Международная программа по оценке качества обучения это

Каждые три года по результатам PISA Россия опускается всё ниже в общем списке стран по качеству образования. Почему так происходит и стоит ли переживать по этому поводу? Мы сравнили мнения экспертов.

PISA – международная программа по оценке качества обучения, в которой Россия принимает участие с самого первого экзамена в 2000 году. Тесты по определению грамотности чтения, математической и естественнонаучной грамотности проводятся среди 15-летних школьников по всему миру. И если в 2000 году Россия занимала в этом рейтинге 27 место, то в 2012 – только 34-е.

Во всём виновата бедность?

В начале октября в Институте образования НИУ ВШЭ выступил почётный профессор педагогики Университета Аризоны Дэвид Берлинер – психолог по образованию, автор более двухсот книг и статей, много лет занимающийся изучением американского образования.

В интервью ВШЭ он заявил, что не нужно полагаться на результаты PISA. По его мнению, эти показатели зависят не от качества образования, а от качества жизни в стране. В США, как и в России, тесты PISA решают не слишком успешно:

Система оценивания в школе: ВПР и другие способы оценки качества образования

Дети из семей среднего класса в США, как правило, показывают очень высокие результаты. Дети из бедных семей — очень низкие. Дети из семей среднего класса высоко мотивированы и имеют дома все условия для хорошей учебы. За чертой бедности в США находятся примерно 24% школьников — то есть очень значительное количество. Напротив, в Финляндии, где дети пишут PISA очень хорошо, за чертой бедности находятся только 4% школьников.

Проведённый Берлинером анализ результатов PISA показал, что если большая часть американских школьников действительно решает задания очень плохо, то около 20% демонстрируют очень высокие результаты. Такой разброс, по его мнению, зависит от ярко выраженного расслоения общества на бедных и богатых.

Если верить Берлинеру, PISA показывает, что в России все плохо с социальным положением, а не со школьным образованием. И что для того, чтобы улучшить наше положение в списках, нужно думать не об учебных программах, а о социальной политике государства. Но немного сомнительно, что бедность – единственная причина плохих результатов.

Разумеется, социальные проблемы вроде недостаточного дохода семьи, неблагополучных отношений в семье или издевательства в школе влияют на способность ученика получать знания. Но с этим можно и нужно бороться, причём не только на государственном уровне, но и на уровне школ. Например, Дуг Лемов в своей книге «Мастерство учителя» пишет, что демография (место рождения и положение семьи) – это не приговор, и что многое зависит от таланта преподавателя. Он доказывает, что гениальный учитель с доской и мелом добьётся того, чего не добьются и 100 учителей с планшетами и компьютерными играми.

PISA – это вам не ЕГЭ

В ходе исследования изучается не уровень усвоения школьной программы, а способность подростков применять полученные в знания в жизни. Галина Ковалёва, координатор PISA в России, рассказывает, что международные тесты отличаются от знакомых нам ЕГЭ, и потому дети не всегда их понимают.

Если вы даете даже очень сложную задачу, но по образцу и из школьного сборника, которым дети пользуются для подготовки, они её решают. Но стоит немного изменить ситуацию, ребята теряются. Ориентация на передачу большого массива знаний не формирует самостоятельности мышления. Но именно на запоминание, а потом проверку этого массива и направлены большая часть заданий ЕГЭ.

Как отмечает Ковалёва, наша проблема с PISA ещё и в том, что учителя отлично учат предмету, но не обращают внимания на то, как этот предмет понимают отдельные ученики. Кроме того, наша система образования противоположна финской (Финляндия традиционно входит в тройку лидеров PISA) – есть школы для одарённых, но почти никто не занимается с отстающими учениками. Финны, наоборот, позволяют способным ученикам заниматься самостоятельно, а отстающим стараются помочь.

Наша школа традиционно сильна в предметных знаниях. Это подтверждают результаты тестирования TIMSS (международное исследование по оценке качества математического и естественно-научного образования среди учеников 4–8-х классов) и PIRLS (международный проект «Исследование качества чтения и понимания текста» для 4-го класса), где анализируется именно то, как ученик изучил школьную программу, и, исходя из результатов, оценивается система образования страны. Но именно PISA позволяет понять, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счет потенциала подрастающего поколения.

Всё это Галина Ковалёва рассказывала перед проведением PISA-2012. Вопреки ожиданиям, мы не скатились в шестой десяток стран, а наоборот, немного улучшили показатели. Но до китайцев или финнов нам ещё далеко.

Учебники меняются, но долго

Министерство образования всё же реагирует на результаты PISA. Как рассказал заведующий кафедрой естественно-математического образования Академии повышения квалификации работников образования Александр Пентин в интервью Edutainme, в новом учебном стандарте прописано, что во главу угла должны ставиться навыки: коммуникация, совместная работа, умение выстраивать свою деятельность.

Но эти изменения, как бы полезны они не были, немного запоздали – задания PISA-2015 требуют от школьников других навыков. Задания предполагается решать на компьютере, причём не только вбивать туда ответы к тесту, но и, например, рассматривать интерактивную модель и отвечать на вопросы по ней. Пентин комментирует ситуацию следующим образом:

Больше всего поразили задания нового типа, которые относятся к новому направлению в PISA — коллективное решение проблем. Там вам предлагают в общении с какими-то виртуальными партнерами совместно обсудить и решить практическую проблему: организовать, например, производство маек или создание школьной газеты и т.д. То есть, там решается довольно сложная методическая и технологическая задача: смоделировать процесс взаимодействия между людьми и оценить, насколько продуктивно ученик умеет взаимодействовать.

Исследования PISA-2015 пройдут уже этой весной, меньше, чем через полгода. Они будут фокусироваться, в основном, на естественнонаучном направлении. Успеют ли наши школьники подготовиться к экзаменам? Смогут ли понять, что от них требуется? И, главное, кого мы будем винить и почему, если показатели опять упадут?

Показывают ли результаты PISA качество школьного образования или качество жизни? Вероятно, что истина лежит где-то посередине. Каждый школьник ежедневно сталкивается и со школой, и с собственной семьёй, и оба этих института, что несомненно, влияют на него. Поэтому, если мы хотим улучшить результаты в международных тестах, нужно работать на всех фронтах, а не только со школьными учителями.

Вы также можете поподробнее узнать о PISA и сравнить экзаменационные задания британских школ с российскими.

27 октября 2014, 12:00

Источник: newtonew.com

3.1. Международная программа по оценке качества обучения. Программа по оценке качества обучения Содержание

Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Скачать 0.79 Mb.

1
Модуль 3. Международная программа по оценке качества обучения

PISA: оценка качества обучения. Направления исследования. Содержание
исследования. Типы заданий.
Лекция.
Международная программа по оценке качества обучения PISA
(Programme for International Student Assessment) проводится раз в 3 года, начиная с 2000 г., и проходит под патронажем Организации экономического сотрудничества и развития. Цель этого масштабного тестирования — провести оценку грамотности 15-летних школьников в разных видах учебной деятельности: естественнонаучной, математической, компьютерной и читательской
1
. Дополнительной областью оценивания в цикле исследования
2012 года стало «креативное решение задач», в цикле 2015 года – «совместное решение задач», в цикле 2018 года – «глобальная компетентность». Ряд стран, в том числе Россия, также принимают участие в дополнительной опции – оценивание финансовой грамотности учащихся.
Изучение того, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Программа позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования разных стран и оценить эффективность стратегических решений в области образования.
Цикл исследования составляет 3 года. Россия принимает участие во всех циклах исследования PISA начиная с первого цикла в 2000 году (2000, 2003,
2006, 2009, 2012, 2015). В каждом цикле основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из трех указанных выше направлений исследования. По остальным направлениям получается обобщенная характеристика грамотности учащихся.
В 2000 году основное направление исследования – «читательская грамотность», в 2003 году – «математическая грамотность», в 2006 году –
«естественнонаучная грамотность», в 2009 году – «читательская грамотность», в
2012 году – «математическая грамотность», в 2015 году – «естественнонаучная грамотность».
1
https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201447

Читайте также:
Как обновить программы Андроид через компьютер

3
− критическое мышление
− креативность
− исследование и изучение
− саморегуляция, инициативность и настойчивость
− использование информации
− системное мышление
− коммуникация
− рефлексия.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Компетенции (умения):
• Находить и извлекать информацию
• Интегрировать и интерпретировать информацию

5
(Trends in Mathematics and Science Study), например, нацелено на проверку качества математического и естественнонаучного образования учеников четвёртых и восьмых классов. Проводится оно при поддержке Международной ассоциации по оценке учебных достижений IEA. Помимо мониторинга качества знаний TIMSS призвано ещё и выявить различия в национальных системах образования разных стран. А тестирование PIRLS (Progress in International
Reading Literacy Study) направлено на то, чтобы оценить качество чтения и понимания текста у ребят начальной школы. Так же, как и TIMSS, оно показывает различия в национальных системах образования. Исследование
PIRLS проводится раз в пять лет, и проходило уже четыре раза: в 2001, 2006,
2011 и 2016 годах.
В исследование PISA включены задания разного типа. Почти половину из них составляют вопросы, предполагающие свободные ответы. А есть вопросы с определённым, нерасширяемым списком ответов. Это значит, что ученик должен выдать самостоятельный ответ, который будет ограничен конкретными словами или числами.

Почти треть всех заданий в тесте составляют вопросы с готовыми вариантами ответов. Главное отличие программы PISA от ЕГЭ, ОГЭ и других российских тестов заключается в том, что она, в первую очередь, оценивает возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач.
В этом отношении можно сказать, что PISA следует современным образовательным трендам, ведь способность учеников применять школьные знания в жизни — это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века. Задания PISA проверяют не заученный материал по биологии, географии, физике и обществознанию, а владение учеников компетенциями в различных контекстах этих предметов и межпредметного взаимодействия: здоровье человека, природные ресурсы, окружающая среда, экология, открытия в области науки и технологии. Существуют интерактивные задания, направленные на наблюдение за каким-то объектом, в которых нужно сделать вывод о том, как функционирует этот объект. Есть задания с аналитическим решением, в которых стоит задача предусмотреть дальнейшее развитие событий или действие каких-то предметов.
В 2015 году появились в PISA и задания для коллективного выполнения
— коллаборативные. В таких задачах предусмотрено совместное решение проблем. В качестве партнёров выступают виртуальные помощники, с которыми можно обсуждать, анализировать и решать заданную проблему: что-то организовать, создать, придумать, переделать или наладить. Такие задания показывают, как ученик взаимодействует с партнёром, как распределяет обязанности, и умеет ли договариваться.
Пример задания на математическую грамотность:

7 1. Поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень).
2. Поиск в тексте нужной информации по множественным критериям.
3. Поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией.
4. Поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания.
5. Понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста.
Профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ
ВШЭ Александр Поддьяков считает, что тесты PISA имеют и некоторые недочёты: многие интерактивные творческие задания, по его мнению, должны иметь более гибкую систему ответов. В нескольких заданиях подобного типа эксперт заметил ошибки: разработчики попросту не смогли предвидеть другие
(тоже правильные!) варианты решения тестов.
При этом американский профессор педагогики Университета Аризоны
Дэвид Берлинер заявляет, что результаты теста PISA связаны вовсе не с уровнем образования, а с качеством жизни в стране. В США, кстати, тестирование PISA ученики проходят не блестяще: в 2015 году страна заняла 28-е место по математике, 24-е место по чтению и 25-е — по естественным наукам. Позиции
России тогда были такими: 23-е, 26-е и 33-е места по тем же дисциплинам.
Галина Ковалёва, координатор PISA в России, отмечает: низкие результаты теста в нашей стране связаны с тем, что учителя превосходно обучают предмету, однако не замечают, как знания по этому предмету усваивают отдельные ученики в классе. Кроме того, Ковалёва говорит, что российская система образования заметно отличается, например, от финской (а Финляндия почти всегда лидирует в PISA). У нас существуют целые школы для способных детей, но при этом отстающие ученики оказываются совершенно
«заброшенными». В Финляндии же нет «лицейских» классов и школ «с уклоном»: одарённым школьникам разрешено заниматься самостоятельно, а для отстающих разрабатываются специальные индивидуальные программы обучения.
Результаты Российской Федерации в исследовании PISA
Место РФ среди других стран-участниц (по количеству
баллов)
Направление
исследования
PISA-
2000
PISA-
2003
PISA-
2006
PISA-
2009
PISA-
2012
PISA-
2015
PISA-
2018
Естественнонаучная грамотность
26 24 35 39 37 32 33
Математическая грамотность
22 29 34 38 34 23 30

8
Читательская грамотность
27 32 39 43 42 26 31
Место РФ среди других стран-участниц*
Направление
исследования
PISA-
2000
PISA-
2003
PISA-
2006
PISA-
2009
PISA-
2012
PISA-
2015
PISA-
2018
Естественнонаучная грамотность
26-29 20-30 33-38 38-40 34-38 30-34 30-37
Математическая грамотность
21-25 29-31 32-36 38-39 31-39 20-30 27-35
Читательская грамотность
27-29 32-34 37-40 41-43 38-42 19-30 26-36
*В международном отчёте указывается место страны с учётом стандартного отклонения
Количество баллов РФ (по 1000-балльной шкале)
Направление
исследования
PISA-
2000
PISA-
2003
PISA-
2006
PISA-
2009
PISA-
2012
PISA-
2015
PISA-
2018
Естественнонаучная грамотность
460 489 479 478 486 487 478
Математическая грамотность
478 468 476 468 482 494 488
Читательская грамотность
462 442 440 459 475 495 479
Согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 590, Министерства просвещения Российской Федерации № 219 от 6 мая
2019 года «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» определены содержательные принципы оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях:
− Ориентация на потребности и интересы обучающихся.
− Ориентация на ФГОС.
− Развитие современных инструментов оценки качества образования.
− Ориентация на оценивание как подготовки обучающихся, так и образовательной деятельности.
Поэтому в рамках Методологии рассматриваются следующие направления оценки качества образования:
1) оценка культуры самооценки образовательных организаций, внедрение технологий формирующего оценивания как способа продвижения к поставленным целям обучения с учетом целей и особенностей участников образовательных отношений;

10
• Время, затраченное на выполнение домашних заданий – отрицательный эффект на результаты по математике и естествознанию в 8 классе;
• Время, потраченное на репетиторов по тому или иному предмету – отрицательный эффект в 4 и 8 классе как на результаты по математике, так и по естествознанию.
Ситуация с репетирами и занятиями вне уроков относительно благополучна по сравнению со средними международными показателями и показателями для стран-лидеров:
— в 4-ом классе около 15 % российских учащихся занимаются с репетитором (в среднем по странам – 22%),
— в 8-ом классе около 36 % российских учащихся занимаются с репетитором (в среднем по странам – 43%).
Подтверждена актуальность проблемы формализма знаний – старой проблемы российской и советской школы. Знания у учащихся есть, однако грамотно пользоваться ими они не умеют.
Подтверждён эффект, выявленный ранее в ходе вторичного анализа результатов PISA группой под руководством К.Н.Поливановой и названный ситуативностью знаний. Ситуационность знаний подразумевает, если знания не осознаны и не присвоены учащимися, они проявляются только в тех ситуациях, в которых формировались.
Положительным моментом, выявленным в ходе мониторинга, является готовность учащихся браться за решение предложенных им задач, даже самых сложных и непривычных, что свидетельствует о потенциале повышения их функциональной грамотности. При этом значительная часть учащихся на фоне интереса к описанной ситуации демонстрирует неумение прочитать предложенный текст, выбрать информацию, применить предложенные в качестве дополнительных сведений факты или формулы, вычленить из реальной ситуации предметные аспекты. Многие учащиеся испытывают серьезные затруднения при вычленении необходимой информации из текста, таблиц, диаграмм и схем. Ответы учащихся демонстрируют неумение переводить информацию из одного формата в другой.
Целенаправленное формирование функциональной грамотности школьников не требует серьезной перестройки предметной деятельности учителя: важно проанализировать свои подходы к уроку и увидеть потенциал.
Включение заданий в мотивационную часть урока, при изучении соответствующего по содержанию материала, при закреплении изученного, для организации дискуссии, при отработке соответствующих умений (навыков), в ряде случаев для проверки знаний. Ведь работа по формированию функциональной грамотности – один из ответов на вопрос: как и чему учить сегодня для успеха ученика в будущем.
Литература:
1. PISA-2018. Краткий отчет по результатам исследования.
2. PISA-2018. Результаты исследования в Москве в сопоставлении с результатами стран-участниц.

Читайте также:
Как установить на телевизор программу с флешки

11 3. Сборник метапредметных заданий: история, обществознание, география: 5-9 кл. ФГОС / сост. и ред. А.Ю. Лазебникова, И.Ю. Синельников. – М.:
Издательство «Экзамен», ФГБНУ «Институт стратегии развития образования
РАО», 2018.
4. Сборник метапредметных заданий: история, обществознание, география: 10-
11 кл. ФГОС / сост. и ред. А.Ю. Лазебникова, И.Ю. Синельников. – М.:
Издательство «Экзамен», ФГБНУ «Институт стратегии развития образования
РАО», 2018.
5. Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 5 класс: — М.; СПб.: Просвещение. 2013.
6. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 590,
Министерства просвещения Российской Федерации № 219 от 6 мая 2019 года
«Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся».
7. Уроки функциональной грамотности (работаем по ФГОС общего образования)
/ сост.: А. Н. Величко, А. Н. Москвина. — Новосибирск: Изд-во НИМРО, 2021.
— 180 с.
8. Сборник информационных и методических материалов для педагогов. НИУ
ВШЭ. 89 с.
9. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач. Редакция: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий».
10. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации /авт.-сост. М.А. Пинская, А.М. Михайлова. – М.: Корпорация
«Российский учебник», 2019.
11. Основные содержательные и методические аспекты формирования и оценки функциональной грамотности. Ковалева Г.С. 24 сентября 2021 года. ИСРО РАО.

Источник: topuch.com

Статья «Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA и «PISA для школ». Опыт участия.»

Статья содержит разъяснения о Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся
PISA и «PISA для школ». Также рассказывается об опыте участия в исследовании в 2020-2021 учебном году.

Оценить 687 0

Содержимое разработки

Шапинская Ирина Александровна,

учитель русского языка и литературы

Международная программа по оценке

образовательных достижений учащихся

PISA и «PISA для школ». Опыт участия.

Одним из важных приоритетов Российской Федерации выступает повышение качества образования: одна из приоритетных целей развития нашего государства на ближайшие несколько лет – вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Существенную роль в оценке качества российского образования играют международные сравнительные исследования, результаты которых позволяют выявить уровень и качество подготовки российских школьников в части овладения важными и признанными на международном уровне компетенциями.

Одним из таких исследований является Международная программа по оценке качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment) проводится раз в 3 года, начиная с 2000 г., и проходит под патронажем Организации экономического сотрудничества и развития. Цель этого масштабного тестирования — провести оценку грамотности 15-летних школьников в разных видах учебной деятельности: естественнонаучной, математической, компьютерной и читательской. В каждом цикле исследования проекта PISA делается акцент на определенное направление

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA является мониторинговым исследованием качества общего образования. Исследуется подготовка учащихся 15-летнего возраста: обладают ли они знаниями и умениями, необходимыми для полноценной жизни в современном обществе, умеют ли они решать задачи, используя навыки в различных сферах человеческой деятельности, способны ли они продуктивно общаться. Страны, используя результаты исследования, смогут определить сильные и слабые стороны образования, увидеть свой профиль на фоне других государств и определить направления совершенствования учебного процесса в школах.

Главное отличие программы PISA от ЕГЭ, ОГЭ и других российских тестов заключается в том, что она, в первую очередь, оценивает возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач. Исследование PISA сосредоточено на оценке практических умений и навыков учащихся и их умении применять знания, полученные в школе, в жизни. Можно сказать, что важнейший аспект грамотности и навыков XXI века — способность учеников применять школьные знания в реальной жизни.

Считается, что результаты PISA непосредственно связаны с экономическим и социальным развитием страны. Поэтому в образовательной политике многих стран результатам этого исследования придается ключевое значение.

Как проверяется уровень функциональной грамотности школьников в проекте PISA ? В исследование включаются задания разного типа, которые проверяют не заученный материал по конкретному предмету, а владение учениками компетенциями в различных контекстах знаний по тому или иному предмету и межпредметного взаимодействия: здоровье человека, природные ресурсы, окружающая среда, экология, открытия в области науки и технологии.

Большую часть заданий составляют вопросы, предполагающие свободные ответы. А есть вопросы с определённым, нерасширяемым списком ответов. Это значит, что ученик должен выдать самостоятельный ответ, который будет ограничен конкретными словами или числами.

Существуют интерактивные задания, направленные на наблюдение за каким-то объектом, в которых нужно сделать вывод о том, как функционирует этот объект. Есть задания с аналитическим решением, в которых стоит задача предусмотреть дальнейшее развитие событий или действие каких-то предметов. В 2015 году появились в PISA и задания для коллективного выполнения — коллаборативные.

В таких заданиях предусмотрено совместное решение проблем с партнёрами, в качестве которых выступают виртуальные помощники. С ними обсуждают, анализируют и решают заданную проблему: что-то организовать, создать, придумать, переделать или наладить. Такие задания показывают, как ученик взаимодействует с партнёром, как распределяет обязанности, и умеет ли договариваться.

Но многие наши исследователи и ученые-аналитики считают, что тесты PISA имеют и некоторые недочёты: многие интерактивные творческие задания, по их мнению, должны иметь более гибкую систему ответов. В нескольких заданиях подобного типа эксперты заметили ошибки: разработчики попросту не смогли предвидеть другие (тоже правильные!) варианты решения тестов.

К сожалению, результаты наших школьников остаются невысокими на фоне других стран. Почему?

В 2019 году Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в электронном издании «Факты образования» опубликовал пособие «Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA–2018 и их интерпретация».

Так, интерпретируя результаты исследования, специалисты высшей школы экономики, после получения низких результатов российских школьников в PISA‒2000, отмечают, что в учебниках, в контрольно-измерительных материалах было увеличено количество заданий по практическому применению знаний, начали распространяться активные форматы обучения. В ряде исследований было показано, что эти изменения положительно связаны с ростом результатов PISA c 2003 по 2015 год.

Но также отмечается, что негативным фактором, повлиявшим на результаты участия наших школьников в исследовании, стали изменения в системе образования последних лет, которые стимулируют учащихся, скорее, запоминать и действовать по образцу, а не мыслить критически, анализировать, сравнивать, экспериментировать. Речь идет, например, о широком распространении и Всероссийских проверочных работ, и об «ужесточении» ОГЭ после 9 класса.

Также в пособии перечисляются факторы, влияющие на результаты участия в исследовании.

1. Динамика баллов по чтению российских учащихся в зависимости от наличия у матери высшего образования.

2. Дисциплинарные проблемы, мешающие обучению.

3. Нехватка различных образовательных ресурсов в школе.

4. Психологический климат в школе: 37% учеников периодически страдают от буллинга (против 23% в среднем по ОЭСР), в том числе 12% подвергались ему несколько раз в неделю.

5. Большие различия наблюдаются в результатах учащихся из городов и сел.

А вот американский профессор педагогики Университета Аризоны Дэвид Берлинер заявляет, что результаты теста PISA связаны вовсе не с уровнем образования, а с качеством жизни в стране в целом. В США, кстати, тестирование PISA ученики проходят не блестяще.

Другое объяснение низким результатам дает Галина Ковалёва, координатор PISA в России. Она отмечает следующее: низкие результаты теста в нашей стране связаны с тем, что учителя превосходно обучают предмету, однако не замечают, как знания по этому предмету усваивают отдельные ученики в классе. Кроме того, Ковалёва говорит, что российская система образования заметно отличается, например, от финской (а Финляндия почти всегда лидирует в PISA). У нас существуют целые школы для способных детей, но при этом отстающие ученики оказываются совершенно «заброшенными». В Финляндии же нет «лицейских» классов и школ «с уклоном»: одарённым школьникам разрешено заниматься самостоятельно, а для отстающих разрабатываются специальные индивидуальные программы обучения.

Читайте также:
Как создать анимированную карту историческую в какой программе

К рассмотренному исследованию можно относиться по-разному: принимать во внимание или игнорировать. Но надо помнить, что в каждой системе есть свои недочеты и ошибки. Совершенной системы оценки, наверное, не существует, поэтому ошибочным является и погоня за лучшими местами в международном рейтинге. Но к итогам тестирования тоже нельзя не прислушиваться, потому что изначально исследования PISA направлены не только на оценку достижений учеников, но и на обнаружение слабых мест в системе школьного образования страны в целом. Результаты PISA — это результаты владения новыми важными компетенциями, ставшими ключевыми навыками современного человека, от которых зависит успех, реализация творческого потенциала и полноценное взаимодействие с обществом.

В 2020-2021 учебном году учащиеся МБОУ Лицей № 5 приняли участие в исследовании «PISA для школ». Как и Международная программа по оценке образовательных достижений PISA, исследование «PISA для школ» измеряет знания и навыки 15-летних учащихся в области чтения, математики и естественнонаучных дисциплин. Оно также анализирует их отношение к учебе, школе и изучает учебную среду самих школ. Важно отметить, что это исследование измеряет не только то, могут ли ученики воспроизвести полученные знания, но и то, насколько хорошо они могут экстраполировать свои знания и творчески применять их в новых контекстах. Исследование «PISA для школ» представляет собой уникальный инструмент, с помощью которого можно инновационным способом сравнить и оценить успеваемость отдельной школы по отношению к другим образовательным организациям в мире.

В отличие от основного исследования PISA, которое предназначено для получения результатов на государственном уровне, исследование «PISA для школ» предназначено для получения результатов на уровне школы в целях проведения сравнительного анализа и совершенствования работы школы.

В РФ в исследовании «PISA для школ» приняли 263 школы, в ОЭСР – 11 327.

В МБОУ Лицей № 5 из подходящего по возрасту количества девятиклассников были отобраны 55 учеников. В исследовании участвовали 81% от заявленных лицеистов. В РФ были отобраны 7911 уч-ся, в ОЭСР – 328281 уч-ся. В лицее прошли исследование 44 уч-ся, в РФ – 7608 школьников, в ОЭСР – 292999 уч-ся. Доля девочек среди учащихся лицея составила 50 %, в РФ – 50%, в ОЭСР – 50%.

Поскольку исследование «PISA для школ» основывается на международной оценке образовательных достижений учащихся PISA, результаты МБОУ лицея № 5 можно сравнить с результатами образовательных учреждений из более чем 80 стран, которые участвовали в различных циклах исследования PISA.

Исследование проводилось в компьютерном формате

Основные сессии были проведены в три дня. Позже состоялась дополнительная сессия для учащихся, не принимавших участие в тестировании в основные дни по болезни.

Тестирование – 1,5 часа

Таким образом, время исследования составило 2 часа (120 минут).

Каковы результаты? Кратко их можно продемонстрировать следующим образом.

В сравнительной таблице 1 представлены статистически значимые результаты при 95%-м доверительном интервале. Результаты приводятся по международной 100-балльной шкале со средним значением 500 баллов.

Из данных таблицы видно, что учащиеся МБОУ лицей № 5 показывают результаты выше, чем результаты учащихся по РФ. Причем в читательской и естественно-научной грамотности мальчики и девочки показывают схожие результаты, а по результатам исследований математической грамотности девочки, обучающиеся в лицее, показали более высокие результаты, чем мальчики на 69%.

Говоря о вовлеченности и восприятии учащихся МБОУ лицей № 5, можно отметить, что 68% лицеистов, участников исследования «PISA для школ», считают, что естественно-научные дисциплины важны для их будущего; 25% лицеистов, участников исследования «PISA для школ», видят, что учителя оказывают индивидуальную поддержку слабоуспевающим, 11% лицеистов, участников исследования «PISA для школ», сталкиваются с нарушениями дисциплины и шумом в классе, и это их беспокоит.

Далее в таблице 2 представлены результаты учащихся МБОУ лицей № 5 по читательской, математической и естественнонаучной грамотности.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что читательская, математическая грамотность учащихся МБОУ лицей № 5 значительно выше, чем в РФ и значимо выше, чем в ОЭСР. Естественно-научная грамотность значительно выше, чем в РФ и схожа с результатами в ОЭСР.

Результаты учащихся по читательской грамотности

Исследование «PISA для школ» оценивает несколько различных когнитивных процессов, задействованных при чтении. В рамках исследования рассматриваются когнитивные стратегии, подходы или цели, которые читатели используют при работе с одним или несколькими текстами.

Задания исследования PISA оценивают сформированность компетенций во время таких процессов, как поиск информации, понимание буквального смысла, интерпретация информации, осмысление и оценивание содержания текста, а также осмысление и оценивание формы текста.

Исследование «PISA для школ» включает необходимые задания, чтобы представить эти пять процессов в виде объединенных данных по трем группам умений:

• Поиск информации: навигация в предоставленной информации для нахождения и извлечения одного или нескольких отдельных фрагментов информации, независимо от формата чтения (в печатном или цифровом виде).

• Понимание: включает в себя обработку прочитанного с целью придания тексту внутреннего смысла, независимо от того, как он сформулирован.

• Осмысление и оценивание информации: включает в себя использование знаний, представлений и взглядов, выходящих за рамки текста, с целью соотнесения информации, представленной в тексте, с собственным учебным и социально-бытовым опытом и системой ценностей.

В таблице 3 представлены результаты участия учащихся по читательской грамотности (три группы умений).

Показатели таблицы свидетельствуют, что результаты участия учащихся МБОУ лицей № 5 значительно и значимо выше, чем результаты по РФ и в странах ОЭСР.

Результаты учащихся по математической грамотности

Согласно концепции исследования PISA, математическая грамотность подразумевает развитое математическое мышление, которое можно описать с помощью трех компетенций: умения формулировать задачу математически, умения применять математический аппарат для решения задачи, умения интегрировать и интерпретировать результаты.

Концепция определяет три умения: умение формулировать, умение применять и умение интерпретировать.

• Умение формулировать: решение начинается с выделения задачи в представленном контексте. Учащемуся необходимо определить, какие именно математические знания имеют отношение к описываемой ситуации, сформулировать ситуацию математически в соответствии с заданными условиями, упростить ситуацию, применив возможные допущения. Таким образом, учащийся превращает «задачу в контексте» в «математическую задачу», которая может быть решена с помощью инструментов математики.

• Умение применять: чтобы решить задачу с помощью математики, необходимо использовать математические концепции, факты, процессы и методы рассуждения для получения «математических результатов». Этот этап может включать в себя математические манипуляции, трансформации и вычисления, как с использованием математических средств, так и без них.

• Умение интерпретировать: чтобы связать полученные математические результаты с контекстом задачи, их необходимо интерпретировать с точки зрения исходного условия. Таким образом, учащийся должен интерпретировать полученные математические результаты и их обоснованность в контексте задачи реального мира.

В таблице 4 представлены результаты учащихся по математической грамотности (три группы умений).

По всем показателям таблицы видно, что математическая грамотность у учащихся МБОУ лицей № 5 значительно и значимо выше, чем в РФ и в странах ОЭСР.

Результаты учащихся по естественнонаучной грамотности

Деятельность в сфере естественнонаучных дисциплин требует наличия трех элементов: научной компетенции, знания стандартных методологических процедур, применяемых в науке, и знания содержания естественнонаучной дисциплины.

Эти три элемента взаимосвязаны. Объяснение научных и технологических явлений, например, требует знания содержания предмета. Анализ научных изысканий и интерпретация результатов с научной точки зрения также требуют понимания того, как добываются научные знания, и некоторой степени уверенности в применении этих знаний.

Согласно определению исследования PISA, человек, обладающий естественнонаучной грамотностью, способен и готов участвовать в аргументированной дискуссии о науке и технологиях. Для этого необходимо иметь сформированные умения:

• Умение объяснять: подразумевает способность распознавать, предлагать и анализировать научные объяснения целого ряда природных и технологических явлений.

• Умение оценивать и применять: подразумевает умение описывать, планировать и оценивать научные исследования и предлагать пути решения задач с научной точки зрения.

• Умение интерпретировать с научной точки зрения: подразумевает умение анализировать и оценивать данные, утверждения и аргументы, представленные в различных формах, и делать соответствующие научные выводы.

В таблице 5 представлены результаты учащихся по естественнонаучной грамотности (три группы умений).

Данные таблицы показывают, что умение оценивать и применять у учащихся МБОУ лицей № 5 в рамках естественно-научная грамотности выше, чем в РФ и схожа с показателями в странах ОЭСР.

Из результатов исследования « PISA » для школ можно наблюдать удовлетворительное участие учащихся МБОУ лицей № 5 в исследовании.

  1. https://tass.ru/obschestvo/5182103
  2. https://rosuchebnik.ru/material/issledovaniya-pisa-2018-v-rossii/
  3. https://www.gazeta.ru/social/2019/12/09/12831446.shtml
  4. https://god2021bull.com/issledovanie-pisa-2021-goda-napravlenie-podgotovka/
  5. https://lk-fisoko.obrnadzor.gov.ru/

Источник: www.prodlenka.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru