическом регионе). К числу важнейших научных проблем, решение которых возможно лишь в рамках международного сотрудничества ученых, относится определение характеристик экологической устойчивости планеты в целом и основных подсистем биосферы. Благодаря своему научному потенциалу Россия здесь может сыграть одну из ведущих ролей.
Однако, несмотря на множественные заявления, экологическая ситуация в России продолжает ухудшаться. Россия по праву может называться вторыми «легкими» планеты после Бразилии, тем не менее по данным специалистов Всемирного фонда дикой природы общая потеря лесов в несколько раз превышает скорость его восстановления — общая потеря лесов (не считая поврежденных) в 2018 году могла составить около 4,6 млн га. В 2017 году специалисты Всемирного фонда дикой природы (WWF) оценивали общие потери в 2,4–3,5 млн га. Восстанавливается, по официальным данным(ФАЛХ), около 1 млн га, однако, по мнению экспертов, значительная часть новых посадок погибает из-за отсутствия должного ухода.
Россия, согласно данным доклада, также находится в числе тех стран, где проблемы с охраной окружающей среды остаются существенными, а улучшения происходят низкими темпами или не происходят совсем. Так, концентрация РМ2.5 составляла в России 15,1 мкг/м3 в 2015 г. при норме ВОЗ 10 мкг/м3 . При этом Россия занимает 2 место среди 46 стран, по которым ОЭСР приводит данные, по уровню смертности от загрязнения частицами PM2,5 и озоном (О3).
По данным международной организации, 944 чел. на 1 млн. жителей в России умирали в 2015 г. от загрязнения воздуха данными веществами. Для сравнения, в 1990 г. данный показатель в России был ниже и составлял 910 чел. на 1 млн. жителей.
Средний показатель по странам ОЭСР находился в 2015 г. на уровне 393 чел. на 1 млн. жителей в 2015 г..Ситуация с выбросами других вредных веществ в атмосферу также остается неблагоприятной в России. Так, выбросы диоксида серы (SO2) в расчете на 1 долл. ВВП по ППС остаются в нашей стране в 16,6 раз выше, чем во Франции, в 10,5 раз выше, чем в Германии, и в 4,2 раза выше, чем в США.
По выбросам оксида углерода (СО) на 1 долл. ВВП по ППС Россия опережает Германию в 5,3 раза, Францию – в 3,5 раза, а США – в 1,5 раза. Аналогичная ситуация складывается в России и по другим видам вредных выбросов.
Также среди российского общества абсолютно не развита идея «устойчивого развития . К настоящему моменту человечество потребляет в среднем в 1,7 раза больше ресурсов, чем природа в состоянии воспроизвести, однако если каждый житель планеты будет жить как среднестатистический россиянин, то миру потребуется в 3,3 раза больше ресурсов, чем он в состоянии выработать. Конечно, этот показатель складывается не только из бесконтрольного потребления ресурсов населением, но и из вынужденности россиян использовать энергию угольных электростанций, личный автомобиль и много других факторов. Тем не менее, что в настоящее время Россия оказывает плачевное влияние на мир.
Безальтернативность модели устойчивого развития в планетарном масштабе детерминирует необходимость включения России в этот процесс и определяет возможности российского пути в ноосферу. Содержание процесса развития России характеризуется не возвратом к какому бы то ни было варианту прошлого, а переходом вместе с другими странами и регионами планеты к новой социоприродной модели развития и перспективами ноосферного выбора.
Мир и существующие организации наций демонстрируют не способность придерживаться своих собственных обещаний и стратегий развития человеческого общества в целом, что в конечном итоге ведет к катастрофе. ООН и подобные организации, ставящие цели и принципы «устойчивого развития», на деле лишены власти и средств к их осуществлению. Но даже так, происходит постепенная информатизация общества, это видно на примере прошлогодних протестов школьников и студентов в защиту климата.
Подведя в итог, всё вышенаписанное, можно сказать, что человечество с большой ждут суровые перемены, и сильное ухудшение климата Земли, даже несмотря на даваемые заявления. Хоть по сути своей «устойчивое развитие» является идеологией, но как программа 1992 года — она провалилась.
- http://www.wehse.ru/cgi-bin/wpg/wehse_wpg_show_text_print.pl?term1304505394
- https://studfile.net/preview/8075725/
- http://www.rae.ru/monographs/247-7378
- https://www.dw.com/ru/lidery-60-stran-dali-obeshhanie-prirode/a-55086865
- https://www.interfax.ru/world/627263
- https://studme.org/80259/bzhd/strategiya_ustoychivogo_razvitiya
- https://pandia.ru/text/78/102/365.php
- https://icss.ru/ekonomicheskaya-politika/ekologiya/ekologicheskaya-situacziya-v-rossii-i-mire
Источник: studfile.net
Международные программы устойчивого развития в РАНХиГС, профиль бакалавриата
На данной странице вы найдете всю информацию о программе «Международные программы устойчивого развития», которую реализует Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации с подробнейшей информацией: минимальными баллами, экзаменами, бюджетными/платными местами, формами обучения, стоимостью и многим другим
балл на бюджет (от)
explore Чему учат?
event Сроки приема
person Преподаватели
info Реклама
Все программы
О программе
Карьера и ЗП
Профессии 4
Варианты 1
Экзамены, минимальные баллы, бюджетные/платные места, проходные баллы, стоимость обучения на программе Международные программы устойчивого развития, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Сводная информация
Проходной балл 2022: 274 arrow_downward 13
Мест: 7
всего по направлению: 32 arrow_downward 3
Предметы ЕГЭ 1 info Приоритет означает, какое из вступительных испытаний учитывается при ранжировании абитуриентов в первую очередь. Например, если на первом месте у вуза по этой специальности русский язык, то при прочих равных (баллы и т.д) выше будет тот, у кого балл по русскому больше. И так далее по уменьшению приоритета.
1. История — 70
2. Обществознание — 70/География — 60/Иностранный — 75
3. Русский язык — 70
Посмотрите варианты
Прогноз проходного балла 2023 на очное бюджет info Проходной балл — балл самого слабого поступившего на определенный конкурс в определенном вузе абитуриента. Балл зависит от качества поступивших в вуз, а точнее от того, сколько высокобалльников может привлечь вуз.
Проходной балл меняется ежегодно, но всегда зависит от привлекательности вуза для студентов (в топовые вузы высокий, так как туда стремятся все лучшие). Мы рассчитали вероятный проходной балл и приложили коэффициент уверенности в прогнозе. Мы не говорим, что балл будет такой. Это наш эксперимент с данными, который может помочь оценить шансы.
Думайте, оценивайте вероятности комплексно. По результатам приемной кампании и обновления вуза нашими редакторами мы посчитаем точность прогнозов. Если недостаточно информации для прогноза, мы пишем «н/д»
visibility_off
Зарегистрируйтесь, чтобы посмотреть
Сводная информация
Проходной балл 2022: 190 arrow_upward 50
Мест: 30
всего по направлению: 170 arrow_downward 15
Стоимость: от 340000 ₽
Предметы ЕГЭ 1 info Приоритет означает, какое из вступительных испытаний учитывается при ранжировании абитуриентов в первую очередь. Например, если на первом месте у вуза по этой специальности русский язык, то при прочих равных (баллы и т.д) выше будет тот, у кого балл по русскому больше. И так далее по уменьшению приоритета.
1. История — 40
2. Обществознание — 50/География — 40/Иностранный — 50
3. Русский язык — 55
Посмотрите варианты
Прогноз проходного балла 2023 на очное платное info Часто для поступления на платное вам достаточно набрать минималку. Проходной балл — балл самого слабого поступившего на определенный конкурс в определенном вузе абитуриента. Балл зависит от качества поступивших в вуз, а точнее от привлекательности вуза для абитуриентов с высокими баллами.
Бывают исключения и баллы низкие в топ вузах, но обычно это не так. Проходной балл за текущий год становится известен после окончания приемной кампании. Проходной балл меняется ежегодно, но всегда зависит от привлекательности вуза для студентов (в топовые вузы высокий, так как туда стремятся все лучшие).
Мы рассчитали вероятный проходной балл и приложили коэффициент уверенности в прогнозе. Мы не говорим, что балл будет такой. Это наш эксперимент с данными, который может помочь оценить шансы. Думайте, оценивайте вероятности комплексно. По результатам приемной кампании и обновления вуза нашими редакторами мы посчитаем точность прогнозов. Если недостаточно информации для прогноза, мы пишем «н/д»
Источник: vuzopedia.ru
Концепция устойчивого развития как стратегия ООН на XXI век
С формированием единого, взаимосвязанного мира продовольственная проблема приобрела отчетливо выраженный глобальный характер. Перед мировым сообществом встала задача достаточного (в количественном и качественном отношении) обеспечения питанием всего населения Земли. Эта гигантская по своим масштабам задача непосредственно увязывается с устойчивым развитием современной цивилизации.
В нашей стране еще в 1996 г. был подписан президентский указ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», первым пунктом которого утверждалась эта концепция, представленная правительством. Проект концепции обсуждался в Совете Федерации, Государственной думе Федерального собрания России. В теоретическом осмыслении феномена устойчивого развития участвовали видные ученые. В результате ориентация на устойчивое развитие получила общегосударственный статус.
Словосочетание «устойчивое развитие» (сокращенно – УР) впервые появилось в докладе «Наше общее будущее» (1987г.) Комиссии ООН по окружающей среде и развитию. Оно определялось как «развитие, позволяющее на долговременной основе обеспечить стабильный экономический рост, не приводя к деградационным изменениям природной среды».
Выработке данного понятия предшествовала длительная научная дискуссия. Одни трактовали планетарную экосистему (биосферу) как высокоскорректированную саморегулирующуюся систему, которая обеспечивает устойчивость окружающей среды, а при нарушении устойчивости преодолевает это нарушение или начинает разрушаться сама. Другие считали, что реальных пределов у поддерживающих человека систем на планете нет или их изменения можно преодолеть с помощью технологических решений. Высказывалось и такое мнение: в человечестве экзистенциально заложено самоуничтожение, которое будет следствием нарушения окружающей среды.
Отсюда и различие взглядов на перспективы человеческой цивилизации. В 60-е гг. доминировали настроения технологического оптимизма, исходившие из уверенности, что все проблемы можно решить с помощью науки и техники. Эта точка зрения критиковалась представителями критического гуманизма, видевшими выход в «духовной революции».
В 70-х гг. образ будущего приобрел пессимистически экологический оттенок, что было связано с концептуальными построениями первого доклада Римского клуба (неправительственная международная организация, изучающая с 1968 г. глобальные проблемы современности и, прежде всего, экологические). В этом докладе под названием «Пределы роста» был смоделирован прогноз «экологического компаса» для цивилизации будущего при сохранении современных ориентиров мирового развития.
Одновременно состоялась первая конференция ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972 г.). Она обобщила как локальные, так и глобальные проблемы взаимоотношений человека, общества и биосферы. Страны были нацелены на разработку и осуществление системы мероприятий (экономических, юридических, организационных), призванных реализовывать социально-экономические представления в конкретной производственно-хозяйственной и социально-культурной деятельности.
Некоторые достижения ряда развитых стран в 80-е гг. в решении проблем загрязнения окружающей среды и продовольственной (первый этап зеленой революции) способствовали тому, что в образе будущего стал преобладать «оптимистический реализм». В это время профессором В.Г. Горшковым была разработана теория биотической регуляции и стабилизации окружающей среды, прочно опиравшаяся на современную физику и биологию. Теория обосновывала возможность человечества обеспечить сохранение и восстановление естественных экосистем в объеме, необходимом для поддержания устойчивости окружающей среды.
В этой противоречивой ситуации Римский клуб представил новый доклад «Первая глобальная революция», где развивались идеи пересмотра международного порядка с акцентом на экологические и демографические проблемы. Делался упор на сокращение рождаемости населения, что затрагивало развивающиеся страны. Вместе с тем вопрос о чрезмерном давлении на природу производственной деятельности развитых стран не получил конструктивного решения.
Назревшие проблемы предстояло решить второй конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1993 г.), которая прошла как межправительственный форум на высшем уровне. Были представлены главы государств и правительств 173 стран. Конференция подвела итоги «экологического двадцатилетия» (после Стокгольма – 72), отметила значения первого этапа зеленой революции, наметила стратегию устойчивого развития на XXI век. Ее реализацией занялась международная специализированная организация – ЮНЭП («Программа ООН по окружающей среде»).
Пожалуй, главным достижением конференции ООН «Рио-92» был ее вывод о невозможности рекомендовать для мирового сообщества на перспективу модель развития, реализуемую в большинстве промышленных стран, ибо ее распространение приведет к фатальной деградации биосферы.
Дело в том, что со второй половины XX века в силу потребительского характера производства и приоритета потребления вступили в резонанс два типа негативных социально-экологических последствий: естественно-природный и антропогенно-техногенный. Модель развития, основанная исключительно на получении прибыли, имеет антиприродную и античеловеческую направленность из-за сверхэксплуатации природных и человеческих ресурсов.
В современных условиях все более утверждается авторитет природно-ориентированной и социально-ориентированной экономики, что находит свое практическое воплощение во все большем числе стран. Под давлением общественного мнения, международных организаций, активизации движения «зеленых» стала реализовываться система санкций за загрязнение окружающей среды, хотя это и встречает порой довольно сильное противодействие.
Поэтому в материалах конференции ООН «Рио-92» был зафиксирован принципиально важный тезис о том, что распространение потребительских стереотипов на мир в целом приведет к фатальному возрастанию давления на биосферу и что в стратегическом отношении подобная модель развития не обеспечивает экологического выживания цивилизации.
Радикальное решение создавшейся ситуации при наличии множества мнений сводится в основном к двум направлениям. Первое – это ограничение роста мирового производства (а лучше его консервация), что по существу предлагается Римским клубом. На практике это означало бы запрет на развитие стран «третьего мира», с чем они никогда не согласятся.
Второе направление – это и есть принятая на конференции в Рио-де-Жанейро концепция устойчивого развития человеческой цивилизации, нацеленная на дальнейшее развитие производительных сил и неуклонное повышение уровня благосостояния всего населения Земли при сохранении ее экологического баланса. Это должно быть достигнуто на основе качественного изменения модели производства и потребления, коренного пересмотра системы общественных ценностей и приоритетов экономического развития при соответствующей переориентации общего вектора научно-технического прогресса.
Основные международные механизмы, связанные с реализацией стратегии устойчивого развития, изложены в принятой на Конференции программе «Повестка дня на XXI век», ориентирующей на качественные показатели жизни и предполагающей рациональное сочетание экономических и природоохранительных критериев. Меняется характер производительного труда. Он становится интеллектуальным. Главные инвестиции в человека: в науку, образование, культуру. Круг потребностей человека: совокупность материальных и духовных средств, необходимых для реализации своих способностей в окружающем мире.
Обосновывается тезис о необходимости создания условий для справедливого распределения мирового природно-ресурсного потенциала между Севером и Югом, богатыми и бедными странами. В узком смысле устойчивое развитие увязывается лишь с проблемами экологии, в широком – трактуется как процесс перехода к новому типу функционирования цивилизации, радикальных изменений ее исторически сложившихся параметров (экономических, социальных, экологических, культурологических). Ставится задача оптимального управления всей совокупностью природного социокультурного богатства.
Какова система принципов программы устойчивого развития? Это, во-первых, ориентация личностных установок не на потребительство, а на созидание в духовной и материальной сфере; во-вторых, стабильность экосистем, обеспечение их адаптационных возможностей в человеческой деятельности; в-третьих, рационализация научно-технологических решений; в-четвертых, оптимизация потребностей; в-пятых, равенство использования мировых ресурсов (с созданием механизма квот на добычу нефти и других полезных ископаемых); в-шестых, управляемость социоприродными системами.
Реализация программы устойчивого развития «Повестка дня на XXI век» требует формирования биосфероцентристского стиля цивилизационного мышления. Именно поэтому ООН рекомендовала государствам принять соответствующие национальные программы, включить изучение концепции устойчивого развития в учебные программы.
Каковы же перспективы реализации стратегии ООН выхода на уровень устойчивого развития мировой цивилизации? Отношение к концепции устойчивого развития в науке и на практике неоднозначно. Некоторые ее трактуют как утопию. Другие – как полезный поиск в естественно-историческом, религиозно-философском, социокультурном контекстах.
Многие отечественные ученые увязывают эту концепцию с теорией «русского космизма» В.И. Вернадского, теорией «коэволюции» природы и общества, выдвинутой академиком Н.Н. Моисеевым.
В 1997 г. сессия Генеральной Ассамблеи ООН отметила пятилетие программы устойчивого развития. Отмечались некоторые позитивные сдвиги в региональном регулировании демографических процессов, поиске на уровне энерго- и ресурсосбережения, повышении объемов мирового производства продуктов питания. Вместе с тем констатировалось, что усилилась опасность так называемого парникового эффекта из-за невыполнения (прежде всего развитыми странами) рекомендаций Всемирной конференции в Рио-де-Жанейро, направленных на ограничение выброса в атмосферу углекислых газов, образующихся от сгорания органического топлива (нефти, газа, угля, дерева).
Однако на практике все оказалось сложнее. Распад СССР усугубил кризисную региональную социоэкологическую ситуацию. Да и ранее в силу геополитических и других причин советская экономика в ходе индустриализации, коллективизации, восстановления народного хозяйства после войн фактически мало придерживалась экологических соображений.
Сейчас, в соответствии с решениями Всемирной конференции в Рио-де-Жанейро, каждое государство должно выделять на экологию не менее 2% ВНП. В России же, с одной стороны, провозглашается проведение политики, обеспечивающей сочетание экономического роста с современными представлениями социально-экологического характера, а с другой – реальное финансирование осуществляется на таком уровне (около 1% ВНП), который не позволяет даже поддерживать равновесие деградирующих экосистем. А некоторые данные по снижению загрязнения окружающей среды достигнуты фактически за счет остановки многих жизненноважных производств.
Выбор социально-экологического пути развития на основе принципов устойчивого развития ведется в условиях конфронтации между сторонниками разной ориентации в правительственных кругах, общественных движениях. А индивидуальное сознание значительных масс населения России озабочено не экологическим, а экономическим выживанием и, прежде всего продовольственной безопасностью, понимаемой весьма утилитарно: иметь бы деньги, а продуктов на рынке много. Формирование рыночных отношений выражается в значительной степени в первичном накоплении капитала, которому присущ акцент на количественный рост.
Для современной России жизненно необходима своя общенациональная стратегия устойчивого развития, которая соответствовала бы российской ментальности, учитывала природно-климатические, геополитические, духовно-нравственные факторы. Тысячелетний опыт российского цивилизационного развития показывает, что он был ориентирован на гармонизацию человека и среды его обитания. И наш отечественный путь вписывается в интеграционную модель мирового развития.
Концепция устойчивого развития многомерна, она связывает экономические, социальные, демографические, экологические и политические проблемы воедино с целью нахождения и реализации баланса в интересах ныне живущих людей и будущих поколений. Только в рамках такого понимания мир пойдет к новому более устойчивому состоянию равновесия – к многополярности. Процветание локальных цивилизаций предполагает сравнительную устойчивость исторически сложившейся среды обитания человека.
Под основополагающими концептуальными документами конференции ООН «Рио-92» стоят подписи глав государств или правительств практически всех стран мира, что позволяет рассматривать ее как историческую веху в жизни человеческой цивилизации, признание необходимости перехода на новый, более организованный и регулируемый путь устойчивого развития.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru