Компоненты функциональной грамотности, оцениваемые в PISA
- Основные направления оценивания (2/3 времени тестирования):
— читательская грамотность;
— математическая грамотность;
— естественнонаучная грамотность.
- Обобщенная характеристика грамотности обучающихся:
— креативное мышление;
— финансовая грамотность;
— глобальные компетенции.
Участие Ленинградской области в проведении региональных оценок по модели PISA планируется в 2024 году
- «Совершенствование механизмов повышения качества образования — подготовка к исследованию PISA», МУ «ВРМЦ»
- «В каком направлении развивается российская система образования ( по результатам международной программы PISA-2018 » Ковалева Г.С., национальный координатор исследования PISA в России.
Документы федерального уровня
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования от 06 мая 2019 года № 590/219 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
- Читательская грамотность в исследовании PISA-2015
Документы регионального уровня
ПРОВОДЯТСЯ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ «PISA — 2022»
- Распоряжение комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 29.10.2019 № 2257-р «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по подготовке к участию в общероссийской, региональной оценке по модели PISA»
- Распоряжение комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 04.06.2020 № 977-р «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по подготовке к участию в общероссийской, региональной оценке по модели PISA на 2 полугодие 2020 года»
Документы муниципального уровня
- Распоряжение Комитета по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 18.06.2020 № 429 «Об утверждении плана мероприятий по подготовке к участию в общероссийской, региональной оценке по модели PISA на 2020-2021 учебный год»
- План мероприятий (дорожная карта) по подготовке к участию в общероссийской, региональной оценке по модели PISA общеобразовательных учреждений, подведомственных Комитету по образованию администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области на 2020-2021 учебный год
- Распоряжение Комитета по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 28.12.2020 № 883 «Об организации деятельности учреждений, подведомственных Комитету по образованию, по подготовке к участию в региональной оценке качества образования на основе практики международных сравнительных исследований PISA-2024»
Источник: school-toksovo.ru
PISA и функциональная грамотность (Фрагмент урока)
Об исследовании PISA (Programme for International Student Assessment)
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) – это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет. Проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Национальным координатором реализации исследования PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».
Цель исследования
Изучение того, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе, то есть для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Программа позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования разных стран и оценить эффективность стратегических решений в области образования.
Область оценивания
Оценка навыков учащихся в рамках исследования PISA проводится по трем основным направлениям: читательская, математическая и естественно-научная грамотность.
Дополнительной областью оценивания в цикле исследования 2012 года стало креативное решение задач, в цикле 2015 года – совместное решение задач, в цикле 2018 года – глобальные компетенции. Ряд стран, в том числе Россия, также принимают участие в дополнительной опции – оценивание финансовой грамотности учащихся.
Периодичность проведения
Цикл исследования составляет 3 года. Россия принимает участие во всех циклах исследования PISA начиная с первого в 2000 году (2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015, 2018 гг.). В каждом цикле основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из трех указанных выше направлений исследования. По остальным направлениям получается обобщенная характеристика грамотности учащихся.
В 2000 году основное направление исследования – читательская грамотность, в 2003-м – математическая грамотность, в 2006-м – естественно-научная грамотность, в 2009-м – читательская грамотность, в 2012-м – математическая грамотность, в 2015-м – естественно-научная грамотность, в 2018 году – читательская грамотность .
В исследовании 2015 года приняли участие более 500 тысяч 15-летних учащихся из 72 стран и экономик мира.
Текущий цикл
В первом полугодии 2018 года в Российской Федерации был проведен основной этап очередного цикла исследования PISA-2018, в котором приняли участие более 8000 учащихся 15-летнего возраста из более чем 200 образовательных организаций 42 субъектов Российской Федерации, и начата обработка результатов основного исследования.
Основные результаты
В цикле исследования PISA-2015 среди 72 участников Российская Федерация заняла 32-е место по естественно-научной грамотности, 23-е место – по математической грамотности, 26-е место – по читательской грамотности. Российская Федерация показала существенное улучшение результатов по сравнению с предыдущим циклом исследования 2012 года: результаты по математической грамотности улучшились на 12 баллов (494 балла против 482), по читательской грамотности – на 20 баллов (495 баллов против 475), по естественно-научной грамотности – на 1 балл (487 баллов против 486). Увеличилось число учащихся с высокими уровнями математической, читательской и естественно-научной грамотности и уменьшилось число учащихся с низкими уровнями грамотности.
Результаты PISA-2015 для Российской Федерации в сравнении со средними баллами по ОЭСР:
С более подробной информацией об исследовании PISA можно ознакомиться на сайте Организации экономического сотрудничества и развития: http://www.oecd.org/pisa/
При использовании материалов ссылка на сайт ФГБУ «ФИОКО» обязательна.
Тип: Международные сопоставительные исследования
Источник: fioco.ru
Международное исследование качества образования PISA в 2024 году
Ученики школ XXI века должны быть начитанными, эрудированными и способными применять свои знания во взрослой жизни.
Чтобы оценить уровень школьного образования, в России и других странах планируется провести глобальный опрос «Пиза-2024». Статья расскажет, что это и в чем суть проведения.
Суть исследования и его организаторы
PISA – аббревиатура от Programme for International Student Assessment, что переводится как «Международная программа по оценке образовательных достижений учеников». Она представляет собой мероприятие, которое проводят для оценки уровня школьного образования и соответствия знаний современных детей.
Объектами анализа мероприятий в рамках PISA являются подростки пятнадцати лет, которые недавно получили среднее школьное образование – уже не дети, но еще не взрослые.
Оценивается грамотность учеников, которую анализируют в трех главных областях: математике, естественных науках и читательской.
Но это не главное: в первую очередь смотрят, как пятнадцатилетние школьники умеют применять свои школьные знания в повседневности для выполнения множества задач в разных областях жизни: в сфере финансов, степени интегрированности в социум и преодолении разного рода препятствий.
Программа PISA во многом отличается от других имеющихся систем оценки. В ней присутствует:
- Охватываемость. В тестировании участвует множество стран мира.
- Настрой на будущее. Подростки, участвовавшие в проверке, впоследствии представляются, сообщают о своей мотивации к продолжению учиться дальше после школы, о методиках получения дополнительных знаний и умений.
- Ориентация на политику, что предполагает связь между результатами учебы с данными о происхождении учеников, их социальным статусом и вещи, которые могут повлиять на усвоение школьных знаний и умений.
- Систематичность и планомерность – государства-участники имеют возможность следить за динамикой успешности достижения в сфере образования.
Организатор мероприятия – Организация экономического сотрудничества и развития (OECD). В России же программу реализует бюджетное учреждение ФИОКО – Федеральный институт оценки качества образования.
Что оценивается?
В ходе программы PISA исследуют применение информации, полученной детьми в школе, на практике по трем направлениям:
- Читательская грамотность – под ней подразумевается, насколько хорошо ученик может воспринимать и понимать информацию в тексте, размышлять о сведениях, которые получает, и помогает ли ему чтение в достижении своих целей. Также расценивается, насколько он эрудирован, может ли взаимодействовать с обществом других людей.
- Математическая грамотность – расценивается, способен ли учащийся мыслить математически, формулировать, интерпретировать и использовать математику для того, чтобы решать задачи не только в теории, но и в жизни. Это широкий показатель, охватывающий процедуры, факты и термины, понятия, инструменты для объяснений, описания и даже прогнозирования отдельных явлений. Эта грамотность дает возможность понимать главную роль математики в жизни, принимать правильные решения, совершать логичные действия.
- Естественнонаучная грамотность – ее можно воспринимать как способность человека к активной гражданской позиции в естественных науках, увлечению идеями естественнонаучных областей. В наши дни важно, чтобы человек понимал и мог объяснить явления, интерпретировал доказательства и данные, мог планировать и оценивать исследования, принимал участие в обсуждении проблем, наиболее актуальных в мировом масштабе.
Помимо трех перечисленных присутствует четвертое направление – как правило, каждый год оно разное. К примеру, в 2012 году дополнительной темой изучения была финансовая грамотность, в 2015 рассматривалось решение проблем, а в 2018 – глобальные компетенции.
Дополнительной темой исследования Пиза-2024 же будет креативное мышление. Почему именно оно вошло в международное оценивание 2024 года? Очень просто: в современном мире ценится нестандартный творческий подход во всех областях деятельности.
Особенности проведения PISA в 2024 году
Исследование PISA проводится раз в три года.
Как было сказано ранее, в рамках цикла рассматриваются три направления: чтение, математика и естественные науки; одно из них берется в качестве основного. Помимо них каждый раз добавляется четвертый предмет тестирования.
Проверка включает в себя:
- тесты по всем четырем предметным областям на компьютере – времени на ответы дается два часа;
- анкета для школьников, в которую входят вопросы о личном опыте, статусе, отношении к образованию, знанию финансовых вопросов, умении коммуницировать и пользоваться информацией – всего на заполнение анкеты дается сорок девять минут;
- анкета для преподавателей или руководителей, необходимая для выявления факторов, определяющих разность в системах образования стран-участников.
Помимо всего прочего, в дополнении есть анкеты для родителей и финансовые вопросы к администрации. Решать тест и анкету школьники могут последовательно или в разные дни – как посчитают нужным.
Основное направление исследования цикла Pisa-2024 – математическая грамотность, в виде дополнительного предмета добавили креативное мышление. В 2024 году в рамках международного исследования PISA будет целенаправленно проводиться оценка частого применения математики в важнейших жизненных аспектах: в обществе, профессии и лично.
Фокус исследования PISA 2024 в первую очередь – это математические рассуждения. Под ним подразумевается правильная оценка и интерпретация, рациональное применение и грамотная формулировка полученной информации. При этом необходимо, чтобы испытуемый мог уметь использовать навыки в четырех сферах жизни: личной, научной, профессиональной и общественной.
Помимо всего прочего, добавлены наиболее важные в XXI веке навыки, в частности, информационные и коммуникативные технологии. В соответствии концепцией интеграции ИКТ в исследование PISA-2024 предполагается, что ученик должен быть креативным, инициативным, мыслил критически, умел пользоваться информацией и коммуникацией.
Предлагаемые задания и результаты выполнения
Тестовые задания бывают двух типов:
- Стандартные – обыкновенные задания, в которых описывают проблемы и вопросы.
- Интерактивные – задания с интерактивными материалами, оформленные в виде компьютерной симуляции. Можно сравнить это с компьютерной игрой: тестируемый будто бы оказывается в виртуальной реальности, где ему приходится решать ситуации, так похожие на реальные. Во время подобных тестов ученику задаются вопросы, предполагающие разного рода варианты ответа и дальнейшие действия.
Все эти задания могут проводиться в разном формате: можно выбирать один или несколько правильных ответов, как в стандартных тестах, а можно дать конкретный ответ, объясненный максимально подробно, порой требуя от ученика решения конкретной проблемы.
Посмотреть или даже порешать пробные задания всегда можно – они находятся на официальном сайте ФИОКО. Результаты проведенного тестирования любого направления становятся доступны не раньше, чем через год – а если быть точнее, то в конце года. К примеру, итоги PISA-2023 будут доступны в декабре 2024-го.
Итоги проверки, говорящей о качестве знаний подростков по всем категориям, разделяют на шесть уровней, и у каждого есть своя нижняя граница – порог. Исходя из ответов, подсчитываются баллы, и школьники, достигшие определенного уровня, должны продемонстрировать свои знания и умения, которые можно будет применить не только в теории, но и на практике.
Подготовительные мероприятия к проведению PISA-2024
Для того, чтобы сдать основной этап проверки, участники должны хорошо подготовиться – и организаторы идут к ним навстречу. Международное исследование PISA в ходе подготовки к новому этапу 2024 гг. дает много вариантов – так, весной 2020-го на официальном сайте были выложены пробные задания.
Осенью 2020-го основатели государственного проекта «Современная школа» планировали запустить предварительное российское исследование наподобие PISA, соблюдая все его стандарты, в котором должны были принять участие более 1400 школ со всех регионах страны. Пандемия помешала планам, но все впереди!
Разработчики этого мероприятия собираются работать с большим материалом анализа, что в итоге даст возможность составить список замечаний и рекомендаций, которые пригодятся не только в рамках PISA, но и в последующей работе ведомств и министерств.
Вовсю проходят и мероприятия мирового масштаба к подготовке международного тестирования. Так, по информации Роспотребнадзора, уже проводились встречи организаторов из разных государств – в том числе и из России. В анализе PISA-2024 покажут свои навыки и умения школьники 88 стран.
А в качестве самостоятельной подготовки достаточно просто посмотреть и прорешать прошлогодние тестовые задания, что даст возможность освежить свои знания и узнать, в чем суть проведения изучения на готовых примерах.
Значимость международных исследований, в том числе PISA, крайне высока, ведь, проводя подобные во всем мире, каждая страна будет знать свой уровень, плюсы и минусы в определенных сферах, а значит, будет, к чему стремиться. Исследование PISA-2024 поможет улучшить систему образования и покажет, в какую сторону сделать упор в школах.
Источник: 2022g.ru